of Villages and Farmsteads of Bashkortostan and Adjacent Territories]. Ufa, Kitap, 2009, 744 p. (In Russ.).
10. Aznabaev, B.A. Status plennykh v bashkirskikh obshchinctkh XVII v. [Status of Prisoners in the Bashkir Communities of the 17th CenturyJ. In: Izvestija Altajskogo gosudarstven-nogo universiteta. Serija istorija [Newsletter of the Altai State University. History Series |. 2012. no 4/1 (76), pp. 12-16 (In Russ.).
11. Volkov, V.G., Karimov, A.A. Prois-khozhdenie i rodstvennye svjazi plemeni Irjakty po dannym geneticheskikh issledovanij [The Origin and Kinship Links of the Erekty Tribe According to Genetic Research], In: Perspektivy razvitija bashkirskogo naroda: osmyslenie istorii, sokhra-nenie traditsij, modeli natsional'no-gosudarst-vennogo stroitel'stva: sb. statej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunar. uchastiem (Ufa, 20 nojabrja 2015 g.) [Perspectives of Development of the Bashkir People: Understanding the History, Traditions, Models of Nation-Building: a Collection of Articles of the
All-Russian Scientific-Practical Conference with International Participation (Ufa, November 20, 2015)]. Ed. R.M. Valiakhmetov, G.S. Kunafin. Ufa, Bashkir Encyclopaedia, 2015 (In Russ.).
12. Istorija bashkirskikh rodov. Irekty. T. 12 / S.I. Khamidullin i dr. [A History of the Bashkir Tribes. The Erekty. Vol. 12. Ed. S.I. Khamidullin, et al\. Ufa, Ufa poligrafkombinat press, 2015,456 p. (In Russ.).
13. MazhLtov, N.A., Sultanova, A.N. Bas-hkirskie khany [Bashkir KhansJ. In: Narody Juzh-nogo Urala i ikh sosedi v drevnosti i srednevekov'e: Materialy mezhdimarodnoj nauchnoj konferentsii, posvjashchennoj 70-letiju krupnogo arkheo-loga-istorika i obshchestvennogo dejatelja. chlena-korrespondenta AN RB, professora N.A. Mazhi-tova [The Peoples of the Southern Urals and Their Neighbors in Antiquity and the Middle Ages: Proceedings of the International Scientific Conference Devoted to the 70th Anniversary of Noted Archaeologist-Historian and Public Figure, Associate Member of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan, Professor N.A. MazhitovJ. Ufa, Bashkir State University Press, 2004 (In Russ.).
B.B. Ушницкий УДК 94(5): 398.5(=512.1)
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ЛЕГЕНДЫ ДРЕВНИХ ТЮРКОВ-АШИНА: ВОЛЧИЦА И ОЛЕНЬ-ЛАНЬ В ОБРАЗЕ ТОТЕМНЫХ ПРЕДКОВ
Аннотация
По древнетюркским легендам, прародитель тюрков Лшина был воспитан волчицей, потомки героя вышли из Алтайских гор в просторные степи и стали создателями кочевого государства. По другой легенде, прародителем древних тюрков был Белый Олень с золотыми рогами. Эти генеалогические легенды связывают этногенез древних тюрков с древними усунями и сако-скифами, позволяя говорить об этнической преемственности пазырыкцев и древних тюрков. В генеалогической легенде тюрков упоминаются хунну (еюнну) и род Со (тоба-сяньбийцы). По этим легендам можно реконструировать генезис тюркских народов как результат симбиоза древних кочевых народов Центральной Азии. Упоминаемые в легенде в качестве прародины древних тюрков Гаочан и Горный Алтай устанавливают наличие двух основных этапов ранней этнической истории древних тюрков: гаочанского и алтайского.
Генеалогические легенды утверждают тезис о кровном родстве гюркоязычных народов, происходящих от одного мифологического предка. Четыре основные дрсвнетюркские группировки племен - енисейские кыргызы, кынчаки, теле-огузы и древние тюрки - сложились на раннем этапе тюркского этногенеза, когда было зафиксировано их генеалогическое родство в мифах.
Ушницкий Василий Васильевич, кандидат исторических наук, научный сотрудник сектора археологии и этнической культуры северо-востока Сибири Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН (Якутск), e-mail: voma@mail.ru
Vastly V. Ushnitskiy, Candidate of Sciences (History), Research Fellow at the Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Russian Academy of Sciences, Siberian Branch (Yakutsk), e-mail: voma@mail.ru
©Ушницкий В.В., 2016
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ, 2016/3 (73)
Ключевые слова: древние тюрки, этногенез, генеалогические легенды, тюркская мифология. Горный Алтай, династия Ашнна, хунну и усупи, история Центральной Азии
Vastly V. IJshnilskiy
GENEALOGICAL LEGENDS OF ANCIENT TURK S-^ SHIN A: SHE-WO LF AND FALLOW-DEER IN THE IMAGE OF TOTEMIC ANCESTORS
Abstract
According to ancient Turkic legends, the father of the l urks was raised by a she-wolf Aslun, the descendants of die hero came out of the Altai Mountains to spacious steppes and became founders of nomadic states. According to another legend, the ancestor of the ancient Turks was White Deer with Golden Horns. These genealogical legends linked ethnogeny of ancient Turks to ancient Usuns and Saka-Scythians, allowing to speak about ctluiic succession of Pazyryks and ancient "lurks. The genealogical legend of the Turks referred to the 1 lunnu (Sunny) and the family of So (Syanbi Toba). Ihese legends can reconstruct the genesis of the Turkic peoples as a result of ihe symbiosis of ancient nomadic peoples of Central Asia. Referred to in the legend as the ancestral home of the ancient lurks Gaochang and the Altai Mountains establish the existence of two basic stages of early ethnic history of ancient Lurks: the Gaochang and Altai ones.
Genealogical legends maintain Ihe thesis of kinship of the Turkic people descended from a mythical ancestor. The l our main groupings of ancient Turkic tribes are the Yenisei Kyrgyz, Kypchaks. Oghuzcs and ancient Turks had formed al Ihe early stage of Turkic ethnogenesis which was recorded in the myths of their genealogical relationship.
Key words: ancient Turks, ethnogenesis, genealogical legends. Turkic mythology, the Allai Mountains, the dynasty oiAskina, the Hunnu and Usuns. history of Central Asia
Ранняя этническая история древних тюрков до нас дошла через мифологические легенды, запечатленные в китайских источниках. В них генезис ранних тюрков начинается с территории Алтая. Древние предки тюрков могли принадлежать к союзу племен: динлинов, хунну, юэчжи, сяньби, усуней.
С.Г. Кляшторный считает вероятным, что племя Ашина иммигрировало в Ганьсу после 265 г., в период массового переселения за Великую стену хуннских и зависимых от хун-нов племен Центральной Азии и Южной Сибири. Путем смешения с коренными жителями Турфана в Пиньлянс и Хэси появились «смешанные ху». После переселения на Алтай племя стало называться «тюркское», термин Ашина стал названием правящей династии (I. с. 189|. Исходя из этого, выделяются два основных этапа ранней истории племени тюрк (ашина): ганьсуйско-гаочанскнй (265-460) и алтайский (460-553) [1, с. 189].
Существует также версия о том, что около 500 семейств Ашина могли прибыть на Гобий-ский Алтай. Устные исторические предания указывают на то, что они получили племенное название «тюрк» только после этого события. Современные тюркологи признают тот факт, что Ашина пришли на Алтай из территории провинции Ганьсу или Гаочана [2].
В больших орхонских надписях и повествовании о первых каганах народ, населявший
вновь созданную империю, назван R ТГ* Г4 R
кок murk 'голубые (синие) тюрки'. Именем Ашина называлась, прежде всего, династийная группа каганата, обозначенная в древнетюркских эпитафиях словосочетанием кёк-тюрк 'небесные тюрки'. Однако считается, что на тюркском материале это наименование не имеет объяснения |3, с. 95].
Транскрипция термина asina восходит к хотано-сакскому варианту asaría, сопоставляется с обозначением усуней asman 'небо', 'небесныеГ [4, с. 305, 307]. С.Г. Кляшторный утверждает, что именно сакская этимология ашина (asseina - assena) со значением «синий» является фонетически и семантически безупречной. Он отмечает его идеальное семантическое совпадение с реконструированным значением имени Ашина [5, с. 248].
В древнеперсидском языке слово тюрк обозначало RTF h 'шлем'. Действительно, в китайской хронике «Суй-шу» (VI-VII вв.) название тюрков выводится из монгольского слова дуулга 'шлем'. Германский тюрколог Г. Дсрфер считает, что в нарицательном значении его можно понимать как «господствующий народ». К примеру, наименование «тюркн-кыб-чаки» можно понимать так: господствую-
32
В.В. Ушницкш'!
щий род кыбчаков тогда властвовал 16, с. 162].
В сочинении «Тай-пин гуан чжи» сохранилась версия легенды об ином первопредке тюрков, антиподе волка - белом олене с золотыми рогами. Во время охоты этот олень был убит одним из предводителей племени аши. Правитель Имо-шэли приказал казнить виновного. Позже, во время жертвоприношений знамени с изображением волка, в церемонии участвовали и представители племени аши, предок которых убил оленя [7, с. 290].
Основным героем данного предания является олень с золотыми рогами, с образом которого связано происхождение династийных тюрков. Олень обитает в пещере их предков, на него наложено табу. Начало легенды дает основание считать, что речь идет не просто об олене, а о лани - прародительнице, духе земли и леса, противостоящей духу воды [4, с. 881.
Под образом зверя, определенного божества - тотема, прячется древний этнос -племя. Образ оленя (лани) был в качестве почитаемого божества у древних саков-скифов, о чем свидетельствуют находки многочисленных «оленных камней» от Причерноморья до Монголии. Волка в качестве тотемного зверя также почитали индоевропейские народы, достаточно вспомнить Ромула и Рема.
Тюрки-ашина поклонялись оленю как священному животному - он был табуирован. По словам Ю.А. Зуева, олень был не только священным, но и олицетворялся с племенем Ашина [4, с. 110].
Дрсвнстюркская легенда повествует о рождении народа следующее: «Вероятно, тюрки являются особым поколением еюнну. Некто из рода Ашина отделился и образовал було. Позже було Ашина было разбито соседним государством, которое полностью уничтожило этот род. Остался только один мальчик, примерно десяти лет. Воины, видя, что он мал, не разрешили убивать его. Тогда отрубили ему ноги и бросили его в болотистую низину, заросшую травой. Какая-то волчица вскормила его мясом. Когда он вырос, то спарился с волчицей, вследствие чего забеременела. Соседний князь, услышав, что этот мальчик еще жив, снова послал убить его. Посланные обнаружили, что подле находится волчица, и хотели вместе с мальчиком
убить и волчицу, но волчица убежала в горы к северу от государства Гаочан» (Турфанский оазис. - С.К.) [8, с. 287].
В китайской хронике «Чжоу шу» сказано: «После этого волчица родила десять сыновей. Среди них один, рода Ашина, был самым мудрым, благодаря чему он стал государем... выставил знамя с головой волка. Некий Асяньшэ, возглавив було, вывел его из пещеры. Через несколько поколений подчинились жужаням... Поселились на южных склонах гор Цзиньшань (Алтай), работая плавильщиками железа и кузнецами. Очертания гор Цзиньшань похожи на шлем. По их обычаю шлем назвали туцзюэ, и по этой причине (потомков Ашина) назвали туцзюэ (тюрками)» [9, с. 287].
Волчица, как бы защищаемая божеством, нашла пристанище на горе. «Эта гора находится к северо-западу от Гаочан, к востоку от моря. У подножия горы была пещера. Волчица вошла в нее и обнаружила там ровную землю, поросшую густой травой. Волчица спряталась там и родила десять сыновей. Десять сыновей выросли, все выпросили жен, [которые] забеременели. Потомки каждого из сыновей имели особое наименование своего рода. Ашина как раз был один из них. Сыновья и внуки множились, и постепенно число их достигло ста семей» [9, с. 287].
По словам Ю.А. Зуева, первая редакция генеалогической легенды древних тюрков сообщает о родине тюрков, названной «страной Со», вторая имеет в виду физического предка, имя которого должно было звучать Сого. По консультации С.Е. Яхонтова, среднекитайское звучание иероглифа со предполагает один вариант - иак. Дин Цянь и ряд авторов возводят происхождение «страны Со» к одному из сянь-бийских племен (солу), тождественному Тоба [4, с. 62].
Ю.А. Зуев считает переселение иранского этнонима в тюркскую среду необычным явлением. Но вероятность происхождения древних тюрков от античных саков усиливается сообщением византийского автора Менандра об одном из посольств тюрков, «которых раньше называли саками» [4, с. 62].
Ю.А. Зуев сопоставляет древнетюркскос предание с тотемистическим мифом древних усуней, обращая внимание на общность черт. Так, летопись определяет древнее местожи-
тсльство усунсй «между Цилянь и Дунь-хуаном», у озера «поросшего травой» (т.е. болота). Ашина находились на западе от Западного озера (моря), в том же районе. Усуни представляли собой «малое княжество западной границы еюнну». Во всех вариантах легенды племя Ашина является обособившейся отраслью еюнну, под которыми в V в. подразумевались Тоба. Усуни и ашина были разбиты соседями, в живых остался один мальчик. Мальчика в обоих случаях (в генеалогических легендах) спасает волчица [4, с. 7].
Как отмечает Е.И. Кычанов, между усунь-ской и древнетюркской легендами имеется много общего: 1) нападение врагов; 2) остается в живых мальчик; 3) его кормит волчица молоком (усунь), мясом (древнетюркская легенда). Далее идут расхождения: 1) мальчика приютил шаньюй гуннов, он становится правителем усунсй (усуньская легенда); 2) мальчик спаривается с волчицей. Только концовки той и этой легенд разные: у усуней мальчик становится правителем, у тюрков - мальчика убивают возвратившиеся враги. Животное чудесным образом спасается и рожает десять сыновей, один из них - родоначальник тюрков Ашина. Волчица уже не просто вскармливает, она порождает первопредка [Г, с. 287].
Генсалогичсскос предание содержит описание четырех основных этапов происхождения собственно тюрков: 1) «общеалтайский» период обитания пратюрков «от еюнну на севере» под эгидой оленя; 2) краткий разгром пратюркской общности с последующей ее консолидацией, когда появляется еще один тотем -волк; 3) появление тюрков с тотемом волка, где отмечается «культ коровы», за которой они следуют и которая занимает место оленя; 4) становление союза «десяти племен» под эгидой династии Ашина, связанной с культом дерева [4, с. 69].
Анализ генеалогической легенды, проделанный Ю.А. Зуевым, приводит к выводу, что географической средой «пратюркского» и «раннетюркекого» этногенеза был район, включающий Алтай и Тяньшань. В энциклопедии «Тунчжи», составленной в период Сун, говорится: «Тюрки из поколения в поколение обитали в Золотых горах (Алтай); впоследствии разделились на три части» [4, с. 85].
Как установлено, ханским родом тюрков
были Ашина. Потомки добродетельных каганов Ашидэ являлись вторыми по значению родом (фратрией, племенем) в каганате. Тоньюкук происходил из этого рода. Императрица (катун) должна была браться тоже из этого рода, а его мужские представители занимали важное место в каганате [4, с. 151, 153].
Сходство генеалогических мифов у двух разных народов, проживавших в различные эпохи на территории Центральной Азии, можно объяснить «кочующими» мотивами в мифологии. Сходные легенды о происхождении правящего дома от предка оленя (лани) и волка бытовали у древних монголов. Однако представляется, что данная легенда свидетельствует о преемственности правящих династий в степях Центральной Азии. После гибели кочевого объединения усунсй от рук соседей - сяньби через несколько веков на смену им приходит династия Ашина, тоже возводящая свой род к волчице. Древние монголы также относили далеких предков к волку Бортэ-Чино, как и древние уйгуры. По мнению Е.И. Кычанова, сходство легенд о правящей династии может служить важным аргументом в пользу тюркской этнической принадлежности усунсй [9, с. 288].
Пещерой, где выросли предки тюрков, является Горный Алтай. В горных районах Алтая, который в те времена был непроходимым для конницы, могли укрыться остатки хунну, в сяньбийское время вошедшие в состав племенного союза тоба-сяньбийцев. Благодатной степью, куда из пещеры вышли предки тюрок, возможно, является Чуйская степь, где увеличилась численность кочевников, получающих железные вещи и оружие от своих соотсчсст-венников-металлургов, остававшихся в горах.
Между тем утверждается, что этноним -топоним сак 'олень' встречается в «Бэйши» и у Менандра в качестве древнего обозначения предков Ашина [10, с. 110, 116, 132]. Интересно, что первая редакция дрсвнстюркского генеалогического предания сообщает о родине тюрков, названной «страной Со». Существует предположение о связи пратюркского государства Со с названием «страны Со» (в современной Восточной Монголии), из которой происходили Сяньби или их часть, которая именовалась Тоба. Именно их называли Солу -«варварами из страны "Со"» [ 10, с. 61-63].
Имеется и другой вариант легенды, который Е.И. Кычанов называет северным или
34
В.В. Ушницктi
енисейским: «Говорят, предки тюрок происходят из государства Со, которое находилось к северу от еюнну... Имелось 17 братьев, и один из них звался Ичжинишиду "рожденный волчицей"... Он взял в жены двух девушек, говорили, что они были дочерьми духа Лета и духа Зимы. Одна из них забеременела и родила четырех сыновей, один из которых превратился в белого лебедя. Один из них создал свое государство между реками Афу (Абакан) и Цзянь (Кем, Енисей), называвшееся Цигу (кыргыз), один из них создал государство на реке Чучжэ, а один, а именно Даэр (Нодулу-шад, имя буквально значит "старший сын". -Е.К.) поселился в горах Цзяньсычучжэши» [9, с. 288].
Генеалогические легенды утверждают тезис о кровном родствс тюркоязычных народов, происходящих от одного мифологического предка. Согласно ему древние тюрки, обитавшие в Горном Алтае, выступают в качестве ближайших родственников енисейских кыргы-зов. Как считает С.Г. Кляшторный, четыре основные древнетюркские группировки племен сложились на раннем этапе тюркского этногенеза, когда еще ощущалось и было зафиксировано в мифах их генеалогическое родство. Это цигу - древние кыргызы, сформировавшиеся в рамках таштыкской культуры; группа «белого лебедя», отождествляемая с кыпчаками, связанными с верхнеобской культурой в Горном Алтае. Памятники берельского типа на Горном Алтае связываются с родичами Ашнна, поселившимся на р. Чжучжс [1, с. 199, 200].
Таким образом, анализ дрсвнстюркских генеалогических легенд позволяет установить их связь с юэчжи, хуннами, усунями, дин-линами, саками и более поздними сяньби. В этногенезе древних тюрков могли участвовать все эти древние народы, или предки тюрков последовательно входили в племенной союз, созданный этими народами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кляшторный С.Г. Рунические памятники Уйгурского каганата и история Евразийских степей. - СПб.: Изд-во «Петербургское востоковедение», 2010. - 328 с.
2. Билэгт Л. Раннсмонгольскис племена (этногснстичсскис изыскания на основе устной истории). - Улан-Батор: Изд-во Академии наук Монголии, 2007. - 222 с.
3. Яйленко В.П. Правящий тюркский род
ашина: истоки и продолжение // Элита и этнос: сб. статей. - М„ 1995. - С. 61-66.
4. Зуев К).А. Древнетюркские генеалогические предания как источник по ранней истории тюрков: дис. ... канд. ист. наук. - Алма-Ата, 1967. - 200 с.
5. Кляшторный С.Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2003. - 560 с.
6.Кчяшторный С.Г. Кыпчаки в рунических памятниках // Turkologica. 1986. К восьмидесятилетию академика А.Н. Кононова. - Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1986.-С. 153-164.
7. Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. - М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1997. - 320 с.
8. Кшнторный С.Г., Савинов Д.Г. Государства и народы Евразийских степей. Древность и срсднсвсковье. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. - 320 с.
9. Кычанов Е.И. История приграничных с Китаем древних и средневековых государств (от гуннов до маньчжуров) / 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Петербургское лингвистическое общество, 2010. - 364 с.
10. Зуев ЮЛ. Из дрсвнетюркской этнонимии по китайским источникам // Труды ИИАЭ им. Ч. Валиханова АН Казахской ССР. - 1962. -Т. 15.-С. 107-122.
REFERENCES
1. Kljashtornyj, S.G. Runicheskie pamjatniki Ujgurskogo kaganala i istorija Evrazijskikh stepej [Runic Monuments of the Uighur Khanate and the History of the Eurasian Steppes]. Saint-Petersburg, Pctcrburgskoc Vostokovedcnic Press, 2010. 328 p. (In Russ.).
2. Biljcgt, L. RannemongoVskieplemena (etno-geneticheskie izyskanija на osnove ustnoj istorii) [Early Mongolian Tribes (Ethnogenetic Research Based on Oral History)]. Ulan Bator, the Academy of Sciences of Mongolia, 2007. 222 p. (In Russ.).
3. Jajlcnko, V.P Pravjashchij tjurkskij rod Ashina: istoki i prodolzhenie [The Turkic Ruling Clan Ashina-. Origins and Continuation]. In: Elita i etnos: sb. state/' [The Elite and Ethnos: Collection of Articles].Moscow, 1995, pp. 61-66 (In Russ.).
4. Zuev, Yu.A. Drevnetjurkskie genealogi-cheskie predanija leak istochnik po rannej istorii tjurkov: dis... kand. ist. nauk [Ancient Genealogical Legends as the Source for the Early History
of the Turks. Candidate's Thesis], Almaty, 1967. 200 p. (In Russ.).
5. Kljashtornyj, S.G. Istorija Tsentral'noj Azii i pamjatniki runicheskogo pis'ma [The History of Central Asia and the Monuments of Runic Scripts]. Saint Petersburg, the Department of Philology, Saint Petersburg State University, 2003, 560 p. (In Russ.).
6. Klyashtornyj, S.G. Kypchaki v runicheskikh pamyatnikakh [The Kipchaks in the Runic Monuments]. In: Turkologica. 1986. K vosmidesya-lileiiyu akademika A.N. Kononova [Turkologica. 1986. To the 80th Birth Anniversary of Academician A.N. Kononov], Leningrad, Nauka, Leningrad Branch, 1986), pp. 153-164 (In Russian).
7. Kychanov, E.I. Kochevye gosudarstva ot gunnov do mart'ehzhurov [Nomadic States from the Huns to the ManchusJ. Moscow, Vostochnaja Literatura Publ., Russian Academy of Sciences, 1997. 320 p. (In Russ.).
8. Kljashtornyj, S.G., Savinov, D.G. Gosudarstva i narody Evrazijskikh stepej. Drevnost' i srednevekov'e [States and Peoples of the Eurasian Steppes. The Ancient Times and the Middle Ages], Saint Petersburg, Pcterburgskoc Vostokovedenie Publ., 2000. 320 p. (In Russ.).
9. Kychanov, E.I. Istorija prigranichnykh s Kitaem drevnikh i srednevekovykh gosudarstv (ot gunnov do man'chzhurov) [The History of Ancient and Medieval States Bordering on China (from the Huns to the Manchus)]. 2nd Edition. Saint Petersburg, St. Petersburg Linguistic Socicty, 2010, 364 p. (In Russ.).
10. Zuev, Yu.A. Iz drevnetjurkskoj etnonimii po kitajskim istochnikam [From Ancient Turkic Ethnonymy by Chinese Sources]. In: Trudy IIAJe im. Ch. Valikhanova ANKazakhskoj SSR [Research Papers of the Choqan Walikhanov Institute of History, Archaeology and Ethnography], Vol. 15, 1962, pp. 107-122 (In Russ.).
LU.LIT. Шихалеев, АД. Закиров
УДК 94
ДУХОВНЫЕ СВЯЗИ СУФИЙСКИХ ШЕЙХОВ ЗАЙНУЛЛЫ РАСУЛЕВА И САЙФУЛЛЫ-КАДИ БАШЛАРОВА*
Аннотация
Религиозные контакты мусульман Северо-Восточного Кавказа и Волго-Уральского региона на рубеже Х1Х-ХХ веков связаны с именами суфийских шейхов Зайнуллы аш-Шарифи Расулева, Сайфуллы-кади (Сайфуллаха-кади) Башларова. Доказательством этому является уникальная рукопись, представляющая собой сборник разрешений (иджаза) на обучение определенным наукам, суфийским практикам, а также молитвам (дуа), входящим в обрядовую (ритуальную) практику Накшбандиййа. В данной рукописи приводится подробная цепочка (силсила) передачи разрешения на обучение, в которой шейх Зайнулла Расулев собственноручно вписывает имя Сайфуллы-кади Башларова.
Ключевые слова: ислам, шейх Сайфулла Башларов, шейх Зайнулла Расулев, накшбандийский тарикат, передача наставничества, Северо-Восточный Кавказ, Волго-Уральский регион, рубеж Х1Х-ХХ вв.
* Статья написана в рамках проекта РГНФ № 15-01-00389 «Критика салафизма в грудах дагенстанских богословов XVII - начала XX вв.»
Шихалиев Шамиль Шихалиевич, кандидат исторических наук, заведующий Фондом восточных рукописей Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН (Махачкапа), e-mail: shihaliev74@mail.ru
Закиров Айнур Дамирович, соискатель Башкирского государственного университета, студент Дагестанского исламского университета (Махачкала), e-mail: zakirovainur@mail.ru
Shamil SU. Shikhaliev, Cand. Sc. (History), Head of the Foundation of Oriental Manuscripts, Research Institute of History, Archaeology' and Ethnography of Daghestan Scientific Center, Russian Academy of Sciences (Makhachkala), e-mail: shihaliev74fcii.mail.ru
Aymir I). Zakirov, Candidate for a Degree at the Bashkir State University, Student of the Daghestan Islamic University (Makhachkala), e-mail: zakirovainuiici mail.ru_
© Шихалеев Ш.Ш., Закиров А.Д., 2016