66
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2014
УДК 37
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ
И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
THE GENDER APPROACH IN THE SYSTEM OF THE ORPHAN
CHILDREN’S UPBRINGING AND EDUCATION
©2014 Ахмедпашаева К. А., Багандова Г. Х.
Дагестанский государственный педагогический университет ©2014 Akhmedpashaeva K. A., Bagandova G. Kh.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. В статье представлен аспект реализации гендерного подхода в системе воспитания и обучения детей-сирот. Раскрыты психолого-педагогические особенности детей-сирот. Представлена авторская методика по гендерному воспитанию детей-сирот младшего школьного возраста.
Abstract. The article presents the aspect of implementation of gender hike in the system of upbringing and education of orphan children. The authors disclose the psychological and pedagogical _ features of orphans. They represents their own methodology for the gender education of orphaned children ofprimary school age
Rezjume. V stat’e predstavlen aspekt realizacii gendernogo podhoda v sisteme vospitanija i obuchenija detej-sirot. Raskryty psihologo-pedagogicheskie osobennosti detejsirot. Predstavlena av-torskaja metodika po gen-dernomu vospitaniju detej-sirot mladshego shkol'nogo vozrasta.
Ключевые слова: дети сироты, гендерное воспитание, гендерный подход, «доминирующие цели», социализация.
Key words: orphan children, gender education, gender approach, “dominated aims ”, socialization. Kljuchevye slova: deti siroty, gendernoe vospitanie, gendernyj pohod, «dominirujushhie celi», socializacija.
В последние годы в научно-методической литературе появляется ряд фундаментальных научных исследований российских и зарубежных ученых, посвященных гендерному подходу в педагогике [2]. В научных исследованиях отечественных педагогов и психологов широко обсуждаются и анализируются педагогические аспекты реализации гендерного подхода в системе воспитания и обучения детей, подростков и молодежи. Проблема воспитания ребенка с учетом половых различий, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы с подростками, по значимости и актуальности на сегодняшний день не имеет аналогов.
Для современной постановки вопроса о разработке систем гендерного воспитания существует множество причин. Первая, как уже было отмечено, связана с отсутствием дифференцированного подхода к детям в соответствии с их половой принадлежностью. Вторая - недостаточная осведомленность педагогов, родителей в вопросах сексуального просвещения детей, приводящая к стремительному росту числа внебрачных рождений, абортов, уголовных преступлений на сексуальной почве, к отсутствию ранней ориентации на выполнение социальной роли в жизни (отца, матери).
Значение процесса половой социализации правомерно подчеркивает И. С. Кон. Он отмеча-
ет, что не только семья, но и общество сверстников оказывают существенное влияние на половую социализацию ребенка, являясь «исключительно важным агентом половой социализации». [1].
В настоящее время ведется разработка теории гендерного воспитания (И. С Клецина, А. Ш. Шахманова, К. А. Салихова) в дошкольной, школьной педагогике и в педагогике высшего профессионального образования, интенсивно исследуются полоролевые аспекты любознательности и особенности полового сознания и поведения детей и подростков, выявляются возрастные особенности психологических различий полов, гендерной социализации, психофизиологии мужчин и женщин, которые оказывают существенное воздействие на повышение качества современного образования и воспитания [3; 4].
Однако разработки в области гендерных исследований в российской педагогической науке до сих пор не имеют целостной научной концепции. В научной литературе, посвященной гендерному подходу в педагогике, недостаточно освещены педагогические аспекты гендерной идентификации и слабо раскрыты возможности гендерного подхода в социализации детей- сирот младшего школьного возраста.
С целью социализации детей-сирот, повышения их адаптации и подготовки к жизнедеятель-
Психолого-педагогические науки •••
ности важно изменить подход к учебновоспитательному процессу и организовать его с учетом возраста, пола, уровня подготовленности и полоролевого поведения детей младшего школьного возраста. Успешная социализация детей-сирот в условиях детского дома, наряду с созданием необходимых стартовых возможностей для социальной адаптации, послужила бы залогом преодоления их отставания в развитии и стала бы условием безболезненного приспособления к самостоятельной жизни. У детей-сирот представления о той или иной социальной роли часто бывают искажены. В связи с этим усвоение той или иной роли ребенком, оставшимся без попечения родителей, затруднено и требует обязательного индивидуального педагогического воздействия.
Значительное внимание в нашем исследовании уделено психолого-педагогическим особенностям детей-сирот и их характеристике. Так как у детей-сирот, воспитывающихся в детских домах, снижен психический тонус, нарушены процессы саморегуляции, наблюдается пониженное настроение, неуверенность, нерешительность в своих действиях и поступках, снижены их познавательные возможности. Они более замкнуты и малообщительны. Эта категория детей в большей мере нуждается в индивидуальном подходе в обучении, воспитании.
Причины физического и психического нездоровья и неблагополучия детей-сирот обусловлены негативной наследственностью, отсутствием комплекса социальных, педагогических и психологических воздействий в бывших родительских семьях, безнадзорностью, бесконтрольностью и отсутствием родительской любви, заботы, внимания и общения. Основными видами и компонентами, характеризующими мальчиков и девочек, обучающихся в детском доме и в школе, являются двигательная активность, созидательная и конструктивная деятельность, помогающая
Таким образом, доминирующие цели определяют стратегические направления предлагаемой нами методики по основным блокам работы, построенные на иерархической взаимосвязи воспитываемых у детей-сирот младшего школьного возраста навыков и представлений. Эта взаимосвязь прослеживается следующим образом: от формирования представлений о гендерных раз-
67
деятельность, учебная деятельность, активность, старательность, внимательность на занятиях.
С целью предупреждения и преодоления этих негативных качеств детей-сирот была разработана и опробирована методика оптимизации процесса гендерной идентификации детей младшего школьного возраста в условиях детского дома.
При разработке методики оптимизации процесса гендерной идентификации детей младшего школьного возраста в условиях детского дома учитывался принцип «доминирующих целей», обоснованный в исследованиях С. А. Козловой.
Задачами эксперимента явились:
1. Уточнение и конкретизация у детей-сирот младшего школьного возраста представлений о различиях полов.
2. Объяснение им сути понятий «мужественность» и «женственность».
3. Формирование у них представлений о единстве полов, о нормах совместной жизни.
4. Помощь в адекватном восприятии половой принадлежности детьми-сиротами.
Были определены следующие доминирующие цели:
1. Раскрыть детям суть понятий мужественность и женственность (блок «Формирование представлений о гендерных различиях»).
2. Способствовать адекватному восприятию принадлежности тому или иному полу (блок «Формирование адекватного восприятия своей гендерной принадлежности»).
3. Сформированность представления о единстве полов (блок «Воспитание уважения к своему и противоположному полу»).
4. Уточнить и конкретизировать у детей представления о различиях полов, о норме совместного сосуществования («Воспитание навыков совместной деятельности с учетом гендерной специфики»).
личиях переходим к формированию адекватного восприятия своей гендерной роли, на основе которого воспитывается уважение к своему и противоположному полу, выступающее базой для воспитания навыков совместной деятельности с детьми противоположного пола (см. схему на рис.).
Рис. Основные блоки работы по гендерному воспитанию детей-сирот младшего школьного возраста
68
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2014
Задачами доминирующих целей выступали следующие:
1. Расширить представления детей о полах и их социальных функциях.
2. Формирование представлений о различиях полов.
3. Развитие интереса к полоадекватным ролям в обществе.
4. Развитие умения дифференцировать психологические качества мужчин и женщин.
5. Проследить за эмоциональным восприятием ребенка своей принадлежности к определенному полу.
6. Заинтересовать детей полоадекватными видами деятельности.
7. Расширить представления о качествах, присущих настоящим мужчинам.
8. Пробуждать в мальчиках чувство гордости и ответственности за свой пол.
9. Формировать в девочках стремление проявлять заботу о представителях противоположного пола.
10. Подготовка подарков девочек на праздник для мальчиков.
11. Раскрыть детям значение понятия «женственность».
12. Развивать внимательность и уважение мальчиков к девочкам и сотрудницам детского дома.
13. Расширить знания о традиционных женских видах деятельности.
14. Преодолеть разобщенность между мальчиками и девочками в группе.
15. Расширить представления детей о способах проявления взаимной заботы и уважения.
16. Препятствовать образованию враждующих лагерей мальчиков и девочек.
17. Стимулировать интерес детей к совместной деятельности и играм.
При определении содержания работы по доминирующим целям мы избрали следующие формы работы:
1. По блоку «Формирование представлений о гендерных различиях»: а) беседа на тему «Мальчики и девочки»; б) исполнение народных песен совместно с музыкальным руководителем из опыта народной педагогики Дагестана; в) чтение стихов про мальчиков и девочек; г) дидактическая игра «Мужчина, женщина».
2. По блоку «Формирование адекватного восприятия своей гендерной принадлежности»: а) встречи с мужчинами и женщинами различных профессий (милиционер, спортсмен); б) беседы об интересах и увлечениях детей; в) чтение произведений художественной литературы.
3. По блоку «Воспитание уважения к своему и противоположному полу»: а) беседа о приближающемся празднике; б) индивидуальная работа с девочками по подготовке подарков к празднику 23 февраля; в) чтение стихов (А. Алиева); г) проведение работы с мальчиками по подготовке подарков к 8 марта; д) посещение семьи одной из
сотрудниц детского дома; е) подготовка и проведение праздничных утренников; ж) чтение стихов, литературных произведений о героях; з) проведение рыцарских турниров; е) подготовка команд к КВН.
4. По блоку «Воспитание навыков совместной деятельности с лицами своего и противоположного пола»: а) беседа о предстоящем празднике;
а) беседы о взаимном уважении; б) обучение сюжетно-ролевым играм «Дагестанская семья»; в) формировать характерные стереотипы поведения присущие как мужскому, так и женскому полу; г) стимулировать интерес мальчиков и девочек к полоадекватным видам деятельности; д) организация и участия в совместном труде.
Каждый блок работы предполагал использование системы воспитательных воздействий, имел собственные подцели и задачи
I. Различие полов.
Задачи:
1. Расширение представлений детей-сирот младшего школьного возраста о полах и их социальных функциях.
2. Формирование представлений детей о различиях полов.
3. Развитие у них интереса к гендерным ролям в обществе.
4. Развитие умения у младших школьников дифференцировать психологические качества мужчин и женщин.
Содержание работы:
1) Беседа на тему «Мальчики и девочки».
2) Совместное исполнение детей и музыкального руководителя колыбельных песен для мальчиков и девочек из народной педагогики Дагестана.
3) Чтение стихов А. Барто про мальчиков и
девочек: «О рыцарстве», «Однажды я разбил стекло», «Приходите мне помочь», «Повстречали барина», «О премии, о Димке и о весеннем снимке», «Она у нас красавица», «Леночка с букетом», «Завитушки», «Везет нам», «Кто я?», «Что с ним такое», «Друзья из Шарташа», «Есть такие мальчики»; А. Джачаева: «Будь мужчиной»; А. Исмаилова: «Маленький чабан»;
М. Атабаева: «И меня призовут»; А. Раджабова: «Маленькая ковровщица».
4) . Дидактическая игра «Мужчина, женщина».
Одним из методов гендерного воспитания, используемый в народной педагогике Дагестана, который был использован в этом блоке формирующего эксперимента, направленный на активизацию интереса к ребенку противоположного пола, стал метод работы с загадками, которые выделяли специфику гендерноориентированной деятельности, ее возможности. Например, нами было организовано отгадывание на тему: «Что кому важно для работы?».
Девочке нужны клубок ниток («маленькое, кругленькое, а за хвост не поднять»), наперсток («на пальце одном вверх дном»), мальчику - мо-
Психолого-педагогические науки •••
лоток и гвоздь («толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет»), пила («зубами крошит и снова просит») и т. д.
Вся эта вроде бы традиционная работа наполнялась специфическим содержанием и проводилась в четыре этапа:
1) усвоение норм и правил совместного поведения мальчиков и девочек младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, на основе положительного отношения друг к другу; обогащение соответствующими моральными представлениями и чувствами;
2) формирование дружбы между мальчиками и девочками в различных видах сюжетноролевых, творческих, дидактических, подвижных и народных играх;
3) закрепление дружеских взаимоотношений в других видах деятельности и повседневной жизни;
4) анализ характера взаимоотношений между мальчиками и девочками старшего младшего школьного возраста в совместной игровой деятельности.
Литература
1. Кон И. С. Психология половых различий / И. С. Кон // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 47-52.
2. Мартынова А. В., Развитие образовательной среды Ленинградской области (концептуальные основы). Монография. СПб. : ЛОИРО, 2010 г. С. 160. 3. Салихова К. А. Особенности половой идентификации у детей - сирот [текст] К. А. Салихова // Вестник университета (Государственный университет Управления) Сер. «Социология и управления персоналом». 2007. № 8(34). С. 72-89; 190-193.
4. Шахманова А. Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений С. А. Козловой. М. : Издательский центр «Академия», 2005. 192 с.
References
1. Kon I. S. Psychology of gender differences / I. S. Kon // Problems of psychology. 1987. # 2. P. 47-52.
2. Mordinova A. V., Development of the educational environment of Leningrad region (conceptual framework). Monograph. SPb: LOIRO, 2010. P. 160. 3. Salikhov K. A. Features of sexual identification of or-
phans children [text] K. A. Salikhova // Bulletin of the University (State University of Management) Ser. “Sociology and personnel management”. 2007. # 8 (34). P. 72-89, 190-193. 4. Shahmanova A. Sh. Upbringing of orphan children of preschool age: textbook for students of pedagogical iniversities. M. : Publishing center “Academia”, 2005. 192 p.
Literatura
1. Kon I. S. Psihologiya polovyh razlichiy / I. S. Kon // Voprosy psihologii. 1987. № 2. S. 47-52.
2. Martynova A. V. Razvitie obrazovatelnoy sredy Leningradskoy oblasti (konceptualnye osnovy). Monogra-
fiya. SPb. : LOIRO, 2010 g. S. 160. 3. Salihova K. A. Osobennosti polovoy identifikacii u detey - sirot [tekst] K. A. Salihova // Vestnik universiteta (Gosudarstvennyy universitet Upravleniya). Ser. «Sociologiya i upravle-niya personalom». 2007. № 8(34). S. 72-89; 190-193. 4. Shahmanova A. Sh. Vospitanie detey-sirot
doshkolnogo vozrasta: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. uchebn. zavedeniy S. A. Kozlovoy. M. : Izda-telskiy centr «Akademiya», 2005. 192 s.
69
В результате проведенной работы у младших школьников расширились представления о социальных функциях разных полов, активизировалось стремление к соотнесению собственного поведения с соответствующим полом, проявилась тенденция к дифференциации мужских и женских качеств личности.
Воспитанники детских образовательных учреждений интернатного типа нуждаются в специально организованной психолого-
педагогической помощи, обеспечивающей их адаптацию, социализацию в соответствии с возрастно-половыми, индивидуальными особенностями.
Теоретический анализ литературы и проведенное эмпирическое исследование показывает, что квалифицированная помощь социальных педагогов, психологов и медиков, направленная на социальную поддержку детей-сирот, способствует успешной социализации воспитанников детского дома.
Статья поступила в редакцию 04.10.2014 г.