Научная статья на тему 'Гендерный подход в исторической науке'

Гендерный подход в исторической науке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7039
1306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пинчукова Ирина Валентиновна

Освещены вопросы зарождения и формирования гендерной истории, ее методологический аппарат. На материалах источниковой базы раскрываются возможности и перспективы применения гендерной исторической методологии. Отмечено, что на современном этапе развития исторической науки одним из перспективных направлений исследований становится гендерная история, открывающая новые методологические возможности исторического анализа и фиксирующая свое внимание на малоразработанных вопросах взаимоотношений полов в истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender Approach in History

In the course of work make out the questions about the nucleation and generation of gender history and it,s methodological instrument. Facilities and prospects of gender approach in history are considered on the materials of historical source base. At the end of article author drawing a conclusion, that the gender approach. in the modern stage of history development become one of the perspective line of investigation. It is open up new methodological possibilities of historical analysis and fix attention upon less developed gender relations in history.

Текст научной работы на тему «Гендерный подход в исторической науке»

И.В. Пинчукова

Гендерный подход в исторической науке

В последние два десятилетия в мировой исторической науке появилось новое направление исследований, которое до сих пор именуют по-разному - либо гендерным подходом в исторической науке, либо специальной исторической дисциплиной - гендерной историей. Наряду с этим существует точка зрения европейских и американских историков-гендерологов, призывающих определять гендерную историю как часть академической исторической науки, без которой невозможно многогранное, своего рода, плюралистичное понимание исторического процесса. Актуальность данной тематики для российского научного дискурса состоит в том, что гендерная история поставила ряд важнейших проблемных вопросов для исторической науки, которые по сей день заставляют наших ученых искать пути самоопределения в мировом научном пространстве. Один из них - стоит ли заимствовать иностранную терминологию вместе со всем методологическим аппаратом, неужели российская наука не в состоянии предложить нечто свое по данной тематике?

Целью данной работы является анализ основных аспектов гендерного подхода в качестве нового перспективного направления исследований современной исторической науки. Рассмотрим историю появления этого направления, объект и предмет гендерной истории, основы ее методологии, на базе которой строится непосредственная работа с историческими источниками.

Историография вопроса, несмотря на относительную молодость гендерного подхода, достаточно обширна. Более длительную проработку проблематика гендерной истории получила в зарубежной литературе, поскольку первыми историками-гендерологами стали специалисты по женской истории (которая явилась прародительницей гендерной истории) -в большинстве своем представительницы новой волны европейского женского движения. Среди наиболее значимых зарубежных исследователей стоит назвать Джоан Скотт [1, с. 1053-1075], работа которой стала программной статьей по гендерной истории. В дальнейшем появились труды Г. Бок, Л. Д. Николсон, У Фреверт, Г.Ф. Будде, С. Людесдорф, Р. Хоф, в которых рассматривается история появления и развития гендерных исследований в исторической науке [2-7]. Большинство зарубежных авторов отличает видение безусловной взаимосвязи женской истории, разрабатываемой феминистскими теоретиками, с гендерной. В ранних исследованиях 80-х гг. нередко подчеркивалась мысль о том, что гендерная история, или история

полов, является обновленной и дополненной женской историей. Более поздние работы четко разграничивают эти направления, что, по всей видимости, связано с приобретением гендерной историей некой самостоятельности и получением ею определенного признания в академических кругах.

На постсоветском пространстве круг исследователей данного вопроса пока невелик, но ширится с каждым годом. Есть профессионалы, занимающиеся этой проблематикой более 10-15 лет. Это Н.Л. Пушка-рева, Л.П. Репина, О. А. Воронина [8-10]. Достаточно активно работают в этом направлении М.Г. Муравьева, И.Р. Чикалова, И.В. Хайдер, И.И. Юкина, А. Ус -манова [11-15] и др. По мнению С.А. Ушакина, особенность наших работ может быть связана в первую очередь с заимствованием термина «гендер», который в родной лингвистической среде имел свою историю появления, свою сложную традицию употребления [16, с. 37], а в российском контексте таковой не было. В связи с этим наши гендерные исследования неизбежно приобретают какие-то особенные черты. К примеру, много работ посвящено именно истории женщин, а не истории мужчин и изучению взаимоотношений между полами. Но этому есть вполне простое объяснение - отечественной исторической науке нужно заполнить лакуну в знании, образовавшуюся в связи с малым количеством исследований о женщинах, проведенных самими женщинами. Для науки, созданной мужчинами, были гораздо важнее другие объекты изучения, а женщины и их непубличные (как ранее было принято считать, менее значимые в социальном плане) виды деятельности долгое время оставались в тени научного интереса. К тому же большинство исследователей-мужчин основывались на традиционных теориях биологического эссенциализма, признающих различия между полами естественными, а не социально сконструированными, что практически полностью ограничивало активность большинства женщин частной сферой (т.е. обязанностями матери и жены) и не давало возможности понять изменений, произошедших в их социальном положении в XX в.

В мировом научном дискурсе сложилось так, что до XX в. практически все научные дисциплины, в том числе и историю, создавали мужчины. Исторические подходы основывались на субъект-объектных отношениях, на изучении преимущественно политических, экономических, военных структур. Преобладал интерес к макроистории, не позволяющий разглядеть важность событий, происходящих, к примеру, в микромире семьи. Женщин-профессоров, которые могли

бы что-то в этом плане изменить, просто не было. С изменением положения женщин в науке, казалось бы, появилась возможность корректировки традиционных схем историописания. Однако, попадая в науку, женщины в большинстве случаев становились проводниками традиционной исторической методологии, и до появления исследовательниц, относящихся к феминистскому движению, ситуация оставалась неизменной.

Как известно, любое прямое вторжение политики в науку, особенно негосударственного уровня, всегда вызывает всплеск противоречивых мнений в отношении такого поведения. Это происходит до тех пор, пока то или иное политическое движение не займет своей ниши в государственных структурах, после чего споры постепенно утихают, и открываются новые возможности для нового направления исследований. Хотя не стоит недооценивать внутренние тенденции развития науки, но сами эти тенденции с появлением women’s studies (женских исследований) также не остаются неизменными. На общефилософском уровне происходит постепенная смена модернистской парадигмы познания на постмодернистскую с ее плюралистичными веяниями. И с того момента, как эти веяния бесповоротно утверждаются в научном дискурсе, в первую очередь в Европе и Новом Свете, традиционализм уже не может помешать возникновению и укреплению новых направлений исследования, которые в рамках неклассической эпистемологии приобретают научный статус. Так произошло и с женскими исследованиями, которые постепенно отстояли свое право на существование, породив при этом новое методологическое направление в гуманитарных науках, которое на сегодняшний день стало одним из наиболее мобильно развивающихся на общемировом уровне. Таким направлением стали гендерные исследования, которые, отделившись от женских, стали самостоятельно пробивать себе дорогу в научную жизнь.

Гендерная история, ныне оформившаяся в отдельное научное направление, появляется благодаря разработке термина «гендер». Здесь мы уже имеем дело с обширным спектром исследований как отечественного, так и зарубежного происхождения. Одно из первых определений гендера было дано в США, где эта проблематика более 15 лет назад получила статус официальной научной дисциплины. В справочных изданиях есть такое определение гендера: «Термин введен феминистками с целью выделения социального аспекта различия полов. Когда речь идет о различии между женским и мужским полом, то имеется в виду их биологическое разделение» [18, р. 305]. Когда говорят о гендере, то исходят из определенных социально сконструированных понятий женщины и мужчины и предполагают изначально установленное различие их социального статуса. В целом гендер определяется как сложный социокультурный процесс

конструирования обществом различий мужских и женских ролей, поведения, ментальных и эмоциональных характеристик.

Само понятие «гендер» появляется и развивается благодаря женским исследованиям (women’s studies), а прародительницей гендерной истории стала соответственно женская история. Тогда возникает резонный вопрос: насколько современная гендерная история связана с женской историей? По этому поводу в статье Г.Ф. Будде отмечается, что возникновение женской истории ассоциируется в первую очередь с новым женским (феминистским) движением 70-х гг., в связи с чем «некоторые историки затруднялись, а другие считали ненужным настаивать на четком разграничении между политическими программами и научными исследованиями» [5, с. 132], что и породило в дальнейшем определенную долю неприятия женской истории в академических кругах и ее изолированное положение. Как пишет У Фре-верт, «следствием такой изоляции стало «вытеснение в гетто», что и вызвало состояние, с ‘ успехом’ мешающее феминисткам добиться изменения исторической науки» [4, s. 31].

Но именно благодаря женской истории в поле зрения исследователей попадают новые виды исторических источников, которые ранее считались недостаточно релевантными. Это в первую очередь источники личного происхождения, среди которых были женские дневники, переписка, мемуары. Теперь, когда женщины в истории получили возможность быть увиденными и услышанными, стало возможным вскрывать и объяснять факты их особого положения в обществе. Западные историки стали изучать проявления неравенства, в основе которого лежит пол. По мнению Г. Бок, исследования по истории женщин, в которых гендерные отношения предстали как автономная историческая величина, открыли новые перспективы. Было установлено, что гендерные отношения столь же важны, как и все прочие типы человеческих отношений. Пришло понимание того, что исключение отношений между полами из «великих вопросов» истории перекрывает дорогу к новому, более глубокому виду познания прошлого [2, р. 24].

Еще один бесспорный факт заставляет исследователей по достоинству оценить женские исследования в исторической науке: «... история женщин включила в сферу своих интересов почти все вопросы, имеющие отношение к их жизни в разные эпохи, и дала импульс к созданию нового направления в историографии - гендерной истории» [12].

Наиболее обобщенное понятие гендерной истории зафиксировано в статье У. Фреверт, где автор определяет ее как историческую субдисциплину, в рамках которой идет изучение отношения к дифференциации полов в обществах прошлого, а также того, как ее описывали и какое значение ей придавали [4, s. 28].

Таким образом, предметную область изучения гендерной истории можно, с одной стороны, рассмотреть как историю формирования и функционирования системы отношений, стратифицирующих общество по признаку пола, а с другой - как исторически складываемые представления о «мужском» и «женском», обозначаемые как категории социального иерархического порядка. Гендерная история появилась именно тогда, когда было накоплено значительное количество исследований по женской истории и одновременно встал вопрос о совершенствовании методологических возможностей последней. В рамках возникшей гендерной истории процесс методологического наполнения новых исследований пошел достаточно успешно особенно после появления статьи Джоан Скотт «Гендер: полезная категория исторического анализа», которая впоследствии стала наиболее цитируемой работой по гендерной истории и без которой не обходится практически ни одно исследование в этом направлении. Главной заслугой автора принято считать внесение термина «гендер» в список наиболее важных аналитических исторических категорий, наравне с «классом» и «расой».

Дж. Скотт отмечает интересные детали развития современной истории, которая прошла путь от своеобразного эталона бесполой всеобщей истории, по существу, игнорирующей женщин, к однополой «монологической» женской истории и далее - к «диалогической» истории гендерных отношений. Так, по ее мнению, возникает обогащенная и обновленная социальная история, расширившая понимание социального и включившая в него все сферы социальных отношений как в общественной, так и в частной жизни.

Дж. Скотт пишет о четырех составляющих гендерных отношений в обществе, с помощью которых можно проводить успешный социологический и исторический анализ: во-первых, это комплекс культурных символов, оформляющихся в стереотипические представления общества и таким образом задающих ментальный фон жизнедеятельности людей; во-вторых, нормы, основанные на символических представлениях, которые оформляются в виде религиозных, педагогических и политических доктрин; в-третьих, социальные институты (от семейно-родственных до государственных), и в-четвертых, гендерная субъективная идентичность [1, р. 1062]. Таким образом, вопрос исторического исследования состоит в том, какими являются отношения между всеми четырьмя аспектами процесса конструирования гендерного статуса. Когда историки ищут средства, с помощью которых концепция гендера легитимирует и конструирует социальные отношения, они проникают внутрь взаимной природы гендера и общества.

Л. П. Репина пишет об одном из наиболее активно разрабатываемых направлений гендерной истории -изучении «мира воображаемого» [9, с. 52], представ-

лений о гендерных ролях и различиях. Такого рода интерес тесно связан с новыми тенденциями в историографии, с расширением ее эпистемологических основ на фоне общего антрополого-лингвистического поворота в развитии современного гуманитарного знания и нового сближения истории и литературы.

Большинство методов, используемых историками-гендерологами, принято считать заимствованными из гендерной психологии или социологии. Одной из возможных причин такого положения можно назвать более длительную историю изучения личностных и социальных характеристик женщин и мужчин в пределах этих двух гуманитарных наук. Хотя не менее важную роль здесь сыграла и историческая дисциплина этнология, разработавшая метод включенного наблюдения, или метод инсайдера (на основе максимального использования информации в виде исторических источников, научных публикаций, художественных работ исследователь пытается как можно глубже погрузиться в мир прошлого, чтобы изучить его изнутри). Стоит сказать о расширении области применения качественной методологии (в противовес формально-количественной), повышенном внимании к авторским интерпретациям исторических событий, отходе от позиций классической объективности (признание субъективных ценностей и эмоций), интересе к «фону», опосредующему и создающему конкретные события.

Как отмечает М.Г. Муравьева, «реализация тех возможностей, которые открывал гендерный анализ, была немыслима без его адаптации с учетом специфики исторических методов исследования и генерализации, без «тонкой» притирки нового инструментария к неподатливому материалу исторических источников» [11]. Все это потребовало, прежде всего от историков, большой самостоятельной теоретической работы.

На сегодняшний день гендерные исследования в истории осуществляются преимущественно в направлении сочетания традиционных для историков проблем социально-экономического плана, антропологического подхода и ключевых аспектов гендерных взаимодействий. При этом используются достижения смежных (и сравнительно новых) областей научного знания - устной истории, психоистории, истории повседневности, истории ментальности и т.д., что предполагает очень серьезную профессиональную подготовку. Для получения ценных и важных результатов наиболее продуктивным оказывается путь, связанный со слаженной работой целого коллектива специалистов. В этом случае даже широкая образованность того или иного исследователя не сможет помочь решить все поставленные проблемы с использованием максимального количества имеющихся методов. Гендерная методология изначально предполагает сотрудничество ученых самых разных направлений и школ.

Относительно специфики гендерной исторической методологии отметим точку зрения Н. Л. Пушкаревой о синтезирующей функции гендерного подхода в истории. Она пишет: «Гендерная методология помогает преодолеть узость отдельных самостоятельных «историй» -историй женщин, мужчин, - поскольку функция ее не комплементарная (дополнительная), не компенсирующая (нехватку чего-либо), не пересматривающая (старые представления, старые подходы: все это были функции феминологии), а именно синтезирующая» [8, с. 40]. В первую очередь здесь имеется в виду синтез новых методологических направлений в исторической науке с междисциплинарным потенциалом исторической феминологии, которые сыграли главные роли в формировании гендерной методологии в истории.

Однако не стоит забывать, что процесс формирования гендерного подхода в истории вряд ли можно считать завершенным. Несмотря на то, что существует определенный инструментарий, позволяющий проводить историческую гендерную экспертизу, он все еще дополняется обширными междисциплинарными методами сопредельных гуманитарных наук и собственно традиционными историческими исследовательскими методиками.

В заключение отметим, что в современной исторической науке уже более 20 лет идет формирование гендерного междисциплинарного подхода. Его развитие, продолжающееся и поныне, претерпело ряд трансформаций, связанных с отделением от женской истории и самостоятельным самоопределением в рамках современной исторической науки. Этот процесс привел к организации самостоятельной предметной области исследований, в большинстве случаев определяемой как видоизменяемые в ходе истории представления о женских и мужских ролях в обществе, имеющих иерархическую основу. Выделение самостоятельной области исследований и формирование методологического аппарата позволили части исследователей говорить о появлении новой специальной исторической дисциплины -гендерной истории. Между тем в академических кругах более распространено употребление понятия «гендерный подход» в исторической науке, что также имеет свою вескую аргументацию, выражающуюся в том, что речь идет о «неформальном» объединении нескольких направлений гендерных исследований (исторической феминологии, андрологии и истории сексуальности).

Библиографический список

1. Scott, J.W. Gender: A Useful Category of Historical Analysis / J.W. Scott // American Historical Review. - 1986.

- Vol. 91. - №5.

2. Bock, G. Women’s History and Gender History: Aspects of an International Debate / G. Bock // Gender and History. - 1989.

- Vol. 1. №1. (в переводе: Бок Г. История, история женщин, история полов // THESIS. - 1994. - Вып. 6.

3. Nicholson, L.J. Gender and History. The Limits of the Social Theory in the Age of the Family / L.J. Nicholson. - N.Y., 1986.

4. Frevert, U. Frauengeschichte - Mannergeschichte - Ge-schlechtergeschichte / U. Frevert // Blattman L. Feministische Perspektiven in der Wissenschaft. - Zurich, 1993.

5. Будде, Г.Ф. Пол истории / Г.Ф. Будде // Пол, гендер, культура / под ред. Э. Шоре и К. Хайдер. - М., 1999.

6. Leydesdorff, S. Gender and the Categories of Experienced History / S. Leydesdorff // Gender & History. - 1999.

- Vol. 11. - №3.

7. Хоф, Р. Возникновение и развитие гендерных исследований / Р. Хоф // Пол, тендер, культура / под ред. Э. Шоре и К. Хайдер. - М, 1999.

8. Пушкарева, Н. Л. Предмет и перспективы гендерного подхода в исторических науках / Н.Л. Пушкарева // Пол и гендер в науках о человеке и обществе. - Тверь, 2005.

9. Репина, Л.П. Гендерная история: проблемы и методы исследования / Л.П. Репина // Новая и новейшая история.

- 1997. - №6.

10. Воронина, О.А. Формирование гендерного подхода в социальных науках / О.А. Воронина // Гендерный калейдоскоп. - М., 2002.

11. Муравьева, М.Г Гендерная история / М.Г Муравьева [Электронный ресурс] http://www.owl.ru/gender/022.htm

12. Чикалова, И.Р. Женская и гендерная история. Состояние и перспективы развития / И.Р. Чикалова [Электронный ресурс] http://www.gender-cent.ryazan.ru/school/ chikalova.htm

13. Хайдер, И. В. Гендерная методология истории (к постановке проблемы) / И.В. Хайдер [Электронный ресурс] http://www.astrasong;.ru/c/science/article/345/

14. Юкина, И.И. Проблемы становления российской истории женщин // Женщины в истории: возможность быть увиденными / И.И. Юкина. - Минск, 2001. - Вып. 1.

15. Усманова, А. «Визуальный поворот» и гендерная история / А. Усманова // Гендерные исследования. - 2001.

- №4.

16. Ушакин, С.А. «Gender» (напрокат): полезная категория для научной карьеры? / С.А. Ушакин // Гендерная история: pro et contra. - СПб., 2000.

17. Wodak, R. Introductiob: Some Important issues in the Research and Discourse / R. Wodak // Gender and Discourse / ed. By R. Wodak. - L., 1999.

18. Hornsby, J. The Oxford Companion of Philosophy / J. Hornsby. - N.Y., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.