Научная статья на тему 'Гендерный подход к формированию универсальных компетенций в воспитательном пространстве вуза'

Гендерный подход к формированию универсальных компетенций в воспитательном пространстве вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / MODERNIZATION OF EDUCATION / GENERIC COMPETENCIES / EDUCATIONAL ACTIVITIES / GENDER-SENSITIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андронникова Ольга Олеговна, Ветерок Екатерина Владимировна, Беззубова Наталья Сергеевна

В данной статье отражены проблемы системы гендерного воспитания в вузе, предложены варианты их решения. Выделены направления изучения воспитательной системы в образовании. В статье представлен анализ существующих методологических подходов к определению понятия «универсальные компетенции». Раскрыты понятия «компетенция» и «универсальная компетенция» в системе современного образования. Описаны педагогические условия, позволяющие освоить комплекс универсальных компетенций в образовательном пространстве с учетом гендерного подхода. Представлены технологии формирования универсальных компетенций посредством воспитательной деятельности. Проанализирован опыт реализации воспитательной деятельности высших учебных заведений на основе компетентностного подхода. Обобщены теоретические и эмпирические аспекты деятельности вузов по выделению системы универсальных компетенций. Обозначен комплекс базовых универсальных компетенций, необходимых для успешной профессиональной и личной реализации специалиста гуманитарного профиля, в том числе выпускника факультета психологии. Выделены основные составляющие системы универсальных компетенций, к которым относятся высокие личностные характеристики и способности реализовывать приобретенные навыки, знания и опыт. Предложен ряд видов воспитательной деятельности, в рамках которых могут быть сформированы универсальные компетенции. Проанализированы методологические основания гендерного подхода в воспитательной работе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender Approach to Developing Generic Competences in the Educational Space of the University

This article reflects the problems of the system of gender education in the universities, and proposed solutions to these problems. Highlighted areas of study system in education. The article presents the analysis of existing methodological approaches to the definition of “universal jurisdiction”. Discloses the notions “competence” and “universal jurisdiction” in the system of modern education. Describes the pedagogical conditions, allowing to develop a set of universal competencies in the educational space with a gender approach. Presented technology of development of universal competences through educational activities. The experience of realization of educational activities of higher educational institutions on the basis of competence approach. Summarizes the theoretical and empirical aspects of the activities of universities in the allocation system of universal competencies. Designated a set of core generic competencies required for successful professional and personal realization of a specialist in the Humanities, including graduate of the faculty of psychology. Main components of the system of universal competencies, which include high personal characteristics and ability to realize the acquired skills, knowledge and experience. A number of types of activities, which can be formed a universal jurisdiction. Analyzed the methodological basis of the gender approach in the educational work of the University.

Текст научной работы на тему «Гендерный подход к формированию универсальных компетенций в воспитательном пространстве вуза»

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

УДК 378+37.0+159.922.1

Андронникова Ольга Олеговна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры практической и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], Новосибирск

Ветерок Екатерина Владимировна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры практической и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], Новосибирск

Беззубова Наталья Сергеевна

Старший преподаватель кафедры практической и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], Новосибирск

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Аннотация. В данной статье отражены проблемы системы гендерного воспитания в вузе, предложены варианты их решения. Выделены направления изучения воспитательной системы в образовании. В статье представлен анализ существующих методологических подходов к определению понятия «универсальные компетенции». Раскрыты понятия «компетенция» и «универсальная компетенция» в системе современного образования. Описаны педагогические условия, позволяющие освоить комплекс универсальных компетенций в образовательном пространстве с учетом гендерного подхода. Представлены технологии формирования универсальных компетенций посредством воспитательной деятельности. Проанализирован опыт реализации воспитательной деятельности высших учебных заведений на основе компетент-ностного подхода. Обобщены теоретические и эмпирические аспекты деятельности вузов по выделению системы универсальных компетенций. Обозначен комплекс базовых универсальных компетенций, необходимых для успешной профессиональной и личной реализации специалиста гуманитарного профиля, в том числе выпускника факультета психологии. Выделены основные составляющие системы универсальных компетенций, к которым относятся высокие личностные характеристики и способности реализовывать приобретенные навыки, знания и опыт. Предложен ряд видов воспитательной деятельности, в рамках которых могут быть сформированы универсальные компетенции. Проанализированы методологические основания гендерного подхода в воспитательной работе вуза.

Ключевые слова: модернизация образования, универсальные компетенции, воспитательная деятельность, гендерный подход.

Введение в проблему. Современная российская система образования находится под влиянием социально-политических, экономических, культурных трансформаций, что приводит к состоянию дискретности и неопределенности в социальной реальности, препятствуя формированию гармонично развитой личности, в том числе в профессиональном плане. Происходящие в России социальные процессы обуславливают необходимость переосмысления всей системы высшего образования с учетом современных тенденций интеграции общества и направления государственной политики. В системе образования как комплексном процессе, включающем в себя профессиональные и

социально-психологические установки личности, важно учитывать гендерные аспекты. Половая и гендерная принадлежность оказывает непосредственное влияние на мировосприятие, поведение, обучение будущего психолога и педагога, для которого большое значение имеет понимание специфики взаимодействия с моногендерным и смешанным коллективом.

В связи с этим необходима система подготовки психологов и педагогов с учетом половых различий, детерминирующая социализацию субъектов образовательного процесса. По мнению И. В. Брылиной, И. А. Бердниковой, критерием социализации личности в образовании становится не-

который универсальный идеал социальной активности и свободы. Репрезентирующая данный идеал личность обладает рядом потенциальных ресурсов, к которым относится непрерывное интеллектуальное и эмоциональное развитие, самостоятельность в принятии решений, стремление к профессиональной самореализации. При этом между декларацией универсальных критериев, детерминирующих социальную и профессиональную активность личности, и способом социального функционирования субъекта наблюдается конфликт, проявляющийся в первую очередь в сфере гендерной идентичности [1].

Специфика современной социальной реальности приводит к нивелированию половых и гендерных различий, что находит свое отражение в образовательном пространстве. Социально-психологическое содержание понятия «гендер» включает в себя социальную норму, с которой соотносится субъект в контексте социокультурного пространства [7]. И. В. Брылина, И. А. Бердникова отмечают, что система гендерных стратегий, реализующихся в универсальном комплексе критериев, приводит к незавершенной социальной адаптации студентов, выражающейся в несформированности целостной жизненной стратегии. Смещение гендерных стереотипов обуславливает усиление вну-триличностных конфликтов, которые должны быть решены в процессе формирования профессиональных компетенций, в том числе в условиях комплексной воспитательной работы в вузе, организованной с учетом ген-дерного подхода [1].

Решение гендерных проблем в системе высшего образования не представляется возможным без изменения модели образовательного и воспитательного процесса, необходимость которой обусловлена кризисной ситуацией в системе российского образования, трансформацией содержания полоиден-тификационных процессов личности в системе воспитания. В связи с этим проблемой данного исследования является реализация гендерного подхода в воспитательной работе высшего учебного заведения.

Анализ методологических подходов. Основными методологическими подходами являются положения об изучении гендера как социокультурной характеристики лич-

ности (И. А. Федосеева [8], И. В. Брылина, И. А. Бердникова [1]), комплексное развитие профессиональных и личностных характеристик личности специалиста гуманитарного профиля (В. Н. Введенский [2]), формирование универсальных компетенций у субъектов образовательного процесса (Э. Ф. Зеер [5], А. В. Хуторской [9]).

Теоретический обзор. Гендерный подход в образовании определяется как образовательная модель, в которой учитываются гендерные интересы и проблемы в социальном развитии общества и системе обучения, осуществляется поиск способов их решения. Гендерный подход в воспитательной работе вуза рассматривается как реализация целенаправленного процесса, осуществляемого всеми субъектами и структурами образовательного учреждения в рамках личностного и профессионального развития студентов, с учетом гендерной идентификации, способствующей формированию ценностей, норм гендерного поведения, убеждений, умений и навыков студентов. Целью тендерного подхода в образовании является деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей субъектов образовательного процесса. Так как гендер рассматривается в качестве социокультурной категории, он предполагает формирование гендерно компетентной личности, владеющей информацией о гендерной культуре, гендерной системе, гендерной идентичности. По мнению И. В. Брылиной, И. А. Бердниковой, данные знания позволяют обеспечить социальную сознательность и ответственность человека перед обществом. Это выражается в общей психологической направленности личности на справедливость и активной жизненной позиции [1].

Н. А. Сухорукова считает, что в настоящее время в учебно-воспитательной работе вузов гендерный подход применяется фрагментарно, что приводит к гендерной асимметрии в образовательном пространстве, которая препятствует социализации и самореализации личности в профессии. Образование как один из основных социальных институтов обладает большим потенциалом для трансформации системы норм и ценностей

в гендерном направлении. Интеграция ген-дерного подхода в образовательную систему позволит достичь гендерного равенства, которое предполагает создание условий для развития гендерно компетентной личности во взаимосвязи интеллектуального, ценностного и поведенческого аспектов. В данном случае равенство рассматривается как равное отношение в процессе интерактивного взаимодействия гендеров в социальном пространстве. Также гендерное равенство предполагает возможность быть похожим или отличаться от представителей своего или иного гендера и при этом быть равным другим [7].

В настоящее время существует потребность в создании таких педагогических условий, которые позволят субъекту образования получить ряд не только профессиональных, но и универсальных компетенций, повысят его конкурентоспособность на рынке труда. По мнению И. В. Брылиной, И. А. Берднико-вой, гендерная асимметрия образовательного процесса негативно влияет на формирование универсальных компетенций. Одним из вариантов решения данного вопроса может быть переход на системный подход в образовании с учетом гендерных аспектов. Для решения указанной проблемы необходимо разработать модель, через включение в которую студент получит ряд профессиональных навыков, универсальных и организаторских компетенций [1].

Присоединяясь к классическому пониманию образования, необходимо отметить, что образование включает в себя не только учебную деятельность, но и процесс воспитания. Однако анализ современного состояния воспитательного процесса в вузе показал, что теория и практика воспитания переживает кризис. По мнению Е. И. Дудкиной, сформированная ранее идеологизированная воспитательная система в высшей школе, кардинально изменившаяся в постперестроечный период, неспособна выполнять поставленные перед ней цели и задачи в воспитании современной молодежи [4]. Тем не менее анализ существующих систем позволяет выделить воспитательную систему как оптимальную для формирования универсальных компетенций. Гендерный подход может быть реализован посредством ресурса воспитательной системы, ориентированной на фор-

мирование определенных универсальных компетенций.

Вопрос о технологиях формирования универсальных компетенций через воспитательную деятельность на основе гендер-ного подхода попадает в фокус внимания современных исследователей. В частности, L. J. Lengua, E. A. Stormshak отмечают, что реализацию гендерного подхода целесообразно осуществлять с учетом психологических особенностей личности [10]. В настоящий момент разработаны и утверждены профессиональные стандарты, которые являются основой для планирования педагогического процесса и выстраивания образовательной деятельности.

Для эффективного планирования воспитательной работы с учетом гендерного подхода необходимо четкое понимание задач, связанных с определением содержания универсальных компетенций. Анализ существующих положений, рассматривающих универсальные компетенции, позволяет выделить следующие подходы к их пониманию. В частности, А. В. Хуторский под компетенцией понимает «совокупность взаимосвязанных качеств, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним» [9, с. 60].

Говоря о компетенции, Э. Ф. Зеер обозначает, что это «содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленные в форме понятий, принципов, закономерностей, практико-ори-ентированных положений и процедурных предписаний» [5, с. 39]. В. Н. Введенский характеризует проявление универсальных компетенций «не только в решении профессиональных задач, но и в том, как человек воспринимает, оценивает, понимает мир за пределами своей профессии» [2, с. 53]. Такой подход предполагает широкий спектр умений будущего специалиста.

Для данного исследования целесообразным является понимание универсальных компетенций как комплекса взаимосвязанных качеств, которые позволяют будущему специалисту быть успешным в профессиональной деятельности и социализироваться в обществе.

В современном образовании активно ре-

ализуется деятельность по обозначению универсальных компетенций, которые необходимо сформировать в вузе, однако единого представления об их наборе на данный момент не существует. В зависимости от специфики вуза выделяются те или иные универсальные компетенции.

Г. М. Парникова описывает три типа общих компетенций:

1) инструментальные компетенции: включают познавательные процессы и мыслительные операции; методологические способности, способность понимать закономерности внешнего мира и управлять окружающей средой, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и решения сложных проблем; компьютерные навыки и способности информационного управления; языковые способности;

2) коммуникативные компетенции, которые представлены компетенциями, связанными с межличностным взаимодействием, умением адекватно выражать эмоции, с критическим осмыслением и способностью к рефлексии; социальные навыки, связанные с сотрудничеством, умением работать в коллективе; способность общаться со специалистами из других областей; способность воспринимать межкультурные различия;

3) системные компетенции: способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы, в частности, способность применять знания в практической деятельности; исследовательские навыки; способность к непрерывному обучению; способность к адаптации; способность выдвигать новые идеи; инициативность и предпринимательские способности; амбициозность [6].

Изучение различных подходов позволяет подойти к проблеме выделения базовых универсальных компетенций, необходимых для успешной профессиональной и личной реализации выпускника факультета психологии. Поскольку факультет реализует образовательные программы по различным специальностям и направлениям подготовки, то перечень основных универсальных компетенций должен отвечать требованиям к будущему специалисту гуманитарного профиля, независимо от специализации и профиля обучения.

А. З. Гильманов, Т. К. Муратов в своей

статье выделяют основные требования работодателей к выпускнику гуманитарного профиля. В своем исследовании они выделяют основные навыки и навыки, которые приобретаются выпускником со временем. К основным относятся в первую очередь личные качества студентов, такие как коммуникабельность, мобильность, активная жизненная позиция, умение идти на результат, презентабельность, способность максимально эффективно использовать время и знания. К навыкам, приобретаемым со временем, они относят образование, стаж, компетентность. Авторы утверждают, что основные требования работодателей к будущим специалистам гуманитарного профиля заключаются в том, что выпускник должен обладать высокими личностными характеристиками и успешно реализовывать приобретенные навыки, знания и опыт [3].

Таким образом, на основе анализа подходов к универсальным компетенциям в системе образования нами был составлен список универсальных компетенций с учетом реализации гендерного подхода в воспитательной работе вуза.

1. Умение устанавливать межличностное взаимодействие (способность выстраивать доверительный межличностный контакт с представителями женского и мужского пола, основанный на активной обратной связи между участниками диалога).

2. Умение работать в коллективе (способность выстраивать взаимодействие с другими членами моногендерной и смешанной команды, выслушивать и считаться с мнением членов команды, наиболее оптимально организовывать совместную деятельность, способность к взаимозаменяемости и взаимовыручке).

3. Способность к рефлексии и критическому восприятию информации (оценка своего поведения и поведения окружающих обоих полов; высокая критичность к восприятию информации, которая носит объективный характер).

4. Способность к эмпатии (умение ставить себя на место другого человека как женского, так и мужского пола, способность воспринимать внутренний мир другого с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков).

5. Способность к лидерству (умение демонстрировать личный пример, всегда брать

решение проблем в свои руки, заинтересовать и мобилизовать людей обоих полов).

6. Способность ставить цели, планировать и идти к результату (умение ставить как краткосрочные, так и долгосрочные стратегические цели, достигать поставленных целей, оценивать эффективность методов достижения целей).

7. Мобильность и способность адаптироваться к новым ситуациям с учетом гендер-ных аспектов личности (способность к адаптации, критическому анализу происходящих изменений).

И. А. Федосеева отмечает, что развитие гендерно компетентной личности важно проводить в трех основных аспектах: когнитивном (физиологические, психофизиологические, социальные знания об онтогенезе человека); технологическом (владение технологиями гендерного поведения в процессе выполнения профессиональной деятельности); личностном (внутренняя направленность к совершению поступков и профессиональных действий, соответствующих общепринятым нормам и стереотипам поло-ролевого поведения) [8].

Показателями сформированное™ ген-дерно компетентной личности являются следующие критерии: гендерная мотивация (уровень сформированности мотивации на реализацию своего гендерного потенциала в личной и профессиональной деятельности); гендерная грамотность (теоретическая подготовленность к профессиональной деятельности с учетом гендерного подхода); гендерная компетентность (способность к организации социально-психологической деятельности по формированию гендерной культуры в социуме); гендерное просвещение (готовность к распространению гендерных знаний).

В целом можно сказать, что реализация гендерного подхода в воспитательной работе вуза включает в себя организацию образовательного процесса с учетом гендерных особенностей студентов и способность понимать значение гендерной культуры как формы человеческого существования.

Для формирования данных компетенций важно описать специфику реализации ген-дерного подхода в воспитательной работе вуза. По мнению И. А. Федосеевой, воспитательная работа в вузе рассматривается как взаимосвязанная система составляющих,

интеграция которых способствует профессиональному и личностному становлению личности студента в соответствии с образцами гендерного поведения в социуме. Факторами, обуславливающими гендерное воспитание студентов, являются следующие: социальная политика страны, выраженная в образовательных стандартах, воспитательный потенциал вуза, социокультурная среда вуза. К методологическим основаниям воспитательной работы вуза на основе гендер-ного подхода относятся: педагогические концепции, модели мотивации человеческой деятельности, теории субъектности активности личности в социокультурной деятельности вуза с учетом гендерного подхода [8].

И. А. Федоссева описывает модель формирования универсальных компетенций через воспитательную деятельность с учетом гендерного подхода как сочетание следующих компонентов: целевой (образовательная цель профессиональной подготовки с учетом гендерного направления); содержательный (гендерное содержание воспитательных мероприятий); процессуально-деятельност-ный (реализация задач профессиональной подготовки на основе гендерного подхода); организационно-управленческий (общая идеология по реализации гендерного подхода в вузе); технологический (применение методов личностно-деятельностной направленности, обеспечивающих развитие гендерной культуры студентов); контрольно-оценочный (получение информации о динамике происходящих изменений); результативный (результат реализации гендерного подхода в вузе). Технологии формирования универсальных компетенций через воспитательную деятельность с учетом гендерного подхода включают в себя: мотивирование студентов на принятие норм гендерной культуры, их активизацию на развитие ценно -стей в соответствии с гендерными нормами современного общества, осмысление поло-ролевого поведения студентами, овладение навыками взаимодействия с окружающими людьми с учетом гендерной идентификации, закрепление умений и навыков приобретенной гендерной культуры в процессе лич-ностно-профессионального становления, оценку результатов процесса формирования гендерной культуры с учетом профессиональной деятельности студентов [8].

Выводы. Таким образом, специфика современной социальной реальности приводит к нивелированию половых и гендерных различий, что находит свое отражение в образовательном пространстве. Система гендерных стратегий, реализующихся в универсальном комплексе критериев, обуславливает незавершенную социальную адаптацию студентов, выражающуюся в несформированности целостной жизненной стратегии. Гендерное воспитание в вузе предполагает интеграцию гендерного подхода в образовательное про-

странство вуза для обеспечения гендерной самоидентификации студентов, формирования личностных склонностей субъекта, неограниченных гендерными рамками, что позволяет реализовать идеи гуманистической концепции в обучении. В рамках воспитания необходимо создать систему мотивации на формирование норм гендерной культуры, осмысление полоролевого поведения, овладение навыками взаимодействия с окружающими людьми с учетом гендерной идентификации.

Библиографический список

1. Брылина И. В., Бердникова И. А. Гендерный подход в образовательном процессе // Известия

уровневое высшее профессиональное образование // Вестник Северо-Восточного федерально-

Томского политехнического университета. - го университета им. М. К. Аммосова. - 2008.

2008. - № 6. - С. 127-131.

2. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 51-55.

3. Гильманов А. З., Муратов Т. К. Основные требования работодателей к выпускникам вузов гуманитарного профиля // Регионология. -

2009. - № 3. - С. 153-156.

4. Дудкина Е. И. Актуальные проблемы профессионального воспитания в вузе // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2010. -№ 1 (40). - С. 40-43.

5. Зеер Э. Ф. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем // Высшее образование в России. - 2007. - № 11. - С. 39-46.

6. Парникова Г. М. Теоретические подходы к формированию универсальных компетенций будушцх специалистов в условиях перехода на

Том 5, № 2. - С. 55-60.

7. Сухорукова Н. А. Реализация гендерного подхода в образовательной практике технического вуза // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 2. - С. 155-158.

8. Федосеева И. А. Развитие системы социального воспитания студенческой молодежи педагогического вуза на основе гендерного подхода: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2013. - 439 с.

9. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003. -№ 2. - С. 58-64.

10. Lengua L. J., Stormshak E. A. Gender, Gender Roles, And Personality: Gender Differences In The Prediction Of Coping And Psychological Symptoms // Sex Roles. - 2000. - Т. 43, № 11-12. -С. 787-820.

Поступила в редакцию 27.09.2016

Andronnikova Olga Olegovna

Cand. Sci. (Psychol.), Assoc. Prof. of the Department of Special and Practical Psychology, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk

Veterok Ekaterina Vladimirovna

Cand. Sci. (Psychol.), Assoc. Prof. of the Department of Special and Practical Psychology, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk

Bezzubova Natalia Sergeevna

Senior Lecturer of the Department of Special and Practical Psychology, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk

A GENDER APPROACH TO DEVELOPING GENERIC COMPETENCES IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

Abstract. This article reflects the problems of the system of gender education in the universities, and proposed solutions to these problems. Highlighted areas of study system in education. The arti-

_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_

cle presents the analysis of existing methodological approaches to the definition of "universal jurisdiction". Discloses the notions "competence" and "universal jurisdiction" in the system of modern education. Describes the pedagogical conditions, allowing to develop a set of universal competencies in the educational space with a gender approach. Presented technology of development of universal competences through educational activities. The experience of realization of educational activities of higher educational institutions on the basis of competence approach. Summarizes the theoretical and empirical aspects of the activities of universities in the allocation system of universal competencies. Designated a set of core generic competencies required for successful professional and personal realization of a specialist in the Humanities, including graduate of the faculty of psychology. Main components of the system of universal competencies, which include high personal characteristics and ability to realize the acquired skills, knowledge and experience. A number of types of activities, which can be formed a universal jurisdiction. Analyzed the methodological basis of the gender approach in the educational work of the University.

Keywords: modernization of education, generic competencies, educational activities, gender-sensitive approach.

References

1. Brylina, I. V., Berdnikova, I. A., 2008. Gen-dernyj podxod v obrazovatel'nom processe [The gender approach in the educational process]. Iz-vestiya Tomskogo politexnicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk Polytechnic University], 6, pp. 127-131 (in Russ., abstr. in Eng.).

2. Vvedenskij, V. N., 2003. Modelirovanie pro-fessional'noj kompetentnosti pedagoga [Modeling professional competence of the teacher]. Pedagogika [Pedagogics], 10, pp. 51-55 (in Russ., abstr. in Eng.).

3. Gil'manov, A. Z., Muratov, T. K., 2009. Os-novnye trebovaniya rabotodatelej k vypusknikam vuzov gumanitarnogo profilya [Main demands of employers to University graduates of humanitarian profile]. Regionologija [Regionology], 3, pp. 153-156 (in Russ., abstr. in Eng.).

4. Dudkina, E. I., 2010. Aktual'nye problemy professional'nogo vospitaniya v vuze [Actual problems of professional education in University]. Psix-opedagogika v pravooxranitel'nyx organax [Psy-chopedagogy in law enforcement bodies], 1 (40), pp. 40-43 (in Russ., abstr. in Eng.).

5. Zeer, E. F., 2007. Identifikaciya universal'nyx kompetencij vypusknikov rabotodatelem [Identification of universal competence of graduates employer]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 11, pp. 39-46 (in Russ., abstr. in Eng.).

6. Parnikova, G. M., 2008. Teoreticheskie podx-ody k formirovaniyu universal'nyx kompetencij budushhix specialistov v usloviyax perexoda na urovnevoe vysshee professional'noe obrazovanie

[Theoretical approaches to the formation of the universal competence of the future experts in the conditions of transition to tier higher professional education]. Vestnik Severo-Vostochnogo federal'no-go universiteta im. M. K. Ammosova [Herald of the NEFU named after M. K. Ammosov], 2, T. 5, pp. 50-55 (in Russ., abstr. in Eng.).

7. Suhorukova, N. A., 2012. Realizaciya gen-dernogo podxoda v obrazovatel'noj praktike tex-nicheskogo vuza [The implementation of a gender approach into educational practice of technical universities]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education], 2, pp. 155-158 (in Russ., abstr. in Eng.).

8. Fedoseeva, I. A., 2013. Razvitie sistemy so-cial'nogo vospitaniya studencheskoj molodezhi ped-agogicheskogo vuza na osnove gendernogo podxoda [The development of the system of social education of students of pedagogical universities on the basis of gender approach]. Doc. Sci. (Pedag.). Moscow, 439 p.

9. Khutorskoi, A. V., 2003. Klyuchevye kompe-tencii kak komponent lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya [Key competences as a component of a student-centered education]. Narodnoe obrazovanie [Education], 2, pp. 58-64 (in Russ., abstr. in Eng.).

10. Lengua, L. J., Stormshak, E. A., 2000. Gender, Gender Roles, and Personality: Gender Differences in the Prediction of Coping and Psychological Symptoms. Sex Roles, Vol. 43, No. 11-12, pp. 787-820.

Submitted 27.09.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.