МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
требует хотя бы минимального опыта применения компетенции и является системным качеством, характеристикой личности.
Список использованной литературы:
1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО (государственный стандарт высшего профессионального образования) нового поколения. Методическое пособие. М., 2006.
2. Булыко А.Н. Большой словарь иностранных слов. М.: «Мартин», 2006.
3. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.
4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 - 4. М.: Рус.яз, 1989.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / Серия: Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М., 2004.
6. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14 - 20.
7. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб.науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. М.: Научновнедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.
8. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Изд-во Эксмо, 2005.
9. Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск: Современный литератор, 2003.
10. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 60 000 слов и фразеологических выражений / Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. 25-е изд., испр. и доп. М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006.
11. Словарь иностранных слов. 18-е изд. М.: Рус.яз., 1989.
12. Современный толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова. Спб.: «Норинт», 2001.
13. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: «Альта-Принт», 2005.
14. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1972.
15. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 12 декабря. http://www.eidos.ru/joumal/2005/1212.htm
16. Competence: Inquiries into its Meaning and Acquisition in Educational Settings / Ed. by Edmund C. Short. Lanham: University Press of America, 1984. Vol. VI. P. 22.
17. Tuning Educational Structures in Europe. Line 1. Learning Outcomes. Competences. Methodology. 2001-2003. Phase1. http://www.let.rug.nl/TuningProject/index.htm www.relint.deusto.es/TuningProject/index.htm
18. White R. Motivation Reconsidered: The Concept of Competence // Psychological Review. 1959. № 66. P. 297 - 333.
© А.С. Восковская, Т.А. Карпова, 2015
УДК 37
О.А. Воскрекасенко
к.п.н., доцент кафедры педагогики Пензенский государственный университет г. Пенза, Российская Федерация
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация
В статье раскрываются сущность, задачи и принципы гендерного подхода к формированию социальной адаптивности обучающихся в высшей школе.
73
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
Ключевые слова
гендерный подход, адаптация, социальная адаптивность, обучающиеся
Динамичность современной социокультурной ситуации актуализировала проблему формирования у учащейся молодёжи в образовательных организациях профессионального образования способности адаптироваться к условиям трансформирующегося общества - социальную адаптивность.
Под социальной адаптивностью нами понимается интегративная характеристика личности, выступающая внутренним условием её успешной социализации и отражающая способность к выбору стратегий адаптации, отвечающих потребностям личности и оптимизирующих взаимодействие с социальной средой [1]. Эффективность практического решения проблемы формирования социальной адаптивности обучающихся во многом определяется адекватностью исходных методологических подходов, в ряду которых, применительно к адаптационной проблематике, важное место занимает гендерный подход. Это обусловлено тем, что годы обучения в высшей школе являются важнейшим этапом вторичной гендерной социализации обучающихся. Вместе с тем, при всей широте исследований, проблема адаптации студентов изучается, за редким исключением (Ж.Г. Багичева, Н.Г. Колызаева), с точки зрения раскрытия общих закономерностей протекания якобы универсального социально-психологического процесса, что делает необходимым обращение к рассмотрению сущности гендерного подхода применительно к проблеме формирования социальной адаптивности обучающихся.
Анализ современных гендерных исследований (С.Н. Гришак, Е.Н. Каменская, Л.И. Столярчук, А.В. Швецова, Л.П. Шустова, ) показывает, что педагогическая теория гендерного подхода строится на человекоцентрированной картине мира, идеях развития гендерного воспитания в контексте культуры, национально-культурной идентификации, гуманизации воспитания с целью воспитания человека культуры, гражданина, нравственной личности, способного к максимальной самореализации и раскрытию своих способностей. Гендерный подход в педагогике предполагает, что различия в поведении полов определяются в большей степени социализационными механизмами, воспитанием и распространенными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского (А.В. Мудрик, Т.А. Репина, Л.И. Столярчук). Так называемые «естественные» различия между мужчинами и женщинами в основном конструируются под воздействием социальных институтов, передающих традиционные представления о ролях мужчин и женщин. Причём, в традиционной культуре представления о маскулинности и фемининности сконструированы по принципу бинарной оппозиции, тогда как гендерный подход в его современной трактовке позволяет отойти от жесткой фиксированности гендерных моделей поведения и раскрыть личностные пути развития и самореализации, не ограниченные гендерными стереотипами. Последнее особенно значимо при рассмотрении адаптационной проблематики.
Традиционно считалось, что успешной социальной адаптации личности способствует факт соответствия идеалу фемининности у женщин и маскулинности у мужчин. Но идеалы фемининности и маскулинности сейчас как никогда противоречивы. Жизнь предъявляет иные требования к современным мужчинам и женщинам. Под их влиянием меняются идеалы фемининности и маскулинности. В настоящее время учёные всё больше склоняются к точке зрения, что приверженность жёсткой регламентации традиционных ролей, максимальное соответствие установок и реакций полоролевому стереотипу тормозит процесс социально адаптации не только на профессиональном, но и на семейном уровне, уровне межполового общения, приводит к гендерным конфликтам (Е.Н. Каменская, И.С. Клёцина, И.С. Кон, А.В. Петровский, М.В. Шайкова и др.). Напротив, индивиды, относительно свободные от жёсткой половой типизации, обладают богатым поведенческим репертуаром, психологически более благополучны и успешнее адаптируются к новым условиям жизнедеятельности.
В этой связи гендерный подход к формированию социальной адаптивности обучающихся в высшей школе означает не навязывание жёсткой полоролевой модели поведения в адаптационной ситуации и формирование личности в соответствии с во многом устаревшими идеалами фемининности и маскулинности, а дифференциацию педагогического взаимодействия на основе учёта психологических характеристик юношей и девушек, особенностей протекания адаптационных процессов в зависимости от пола, а также реалий современного общества.
74
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
В контексте нашего исследования гендерный подход к педагогическому обеспечению формирования социальной адаптивности обучающихся в образовательном процессе вуза включает в себя: выявление и учёт в ходе педагогического взаимодействия с обучающимися особенностей протекания адаптационных процессов, обусловленных биологическими и социокультурными требованиями к мужчинам и женщинам; преодоление гендерных стереотипов и гендерное просвещение обучающихся; гендерное воспитание обучающихся (формирование осознания своих половых психологических особенностей, умений и навыков гендерного поведения, соответствующего требованиям общества, овладение культурой взаимоотношений полов, умениями устанавливать оптимальные взаимоотношения с представителями своего и противоположного пола и т.д.).
В качестве наиболее адекватных идеям гендерного подхода способов решения вышеназванных задач выступают методы и приёмы, соответствующие требованиям: диалоточности, деятельностно-творческого характера, направленности на поддержку индивидуального развития обучающегося, предоставления ему необходимой свободы для принятия самостоятельных решений, опоры на положительное в личности и др. В контексте данных требований, в процессе формирования социальной адаптивности обучающихся целесообразно использование: анализа конкретных гендерных ситуаций, групповых дискуссий по гендерным проблемам, игровых методов, педагогической поддержки, создание ситуации выбора и др.
Гендерный подход к формированию социальной адаптивности обучающихся, как методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы гендерного самопознания, самостроительства и самореализации личности студента, должен выстраиваться на основе общепедагогических (природосообразности, культуросообразности и др.) и собственно гендерных (эгалитаризма и гендерного равновесия) принципов [2].
Реализация принципа природосообразности в процессе формирования социальной адаптивности предписывает педагогу: учитывать как возрастные, так и гендерные особенности обучающихся; создавать условия для развития их индивидуальности, не стремясь переделать её под устаревшие и препятствующие социальной адаптации идеалы фемининности и маскулинности; обращать внимание на девушек и юношей как часть природы, а телесность и духовность как равноценные компоненты целостной индивидуальности.
Принцип культуросообразности означает: ориентацию на общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности как культурное ядро мотивационно-ценностного компонента социальной адаптивности; отношение к обучающемуся как к свободной личности, способной по мере культурного развития к самостоятельному выбору ценностей, выступающих в качестве ориентира в выборе стратегий адаптации.
Принцип эгалитаризма в формировании социальной адаптивности проявляется: в признании равенства полов (в правах, возможностях, в проявлении лидерства во взаимодействии и т.д.) в разнообразых сферах жизнедеятельности; в рассмотрении эгалитаризма как естественной модели человеческих отношений в обществе; в преодолении гендерных стереотипов в процессе педагогического взаимодействия с обучающимися и их гендерное просвещение.
Принцип гендерного равновесия применительно к проблеме формирования социальной адаптивности обучающихся означает: примерно равное в образовательном учреждении количество преподавателей обоего пола, которые своим каждодневным поведением представляют эталонный вариант гендерного поведения в обществе; разнополый состав групп для проведения коллективных и групповых форм работы.
Реализация на практике вышеназванных гендерных принципов, наряду с принципами системного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов, будут способствовать успешному осуществлению педагогического обеспечения формирования социальной адаптивности обучающихся.
Список использованной литературы:
1. Воскрекасенко О.А. Принципы развития социальной адаптивности будущих педагогов в образовательном процессе вуза// XXI век: Итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2013. - № 08 (12). - с. 42-47.
2. Каменская Е.Н. Педагогическая теория гендерного подхода // Сборник конференций НИЦ Социосфера. -2012. - № 12. - С. 34. - С. 33 - 37.
© О.А. Воскрекасенко, 2015
75