Научная статья на тему 'Гендерный образ Европы как фактор массовой мобилизации'

Гендерный образ Европы как фактор массовой мобилизации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
648
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политическая наука
ВАК
RSCI
Ключевые слова
АНТИЗАПАДНИЧЕСТВО / ОБРАЗ ЕВРОПЫ В РОССИИ / IMAGE OF EUROPE IN RUSSIA / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / NATIONAL IDEA / ЛЕГИТИМАЦИЯ ВЛАСТИ / LEGITIMATION OF POWER / ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ / POLITICAL MOBILIZATION / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС НА УКРАИНЕ (2013-2014) / UKRAINIAN POLITICAL CRISIS (2013-2014) / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / GEOPOLITICAL DISCOURSE / ГЕНДЕРНЫЙ ПОРЯДОК РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА / GENDER ORDER OF RUSSIAN SOCIETY / ANTI-WESTERNISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рябова Татьяна Борисовна, Рябов Олег Вячеславович

Статья посвящена исследованию роли гендерного измерения образа Европы в современном российском антизападничестве. Авторы анализируют, как репрезентации гендерного порядка европейских стран становятся фактором национальной идентичности в России, легитимации власти и поддержания гендерного порядка в российском обществе. Источниками исследования являются материалы ведущих российских СМИ за 2013-2014 гг., посвященные теме гендерной инаковости Европы: выступления политиков, статьи журналистов и комментарии на интернет-форумах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender dimension of the image of Europe as a factor of mass mobilization

The paper deals with the role of gender dimension of Europe’s image in contemporary Russian Anti-Westernism. The main point is that representations of «Gayropa» have become a means to reshape Russians’ national identity, to legitimize power, to support gender order in Russian society. The materials consist of the texts of leading Russian mass media (2013-2014), devoted to the issues on gender otherness of Europe: politicians’ speeches, newspaper editorials, and news websites comments.

Текст научной работы на тему «Гендерный образ Европы как фактор массовой мобилизации»

Т.Б. РЯБОВА, О.В. РЯБОВ

ГЕНДЕРНЫЙ ОБРАЗ ЕВРОПЫ КАК ФАКТОР МАССОВОЙ МОБИЛИЗАЦИИ*

Идеология противостояния Западу играет важную роль в идентичности современной России. Нарастание антизападных настроений, фиксируемое социологическими опросами с середины 1990-х, анализировалось многими российскими и зарубежными исследователями. Среди причин называли политику европейских стран и США по отношению к России; разочарование граждан России реформами, проводимыми по западному образцу [Лапкин, Пантин, 2001; Дилигенский, 2000]. Негативные репрезентации Запада выступают ресурсом консолидации российского общества [Баталов, 2003]; как отмечают Р. Кеохэйн и П. Катцештейн, эксплуатация образа Другого особенно эффективна в государствах, которые испытывают сложности с национальной идентификацией [КеоИаие, К^е^ет, 2006, р. 13]. Антизападные настроения влияют на цивилизационную идентичность россиян: число тех, кто признают себя европейцами, а Россию - частью Европы, снижается. Так, в 2011 г., согласно исследованию ИС РАН, европейцами считали себя лишь 13% россиян; идея «вхождения России в общеевропейский дом» набрала только 7% положительных ответов (десятилетие назад было вдвое выше); мнение о том, что Россия является особой евразийской цивилизацией, разделяли более трети

* Работа выполнена в рамках исследовательского проекта РГНФ 13-03-00338 «Массовая политика в России: институциональные основания мобилизации, представительства, участия и действия».

респондентов [Европейцев в России - 13%, 2012]1. Подобные изменения поддерживаются риторикой властей: Россию называют «особой цивилизацией», которая отличается и от Европы, и от Азии. Как «государство-цивилизацию», не растворяющуюся в окружающем ее мире, определил Россию В. Путин в Послании Федеральному собранию 12 декабря 2012 г [Путин, 2012].

Значимым элементом национальной идентичности являются не только образы Своих и Чужих, но и символическая граница между ними. Символические границы, согласно концепции Ф. Барта, создаются при помощи особых маркеров - элементов культуры, отбираемых самими членами группы для подчеркивания своих отличий от окружающих [Barth, 1969, p. 14]. Опираясь на идеи Барта, Н. Ювал-Дэвис показала, что в роли такого рода «символических пограничников» выступают образы мужчин и женщин, а также репрезентации гендерного порядка национальных сообществ [Yuval-Davis, 1997]. В проведении символических границ между Россией и Европой репрезентации гендерных порядков Своих и Чужих используются традиционно активно [Рябов, 2007].

Роль гендерного измерения образа Европы в современном российском антизападничестве мы проанализируем сквозь призму концепта «Гейропа», который, набирая в последние годы все большее распространение в российском Интернете, применяется для обозначения специфики европейского гендерного порядка. Источниками стали материалы в ведущих российских СМИ за 20132014 гг., посвященные теме гендерной инаковости Европы: выступления политиков, статьи журналистов и комментарии на интернет-форумах.

Европейская цивилизация как вырождающаяся

В целостную картину обвинения Европы в гендерной деви-антности складываются в России в течение 2013 г. в ходе дискуссий о легализации однополых браков во Франции, о возможности усыновления российских детей однополыми семьями в США и

1 Политологический анализ динамики представлений россиян о необходимости для России «особого пути» в 1990-годы [см.: Лапкин, Пантин, 2001; Дили-генский, 2000].

Европе, наконец, о законе, запрещающем пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Эти обвинения высказываются политиками, журналистами, блогерами, а также комментаторами на интернет-форумах. Инвективы, постулирующие гендерную девиантность Европы, не являются для отечественной культуры чем-то оригинальным. Концепт «загнивающего Запада», появление которого восходит к трудам славянофилов, включал в себя утверждения о превосходстве российских семейных и гендерных норм над европейскими. Другим идейным источником нынешнего неприятия «Гейропы» выступает критика буржуазного гендерного порядка, характерная для советской пропаганды времен холодной войны [Рябов, 2007]. Необходимо принимать во внимание и то, что обвинения западной цивилизации в декадансе и изнеженности являются важным компонентом дискурса антизападничества, «оксидентализма» в целом [Бигиша, Ма^аШ, 2004].

Сегодня же гендерное измерение обвинений Запада стало в России одним из важнейших. В дискурсе российского антизападничества постулируется, что уничтожение нормального тендерного порядка в Европе проявляет себя в легализации однополых браков, росте влиятельности феминизма и разрушении традиционной семьи. Данные процессы, как утверждается, ведут к закату европейской цивилизации потому, что, во-первых, тем самым извращается сама человеческая природа и уничтожаются основы человеческого сообщества. Во-вторых, утверждается, что европейская цивилизация обрекает себя на геополитическое поражение: Европа оказывается неконкурентоспособной в соперничестве с исламской цивилизацией, прежде всего в демографическом отношении; в недалеком будущем большинство населения стран ЕС составят мусульмане, которые сохраняют традиционные отношения между полами [Знаменский, 2013; Нарочницкая, 2013 а].

Чем российские комментаторы объясняют подобные изменения в гендерном порядке Европы? Один вариант объяснений исходит из внутренних тенденций развития Европы. Помимо прозаического «Европа бесится с жиру», причиной называют те тенденции, которые были обозначены еще О. Шпенглером в «Закате Европы»: культура уступила место цивилизации [Свободу педофилам, 2013]. Другой вариант объяснения связан с конспирологическими теориями. В. Якунин расценивает пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений как «часть процесса превращения человеческого

сообщества в послушное стадо, которое будет управляться новой мировой финансовой элитой, классом "глобальных олигархов"» [Якунин, 2012]. Обязательный компонент в конспирологических теориях - тезис о «голубом лобби» в коридорах власти. В связи с этим авторы и комментаторы используют такие термины, как «голубая чума» или даже «гей-фашизм» [Асламова, 2013]. Наконец, в послании Федеральному собранию РФ (12 декабря 2013 г.) Путин подчеркнул, что «разрушение традиционных ценностей "сверху" не только ведет за собой негативные последствия для обществ, но и в корне антидемократично, поскольку проводится... вопреки воле народного большинства» [Послание, 2013].

Европейская цивилизация, таким образом, теряет такую сущностную черту, как демократия. Другая важнейшая характеристика, которой лишают Европу, - это ее христианские основания, и о дехристианизации сегодняшней Европы пишут многие политики и комментаторы [Нарочницкая, 2013 а; Волков, 2013].

«Гейропа» и новая национальная идея

Маркируя определенным образом европейскую цивилизацию, концепт «Гейропа» становится фактором поддержания коллективной идентичности россиян. Нынешние различия гендерного порядка Европы и России, по мнению многих авторов, вытекают из самой сущности этих цивилизаций. Эссенциализация этих различий осуществляется, в частности, при помощи апелляций к традициям культуры. Так, Путин, объясняя собственное негативное отношение к идее узаконить однополые браки в России, сослался на необходимость уважать традиции российского общества [Однополые браки, 2013]. Название статьи Шевченко - «Мы не Европа? И слава Богу!» - показывает компенсаторный характер использования анализируемого концепта [Шевченко, 2013]. Аналогичные идеи на интернет-форумах выражаются более определенно - например: «Чем азиаты хуже Европы с их гомиками, лицемерием, колониальным презрением к остальному миру? <...> Гордитесь, что Азиаты, и нечего попрошайничать признание европейцами» [В глазах Европы мы - монстры-азиопы, 2013]. Подобный ход рассуждений не является чем-то оригинальным для российского антизападничества: например, к известной строке из блоковских «Ски-

фов» (1918) отсылает комментарий на одном из форумов «Да, скифы мы, да, натуралы мы!».

Негативная оценка Европы помогает достижению собственной позитивной идентичности, и избираемые критерии сравнения также весьма показательны. Так, Р. Кадыров заявил: «У большинства европейцев нет, по большому счету, ни культуры, ни нравственности <...> Они приветствуют все нечеловеческое. У них однополые браки являются нормальным явлением <...> Лично я не хочу быть европейцем» [Кадыров, 2013]. Заметим, что такая апелляция к человечности как верности сущностным характеристикам человеческой цивилизации также имеет глубокие корни в российском антизападничестве. Анализируя поиски идентичности, которые вела российская мысль в XVIII столетии, Х. Роджер приходит к выводу, что если для петровской и послепетровской России было характерно западническое стремление во всем уподобиться Европе, то в правление Екатерины Великой происходит перелом в настроениях: критерии сравнения и самооценки меняются. Спор с Западом ведется теперь не об экономических или военных победах, а о человечности, правде, сердечности, способности к любви и счастью [см.: Roggeг, 1960, р. 83]; сама же «отсталость» России воспринимается как неиспорченность цивилизацией, как близость к христианским идеалам [см.: Roggeг, 1960, р. 137].

Концепт «Гейропа» не только используется в создании символических границ между Россией и Европой, но и включается в формулировку новой национальной идеи. Как известно, кризис кол -лективной идентичности, наступивший в постсоветский период, был связан с попытками определить смысл существования России, ее базовые ценности. В последнее время становится заметной тенденция определять место страны в современном мире с помощью противопоставления гендерных порядков России и Европы. Например, С. Марков заметил, что «в постмодернистской Европе такого рода извращения, как гомосексуализм, признаются нормой, Россия же идет по другому пути, она определяет себя как консервативный фланг Европы и этим <. > преодолевает свой кризис идентичности» [«Знаменуют идентификацию России», 2013]. В защите традиционных семейных ценностей видят ресурс для роста привлекательности сегодняшней России в мире [Шестаков, 2012], а некоторые даже ожидают в связи с этим массовой миграции из Европы в Россию [Милонов, 2013]. Более того - теперь речь идет о

всемирной миссии России по спасению человечества от угрожающего в результате гей-революции перерождения. Вначале такая идея высказывалась в основном представителями консервативных организаций; например, еще в 2006 г. председатель Союза православных граждан написал: «Когда "однополые семьи" получают права на усыновление детей - <...> Россия, - Третий Рим - страна - хранительница традиционных христианских ценностей, несет ответственность за судьбу всего мира... наш народ призван нести миру свет немеркнущей Истины, быть духовным ориентиром для всего человечества» [Лебедев, 2013.]. В дальнейшем же эту идею стали поддерживать и влиятельные идеологи [Нарочницкая, 2013 б; Шевченко, 2013]. На форумах подобные настроения отливаются в узнаваемые формулы - «Нормальные всех стран - объединяйтесь!».

Таким образом, концепт «Гейропа» связан с традиционным для отечественной культуры противопоставлением России и Европы. Однако он включает в себя и еще один аспект, также имеющий исторические корни. Обвиняя сегодняшнюю Европу в вырождении, этот дискурс репрезентирует Россию как наследницу Европы подлинной, обращаясь к сформулированной еще Федором Достоевским идее «двух Европ» [Анализ использования этой идеи в геополитическом дискурсе см.: Хеллман, 1989, с. 218; Neumann, 1996, p. 117]. В постсоветский период эта тенденция обозначилась уже в начале 2000-х [Savkina, 2005, р. 470-471]. Сегодня же подчеркивается, что многие в Европе смотрят с надеждой на Россию как на хранительницу христианских, а следовательно, подлинно европейских ценностей, и на президента Путина - как на «защитника этих ценностей [Эксперт: На Западе велико одобрение действий Путина. 2013; Марков, 2014]. Показателен комментарий на этот материал одного из российских интернет-пользователей: «Европа тоже аплодирует Путину. Ведь он единственный, кто может спасти мир от голубой инквизиции» [Россия не даст усыновить своих сирот гомосексуальным семьям, 2013].

Следует учитывать, что подобные - демаскулинизирующие -репрезентации Европы являются продолжением политик идентично -сти, характерных для российского общества 2000-х, - ремаскулиниза-ции России, т.е. наделение ее образа маскулинными коннотациями (силой, независимостью, рациональностью и т.д.). В частности, культ силы в значительной степени лежит в основе образа России, выстраи-

ваемого в символической политике периода президентства Путина ^аЬоу, Riabova, 2014], что, например, нашло выражение в появлении такого национального символа, как «русский медведь» [ШаЬо^ Lazaгi, 2009]).

«Гейропа» как фактор легитимации власти

Тема «Гейропы» становится релевантной и во внутренней политике, прежде всего, потому, что изменения в Европе репрезентируются как несущие опасность для России. Эта идея не только высказывается на форумах или в выступлениях консервативных авторов, но и становится элементом официального дискурса. Еще в марте 2013 г. глава МИД С. Лавров подверг критике ЕС за то, что западные ценности, в первую очередь защита гей-сообщества, выдаются за универсальные и навязываются России [Лавров считает выходку Pussy Riot святотатством, 2012]. В сентябре 2013 г представитель российского МИД обвинил западные страны в стремлении навязать «остальным членам международного сообщества свои неолиберальные ценности в качестве универсальной основы жизнедеятельности», что «особенно заметно на примере агрессивного продвижения ими прав сексменьшинств» [Выступление Уполномоченного МИД России по вопросам прав человека, 2013]. Эти обвинения были повторены в докладе МИД РФ о ситуации с правами человека в ЕС за 2013 г. [Доклад о ситуации с обеспечением прав человека в Европейском союзе, 2013]. Данная проблема рассматривалась даже в Совете безопасности РФ; в апреле 2013 г. секретарь Совбеза Н. Патрушев предложил уделить особое внимание «укреплению национальной безопасности в духовно-нравственной сфере», причем проблеме однополых отношений было отведено заметное место среди угроз России [Бекбулатова, Сафронов, Иванов, 2013]. Этот дискурс позволяет сторонникам власти позиционировать ее в качестве гаранта сохранения нормальности страны. Скажем, один из них на форуме высказывается об однополых союзах следующим образом: «Глядя на эту мерзость, понимаешь, что нет альтернативы Путину!» [Клавель, 2013].

Гендерная девиантность Европы нередко интерпретируется как закономерное следствие развития западной демократии. В этом контексте позиция нынешних либеральных оппозиционеров, остро

критикующих власть в России, маркируется в качестве проявления не только национального предательства, но и гендерной девиант-ности. Маскулинность и фемининность участников российского протестного движения трактуются как извращенные и потому нелегитимные; политическая оппозиционность нередко объясняется их гендерной ненормальностью [Riabov, Riabova 2014].

Как было показано в работах, положивших начало методологии интерсекционализма (intersectionality), различные идентификационные / дифференцирующие и иерархизирующие дискурсы (классовый, этнический, расовый, гендерный) переплетаются, взаимно усиливая друг друга в процессах включения / исключения [Collins, 2000, Crenshaw, 1991]. В данном случае политическая мобилизация осуществляется с помощью апелляции к гендерной идентичности, в ходе которой устанавливается взаимосвязь между определенными моделями маскулинности и фемининности, с одной стороны, и формами политического поведения индивида - с другой. Обвинения политических оппонентов в нетрадиционной сексуальной ориентации представляют собой распространенный прием политической мобилизации. В частности, он активно использовался в американском политическом дискурсе периода мак-картизма [May, 1988, p. 94-95]. Не являются такие технологии новыми и для России. Например, в конце 1980 - начале 1990-х широко использовались обвинения демократов в том, что они насаждают в России чуждые гендерные стандарты, включая распространение сексуальных извращений [Goscilo, 1996].

Подобные мобилизационные практики широко применялись в ходе выборов московского мэра осенью 2013 г. при освещении кампании А. Навального. Его противники постулировали, что основу оппозиции составляют активисты гей-движения [Осташко, 2013], и широко тиражировали информацию о потенциальной поддержке политика почти 70% представителей гей-сообщества [Педерасты поддерживают Навального, 2013]. В статье о Навальном как «кандидате от ЛГБТ» сообщается о его выступлении в защиту прав геев, лесбиянок и трансгендеров, а также о том, что представители ЛГБТ не остались в долгу и заверили блогера в своем расположении и симпатиях [см. подробнее: Рябова, Рябов, 2013].

Для понимания процессов политической мобилизации особенно важным представляется то обстоятельство, что негативное отношение к гомосексуализму используется для дискредитации не

только политиков, но и избирателей - с целью мобилизовать электорат для «правильного» политического поведения. Один из фо-румчан формулирует эту мысль предельно заостренно: «Ты поддерживаешь навального? Ты гей?» [Геи выбирают Навального, 2013]. В этом смысле происходит апелляция не только к национальной идентичности, но и к гендерной: если ты не гомосексуалист, то ты должен выступать против оппозиции. Иными словами, устанавливаются дискурсивные цепочки эквивалентности между оппозиционностью нынешней власти и гендерной девиантностью.

В свою очередь, сторонники российской либеральной оппозиции стремятся представить власть и ее сторонников как отсталых, далеких от прогрессивных тенденций развития человечества и чуждых духу европейской цивилизации, в основе которой - права и свободы человека. Они защищают нормы и ценности европейского гендерного порядка, утверждая, что «патриархат» и «гомо-фобия» выражают сущность нынешней политической системы. Это позволяет либеральной оппозиции получить поддержку среди представителей ЛГБТ-сообщества, которые, в частности, активно участвовали в митингах протеста 2011-2012 гг. [Жвания, 2013]. Однако далеко не все сторонники оппозиции готовы принять анализируемые европейские новшества. Во всяком случае, как показал опрос ВЦИОМ (июнь 2013 г.), подавляющее большинство россиян (88%) поддерживают введение запрета на пропаганду гомосексуализма, а 42% считают, что нетрадиционная сексуальная ориентация должна быть уголовно наказуема [Закон о пропаганде гомосексуализма, 2013]. Согласно опросу Левада-Центра (июнь 2012 г.), 43% респондентов разделяют мнение о том, что геи и лесбиянки обладают ущербной моралью, 32% полагают, что они умственно неполноценны [Более половины россиян против идеи проведения гей-парадов, 2012]. Еще один опрос Левада-Центра (октябрь 2012 г.) продемонстрировал, что граждане РФ придерживаются традиционных взглядов на гендерные отношения: большинство респондентов (86%) гордятся своим полом (89% мужчины и 84% женщин); при этом 58% мужчин и 54% женщин согласны с мнением о том, что социальные обязанности у полов разные, а к феминизму, проблематизирующему такое мнение, относятся «с уважением / положительными чувствами» лишь 5% мужчин и 12% женщин [Россияне об отношении к сексуальным меньшинствам, 2012]. Либеральная оппозиция не может не учиты-

вать подобные настроения в обществе; более того, некоторые ее представители прибегают к использованию далеко не политкорректной риторики для дискредитации своих политических противников, ассоциируя их с гей-культурой [ШаЬо^ Riabova, 2014].

«Гейропа» и тендерный порядок в России

Концепт «Гейропа» становится фактором организации ген-дерных отношений и в самом российском обществе: во-первых, устанавливая, что именно является гендерной нормой, а что девиацией, и, во-вторых, связывая определенный гендерный порядок с сущностными характеристиками российской цивилизации.

Характеризуя гендерный порядок российского общества последних полутора десятилетий, необходимо отметить рост влиятельности такого типа маскулинности, как «мужик» / «русский мужик» [Шабурова, 2002, с. 534; Рябова, Рябов, 2010]. В данном случае важно, что канон мужика связан с дискурсом антизападничества: он создается в противовес репрезентациям западной, в первую очередь, европейской, маскулинности, которая показана как вырождающаяся. Деградация мужественности европейских мужчин проявляется в их изнеженности, инфантильности, эгоцентризме, что связывается не в последнюю очередь с распространением гомосексуальных отношений [Цалко, Рябова, 2010]. Поэтому негативное отношение к гей-культуре являются неотъемлемой чертой этоса мужика - наряду с силой, выносливостью, патриотизмом, немногословностью и др.

Власть не просто использует этот тип маскулинности - она принимает активное участие в его производстве, тем самым переформатируя электорат под собственные нужды и в гендерном измерении. Так, политизацией данного образа в значительной степени объясняется то, что в имидже Путина черты «мужика» в последнее время занимают все более важное место, что, в свою очередь, влияет на популярность этого типа маскулинности [Рябова, Рябов, 2010].

Современная европейская женственность также репрезентируется как девиантная: женщины утрачивают качества, составляющие канон женственности (сострадательность, мягкость, верность, забота о семье). Например, как показывают результаты

наших социологических исследований, европейских женщин наделяют такими качествами, как эгоизм, расчетливость, обвиняют в недостатке сострадательности, доброты и мягкости [Цалко, Рябова, 2010]. Одним из проявлений девиантности европейской женственности выступает ее тесная связь с феминизмом. Подчеркнем, что феминизм маркируется в антизападничестве как девиантный не только в гендерном отношении, но и в национальном. Он часто репрезентируется как явление, противоречащее ценностям русской культуры [8аукта, 2005, р. 467-468], как угроза не только для семьи, но и для страны. Обращает на себя внимание характеристика феминизма как «очень опасного явления», данная патриархом Кириллом: феминистические организации, по его словам, провозглашают псевдосвободу женщин, которая в первую очередь проявляется вне брака и вне семьи. Если же, полагает патриарх, «разрушается чрезвычайно важная функция женщины в семье, то вслед за этим разрушается все - и семья, и в широком смысле -родина. Недаром мы говорим Родина-мать» [Кирилл (Гундяев), 2013]. Важнейший национальный символ используется для легитимации гендерного порядка: удостоверяя ценность материнства, он дискредитирует идею отказа от него. Как несущие угрозу не только гендерному порядку российского общества, но и национальным интересам нередко получают оценку и «гендерная идеология» в целом1, и даже такое направление академической науки, как гендерные исследования [Асламова, 2013].

Подведем итоги. Вопрос об изменениях тендерного порядка европейских стран приобрел в России большое значение, будучи широко обсуждаемым в контексте внутренних и внешних проблем. По этому вопросу высказываются влиятельные политики и эксперты, ведущие издания публикуют статьи, которые вызывают множество комментариев интернет-пользователей. Дискурс российского антизападничества репрезентирует европейскую цивилизацию как вырождающуюся, и «извращение нормального гендерного порядка» в европейских странах служит самым очевидным доказательством этого. Негативно оценивая Европу, концепт «Гейропа» выполняет компенсаторную функцию для российской идентичности,

1 Например, в так называемой «Нравственной хартии-2013», принятой движением «Народный собор» [см.: Патриоты представили «Нравственную Хартию», 2013].

не только помогая реабилитации российскости, но и порождая новую редакцию мессианской идеи: Россия как оплот христианства и бастион традиционных ценностей спасет Европу и мир. Кроме того, «Гейропа» включается в легитимацию политического порядка. Наконец, данный концепт становится фактором легитимации и гендерных отношений в российском обществе, поскольку с его помощью устанавливается, что должно считаться гендерной нормой, а что девиацией. Чужие в гендерном аспекте получают маркер Чужих в отношениях политическом и национальном; нетрадиционные сексуальные отношения представлены в российском антизападничестве в качестве угрозы не только традиционному гендерному порядку, но также национальной идентичности, национальной безопасности и стабильности власти.

Список литературы

АсламоваД. Гей-фашизм шагает по планете! Франция пала под натиском гей-революции. Мы - следующие? // Комсомольская правда. - 2013. - 24 апреля. - Режим доступа: http://www.kp.ru/daily/26068/2974895/ (Дата посещения: 14.01.2014.)

Баталов Э.Я. Россия и Запад: эволюция российского общественного сознания // Современная Европа. - 2003. - № 1. - С. 39-51.

Бекбулатова Т., Сафронов И., Иванов М. На страже духовной безопасности / Коммерсантъ. - 2013. - 25 апреля. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/ pda/kommersant.html?id=2178141 (Дата посещения: 14.01.2014.)

Более половины россиян против идеи проведения гей-парадов / Левада-центр. -2012. - 22 августа. - Режим доступа: http://www.levada.ru/22-08-2012/bolee-poloviny-гossiyan-pгotiv-idei-pгovedeniya-gei-paгadov (Дата посещения: 14.01.2014.)

В глазах Европы мы - монстры-азиопы // Интернет-форум газеты «Комсомольская правда». - 2013. - 28 марта. - Режим доступа: http://www.kp.rU/daily/26053.4/ 2964959/?cp=2#comment (Дата посещения: 14.01.2014.)

Волков К. Либеральная революция на Западе перешла в разрушительную фазу: Глава комитета ГД по международным делам Алексей Пушков - об опасности «экспорта ценностей» и новом мировом порядке // Известия. - М., 2013. -21 декабря. - Режим доступа: http://izvestia.rU/news/562933#ixzz2sSZqYkVk (Дата посещения: 14.01.2014.)

Выступление Уполномоченного МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права К.К. Долгова на Шестом пекинском форуме по правам человека в рамках подтемы «Верховенство права и права человека», Пекин, 1113 сентября 2013 г. - Режим доступа: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/ 41Г963461Г269Е9244257БЕ5002459Б2

Геи выбирают Навального // Усадьба Урсы: клуб любителей переводов. - 2013. -

17 июня. - Режим доступа: http://ursa-tm.ru/forum/index.php7/topic/52148-%D0%B3 %D0%B5%D0%B8-%D0%B2%D1 %8B%D0%B1%D0%B 8%D 1 %80% D0%B0%D1%8E%D1%82-%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BB% D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE/ (проверено 14.01.2013).

Дилигенский Г.Г. «Запад» в российском общественном сознании // Общественные науки и современность. - М., 2000. - № 5. - С. 5-19.

Доклад о ситуации с обеспечением прав человека в Европейском союзе / Министерство иностранных дел Российской Федерации. - М., 2013. - 94 с. - Режим доступа: http://www.president-sovet.ru/structure/rg_po_pravam_cheloveka_za_rubezhom/ materialy/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%20%D0%95% D0%A1_2013_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81_final.pdf (Дата посещения: 14.01.2014).

Европейцев в России - 13%, оплот евразийства - москвичи // Русский обозреватель. -2012. - 20 января. - Режим доступа: http://www.rus-obr.ru/ru-web/16415 (Дата посещения: 14.01.2014.)

Европейцев в России - 13%, оплот евразийства - москвичи. 2012. - Русский обозреватель, 20.01. - Режим доступа: http://www.rus-obr.ru/ru-web/16415 (Дата посещения: 14.01.2014.).

ЖванияД. Тема ЛГБТ - лакмусовый симулякр. - Новый смысл. 17.12. - Режим доступа: http://www.sensusnovus.ru/analytics/2012/12/17/15272.html (Дата посещения: 14.01.2014.)

Знаменский Г. «Голубой» закат Европы. - Newsland, 16.02. Доступ: http://newsland.com/news/detail/id/1126265/ (Дата посещения: 14.01.2014.)

Кадыров: европейцы приветствуют все нечеловеческое // Газета. Ru. - 2013. -13 сентября. - Режим доступа:. http://www.gazeta.ru/social/news/2013/09/13/n_ 3181757.shtml (Дата посещения: 14.01.2014.)

Кирилл (Гундяев), патриарх московский. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с делегацией Всеукраинской общественной организации «Союз православных женщин» // Русская православная церковь. Официальный сайт Московского патриархата. - 2013. - 9 апреля. - Режим доступа: http://www.patriarchia. ru/db/text/2899463.html (Дата посещения:: 14.01.2014.)

Клавель Ж. Однополые браки: поцелуй депутатов от соцпартии Яна Галю и Николя Бэя для потомков // Le Huffington Post.-2013. - 28 января. - Режим доступа: http://www.inosmi.ru/world/20130128/205161448.html (Дата посещения: 14.01.2014.)

Лавров считает выходку Pussy Riot святотатством. // Newsland. - 2012. - 21.03.-Режим доступа: www.newsland.ru/news/detail/id/918554/ (Дата посещения: 14.01.2014.)

Лапкин В.В., Пантин В.И. Образы Запада в сознании постсоветского человека // Международная экономика и международные отношения. - М., 2001. - № 7. -С. 18-25.

Лебедев В. Крушение иерархии ценностей и ми^ия России // Радонеж. - 2013. -

18 апреля. - Режим доступа: http://www.radonezh.ru/main/getprint/9192.html (Дата посещения: 14.01.2014.)

Марков С. Марков: Путин ведет курс на нравственность власти // Взгляд. Деловая газета. - 2014. - 23 января. - Режим доступа: http://vz.ru/news/2014/1/23/ 669265.html (Дата посещения: 14.01.2014.)

Милонов В. Милонов предложил приютить в России «духовно оскорбленных» иностранцев // Lenta.ru: ИА. - 2013. - 4 декабря. - Режим доступа: http://lenta.ru/ news/2013/12/04/milonov/ (Дата посещения: 14.01.2014.)

Нарочницкая Н.А. «Никогда не думала, что буду в самой Европе защищать ее же демократические ценности» // Нарочницкая.Ру: Информационно-аналитический портал. - 2013 а. - 23 декабря. - Режим доступа: http://narochnitskaia.ru/ interviews/natahya-narochnitskaya-nikogda-ne-dumala-chto-budu-v-samoy-evrope-zashhishhat-ee-zhe-demokraticheskie-tsennosti.html (Дата посещения: 14.01.2014.)

Нарочницкая Н.А. Агрессия со стороны политического гомосексуализма нарастает // Радио: Голос России.-2013 б.-24 ноября. - Режим доступа: http://rus.ruvr.ru/ 2013_11_24/Narochnickaja-Agressija-so-storoni-politicheskogo-gomoseksualizma-narastaet-2501/ (Дата посещения: 14.01.2014.)

ОсташкоР. Навальный и геи // Личный блог.-2013. - 25 января. - Режим доступа: http://yablor.ru/blogs/navalniy-i-gei/2759714 (Дата посещения: 14.01.2014.)

Патриоты представили «Нравственную Хартию» // Официальный сайт движения «Народный собор». - 2013. - 20 июня. - Режим доступа: http://www. narodsobor.ru/about/ns/news/15884-patrioty-predstavili-lnravstvennuyu-xartiyur-#. UtOqG9xFnYQ (Дата посещения: 14.01.2014.)

Педерасты поддерживают Навального. - 2013. - 17 июня. - Режим доступа: http://politikus.ru/events/4868-pederasty-podderzhivayut-navalnogo.html#sel= (Дата посещения: 14.01.2014.)

Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию, 2012 // Президент России. Официальный сайт. - 2012. - 12 декабря. - Режим доступа: http://президент.рф/новости/17118#sel=69:20,69:44 (Дата посещения: 14.01.2014.)

Россия не даст усыновить своих сирот гомосексуальным семьям // Радио «Маяк». -2013. - 5 февраля. - Режим доступа: http://news.mail.ru/politics/11861526 (Дата посещения: 14.01.2014.)

Россияне об отношении к сексуальным меньшинствам / Левада-Центр. - 2012. -6 ноября. - Режим доступа: http://www.levada.ru/06-11-2012/rossiyane-ob-otnoshenii-k-seksualnym-menshinstvam (Дата посещения: 14.01.2014.)

Рябов О.В. «Россия-Матушка»: Национализм, гендер и война в России XX века. -Stuttgart; Hannover: Ibidem, 2009. - 290 p.

Рябова Т.Б., Рябов О.В. Настоящий мужчина российской политики? (К вопросу о гендерном дискурсе как ресурсе власти) // Полис. Политические исследования. -М., 2010. - № 5. - С. 48-63.

Рябова Т.Б., Рябов О.В. 2013. «Гейропа»: Гендерное измерение образа Европы в практиках политической мобилизации // Женщина в российском обществе. - Иваново, 2013. - № 3. - С. 30-39.

Свободу педофилам, или Регресс европейской цивилизации. 2013. - 17 апреля -Режим доступа: http://planeta.moy.su/blog/svobodu_pedofilam_ili_regress_ evropejskoj_civilizacii/2013-04-17-49305 (Дата посещения: 14.01.2014.)

Хеллман Б. Когда время славянофильствовало: Русские философы и Первая мировая война // Studia Russica Helsingiensia et Tartuensia. Проблемы истории русской литературы начала XX века. - Helsinki, 1989. - С. 211-239.

Цалко Е.О., Рябова Т.Б. Русскость и европейскость сквозь призму гендерных идентификаторов (по результатам социологического исследования) // Женщина в российском обществе. - Иваново, 2010. - № 2. - С. 57-65.

Шабурова О.В. Мужик не суетится, или Пиво с характером // О муже (№)ственности / Под ред. С. Ушакина. - М.: НЛО, 2012. - С. 532-555.

ШевченкоМ. Мы не Европа? И слава богу! // Московский комсомолец. - 2013. -11 февраля. - Режим доступа: http://www.mk.ru/specprojects/free-theme/article/ 2013/02/10/810258-myi-ne-evropa-i-slava-bogu.html (Дата посещения: 14.01.2014.)

Шестаков Е. Традиционные семейные ценности - «мягкая сила» России // Российская газета. - М., 2012. - 30 ноября.

Эксперт: На Западе велико одобрение действий Путина // Взгляд: Интернет-газета. -2013. - 2 июля. - Режим доступа: http://vz.ru/news/2013/7/2/639573.html (Дата посещения: 14.01.2014.)

Якунин В. Новый мировой класс - вызов для человечества // Народный собор. Официальный сайт движения. - 2012. - 28 ноября. - Режим доступа: http://www.narodsobor.ru/view/publication/12783-vladimir-yakunin-qnovyj-mirovoj-klass-vyzov-dlya-chelovechestvaq (Дата посещения: 14.01.2014.)

«Закон о пропаганде гомосексуализма: за и против»: Пресс-выпуск № 2320 / ВЦИОМ. - 2013. - 11 июня. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id= 459&uid=114190 (Дата посещения: 14.01.2014.)

«Знаменуют идентификацию России» // Взгляд. Деловая газета. - 2013. - 11 июня. -Режим доступа: http://www.vz.ru/politics/2013/6/11/631085.html (Дата посещения: 14.01.2014.)

Barth F. Introduction // Ethnic groups and boundaries: The social organization of culture difference / F. Barth (ed.). - Bergen: Universitetsforlaget, 1969. - P. 9-38.

Buruma I., Margalit А. Occidentalism: The West in the eyes of its enemies. - N.Y.: Penguin Books, 2004. - 160 p.

Collins P.H. Gender, black feminism, and black political economy // Annals of the American Academy of Political and Social Science. - Philadelphia, 2000. - Vol. 568, N 1. -P. 41-53.

Crenshaw K.W. Mapping the margins: Intersectionality, identity politics, and violence against women of color // Stanford law review. - Stanford, 1991. - Vol. 43, N 6. -P. 1241-1299.

Goscilo H. Dehexing sex: Russian womanhood during and after Glasnost. - Ann Arbor: Univ. of Michigan press, 1996. - 192 p.

Keohane R.O., Katzenstein P.J. Varieties of anti-Americanism: A framework for analysis // Anti-Americanisms in world politics / R.O. Keohane, P.J. Katzenstein (eds.). - Ithaca: Cornell univ. press, 2006. - P. 9-38.

MayE.T. Homeward bound: American families in the Cold war era. - N.Y.: Basic Books, 1988. - 302 p.

Mosse G.L. The image of man: The creation of modern masculinity. - N.Y.: Oxford univ. press, 1996. - 240 p.

Neumann I. Russia and the idea of Europe: A study in identity and international relations. -L.; N.Y.: Routledge, 1996. - 253 p.

Riabov O., Lazari A. de. Misha and the bear: The bear metaphor for Russia in representations of the «five-day war» // Russian politics and law. - Armonk, 2009. - Vol. 47, N 5. -P. 26-39.

Riabov O., Riabova T. Remasculinization of Russia? Gender, nationalism and legitimation of power under Vladimir Putin // Problems of post-communism. - Washington, D.C., 2014. - Vol. 61, N 2. - P. 23-35.

Rogger H. National consciousness in eighteenth-century Russia. - Cambridge: Harvard univ. press, 1960. - 319 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Savkina I. Гендер с русским акцентом // Vater Rhein und Mutter Wolga: Diskurse um Nation und Gender in Deutschland und Russland / E. Cheaure, R. Nohejl, А. Napp (eds.). - Wurzburg, 2005. - S. 457-471.

Yuval-Davis N. Gender and nation. - L.: Sage Publications, 1997. - x, 157 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.