Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЙ КОНФЛИКТ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ПОЛИТИКА (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛО- И РУССКОЯЗЫЧНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ)'

ГЕНДЕРНЫЙ КОНФЛИКТ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ПОЛИТИКА (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛО- И РУССКОЯЗЫЧНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
190
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНЫЙ КОНФЛИКТ / ИМИДЖ ПОЛИТИКА / ПРЕДВЫБОРНЫЕ ДЕБАТЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА / ГЕНДЕРНАЯ АСИММЕТРИЯ / АНДРОЦЕНТРИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мурашова Е. П.

Статья посвящена гендерному конфликту как коммуникативной технологии конструирования имиджа политика. Цель исследования - выявить средства вербализации гендерной асимметрии, лежащей в основе гендерного конфликта в дискурсе политической рекламы. На материале дебатов между кандидатами в президенты США Х. Клинтон и Д. Трампом и кандидатами в президенты РФ К. Собчак и В. Жириновским демонстрируется деструктивный характер гендерного конфликта, используемого в ходе построения имиджа мужчин-политиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER CONFLICT IN THE FORMATION OF A POLITICIAN’S IMAGE (AN ANALYSIS OF ENGLISH AND RUSSIAN POLITICAL ADVERTISING)

The article considers the gender conflict as a communicative technology of constructing a politician’s image. the aim of the study is to reveal verbal means of the gender asymmetry underlying the gender conflict in the discourse of political advertising. Having analyzed the presidential debates between H. clinton and D. trump in the usA and K. sobchak and V. Zhirinovsky in Russia, the author shows that the gender conflict has a destructive effect on the image of a male politician.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЙ КОНФЛИКТ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ПОЛИТИКА (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛО- И РУССКОЯЗЫЧНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ)»

Научная статья УДК 81.42

DOI 10.52070/2542-2197_2021_9_851_97

ГЕНДЕРНЫЙ КОНФЛИКТ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ПОЛИТИКА (на материале англо- и русскоязычной политической рекламы)

Е. П. Мурашова

Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия, catrin-skr-77@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена гендерному конфликту как коммуникативной технологии конструирования имиджа политика. Цель исследования - выявить средства вербализации гендерной асимметрии, лежащей в основе гендерного конфликта в дискурсе политической рекламы. На материале дебатов между кандидатами в президенты США Х. Клинтон и Д. Трампом и кандидатами в президенты РФ К. Собчак и В. Жириновским демонстрируется деструктивный характер гендерного конфликта, используемого в ходе построения имиджа мужчин-политиков.

Ключевые слова: гендер, гендерный конфликт, имидж политика, предвыборные дебаты, политическая реклама, гендерная асимметрия, андроцентричность

Для цитирования: Мурашова Е. П. Гендерный конфликт в формировании имиджа политика (на материале англо- и русскоязычной политической рекламы // Вестник Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2021. Вып. 9 (851). С. 97-110. DOI: 10.52070/2542-2197_2021_9_851_97

Original article

GENDER CONFLICT IN THE FORMATION OF A POLITICIAN'S IMAGE (an analysis of English and Russian political advertising)

E. P. Murashova

Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia, catrin-skr-77@mail.ru

Abstract. The article considers the gender conflict as a communicative technology of constructing a politician's image. The aim of the study is to reveal verbal means of the gender asymmetry underlying the gender conflict in the discourse of political advertising. Having analyzed the presidential debates between H. Clinton and D. Trump in the USA and K. Sobchak and V. Zhirinovsky in Russia, the author shows that the gender conflict has a destructive effect on the image of a male politician.

Key words: gender, gender conflict, image of a politician, presidential debates, political advertising, gender asymmetry, androcentrism

For citation: Murashova, E. P. (2021). Gender conflict in the formation of a politician's image (an analysis of English and Russian political advertising). Vestnik of Moscow State Linguistic University. Humanities, 9(851), 97-110. DOI: 10.52070/2542-2197_2021_9_851_97

Введение

Тендер как сложное социокультурное явление с конца ХХ века стал объектом изучения различных гуманитарных дисциплин, таких как история, философия, социология, психология и культурология. Интерес к гендерной проблематике в гуманитарных науках вызван, с одной стороны, глобальным переосмыслением социальных ролей, прав и возможностей мужчин и женщин, с другой стороны, сменой научной парадигмы и популяризацией философии постмодернизма, в рамках которой ставятся под сомнение классические подходы к изучению социокультурного пола.

Цель настоящего исследования - выявить средства вербализации гендерной асимметрии как основы гендерного конфликта в дискурсе политической рекламы. Гендерный конфликт рассматривается в данной работе в качестве коммуникативной технологии политической рекламы, повышающей эффективность имиджа политика в условиях внутриполитической конкуренции.

В качестве материала исследования выступают расшифрованные тексты всех телевизионных предвыборных дебатов1 между кандидатами в президенты США 2016 года Д. Трампом и Х. Клинтон и кандидатами в президенты РФ 2018 года В. В. Жириновским и К. А. Собчак. Источником расшифрованных текстов дебатов в США служит официальный сайт Комиссии по президентским дебатам www.debates.org. Тексты российских дебатов были извлечены из YouTube-канала «Политика сегодня: Россия США Украина» и расшифрованы нами самостоятельно.

Выбор дискурса политической рекламы обусловлен его репрезентативностью с точки зрения манифестации имиджа политика:

1 Предвыборные дебаты представляют собой жанр телевизионной политической рекламы, информирующий зрителей о предвыборной программе кандидатов посредством коммуникативного взаимодействия с приглашенными представителями публики и политическими конкурентами.

в условиях ограниченности ресурсов и внутриполитической конкуренции политическая реклама не только эксплицирует имидж политика, но и позволяет оценить его эффективность в сравнении с имиджем конкурента. Жанр дебатов при этом является, на наш взгляд, наиболее иллюстративным при изучении вопросов гендерного конфликта, поскольку предполагает прямой диалог с конкурентом.

Гендер и гендерный конфликт как объект изучения лингвистики

В лингвистике гендерные исследования начали активно проводиться относительно недавно, а именно в последние десятилетия XX века, что обусловлено главным образом необходимостью разработать терминологию и методы, соответствующие постмодернистскому подходу к гендеру. Как отмечает М. В. Томская, гендерные исследования можно рассматривать как проявление «языковой моды», под которой понимается актуальность определенного научного направления или парадигмы в лингвистике. Так, «мода» на гендерные исследования в западной гуманитарной науке появилась в конце 80-х - начале 90-х годов XX века, а позднее, с конца 90-х годов XX века, пришла и в Россию, достигнув своего пика в 2000-х годах [Томская, 2017, с. 151]. В настоящее время гендерные исследования заняли прочное место в отечественном языкознании, подтверждением чему является становление особого раздела, посвященного изучению взаимоотношения языка и гендера, - лингвистической гендерологии, или гендер-ной лингвистики.

Гендер чаще всего изучается как институциональное явление, поскольку, в отличие от биологического пола, является социокультурным конструктом [Кирилина, 1999, с. 11]. Институциональная среда накладывает на человека гендерные стереотипы, представляющие собой набор сформировавшихся в культуре полоролевых норм и ожиданий. В лингвистике большое внимание уделяется конструированию генде-ра и особенностям реализации гендерных стереотипов в институциональном дискурсе: маркетинговом [Bui, 2021], политическом [Гендер в британской и американской лингвокультурах, 2011; Nasty Women and Bad Hombres: Gender and Race in the 2016 Presidential Election, 2018], электронном [Горошко, 2006; Herring, 2008]. Отдельные работы

посвящены проблематике тендерных различий, тендерного конфликта и путей его нейтрализации в институциональном дискурсе [Гусейнова, 2003]. Гендерный конфликт как фактор конструирования гендер-ной идентичности политика освещен в лингвистике недостаточно.

Гендер как компонент политического имиджа

Имидж политика является одним из ключевых факторов политического поведения граждан, под которым традиционно понимается совокупность решений и действий в сфере политики, например, голосование за определенного кандидата на выборах. Политический имидж представляет собой многогранный социальный, экономический и психологический феномен, который при прочих равных условиях может оказать решающее влияние на избирателя. В политологии и политическом консалтинге подчеркивается преднамеренный и объективный характер политического имиджа. Так, одно из самых распространенных определений политического имиджа - «специально создаваемый, преднамеренно формируемый политический образ для достижения поставленных целей» [Егорова-Гантман, Плешаков, 1999, с. 5].

К важнейшим компонентам имиджа политика относятся его демографические и личностные характеристики, внешность, движения, жесты и речь. Каждый компонент имиджа политика представляет собой обязательную для заполнения информационную ячейку [Почеп-цов, 2009, с. 312]. Если избиратели не владеют информацией о каком-либо компоненте, то конструируют его самостоятельно, исходя из своего жизненного опыта и интересов, что нередко невыгодно для политика. Имиджмейкеры прилагают усилия к выстраиванию максимально информативного имиджа политика, чтобы запрограммировать «позитивный стратегический образ» политика [Егорова-Гантман, Плешаков, 1999, с. 207].

Эффективный политический имидж, несмотря на многокомпо-нентность своей структуры, характеризуется простотой и стереотипностью, поскольку в массовом сознании существует ряд культурно обусловленных ожиданий по отношению к политическому лидеру, упрощенных до собирательного образа с положительной или отрицательной коннотацией [Почепцов, 2009, с. 43-44, 271].

Эксплицитность тендерной идентичности политика является одним из факторов информативности его имиджа для потенциального избирателя. Свойства простоты и стереотипности имиджа обусловливают необходимость оперировать тендерными стереотипами и ген-дерными маркерами при конструировании гендера как компонента имиджа политика.

Понятие гендерного конфликта

Реакцией на обострение проблем взаимодействия мужчин и женщин в современном обществе выступило становление конфликтологического подхода к гендеру, главным образом в социальных науках (социальная философия, социология и социальная психология).

Под гендерным конфликтом в настоящей статье понимается «взаимодействие или психологическое состояние, в основе которого лежит противоречивое восприятие гендерных ценностей, отношений, ролей, приводящее к столкновению интересов и целей» [Красова, 2002, с. 70].

Одной из основных причин гендерного конфликта является тендерная асимметрия. В социальных науках под гендерной асимметрией понимается «непропорциональная представленность социальных и культурных ролей обоих полов (а также представлений о них) в различных сферах жизни» [Ажгихина, 2002, с. 29]. В лингвистике термин активно используется в рамках феминистской критики языка - особого направления в языкознании, цель которого заключается в борьбе с мужским доминированием в языке. Гендерная асимметрия описывает не только состояние неравенства полов в языке, но и глобальную тенденцию к андроцентричности языковой картины мира, т. е. отражению в языке приоритета мужской точки зрения [Кирилина, 2002, с. 29-30].

Гендерный конфликт в политической рекламе

В отличие от коммерческой рекламы товаров и услуг, где интенсивно применяются технологии нейтрализации гендерной асимметрии для привлечения разнополой аудитории, политическая реклама в силу присущей ей открытой состязательности в целом не исключает любую форму социального конфликта, в том числе гендерный конфликт.

Несмотря на то, что в цивилизованном демократическом обществе принято осуждать любые проявления дискриминации, по всему миру политика остается сферой с «мужским лицом», а гендерный конфликт прочно вошел в инструментарий имиджмейкинга и часто используется для конструирования имиджа политика-мужчины. Выбор гендерного конфликта в качестве компонента имиджа политика мотивирован тем, что, во-первых, «война полов» вызывает большой общественный резонанс; во-вторых, посредством тендерного конфликта эксплицируется тендерная идентичность политика и его отношение к актуальному вопросу полового равноправия.

Рассмотрим примеры реализации гендерного конфликта в речи политиков, не раз обвинявшихся в сексизме и проведении «антиженской» политики, - бывшего президента США Д. Трампа и российского политического деятеля В. В. Жириновского.

Во время предвыборных дебатов оба политика сделали ставку на гендерный конфликт, демонстрируя неуважительное отношение к своим конкуренткам. И Д. Трамп, и В. В. Жириновский использовали языковые средства реализации гендерной асимметрии, направленные на уменьшение коммуникативного вклада и принижение социального статуса конкуренток:

1) Перебивания

По данным новостного сайта vox.com, во время третьих дебатов Д. Трамп перебил Х. Клинтон 51 раз, а Х. Клинтон перебила его только 17 раз1.

В России большинство политических шоу в целом характеризуется скандальностью, и перебивания считаются нормой ведения политической дискуссии. На дебатах 14 марта у В. Соловьева кандидаты-мужчины перебивали К. А. Собчак так часто, что она покинула студию в слезах, а ведущий был вынужден публично признать происходящее «травлей».

2) Апелляция к полу

И в США, и в России остро стоит вопрос «войны полов» в политике, поэтому участники дебатов нередко обосновывают возникшие

1 URL: https://www.vox.com/policy-and-politics/2016/9/27/13017666/presidential-debate-trump-clmton-sexism-interraptions

между ними разногласия оппозицией «мужское - женское», порой за счет дефокусации сути обсуждаемой проблемы.

Частотным средством апелляции к полу конкурента является номинация man или woman и личные местоимения he / she и их производные. Подчеркнем, что и Д. Трамп, и В. В. Жириновский пытаются принизить социальный статус своих конкуренток, говоря о них в третьем лице в их присутствии, что является грубым нарушением этикета.

TRUMP: She's done a terrible job for the African-Americans. <...> She campaigned where the primary part of her campaign. (https://www.debates. org/voter-education/debate-transcripts/october-9-2016-debate-transcript)

Х. Клинтон выбирает тактику1 «отзеркаливания» речи конкурента, обращаясь к нему с использованием личного местоимения, в то время как К. А. Собчак предпочитает обращаться к оппоненту неопосредованно с использованием местоимения Вы и глаголов в повелительном наклонении:

CLINTON: And, look, if this were just about one video, maybe what he's saying tonight would be understandable, but everyone can draw their own conclusions at this point about whether or not the man in the video or the man on the stage respects women. But he never apologizes for anything to anyone. (https://www.debates.org/voter-education/debate-transcripts/october-9-2016-debate-transcript)

ЖИРИНОВСКИИ: Так она влезает. Она ж влезла. СОБЧАК: Я вообще Вас не трогала. Ведите себя прилично.

Д. Трамп выбрал тактику отрицания и контрнаступления при обвинении в сексизме. Так, во время вторых дебатов он прибег к зеркальному обвинению конкурентки и ее супруга Б. Клинтона в несправедливом отношении к женщинам, повторяя слова-триггеры abusive и attacked, эвоцирующие целый пласт социальных проблем, таких как насилие над женщиной.

TRUMP: <.> If you look at Bill Clinton, far worse. Mine are words, and his was action. His was what he's done to women. There's never been anybody in

1 Под тактикой здесь и далее понимается речевое действие, направленное на решение какой-либо коммуникативной задачи.

the history of politics in this nation that's been so abusive to women. So you can say any way you want to say it, but Bill Clinton was abusive to women. Hillary Clinton attacked those same women and attacked them viciously. (https://www.debates.org/voter-education/debate-transcripts/october-9-2016-debate-transcript)

3) Оскорбления

На дебатах с Х. Клинтон Д. Трамп прибегает к комментированию физиологических параметров конкурентки, утверждая, что у Клинтон «непрезидентская» внешность и ей не хватает выносливости. Как известно, выносливость стереотипно считается мужской чертой характера. Реплики Д. Трампа могут считаться аргументом ad hominem и апеллируют к тендерному стереотипу о политическом лидере.

TRUMP: She doesn't have the look. She doesn't have the stamina. I said she doesn't have the stamina. And I don't believe she does have the stamina. To be president of this country, you need tremendous stamina. (https://www.debates. org/voter-education/debate-transcripts/september-26-2016-debate-transcript)

Х. Клинтон отвечает контробвинением, фокусируясь на своих достижениях: женщина-кандидат перечисляет свои успехи и заключает, что они говорят о наличии большей выносливости, чем у соперника. Затем Х. Клинтон делает отсылку к сексистским ремаркам Трампа, вынуждая его оправдываться. Тем самым Х. Клинтон берет реванш в начатом конкурентом диалоге о гендерных признаках будущего президента:

CLINTON: Well, as soon as he travels to 112 countries and negotiates a peace deal, a cease-fire, a release of dissidents, an opening of new opportunities in nations around the world, or even spends 11 hours testifying in front of a congressional committee, he can talk to me about stamina. [applause] <.. .>

CLINTON: You know, he tried to switch from looks to stamina. But this is a man who has called women pigs, slobs and dogs, and someone who has said pregnancy is an inconvenience to employers, who has said...

TRUMP: I never said that.

CLINTON: .... women don't deserve equal pay unless they do as good a job as men.

TRUMP: I didn't say that. (https://www.debates.org/voter-education/debate-transcripts/september-26-2016-debate-transcript)

В. В. Жириновский не только негативно отзывается о внешности К. А. Собчак, но и использует ругательства, в том числе гендерно окрашенную бранную и обсценную лексику (дура, тупая, идиотка, проститутка, баба, б**** последняя), в сочетании с глаголами в повелительном наклонении второго лица единственного числа:

ЖИРИНОВСКИМ: Замолчи, замолчи, дура! Замолчи!

ВЕДУЩИИ: Не оскорбляйте женщину, ну.

СОБЧАК: Так, что Вы так со мной разговариваете, а?

ЖИРИНОВСКИМ: Ну, если она тупая, если мозгов нет. Видишь, что

делает? Вот, видишь? Вот, идиотка, что. Убери ее отсюда!

СОБЧАК: Значит, ведите себя прилично.

ЖИРИНОВСКИМ: Убери эту проститутку, эту грязь! Отсюда уберите!

Черная грязь! Отвратительная баба! Б**** последняя! Вот, а как

иначе? А как иначе? А как иначе?

Как следует из примера, В. В. Жириновский использует тактику провоцирования для эмоциональной дестабилизации конкурентки и достигает желаемого результата: К. А. Собчак, в отличие от Х. Клинтон, тратит значительные личностные и эфирные ресурсы на призывы к порядку, а не на саморекламу. Во время эскалации конфликта К. А. Собчак обливает конкурента водой, что приводит к популяризации образа облитого Жириновского в СМИ.

4) Неформальные обращения

На первых дебатах Д. Трамп периодически применяет по отношению к Х. Клинтон формальную номинацию Secretary Clinton, включающую название должности и фамилию участника, что позволяет не только соблюсти нормы поведения на дебатах, но и дистанцироваться от конкурентки.

На последующих дебатах он практически полностью отказывается от формальности обращения и называет ее либо по имени Hillary, либо с помощью личного местоимения she / her. Х. Клинтон обращается к конкуренту исключительно по имени - Donald, проявляя тем самым готовность установить партнерские отношения.

В. В. Жириновский практически никогда не называет конкурентку по имени и отчеству, используя либо ее фамилию, либо личное

местоимение она и его производные и пренебрежительные указательные местоимения вот эта вот. К. А. Собчак придерживается формального регистра с целью дистанцироваться от конкурента, называя его по имени-отчеству или вот этот человек.

5) Акцент на фатическом общении

И в США, и в России участие женщины в политике воспринимается как непривычное явление, вследствие чего сопровождается фатическими комментариями, направленными на подготовку к коммуникации. Как правило, фатические ремарки являются гендерно маркированными. Так, и в американских, и в российских дебатах были обнаружены апелляции к «кодексу джентльмена», предупреждающие возможную интерпретацию происходящего как притеснения по половому признаку:

CLINTON: If he wants to start, he can start. No, go ahead, Donald.

TRUMP: No, I'm a gentleman, Hillary. Go ahead. [laughter] (https://www. debates.org/voter-education/debate-transcripts/october-9-2016-debate-transcript)

ВЕДУЩИИ: <...> Вы должны показывать пример ну не только джентльмена, хотя бы достойного отношения друг к другу.

В. В. Жириновский неоднократно поднимает вопрос о целесообразности участия Собчак в дебатах, подчеркивая, что ей больше подходит амплуа шоувумен, а не политика. В. В. Жириновский делает отсылку к опыту работы К. А. Собчак в качестве ведущей скандального ТВ-шоу «Дом-2»:

ЖИРИНОВСКИИ: С улицы! С улицы не надо сюда приводить вокзальных девок! Грязь это все! «Дом-2»! «Дом-2»! Это там разврат! Разврат! Пусть заткнется!

Примечательно, что К. А. Собчак в ходе дебатов несколько раз пытается взять реванш, возвращаясь к вопросу своей работы в шоу «Дом-2». Так, в начале своей заключительной речи она уделяет значительное внимание оправданиям:

СОБЧАК: Дорогие избиратели, Вы знаете, меня очень часто упрекают в том, что 15 лет назад я вела «Дом-2». Так вот, я хочу сказать, что там-то публика почище была, чем сегодня то, что Вы видели. Но я не об этом.

Таким образом, анализ материала исследования показывает, что гендерный конфликт выступает главным фактором имиджа Д. Трампа и В. В. Жириновского в случае конкурирования с политиками женского пола. Оба политика выступают инициаторами гендерного конфликта, первыми затрагивая гендерные вопросы и используя эмо-циогенные тактики ведения дискуссии, включающие тактику опосредованного обращения к конкурентке, провоцирования и контрнаступления в случае обвинений в сексизме.

Гендерный конфликт в имидже Д. Трампа и В. В. Жириновского имеет деструктивный характер, так как направлен на дискредитацию имиджа их конкуренток.

С тем, чтобы избежать разрушения своего имиджа и придать ген-дерному конфликту конструктивный характер, Х. Клинтон и К. А. Собчак успешно применяют тактику «отзеркаливания» агрессивных действий оппонентов. В результате анализа материала было установлено, что выбранные Х. Клинтон тактики являются более удачными при избегании имиджевого урона. К. А. Собчак, на наш взгляд, понесла более значительные имиджевые потери, так как в стремлении взять реванш над противником вынужденно отходила от темы и тратила ресурсы на фатическое общение, а именно призывы к порядку и оправдание своего права участвовать в коммуникации на равных.

Заключение

Резюмируя вышесказанное, отметим, что в дискурсе политической рекламы США и РФ мужчины-политики нередко прибегают к гендерному конфликту для конструирования эффективного имиджа, отвечающего запросам и реалиям общества. Гендерный конфликт как фактор формирования имиджа позволяет ассертировать доминантное положение мужчины-политика за счет принижения социального статуса женщины и лишения ее возможности внести достаточный коммуникативный вклад и манифестировать свой имидж.

В основе гендерного конфликта лежит гендерная асимметрия, реализующаяся с помощью обращения к тематике «войны полов» и ряда языковых средств, таких как перебивания, апелляция к полу, оскорбления, неформальные обращения и акцент на фатическом общении.

Несмотря на то, что и в США, и в России статус женщины-политика и его социальный вес ставятся под сомнение, в США гендерный конфликт в политической рекламе не препятствует реализации имиджа женщины-политика. В России проявления гендерной асимметрии в политической рекламе способны разрушить коммуникацию политиков друг с другом и с избирателями ввиду отсутствия культуры ведения и разрешения гендерного конфликта.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Томская М. В. Изучение гендера как проявление «исследовательской моды» в российском языкознании // Язык и мода: сб. статей / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. языкознания; отв. ред. Трошина Н. Н. Москва, 2017. С. 146-163.

2. Кирилина А. В. Тендер: лингвистические аспекты. Москва: Институт социологии РАН, 1999.

3. Bui V Gender language in modern advertising: An investigation // Current research in behavioral sciences. 2021. № 2. URL: https://www.sciencedirect. com/science/article/pii/S2666518220300085 (дата обращения: 15.03.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Тендер в британской и американской лингвокультурах / под ред. Е. С. Гриценко: монография. Москва: ФЛИНТА: Наука, 2011.

5. Nasty Women and Bad Hombres: Gender and Race in the 2016 Presidential Election / ed. by Ch. A. Kray, T. W. Carroll and H. Mandell. Boydell. University of Rochester Press, 2018.

6. Горошко Е. И. Интернет-коммуникация в гендерном измерении // Вестник Пермского государственного университета. 2006. Вып. 3 (3). С. 219-229.

7. Herring S. C. Gender and Power in On-line Communication // The Handbook of Language and Gender / ed. by J. Holmes and M. Meyerhoff. London: Blackwell Publishing, 2008. P. 202-228.

8. Гусейнова И. А. Гендерный конфликт в маркетинговой коммуникации // Тендер: язык, культура, коммуникация: материалы Третьей международной конференции 27-28 ноября 2003. Москва: Московский государственный лингвистический университет, 2003. С. 39-40.

9. Егорова-Гантман Е. В., Плешаков К. В. Политическая реклама. Москва: Центр политического консультирования «Никколо М», 1999.

10. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. 6-е изд., стер. М.: СмартБук, 2009.

11. Красова Е. Ю. Гендерный конфликт // Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой. Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». М.: Информация - XXI век, 2002. С. 70-71.

12. Ажгихина Н. И. Гендерная асимметрия // Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой. Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». Москва: Информация - XXI век, 2002. С. 29.

13. Кирилина А. В. Гендерная асимметрия в языке // Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой. Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». Москва: Информация - XXI век, 2002. С. 29-30.

REFERENCES

1. Tomskaja, M. V. (2017). Izuchenie gendera kak projavlenie «issledovatel'skoj mody» v rossijskom jazykoznanii = Gender studies as a research trend in Russian linguistics. In N. N. Troshina (ed.), Jazyk i moda (pp. 146-163). Moscow: RAN. INION. Centr gumanit. nauch.-inform. issled. Otd. jazykoznanija. (In Russ.)

2. Kirilina, A. V. (1999). Gender: lingvisticheskie aspekty = Gender: linguistic aspects. Moscow: Institut sociologii RAN. (In Russ.)].

3. Bui, V Gender language in modern advertising: an investigation. Current research in behavioral sciences. 2021. № 2. URL: https://www.sciencedirect. com/science/article/pii/S2666518220300085 (date of access: 15.03.2021).

4. Gricenko, E. S. (Ed.). (2011). Gender v britanskoj i amerikanskoj lingv-okul'turah = Gender in British and American linguocultures. Moscow: FLINTA: Nauka. (In Russ.)

5. Kray, Ch. A., Carroll, T. W., Mandell, H. (eds.). Nasty women and bad hombres: gender and race in the 2016 US Presidential Election = Gender and race in American history. Rochester, NY: University of Rochester Press, 2018.

6. Goroshko, E. I. (2006). Internet communication in the gender dimension. Vestnik of Perm State University, 3(3), 219-229. (In Russ.)

7. Herring, S. C. Gender and power in on-line communication. The handbook of language and gender / ed. by J. Holmes and M. Meyerhoff. London: Blackwell Publishing, 2008. P. 202-228.

8. Gusejnova, I. A. (2003). Gendernyj konflikt v marketingovoj kommunikacii = The gender conflict in marketing communication. In Materialy Tret'ej mezh-dunarodnoj konferencii (pp. 39-40). November 27-28, 2003. Moscow: Moscow State Linguistic University. (In Russ.)

9. Egorova-Gantman, E. V, Pleshakov, K. V. (1999). Politicheskaja reclama = Political advertising. Moscow: Centr politicheskogo konsul'tirovanija «Nik-kolo M». (In Russ.)

10. Pochepcov, G. G. (2009). Imidzhelogija = Image Studies. 6th ed. Moscow: SmartBuk. (In Russ.)

11. Krasova, E. Ju. (2002). Gendernyj konflikt = Gender Conflict. In Denisova, A. A. (ed.), Slovar' gendernyh terminov (pp. 70-71). Regional'naja obsh-hestvennaja organizacija «Vostok-Zapad: Zhenskie Innovacionnye Proekty». Moscow: Informaciya - XXI vek. (In Russ.)

12. Azhgihina, N. I. (2002). Gendernaja asimmetrija = Gender Asymmetry. In Denisova, A. A. (ed.), Slovar' gendernyh terminov (p. 29). Regional'naja obsh-hestvennaja organizacija «Vostok-Zapad: Zhenskie Innovacionnye Proekty». Moscow: Informaciya - XXI vek. (In Russ.)

13. Kirilina, A. V. (2002). Gendernaja asimmetrija v jazyke = Gender Asymmetry in Language. In Denisova, A. A. (ed.), Slovar' gendernyh terminov (pp. 29-30). Regional'naja obshhestvennaja organizacija «Vostok-Zapad: Zhenskie Inno-vacionnye Proekty». Moscow: Informaciya - XXI vek. (In Russ.)

Информация об авторе

Мурашова Е. П. - кандидат филологических наук,

доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации

в области политических наук Института международных отношений

и социально-политических наук Московского государственного лингвистического

университета

Information about the author

Murashova E. P. - PhD (Philology), Associate Professor at the Department of Linguistics and Professional Communication in the Sphere of Political Science, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, Moscow State Linguistic University

Статья поступила в редакцию 01.06.2021; одобрена после рецензирования 30.06.2021; принята к публикации 02.07.2021

The article was submitted 01.06.2021; approved after reviewing 30.06.2021; accepted for publication 02.07.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.