Научная статья на тему 'Гендерные стереотипы в традиционной культуре'

Гендерные стереотипы в традиционной культуре Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3130
494
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНЫЙ СТЕРЕОТИП / ГЕНДЕРНАЯ РОЛЬ / ГЕНДЕРНАЯ УСТАНОВКА / ГЕНДЕРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИНИННОСТЬ / GENDER / GENDER STEREOTYPES / GENDER ROLE / GENDER ATTITUDES / GENDER TRANSFORMATION / MASCULINITY / FEMININITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Макарова Аграфена Иннокентьевна

Статья посвящена рассмотрению гендерных стереотипов в традиционной культуре через исторический анализ положения женщины в якутском обществе. Автор анализирует трансформацию гендерных стереотипов и для лучшего понимания проблемы обращается к ее истокам. Отмечено, что отношения между мужчиной и женщиной в традиционном обществе трансформировались медленными темпами, и многие их элементы были стереотипны. Под воздействием процессов феминизации происходит трансформация национально-культурных особенностей гендерного поведения мужчин и женщин. К их числу относятся и изменившиеся представления о роли и статусе мужчин и женщин в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER STEREOTYPES IN THE TRADITIONAL CULTURE

The article discusses gender stereotypes in the traditional culture by historical analysis of women’s status in the Yakut society. The author analyzes the transformation of gender stereotypes, and for better understanding of the problem refers to its origins. It is noted that the relationship between a man and a woman in the traditional society developed slowly and many elements of the relationship were stereotyped. Under the influence of the feminization there was transformation of national and cultural peculiarities of gender behavior of men and women. They include altered ideas about the role and status of women and men in the society.

Текст научной работы на тему «Гендерные стереотипы в традиционной культуре»

УДК 304.2:316.647.8 Макарова Аграфена Иннокентьевна

кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой преподавания истории и обществознания

Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация:

Статья посвящена рассмотрению гендерных стереотипов в традиционной культуре через исторический анализ положения женщины в якутском обществе. Автор анализирует трансформацию гендерных стереотипов и для лучшего понимания проблемы обращается к ее истокам. Отмечено, что отношения между мужчиной и женщиной в традиционном обществе трансформировались медленными темпами, и многие их элементы были стереотипны. Под воздействием процессов феминизации происходит трансформация национально-культурных особенностей гендерного поведения мужчин и женщин. К их числу относятся и изменившиеся представления о роли и статусе мужчин и женщин в обществе.

Ключевые слова:

гендер, гендерный стереотип, гендерная роль, гендерная установка, гендерная трансформация, маскулинность, фемининность.

Makarova Agrafena Innokentyevna

PhD in History, Assistant Professor, Head of Department for History and Social Science Teaching, North-Eastern Federal University

GENDER STEREOTYPES IN THE TRADITIONAL CULTURE

Summary:

The article discusses gender stereotypes in the traditional culture by historical analysis of women's status in the Yakut society. The author analyzes the transformation of gender stereotypes, and for better understanding of the problem refers to its origins. It is noted that the relationship between a man and a woman in the traditional society developed slowly and many elements of the relationship were stereotyped. Under the influence of the feminization there was transformation of national and cultural peculiarities of gender behavior of men and women. They include altered ideas about the role and status of women and men in the society.

Keywords:

gender, gender stereotypes, gender role, gender attitudes, gender transformation, masculinity, femininity.

Гендерная теория открывает новые возможности для исторического познания и необходима для более глубокого и многогранного понимания исторического процесса, так как гендер является культурным конструктом, изменяется вместе с культурой и включен в процесс развития общества. Описание традиционной культуры не будет полным без учета гендерного измерения жизни и быта якутского народа. Традиции любого этноса гендерно дифференцированы и представляют собой совокупность мужских и женских практик, отражающих гендерные стереотипы [1, с. 12].

Вопрос взаимоотношений мужчины и женщины всегда актуален, так как установка на поведенческие и моральные образцы, соответствующие лицам конкретного пола, присутствует как в пространственном социокультурном контексте, так и в реализации бытовых ситуаций.

Для лучшего понимания трансформации гендерных стереотипов необходимо обратиться к их истокам.

Важным фактором в процессе формирования гендерных установок, нравственных ценностей у якутов являлось воспитание детей, приобщение к культурным традициям и обычаям народа. Именно семья, семейное воспитание закладывали основу, стержень и принципы, которыми руководствовался человек на протяжении всей своей жизни. Сложившаяся в процессе исторического опыта система нравственного воспитания, выработанные этические принципы, нормы и правила поведения в семье и обществе усваивались каждым поколением с раннего детства. Детям с малолетства прививалось послушание и почтительное отношение к родителям, уважение к старшим. Эти правила строго соблюдались в быту и в процессе воспитания становились нравственной привычкой, нормой общения.

В якутской семье воспитание мальчиков и девочек имело существенные различия. Мальчик становился баловнем семьи, чуть ли не с колыбели ему повторяли, что он «господин, работник, будущая опора и надежда семьи». Его и лучше кормят, и лучше одевают. Девочке же с раннего возраста внушалась мысль о подчиненном положении, зависимости от отца, брата. Как пишет известный этнограф В.Л. Серошевский, «все у них против женщин: и условия труда, требующие семейной организации, и земельное устройство, признающее надел только за мужчинами, и традиции, и воспитание» [2, с. 554].

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 3)

Такая разница в отношении к мальчикам и девочкам объясняется тем, что сын - будущий кормилец старых родителей, наследник семейного очага и хозяйства, продолжатель рода, а девочка - чужой «товар», так как воспитывается в семье до замужества для чужого рода. Считалось, что их «даром кормим - воспитываем для людей» [3, с. 554].

Представления о «мужском» и «женском» давались детям с раннего возраста, при этом использовались различные социальные и психологические механизмы гендерной социализации. Период целенаправленной половой идентификации наступал в 6-7 лет, когда ребенок психологически был готов к восприятию среды обитания и своего «Я». Основным методом воспитания детей считался метод подражания: стереотипы мужского и женского поведения входили в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением взрослых мужчин и женщин.

Девочки с малых лет приучались к ведению домашнего хозяйства, воспитывались в духе покорности отцу, матери, старшим братьям и к 14-15 годам должны были превратиться в хороших хозяек и рукодельниц. Вполне естественно, что именно эти качества являлись впоследствии определяющими, в частности, при выборе невесты. В то время господствовало мнение, что единственное назначение женщины - это семья [4, с. 20].

Главным занятием якутов было скотоводство. Женщины обязаны были кормить и доить коров, фактически находились в хотоне с утра до вечера. Однако основным видом труда для женщин всегда оставался домашний. Якутская женщина не только готовила еду, в круг женских обязанностей входили пошив одежды для членов семьи, изготовление домашней посуды из бересты. Кроме того, в течение дня между делом она ухаживала за детьми. Рождаемость у якутов была высокой, доходила до 20-25 детей. Но высокой была и детская смертность. Низкий уровень производительных сил и суровая природа создавали тяжелые условия для женского труда. Чрезвычайно редко можно было встретить совершенно самостоятельных влиятельных якутских женщин, пользовавшихся авторитетом. На женщину в основном смотрели как на дарового и усердного работника. Жена, по мнению якутов, была домашней работницей, оберегающей и умножающей семейное добро.

Области семейного права было характерно также наличие признаков неравноправия полов. Замужество было важным событием в жизни якутки. От счастливого или несчастливого брака во многом зависела вся будущая жизнь женщины. Права ее в семье были ничтожны, но вне семьи для нее места не было. Если женщина не выходила замуж, положение ее со смертью родителей становилось еще тяжелее.

Но по сравнению с положением представительниц других народов, в частности Востока, якутки были относительно свободными. В отношении того времени примечательно замечание Л.Я. Штернберга о том, что «заваленная работой, подчас глубоко несчастная ... она все-таки не рабыня. Она не заперта, как на Востоке; она ест за одним столом с мужем и детьми; она принимает участие в разговоре; к ней относятся с уважением, как к жене и матери» [5, с. 21].

Отношения между мужчиной и женщиной в традиционном якутском обществе трансформировались медленно, и многие их элементы были стереотипны.

Гендерные стереотипы могут изменяться в зависимости от социальных, экономических или политических изменений, но этот процесс, как выше было отмечено, происходит достаточно размеренно. Стереотипы усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения собственных мнений о тех группах, к которым они относятся. Как правило, человек не осознает или не хочет осознавать, что он предубежден, и рассматривает свое отношение к объекту предубеждения как следствие объективной и самостоятельной оценки каких-то фактов.

На современном историческом этапе в связи с изменением социально-экономических условий и процессом глобализации в традиционной культуре многих народов, в том числе и якутского, произошли существенные перемены. Ценностные ориентации современного общества активно формируются под воздействием средств массовой информации, нивелируя влияние семьи и общества. Осуществляя информационное давление на гендерную социализацию индивидуумов с самого рождения и на протяжении всей жизни, СМИ деформируют традиционную гендерную культуру, внедряют новые гендерные стереотипы.

Под воздействием процессов феминизации происходит трансформация национально-культурных особенностей гендерного поведения мужчин и женщин. К их числу относятся и изменившиеся представления о роли и статусе мужчин и женщин в обществе, когда образы «женственности» и «мужественности», созданные в предшествующий период, вступили в противоречие с новыми реалиями жизни. Гендерные стереотипы и роли перестали быть устойчивым детерминантом и заметно изменяются.

На сегодняшний день гендерные стереотипы охватывают множество явлений. Исследователи предлагают выделить три группы гендерных стереотипов [6, с. 220].

Первая группа - это стереотипы маскулинности - фемининности. Мужчинам и женщинам приписываются вполне определенные психологические качества и свойства личности. И здесь существует значительная согласованность гендерных стереотипов во многих культурах. Мужчины воспринимаются как агрессивные, доминирующие, сильные, независимые, грубые, умные; женщины - как эмоциональные, мечтательные, чувствительные, покорные и суеверные. Но сегодня стереотипы маскулинности и фемининности становятся менее жесткими.

Вторая группа гендерных стереотипов касается закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для женщин главными социальными ролями являются семейные (мать, хозяйка), для мужчин - профессиональные. В наше время мужчинам также предписываются включенность в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми ролями для мужчины остаются профессиональные роли. Но в то же время современным мужчинам все труднее справляться с возложенными на них тендерными стереотипами - ролями кормильца семьи, добытчика, так как среди них также немало безработных, получающих зарплаты ниже, чем у жен и т. д. В результате непосильной «моральной ноши» и ряда других факторов многие из мужчин «ломаются»; среди мужчин резко вырос уровень алкоголизма.

Третья группа гендерных стереотипов связана с различиями в содержании труда. Традиционно считается, что женский труд должен носить исполнительский, обслуживающий характер и составляет экспрессивную сферу деятельности. Мужчинам же отводится инструментальная сфера деятельности, где главным является творческий, созидательный, руководящий труд.

Таким образом, несмотря на существование гендерных стереотипов, в современном обществе наблюдается тенденция к постепенной трансформации гендерных отношений: переход от патриархатной модели к модели, основанной на партнерских отношениях.

Ссылки:

1. Сорокина С.А. Гендерные аспекты традиционной культуры народов Севера, Сибири и Дальнего Востока : дис. ... канд. культурологии. СПб., 2005.

2. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. М., 1993.

3. Там же.

4. Макарова А.И. История женского образования в Якутии (конец XIX - начала XX века) : дис. ... канд. ист. наук. Якутск, 2002.

5. Там же.

6. Бодруг-Лунгу В.И. Гендерные стереотипы и изменение повседневности (опыт Молдовы) // Гендерные стереотипы в современной России. М., 2007. С. 219-229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.