2. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М., 1984. - 200 с.
3. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. - М.: Новое литературное обозрение, 1996. - 352 с.
4. Жинкин Н.Н. Речь как проводник информации. - М.: Наука, 1982. - 160 с.
5. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М., 2003. - 261 с.
6. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. - М., 1997. - 245 с.
7. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 1979. - №>2. - С. 3-13.
8. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М.: Искусство, 1998. - 265 с.
9. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М.: Флинта: Наука, 2003. - С. 392-395.
УДК 81.42
Бакулин Михаил Алексеевич
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В КОНЦЕПТОСФЕРЕ СОВРЕМЕННОГО ДЕТЕКТИВНОГО РОМАНА
В статье раскрываются особенности функционирования гендерных стереотипов в современных «мужских» и «женских» детективных романах, отражение гендерной информации в различных социальных моделях поведения, которые становятся основой создания образов персонажей, выражением их гендерной идентичности.
Ключевые слова: лингвокультурология, детективный роман, концептосфера, гендерный стереотип, социальные роли.
Лингвокультурологическое описание особенностей национальной когнитивной картины мира на материале современной массовой литературы является перспективным, так как, в отличие от элитарной и авангардной литературы, массовая литература «ориентирована на потребности и вкусы широкой публики, ее характерными чертами являются общедоступность, легкость восприятия, развлекательность, упрощенность», отсюда следует ряд нетривиальных функций массовой литературы: «от воспроизводства и трансляции базовых ценностей культуры, консолидирующих общество, их адаптации к массовому восприятию до темати-зации проблем и целей общественного развития» [2, с. 87]. В когнитивной картине мира, которая понимается как «совокупность концептосфе-ры и стереотипов сознания, которые задаются культурой» [6, с. 52], одно из главных мест занимают гендерные стереотипы - сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Поэтому изучение репрезентации гендерных стереотипов в современных детективных романах позволит выявить: 1) особенности содержания гендерных стереотипов в их соотнесенности с национально-культурными
представлениями о мужчине и женщине; 2) средства репрезентации стереотипов, которые могут оказывать воздействие на адресата, его представления и социализацию в целом.
Объектом нашего анализа являются современные российские детективные романы, так как они составляют большую долю на книжном рынке; например, согласно статистическому отчёту Книжной палаты Российской Федерации, наиболее издаваемыми авторами по художественной литературе за 2010 год являются Д. Донцова, Ю. Шилова, Т. Устинова, Т. Полякова, А. Маринина, А. и С. Литвиновы, В. Колычев, то есть авторы, создающие произведения в жанре детектива. Необходимо отметить, что детективными романами мы называем достаточно широкий круг произведений. Так, произведения В. Колычева и Ф. Незнанского близки к жанру боевика, в романах Т. Устиновой важным становится любовный сюжет. Главными признаками в выделении жанра детектива являются: 1) сюжет строится вокруг раскрытия преступления; 2) в произведении изображается современная для читателя действительность. Кроме того, большую роль играет гендерная стратификация ряда издательских проектов: 1) существуют книжные серии, ориентированные либо на мужскую, либо на женскую чи-
Таблица1
Гендерные стереотипы в детективных романах
Суждение Когнитивные признаки концептов, соотносимые с гендерными стереотипами
Мужские гендерные стереотипы (стереотипы маскулинности)
1) Успешный мужчина должен обладать привлекательной внешностью. Концепт «мужчина»: внешне привлекательный; с хорошей фигурой; хорошо одет; опрятный; ср.: концепт «мужик»: грязный; неопрятный; внешне непривлекательный.
2) Мужчина должен быть мужественным. Мужественный; честный; целеустремлённый; сильный; содержит семью; заботится о женщине; ухаживает за женщиной; защищает; герой; «мужик»: богатырь.
3) Мужчина обладает превосходством над женщиной (доминирует). Изменяет женщине; грубый; наглый; властный.
4) Мужчину отличает особая сфера интересов и профессиональной деятельности. Служит в армии; занимается спортом; смотрит телевизор; пьёт; курит; зарабатывает деньги; ездит на автомобиле; «мужик»: моряк; работает в милиции.
5) Мужчина - это животное. Плохо пахнет; «мужик»: храпит; чавкает.
6) Мужчина должен реализовать свою сексуальную активность. Изменяет женщине.
Женские гендерные стереотипы (стереотипы фемининности)
1) Женщина слабая, зависимая от мужчины, но должна эту зависимость преодолевать, должна быть сильной. Слабый пол; особь женского пола; баба как баба; это человек, но чуть-чуть похуже мужчины.
2) Женщина должна утвердить себя путем завоевания мужчины с помощью хитрости, соблазнения и т. п. Лиса; змея; обманщица; любовница; сожительница; коварная; порочная; «воздействует на мужчину»; является предметом сексуального интереса для мужчин; «соперничает за мужчин с другими женщинами»; порочная.
3) Женщину отличает глупость, для мышления характерна «женская логика». Странная; глупая; нелогичная.
4) Все женщины болтливы. Говорит лишнее.
5) Для женщины важна внешняя привлекательность. Производит очень хорошее внешнее впечатление; шикарная; восхитительная; очаровательная; божественная; великолепная; королева; стройная; фигура; статная; ладная; грудастая; худая; ноги от ушей; наряды.
6) Женщину отличает особая сфера интересов и профессиональной деятельности, тем не менее профессиональные интересы женщины распространяются на традиционно бывшие только мужскими. Готовит; стирает; убирает дом; шьёт; вязание; деловая; врач; учитель; учительница; делает карьеру.
7) Для женщины характерна повышенная эмоциональность и чувствительность. Страстная; злая; душевная; понимает людей; склочная.
тательскую аудиторию; 2) в такой адресации важным становится гендер автора. Поэтому рассматриваемые нами детективные романы были поделены на две группы: «мужские» и «женские». Материалом для анализа послужили детективные романы Д. Донцовой, Ю. Шиловой, Т. Устиновой, В. Колычева, Ф. Незнанского, С. Алтынова.
Модель макроструктуры концепта, описанная Г.В.Токаревым, включает такие ментальные единицы, как представления, научные понятия, обыденные понятия, культурные установки и стереотипы [8]. Поэтому место и роль гендерных стереотипов в концептосфере детективных романов могут быть определены с опорой на существую-
щие методы и приёмы семантико-когнитивного описания концептов и изучения семантического пространства художественного текста. Необходимо отметить, что для детектива как жанра большое значение имеют концепты «преступление», «преступник», «сыщик», «действия», связанные с ситуацией раскрытия преступления; ядром этой концептосферы является концепт «преступление» [7]. Вместе с тем наши наблюдения показали, что художественный мир современных российских детективных романов в большей или меньшей степени создаётся посредством обращения к гендерным стереотипам. Определяя специфику функционирования гендерных стереотипов в детективном романе, мы опираемся на показания языкового сознания носителей языка, которые отражены в исследованиях концептов «мужчина» и «женщина» в русском языковом сознании [1; 4].
Комплексная методика исследования, включающая семантический, интроспективный, концептуальный анализ, позволила реконструировать гендерные стереотипы, представленные в «мужском» и «женском» детективных романах. Так как гендерный стереотип в языке - это «суждение, в заостренно упрощающей и обобщающей форме, с эмоциональной окраской приписывающее некоторые свойства <.. .> или, наоборот, отказывающее <.> в этих свойствах» мужчинам и женщинам» [5], представления об этих стереотипах мы сформулировали как высказывания. В таком высказывании предикат является характеризующим, а позицию субъекта занимает номинативная единица «мужчина» или «женщина»; при этом в ряде случаев в высказывании возникает модальное значение долженствования, которое связано с реализацией социальной функции стереотипа. Предикаты в выделенных гендерных стереотипах мы соотнесли с когнитивными признаками, составляющими ядерную зону и периферию концептов «мужчина» / «мужик» и «женщина» (табл. 1).
Таким образом, гендерные стереотипы, реконструируемые в современных детективных романах, соответствуют описываемым классификациям в социологических и психологических исследованиях гендера [3]. Кроме того, соответствие когнитивных признаков концептов «мужчина» / «мужик» и «женщина» характеризующим предикатам высказываний о мужчине и женщине указывает на то, что художественная картина
мира детективных романов соотносится с национальной в той части, которая касается отражения гендерных стереотипов, что позволяет говорить об ориентации авторов детективов на массовую аудиторию и о высокой значимости гендерных стереотипов в концептосфере детективных романов.
Основная часть гендерных стереотипов в детективных романах становится средством создания образов героев. Гендерные стереотипы определяют социальную роль героя, особенности его мировоззрения. В образах главных героев наблюдается сочетание различных социальных практик и в целом утверждается либеральная (эгалитарная) гендерная идеология; второстепенные герои, как правило, статичны и представляют собой социальные типы. Опираясь на семантический анализ лексических репрезентантов гендерных стереотипов, мы выделили следующие социальные роли в «мужских» и «женских» детективных романах, некоторые социальные роли образуют оппозиции, в которых крайние позиции получают либо положительную, либо отрицательную оценку: красотка - настоящая красавица, успешный мужчина /мужик - неуспешный мужчина, самостоятельная женщина - тётка; проститутка, блондинка, брюнетка, прагматичная девушка, красавчик /мачо. Эмоциональная оценка определенной модели поведения - положительная или отрицательная - в основном детерминирована ценностями и идеалами массовой культуры: успеха и молодости. Поэтому, например, образ немолодой женщины, которая не смогла добиться успеха в жизни, получает отрицательную оценку, что закрепляется за словом тетка. Эти социальные роли воплощают представление об определенной модели поведения, социальном типе; в смысловом наполнении этих ролей участвует несколько гендерных стереотипов. Рассмотрим особенности создания некоторых социальных ролей в детективных романах.
Гендерный стереотип о женской красоте по-разному реализуется в «женских» детективных романах в образе красивой героини-женщины. Образ красотки получает, как правило, отрицательную оценку, так как подчёркивается неестественный характер физической красоты: «Ребята», в непосредственной близости от которых разыгрывалась милая семейная сцена, деликатно смотрели в другую сторону, а лежащая на полотенце девица, такая же рельефная и фигуристая, наоборот, смотрела пристально и ус-
мехалась со злорадным превосходством (Т. Устинова, Хроника гнусных времен). Положительную оценку в «женском» детективе получает образ настоящей красавицы, в котором подчёркивается естественность красоты: Ей-богу, жалко, что Нора временно прекратила работу, потому что стоящая передо мной женщина - настоящая красавица, такие редко встречаются на улице, как правило, подобные девушки либо дефилируют по подиуму, либо снимаются в кино, либо сидят дома, радуя богатого мужа (Д. Донцова, Рыбка по имени Зайка).
В «мужском» детективном романе в образе героини-красотки делается акцент на физическом облике и её сексуальной привлекательности: Дверь открыла женщина лет тридцати пяти. <.> Растрепанные волосы, небрежно запахнутый дешевый халат. Фигурка у нее высший класс. Тонкая талия, плоский животик, худые стройные ноги. Правда, все это скрывал приличный слой жира... (В. Колычев, Палач Мафии: на кону жизнь).
Гендерные стереотипы о мужской привлекательной внешности и мужественности нередко начинают противостоять друг другу, утверждая ценность для мужчины либо первого, либо второго качества. В «женском» детективном романе посредством обращения к гендерному стереотипу о мужской внешней привлекательности создаётся, как правило, образ типичного красавчика, в котором подчёркиваются детали внешней красоты: Я один раз с таким симпатичным мужчиной познакомилась. Прямо красавец из сказки. Высокий, спортивный, интересный... (Ю. Шилова, Охота на мужа, или Поиск одинокого сердца). Вместе с тем внешняя красота мужчины нередко получает ироничную оценку как в «женском», так и в «мужском» детективном романе: Тридцатипятилетнему Корешкову не привыкать к женскому вниманию. Он парень из себя видный - высокий, статный, брюнет с голубыми глазами. А ресницы, сколько себя помнит, были предметом зависти женщин. Не одна из них говорила: «Вот бы мне иметь такие длинные и густые ресницы. Можно было бы забыть про всякую тушь» (Ф. Незнанский, Борт С747 приходит по расписанию). Внешняя красота мужчины может служить сигналом наличия у него каких-то отрицательных черт характера: Таких мальчиков, как этот Кирилл, я терпеть не могу. Трудно объяснить, но есть в них что-то немуж-
ское. Очень сильно немужское, несмотря на накаченные габариты (С. Алтынов, Болевой прием).
Образ успешного мужчины, в котором реализуется гендерный стереотип о мужественности, в номинативном плане реализуется в «женском» детективном романе посредством лексемы мужик, в «мужском» - лексем крутой мужик / парень. При этом в «женском» детективе в образе такого героя значимость получают все выделенные выше когнитивные признаки этого стереотипа, а в «мужском» детективе на первый план выходят когнитивные признаки: «сильный», «богатырь», «герой». Например: Обеспеченные, реализованные, самодостаточные мужики были давно расхватаны другими (Д. Донцова, Бенефис мартовской кошки); Витя с важным видом лег на шконку. <.. .> Ирка, сучка, даже не соизволила поехать за ним, узнать, где он находится... <.> Он по-настоящему крутой мужик. Вона, даже тюремная камера перед ним на цырлы вот-вот встанет. Все признаки его верховенства... (В. Колычев, Палач Мафии: на кону жизнь).
Образ несостоятельного мужчины создаётся только в «женском» детективном романе (в «мужском» представлены единичные случаи). Видимо, это говорит о том, что для женщины важно наличие рядом мужчины-защитника, поэтому данный образ получает отрицательную оценку посредством обращения к разнообразным языковым средствам: Натальиного Витьку она терпеть не могла, чего никогда не скрывала. Бабушка Марфа Васильевна даже определение вывела для такой породы мужчин. Порода называлась «никчемушник» - потому что ни к чему не нужен. Бабушка их терпеть не могла и всегда говорила, что эта порода получила особенное распространение в последнее время, как декоративные собачки (Т. Устинова, Закон обратного волшебства).
Гендерный стереотип о том, что женщина должна преодолевать свою зависимость от мужчины, реализуется в образах успешных, самостоятельных женщин. Положительная оценка таких героинь усиливается путём противопоставления их неуспешным женщинам, или тёткам, например: Варвара вынула из сумочки изящную пудреницу и ловкими движениями провела пуховкой по лицу. Внимательно вгляделась в зеркало: на нее смотрела элегантная, холеная дама со стильной стрижкой «под Хакамаду», подтя-
нутой фигурой и умным, проницательным взглядом. Конечно, на роковую женщину-вамп, покорительницу мужских сердец, тем более на смазливую блондиночку с пышными формами, она похожа не была, но облик уверенной, решительной современной женщины ее вполне устраивал. Что ж, не позволим себе обабиться (Ф. Незнанский, Профессионалы). Однако в детективных романах обеих гендерных разновидностей самостоятельность и успешность женщины посредством сравнения её с мужчиной получает, как правило, отрицательную оценку: - Я ж тебе говорила, лучше с этой бабой не связываться... - Ты это чудище называешь бабой?! Да у нее хватка круче, чем у любого мужика... (Ю. Шилова, Любовница на двоих, или История одного счастья); - Прямо не баба, а олигарх высшей категории. - Черевченко загасил сигарету (Ф. Незнанский, Борт С747 приходит по расписанию). Иногда автор-мужчина идёт на компромисс: Татьяна ушла с подиума в легкомысленном платье, а в зал вышла в стильном деловом костюмчике. Она уже не модель, она бизнесву-мен. Гордая и независимая... Хотя нет, зависимая. Но только от Кирилла (В. Колычев, Палач Мафии: на кону жизнь).
Образ тётки реализуется в номинативном плане в лексемах тётка, баба, бабёнка, бабища, квашня. В её облике подчёркиваются внешняя непривлекательность, избыточный вес, её социальный статус низкий, она не смогла преодолеть установки советской идеологии, например: Высунулась неопрятная тетка в красном засаленном байковом халате. Мой нос тут же уловил запах куриного супа и жареных котлет. Тетка явно никогда не слышала о правильном питании и ничтоже сумняшеся готовила на обед жирный бульон и холестериновое второе (Д. Донцова, Бенефис мартовской кошки); Может быть, было бы легче сейчас по-бабьи все выболтать школьной приятельнице? Но тогда она сразу превратится в обыкновенную советскую тетку, у которой все хреново (Ф. Незнан-ский, Профессионалы).
В данной статье раскрывается один из аспектов функционирования гендерных стереотипов в концептосфере современных детективных романов: их роль в создании образов героев. Оцен-
ка героя с точки зрения разных субъектов в детективных романах может быть детерминирована гендерными стереотипами и отношением к ним высказывающимися субъектами. Анализ контекстов, в которых гендерные стереотипы получают языковое / речевой выражение, показал, что посредством обращения авторов детективных романов к гендерным стереотипам создаётся упрощённый и вместе с тем узнаваемый образ современной социальной действительности.
Библиографический список
1. Адонина Л.В. Концепт «женщина» в русском языковом сознании: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Воронеж, 2007. - 22 с.
2. Биричевская О.Ю. Массовая культура России и Японии: сравнительный ценностно-смысловой анализ // Вестник ТГПУ - 2006. - Вып. 7 (58) (серия Гуманитарные науки). - С. 87-91.
3. Вещев Н. С. Гендерные стереотипы и гендерные представления // Теория и практика гендерных исследований в мировой науке: материалы международной научно-практической конференции. - Пенза - Ереван - Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. - С. 151-155.
4. Дуссалиева Э.А. Национальная специфика языковой объективации концепта «мужчина» (на материале русского, татарского и английского языков): Автореф. дис. . канд. филол. наук. -Воронеж, 2009. - 23 с.
5. КирилинаА.В. Гендерные стереотипы в языке [Электронный ресурс] / Электронная версия печатной публикации: Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». - М., 2002. - Режим доступа: http: //www. owl. ru/gender/index. htm (дата обращения 10.01.2011).
6. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. - М. : АСТ : Восток-Запад, 2007. - 314 с.
7. Теплых Р.Р. Концептосферы английских и русских текстов детективов и их языковое представление: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Уфа, 2007. - 24 с.
8. Токарев Г.В. Лингвокультурологическая интерпретация концепта // Когниция, коммуникация, дискурс: международный электронный сборник научных трудов. - 2010. - N° 2. - С. 51-61.