Научная статья на тему 'Гендерные стереотипы в Германии'

Гендерные стереотипы в Германии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2087
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / СОЦИОЛОГИЯ / ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Надолинская Лина Николаевна

Гендерная тематика становится как никогда актуальной для исследователей, ибо в ходе ХХ века резко изменилась социальная и культурная среда, в рамках которой складываются формы и стереотипы человеческих взаимоотношений, трансформировались культурные смыслы: то, что было очевидным, ставится под вопрос, то, что раньше отвергалось, обретает статус общепринятой нормы. В статье рассматриваются гендерные стереотипы в Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерные стереотипы в Германии»

деятельности. Особое внимание уделяется проблеме принятия решения, оценки его, с учетом тех ценностей, которые имеются у социального субъекта и индивидуального спектра принятия альтернатив в рамках достижения того или иного решения, а также с точки зрения оценочного инструментария которым он располагает, что позволяет говорить о некотором измерении самой социальной рациональности с точки зрения принятия того или иного индивидуального решения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Делокаров К.Х. Рационализм и социосинергетика // Глобализация: синергетический подход. М.: РАГС, 2002.

2. Луман Н. Мировое время и история систем // Логос. 2004. № 5.

3. Музыка О.А. Социальная синергетика: методология, семантика, аксиология: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2010. 288 с.

4. Попов В.В., Щеглов Б.С. Теория рациональности (неклассический и постнеклассический подходы): учеб. пособие. Ростов н/Д.: Изд-во Ростов. гос. ун-та, 2006. 320 с.

5. Сергейчик Е.М. Философия истории. СПб., 2002.

6. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.

7. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. № 2.

8. Черткова Е.Л. Свобода и рациональность // Рациональность на перепутье. М., 1999. Т. 2.

9. Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры. М., 2003.

Л.Н. Надолинская ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В ГЕРМАНИИ

Как известно, в современном мире образы должного и недолжного, приемлемого и неприемлемого для отношений мужчин и женщин сделались иными. В общественном сознании и в культуре стали складываться новые образы Мужчины и Женщины, не полностью совпадающие с предыдущими. И даже, например, сама Любовь как некий идеал гармонии получила новое прочтение и в сознании масс, и под пером теоретиков. Она потеряла ту идеализированность, которая была свойственна ее облику в прежние эпохи.

В настоящее время гендерное измерение получают все уровни общества, поэтому категория «гендер» оказывается в фокусе внимания различных наук, становясь, таким образом, темой междисциплинарных исследований (социологических, философских, психологических, политологических, экономических и правовых).

До середины XIX века в культуре и в массовом сознании преобладал патриархальный стереотип в отношениях между мужчиной и женщиной, согласно которому, активность полностью принадлежала мужчине. На рубеже XIX - XX веков возникает в явной форме новый фемининный стереотип. Он предполагает реализацию в женском поведении момента активности и самостоятельности, утверждает культурное равенство полов, несмотря на естественный половой диморфизм. В лучшем своем проявлении фемининный стереотип приводит к формированию гармоничного парнерского стереотипа, а в худшем - эклектического стереотипа. Он характеризуется столкновением и смешением в сознании человека старого, маскулинного и нового фемининного стерио-типа и попытками их механически совместить.

В качестве примера мы рассмотрим стереотипы в отношениях мужчин и женщин в ведущей стране Европы - Германии, где набор гендерных ролей совмещен и смешан.

Долгое время, вследствие укорененной патриархальной традиции в Германии, женский пол был зажат в традиционных тисках трех «К» - Kinder, Kirche, Kueche (дети, церковь, кухня). Улучшение социальных позиций женщин в обществе началось в послевоенные годы. Борьба женщин за равноправие в полном объеме в ФРГ началась с 1958 года, когда было отменено правило, согласно которому, замужние женщины могли работать по найму только с разрешения своих мужей. В конце 60-х годов женщины расширяют запретные зоны - декриминализируются однополые отношения, признаются внебрачные отношения и равноправие внебрачных детей, усиливается наказание за насилие в отношении женщин.

Начавшийся в странах Запада процесс модернизации экономики привел к расширению форм занятости для женского пола, возрастанию роли образования, улучшению социальной мобильности женщин. Таким образом, высвободив себе пространство для личной свободы, немецкие женщины обрели возможность и способность самостоятельно распоряжаться своим жизненным пространством.

В связи с существованием почти пол века двух разных Германий, в социалистической части происходили те же процессы женской эмансипации и феминизации, как и в СССР. С одной стороны, женщина была вынуждена работать на благо социалистического государства, а с другой стороны, женщины уже понимали, что старые тиски трех «К» только ограничивают ее свободу и не дают полноценно развиваться.

После объединения двух Германий вначале 1990-х женский пол начал осваивать политическое поле. Немецкие женщины постепенно добились квотирования в политических партиях и организациях (Бундестаге, Бундесрате, в земельных парламентах), где 30-50 % занимаемых мест должно принадлежать женскому полу.

Больших успехов немецкие женщины добились в действующем в настоящее время правительстве Ангелы Меркель. Почти половина правительственных портфелей принадлежит женщинам (40 %).

Необходимо отметить, что такие достижения женского пола в Германии носят ограниченный рамками квотирования характер. Там, где нет рамок квотирования, позиции женщин слабы и ущемлены. Так, в 2008 году, например, среди начинающих учебу в вузах страны женский пол составлял 49 %, среди выпускников их доля возросла до 54 %, среди кандидатов наук (в Германии -докторов) было 41 %, а среди докторов наук (в Германии - защитивших докторскую диссертацию) - 22 %. Профессорами высшей категории стали всего лишь 10 % женщин. Ситуация в крупном и среднем бизнесе еще сложнее, в первом почти отсутствуют женщины и вся власть принадлежит мужчинам.

Но, здесь необходимо отметить как положительные, так и отрицательные аспекты. С одной стороны, автономизация, свобода выбора, мобильность в жизни немецкой женщины в настоящий момент привели к тому, что материнство и семья стали являться лишь одной из нескольких составляющих идентичности женщины. Современные рыночные отношения, диктуют и требуют жесткого подчинения, удерживая человека на поводке мобильности и полной профессиональной самоотдачи, они беспощадно подтачивают сферу семейных отношений, заставляют разрываться между личной и профессиональной жизнью. Немцы все реже вступают в брак, предпочитая гражданское партнерство, иногда и не предполагающее совместного проживания. Согласно госстатистике за 2008 год, 42,6 % домашних хозяйств в Германии состоят из одного единственного человека. В крупных городах этот показатель составляет более 50 %. Совместное проживание зачастую невозможно по объективным причинам, хотя современное налоговое законодательство стоит на защите семейных ценностей, так например, в Германии имеются 5 налоговых классов, в рамках которых люди платят налоги с заработанных сумм и самые выгодные из них: 3 -4 класс - это классы для семейных людей, а не по субъективным причинам (эгоистичность, приоритет личной свободы над интересами семейного союза). В поисках работы по специальности люди вынуждены сегодня вести кочевой образ жизни и передвигаться из одного региона страны в другой и, иногда, уезжать за границу. До места работы иногда приходится ежедневно добираться до 150 км. Такая ситуация иногда толкает людей жить на два дома (одно жилье снимается непосредственно в том населенном пункте, где есть работа) и только на выходных и праздниках появляется возможность приехать домой к семье. Есть и множество других вариантов современного кочевничества. По данным Европейского Союза более половины европейцев ведут такой образ жизни.

Переезжая с места на место, мужчины и женщины откладывают на неопределенный срок момент создания семьи и рождение детей, зачастую так и не заимев ни того, ни другого. Современная Германия с ее коэффициентом рождаемости занимает одно из последних мест в Европе. И если бы не эмигранты, в семьях которых рождается большое количество детей в стране, демографический спад наблюдался бы еще четче. Но в 2010 году должна вступить в действие новая программа Правительства Ангелы Меркель по сокращению расходов в связи с мировым экономиче-

ским кризисом. В ней, в отличие с программами Российского Правительства по борьбе с демографическим кризисом, Правительство фрау Меркель отменяет все специальные деньги (родительские пособия для воспитания ребенка до 2-3 лет), если женщина не работала и была до беременности дома (как большинство эмигрантов-женщин). Эти нововведения послужат дальнейшему прогрессивному спаду рождаемости в Германии и к чему это приведет в дальнейшем, можно только догадываться.

В Германии, уход за детьми традиционно считался частным делом, преимущественно достоянием семьи. Государство, бизнес и общественные организации почти всегда держались на почтенной дистанции от этого дела. Государство, школьная система дистанцируются и не помогают в полном объеме семье в воспитании и образовании детей. Так, например, собрания в обычной школе (Haubtschule) проходят очень редко (один-два раза в год), родители практически не имеют возможности контролировать текущую успеваемость ребенка, оценки выдаются по окончанию полугодия. Встреча с классным руководителем возможна только в его дневное рабочее время, когда родители также находятся на работе и не имеют возможности встретиться. Дети и родители находятся на одном берегу реки, а школа и учителя - на другом. Практически всегда, в любой спорной ситуации прав будет учитель. Но это только часть проблем, с которыми сталкиваются семьи в своей жизни в Германии.

Долгое пребывание женщин под мужской властью привело, с началом постиндустриальной эпохи, к эффекту распрямления туго сжатой пружины - появлению жесткого, радикального феминизма. В Германии развернулась настоящая война полов, которая привела к конфликтам между мужчинами и женщинами в политической и социальной жизни. Нужно отметить, что инициатива идет не только со стороны женщин, но теперь уже и со стороны мужчин. Они не собираются загонять женщин обратно - в сферу трех немецких «К». Напротив, они выдвигают идею абсолютного равноправия, точнее, еще более усиленного квотирования. Женщинам любезно предоставляется право на 50 процентное занятие рабочих мест, связанных с тяжелым физическим трудом, вредным для здоровья производством, опасной для жизни воинской службой (по контракту).

В большинстве случаев в среде немецких женщин, в отличие от женщин восточной Европы, не приветствуется элегантная женская одежда, обувь на высоких каблуках, приталенные наряды с декольте и яркий макияж. Наоборот, такая одежда считается атрибутом женщин, которые с помощью таких «неестественных» средств планируют составлять в обществе или на рынке труда конкуренцию мужчинам, или является атрибутом представительниц древнейшей профессии.

Отголосками феминисткой борьбы за равноправие является нейтральное отношение к женщине в обществе. Так, проявить джентльменские качества по отношению к женщине (подать руку или уступить место в транспорте, помочь открыть тяжелую дверь, поднести тяжелые сумки к машине, расплатиться в ресторане, оказать другие знаки внимания) у мужчин практически нет никакой возможности, поскольку намек на отношение женщины к слабому полу, может быть расценен как оскорбление.

В середине прошлого века феминистские идеи прорвались не только в социальную и экономическую сферу немецкого общества, но и в правовую и законодательную систему. В настоящее время, в начале XXI века происходит постепенное освобождение мужчин от некоторых жестких, гнетущих правовых форм. Так, например, ранее при разводе мужчин и женщин, мужчина в большинстве случаев обязывался выплачивать денежное пособие на жизнь женщины, которая получала полную свободу действий. Она могла иметь гражданские отношения с новым мужчиной, не работать и жить в свое удовольствие. А мужчина не имел возможность (материальную), чтобы образовать новую семью или воспитывать новых детей. В настоящее время, эта норма смягчена и если женщина находится в трудоспособном возрасте, тогда она сама обязана себя содержать после развода.

Еще один аспект в рамках этой темы хотелось бы затронуть. Гендерные стереотипы в немецком языке теснейшим образом связаны с эволюционными процессами в обществе. Как известно, проблемы взаимоотношения языковых и социальных структур неотделимы.

Так, в современном немецком языке "профессиональная деятельность человека" является одним из наиболее важных аспектов, характеризующих человека. Язык пополняется особенно ин-

тенсивно ввиду многообразия и изменчивости отношений, в которые вступают мужчины и женщины в процессе своей жизнедеятельности. Происходящие научные и технические изменения в сфере труда и профессиональных приоритетов, появление новых сфер деятельности, стали сигналом к возникновению большого количества новых профессий дифференцированных по половому признаку.

Произошедшие существенные изменения в социальном и профессиональном статусах женщин и их утверждение в таких "мужских" сферах профессиональной деятельности, как бизнес, таможенная, пожарная служба и политическая деятельность потребовали отражения женской профессиональной деятельности в языковых структурах посредством создания соответствующих новых определений.

Новые наименования женских профессий выполняют важную социальную функцию в обществе. Они способны показать женскую потенциальную возможность заниматься нетрадиционными для них профессиональными занятиями, разрушить устаревшие патриархальные стереотипы, преодолеть предубеждения и страхи.

Важно отметить работы таких немецких ученых (Зента Трёмель-Плётц, Ингрид Гюнтеродт, Марлис Хеллингер, Луиза Ф. Пуш), которые способствовали развитию в Германии гендерных учений различных направлений. По мнению представителей феминистской языковой критики, лингвистический "сексизм" имеет место в тех случаях, когда игнорируются женщины и их достижения, подчеркивается зависимое или подчиненное положение женщины по отношению к мужчине, женщина показана в типично "женских" социальных ролях. Например: Hans Mueller ist Generaldirektor, seine Frau ist Kindergartnerin. То есть он генеральный директор, а ЕГО жена - работает в детском саду.

В современном немецком языке, на наш взгляд, еще существует налет патриархальности. Если мы хотим обратиться к замужней женщине, то мы должны сказать: «Frau Schmidt» (женщина или жена Шмидта - мужчины). Имя женщины обезличивается. Она является женой мужчины и только его фамилия существует. Здесь нет обращения к ней по имени, только его фамилия звучит постоянно при приветствии, прощании, обращении. Замужняя женщина в языковых формах существует как пуговица на одежде мужчины.

Также интересна проблема суффиксов в немецком языке и их гендерная составляющая. Здесь, наоборот, иногда происходит перекос в другую сторону. Не политкорректно будет выглядеть, если в публичной речи, статье или официальном документе, будет употребляться лишь существительное мужского рода для обозначения какой-либо социальной группы. Все должно быть сбалансировано и соответствовать. Профессору (der Professor) - мужчине соответствует профессорша (die Professorin) - женщина, врачу (der Arzt) - врачиха (die Arztin), шоферу (der Fahrer) -шофериха (die Fahrerin), канслеру (der Kanzler) - канслерша (die Kanzlerin).

Итак, гендерная тематика становится как никогда актуальной для исследователей, ибо в ходе ХХ века резко изменилась социальная и культурная среда, в рамках которой складываются формы и стереотипы человеческих взаимоотношений, трансформировались культурные смыслы: то, что было очевидным, ставится под вопрос, то, что раньше отвергалось, обретает статус общепринятой нормы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Азарова Е.А. Проблема гендерных стереотипов в моральном сознании: дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2000.

2. Алешина Ю.А., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4.

3. Ануфриева Е.В. Фемининность как форма гендерного сознания: дис. ... канд. филос. наук. Волгоград, 2001.

4. Воронина О.А. Феминизм // 50x50. Словарь нового мышления. Москва; Париж, 1990.

5. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. 1999. № 4.

6. Орионова В.В. Гендерная картина мира как социально-философская проблема // От мужских и женских к гендерным исследованиям: мат-лы Международ. науч. конф. 20 апреля 2001. Тамбов, 2001.

7. Спендер Д. Мужчина создал язык // Введение в гендерные исследования. Ч II. Xрестоматия / под ред. С.В. Жеребкина. Xарьков: X;ra, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С. 774-783.

8. Ярнатовская В.Е. Грамматический род имен существительных в немецком языке. М.: Учпедгиз, 1956. 80 с.

9. Hellinger M. Kontrastive feministische Linguistik. Ismaning,1990. S. 37.

10. Hellinger M., Bierbach C. Eine Sprache fur beide Geschlechter. Bonn, 1993. S. 9.

11. Oksaar E. Sprache und Gesellschaft. Dusseldorf, 1992. S. 23.

12. Pusch L F. Alle Menschen werden Schwestern. Frankfurt/Main, 1990. S. 92-99.

13. Спендер Д. Мужчина создал язык // Введение в гендерные исследования. Ч II:

14. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М.: Институт социологии РАН, 1999.

15. Ярнатовская В.Е. Грамматический род имен существительных в немецком языке. М.: Учпедгиз, 1956. 80 с.

16. Бинович Л.Э., Гришин Н.Е. Немецко-русский фразеологический словарь. М.: Русский язык, 1975. 827 с.

С.А. Петрушенко

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Философия биологии исходит из положения о том, что современный подход к решению биологических проблем требует объединения естественнонаучного и гуманитарного знания на четко определенной концептуальной основе. Однако методологические установки этих двух групп наук не идентичны. Основные гносеологические принципы естествознания - это индуктивизм, универсализм и редукционизм. В то же время гуманитарный способ познания может быть охарактеризован как «субъективированное понимание потока явлений» (рассматривая понимание как основной гносеологический принцип гуманитарных наук, «субъективность» - как социально обусловленную интерпретацию и «поток явлений» как исторический способ описания [5, 278]). Простое объединение столь разных методологических подходов невозможно. До сих же пор все попытки выработать единые для естественных и гуманитарных наук принципы получения знания оказывались неудовлетворительными.

Новый, современный этап в развитии философии биологии демонстрирует синтез логики и методологии науки с культурологическими подходами. Если в классической философии биологии основным предметом изучения были связи биологии с физикой, кибернетикой и другими точными науками, то в настоящее время внимание исследователей переключилось на связи биологии с социальными и гуманитарными науками.

Произошло «переключение парадигмы» от односторонней аналитической ориентации к универсальному эволюционизму, создающему условия для будущего, более широкого, чем нынешний, эволюционного синтеза науки и культуры. Этот путь предполагает переход от статики к концептуальным изменениям и их социокультурному контексту, от логицизма к плюрализму концепций и альтернативности мышления. Наряду с проблемой истинности внимание специалистов в последнее время начинают привлекать такие традиционно философские вопросы, как проблемы значения и логического вывода. В этих условиях поиск однозначного истинного объяснения, противостоящего разного рода заблуждениям, уступил место ситуативному, диагностическому мышлению, умеющему понять смысл происходящих событий и прогнозировать неоднозначное развитие сложившейся на данный момент ситуации. В развитии биологического знания возросло значение мысленного эксперимента. Историческое мышление, детерминирующее настоящее и будущее прошлым, уступило место поискам традиций.

Эти общие тенденции проявились в анализе конкретных логико-методологических проблем биологии, среди которых одной из центральных является проблема дисциплинарной интеграции в биологии. В философии биологии XX века можно выделить три основных этапа изучения инте-гративных процессов.

Первый этап - это развиваемая на базе логического позитивизма концепция единства науки, основанная на принципах редукции и физикализма (30-60-е годы). Второй этап - это фронтальное изучение интегративных процессов в биологии (60-70-е годы). Специальному исследованию были

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.