Научная статья на тему 'Гендерные различия в проявлении социальной лености: пересмотр проблемы'

Гендерные различия в проявлении социальной лености: пересмотр проблемы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
545
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЛЕНОСТЬ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / КОЛЛЕКТИВИЗМ / ИНДИВИДУАЛИЗМ / ГЕНДЕРНЫЙ СТЕРЕОТИП / SOCIAL LOAFING / GENDER DIFFERENCES / COLLECTIVISM / INDIVIDUALISM / GENDER STEREOTYPES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стратилат Карина Николаевна, Семечкин Николай Иванович

В статье рассматривается проблема гендерных различий в проявлении социальной лености, освещаются представленные в российской и зарубежной психологической литературе точки зрения относительно обсуждаемой проблемы, приводится критический анализ результатов и распространенных интерпретаций результатов зарубежных эмпирических исследований, проведенных по названной тематике. Цель теоретического исследования: способствование формированию объективного представления относительно вопроса гендерных различий в проявлении социальной лености. На основании проведенного теоретического обзора и критического анализа делается несколько выводов. Во-первых, на вопрос о наличии/отсутствии гендерных различий в проявлении социальной лености нельзя дать однозначного ответа. Такое положение дел обусловлено рядом обстоятельств: вопрос гендерных различий в проявлении социальной лености недостаточно изучен и представлен в психологической литературе; проведенные зарубежные эмпирические исследования этой проблемы демонстрируют противоречивые результаты; эмпирические исследования этой проблемы были проведены в ограниченном количестве стран, не во всех возрастных группах и лишь с некоторыми типами заданий. Во-вторых, имеющаяся в психологической литературе однозначность относительно наличия гендерных различий в проявлении социальной лености, и в частности уверенность в том, что мужчины склонны к ней больше, чем женщины, скорее всего, является отражением гендерного стереотипа. В-третьих, распространенную интерпретацию (склонность женщин к кооперативному поведению, а мужчин к конкурентному) обнаруженных в некоторых зарубежных эмпирических исследованиях гендерных различий в проявлении социальной лености также можно расценивать как выражение гендерного стереотипа. В-четвертых, распространенность гендерных стереотипов в психологической литературе может отрицательно повлиять на дальнейшие исследования гендерных различий в социальной лености, поскольку у исследователя может возникнуть закономерный вопрос зачем изучать то, что и так «понятно».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender Differences in Social Loafing: A Reconsideration of the Problem

The paper discusses the problem of gender differences in social loafing, describes the existing positions, and provides a critical analysis of the results of empirical studies of social loafing and of their interpretations. The aim is to develop an unbiased view of gender differences in social loafing. Based on their theoretical review and critical analysis, the authors make several conclusion. First, the question of existence of gender differences in social loafing can not be given a definite answer at present, because the issue has not been studied sufficiently. The existing empirical studies demonstrate contradictory results, are limited to only a few countries, certain age groups, and use stimuli of certain limited type. Second, the prevailing position in the literature that suggests higher social loafing in males, compared to females, may be simply a result of gender stereotypes. Third, the interpretation given in several empirical studies of social loafing (that females are more inclined to cooperative behavior, and males tend to behave in competitive ways) can also be seen as an expression of gender stereotypes. Fourth, the ubiquity of gender stereotypes in psychological literature may have a negative effect on future research of gender differences in social loafing, as researchers may not be interested in studying an issue that already seems «clear» to them.

Текст научной работы на тему «Гендерные различия в проявлении социальной лености: пересмотр проблемы»

Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2013. Т. 10. №4. С. 173-181.

Обзоры и рецензии

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРОЯВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЛЕНОСТИ: ПЕРЕСМОТР ПРОБЛЕМЫ

К.Н. СТРАТИЛАТ, Н.И. СЕМЕЧКИН

Резюме

В статье рассматривается проблема гендерныхразличий в проявлении социальной лености, освещаются представленные в российской и зарубежной психологической литературе

точки зрения относительно обсуждаемой проблемы, приводится критический анализ результатов и распространенных интерпретаций результатов зарубежных эмпирических исследований, проведенных по названной тематике. Цель теоретического исследования: способствование формированию объективного представления относительно вопроса гендерных различий в проявлении социальной лености. На основании проведенного теоретического обзора и критического анализа делается несколько выводов. Во-первых, на вопрос о наличии/отсутствии гендерных различий в проявлении социальной лености нельзя дать однозначного ответа. Такое положение дел обусловлено рядом обстоятельств: вопрос гендерных различий в проявлении социальной лености недостаточно изучен и представлен в психологической литературе; проведенные зарубежные эмпирические исследования этой проблемы демонстрируют противоречивые результаты; эмпирические исследования этой проблемы были проведены в ограниченном количестве стран, не во всех возрастных группах и лишь с некоторыми типами заданий. Во-вторых, имеющаяся в психологической литературе однозначность относительно наличия гендерных различий в проявлении социальной лености, и в частности уверенность в том, что мужчины склонны к ней больше, чем женщины, скорее всего, является отражением гендерного стереотипа. В-третьих, распространенную интерпретацию (склонность женщин к кооперативному поведению, а мужчин к конкурентному) обнаруженных в некоторых зарубежных эмпирических исследованиях гендерных различий в проявлении социальной лености также можно расценивать как выражение гендерного стереотипа. В-четвертых, распространенность гендерных стереотипов в психологической литературе может

отрицательно повлиять на дальнейшие исследования гендерных различий в социальной лености, поскольку у исследователя может возникнуть закономерный вопрос — зачем изучать то, что и так «понятно».

Ключевые слова: социальная леность, гендерные различия, коллективизм, индивидуализм,

гендерный стереотип.

Анализируя определения, представленные в различных статьях (Karau, Kipling, 1993; Latane et al., 1979) и учебных пособиях по социальной психологии групп (Бэрон и др., 2003; Ойстер, 2004; Семечкин, 2005), рассматривающих социальную леность, можно дать следующее определение данного феномена: социальная леность — вид процессуальных потерь (мотивационных и координационных), проявляющийся в тенденции людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они работают сообща ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.

Исследованиям эффекта социальной лености было посвящено множество зарубежных работ, в которых изучались различные аспекты названного феномена. Один из них — гендерный. Стоит сразу отметить, что вопрос социальной лености с точки зрения гендерных различий мало изучен и представлен в психологической литературе. К тому же в работах, рассматривающих данную проблему, авторы не уделяют должного внимания таким вопросам, как описание предшествующих исследований и интерпретация их результатов, а ограничиваются лишь кратким упоминанием. Все это затрудняет формирование объективного и целостного представления о проблеме гендерных различий в проявлении социальной лености и способствует сохранению гендерных стереотипов.

Чаще всего, касаясь названной проблемы, авторы ограничиваются констатацией гендерных различий в проявлении социальной лености, полагая, что мужчины склонны к ней больше, чем женщины (Eвтиxoв, 2010;

Почебут, Чикер, 2002; Nicholson, 2012). При этом в некоторых работах указывается, что этот факт связан с тем, что мужчины по своей природе предрасположены к конкурентному поведению, а женщины — к кооперативному. Объясняются эти различия эволюционными характеристиками полов (Майерс, 2002; Чалдини и др., 2002; Tsaw et al., 2011). Обосновывая свою точку зрения, авторы апеллируют к трудам авторитетных исследователей в области социальной лености, в частности, к работам У.К. Гарбения с коллегами (Чалдини и др., 2002; Tsaw et al., 2011), Стивина Карая и Уильямса Киплинга (Чалдини, 2002; Майерс, 2002), Наоки Кугихары (Nicholson, 2012; Tsaw et al., 2011).

В результате может сложиться обманчивое впечатление об однозначности и полной определенности данного вопроса. Вместе с тем при более глубоком изучении проблемы обнаруживается, что не все так просто. Во-первых, не во всех эмпирических исследованиях социальной лености выявлялись гендерные различия (Charbonnier et al., 1998; Quadri et al., 2012; Smarr, 2007). Во-вторых, при экстраполяции учеными результатов, полученных в экспериментах других исследователей, на всю популяцию мужчин и женщин не учитывалась авторская позиция. В-третьих, недостаточно учитывалось влияние на гендер таких факторов, как возраст и культура.

Однозначная убежденность некоторых ученых в том, что существуют гендерные различия в проявлении социальной лености, вероятно, возникла после выхода в свет статьи С. Карая и У. Киплинга «Social loafing: A meta-analytic review and theoretical

integration» (1993). В ней авторы на основании обобщения результатов эмпирических исследований пришли к выводу, что мужчины больше склонны проявлять социальную леность, чем женщины, и причина этому — индивидуализм первых и коллективизм вторых. При этом ученые обнаружили, что мужчины, когда выполняли задание в однополых группах, проявляли социальную леность сильнее, чем в смешанных (Ka-rau, Kipling, 1993). Рассмотрим подробнее некоторые исследования, отобранные названными авторами для метаанализа.

Первые исследования — серия экспериментов, проведенных Уильямом Габрения и его коллегами с учащимися вторых, третьих, шестых и девятых классов (Gabrenya et al., 1982). Исследователи просили детей, в зависимости от сценария, выполнять следующие экспериментальные задания: как можно громче хлопать или кричать. Ученые обнаружили, что гендерные различия в проявлении социальной лености связаны с характером выполняемых заданий и с возрастом. Так, они установили, что мальчики, обучающиеся во вторых, третьих и девятых классах, больше склонны проявлять социальную леность (выявленную в результате выполнения ими экспериментального задания хлопать как можно громче), чем девочки их возраста. Но выраженность социальной лености была одинаковой у учеников шестых классов обоих полов. Совершенно иная картина наблюдалась при выполнении учениками задания кричать как можно громче. Здесь девочки — ученицы вторых и шестых классов проявили большую социальную

леность, чем мальчики их возраста, однако не было выявлено тендерных различий в выраженности данного феномена среди учащихся девятых классов (Там же).

В результате других исследований — экспериментов У. Габрения с коллегами, проведенных с американскими и китайскими школьниками, ученые пришли к выводу, что девушки (как американки, так и китаянки) меньше склонны к социальной лености, чем юноши (Тзаш е! а1., 2011).

Можно заметить, что в указанных исследованиях ученые учитывали тот факт, что на гендерные различия в проявлении социальной лености могут влиять такие факторы, как возраст, характер экспериментального задания и культура. К тому же исследователи не претендовали на перенос полученных результатов на всю популяцию мужчин и женщин. Но, несмотря на это, С. Карай и У. Киплинг в своей статье сделали это, проигнорировав позицию исследователей. Тем самым они, с одной стороны, поддались влиянию гендер-ного стереотипа, согласно которому женщины в меньшей степени склонны проявлять социальную леность, чем мужчины, а с другой, поспособствовали его закреплению. Скорее всего, это было сделано непреднамеренно: просто при таком огромном объеме работы (метаанализ 78 исследований социальной лености) некоторые детали могут ускользнуть из виду.

Несмотря на однозначность выводов С. Карая и У. Киплинга, японская исследовательница Наоки Куги-хара, которая, хотя и была знакома с содержанием статьи указанных авторов, о чем свидетельствуют ссылки в

ее исследовании на их работу, все же решила провести собственное эмпирическое исследование этой проблемы. Актуальность своего эксперимента она обосновала тем, что в Японии не изучались тендерные различия в проявлении социальной лености.

Результаты исследования Н. Ку-гихары, проведенного на выборке из 36 человек (из них 18 мужчин и 18 женщин), состоящей из студентов психологического и психолого-педа-готического факультетов, свидетельствуют о том, что девушки меньше склоны к социальной лености, чем юноши (К^Шага, 1999).

В интерпретации результатов своего исследования Н. Кугихара отказалась от использования гендерного стереотипа, согласно которому мужчины по своей природе — индивидуалисты, а женщины — коллективистки. Подойдя к проблеме основательно, исследовательница проанализировала большое количество литературы и в результате пришла к выводу, что указанная точка зрения не подходит для объяснения полученных ею результатов, поскольку есть исследования, опровергающие это мнение. Поэтому Н. Кугихара объяснила полученные результаты иначе, а именно различием между японцами и японками в потребности в достижении (Там же). В литературе можно встретить перенос обнаруженных ею закономерностей на всю популяцию мужчин и женщин (Етап, 2010), хотя, как мы полагаем, поскольку для объяснения результатов использовались данные, полученные на японской выборке, переносить эту интерпретацию на результаты других исследований нельзя.

Собственно, судя по названию статьи Н. Кугихары «Гендер и социальная леность в Японии», автор и не преследовала эту цель

Необходимо отметить, что Н. Ку-гихара была права в том, что мнение, согласно которому мужчины склонны к конкурентному поведению, а женщины — к кооперативному, не всегда подходит для объяснения результатов экспериментов по социальной лености. Это обусловлено тем, что указанная точка зрения является гендерным стереотипом, поскольку проведенные исследования этой проблемы показывают противоречивые результаты. Так, в некоторых эмпирических исследованиях мнение о коллективизме женщин и конкурентности мужчин (23 исследования Б. Бендас с помощью игры «Дилеммы Прайсона») нашло частичное подтверждение (Бендас, 2006), в других гендерные различия в индивидуализме/коллективизме не были обнаружены (Madsen, Shapira, 1970; Madsen, Yi, 1975; Miller, Thomas, 1972 — см.: Ойстер, 2004), в третьих женщины либо не проявляли коллективизм (исследование, про ве ден -ное П. Шварц-Ши и Д. Баррингтон в 1990 г. в Сенате в «Женском лагере будущего мира и справедливости» (Schwartz-Shea, Burrington, 1990 — см.: Ойстер, 2004), либо вообще демонстрировали более индивидуалистическое поведение, чем мужчины (мальчики) (Knight, Kagan, 1981), в чет вертых было получено однозначное подтверждение этого стереотипа (Stockard et al., 1988 — см.: Ойстер, 2004). Также следует отметить, что названные и другие исследования гендерных различий в конкурентном/ кооперативном поведении (Maccoby,

^скНп, 1978) показали, что результаты варьируются в зависимости от таких факторов, как возраст, культура, и от того, с каким полом приходится взаимодействовать во время выполнения задания (со своим или противоположным).

Таким образом, на основании сказанного можно сделать вывод о том, что мнение, согласно которому мужчины склонны проявлять конкурентное поведение, а женщины — кооперативное, не более чем гендерный стереотип, «картинка в голове» относительно внешнего мира, посредством которой люди пытаются упростить сложную и запутанную информацию, получаемую из окружающего мира (Нельсон, 2003, с. 18).

Также следует отметить, что не только распространенную интерпретацию обнаруженных гендерных различий в проявлении социальной лености можно расценивать как выражение гендерного стереотипа, но и сами представления о наличии гендерных различий в лености являются таковыми. Дело в том, что на основании проведенных исследований нельзя сделать однозначного вывода о наличии/отсутствии ген-дерных различий в выраженности социальной лености и тем более вывода о том, что кто-то из полов склонен больше или меньше ее проявлять, поскольку результаты экспериментов весьма противоречивые. Так, например, в исследованиях У. Габ-рения с коллегами ^аЬгепуа е! а1., 1982) наличие/отсутствие гендер-ных различий в проявлении социальной лености связано с возрастом испытуемых и типом задания, а в его же экспериментах 1985 г. — с культурой. Н. Кугихара в своем исследова-

нии обнаружила гендерные различия в проявлении социальной лености. А в других исследованиях гендерные различия вовсе не были обнаружены (Charbonnier et al., 1998; Smarr, 2007; Quadri et al., 2012).

Кроме того, следует отметить, что на вопрос о гендерных различиях в проявлении социальной лености нельзя дать однозначного ответа еще и потому, что было проведено не так уж много, о чем уже говорилось, эмпирических исследований этой проблемы. К тому же для однозначного ответа на этот вопрос необходимо учитывать множество факторов, которые могут оказывать влияние на результаты исследования (культура, возраст, тип экспериментального задания и т.д.). Хотя зарубежные исследователи пытались так или иначе учитывать указанные переменные, количество проведенных ими работ не позволяет сделать однозначного вывода о наличии/отсутствии гендерных различий в проявлении социальной лености.

Проблема здесь еще и в том, что данный вопрос исследовался лишь в некоторых культурах (по нашим данным, только в США (Gabrenya et al., 1982; Tsaw et al., 2011; Smarr, 2007), Китае (Gabrenya et al., 1982; Tsaw et al., 2011), Японии (Kugihara, 1999), Индии (Quadri et al., 2012)), не во всех возрастных группах (по нашим данным, только у младших школьников (Gabrenya et al., 1982), подростков (Там же), юношей (Charbonnier et al., 1998; Kugihara, 1999), взрослых (18-30 лет (Smarr, 2007); 26-35 лет (Quadri et al., 2012)) и пожилых (59-89 лет (Smarr, 2007; Quadri et al., 2012))), лишь с некоторыми типами заданий (по нашим

данным, только с механическими (Gabrenya et al., 1982; Kugihara, 1999), брейнстормингом (Charbonnier et al., 1998), когнитивными и ответами на вопросы, оцениваемые по шкале Лайкерта (Smarr, 2007)).

Таким образом, поскольку проведенные эмпирические исследования показывают противоречивые результаты, нельзя дать однозначного ответа на вопрос о наличии/отсутствии гендерных различий в проявлении социальной лености. Мнения же, в которых присутствует однозначность относительно рассматриваемого вопроса, необходимо расценивать как социальные установки, сформировавшиеся под влиянием гендер-ных стереотипов. К тендерным стереотипам можно отнести и мнение о том, что мужчины по своей природе — индивидуалисты, а женщины — коллективистки (напомним, что это мнение лежит в основе интерпретаций, выявленных в некоторых исследованиях гендерных различий в проявлении социальной лености).

В связи с вышесказанным может возникнуть закономерный вопрос: с чем связана распространенность гендерных стереотипов в психологической литературе, где рассматривается феномен социальной лености?

Литература

Вероятнее всего, с тем, что никто из ученых, пожалуй, кроме Н. Кугихары, целенаправленно не занимался исследованием связи гендера с социальной леностью. Действительно, авторы работ, которые здесь упоминались, не ставили целью изучение именно гендерного аспекта в проявлении социальной лености, их усилия были направлены либо на всесторонний анализ феномена социальной лености, либо каких-то его аспектов, а гендер выступал в качестве второстепенного параметра исследования. Неудивительно, что при таком положении дел исследователи, не вдаваясь в подробности относительно гендерных особенностей социальной лености, просто использовали имеющиеся у них данные, способствуя тем самым формированию и поддерживанию гендер-ных стереотипов.

В заключение подчеркнем, что распространенность гендерных стереотипов в психологической литературе может отрицательно повлиять на дальнейшие исследования гендер-ных различий в социальной лености, поскольку у исследователя может возникнуть закономерный вопрос о том, зачем изучать то, что и так «понятно».

Бендас Т.Б. Гендерная психология: Учеб. пособие. СПб., 2006.

Бэрон Р., Керр Н, Миллер Н. Социальная психология группы: Процессы, решения действия. СПб., 2003.

Eвтиxoв O.B. Психология управления персоналом: теория и практика. СПб., 2010. МайерсД. Социальная психология: Учеб. пособие. СПб., 2002. Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонного мышления, восприятие и поведение. СПб., 2003.

Ойстер К. Социальная психология групп. СПб., 2004.

Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учеб. пособие. СПб., 2002.

Семечкин Н.И. Психология малых групп: Учеб. пособие. Владивосток, 2005. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология: Пойми других, чтобы понять себя. Агрессия. СПб., 2002.

Charbonnier E, Huguet P., Brauer M, Monteil J. Social loafing and self-beliefs: People's collective effort depends on the extent to which they distinguish themselves as better than others // Social Behavior and Personality. 1998. 26. 4. 329-340.

Eman S.H. Investigate the major reasons that increase social loafing in a team to improve morale and team productivity: Project paper submitted in partial fulfillment of the requirement for the Degree of Master of Business Administration. Malysia, 2010.

Gabrenya W.K. et al. Social loafing in the United States and China: Annual Convention of the American Psychological Association, 1982.

Karau SJ, Kipling W.D. Social loafing: A meta-analytic review and theoretical integration // Journal of Personality and Social Psychology. 1993. 65. 4. 681-706.

Knight G.P., Kagan S. Apparent sex differences in cooperation-competition: A function of individualism // Developmental Psychology. 1981. 17. 6. 783-790.

Kugihara N. Gender and social loafing in Japan // Journal of Social Psychology. 1999. 139. 4. 516-525.

Latane B, Kipling W, Harkins S. Many hands make light the work: The causes and consequences of social loafing // Journal of Personality and Social Psychology. 1979. 37. 6. 822-832.

Maccoby E, Jacklin C. The psychology of sex differences. Stanford, CA: Stanford University, 1978. Vol. 1.

Nicholson A. Perceptions of the peer evaluation system: Relation with social loafing behaviours: A thesis to John Molson School of Business presented in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Science (Administration) at Concordia University. Canada, 2012.

Quadri SJ, Jadhav S.E., Dhodne S.P. Effect of age and gender of social loafing of state level cricket players // Review of Relation. 2012. 1. 11. 1-4.

Smarr C. Age and gender differences in friends' everyday problem solving work preferences and social loafing: Partial completion of the requirements for graduation as a University Honors Scholar. 2007.

Tsaw D, Murphy S, Detgen J. Social loafing and culture: Does gender matter? // International Review of Business Research Papers. 2011. 7. 3. 1-8.

Стратилат Карина Николаевна, магистрант Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета (Владивосток)

Контакты: [email protected]

Семечкин Николай Иванович, профессор кафедры психологии Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета (Владивосток), кандидат философских наук

Кон так ты: [email protected]

Gender Differences in Social Loafing: A Reconsideration of the Problem

Karina Stratilat

Department of Psychology, School of Human Sciences, Far Eastern Federal University E-mail: [email protected]

Nikolay Semechkin

Professor, Department of Psychology, School of Human Sciences, Far Eastern Federal

University E-mail: [email protected]

Address: Suhanova str., 8, Vladivostok, Russia, 690091 Abstract

The paper discusses the problem of gender differences in social loafing, describes the existing positions, and provides a critical analysis of the results of empirical studies of social loafing and of their interpretations. The aim is to develop an unbiased view of gender differences in social loafing. Based on their theoretical review and critical analysis, the authors make several conclusion. First, the question of existence of gender differences in social loafing can not be given a definite answer at present, because the issue has not been studied sufficiently. The existing empirical studies demonstrate contradictory results, are limited to only a few countries, certain age groups, and use stimuli of certain limited type. Second, the prevailing position in the literature that suggests higher social loafing in males, compared to females, may be simply a result of gender stereotypes. Third, the interpretation given in several empirical studies of social loafing (that females are more inclined to cooperative behavior, and males tend to behave in competitive ways) can also be seen as an expression of gender stereotypes. Fourth, the ubiquity of gender stereotypes in psychological literature may have a negative effect on future research of gender differences in social loafing, as researchers may not be interested in studying an issue that already seems «clear» to them.

Keywords: social loafing, gender differences, collectivism, individualism, gender stereotypes.

References

Cialdini, R., Kenrick, D., & Neuberg, S. (2002). Sotsial'naiapsikhologiia:poimi drugikh, chtobyponiat' sebia. Agressiia [Social psychology: Understand others to understand yourself. Aggression]. Saint Petersburg.

Baron, R., Kerr, N., & Miller, N. (2003). Sotsial'naia psikhologiia gruppy:protsessy, resheniia, deistviia [Group processes, group decision, group action]. Saint Petersburg: Piter.

Bendas, T.V. (2006). Gendernaia psikhologiia: Ucheb. posobie [Gender Psychology: Textbook]. Saint Petersburg: Piter.

Charbonnier, E., Huguet, P., Brauer, M., & Monteil, J. (1998). Social loafing and self-beliefs: People's collective effort depends on the extent to which they distinguish themselves as better than others. Social Behavior and Personality, 26(4), 329-340.

Eman, S. H. (2010). Investigate the major reasons that increase social loafing in a team to improve morale and team productivity, project paper submitted in partial fulfillment of the requirement for the Degree of Master of Business Administration. Malaysia.

Evtikhov, O. V. (2010). Psikhologiia upravleniiapersonalom: teoriia ipraktika [Psychology of personnel management. Theory and practice]. Saint Petersburg. Rech'.

Gabrenya, W.K. et al. (1982). Social loafing in the United States and China: Annual convention of the American Psychological Association.

Karau, S. J., & Kipling, W. D. (1993). Social Loafing. A meta-analytic review and theoretical integration. Journal of Personality and Social Psychology, 65(4), 681-706.

Knight, G. P., & Kagan, S. (1981). Apparent sex differences in cooperation-competition. A function of individualism. Developmental Psychology, 17(6), 783-790.

Kugihara, N. (1999). Gender and social loafing in Japan. Journal of Social Psychology, 139(4), 516-526.

Latane, B., Kipling, W., & Harkins, S. (1979). Many hands make light the work. The causes and consequences of social loafing. Journal of Personality and Social Psychology, 37(6), 822-832.

Maccoby, E., & Jacklin, C. (1978). The psychology of sex differences (Vol. 1). Stanford, CA. Stanford University.

Myers, D. (2002). Sotsial'naia psikhologiia: Ucheb. posobie [Social psychology]. Saint Petersburg. Piter.

Nelson, T. (2003). Psikhologiia predubezhdenii. Sekrety shablonnogo myshleniia, vospriiatie ipovedenie [Handbook of prejudice, stereotyping, and discrimination]. Saint Petersburg. Piter.

Nicholson, A. (2012). Perceptions of the peer evaluation system: Relation with social loafing behaviours. A Thesis In John Molson School of Business presented in partial fulfillment of the requirements for the Degree of Master of Science (Administration) at Concordia University. Canada.

Oyster, C. (2004). Sotsial'naia psikhologiia grupp [Groups. A User's Guide]. Saint Petersburg. Prime-Euroznak.

Pochebut, L. G., & Chiker, V. A. (2002). Organizatsionnaia sotsial'naia psikhologiia: Ucheb. posobie [Social psychology of organizations. Textbook]. Saint Petersburg. Piter.

Quadri, S. J., Jadhav, S. E., & Dhodne, S. P. (2012). Effect of age and gender of Social Loafing of State Level Cricket Players. Review of Relation, 1(11), 1-4.

Semechkin, N. I. (2005). Psikhologiia malykh grupp: Ucheb. posobie [Small group psychology. Textbook]. Vladivostok. Tidot DVGU.

Smarr, C. (2007). Age and gender differences in friends' everyday problem solving work preferences and social loafing. Partial completion of the requirements for graduation as a University Honors Scholar. West Virginia University.

Tsaw, D., Murphy, S., & Detgen, J. (2011). Social loafing and culture. Does gender matter? International Review of Business Research Papers, 7(3), 1-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.