94, pp. 393-403.
2. Jones, G., Hanton, S., & Connaughton, D. (2007), "A framework of mental toughness in the world's best performers", Journal of Applied Sport Psychology, Vol. 14, pp. 205-218.
3. Lochbaum, M., Gottardy, J. (2014, in press), "A meta-analytic review of the approach-avoidance achievement goals and performance relationships in the sport psychology literature", Journal of Sport and Health Science, http://dx.doi.org/10.1016/j.jshs.2013.12.004.
4. Lochbaum, M. R., & Roberts, G. C. (1993), "Goal orientations and perceptions of the sport experience", Journal of Exercise and Sport Psychology, Vol. 15, pp. 160-171.
5. Loehr, J. E. (1986), Mental toughness training for sports: Achieving athletic excellence, Lexington, MA: Stephen Greene.
6. Preacher, K. J., & Hayes, A. F. (2008), "Asymptotic and resampling strategies for assessing and comparing indirect effects in multiple mediator models", Behavior Research Methods, Vol. 40, pp. 879-891.
7. Roberts GC, Treasure, DC, Conroy, DE. (2007), "Understanding the dynamics of motivation in sport and physical activity", In G. Tenebaum & R. Eklund (Eds.). Handbook of sport psychology. Ho-boken, NJ: John Wiley and Sons, pp. 3-30.
8. Roberts, G. C., Treasure, D. C., & Balague, G. (1998), "Achievement goals in sport: the development and validation of the Perception of Success Questionnaire", Journal of Sport Sciences, Vol. 16, pp. 337-347.
9. Watson, D., & Clark, L. A., (1994), Manual for the Positive and Negative Affect Schedule -Expanded Form, University of Iowa.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.11.2014.
УДК 159.9:796
ГЕНДЕРНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН И ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЗАНЯТИЙ РАЗЛИЧНЫМИ
ВИДАМИ СПОРТА
Татьяна Юрьевна Маскаева, кандидат педагогических наук, доцент, Институт экономики и финансов Московского государственного университета путей
сообщения (МИИТ), г. Москва, Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, Московский городской педагогический университет, Педагогический институт физической культуры и спорта (ПИФКИС МГПУ), г. Москва
Аннотация
Влияние спорта высших достижений на качество жизни женщин-спортсменок, их социализацию, репродуктивное здоровье - это те вопросы, которые до сих пор вызывают неоднозначную оценку у многих учёных, тренеров, специалистов. Между тем проблема полового диморфизма при реализации спортивной тренировки значительно шире и имеет педагогические, социально-психологические, биологические аспекты, изучение и систематизация которых является актуальной теоретической и научной задачей, нуждающейся в углубленном и комплексном исследовании. Значимость для науки и практики полученных в настоящем исследовании результатов заключается в расширении и существенном углублении теоретико-методических положений спортивной подготовки женщин.
Ключевые слова: гендер, социальный пол, психические и поведенческие свойства женщин, половой диморфизм, маскулинность, феминность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.12.118.p266-272
GENDER MENTAL AND BEHAVIORAL FEATURES OF WOMEN AND THEIR MANIFESTATION AS A RESULT OF OCCUPATIONS BY DIFFERENT TYPES OF
SPORTS
Tatyana Yurevna Maskaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Institute of Economy and Finance of Moscow State University of Means of Communication,
Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Teacher Training Institute of Physical Culture and Sports Moscow City Teacher Training University, Moscow
Annotation
Influence of the elite sport on the quality of life of the female sportswomen, their socialization, and reproductive health is the questions which still cause an ambiguous assessment among many scientists, trainers, experts. Meanwhile the problem of sexual dimorphism at realization of sports training is much wider and also has pedagogical, social and psychological, biological aspects, studying and systematization of which are the actual theoretical and scientific tasks needing in-depth and complex study. The importance for science and practice of the results received in the real research consists in expansion and essential deepening of the theoretical-methodical provisions of sports training of women.
Keywords: gender, social floor, mental and behavioral properties of women, sexual dimorphism, maskulinnost, femininity.
ВВЕДЕНИЕ
Являясь уникальным явлением жизни социума и человека, спорт предоставляет человеку огромные возможности для проявления духовных и физических сил. Поэтому понятным становится стремление женщин к занятиям спортивной деятельностью. То обстоятельство, что женщины в последние годы стали заниматься видами спорта, которые ранее рассматривались как чисто мужские, вызвало в среде учёных интерес к изучению возможностей женского организма при выполнении предельных и различных по характеру физических нагрузок и упражнений [1, 4, 6, 10]. И в этой связи вопросы, которые ставятся учёными в социально-психологическом и педагогическом аспектах подготовки женщин в большом спорте, требуют своего разрешения. Так, например, требуется детальное исследование вопросов:
1) согласуется ли спортивная деятельность с понятием женственности, принятым в социуме;
2) как совместить спортивный режим с выполнением традиционной женской роли, где ей приходится выполнять функции подруги, жены, матери, женщины-спортсменки;
3) будет ли женщина дееспособной с позиций репродуктивного здоровья к созданию семьи, рождению детей после завершения спортивной карьеры?
Стоит отметить, что спортсменки - это особая социальная категория, для которых характерен образ жизни, связанный со многими, и нередко жёсткими ограничениями радостей бытия, доступных для обычных людей. Так, специфика некоторых видов спорта проявляется в длительной изоляции спортсменок по причине тренировочных сборов, когда спортсменка вынуждена находиться вдали от привычного круга близких и любимых ею людей, что может по-разному отразиться на её поведении и психическом состоянии. Ранняя специализация многих современных видов спорта способствует тому, что у девочек, которые начинают заниматься с 5-6 лет, спортивная деятельность становится преобладающей, доминирующей, подчиняя весь ритм жизни ребёнка тренировочному режиму, выковывая так называемый «железный спортивный характер». С ростом спортивного мастерства у спортсменок начинают проявляться мужские черты характера: воля к победе, лидерство, высокая эмоциональность, агрессия [5, 7, 8, 9, 11]. Подобные изменения в
социальном поведении девушек и женщин физиологи объясняют нарушениями дифференциации мозга, которые вызывают маскулинизацию полового центра, что может привести к нарушениям полоролевого поведения, сексуальной ориентации и даже исчезновению материнского инстинкта. Мнения учёных по вопросу влияния спорта на маскулинизацию спортсменок на сегодняшний день весьма противоречивы. Одни [7, 13] считают, что занятия мужскими видами спорта могут оказать серьёзное влияние на маскулинизацию спортсменок. Другие [12] напротив, опровергают это мнение.
В связи с вышеизложенным, представляется актуальным проведение исследований, направленных на выявление гендерных психических и поведенческих особенностей женщин, специализирующихся в различных видах спорта.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
В ходе исследования нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие 109 высококвалифицированных спортсменок (МС, МСМК, ЗМС). Полученные данные были проанализированы с учетом распределения спортсменок на группы, в которых были выделены координационные, скоростно-силовые, силовые виды спорта, а также виды спорта с преимущественным проявлением выносливости. В координационные виды спорта (1 группа) были включены фигурное катание, художественная, спортивная, эстетическая гимнастика, синхронное плавание, акробатический рок-н-рол, спортивная акробатика - всего 42 спортсменки. В скоростно-силовые виды (2 группа) вошли шорт-трек, сноуборд, некоторые виды легкой атлетики - 16 спортсменок. В группу силовых видов и единоборств (3 группа) вошли дзюдо, тхэквондо, вольная борьба и тяжёлая атлетика - 27 спортсменок. К видам спорта на выносливость - плавание, легкая атлетика (бег на средние дистанции) - были отнесены 24 спортсменки (4 группа).
При исследовании мотивации спортсменок разных специализаций были получены следующие результаты (таблица 1).
Таблица 1
Мотивы занятий спортом у спортсменок разных специализаций, _в % от общей выборки группы_
Мотивы занятий спортом 1 группа п=42 2 группа п=16 3 группа п=27 4 группа п=24
Превалирующие мотивы в главных вопросах
Стать чемпионкой 54,8 75,0 77,8 58,4
Добиться высоких спортивных результатов 23,8 18,8 18,5 20,8
Стать мастером спорта 21,4 6,2 3,7 20,8
Второстепенные мотивы в дополнительных ответах
Увидеть весь мир 71,4 18,7 11,2 50,0
Добиться большего, чем успех в спорте 19,0 25,0 44,4 25,0
Самоутвердиться 9,6 56,3 44,4 25,0
Спортивная деятельность является высоким стимулом в жизни высококвалифицированных спортсменок, она становится областью их профессионального совершенствования, формирует мотивы успешной жизненной карьеры, получения достаточных материальных благ, интересной занятости, культурных контактов, самореализации, самоактуализации, а вместе с тем и мотивы конкурентной борьбы, выживания, жесткости в деловой активности, агрессивной спортивной деятельности. Отметим, что в группе скорост-но-силовых и силовых видов спорта и единоборств превалируют мотивы персонифицированной целеустремленности, связанные с достижением успеха, непринятием неудачи. Из этих групп 75^78% спортсменок хотели бы стать чемпионками, 18^19% - добиться высоких спортивных результатов, тогда как в двух других группах эти мотивы проявляют, соответственно, - 55^58% и 21^24% спортсменок. Видимо, жизненная целеустремленность к лидерству, первенству, победе формирует особое социальное стремление, выражающееся в готовности отстаивать свои приоритеты в более жестких контактах, пред-
полагает более подвижную эмоциональную агрессивность. Таким образом, результаты исследований показали, что у большинства спортсменок во всех группах основными мотивами занятий спортом стали - добиться высоких результатов, стать чемпионкой, самоутвердиться. Вместе с тем культурологические мотивы - общение, жизненные контакты, познание мира - более характерны спортсменкам первой и четвертой групп, так называемым феминным видам спорта.
Одним из важных вопросов в женском спорте следует рассматривать вопрос согласования спортивной деятельности с женской психологией, понятием женственности. В ходе проведения исследования было выявлено, что большинство спортсменок отметили положительное влияние спорта на формирование их характера (таблица 2). Они стали более собранными, дисциплинированными, у большинства появилась целеустремлённость. Часть спортсменок - 23% , отметила, что спортивная деятельность сформировала у них стремление к лидерству.
Таблица 2
Влияние специфики спорта на черты характера спортсменки, _% предпочтений по форме веерных ответов_
Варианты ответов 1 группа п=42 2 группа п=16 3 группа п=27 4 группа п=24
Агрессивность - 18,7 18,5 -
Жестокость - - 11,1 -
Грубость - 18,7 22,2 -
Целеустремленность 85,7 56,2 66,7 83,3
Собранность 81,0 56,2 59,2 79,2
Стремление к лидерству 21,4 25,0 22,2 25%
Дисциплинированность 88,0 37,5 62,9 66,7
«Железная воля» 16,7 18,7 18,5 16,7
Были удовлетворены своей женственностью, в основном, спортсменки из 1 группы - 73,8%, в которую преимущественно вошли женские виды спорта. Из этой же группы 76,2% девушек заявили, что они выглядят замечательно, а 69% опрошенных полагают, что привлекательны для мужчин. В то же время спортсменки второй и третьей групп, в которые вошли представительницы силовых видов спорта и единоборств, считают, что спортивная деятельность способствовала формированию у них агрессивности, а некоторые - 11,1%, высказались о появлении в их поведении жесткости, которую связывают со спортивной деятельностью.
Спортсменки с маскулинными признаками были во всех группах, но наибольшее их количество наблюдалось в силовых видах и единоборствах (педагогические наблюдения). С выраженной маскулинизацией в координационных видах было выявлено 42,9% девушек, в скоростно-силовых видах - 87,5%, силовых видах и единоборствах - 88,9%, в видах спорта на выносливость - 66,7%. Преобладание психических признаков маскули-зации - агрессивности, жестокости, грубости преимущественно было отмечено у спортсменок силовых видов и единоборств. Полученные данные согласуются с результатами исследований А.С. Дамадаевой и Ш.К. Шахова [13], которые констатируют, что спорт способствует маскулинизации внешнего вида спортсменок, особенно у женщин, при этом важная роль в этом процессе отводится спортивной специализации.
Многие спортсменки отметили, что нет времени на личную жизнь, но о желании иметь семью и родить ребёнка в браке указали большинство анкетированных девушек. Лишь 3,7% спортсменок указали, что хотят родить ребенка для себя. На вопрос о создании семьи и рождении ребёнка в период спортивных занятий большинство опрошенных спортсменок ответили отрицательно, что вполне объяснимо, поскольку родовая деятельность вызывает морфоструктурные изменения в организме, и многие впоследствии не могут справиться с этими изменениями. Как явствует из опрошенного, 90,8% спортсменок планирует родовую деятельность после завершения спортивной карьеры. Вместе с
тем, половой контакт в настоящий момент, а средний возраст опрошенной группы спортсменок составил 21±3 года, имели 92,7% женщин, из них в замужестве находится только 6,4% спортсменок, при этом у большинства девушек половая жизнь протекает в обычном естественном ритме без ограничений. Только 15,8% опрошенных девушек контролируют свою половую жизнь, 12,8% используют половой контакт для расслабления и восстановления. У 11,0 % спортсменок появляется повышенное либидо в связи с занятиями спортом, и это преимущественно у спортсменок второй и третьей группы маскулинных видов, для них порой не важно, с кем из мужчин они вступают в половой контакт, лишь бы снять психологическое и физическое напряжение; 13,8% спортсменок перед днем соревнований обязательно прибегают к половому контакту, считают, что в соревнованиях это помогает физической и психической самореализации; 2,7% спортсменок живут со своими тренерами-мужчинами, указывают, что это снимает проблемы поиска полового партнера, не отвлекает от занятий спортом, им проще довериться добрым отношениям своего тренера, чем решать эту проблему на стороне.
Планирование беременности - это очень важная проблема в технологиях подготовки спортсменок в олимпийских циклах. Выявлено и установлено в ранних исследованиях [2], что если, например, спортсменки бывшей ГДР по легкой атлетике, лидеры своей национальной сборной, в большинстве случаев рожали детей в первый год после Игр Олимпиады, то спортсменки СССР имели хаотичную родовую деятельность, беременели вплоть до самих Игр, снижая потенциальное лидерство сборной и подвергая риску медальный зачет своей команды. В современной системе российского спорта готовность к материнству и спортивные достижения осознаются спортсменками и определенным образом контролируются (например, роды Е. Исинбаевой, М. Абакумовой в 2014 году, роды Т. Лебедевой в 2002, 2011 гг. за 2 года до Игр Олимпиады). Несмотря на немногочисленную группу спортсменок, решивших продолжить спортивную карьеру после родовой деятельности, изучение специфики построения тренировочного процесса женщин после родов, анализ динамики их спортивных результатов и достижений остаётся малоизученным аспектом женского спорта, что требует проведения дальнейших исследований в этой области. Мы не можем сейчас привести итоговых аналитических данных, отметим лишь частные случаи. Так, М. Абакумова, чемпионка мира и призер Олимпийских игр, начала выполнять легкие физические упражнения на восьмой день после родов (источник:http://www.allsportinfo.ru/archive.php?id=84921&s_s=23&s_ d=8&s_m=8&s_y=2014&b=0&l=40); Т. Лебедева, олимпийская чемпионка, многократная чемпионка мира и Европы в легкоатлетических прыжках, совершила первую легкую тренировку после родов на десятый день, а уже через два месяца тренировалась 4-5 раз в неделю в общеподготовительном режиме, но через шесть месяцев приступила к специализированным двухразовым тренировкам в день (данные личной анкеты); Е. Слесаренко, олимпийская и многократная чемпионка мира в прыжках в высоту, первую тренировку совершила через месяц после родов, вышла на режим интенсивных специализированных нагрузок на 8 месяц (данные личной анкеты). Согласно ретроспективному анализу роды у всех прошли без акушерской патологии и осложнений. Изучение результатов данной группы спортсменок выявило, что у многих женщин динамика спортивных результатов в течение последующих 2-3 лет после родов приобретает положительную тенденцию, и даже были отмечены лучшие достижения, чем до родов.
Влияние спорта на репродуктивные характеристики женщин позволило выявить негативное влияние таких факторов как построение тренировочных циклов без учёта специфики женского организма, напряжённая соревновательная и тренировочная деятельность, строгие диеты при ОМЦ. Средний возраст наступления менархе в 1 группе составил 15,3±1,2 лет, во второй группе 13,5±1,3 лет, в третьей группе 14,2±1,3 лет, в четвёртой группе - 13,1±1,2 лет. Частота нарушений менструальной функции в виде вторичной аменореи составила в первой группе 12%, во второй группе - 24%, в третьей
группе - 18%, в четвёртой группе 9%. Как правило, у спортсменок вторичная аменорея возникает на фоне снижения веса и психогенного фактора. Стресс в основном связан с напряжёнными тренировками, соревнованиями, с расстройствами пищевого поведения или строгими диетами, неоправданной фармакологической коррекцией утомления (гимнастика спортивная и художественная, с одной стороны, тяжёлая атлетика и единоборства, с другой стороны).
При исследовании степени удовлетворённости женщин спортивной карьерой и жизненными планами ответы респонденток распределились следующим образом (таблица 3).
Таблица 3
Удовлетворённость реализацией своих потенциальных возможностей и
чемпионских притязаний, % отдавших предпочтение в веерных ответах
Варианты ответов 1 группа n=42 2 группа n=16 3 группа n=27 4 группа n=24
Стала профессионалом-специалистом в спорте 11,9 56,2 14,8 33,3
Стала организатором-управленцем в спорте 7,1 18,7 11,1 8,3
Имею достаточное материальное обеспечение 59,5 43,7 40,7 37,5
Здоровье в послеспортивной жизни ухудшилось 9,5 31,2 37,0 16,7
Не нахожу в быту замены спортивным занятиям 7,1 37,5 22,2 16,7
Не смогла создать семью в период спортивных занятий 95,2 62,5 88,7 91,7
Не смогла родить ребёнка в период спортивных занятий 100 68,7 100 87,5
Жалею о своих профессиональных занятиях спортом - - 7,4 -
Одним из интересных разделов анкеты стали вопросы, касающиеся послеспортив-ной жизни спортсменок. Ответы девушек в отношении здоровья после завершения спортивной карьеры показали следующее: 9,5% спортсменок координационных видов указали на ухудшение здоровья, во второй группе процент таких девушек составил 31,2%, в третьей группе - 37,0% и в четвёртой группе -16,7% анкетируемых спортсменок. Таким образом, ухудшение здоровья после завершения спортивной карьеры преобладало у спортсменок силовых видов и единоборств. Мы должны согласиться, что квалифицированные женщины-спортсменки второй и третьей группы в тренировочном процессе осваивают объемные и интенсивные нагрузки, подобные мужским физическим воздействиям, в этих дисциплинах рост результатов связан с переходом к мужским технологиям подготовки, что во многом и определяет спортивную травматичность и вызывает болезни в послеспортивной жизни [2]. В более ранних наших работах [3] показано, что болезнь в послеспортивной жизни проявляется у 55% спортсменов, завершивших профессиональную спортивную карьеру.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондаренко, Н.А. Влияние полоролевых стереотипов на мотивацию и самоотношение спортсменов : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 13.00.04 / Бондаренко Наталья Анатольевна. -Краснодар, 2006. - 24 с.
2. Германов, Г.Н. Современные тенденции развития европейского бега на средние и длинные дистанции и их реализация в подготовке российских бегунов (часть вторая) / Г.Н. Германов, Е.Г. Цуканова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 9 (67). - С. 20-28.
3. Трудность социально-психологической адаптации выдающихся атлетов в период послеспортивной жизни / Г.Н. Германов, И. А. Сабирова, Е.Г. Цуканова, И.В. Машошина // Юридическая психология. - 2014. - № 4. - С. 33-37.
4. Ганоль, А.С. Гендерные особенности и структура мотивации выбора экстремальных видов спорта : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 13.00.04 / Ганоль Андрей Сергеевич. - СПб., 2011. - 19 с.
5. Горулев, П.С. Управление спортивной подготовкой женщин в тяжелой атлетике с учетом диморфических различий работоспособности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Гору-лев Павел Сергеевич. - Челябинск, 2006. - 46 с.
6. Грец, И. А. Рекордные спортивные достижения женщин в аспекте полового диморфизма : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Грец Ирина Антоновна. - СПб., 2012. - 51 с.
7. Дамадаева, А.С. Влияние занятий спортом на гендерные характеристики личности женщин / А.С. Дамадаева // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 3 (61). - С. 45-47.
8. Неробеев, Н.Ю. Физическая и технико-тактическая подготовка спортсменок в вольной борьбе с учетом влияний полового диморфизма : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Неробеев Николай Юрьевич. - СПб., 2014. - 46 с.
9. Соха, Т. Методология совершенствования педагогических систем спортивной подготовки женщин в аспекте полового диморфизма : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Соха Тереса. - СПб., 2002. - 69 с.
10. Федоров, Л.П. Теоретико-методические основы женского спорта : на примере циклических видов спорта : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Федоров Леонид Павлович. - СПб., 1995. - 57 с.
11. Хуцинский, Т. Спортивная подготовка женщин-баскетболисток в аспекте полового диморфизма : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Хуцинский Тадеуш. - СПб., 2004. - 53 с.
12. Цикунова, Н.С. Гендерные характеристики личности спортсменов в маскулинных и фемининных видах спорта : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 13.00.04 / Цикунова Наталья Сергеевна. - СПб., 2003. - 19 с.
13. Шахов, Ш. К. Спорт как фактор формирования психологического пола личности / Ш.К. Шахов, А.С. Дамадаева // Вестник спортивной науки. - 2011. - № 6. - С. 16-18.
REFERENCES
1. Bondarenko, N.A. (2006), Influence the sex-role of stereotypes on motivation and the self-relation of athletes, dissertation, Krasnodar, Russian Federation.
2. Germanov, G.N. and Tsukanova, E.G. (2010), "Current trends of development of the European run on averages and long distances and their realization in training of the Russian runners: part second", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.67, № 9, pp. 20-28.
3. Germanov, G.N., Sabirova, I.A., Tsukanova, E.G. and Mashoshina I.V. (2014), "Difficulty of social and psychological adaptation of outstanding athletes in the period of post sports life", Yuridicheskaya psychology, No.4, pp. 33-37.
4. Ganol, A.S. (2011), Gender features and structure of motivation of a choice of extreme sports, dissertation, St. Petersburg, Russian Federation.
5. Gorulev, P.S. (2006), Management of sports training of women in weightlifting taking into account the dimorphism of distinctions of working capacity, dissertation, Chelyabinsk, Russian Federation.
6. Grets, I.A. (2012), Record sporting achievements of women in aspect of sexual dimorphism, dissertation, St. Petersburg, Russian Federation.
7. Damadayeva, A.S. (2010), "Influence of sports activities on gender characteristics of the identity of women", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.61, № 3, pp. 45-47.
8. Nerobeev, N.Yu. (2014), Phisical and technical and tactical training of sportswomen in freestyle wrestling taking into account influences of sexual dimorphism, dissertation, St. Petersburg, Russian Federation.
9. Soha, Teresa (2002), Methodology of improvement of pedagogical systems of sports training of women in aspect of sexual dimorphism, dissertation, St. Petersburg, Russian Federation.
10. Fedorov, L.P. (1995), Theoretical-methodical bases of female sport: on a comment a cycle sports, dissertation, St. Petersburg, Russian Federation.
11. Hutsinsky, Tadeush. (2004), Sports training of female basketball players in aspect of sexual dimorphism, dissertation, St. Petersburg, Russian Federation.
12. Tsikunova, N.S. (2003), Gender characteristics of the identity of athletes in the maskulinnost and the femininity sports, dissertation, St. Petersburg, Russian Federation.
13. Shakhov, Sh. K. and Damadayeva, A.S. (2011), "Sport as factor of formation of a psychological sex of the personality", Vestnik sportivnoy nauki, No.6, pp. 16-18.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.12.2014.