УДК 008.009
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫХ АСПЕКТОВ
ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Н. А. Коноплева
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Россия, 690014 г. Владивосток, ул. Гоголя, 41.
Тел./факс: +7 (4232) 40 41 54.
E-mail: nina. konopleva @ vvsu. ru
В статье дан анализ ценностно-мотивационных аспектов творческой деятельности, приведены результаты практического исследования особенностей ценностно-мотивационной системы личности в сфере изобразительного творчества в современной российской культуре.
Ключевые слова: деятельность, творчество, ценности, ценностные ориентации, мотивация, художественная культура, изобразительное искусство.
Одним из составных элементов интегративной художественной деятельности как системы является ценностно-ориентационная деятельность. Человеку в отличие от животных необходимо представление о ценностях, о социально полезном, идеальном, должном, о том, к чему следует стремиться и чего следует избегать. Система ценностей будущего художника складывается под влиянием эмоциональной реактивности, которая, в свою очередь, влияет на отбор запоминаемых сведений, понятий, оценку важности и второстепенности явлений жизни, их связей. Сформированная система ценностей начинает затем оказывать обратное действие на мотивы деятельности, жизненные цели, установки и идеалы личности.
Х. Г. Гадамер, определяя специфику постижения ценностей культуры, указывал на принципиальное отличие этого процесса от процесса усвоения знаний в области естественных наук. «В физике, химии, биологии происходит приращение знания; в культуре - непреложно вовлечение в мир ее ценностей. Законы математики можно выучить, явления культуры необходимо пережить» [1, с. 39-58].
Именно нормативный канон человека в культуре, процесс вхождения человека в культуру своего народа определяет его культурные особенности: будет ли проявляться активность или пассивность человека, его стремление к индивидуальному успеху или ориентация на коллективные достижения.
При этом речь идет об инкультурации человека. Понятие инкультурация было введено в научный обиход американским культуроантропологом М. Херсковицем. Он рассматривал культуру как «созданную человеком часть среды, включающую знания, верования, искусство, обычаи». При этом он отмечал, что невозможно сформулировать универсальный культурный кодекс для человечества в целом [2-3]. Каждый человек сталкивается с культурой в виде значений и ценностей, которые существуют объективно по отношению к нему. Вследствие инте-риоризации значения трансформируются в личностные смыслы, ценности - в личностные ценности, представляя собой в этом случае элементы структуры личности. В результате прежняя структура пси-
хических функций изменяется - опосредуется инте-риоризованными знаками, психические функции становятся «культурными». В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и «сворачивается», чтобы затем вновь трансформироваться и «развернуться» в процессе экстериориза-ции, когда на основе психических функций строится «внешняя» социальная деятельность.
Следовательно, в процессе взаимодействия человека с культурой формируется его личность, складывается и усложняется (расширяется и иерархизи-руется) его отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе. Его поведение становится более осознанным и подвергнутым самоконтролю. Таким образом, человек как социальный индивид выступает творением культуры. Он становится личностью только благодаря усвоению транслируемого в культуре социального опыта в процессе социализации и инкультурации. В этом процессе происходит сложная состыковка биологических программ, характеризующих его индивидуальную наследственность, и надбиологических программ общения, поведения и деятельности, составляющих своего рода социальную и культурную наследственность. В процессе освоения культуры и формирования личности человека смыслы и значения, представленные различными социокодами, частично осознаются человеком, а частично он воспринимает ту или иную информацию, социальный опыт бессознательно (К. Юнг) [4], ориентируясь на образцы поступков и действий других людей, на предъявляемые ему воспитанием социальные и культурные роли. Нет ни одного социального феномена, который был бы изолирован от влияния культуры, не нес бы на себе печати ее воздействия [5, с. 61-72].
Детерминирующим механизмом в этих процессах выступает ядро культуры - ценностное миропонимание. Понимание ценностных ориентиров, преобладающих у творческой личности, позволяет понять не только ее природу, но и механизмы, побуждающие к художественной деятельности. Ценностные ориентации, являясь идеальными образцами миропонимания и ориентирами поведения и деятельности творческой личности, способствуют
созданию художественных образов, формирующих мировоззрение современного человека.
Следует отметить, что категорию «ценности» считают одной из самых сложных в научном знании, поскольку она одновременно является мотивационным и когнитивным образованием, влияющим на развитие и жизнедеятельность индивидуума. Ценности детерминируют процесс познания человеком социального мира и осуществляют психическую регуляцию поведения в социокультурной среде. Задавая важнейшие смыслы человеческой жизнедеятельности, ценности имеют как универсальную, так и культурно-специфическую природу, но до сих пор к их пониманию нет единого научного подхода.
В зарубежных исследованиях регуляции человеческого поведения (асоциальная парадигма), социальное рассматривались как внешнее, как чуждое Я, как объект давления на личность, борьбы с нею. Человек с большим или меньшим успехом приспосабливается к социокультурным требованиям: нарушение требований и запретов чревато чувствами страха, вины, стыда (З. Фрейд) [6-7]; неумение должным образом реагировать на стимулы получает от общества отрицательное подкрепление (Б. Скиннер) [89]; искажения спонтанного развития организма нарушают его аутентичность и внутреннюю гармонию (К. Роджерс) [10-11]. При этом ценности, зависящие от индивидуальной оценки (К. Роджерс, Г. Олпорт), выступали как образования сугубо индивидуальноличностной природы, не имеющие корней и соответствий в социальной реальности.
Вместе с тем следует различать нормы как внешние регуляторы поведения человека и ценностные ориентации и установки, как внутренние регуляторы поведения.
Преодоление асоциальной парадигмы в объяснении поведения человека нашло свое выражение во взглядах Д. Ли, отмечавшего, что социальные ограничения следует понимать как социальные структуры, оказывающие организующее влияние, расширяющее, а не сужающее индивидуальную свободу (Ьее, 1986); а также в положениях социального конструктивизма (П. Бергер, Т. Лукман, 1995) [13]; социальной грамматики (Д. А. Леонтьев 1994) [14], социальной экологии ^Иойег, 1984) [14, с. 37].
Вместе с тем в кросс-культурной психологии основополагающей для многих теоретических и эмпирических исследований ценностей является теория Ф. Клакхона и Ф. Стродбека [3, с. 15]. Согласно их определению, ценностные ориентации - это сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих человеческих проблем. Полностью согласиться с данным определением нельзя, так как все ценности делятся на социальные и личностные, следовательно, у каждого индивида на основе преобладающих социальных ценностей формируется блок индивидуальных цен-
ностей, используемых при решении не только общечеловеческих, но и личностных проблем. Хотя и сам К. Клакхон отдавая приоритет социальным ценностям, выделяет класс личностных, являющихся индивидуальным преломлением групповых либо универсальных ценностей.
В российских же работах длительно к данному понятию господствовал пансоциальный подход, ценности характеризовались как социальные образования, а механизм их регулирующего действия на поведение понимался прямым. В результате социальное рассматривалось как внешнее, но неотделимое от Я, как объект для отождествления. По нашему мнению, важен подход к личностным ценностям Д. А. Леонтьева, относящего их к трем различным группам явлений и сформулировавшего представление о трех формах существования ценностей:
1) общественные идеалы - выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни;
2) предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей;
3) мотивационные структуры личности («модели должного»), побуждающие ее к предметному воплощению в своем поведении, деятельности общественных ценностных идеалов.
Эти три формы переходят одна в другую [14, с. 21-27, 35-44; 16, с. 67-76; 17, с. 26-36; 18].
Согласно культурно-исторической парадигме (Асмолов А. Г., 1996) [19], человек не только изначально находится в социокультурном окружении, но и строит себя из него, культура и общество суть не просто внешние условия, но материал индивидуального развития, которое заключается в усвоении, присвоении, превращении его в собственное достояние, элементы внутренней организации личности.
Для художественной деятельности решающее значение имеет эмотивная часть сознания, в которой сконцентрированы ценностно-познавательные, духовно-эмоциональные процессы. В субъективноэмоциональной стороне сознания находят отражение эмоции человека, «...выполняющие функции регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности (А. Н. Леонтьев). В процессе жизнедеятельности личности значимые для нее объекты, явления, принципы и установки приобретают личностный смысл. А. Н. Леонтьев связывал процесс развития смыслов с развитием мотивов деятельности и реальным отношением человека к миру [20-21].
Как известно, ведущими компонентами образа Мира для человека являются мотивы и ценностные ориентации. Они обладают не только силой, но и направленностью. Именно потребности побуждают человека действовать, создавая определенное напряжение, но смысл действию придают мотив, ценностные ориентиры личности. Именно ценности
и их иерархия формируют мировоззрение личности как интегральное самосознание [22].
Следуя классификации ценностей Г. Олпорта, представленной шестью основными группами: теоретические; экономические; социальные; политические; религиозные; эстетические, можно отметить, что ценности, лежащие на вершине иерархии ценностей художника, зачастую относятся к последней, шестой, группе. Как отмечает автор, «. именно среди представителей такого типа людей, людей которые больше всего ценят форму и гармонию, которые трактуют жизнь как ход событий, при котором каждый отдельный человек наслаждается жизнью ради самого себя, наибольшее количество поэтов, музыкантов, художников и творцов художественного типа» [12]. Также
А. Мелик-Пашаев определяющим в творчестве выделяет эстетическое отношение - восприятие предметов как «прямое выражение внутреннего состояния, характера, судьбы». Ученый подчеркивает, что люди с развитым эстетическим отношением «. не только могут претворять данные опыта в художественные образы, но и активно стремятся к этому, что проявляется в спонтанной постановке художественных задач» [23, с. 20-22].
В нашем исследовании осуществлен анализ особенностей ценностно-мотивационных аспектов творческой деятельности в сфере изобразительного творчества в процессе становления творческой личности и активного включения в профессиональную реализацию. Исследование было проведено в гендерном контексте. Для анализа нами была разработана анкета-опросник, опрошены 245 человек, выпускников специальности ВПО «Дизайн» и художественного училища г. Владивостока, среди них 210 лиц женского и 35 мужского гендера.
В результате осуществленного анализа установлено, что выбор профессии художника или дизайнера мотивирован у каждого сочетанием ряда факторов: интересом к творческой деятельности (77% лиц женского, 74% мужского гендера); желанием исполнять духовную миссию продуктами своего творчества (16% - жен., 26% - муж.); возможностью самореализоваться (70% - жен., 60% - муж.); престижностью профессии (22% - жен., 23% муж.); желанием находиться в среде творческих людей (39% жен., 26% муж.); желанием продолжить семейную династию (5% жен., 9% муж.); желанием соответствовать ожиданиям родных (7% жен., 9% муж.); желанием изменить мир в лучшую сторону (32% жен., 28% муж.); желанием изменить свое окружение (19% жен., 11% муж.); желанием достичь успеха (53% жен., 63% муж); желанием выразить свои творческие способности (61% жен., 48% муж.).
На вопрос: «Если бы Вам представилась возможность заново начать свою профессиональную деятельность, Вы выбрали бы эту профессию снова?» утвердительно ответили по 66% как мужчин, так и женщин, затруднились ответить 26% мужчин
и 21% женщин. Отказались от повторного выбора -по 9% женщин и мужчин.
При выборе наиболее значимых для творческих личностей ценностей были отмечены следующие: общественное признание (по 26% муж. и жен.); возможность трудиться в одиночестве (18% жен., 26% муж.); возможность выразить свои творческие замыслы (72% жен., 68% муж.); увлеченность своей деятельностью (56% жен., 63% муж.), возможность самореализоваться (58% жен., 51% муж.); возможность получить духовное удовлетворение от результатов своего труда (59% жен., 54% муж.); возможность общаться с людьми с подобными творческими способностями и интересами (47% жен., 26% муж.); возможность приобретения высокого материального достатка (42% жен., 54% муж.); возможность профессионального роста (29% жен., 46% муж.); возможность карьерного роста (28% жен., 17% муж.).
При оценке степени важности для творческих личностей, занимающихся изобразительным творчеством, отдельных мотивов трудовой деятельности по пятибалльной шкале установлено, что для 54% женского гендера и 68% мужского важным является стремление к высокому материальному достатку; для 73% жен., 51% муж. значимо продвижение по служебной лестнице. Вместе с тем для 95% жен., 85% муж. важным является получение удовлетворения от работы; стремление проявить себя, выделиться - 85% жен. и 60% муж.; духовное удовлетворение от результатов своего труда - 91% жен. и 74% муж., желание проявить в работе свои творческие способности - 94% жен., 74% муж.; осознание общественной значимости своего труда - 71% жен., 57% муж.
Таким образом, следует отметить, что в современной российской культуре, несмотря на преобладание у творческих личностей в сфере изобразительного творчества таких ценностных ориентаций, служащих стимулом к творчеству, как стремление к самореализации, возможность выразить свои творческие замыслы, духовная удовлетворенность от результатов своего труда, мотивирующими факторами становятся желание достичь успеха (53% жен., 63% муж), стремление к высокому материальному достатку (54% жен., 68% муж.), продвижение по служебной лестнице (73% жен., 51% муж.).
Подобные результаты требуют переосмысления, с одной стороны, подходов, направленных на социализацию творческой личности, а с другой -разработки государственной политики, способствующей повышению материального обеспечения студентов, обучающихся на творческих специальностях, а также профессионалов, работающих в государственных учреждениях культуры.
Необходимость этого обусловлена тем, что творчество - ведущая сила общеисторического прогресса и развития каждого человека, что в нем заключены созидательные начала искусства, куль-
туры, социальной и нравственной жизни людей и их взаимоотношений.
Кроме того, творческая деятельность, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием личной свободы, выступает тем самым в качестве культурного механизма, противостоящего регрессивным линиям в развитии общества и культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Г адамер Х. Г. Истина и метод. М., 1988. С. 39-58.
2. Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.
3. Культурология - ХХ век: Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. 640 с.
4. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. 320 с.
5. Осокин Ю. В. Системный подход и специфика его применения в исследованиях культуры // Системные исследования культуры - 2008. СПб.: Алетейя, 2009. 604 с.
6. Фрейд З. Введение в психоанализ. В 2 т. Т.1. М.: Апрель Пресс; изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. 384 с.
7. Фрейд З. Тотем и табу. СПб.: «Я» и «Оно»; Тбилиси, 1991.
8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс,
1997. 608 с.
9. Теории личности: познание человека / С. Клонингер. СПб.: Питер, 2003. 720 с.
10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
11. Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ. Сер. Психология. 1989. №2. С. 58-65.
12. Олпорт Г. Личность в психологии. Теории личности. СПб.: Ювента, 1998. 224 с.
13. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 19957.
14. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: Социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1997. №1. С. 21-27; 35-44.
15. Культурология. ХХ век: Антология: Аксиология или фи-лос. Исследования природы ценностей. М., 1996.
16. Донцов А. И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. 1974. №5. С. 67-76.
17. Лебедева Н. М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре // Психологический журнал. 2001. №3. С. 26-36.
18. Педагогическая аксиология: монография / Г. И. Чижакова и др. Красноярск: СибГТУ, 2008. 294 с.
19. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж, 1996. 768 с.
20. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политическая литература, 1977. 304 с.
21. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: изд-во Моск. ун-та, 1972.
22. Грановская Р. М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. СПб.: Речь, 2006. 416 с.
23. Мелик-Пашаев А. А. Об источнике способности человека к художественному творчеству // Вопросы психологии.
1998. №5. С. 20-22.
Поступила в редакцию 08.04.2011 г. После доработки - 08.12.2011 г.