ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ
GENDER PECULIARITIES OF STRESS STUDENTS
Е. Н. Репина, О. В. Рогачевская
E. N. Repina, O. V. Rogachevskaya
Исследована стрессоустойчивость студентов университета 1-го курса с помощью Бостонского теста (тест «Анализ стиля жизни»). Показан низкий уровень стрессоустойчиво-сти у 20 % юношей и 33 % девушек, что свидетельствует о большей напряженности нервных процессов симпатического отдела ЦНС. Пороговым уровнем стрессоустойчивости обладают 40 % респондентов, что может свидетельствовать о реактивности организма и быстрой адаптации человека к новой ситуации. Выявлено, что высокой степенью устойчивости к стрессу среди обследованных обладают 40 % юношей и лишь 27 % девушек.
The stress resistance of university students of the 1st course was studied with the help of the Boston test (test "Analysis of lifestyle"). A low level of stress tolerance was shown in 20% of boys and 33% of girls, which indicates a greater tension in the nervous processes of the sympathetic section of the central nervous system. 40% of respondents have a threshold level of stress tolerance, which may indicate the reactivity of the organism and the rapid adaptation of a person to a new situation. It was revealed that 40% of boys have a high degree of resistance to stress among the surveyed, and only 27% of girls.
Ключевые слова: стрессоустойчивость, студенты, адаптация к учебным нагрузкам.
Keywords: stress resistance, students, adaptation to training.
Введение
Адаптация первокурсников к новым факторам существования (незнакомая обстановка, новые обстоятельства и режим жизни) представляет собой длительный сложный социально-психофизиологический процесс. Для студенческой жизни характерна высокая частота чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, а обучающиеся нередко испытывают стресс и нервно-психическое напряжение [1]. В основе возникновения стресса у обучающейся молодежи наряду с большим потоком информации, новой незнакомой обстановкой и новыми обстоятельствами и режима жизни лежит отсутствие системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии.
Показано [2, 3], что обучающиеся первых курсов вуза, преодолевая стрессовые ситуации, оказываются в непривычных для психики условиях. При этом студенты часто испытывают нервно-психическое напряжение (беспокойство, невроз, эмоциональный всплеск), проявляющееся в нарушении регуляции функциональных систем и требующее перестройки адаптационной системы организма. В условиях
стресса устойчивое поведение человека является важным психологическим фактором преодоления стресса.
Факторами, уменьшающими стрессогенность среды и ее отрицательное влияние на организм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовиться к ним, а также возможность контроля над событиями, что существенно снижает силу воздействия неблагоприятных факторов. Существенную роль в преодолении отрицательного влияния неблагоприятных состояний на жизнедеятельность человека играют волевые качества личности [4].
Однако в настоящее время, несмотря на достаточное количество работ по данной проблеме, нет ясности в понимании сущности стрессоустойчивости, роли психики в ее обеспечении, особенностей проявления в различных ситуациях [1], в том числе и у студентов вузов. Так, под термином «стрессоустойчивость» С. В. Субботин понимает такие частные составляющие, как эмоциональная устойчивость, психологическая устойчивость к стрессу, стресс-резистентность [5].
На современном этапе развития системы высшего образования немаловажной задачей является формирование самодостаточной личности, способной к саморегуляции и саморазвитию, для реализации которой необходимо, по мнению А.Л. Цер-ковского, развитие ряда индивидуальных психологических особенностей человека, в частности - стрессоустойчивости [6]. В связи с этим для снижения воздействия стрессогенного фактора и ускорения адаптации обучающихся в вузе возникает необходимость рациональной организации условий образовательного пространства.
Существует большое количество подтверждений тому, что стресс - спутник студенческой жизни. В студенчестве, особенно на начальном этапе, обострены многие противоречия, провоцирующие самые разнообразные проблемы. Это пора самоанализа и самооценок, личностных выборов и самоопределений, переживания экзаменационных стрессов. Стресс как особое психическое состояние связан с зарождением и проявлением эмоций, характеризуется эмоциональным феноменом, а также отражается в мотивационных, когнитивных, волевых, характерологических и других компонентах личности [1]. Таким образом, следствием стрессовой ситуации является напряжение функциональных систем организма, снижение эмоционального и интеллектуального потенциала и, как результат, развитие хронических заболеваний. В связи с этим представляет интерес проблема повышения стрессоустойчи-вости студентов в условиях активной учебной деятельности в вузе.
Одна из главных задач образовательной организации и педагогического состава вуза должна быть направлена на организацию оптимальных условий учебно -воспитательного процесса современной молодежи и повышение стрессоустойчиво-сти обучающихся. Учебное занятие как образовательное пространство должно быть территорией безусловной психологической безопасности. Нельзя недооценивать актуальность темы психологической безопасности студентов, которые имеет свою особо уязвимую учебную специфику.
С целью формирования рекомендаций по адаптации студентов 1 -го курса обоего пола к новым условиям обучения нами проведена оценка их уровня стрессо-устойчивости.
Материалы и методы
В исследовании участвовали студенты 1 -го курса, средний возраст которых составлял 18-19 лет (60 человек, из них 30 девушек и 30 юношей). Обучающиеся протестированы с помощью Бостонского теста на стрессоустойчивость (тест «Анализ стиля жизни»). Результатом уровня стрессоустойчивости являлась сумма набранных баллов. Шкала стрессоустойчивости приведена ниже:
• от 10 до 30 баллов, соответствует высокому уровню стрессоустойчивости -вы обладаете прекрасной устойчивостью к стрессовым ситуациям, если, конечно же, честно отвечали на все вопросы. Вы умеете противостоять стрессам, и их воздействие на ваш организм минимально.
• от 31 до 50 баллов, соответствует пороговому уровню стрессоустойчивости - в этом случае в вашей жизни довольно часто возникают стрессовые ситуации, оказывая на вашу жизнь немало влияния, но вы стараетесь с ними справляться, хотя не всегда это у вас получается.
• от 51 баллов, соответствует низкому уровню стрессоустойчивости - вам нужно серьезно задуматься о жизни и собственном к ней отношении. Возможно, пришла пора что-то менять. Ваш организм очень уязвим для стресса, и вам обязательно нужно научиться правильно реагировать на стрессовые ситуации при их проявлении. Иначе вы можете поплатиться за слабую стрессоустойчивость собственным здоровьем. Постарайтесь следить за своим поведением и реакцией уже сегодня, иначе завтра может быть уже поздно.
Результаты и обсуждение
Анализ результатов теста выявил низкий уровень стрессоустойчивости у 20 % юношей, набравших максимальное количество баллов в пределах 52-58. Организм обучающихся на 1 -м курсе характеризуется большими энергетическими затратами на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. В группе обследованных девушек низкая стрессоустойчивость (ранимость) выявлена у 33 % респондентов (см. рис.), что свидетельствует о большей напряженности нервных процессов симпатического отдела ЦНС, чем у юношей. Причинами стресса у студентов могут быть различные факторы [7] как личного характера, так и связанные с обучением в высшем учебном заведении [8, 9]. Их стрессоустойчивость снижается с увеличением стрессовых ситуаций в жизни, что ведет к нарушению механизмов адаптации и истощению организма в целом.
Адаптационные механизмы в начале обучения не до конца сформированы. Интенсивная умственная деятельность учащихся и высокое нервно-эмоциональное напряжение сопровождается активизацией всех функциональных систем организма, которые приводят к перегрузке вегетативной и высшей нервной деятельности, эмоциональной сферы и становятся звеном в возникновении психосоматических заболеваний обучающейся молодежи.
По результатам исследования, пороговым уровнем стрессоустойчивости обладают 40 % обследованных студентов независимо от пола. Этот уровень отражает способность организма активно противостоять повседневным неприятностям.
Средний уровень стрессоустойчивости присущ большинству людей, которые могут противостоять стрессовым ситуациям. В то же время они более эмоционально переживают неудачи, у них отмечаются головные боли, усталость, что может привести к более серьезным последствиям для здоровья.
Высокая степень устойчивости к стрессу выявлена у 40 % обследованных юношей, для которых характерна реактивность организма и быстрая адаптация человека к новым условиям. Такие люди способны произвольно управлять своей деятельностью (планировать, ставить цель, осуществлять выбор, в т. ч. контролировать свои эмоции, уметь расслабиться), что является необходимостью студенческой жизни. Их энергия и ресурсы не тратятся на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Поэтому любая деятельность оцениваемого независимо от ее направленности и характера становится эффективнее.
Показано, что среди девушек высокий уровень устойчивости к стрессу отмечается лишь у 1/3 респондентов, что на 13 % ф < 0.05) меньше, чем у юношей. Возможно, это объясняется особенностями гормонального статуса девушек, который отражается на их эмоциональности, их склонности в большей степени все излишне усложнять, на что также указывалось К. А. Антроповой и А. А. Колесниковой [10], а также Е. Т. Матюшенко [11]. Цитируемые авторы отмечают эйфорический тип эмоциональной реакции женского организма. Причинами стрессов, по мнению авторов, являются мысли о возможных неприятностях и проблемах, страх перед будущим, излишне серьезное отношение к жизни, учебе, работе.
Распределение обучающихся на 1-м курсе вуза (%) по уровням стрессоустойчивости
Примечание: * - разница сравниваемых групп достоверна при р < 0.05.
Таким образом, нами выявлены гендерные отличия стрессоустойчивости у респондентов: юноши, обучающиеся на 1-м курсе вуза, оказываются менее подвержены стрессовым ситуациям, нежели девушки. Поддержание высокого уровня стрессоустойчивости способствует повышению как физического, так и психического здоровья молодежи. Исследователи в области устойчивости молодежи к возникающим стрессовым ситуациям, такие как Е. И. Баст [12], Т. Т. Щелина и В. А. Ко-лясникова [13] высказывают мнение, что для реализации себя в будущей профессиональной деятельности как конкурентоспособного специалиста важно умение преодолевать стрессовые ситуации.
В качестве профилактики стрессового состояния обучающимся 1 -х курсов рекомендуется физическая активность, поскольку занятия спортом или физической культурой активизируют работу сердечно-сосудистой системы, тем самым утилизируя излишки адреналина, образовавшегося в результате психологического стресса. Кроме того, физическая активность стимулирует работу нервной системы, повышает активность иммунитета. По мнению Ю. В. Щербатых, занятия физкультурой и спортом отвлекают сознание человека от проблемной ситуации, переключают его внимание на новые раздражители, снижая тем самым значимость актуальной проблемы [14]. Для повышения устойчивости организма к стрессу могут быть рекомендованы общеизвестные правила, такие как соблюдение режима дня, рациональное питание, прогулки на свежем воздухе, полноценный сон. Возможно использование различных способов саморегуляции (аутотренинги, дыхательная гимнастика, релаксация, плавание и др.).
По нашему мнению, одним из важных элементов снижения воздействия стресса на организм первокурсника является активное групповое социальное взаимодействие обучающихся как внутри студенческой аудитории, так и с профессорско-преподавательским составом вуза, что может реализоваться через работу тьютера, волонтеров, куратора группы, а также совместных студенческо-преподавательских мероприятий.
***
1. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006. 528 с.
2. Дьяченко М. И., Пономаренко В. А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 106-113.
3. Захарова Е. В. Исследование учебного стресса у студентов медицинского университета // Молодой ученый. 2018. № 46. С. 251-252.
4. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2010. 512 с.
5. Субботин С. В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя : дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 1992. 152 с.
6. Церковский А. Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости // Вестник Витебского гос. мед. ун-та. 2011 Т. 1. С. 6-14.
7. Черепенникова Е. Ю., Иванченко В. Н. Влияние учебного стресса на общую стрессоустойчивость студента // Постулат. Биробиджан: Приамурский гос. ун-т им. Шолом-Алейхема, 2018. № 5. С. 13-16.
8. Катунин А. П. Стрессоустойчивость как психологический феномен // Молодой ученый. 2012. № 9. С. 243-247.
9. Хвалина С. А. Экзаменационный стресс // Бюллетень медицинских интернет-конференций. Саратов, 2013. Вып. 2. С. 4.
10. Антропова К. А., Колесникова А. А. Проблема стрессоустойчивости студентов // Педагогика безопасности: наука и образование : материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Екатеринбург, 27 апреля 2013 г. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Уральский. гос. пед. ун-т», 2013. С. 15-19.
11. Матюшенко Е. Т. Изучение стрессоустойчивости и степени эмоциональной реактивности у мужчин и женщин // Концепт : научно-методический электронный журнал, 2016. Т. 11. С. 801-805.
12. Баст Е. И. Стрессоустойчивость как фактор психологического благополучия личности студента-первокурсника // Современные тенденции развития науки и технологий. Белгород, 2015. № 6. С. 27-29.
13. Щелина Т. Т., Колясникова В. А. К проблеме развития стрессоустойчивости студентов психолого-педагогических направлений подготовки // Молодой ученый. 2015. № 11. С. 1774-1778.
14. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2006. 256 с.