УДК 159.922.1 ББК 88.37
и.В. лавыгина
Байкальский государственный университет
экономики и права г. Иркутск [email protected]
гендерные особенности экологического
сознания
I.V. Lavigina,
Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk GENDER FEATURES OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS
Аннотация: Статья посвящена выявлению семантической структуры экологического сознания студентов. Данное исследование построено на психометрическом анализе авторского специализированного семантического дифференциала для оценки экологического сознания разновозрастной выборки. Выделены определенные значимые гендерные особенности экологического сознания опрошенных лиц.
Ключевые слова: экологическое сознание, природа, факторный анализ, семантический дифференциал, гендер-ные особенности.
Annotation: Article is devoted to identification of semantic structure of ecological consciousness of students. This research is constructed on the psychometric analysis of author's specialized semantic differential for an assessment of ecological consciousness of uneven-age selection. Certain significant gender features of ecological consciousness of the interrogated persons are marked out.
Keywords: ecological consciousness, environment, factorial analysis, semantic differential, gender features.
Экологические проблемы как в мире в целом, так и в России в частности, обостряются из года в год. Уже ни для кого не секрет, что состояние природной среды находится в кризисном состоянии. Не случайно ученые на транснациональном уровне заявляют об углублении экологического кризиса, о приближении к экологической катастрофе и высказывают сомнения о продолжении существования планеты Земля. При этом главной причиной данной обстановки признается деятельность человека. Именно его потребительское, эгоистическое отношение к природе привело к необратимым последствиям. С полной ответственностью сегодня можно заявлять, что идея противопоставления себя природе является утопией, порождающей глобальные материальные последствия.
В этой связи особую актуальность приобретают вопросы, связанные с изучением экологического сознания человека. В обществе в настоящее время распространено мнение, что женщина и мужчина очень дале-
ки друг от друга, имеют разные акцентуации, и их даже называют «людьми с разных планет», которые никогда не поймут друг друга. Установление гендерных особенностей экологического сознания личности в этой связи имеет особое значение.
Необходимо отметить, что сложность представленного исследования определяется отсутствием единого концептуального подхода к определению сущности и значимости экологического сознания как такового. Конечно, с самого начала существования человечества был выработан определенный стиль взаимоотношений с природой, однако, единого, общепризнанного на все времена подхода выработано так и не было. Разным периодам времени были характерны различные стили взаимоотношений, от преклонения перед Природой, до ее порабощения и установления над ней господства.
Экологическое сознание исследовалось бессистемно, под разными углами зрения, с различных позиций и подходов, цель которых заключалась в выявлении от-
дельных фрагментов феномена. Комплексного подхода к изучению и формированию экологического сознания сделано не было [1: с. 254].
Феномен экологического сознания личности изучался философией, психологией, социологий, юриспруденцией и др. науками. Таким образом, было выработано огромное количество определений экологического сознания личности. Думается, что все они могут быть подразделены на две большие группы - это основанные на системном или функциональном подходах.
В первом варианте акцент делается на системность экологического сознания как совокупность определенных факторов в своем единстве представляющих указанный феномен.
Экологическое сознание - совокупность имеющихся у личности экологических знаний, субъективного отношения к природе, экологических установок и намерений, освоенных и усваиваемых стратегий, способов взаимодействия с природой [3: с. 44].
Второй подход акцентирует внимание на определенной деятельности как значимом факторе рассматриваемого явления.
По мнению В. И. Медведева и А. А. Алдашевой, которые предложили этот термин, в основе экологического сознания лежит научный анализ, проводимый с использованием экологических знаний, что «позволяет подавить те элементы эгоистического отношения к природе, которые могут возникнуть в том или ином конкретном случае». Авторы считают, что адекватное экологическое сознание можно рассматривать как научно обоснованное, базирующееся на реальной оценке отношение с природой [2: с. 180].
В рамках данного исследования предпочтительнее представляется первый подход, позволяющий выявить значимые факторы рассматриваемого феномена, на основе которых постичь суть данного явления.
Целью представленного исследования является выделение семантической структуры экологического сознания студентов. Объект исследования - это экологическое сознание личности. Предмет исследования - семантическая структура экологического сознания студентов.
При рассмотрении экологического сознания как системы необходимо использовать комплексный, системный, структурно-функциональный подходы, а также принципы историчности и конкретности, единства и борьбы противоположностей, детерминизма и традиционные способы диалектического мышления.
Рабочая гипотеза данного исследования заключается в том, что действительно экологическое сознание имеет гендерные особенности.
Экспериментальной базой исследования служили студенты города Иркутск Байкальского Государственного Университета Экономики и Права в возрасте от 18 до 45 лет. Указанная выборка определена исходя из того, что студенты - это наиболее активная, образованная часть населения страны, в недалеком будущем именно эта категория лиц будет определять политику государства и притворять ее в жизнь. Поэтому изучение экологического сознания именно указанных лиц представляет несомненный интерес и является принципиально важным.
Всего в исследовании приняли участие 331 человек, из них 5 человек состояли в экспертной группе, 26 человек участвовали в пилотажном исследовании, и 300 человек составили нормативную выборку.
Репрезентативная выборка формировалась по принципу рандомизации с учетом условия: (1) любой человек в пределах совокупности имел равные возможности быть отобранным для участия в исследовании; (2) любое сочетание из п объектов (где п - количество случаев в выборке) имело равные возможности быть отобранными для анализа.
Эмпирическая часть связана с психометрическим анализом авторского специализированного семантического дифференциала для оценки экологического сознания разновозрастной выборки.
Использовались данные относительно сущности экологического сознания, содержащиеся в специальной литературе по указанной теме (научные статьи, монографии, авторефераты диссертаций), различных словарях (психологический, философский, Ожегова, Даля и др.). Кроме того, использовалась данные, полученные в результате работы экспертной групп в составе 5 человек в возрасте от 35 до 50 лет, имеющих высшее образование различных специализаций. Перед группой была поставлена задача - написать 10-15 слов-ассоциаций (существительное, глагол, наречие и т.п.) со словосочетанием экологическое сознание.
После получения данных была составлена таблица первичного семантического дифференциала. В данную таблицу вошли слова ассоциации экспертной группы, имеющиеся в различной литературе, словарях. К каждому слову подбирался антоним с определенной корректировкой. Так был сформирован банк данных, включающий около 166 биполярных слов, которые представляли собой вербальную операционализацию типичных ассоциаций экологического сознания человека.
Таким образом, в первый вариант опросника вошло 166 биполярных слов, каждая пара слов оценивалась респондентом по схеме: выбрать одно из двух
слов и оценить, насколько данное слово проявляется в искомом понятии. Градация оценок состояла от -3 до 3 (шкалы с семью промежуточными градациями), при этом значение оценки - слово справа\слева - проявляется всегда, -2 и +2 - проявляется в большинстве случаев, -1 и +1- проявляется достаточно часто, а 0 - либо то и другое соответствует в равной степени.
Пилотажное исследование проводилось путем опроса 26 человек - студентов 2 и 3 курсов БГУЭП. Описание расчетов: Диапазон размаха - 2,8 (от -0,5 до 2,3) Группа 26 человек (т.е. более 25), значит, интервал допуска составляет 25%
Левый диапазон отступа от -0,5 до -0,2 Правый диапазон отступа от 1,6 до 2,3 Групповая семантическая универсалия оценки экологического сознания студентов:
Пилотажное исследование служит уточнению адекватности использования тех или иных исследовательских средств.
1. Согласованность (-0,4) 18. Правильное (1,7)
2. Биосфера (-0,5) 19. Актуальное (1,6)
3. Конкретно (-0,5) 20. Нужное (2,3)
4. Спокойный (-0,3) 21. Качественное (1,7)
5. Солнечный (2) 22. Хорошее (2,1)
6. Яркий (1,6) 23. Важное (2,1)
7. Радостный (1,6) 24. Природный (1,6)
8. Интересный (1,8) 25. Глубокий (1,6)
9. Приятный (1,8) 26. Мир (1,8)
10. Честь (1,7) 27. Целесообразный (1,9)
11. Воспитанность (1,8) 28. Спасение (1,8)
12. Порядочность (1,8) 29. Истинно (1,8)
13. Этикет (1,7) 30. Оптимистичный (1,7)
14. Светлый (1,7) 31. Полезный (2)
15. Ясно (1,9) 32. Прекрасно (2,3)
16. Здоровое (1,8) 33. Радость (2,1)
17. Настоящее (2)
В результате проведения пилотажного исследования был получен 33-шкальный специализированный семантический дифференциал для определения экологического сознания личности, который и составил окончательный вариант опросника.
Данные были подвергнуты факторному анализу при помощи статистического пакета SPSS 16.0 for Windows. Кроме того, для уточнения данных были получены сравнения значения по t-критерию Стьюдента, что позволило выделить значимые отличия в исследуемой группе.
В целом по группе выявлено 7 факторов, опреде-
ляющих экологическое сознание испытуемых. К ним, в частности, относятся: 1фактор - гибель природы; 2 фактор - скверное обращение с природой; 3 фактор - печальный взгляд на природу; 4 фактор - мизерные усилия для сохранения природы; 5 фактор - потребительское отношение к природе; 6 фактор - переживания о состоянии природы; 7 фактор - беспечное отношение к природе.
Фактор «Гибель природы» включает в себя следующие шкалы: гибель, война, вредный, плохое, отвратительно, пессимистичный, ошибочное, ложно, больное, скорбь, искусственный. Под гибелью природы понимается трагичный конец существования планеты Земля.
Фактор «скверное обращение с природой» содержит пять шкал: хамство, низость, бесстыдство, бескуль-турие, бракованное. Таким образом, скверное обращение с природой предполагает аморальное, нерациональное использование природной среды.
Фактор «печальный взгляд на природу» объединяет следующие характеристики: отвратительно, хмурый, печальный, тусклый, скорбь, противный, скучный. Выражает воззрения на состояние природной среды, оценку ее качества.
Фактор «мизерные усилия для сохранения природы» включает в себя: мизерное, мелкий, бесполезное, искусственный, безрезультатный. Речь идет о признании факта недостаточности принимаемых к сохранению природы мер.
Фактор «потребительское отношение к природе» состоит из двух компонентов - это устаревшее и скучный. Является пережитком технократического общества, где на первый план во взаимоотношениях человека и природы выводятся эгоистические потребности личности.
Фактор «переживание о состоянии природы» строится на основе таких компонентов как абстрактно, взволнованный и ноосфера. Таким образом, данная характеристика означает негативное отношение к состоянию природы
Фактор «беспечное отношение к природе» включает в себя конфликтность и искусственное, как характеристики беззаботности личности в части оценки важности сохранения природы для обеспечения возможности существования настоящего и будущих поколений людей и всего живого на планете.
Масштабные отличия наблюдаются в компонентах экологического сознания женщин и мужчин. Сам факт наличия определенных гендерных отличий, конечно, является ожидаемым. Однако суть этих отличий вызывает удивление. Ведь традиционно принято воспринимать
Психология в экономике и управлении 2013, №2
I мужчины I женщины
Рисунок 1. Значимые гендерные отличия средних значений по ^критерию Стьюдента между студентами БГУЭП
женщину как хранительницу очага, семьи, поэтому именно она, в первую очередь, должна быть озабочена состоянием природы, самим фактом существования планеты как «всеобщего дома». Именно женщину, как предполагалось, должно волновать качество жизни детей (насколько чистым воздухом они дышат, насколько безопасна и качественна вода и пища и т.д.). Однако выявлено, что именно мужчины острее воспринимают экологические проблемы.
Значимые отличия средних значений в указанной группе наблюда- действие природы и общества».
ются в таких факторах как темный, мизерное, мелкий, В факторной характеристике экологического со-
война, безрезультатный, вредный. Кроме того, можно знания мужчин выявлено больше значимых отличий отметить различия на уровне тенденций в части таких (рис. 3).
характеристик как взволнованный, безрезультатный, Таким образом, можно отметить, что первые три
скорбь (рис. 1). фактора, в частности это гибель природы, скверное об-
При этом необходимо отметить, что в характери- ращение с природой и печальный взгляд на состояние стике факторов экологического сознания женщин от- природы, полностью совпадают с аналогичными харак-мечается явное сходство с распределением указанных теристиками экологического сознания всех опрошенных компонентов опрошенных лиц (рис. 2). студентов. Фактор «устаревшие представления о сохра-
Таким образом, пять первых факторов экологиче- нении природы» выделяется только у мужчин. Пережи-ского сознания сравниваемых групп полностью совпа- вания о состоянии природы у мужчин занимает пятую дают. Отличия наблюдаются только в последних двух позицию, в то время как опрошенные в целом отнесли факторах. У женщин не выявлен такой компонент, как это на шестую позицию. Фактор «мизерные усилия по переживание о разумном отношении к природе, он под- сохранению природы», занимающий четвертую пози-меняется абстрактными представлениями о состоянии цию в характеристики экологического сознания опро-природы. Конечно, в ситуации, когда женщина не обла- шенных лиц, у мужчин перемещается на шестое место. дает полной информацией, а имеет лишь поверхностные Седьмой фактор, определяющий экологическое созна-представления о качестве природы - это не может вызвать у нее каких-либо существенных переживаний. Кроме того, фактор «беспечное отношение к природе» у женщин
Рисунок 2. Сравнительные характеристики факторного анализа на «взаимо- экологического сознания всех опрошенных и женщин
Рисунок 3. Сравнительные характеристики факторного анализа экологического сознания всех опрошенных и мужчин
ние мужчин - это взаимодействие природы и общества, не является определяющей характеристикой рассматриваемого феномена всей выборки.
Наглядно отличия в определении критериев и факторов экологического сознания рассматриваемых групп отражено в таблице 1.
Таким образом, очевидно, что экологическое сознание женщин более статично в части своего развития. Оно в большей мере соответствует укоренившимся в обществе представлениям о взаимоотношениях человека с природой. Экологическое сознание мужчин более подвижно в сфере улавливание новых веяний, более склонно, адаптивно к усвоению нововведений.
Однако, учитывая факторную нагрузку, можно сделать вывод, что экологическое сознание женщин в большей мере отображает влияние выявленных факторов в рассматриваемом феномене (рис.4).
В целом можно отметить, что гипотеза проведенного исследования нашла свое подтверждение. Действительно, экологическое сознание мужчин и женщин имеет значимые отличия. В частности,
можно говорить об отличиях в семантической структуре экологического сознания. Выявлено, что экологическое сознание женщин более поверхностно, спокойно, даже абстрагировано, но при этом ориентировано, в большей мере, на взаимодействие. Экологическое сознание мужчин более адаптивно, настроено на учет изменений в жизни общества, при этом оно склонно воспринимать экологические проблемы острее, масштабнее, эмоциональнее. При всем этом, по степени, с которой выявленные факторы коррелируются с рассматриваемым феноменом, именно экологическое сознание женщин можно определить как эталон, образец, отображающий значимые характеристики для данной выборки.
7 фактор
6 фактор
2 фактор
3 фактор
5 фактор
4 фактор
Рисунок 4. Матрица факторных весов экологического сознания мужчин женщин и всех опрошенных лиц
Библиографический список
1. Иванова Е.В. Экологическое сознание и эколиг-вистика //Вестник ЧГПУ 2012. №7. С. 252-262
2. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: учебное пособие. М.: Логос, 2001. 384 с.
3. Чердымова. Е.И. Психолого-педагогическая концепция интеграции экологического и профессионального сознания //Педагогика и психология. 2011. № 8. С. 44-46
■женщины ■мужчины все опрошенные
Психология в экономике и управлении 2013, №2
№ фактора экологического сознания название фактора экологического сознания компоненты, составляющие факторы экологического сознания опрошенных студентов компоненты, составляющие факторы экологического сознания женщин компоненты, составляющие факторы экологического сознания мужчин
1 Гибель природы гибель, война, вредный, плохое, отвратительно, пессимистичный, ошибочное, ложно, больное, скорбь, искусственный гибель, война, плохое, отвратительно, ложно, скорбь, вредный, ошибочное, больное, безрезультатный искусственный, вредный, ошибочное, безрезультатный, гибель, плохое, бракованное, ложно, война
2 Скверное обращение с природой хамство, низость, бесстыдство, бескульту-рие, бракованное хамство, низость, бесстыдство, бес-культурие, бракованное пасмурно, хамство, темный, бесстыдство, пессимистичный, низость, бескультурие
3 Печальный взгляд на состояние природы отвратительно, хмурый, печальный, тусклый, скорбь, противный, скучный скучный, тусклый, хмурый, печальный, пасмурно, противный, темный хмурый, конфликтность, противный, отвратительно, скорбь
4 Мизерные усилия по сохранению природы (все опрошенные и женщины) мизерное, мелкий, бесполезное, искусственный, безрезультатный безрезультатный, устаревшее, мизерное, искусственный, мелкий
Устаревшие представления о сохранении природы (мужчины) устаревшее, скучный
5 Потребительское отношение к природе (все опрошенные и женщины) Устаревшее, скучный конфликтность, взволнованный
Переживания о состоянии природы (мужчины) взволнованный, больное, абстрактно
6 Переживание о разумном отношении к природе (все опрошенные) абстрактно, взволнованный, ноосфера
Абстрактные представления о состоянии природу (женщины) абстрактно
Мизерные усилия по сохранению природы (мужчины) Мелкий, безрезультатный, мизерное
7 Беспечное отношение к природе (все опрошенные) конфликтность, искусственное
Взаимодействие природы и человека (женщины и мужчины) ноосфера ноосфера
Таблица 1. Сравнение компонентов и факторов экологического сознания мужчин,
женщин и всех опрошенных лиц