ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Карина О.В.
гендерные характеристики самоопределения
и уровня прокрастинации в юношеском возрасте
Развивающийся человек в процессе своего жизненного пути выстраивает жизненные цели, которые представляют собой внутреннюю основу мотивации поведения личности. Жизненные цели реализуют жизненное самоопределение человека.
В юношеском возрасте происходит окончательное формирование Я-концепции, которая включает в целом процесс самоопределения (профессиональное, жизненное (С.В. Явон), личностное, социальное (А.А. Русанова). От того, как будет проявляться личностная активность, будет зависеть успешность/неуспешность самореализации.
Современная молодежь выстраивает для себя высокие жизненные цели, которые при упорной деятельности можно реализовать, но развитая прокрастинация, преобладающая в ментальности практически каждого человека, тормозит этот активный процесс.
Современные психологи развели понятия «лень» и «прокрастинация».
В словаре С.И. Ожегова лень трактуется как отсутствие желания действовать, работать, любовь к безделию.
Прокрастинация понимается зарубежными и отечественными психологами как склонность «откладывать на потом» неприятные мысли и дела, которые вызывают психологический дискофорт (П. Рингенбах, А. Эллис, В. Кнаус, Н. Шухова, Е.Л. Михайлова, Я.И. Варваричева).
Данное исследование проводится в рамках научно-исследовательского проекта «Психологический анализ влияния прокрастинации на процесс самоопределения молодежи» осуществляемого при финансовой поддержке РГНФ (проект № 14-06-00228а).
В связи с различными трактовками данных понятий, мы считаем, что современные молодые люди стремятся развиваться, работать и активно проявлять себя в жизнедеятельности общества, поэтому лень не является одним из показателей современной молодежи. А то, что молодые люди «откладывают на потом» свои дела, не проявляют решительность, активность - это может служить показателем личностных характеристик современной молодежи.
Мы провели исследование с молодыми людьми в возрасте 18-20 лет, проживающими в Саратовской и Воронежской областях в количестве 150 человек.
Для проведения эмпирического исследования нами был разработан авторский опросник «Степень выраженности прокрастинации» (СВП) (Киселева М.А., Карина О.В., Шустова Н.Е) и адаптированы шкалы методики Сакса - Леви «Незаконченные
предложения», кроме того, в авторский инструментарий вошла методика «Смысложиз-ненные ориентации» (СЖО) Д.А. Леонтьева.
В авторском опроснике мы выделили общий уровень прокрастинации и мотива-ционные типы прокрастинации, которые активизируют общую прокрастинацию. Мо-тивационные типы включают в себя: мотивационную недостаточность, перфекционизм, тревожность.
Рассматривая каждый тип прокрастинации, мы обнаружили, что уровень мотивации, активизирующий прокрастинацию, у девушек находится на низком уровне - 55,4%, а у юношей на среднем уровне - 62,7%. Т.е. девушки мотивированны на деятельность, на стремление действовать и достигать результатов. Юноши также ориентированы на процесс достижения жизненных целей, но их мотивация при этом ниже, чем у девушек.
Уровень перфекционизма у девушек и юношей на среднем уровне - 44,9%, 65,7%. В психологии с подачи психоаналитических концепций перфекционизм рассматривается как нарциссическая личностная характеристика, препятствующая саморазвитию личности. В нашем исследовании уровень перфекционизма средний, т.е. юношеский максимализм, преобладающий в молодежной среде, в каких-то моментах позволяет молодым людям отложить на неопределенный срок реализацию жизненной цели, так как они уверенны в том, что все успеют. Вероятнее всего, это касается будущих перспектив, которые пока не имеют четких представлений. Согласно исследованиям А.А. Золоторе-вой (2012), нормальный перфекционизм положительно взаимосвязан с саморегуляцией, психологическим благополучием, активной жизненной позицией, способностью к поиску новых путей решения, стремления к реализации целей в будущем и т.д. [2].
На наш взгляд, средний уровень перфекционизма в общем показателе прокрасти-нации проявляется в том, что молодые люди полны активности, самоуверенности, но не имеют четкого жизненного самоопределения, поэтому откладывают на неопределенный срок процесс реализации жизненных целей.
Уровень тревожности, входящий в показатель общей прокрастинации проявился у девушек и юношей в различной степени. Так, на среднем уровне он выступил у девушек (67,5%), у юношей на низком уровне (49,3%). Т.е., можно сказать, что девушки беспокоятся в каких-то моментах за свое бездействие, а юноши спокойно позволяют себе бездействовать. Рефлексия происходящим событиям, страх за свое будущее, прочность ценностно-смысловой основы чаще проявляется у девушек. Опираясь на исследования С.В. Явон (2013), ориентация на стабильность, постоянную работу, полученея образования преобладает у девушек, а у юношей чаще преобладает тенденция на материальное благополучие и высокий заработок [5].
В связи с этим, юноши не проявляют тревогу по поводу своего бездействия, так как вероятнее всего уверенны в том, что в любой момент смогут реализовать свои планы или быть в какой-то степени материально независимыми. Но если такая тенденция преобладает, то такие молодые люди не могут транслировать в своем поведении стабильность и тем самым реалистично конструировать социальную реальность.
Таким образом, рассматривая общую прокрастинацию, зависящую от уровня мотивации, тревожности и перфекционизма, у девушек мы установили средний уровень прокрастинации (55,4%), у юношей он проявился в равных процентных долях, как на
низком, среднем, так и на высоком уровне. Т.е. процесс самоопределения активнее проявляется у девушек, и общая стабильная тенденция к реализации жизненных целей присутствует. Разноплановость в показателях у юношей может свидетельствовать о том, что излишняя самоуверенность, разносторонность интересов позволяет юношам в каких-то моментах активно действовать, а в каких-то моментах оставлять все на неопределенный срок.
Согласно исследованиям С.В. Явон (2013), современная молодежь рассчитывает на свои силы, личностные качества и способности для осуществления жизненного самоопределения [5]. Трудности и проблемы современного общества порождают у современной молодежи надежду на лучшее и воспринимаются как нормальное явление, не вызывающее негативизма.
В целом общий уровень прокрастинации у всей опрошенной молодежи проявился на среднем уровне (45%), т.е. респонденты в зависимости от степени трудности деятельности, уровня мотивации проявляют активность или прокрастинируют (Рисунок 1).
респонденты
50% 40% 30%% 20°% 10% 0%
респонденты
среднии
Рисунок 1. Уровень прокрастинации в юношеском возрасте (экспериментальные данные)
Исходя из показателей прокрастинации, необходимо рассмотреть специфику самоопределения молодых людей. В опроснике Сакса - Леви были адаптированы шкалы, характеризующие основные виды самоопределения (личностное, жизненное, социальное, профессиональное).
Самоопределение в целом мы рассматриваем как самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, профессии, социального окружения и ценностно-смысловой основы для реализации целей (М.Р. Гинзбург, Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь и т.д.). Как отмечал И.С. Кон, в юношеском возрасте созревают когнитивные и личностные предпосылки для самоопределения личности [3].
Личностное самоопределение представляет собой процесс самодетерминации (О.В. Карина, М.А. Киселева, Н Е. Шустова).
Жизненное самоопределение - это представления о смысле жизни, ценностях, которые преобладают в картине мира человека и влияют на планирование его жизненного
плана (С.В. Явон).
Социальное самоопределение - это совокупность личностных качеств, позволяющие функционировать в обществе, выполнять социальные функции и выражать интересы общности, к которой принадлежит человек (А.А. Русанова).
Профессиональное самоопределение - это поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой или выполняемой трудовой деятельности (Н. С. Пряжников).
Исходя из выделенных шкал, мы установили, что у девушек жизненное самоопределение находится на среднем уровне (60,3%), а личностное на низком уровне 71%). Юноши транслируют высокий уровень как по жизненному самоопределению (65,9%), так и по личностному (65,9%). Т.е. юноши уже имеют определенную картину мира, в которую вкладывают свой смысл, свои ценности и свои планы на жизнь, а у девушек эта картина еще не сформировалась, находится в процессе.
На наш взгляд, девушки стараются более рационально, осознанно, реалистично подойти к жизненному самоопределению, а в связи с тем, что не хватает жизненного опыта, данный процесс формирования находится на среднем уровне. У юношей преобладает максималисткий, брутальный взгляд на жизнь, и поэтому, имея высокий уровень самоопределения, они могут транслировать низкий уровень критичности усвоения жизненной реальности.
Исходя из личностного и жизненного самоопределения, социальное и профессиональное самоопределение у девушек находится на среднем уровне (74,5% и 66,3%), а у юношей на низком уровне (56,4% и 80%). Эти данные подтверждают наши размышления о том, что все-таки девушки более взвешенно, обдуманно осуществляют процесс самоопределения и ориентируются на будущее, а юноши действуют импульсивно, поверхностно и процесс самоопределения ограничен ближайшими перспективами.
Процесс самоопределения активным образом влияет на жизнестойкость личности, который зависит от смысложизненных ориентаций молодых людей. Юношеский возраст выступает благоприятным периодом для формирования своего психического здоровья, необходимого для успешной адаптации в обществе и преодоления жизненных кризисов.
Смысложизненные ориентации являются чертой личности, которые позволяют успешно адаптироваться молодым людям и эффективно справляться с дистрессом и активизируют личностный рост.
В процессе жизненного пути смысложизненные ориентации развиваются и трансформируются.
В своем исследовании мы установили, что общий уровень смысложизненных ориентаций выше у девушек, чем у юношей (р=0,001). Т.е. можно отметить, что у девушек более развиты коммуникативные навыки, самосознание, поисковая активность, осмысленность жизни, мотивация достижений и т.п.
Рассматривая отдельные показатели смысложизненных ориентаций, мы определенили, что девушки чаще ориентируются на результат, чем юноши (р=0,034). Показатель по шкале «Локус Я» и «Локус Жизнь» у девушек также выше проявляется, чем у юношей (р=0,001, р= 0,007).
Следовательно, у девушек более развита рефлексия, саморегуляция, готовность к жизненным выборам. Девушки в своем поведении чаще, чем юноши транслируют готовность преодолевать препятствия, достигать намеченных целей в трудных жизненных ситуациях, и они более стрессоустойчивы по отношению к юношам.
Таким образом, по результатам нашего исследования, в молодежной среде преобладает средний уровень прокрастинации, который позволяет молодым людям, в зависимости от их мотивации, тревожности, перфекционизма активно действовать или оставлять решения проблемы или достижения цели на неопределенный срок. При этом, более зрелую жизненную позицию транслируют девушки, они более жизнестойки, чем юноши, и их процесс самоопределения реалистичнее, чем у противоположного пола.
Сознательное стремление к определению жизненных целей, соотнесение их со своими экспектациями требует большой внутренней работы, предполагает способность самостоятельно мыслить и связано с выработкой цельного мировоззрения. В юношеский период эта работа необходима и неизбежна: вырабатывается критическое мышление, формируется мировоззрение. Поскольку приближение поры вступления в самостоятельную жизнь с особой остротой ставит перед каждым вопрос о том, к чему он пригоден, к чему у него особые склонности и способности, это заставляет серьезнее задуматься о собственной реализации и приводит к заметному развитию самосознания.
Устремленность взрослеющего человека в будущее, выражающаяся в простраивании жизненных перспектив и определении профессии, с одной стороны, и поиске смысла существования, с другой стороны, по мнению Л.И.Божович, составляет «двуплановость» личностного самоопределения [1]. Постановка и решение подобного типа задач предполагают не столько простое вхождение личности в социальную среду, сколько активный поиск и выработку наиболее оптимальных форм взаимодействия с ней.
литература
1. Божович, Е.Д. Возможности и ограничения коммуникативной компетенции подростков/ Е.Д. Божович, Е.Г. Шеина // Психологическая наука и образование. 1999. № 2. C. 64—76.
2. Золотарева, А.А. Дифференциально-психологическая диагностика перфекционизма /А.А. Золотарева // Вестник Университета (Государственный Университет Управления).2012. № 2. С. 279- 283.
3. Кон, И.С. Психология старшеклассника /И.С. Кон. М.: 1990. - 191 с.
4. Фрэнкин, Р. Мотивация поведения / Р.Фрэнкин. СПб. : Питер, 2003. - 651 с.
5. Явон, С.В. Жизненное самоопределение молодежи: монография /С.В. Явон. -М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2012. - 169 с.