Гендерные аспекты публикационной активности в карьерных стратегиях молодых ученых в сфере ИТ
Курышева Александра Юрьевна,
аспирант, Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: [email protected]
В данной работе проведен анализ тендерных стереотипов на рынке труда в сфере информационных технологий. Для анализа сложившейся ситуации автором был проведен исторический обзор привлечения женщин к работе в сфере информационных технологий, а также анализ сложившихся дискриминационных гендерных стереотипов в сфере информационных технологий в России на основе анализа ряда профессиональных журналов.
Обзор литературы посвященной исследованиям тендерного дисбаланса в ИТ показывает, что большая часть исследований посвящена вовлечению женщин в работу в ИТ. Анализ авторства публикаций в журналах подтверждает наличие значительных различий в производительности между мужчинами и женщинами.
Материалом для исследования выбраны пять профессиональных журналов в сфере информационных технологий. Журналы включены Высшей аттестационной комиссией России в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по специальности 05.13.00 Информатика, вычислительная техника и управление. Журналы имеют наибольший импакт-фактор для этой специальности. Женщины по-прежнему недопредставлены с точки зрения их вклада в результаты исследований и научного воздействия практически во всех дисциплинах, причем в таких популярных в России направлениях исследований, как информационные технологии, разрыв наибольший.
Ключевые слова: гендерная дискриминация, гендерные стереотипы, профессиональная сегрегация, занятость в сфере ИТ, рынок труда.
В наше время ИТ становятся единым "универсальным золотым стандартом", который измеряет уровень развития, могущество и богатства государства. Например, в США есть два основных показателя экономики: общий индекс Доу-Джонса и индекс NASDEQ, в котором регистрируются только компании, занимающиеся информационными технологиями.
Миф о выдающихся способностях русских программистов популярен во всем мире. Россия выиграла ежегодный конкурс программирования среди университетов мира Международная студенческая олимпиада по программированию ACM International Collegiate Programming Contest 14 раз, с 2012 года Россия выигрывает 8 раз подряд. А 11 раз побеждали команды из Санкт-Петербурга (СПБГУ и ИТМО).
Информатика и информационные технологии еще довольно новая область исследования. Уже в течение некоторого времени проходит дискуссия о нехватки работников в сфере ИТ, но до сих пор не найдено решение этой проблемы. Одним из возможных решений эксперты видят увеличение государственного финансирования высшего образования в области ИТ. Но чаще всего та поддержка, которую можно ожидать от государства, заключается в повышении доступности Интернета и возможности совершенствовать знания английского языка для молодых людей. Но и со стороны индустрии можно воздействовать на эту проблему.
Скорость, с которой в настоящее время разрабатываются информационно- коммуникационные технологии, усложняет формирование образовательных стандартов и программ. Государство пока, особенно в такой стране как Россия, не в состоянии адекватно определять и поддерживать нужное направление, необходимое для стимулирования ИТ-программ. В России ИТ-индустрия демонстрирует значительный рост, вместе с этим растет потребность в квалифицированных специалистах.
Один из решений этой проблемы может быть привлечение женщин к работе в сфере информационных технологий. Сейчас женщины представлены в этой сфере в маленьком соотношении.
По данным Computing Research Assosiation, в середине 1980-х в мире доля женщин, работающих в сфере ИТ, достигла пика в 38%, и с тех пор только сокращается. В 1984 году в мире 37,1% дипломов по ИТ были выданы женщинам, в 19891990 этот показатель составил 29,9%, а сейчас он опустился до 12%.
сз о
о Л о
о сз о в
Например, в Канаде только 25% сотрудников в сфере компьютерных наук и математики с в конце 1990-х оставляю женщины (Wang & Degol, 2016) По данным HeadHunter, 83% актуальных резюме в ИТ-сфере на сайте создано мужчинами, а 17% женщинами. В то же время, гендерные требования к кандидатам предъявляет лишь 3-5% ИТ-работодателей, и, что интересно, это совсем не обязательно желание видеть на данной должности мужчину.
Вопросом участия гендерного дисбаланса в ИТ занимались многие исследователи. Важным вопросом остается именно то, как женщины используют новые технологии, а не доступ к ним. При этом женщины обычно имеют меньше доступа к компьютерам, например из дома и реже имеют интернет, в случае наличия компьютера. Но это различие не такое большое, большинство исследований посвящено именно вопросам вовлечения женщин для работы в ИТ.
Одним из барьеров привлечения женщин в сферу информационных технологий исследователи видят отношения женщин к и компьютеру. Многие и ученые определили, что женщины видят компьютерные курсы сложными и интересными, но более подходящими для мужчин (Vinokurova, 2015). Кроме того, согласно исследованиям (Anderson, Lankshear, Timms & Courtney, 2008) многие женщины объясняют отсутствие у себя интереса к компьютерным технологиям тем, что им больше интересно работать с людьми. А карьеры, связанные с компьютерами, воспринимаются как возможные для geeky мужчин (Anderson, Lankshear, Timms & Courtney, 2008). Еще одним фактором уменьшающим вероятность участия женщин в ИТ рынке является отсутствие успешных примеров таких карьер (Smyth, 2010). Мужчины чаще более позитивно относятся к работе с компьютерами, это различие сильно проявляется в старших классах школы (Filsell, Barnes, 2001; Smyth, 2010).
Это приводит к тому, что женщины чувствуют себя недостаточно комфортно при работе с компьютером. Например исследование канадских школьников (Looker & Thiessen, 2003) вывело, что девочки склонные недооценивать свои успехи в математике, даже когда они посещают углубленные занятия и получают оценки, сравнимые со своими сверстниками мальчиками, или даже лучшие. Это можно объяснить следствием "ген-дерной скромности", когда мужчины переоценивают, а женщины недооценивают свои способности в сфере, которая сложилась как традиционно мужская. По этим же причинам девочкам, например свойственно преувеличивают свои навыки в сфере языков, так как эта сфера уже традиционно более женская. Таким образом становится понятным, что важно использовать какие-то из-е меряемые понятия для оценки способностей в ИТ, е а не просто остановится на исследовании. g Что касается специфики России. В советский S период женщины были более зависимы от госу-SB дарства, чем мужчины. Исторически сложилось,
что в СССР были самые высокие в мире показатели участия женщин на рынке труда: 9 из 10 женщин репродуктивного возраста работали. Такое активное включение женщин начало происходить в начале 1930-х годов, с началом индустриализации, и к 1980-х годам больше женщин чем мужчин имели высшее образование. Их количество в сфере науки и технологии было тоже очень значительно и, возможно, выше, чем в любой другой стране: по некоторым оценкам, в этих областях доля женщин составляла примерно 40%.
В связи с тем, что женщины были включены в работу, происходила падение рождаемости, и для компенсации этого явления была разработана расширенная система социальной политики для поддержки материнства. Она включала оплачиваемый отпуск для родителя (например, частично оплачиваемый отпуск на три года по уходу за новорожденным, или полностью оплачиваемый отпуск для родителя больного ребенка, отпуск мог получить любой член семьи, но, как правило, брался именно матерями, такой отпуск включался в рабочий стаж при расчете пенсии), развитую систему детских садов и бесплатное здравоохранение. Советский гендерный контракт в основном предполагал закрепление отношений между работником и государством (Temkina & Rotkirch, 1997), при этом не было особенных противоречий с традиционным убеждением о том, что семейные обязанности в основном лежат на женщинах, а не на мужчинах. Условия для родителей были особенно хорошими у более состоятельных работодателей, например в армии, науке и промышленном комплексе.
Такие организации предоставляли своим работникам турпакеты, санатории, детские лагеря, детские сады, спортивные сооружения и т.д. Тысячи женщин работали в качестве исследователей и инженеров, особенно программистов. В то время как мужчины более активно участвовали в развитии аппаратного обеспечения, которое считалось именно мужским занятием, программирование же рассматривалось как менее престижное направление, оставляемое женщинам.
Радикальные постсоветские экономические и социальные реформы, проводились с учетом рекомендаций таких сторонников неолиберальной экономики как Всемирный банк и Международный валютный фонд, поэтому они также предполагали частичное сокращение системы социальных услуг. Сперлинг (Sperling, 2008) пишет, что при получении западных кредитов, предприятия должны были сокращать свои социальные преимущества, поскольку они считались экономически неэффективными. Сотрудники, которые в силу семейных обстоятельств зависели от пособий и отпусков, массово увольнялись по разными предлогами.
В посткоммунистическом неолиберальном дискурсе социальные вопросы перешли в зону личной, а не общественной ответственность, и практически полностью переходили в ведомство женщин. В связи с изменением в социальной поли-
тике, практики заботы, без которых невозможно функционирование ни одной экономической или социальной системы (Purkayastha, 2004), были переведены из зоны ответственности государства в частную сферу.
Иногда домашние дела выполняются наемными работниками, но в большинстве семей ими занимаются женщины (Temkina & Rotkirch, 1997).
В связи с экономическими трудностями переходного периода, развитие аппаратного обеспечения замедлилось, так как они требуют больших инвестиций. В то же время программирование стало хорошо оплачиваемой сферой, оно превратилось в престижное и в преимущественно мужское занятием. Структурных и культурные изменения происходящие в данный момент (Ahuja, 2002) уменьшают шансы женщин на то чтобы получить позиции в ИТ сфере. Женщины постепенно исключались из рынка работников в сфере ИТ, так как в государственном секторе эти вакансии больше не предлагались, а частные компании не предлагали никакой социальной защиты, так необходимой для женщин. Вновь создаваемые ИТ-компании неохотно принимали на работу женщин, так как работа в таких организациях предполагала очень высокую занятость и отсутствие какой-либо социальной поддержки.
Сейчас ситуация меняется и уже все большее количество женщин поступает на работу в ИТ компании, именно эта сфера сейчас обеспечивает одну из самых лучших систем социальной защиты. Фирмы предлагают работу в очень удобных офисах, питание на работе, детские сады и так далее. Эта сфера становится очень привлекательной и для женщин.
Гендерному неравенству в научных исследованиях посвящен ряд работ. В одном из исследований (Paul-Hus et al., 2014) описывается эволюция места женщин в российской науке с 1973 по 2012 год с точки зрения опубликованных результатов исследований. Результаты показывают, что гендерное равенство в публикациях не достигнуто. При этом мужчины и женщины демонстрируют разные модели сотрудничества на национальном и международном уровнях, женщины играют важную роль на национальной арене, а мужчины -на международной.
В шведском исследовании (Hakanson, 2005) 1980-2000 годов автор проводил анализ гендер-ного состава авторов трех научных журналов, посвященных информационным технологиям в библиотечном деле. По результатам исследования доля женщин, внесших вклад в эти журналы за исследуемый период увеличилась. Тем не менее, результаты количественного анализа цитирования показывают значительные различия, касающиеся практики цитирования авторов женщин и мужчин.
Еще в одном подобном исследовании (Peñas & Willett, 2006) представлен анализ публикаций и цитирований 57 мужчин и 48 женщин ученых, работающих на пяти факультетах библиотечного дела и информатики. После учета различий в тематике
и различии в количестве ученых, выяснилось, что ученые-мужчины публикуют в среднем значительно больше работ, чем женщины, а значительного различия в количестве ссылок на опубликованные статьи не обнаружено.
Целью исследования являлся анализ сложившихся дискриминационных гендерных стереотипов в сфере информационных технологии в России на основе анализа ряда профессиональных журналов.
Материалом для исследования выбраны пять профессиональных журналов в сфере информационных технологии. Журналы включены Выс-шеи аттестационнои комиссиеи России в список издании, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертации на соискание ученоИ степени кандидата и доктора наук по специальности 05.13.00 Информатика, вычислительная техника и управление. Журналы имеют наибольший импакт-фактор для этоИ специальности.
В ходе исследования было пересмотрено 54 выпуска изданий за 2018-2019 годы: International Journal of Open Information Technologies (24 выпуска), Математическое моделирование и численные методы (7 выпусков), Вопросы кибербезо-пасности (10 выпусков), Прикаспийский Журнал. Управление и высокие технологии (8 выпусков), Искусственный интеллект и принятие решений (8 выпусков).
Издания посвящены проблемам, связанным с внедрением новых информационных технологий, публикуют материалы, связанные с различными аспектами информационных технологий.
Автором был проведен сравнительный анализ авторов статей, опубликованных в журналах. В ходе исследования не учитывались регулярные колонки разделы редакторов, обзоры, краткие сообщения и т.п. Каждый автор статьи был учтен. Пол авторов был установлен непосредственно в соответствующем номере издания, которое содержит информацию об авторах, а при отсутствии информации - на веб-сайтах авторов, других интернет-сайтах.
Как свидетельствуют результаты проведенного нами контент-анализа, мужчины публиковались во всех пяти журналах гораздо чаще, чем женщины. Авторы мужчины составили 83%, а авторы женщины - 17% (Таблица 1). Больше всего женщин публикуется в журнале Искусственный интеллект и принятие решений (21%), меньше всего авторов-женщин в журнале Вопросы кибербезо-пасности (13%).
Большая часть статей журнала написана несколькими авторами. Отдельно рассмотрим те статьи, у которых один автор. Среди их авторов также преобладают мужчины, причем в этом случае разница между полами еще больше. Авторы мужчины составили 86%, а авторы женщины - 14% (Таблица 2). Больше всего женщин публикуют статьи с одним автором в журнале Математическое моделирование и численные мето-
сэ о
о Л о
о сз о в
ды (22%), в журнале Вопросы кибербезопасности за два года только одна женщина опубликовала статью без соавторов (11%).
Таблица 1. Пол авторов в журналах International Journal of Open Information Technologies, Математическое моделирование и численные методы, Вопросы кибербезопасности, Прикаспийский Журнал. Управление и высокие технологии, Искусственный интеллект и принятие решений (2018-2019)
Журналы Всего авторы Авторы мужчины Ста-тьи% Авторы женщины Ста-тьи%
International Journal of Open Information Technologies 684 569 83% 115 17%
Математическое моделирование и численные методы 103 87 84% 16 16%
Вопросы ки-бербезопас-ности 288 252 88% 36 13%
Прикаспийский Журнал. Управление и высокие технологии 312 255 82% 57 18%
Искусственный интеллект и принятие решений 176 139 79% 37 21%
Всего 1563 1302 83% 261 17%
Таблица 2. Пол авторов статей с одним автором журналах International Journal of Open Information Technologies, Математическое моделирование и численные методы, Вопросы кибербезопасности, Прикаспийский Журнал. Управление и высокие технологии, Искусственный интеллект и принятие решений (2018-2019)
Журналы Всего авторы Авторы мужчины Ста-тьи% Авторы женщины Ста-тьи%
International Journal of Open Information Technologies 65 55 85% 10 15%
Математическое моделирование и численные методы 9 7 78% 2 22%
Вопросы кибербез-опасности 18 17 94% 1 6%
Прикаспийский Журнал. Управление и высокие технологии 22 18 82% 4 18%
Искусственный интеллект и принятие решений 19 17 89% 2 11%
Всего 133 114 86% 19 14%
Таким образом, исследуемые издания, являясь как техническими, так и теоретическими, иллюстрируют ярко выраженное гендерное неравенство.
Женщины по-прежнему недопредставлены с точки зрения их вклада в результаты исследований и научного воздействия практически во всех дисциплинах, причем в таких популярных в России направлениях исследований, как информационные технологии, разрыв наибольший.
Хотя после распада СССР влияние женской научной деятельности значительно возрастает, разрыв между полами остается стабильным для большинства дисциплин. В результате это увеличение не может быть истолковано как улучшение относительного влияния женщин в российской науке, а скорее как улучшение влияния российской науки в целом.
Литература
1. Ahuja, M. (2002). Women in the information technology profession: a literature review, synthesis and research agenda. European Journal Of Information Systems, 11(1), 20-34. doi: 10.1057/pal-grave.ejis.3000417
2. Anderson, N., Lankshear, C., Timms, C., & Courtney, L. (2008). 'Because it's boring, irrelevant and I don't like computers': Why high school girls avoid professionally-oriented ICT subjects. Computers & Education, 50(4), 1304-1318. doi: 10.1016/j. compedu.2006.12.003
3. Filsell, J. and Barnes, A. (2002). Researching Pedagogy and Teaching Methodologies ^т Transform Student Learning in South Australian Classrooms. In Proc. WCCE2001 Australian Topics: Selected Papers from the Seventh World Conference on Computers in Education, Copenhagen, Denmark. CRPIT, 8. McDougall, A., Murnane, J. and Chambers, D., Eds. ACS. 23-30.
4. Hâkanson, M. (2005). The Impact of Gender on Citations: An Analysis of College & Research Libraries, Journal of Academic Librarianship, and Library Quarterly. College & Research Libraries, 66(4), 312-323. doi: https://doi.org/10.5860/crl.66A312
5. Looker, E., & Thiessen, V. (2003). Beyond the Digital Divide in Canadian Schools. Social Science Computer Review, 21(4), 475-490. doi: 10.1177/0894439303256536
6. Paul-Hus, A., Bouvier, R., Ni, C., Sugimoto, C., Pislyakov, V., & Larivière, V. (2014). Forty years of gender disparities in Russian science: a historical bibliometric analysis. Scientometrics, 102(2), 1541-1553. doi: 10.1007/s11192-014-1386-4
7. Peñas, C., & Willett, P. (2006). Brief communication: Gender differences in publication and citation counts in librarianship and information science research. Journal Of Information Science, 32(5), 480-485. doi: 10.1177/0165551506066058
8. Purkayastha, D. (2004). Careful Economics: Integrating Caring Activities and Economic Science. Journal Of Economic Issues, 38(4), 1106-1108. doi: 10.1080/00213624.2004.11506772
9. Smyth, R. (2010). Equity and information communication technology in education - By Neil Anderson. British Journal Of Educational Technology, 41(3), E58-E58. doi: 10.1111/j.1467-8535.2010.01080_1.x
10. Sperling, V. (2008). Empowering Women in Russia: Activism, Aid, and NGOsby Julie Hemment. Political Science Quarterly, 123(3), 538-539. doi: 10.1002/j.1538-165x.2008.tb01797.x
11. Temkina, A., & Rotkirch, A. (1997). Soviet gender contracts and their shifts in contemporary Russia. Idantutkimus, 2, 6-24
12. Trauth, E. (2006). Encyclopedia of gender and information technology. Hershey, Pa: Idea Group Reference. // IT Outsourcing to the Post-Soviet Region and Gender
13. Venkatesh, V., & Davis, F. (2000). A Theoretical Extension of the Technology Acceptance Model: Four Longitudinal Field Studies. Management Science, 46(2), 186-204. doi: 10.1287/mn-sc.46.2.186.11926
14. Vinokurova, N. (2015). Sustainable entrepreneur-ship and women in science and education: gender equality, gender inequality. Entrepreneurship And Sustainability Issues, 2(4), 220-232. doi: 10.9770/ jesi.2015.2.4(5)
GENDER ASPECTS OF PUBLISHING ACTIVITY IN CAREER STRATEGIES OF YOUNG IT SCIENTISTS
Kurysheva A. Yu.
North-West Institute of Management, branch of RANEPA
This paper analyzes gender stereotypes in the labor market in the field of information technology. To analyze the current situation, the author conducted a historical review of attracting women to work in the field of information technology, as well as an analysis of the existing discriminatory gender stereotypes in the field of information technology in Russia based on an analysis of a number of professional magazines.
A review of the literature on gender imbalance research in IT shows that most of the research focuses on the involvement of women in IT. An analysis of the authorship of magazine publications confirms that there are significant differences in productivity between men and women.
Five professional journals in the field of information technology were selected as material for research. The journals are included by the Higher Attestation Commission of Russia in the list of publications recommended for publication of the main scientific results of a dissertation for the degree of candidate and doctor of sciences in the specialty 05.13.00 Informatics, computer engineering and management. Magazines have the largest impact factor for this specialty. Women are still underrepresented in terms of their contribution to research results and scientific impact in almost all disciplines, and
the gap is largest in such popular research areas as information
technology.
Keywords: gender discrimination, gender stereotypes, occupational segregation, employment in the IT sector, labor market.
References
1. Ahuja, M. (2002). Women in the information technology profession: a literature review, synthesis and research agenda. European Journal Of Information Systems, 11(1), 20-34. doi: 10.1057/palgrave.ejis.3000417
2. Anderson, N., Lankshear, C., Timms, C., & Courtney, L. (2008). 'Because it's boring, irrelevant and I don't like computers': Why high school girls avoid professionally-oriented ICT subjects. Computers & Education, 50(4), 1304-1318. doi: 10.1016/j. compedu.2006.12.003
3. Filsell, J. and Barnes, A. (2002). Researching Pedagogy and Teaching Methodologies thaT Transform Student Learning in South Australian Classrooms. In Proc. WCCE2001 Australian Topics: Selected Papers from the Seventh World Conference on Computers in Education, Copenhagen, Denmark. CRPIT, 8. McDougall, A., Murnane, J. and Chambers, D., Eds. ACS. 2330.
4. Hàkanson, M. (2005). The Impact of Gender on Citations: An Analysis of College & Research Libraries, Journal of Academic Librarianship, and Library Quarterly. College & Research Libraries, 66(4), 312-323. doi: https://doi.org/10.5860/crl.66A312
5. Looker, E., & Thiessen, V. (2003). Beyond the Digital Divide in Canadian Schools. Social Science Computer Review, 21(4), 475-490. doi: 10.1177/0894439303256536
6. Paul-Hus, A., Bouvier, R., Ni, C., Sugimoto, C., Pislyakov, V., & Larivière, V. (2014). Forty years of gender disparities in Russian science: a historical bibliometric analysis. Scientometrics, 102(2), 1541-1553. doi: 10.1007/s11192-014-1386-4
7. Peñas, C., & Willett, P. (2006). Brief communication: Gender differences in publication and citation counts in librarianship and information science research. Journal Of Information Science, 32(5), 480-485. doi: 10.1177/0165551506066058
8. Purkayastha, D. (2004). Careful Economics: Integrating Caring Activities and Economic Science. Journal Of Economic Issues, 38(4), 1106-1108. doi: 10.1080/00213624.2004.11506772
9. Smyth, R. (2010). Equity and information communication technology in education - By Neil Anderson. British Journal Of Educational Technology, 41(3), E58-E58. doi: 10.1111/j.1467-8535.2010.01080_1.x
10. Sperling, V. (2008). Empowering Women in Russia: Activism, Aid, and NGOsby Julie Hemment. Political Science Quarterly, 123(3), 538-539. doi: 10.1002/j.1538-165x.2008.tb01797.x
11. Temkina, A., & Rotkirch, A. (1997). Soviet gender contracts and their shifts in contemporary Russia. Idantutkimus, 2, 6-24
12. Trauth, E. (2006). Encyclopedia of gender and information technology. Hershey, Pa: Idea Group Reference. // IT Outsourcing to the Post-Soviet Region and Gender
13. Venkatesh, V., & Davis, F. (2000). A Theoretical Extension of the Technology Acceptance Model: Four Longitudinal Field Studies. Management Science, 46(2), 186-204. doi: 10.1287/ mnsc.46.2.186.11926
14. Vinokurova, N. (2015). Sustainable entrepreneurship and women in science and education: gender equality, gender inequality. Entrepreneurship And Sustainability Issues, 2(4), 220-232. doi: 10.9770/jesi.2015.2.4(5)
C3
o
o o
o
C3
o ©