УДК 159.99
ПСИХОЛОГИЯ
ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ
© 2014 Е.С.Гусева
Самарский государственный университет
Статья поступила в редакцию 29.04.2014
Статья посвящена проблеме взаимосвязи религиозности и психологическихособенностей личности, содержит результаты исследования, позволяющие описать специфику мужской и женской религиозности.
Ключевые слова: религиозность, индивидуальная религиозность, гендерные особенности, личностные качества, возрастные особенности.
Не смотря на то, что религиозность сегодня находится в сфереактивного интереса социальных наук, до сих пор ни в одной из них нет единого определенияэтого феномена. Психологи, с одной стороны, исследуют религиозность как социально-психологическую (групповую) характеристику, с другой - как характеристику индивидуального сознания (личная или индивидуальная религиозность). Поскольку групповая религиозность во многом связана с религией как социальным институтом, именно индивидуальная религиозность, на наш взгляд, прежде всего, попадает в фокус непосредственно психологической проблемы. Психологическое раскрытие понятия «индивидуальная религиозность» невозможно вне рассмотрения ее в связи с индивидуальными особенностями личности.
На сегодняшний день уже существуют научные данные о взаимосвязи личностных качеств и религиозности. Так, в исследовании И.Ф.Мягкова, Ю.В.Щербатых и М.С.Кравцовой выявлено, что нет корреляции между общим уровнем религиозности личности и отдельными факторами по опроснику Р.Б.Кеттелла - 16-FPQ-187-A. Вместе с тем, этими авторами была выявлена относительная корреляция между степенью религиозности и уровнем фрустрации личности.1 Результаты эмпирического исследования Н.В.Груздева и Д.Л.Спи-вака указывают на склонность религиозных респондентов в экстремальной ситуации осуществлять переход в измененное состояние сознание (ИСС)2. Возможно, именно такой склонностью можно объяснить относительное снижение фрустрации у лиц
Гусева Евгения Сергеевна, ассистент кафедры социальной психологии. E-mail: guseva-es@mail. ru
1 Мягков И.Ф., Щербатых Ю.В., Кравцова М.С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности// Психологический журнал. - 1996. - Т. 17. -№6. С.120 - 122.
2 Груздев Н.В., Спивак Д.Л. Религиозно-психологические
ориентации современных россиян и американцев: новые данные // Точки/Puncta. - 2004. - Т. 4. - №3—4. - С.
274 — 284.
с высоким уровнем общей религиозности. Однако наше пилотное исследование, проведенное на базе Самарского государственного университета (n=30), показало, что нет взаимосвязи между внутренней религиозностьюи личностной тревожностью по Ч.Спилбергеру. Под религиозностью в данном случае понималось убеждение в существовании Бога и эмоциональное переживание связи с Богом, чему отвечала выбранная нами методика Дж. Касса «Уровень базовых духовных переживаний». Еще больше противоречий вносят данные исследования Л.Н.Грошевой, в котором было установлено, что православные христиане и мусульмане в большей степени подвержены таким социальным страхам, как страхи подавления, неудач, поражений и страхи самостоятельности3. В.Г.Кирсанова эмпирическим путем показала отсутствие психологических особенностей, измеренных при помощи личностного опросника Кеттелла - 16-FPQ-187-A, у членов нетрадиционных для России религиозных организаций: МОСК (Московское общество сознания Кришны), «Свидетели Иеговы», «Церковь Сайентологии». Опросник MMPI показал, что лица с психическими заболеваниями с одинаковой частотой встречаются в нетрадиционной религиозной и светской среде. Кирсановой выявлены особенности ценностно-смыс-ловой сферы членов нетрадиционных религиозных культов, которые заключались в сочетании возвышенных ценностей с примитивными способами их достижения4.
Таким образом, можно говорить о том, что общие показатели уровня религиозности почти не связаны с характерологическими особенностями личности. Однако существуют исследования, показывающие взаимосвязь некоторых характерологических особенностей с формами и типами рели-
3 Грошева Л.Н. Социальные страхи и их преодоление у верующих и атеистов: Автореф. Дисс. ...канд. психол. н. - М.: 2004.
4 Кирсанова В.Г. Психологические особенности членов нетрадиционных религиозных организаций: Дисс.канд. психол. н. - М.: 2005. - С 80 - 84.
гиозности. Например, внутренняя религиозность (по Г.Олпорту)5 положительно связана с внутренним локусом контроля, альтруизмом и эмпатией. Внешняя же религиозность (религиозность как средство), наоборот, с внешним локусом контроля, депрессией и, в большей степени, чем внутренняя, связана со страхом смерти. Обнаружилась умеренная положительная связь внутренней религиозности сошкалой лжи, что по некоторым предположениям свидетельствует о стремлении лиц с внутренней религиозной ориентациейк социальному одобрению6. И.Ф.Мягкову, Ю.В.Щербатых и М.С.Кравцовой удалось обнаружить взаимосвязь некоторых факторов личности по методике Кет-телла с отдельными составляющими (шкалами) общей религиозности, которые были выделены Ю.В.Щербатых в процессе создания теста для определения структуры индивидуальной религиозности. Выяснилось, что конформные субъекты склонны искать в религии поддержку и утешение. Субъекты, умеющие владеть собой, видимо, проецируют эту свою особенность на религиозные представления и видят в Боге прежде всего творца, созидателя и контролера. Шкала «потребность в религии» положительнокоррелирует со значимостью социальныхнорм и отрицательно коррелирует с уровнем фрустрации. Как моральную систему религию, прежде всего, рассматривают расчетливые субъекты, а также субъекты с высоким уровнем гипотимии (кающиеся) и дисциплинированности. Интересно, что вера в магию связана с конформностью, а также с пониженным уровнем фру-стрированности7.
Есть исследованиярелигиозности с учетом психологических особенностей в разные возрастные периоды. Так, Н.Усовой и А.Кашаповой выявлено, что у представителей среднего возраста (от 30 до 40 лет) в отличие от респондентов более юного возраста (до 18 лет) сильнее выражена вера в Бога и его могущество, в большей степени выражен морально-нравственный религиозный компонент, внешняя религиозная активность (ритуалы) и религиозная самоидентификация. В целом по уровню общей религиозности средний возраст опережает юношеский. По всем этим показателям пожилой возраст (старше 60 лет) находится где-то посередине: между зрелым и юношеским. Н.Усова и А.Кашапова связывают это в том числе и с разной степенью включенности личности в тот или
иной возрастной период в социальные процессы8. Таким образом, качественные показатели религиозности намного больше связаны с характерологическими особенностями личности, чем количественные.
В нашем исследовании мы задались целью проследить взаимосвязь индивидуальной религиозности с гендерно обусловленными психологическими особенностями. Также мы предположили, исходя из некоторых различий в проживании мужчиной и женщиной разных возрастных периодов, что внутри каждого возраста существует своя специфика женской и мужской религиозности. Выборку составила группа мужчин и женщин разного возраста: от 17 до 85 лет, численностью в 305 человек. В методы исследования вошли: тест для определения структуры индивидуальной религиозности Ю.В.Щербатых и тест «Инспирит» Дж.Касса, выявляющий уровень базовых духовных переживаний. Значимость полученных результатов проверялась при помощи статистического пакета данных SPSS с использованием непараметрического U-критерия Манна-Уитни, коэффициента ранговой корреляции Спирмена, критерия Хи-квадрат Пирсона и F-критерия Фишера. В ходе исследования обнаружилось, что в целом у женщин уровень выраженности базовых духовных переживаний (по тесту «Инспирит») статистически значимо выше, чем у мужчин (p = 0.021 < 0.05). Это означает, что для женщин в большей степени, чем для мужчин характерно убеждение в существовании Бога, а также ощущение связи с ним. Согласно ключу методики, выраженные духовные переживания наблюдаются у 70 % женщин и только у 30 % мужчин. Выявлено, что в каждом возрасте уровень базовых духовных переживаний выше у женщин, чем у мужчин, однако, статистической значимости эти различия достигают лишь в период ранней взрослости: от 20 до 40 лет (p =0.037 < 0.05) В данный возрастной период наблюдается максимальный расцвет физических сил человека, а также максимальная включененность личности в процесс социализации. В связи с этим логично предположить, что на этой стадии происходит максимальное освоение гендерных ролей, дающее наиболее выраженные психологические различия, связанные с социальными представ-лениями о том каким должен быть мужчина и какой должна быть женщина.
5 Титов Р.С. Концепция индивидуальной религиозности Г.Олпорта: понятие религиозных ориентаций // Культурно-историческая психология. - 2013. - №№ 1. - С 2 - 12.
6 Титов Р. С. Концепция индивидуальной религиозности.....- С. 2 - 12
7 Мягков И.Ф., Щербатых Ю.В., Кравцова М.С.
Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности.....- С.120 - 122.
8 Усова Н.В., Кашапова А.Ф. Возрастные особенности персональной религиозности и усвоение норм религии в процессе социализации // Психология, социология и педагогика. - Август 2013. - № 8 [Электронный ресурс] URL: http://psychology.snauka.ru/2013 / 08 /2376 (Дата обращения: 19.02.2014).
Психология
80 70 60 | 50
I 4°
30 20 10 0
невыраженный выраженный Уровень духовных переживаний
174 мужской
■ мужской Вменении
Рис 1. Уровень выраженности базовых духовных переживаний у мужчин и женщин
Н> » » 12S М 7 1» J р подростки средняя взрослость
ршюп ШрОСЯОСЛ IJOJUHIW »зросдость
возрастная группа
Рис 2. Возрастные различия в выраженности базовых духовных переживаний у мужчин и женщин
N = 174 131
мужской женский
Рис 3. Показатели общей религиозности по тесту Ю.В.Щербатых
11
1 Т1!!
j р
елигия как филосо'
философ.
I I Вера в м^аги^о
I I Религия как утетттение
"Внетттн яя религиозн. ^Зера в паранауку ^Зера в творца Религиозная потребн.
Религия как образец
Рис 4. Показатели шкал религиозности по тесту Ю.В.Щербатых
7
80
60
40
20
8
Точно такие же значимые различия были получены в показателях общей религиозности по тесту Ю.В.Щербатых: р = 0.013<0.05 (вся выборка) ир=0.007< 0.05(период ранней взрослости). Проанализировав содержательную сторону религиозности, представленную различными видами шкал методики Ю.В.Щербатых, мы получили следующие результаты. В целом, вера в магию (р = 0.007<0.05) и интерес к паранауке (р = 0.001<0.05) в большей степени характерны для женщин, чем для мужчин. Также женщины опережают мужчин по показателям внешней религи-
озности (p = 0.004< 0.05) и религиозной потреб-ности(р=0.035< 0.05).
Магию часто рассматривают как предшественницу религии, своего рода прарелигию. Паранаука в большей степени основывается на вере, чем на знании, поэтому также может считаться своеобразной формой религии. В ходе факторного анализа Н.В.Груздев и Д.Л.Спивак объединили шкалы «вера в магию» и «интерес к паранауке» в фактор нетрадиционной религиозной ориентации типа «New Age» (Новый век)9. Таким образом, женщины в большей степени склонны проявлять интерес
к оккультизму и таинственным явлениям, чем мужчины. Большинство различий в женской и мужской религиозности снова выпадает на зону ранней взрослости (20 - 40 лет). Религиозная потребность ^ = 0.004<0.05), вера в магию ^=0.014<0.05) и внешняя религиозность ^=0.031<0.05) у женщин этого возраста выше, чем у мужчин. Однако нам удалось обнаружить некоторую гендерную специфику и в подростковый период, и в период средней взрослости. Так, девушки подростки в большей степени чем юноши интересуются паранаукой (p=0.017<0.05). Могут ли быть связаны эти различия с большей познавательной активностью девушек-под-ростков - требует проверки. В период средней взрослости (от 40 до 60 лет) специфической чертой мужской религиозности является философская доминанта в восприятии религиозных верований ^=0.044<0.05). Интересно, что проведенный нами корреляционный анализпока-зал, что в этом возрасте только у мужчин философское осмысление религии значимо связано с религиозной потребностью (ге = 0,841; p = 0.000< 0.05) и силой базовых духовных переживаний (ге = 0,517; p = 0.000 < 0.05). Корреляционный анализ также показал, что и у мужчин, и у женщин возраст положительно связан с философским осмыслением религии и стремлением видеть в ней поддержку и утешение. Однако только у женщин с возрастом наблюдается увеличение религиозной потребности (ге = 0.247; p = 0.000<0.05) и уровня базовых духовных переживаний (ге=0.305^ =0.005<0.05).
Подводя итоги, нужно отметить, что степень религиозности почти не связана с характерологическими особенностями личности. Однако черты характера находят свое выражение в содержатель-
ных характеристиках религиозности, например, в том, является ли в восприятии личности религия философской концепцией или мистической практикой. Кроме этого, как показало наше эмпирическое исследование, и качественные, и количественные характеристики религиозности оказались значимо связанными с гендерными особенностями. Так, женщинам свойственна наиболее выраженная религиозная потребность и глубина духовных переживаний, которая только увеличивается с возрастом (чего нельзя сказать о соответствующих показателях у мужчин), но особого пика достигает в период ранней взрослости (20 - 40 лет). Если мужская религиозность, это религиозность, в основном, традиционная, то женская религиозность - в основном, нетрадиционная, соответствующая оккультным направлениям типа «NewAge» (Новый век). Уже в подростково-юношеском возрасте девочки проявляют большую склонность, чем мальчики, к так называемой, паранауке - таинственным и загадочным явлениям. Женщины в большей степени, чем мужчины акцентированы на внешней стороне религиозности: обрядах, ритуалах, религиозной атрибутике. Особый интерес представляет мужское философское осмысление религии периода средней взрослости (от 40 до 60 лет). Именно на этом жизненном этапев сознании мужчины доминирует отношение к религии как к философской концепции, находящееся в неразрывной связи с глубиной духовных переживаний. Таким образом, опираясь на полученные различия, можно говорить о существовании специфической женской и мужской религиозности.
9Груздев Н.В., Спивак Д.Л. Религиозно-психологические ориентации современных .... - С. 274 — 284.
GENDER ASPECTS OF INDIVIDUAL RELIGIOSITY
© 2014 E.S.Guseva Samara State University
The article is devoted to the problem of correlation between religiosity and psychological characteristics of a personality, it contains the results of research which allows to describe the specificity of male and female religiosity. Key words: religiosity, individual religiosity, gender peculiarities, personality traits, age peculiarities.
Evgeniya Sergeevna Guseva, Assistant professor of Department of social psychology. E-mail: guseva-es@mail. ru