ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА ТЕКСТОПОРОЖДЕНИЯ С ПОЗИЦИИ КАТЕГОРИЙ «ДИСКРЕТНОСТЬ» И «КОНТИНУАЛЬНОСТЬ»
О.В. Торопчина
Ключевые слова: гендер, пол, язык, функциональная асимметрия мозга, дискретность, континуальность.
Keywords: gender, sex, language, functional asymmetry of a brain,
discreteness, continuity.
Дискретность (прерывность) и континуальность (непрерывность) являются абстрактными категориями, в рамках которых могут быть описаны свойства самых различных объектов в разных областях науки.
Философский словарь дает следующее определение данным категориям: «прерывность и непрерывность - существенные характеристики, отражающие противоположные, но взаимосвязанные свойства материальных объектов» [Философский словарь, 1991, с. 361]. Дискретные состояния характеризуются прерывностью, которая выражается в виде отдельных устойчивых элементов систем. Непрерывность находит себя в целостности систем, которая обладает бесконечностью связей дискретных элементов, и постепенном, плавном переходе из одного в другой. Согласно положениям диалектического материализма, прерывность и непрерывность могут не только противопоставляться друг другу, но и находиться во взаимосвязи и единстве.
Разработки идеи дискретности и континуальности в их соотношении с антиномией языка и мышления представлены в работах общетеоретического плана. В ряде исследований подчеркивается мысль о том, что мышление континуально (непрерывно) [Налимов, 1978, с. 287; Лосев, 1998, с. 146], в то время как язык является средством дискретизации континуального мышления [Налимов, 1978, с. 288; Звегинцев, 1982, с. 78]. В.В. Налимов считает, что язык - это дискретный способ передачи информации, с которым тесно связано континуальное мышление человека.
В.А. Звегинцев отмечает, что до момента вербализации язык бездействен, но начинает принимать активное участие на этапе вычленения концепта из континуума действительности, и восприятию предста-
ет уже не бесформенный, лишенный границ эпизод, а некоторая структура, организованная по определенным правилам, существующим в языке [Звегинцев, 1982, с. 78].
В то же время исследователи сходятся в том, что языковые единицы имеют двойственный характер относительно дискретности и континуальности. Они обладают способностью соединяться между собой и тем самым образовывать континуум [Кашкин, 2001; Немировская, 2006, с. 212]. По мнению Э. Кассирера, «...в языке человек вновь обретает единство континуального мира, разбитое дискретным опытом. Именно язык позволяет создать синтетическое единство из дискретных интуи-ций. .разделение ведет к единству, и именно язык обладает свойством объединять в той же мере, как и разделять» [Cassirer, 1969, с. 37].
На сегодняшний день в лингвистике существуют исследования, в которых проблема дискретности и континуальности языка совмещается с некоторыми положениями физики, а именно с идеями квантовой механики [Диброва, 2011]. Экспериментальные исследования квантовой механики показали, что элементарные частицы обладают как корпускулярными (прерывными), так и волновыми (непрерывными) свойствами. Опираясь на работы американского физика Г. Степпа, который рассматривает мозг в качестве самопрограммируемого компьютера, регулирующего мозговые процессы в соответствии с причинными квантово-механическими законами (прерывности-непрерывности), Е.И. Диброва считает, что квантование характерно также и для речевого мышления.
Речевое мышление выработало приемы изложения мысли в определенной последовательности и членимости, что находит свое отражение в различных типах текста. С точки зрения квантовой членимости, это дискретность, или фрагментарность повествования. Е.И. Диброва отмечает, что квантовость (дискретность) человеческого мышления и оформление его в речевых актах в виде отдельных порций определяет структуру содержания текста. Прерывистость мысли спонтанна, непроизвольна и проявляет себя в пространстве текста. Таким образом, текст имеет двоякую структуру, которая состоит из корпускулы (ядра) и дискретности (прерывности и расчлененности) [Диброва, 2011].
Современные нейрофизиологические данные доказывают, что у женщин мозг менее асимметричен, чем у мужчин [Вольф, 2004]. Клинические исследования асимметрии мозга с помощью регистрации электроэнцефалограммы обнаружили, что специализация правого полушария у мужчин и женщин различна, а левое полушарие функционирует одинаково независимо от пола. За регуляцию вербальной деятельности у мужчин отвечает левое полушарие, а правая гемисфера специализирует-
ся в образном, пространственном и аналоговом мышлении. У женщин речевые функции находятся во фронтальной части левого полушария, а также в немного меньшей по размеру части правого полушария, то есть в обеих гемисферах. Кроме того, еще одним, не менее важным фактором, определяющим различия в организации речевых функций в полушариях у мужчин и женщин, являются выявленные неврологами половые различия в организации мозолистого тела (этот орган служит для возможности обмена информацией между правым и левым полушариями). Данные различия были обнаружены в задней части мозолистого тела. У женщин размеры мозолистого тела больше, чем у мужчин (на 30% выше количество соединений между правой и левой гемисферами). Методом ядерного магнитного резонанса было установлено, что у женщин такие способности, как продуцирование слов, начинающихся на заданную букву, подбор нескольких слов одинакового значения, конструирование предложений, напрямую связаны с величиной задней части мозолистого тела, тогда как у мужчин успешность выполнения задач, которые требуют лексического решения, отрицательно коррелирует с полушарными различиями в речевых функциях, связанных с каудаль-ными речевыми зонами, а также размерами мозолистого тела. [Вольф, 2004].
Помимо этого, существуют данные, позволяющие утверждать, что различия когнитивных процессов у мужчин и женщин проявляются не только в успешности осуществления некоторых видов мыслительной деятельности, но и в стратегиях, на которых она базируется [Вольф, 2004].
Таким образом, факт разной выраженности функциональной асимметрии мозга, а также половые различия размеров некоторых областей мозолистого тела объясняют многие несовпадения и специфику когнитивных процессов мужчин и женщин, в том числе и вербальных.
Исходя из того, что различия в специализации мозга имеют ген-дерно детерминированный характер, а процессы порождения речи могут проявляться как прерывные и непрерывные, мы выдвинули предположение, что категории дискретность и континуальность могут специфичным образом отражаться в процессах порождения текста мужчинами и женщинами. Возможно, что мужчины склонны к большей континуальности и плавным, последовательным переходам в текстопорождении, так как регуляция вербальной деятельности у них осуществляется в одном полушарии. Е.И. Горошко отмечает, что «у мужчин нередко перед высказыванием происходит этап анализа, классификация, категоризация» [Горошко, 1996, с. 23], и это отражается в синтаксической структу-
ре предложений. Женщины намного реже склонны к последовательному анализу в мышлении и предпочитают выдавать информацию частями, также для них характерным является перескакивание с одной мысли на другую. [Горошко, 1996 с. 23]. Это также вполне объясняется нейрофизиологическими данными: у женщин речевые области расположены сразу в двух полушариях, поэтому механизмы вербальных функций могут перекрываться, что, в свою очередь, может вести к неоднородности и дискретности женского текста.
Мы попытались проверить данное предположение при помощи используемой в экспериментальной психолингвистике методики, которая связана с синтаксическим анализом предложения в процессе речепорож-дения, а именно: методика «заканчивания предложения» (sentence completion study) [Федорова, 2008, с. 5]. Смысл данной методики заключается в том, что испытуемым дается некоторая преамбула (предложение-стимул), которую им необходимо закончить первым, что придет в голову. Считается, что «время реакции отражает нагрузку на когнитивный аппарат» [Федорова, 2008, с. 6], которая возникает у человека во время анализа некоторого фрагмента языкового материала. Объектом анализа являются формальные маркеры отношений между текстом-стимулом и текстом-реакцией как репрезентанты категорий «дискретность» и «континуальность».
Таким образом, был проведен психолингвистический эксперимент, цель которого заключалась в обнаружении различий в стратегиях мужчин и женщин, по которым происходит разворачивание предложения-стимула. В эксперименте приняло участие 500 человек в возрасте от 16 до 40 лет: 250 мужчин и 250 женщин.
Необходимо отметить, что вышеописанная методика была частично модифицирована, так как в действительности информантам предлагалось в письменной форме не закончить, а продолжить стимульное предложение. Ограничений на объем (длину продолжения предложения) наложено не было, также участникам эксперимента не было сказано, как именно продолжить предложение-стимул (одним словом, одним предложением или несколькими предложениями). На написание отводилось 15 секунд, таким образом, мы пытались создать условия спонтанности продолжения предложения. В качестве предложения-стимула было взято предложение из рассказа К.Г. Паустовского «Прощание с летом»: Однажды ночью я проснулся от странного ощущения.
В результате эксперимента было получено 500 реакций: 250 мужских и 250 женских. Все продолжения предложения-стимула условно были разделены на дискретные и континуальные.
Континуальное продолжение предложения представляет собой такое продолжение, которое непрерывно связано с предложением-стимулом, например, Однажды ночью я проснулся от странного ощущения счастья; Однажды ночью я проснулся от странного ощущения в животе. В этом случае компонент продолжения выступает в качестве зависимого слова при синтаксической связи «управление» (может быть с предлогом или без предлога). Также к континуальным были отнесены продолжения, связь в которых с исходным предложением осуществляется посредством подчинительных и сочинительных союзов, например, Однажды ночью я проснулся от странного ощущения, как будто часы перестали тикать, но вроде все в порядке, но чего-то не хватало; Однажды ночью я проснулся от странного ощущения и дальше лег спать. В данных примерах союзы являются соединительным звеном, которое обеспечивает плавный, последовательный переход между предложением-стимулом и его продолжением.
Под дискретным продолжением предложения мы понимаем такое, в котором компонент продолжения не является связанным с исходным предложением формальными средствами связи, например, Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Было холодно и страшно; Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Кто-то постучал в окно. Помимо этого, к дискретному типу мы отнесли предложения, которые характеризуются наличием формальной связи между предложением-стимулом и компонентом его продолжения, но в то же время эта связь является прерывной (выражается такими показателями, как местоимения, повторы слов), например, Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Я подумал, что проспал; Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. По мне кто-то ходит.
Характеристика по указанным параметрам отдельно просчитывалась для мужских и для женских продолжений предложения-стимула.
При обработке результатов эксперимента были использованы методы факторного, количественного и сопоставительного анализа, которые позволяют описать специфику проявления выбранных параметров мужских и женских мини-текстов.
Ниже представлен количественный анализ результатов эксперимента (см. табл. 1).
Параметры Мужские реакции Женские реакции
Дискретные продолжения предложения-стимула 141 (56,4%) 135 (54%)
Континуальные продолже- 109 115
ния предложения-стимула (43,6%) (46%)
Таблица 1. Результаты количественного анализа экспериментального исследования гендерной специфики порождения текста на материале спонтанных продолжений предложения с позиции категорий дискретность / континуальность
Таким образом, по результатам количественного анализа можно сделать вывод о том, что в условиях данного психолингвистического эксперимента спонтанные мужские и женские продолжения предложения-стимула не обнаружили каких-либо существенных различий по избранным для анализа критериям. Однако возможно, что полученный отрицательный результат может свидетельствовать о малозначительности формальных маркеров, реализующих категории дискретность и континуальность в тексте, для установления такого рода отличий. Кроме того, с нейрофизиологической точки зрения это объясняется тем, что при использовании различных стратегий для решения одних и тех же когнитивных задач, в том числе и вербальных, мужчины и женщины не всегда приходят к разным результатам на выходе. Применяемые ими различные стратегии способствуют оптимальному использованию особенностей организации нейросетей мозга, и таким образом достигается одинаковая продуктивность деятельности.
Литература
Вольф Н.В. Половой диморфизм функциональной организации мозга при обработке речевой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://cerebral-asymmetry.narod.ru/Wolf.htm
Горошко Е.И. Особенности мужского и женского вербального поведения : дис. ... канд. филол. наук. М., 1996.
Диброва Е.И. Квантовость и скважность как проявление речевого мышления // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Филологические науки. 2011. N° 3.
Звегинцев В.А. Язык и знание // Вопросы философии. 1982. № 1.
Кашкин В.Б. Функциональная типология (неопределенный артикль). Воронеж. ВГТУ, 2001.
Лосев А.Ф. Основной принцип мышления и вытекающие из него логические законы мышления // Вопросы философии. 1998. № 8.
Налимов В.В. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении // Бессознательное. Тбилиси, 1978.
Немировская А.В. Интегративный подход к переводу метафоры в художественном тексте // Вестник Красноярского государственного университета. Гуманитарные науки. 2006. № 3.
Федорова О.В. Основы экспериментальной психолингвистики: принципы организации эксперимента. М., 2008.
Философский словарь. М., 1991.
Cassirer E. Le langage et la construction du monde des objects (1933) // Essais sur le langage. Présentés par Jean Claude Pariente. P., 1969.