Научная статья на тему 'Гендерная психология как новое направление науки'

Гендерная психология как новое направление науки Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3535
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / GENDER / ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / GENDER PSYCHOLOGY / ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / GENDER STUDIES / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / GENDER APPROACH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воронова Анастасия Валерьевна

В статье рассматриваются предпосылки возникновения гендерных исследований в науке. Обращается внимание на изменения, произошедшие в западном обществе в течение последнего столетия, которые привели к новому пониманию вопросов пола и его природного предназначения, и поставили под сомнение необходимость жесткой половой дифференциации, что, безусловно, отразилось в сфере науки и привело к возникновению таких областей знания, как женские, а затем гендерные исследования, которые проникли в основные области научной мысли. Также обращается внимание на современную тенденцию к широкой интеграции разных научных направлений, что связано со сложностью проблемы человека. Изучение такой сложной системы, как человек, требует комплексного подхода в науке. В статье делается акцент на взаимосвязи и взаимовлиянии гендерных исследований в таких научных направлениях, как психология, философия, история, антропология, лингвистика, социология и других, хотя подчеркивается, что гендерные исследования в каждой дисциплине имеют свою специфику и направленность. Гендерная психология представлена как неотъемлемая часть этой системы человековедческих дисциплин, которую невозможно изучать в отрыве от других областей знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender Psychology as a New Direction of Science

In the article the prerequisites of appearance of gender studies are considered, it pays attention to the changes emerged in the western society during last century, which led to new understanding of the gender and its natural destination, and doubted the necessity of a rigid differentiation, that, of course, was reflected in science and caused appearance of such areas of knowledge as women studies, and then, gender studies, which got in the main spheres of a scientific thought. Also, it pays attention to the current tendency of the wide integration of different studies that is connected with the complexity of the human issue. Study of such a difficult issue requires the complex approach in science. In the article it is emphasized the correlation and interaction of gender studies in such sciences as psychology, philosophy, history, anthropology, linguistics, sociology and others, though it stresses, that gender studies have their own specificity and direction in different sciences. Gender psychology is presented as an essential part of the studies of human nature that cannot be studied in isolation from other areas of knowledge.

Текст научной работы на тему «Гендерная психология как новое направление науки»

УДК 159.9

А. В. Воронова

Гендерная психология как новое направление науки

В статье рассматриваются предпосылки возникновения гендерных исследований в науке. Обращается внимание на изменения, произошедшие в западном обществе в течение последнего столетия, которые привели к новому пониманию вопросов пола и его природного предназначения, и поставили под сомнение необходимость жесткой половой дифференциации, что, безусловно, отразилось в сфере науки и привело к возникновению таких областей знания, как женские, а затем тендерные исследования, которые проникли в основные области научной мысли. Также обращается внимание на современную тенденцию к широкой интеграции разных научных направлений, что связано со сложностью проблемы человека. Изучение такой сложной системы, как человек, требует комплексного подхода в науке. В статье делается акцент на взаимосвязи и взаимовлиянии гендерных исследований в таких научных направлениях, как психология, философия, история, антропология, лингвистика, социология и других, хотя подчеркивается, что гендерные исследования в каждой дисциплине имеют свою специфику и направленность. Гендерная психология представлена как неотъемлемая часть этой системы человековед-ческих дисциплин, которую невозможно изучать в отрыве от других областей знания.

Ключевые слова: гендер, гендерная психология, гендерные исследования, гендерный подход.

А. V. Voronova

Gender Psychology as a New Direction of Science

In the article the prerequisites of appearance of gender studies are considered, it pays attention to the changes emerged in the western society during last century, which led to new understanding of the gender and its natural destination, and doubted the necessity of a rigid differentiation, that, of course, was reflected in science and caused appearance of such areas of knowledge as women studies, and then, gender studies, which got in the main spheres of a scientific thought. Also, it pays attention to the current tendency of the wide integration of different studies that is connected with the complexity of the human issue. Study of such a difficult issue requires the complex approach in science. In the article it is emphasized the correlation and interaction of gender studies in such sciences as psychology, philosophy, history, anthropology, linguistics, sociology and others, though it stresses, that gender studies have their own specificity and direction in different sciences. Gender psychology is presented as an essential part of the studies of human nature that cannot be studied in isolation from other areas of knowledge.

Keywords: gender, gender psychology, gender studies, a gender approach.

Гендерная психология является достаточно молодым направлением психологической науки, но так же, как и собственно психология, имеет длительное прошлое. Понятие социального пола или гендера, предложенное в конце 60-х г.г. XX в. американским исследователем Р. Столлером, стало центральным в изучении психологии мужчин и женщин. Однако проблема соотношения понятий биологического и социального пола давно интересует представителей различных областей знания, а сегодня является одной из наиболее важных аспектов в человековедении.

Изменения, произошедшие в обществе за последнее столетие, поставили под сомнение традиционные взгляды на социальные роли мужчин и женщин, что, в свою очередь, не могло не отразиться в науке. Во второй половине XX в. появляются такие отрасли науки, как гендерная со-

циология, гендерная история, гендерная педагогика, гендерная антропология, гендерная лингвистика, гендерная психология. Эти области знания, имеющие единый предмет исследования, безусловно, во многом пересекаются.

В целом в современной науке о человеке прослеживаются тенденции к широкой интеграции как отдельных наук, так и многих научных направлений. Это связано с тем, что важнейшей проблемой для ученых разных областей сегодня является проблема человека, уникальной социально-биологической системы, что проявляется в антропоцентризме исследований и поисках целостного подхода к данной проблеме. В. И. Вернадский по этому поводу писал: «рост научного знания в XX в. быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это позво-

© Воронова А. В., 2014

ляет, с одной стороны, чрезвычайно углубляться в изучаемое явление, а с другой - расширять охват его со всех точек зрения». Такой подход означает, что различные проблемы, связанные с человеком, могут находиться в поле зрения целой системы наук или научных направлений [11, с.9]. Применительно к интересующей нас области знания это означает, что невозможно изучать гендерную психологию в отрыве от таких наук, как история, философия, социология, антропология и др., т.к. их развитие тесно связано.

На возникновение гендерных исследований значительное влияние оказало развитие социальных движений в США и Западной Европе, в частности, женского движения. Середина XX в. ознаменовалась началом новой волны феминизма, целью которой было решение тех проблем, которые не были решены во время первой волны движения. Вместе с ростом самосознания женщин появляется новая сфера знаний.

Женские исследования (Women Studies) возникли в США в конце 1960-х годов одновременно с этническими (Ethnic Studies) и черными (Black Studies) исследованиями с целью пересмотра роли женщины и других маргинализо-ванных групп в обществе. Феминистское движение развивалось одновременно с освободительными движениями чернокожих, американских индейцев и сексуальных меньшинств, движениями за гражданские, студенческие права и антивоенными выступлениями. Эти движения способствовали институциализации программ женских и гендерных исследований, программ изучения этничности и сексуальности. Кроме того, деятельность движений привела к увеличению числа женщин и представителей меньшинств в различных академических сферах, прежде всего в рамках традиционных академических дисциплин.

Гендерные исследования являются хотя и близкой, но все же несколько отличной от женских исследований областью. Гендерные исследования возникли в 1980-х годов, когда в университетах Западной Европы и Северной Америки были открыты соответствующие факультеты и кафедры. Тогда же в Европе появились ассоциации и научно-исследовательские центры, ведущие разработки гендерной проблематики. Е. Ярская-Смирнова в качестве причин возникновения гендерных исследований называет возникновение дискомфорта в связи с противопоставлением женщин и мужчин, а также то, что менее важным становится деление на мужчин и женщин, более важным — различие половых

практик, сексуальностей, идентичностей», а в качестве задачи исследований - «переход от исследования мужчин и женщин к исследованию пола и сексуальности» [12, с. 39].

До появления таких направлений в науке, как женские и гендерные исследования, наука в целом была андроцентрированной, т.е. ориентированной на мужчин и мужской опыт. Традиционные патриархальные ценности, господствовавшие в научном знании, практически вытеснили женщин из поля зрения ученых, в результате чего возникли серьезные недостатки в изучении человека и общества.

Тем не менее, проблемы определения места женщины в разных обществах и соотношения социального и биологического пола уже тогда интересовали представителей разных наук. Вот несколько примеров.

Марксистское объяснение притеснения женской половины населения хорошо сформулировано в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Ф. Энгельс указывает на концентрацию частной собственности в руках мужчин как причину подавления женщин и малоимущей части мужского населения, т. е., согласно данному подходу, положение женщины является не следствием биологических различий, а особенностью классового общества.

Значительный вклад в развитие идеи о социальной природе пола внесли данные, полученные антропологом Маргарет Мид в первой половине XX в. Полевые исследования, проведенные ею среди различных народов, позволили сделать вывод о социальной природе и относительности половых различий. Значимой для гендерных исследований стала работа феминистского антрополога Гейл Рубин «Обмен женщинами» (1975). Основываясь на утверждениях известных ученых, Рубин создает теорию «обмена женщинами». Данное понятие отражает глубокое понимание системы, в которой женщины ограничены в праве распоряжаться собой даже в самых интимных сторонах жизни. Идеал автора - устранение обязательной сексуальности и обязательных половых ролей, которые являются своего рода «смирительной рубашкой» для личности [10, с.120].

В области исторической науки, в которой женщины долгое время находились в тени, также произошли изменения. Необходимо выделить один из наиболее фундаментальных научных проектов этого направления - многотомную «Историю женщин на Западе», изданную под редакцией ведущих специалистов в области со-

циальной истории Натали Земон Дэвис, Жоржа Дюби, Мишель Перро, Арлетты Фарж и др. и воссоздающую историю женщин с древнейших времен до наших дней. По определению американского историка Джоан Скотт, одной из первых обосновавшей целесообразность применения гендерного анализа в истории, «гендер используется для назначения социальных отношений между полами. ... Гендер становится способом обозначения культурных конструкций -идей, полностью социального происхождения о соответствующих женщинам и мужчинам ролях... Гендер. является социальной категорией тела, имеющего пол» [1, с.383].

Одним из наиболее крупных трудов, во многом предвосхитившим социально-конструктивистский подход к определению пола, является работа «Второй пол» французского философа Симоны де Бовуар (1949). Именно в ней была поставлена под сомнение идея о природном предназначении пола: «Женщиной не рождаются, ею становятся» [3, с.8]. Проанализировав данные биологии, психологии, этнографии и ряда других наук, автор приходит к выводу о социальной природе половых различий. Причем если образ мужчины в общественном сознании выступает неким Абсолютом, женщина представлена как отклонение от нормы - Другой, что находит свое проявление в подавлении феминного в культуре.

Представительницы радикального направления феминизма продолжили развитие этой теории. Примечательной является работа Суламифь Файерстоун «Диалектика пола» (1970), в которой автор высказывает мысль о необходимости создания андрогинного общества путем проведения феминистской революции. По ее мнению, основой для полового неравенства являются особенности репродуктивной системы женщин. Введение же широкого использования современных репродуктивных технологий вместо традиционного способа деторождения позволило бы решить проблему половых различий. По мнению О. Ворониной, теорию Файерстоун можно считать «предгендерной», т.к. в основе ее - утверждение о формировании социальных классов на основе биологических различий [4, с.35].

В области социологии можно выделить два наиболее важных подхода, которые сыграли значительную роль в развитии гендерного направления в науке: полоролевой, сформулированный в рамках теории функционального структурализма Т. Парсонсом и Р. Бейлсом, и социально-

конструктивистский подход П. Бергера и Т. Лукмана. В основе первого лежит утверждение о естественности и позитивном влиянии дифференциации половых ролей, но подчеркивается, что половые роли усваиваются в процессе социализации благодаря воздействию агентов (институтов) социализации, которые формируют личность в соответствии с доминирующими культурными нормами и образцами маскулинного и феминного поведения [6, с. 150].

Социально-конструктивистский подход имеет в своей основе утверждение о том, что реальность конструируется социумом, и является относительной, причем каждый индивид может не только воспринимать существующие в обществе гендерные правила, но и создавать их сам, что говорит о том, что предписанных норм поведения для женщин и мужчин быть не может. Именно этот подход и является основным в современных гендерных исследованиях, в том числе в области психологии.

Гендерные проблемы затронули также и область языкознания. В 1970 году Мэри Рич Кей организовала в Калифорнийском университете первый семинар по проблемам языка и пола, а затем в 1975 году по материалам этого семинара выпустила книгу под названием «Мужской/женский язык». Основополагающими работами по феминистской критике языка стали вышедшее в том же 1975 году исследование Робин Лакофф «Язык и место женщины в английском» и монографий Луизы Пуш «Немецкий — язык мужчин» и Сенты Тремель-Плетц «Женский язык — язык перемен». Своей главной целью представители феминистской лингвистики видят критику патриархатного сознания в языке и языковую реформу, направленную на устранение ущербности представления образа женщины в языке и сексистских асимметрий, существующих в языке и речи [5, с.508].

Теперь обратимся непосредственно к психологии. Сам термин «гендер», как было отмечено ранее, был введен в употребление психологом Р. Столлером, проводившим исследования в области транссексуальности. Возникновению «новой психологии пола», как пишет И.С. Клецина, способствовали три фундаментальных исследования, выводы которых опровергают основные положения традиционных теорий [8, с.62].

Во-первых, это работы Е. Маккоби и К. Джеклин, посвященные анализу психологии половых различий. Е. Маккоби и К. Джеклин, критически проанализировав 1600 исследований,

посвященных изучению психологических половых различий, пришли к выводу, что те многочисленные фундаментальные врожденные различия в половых особенностях восприятия, обучаемости, памяти, интеллекта, когнитивного стиля, мотивации, самосознания, темперамента, уровня активности и эмоциональности, общительности, доминантности, которые признавались ранее, на самом деле необоснованы [9, с. 210].

Во-вторых, исследования Дж. Мани и А. Эр-харда, продемонстрировавшие могущество социализации. Их эксперименты с гермафродитами, людьми, биологический пол которых не определен, внесли коррективы в понимание биологического пола.

И, наконец, концепция андрогинии Сандры Бем, показавшая несостоятельность противопоставления маскулинности и фемининности, существующего в традиционной психологии. В ее работе «Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов» представлена теория, согласно которой в обществе существуют определенные нормы, «скрытые предписания в отношении пола и гендера», формирующие представления людей о том, каким должно быть поведение мужчин и женщин - так называемые линзы, через призму которых люди привыкли оценивать самих себя и окружающих. Автор выделяет три линзы: андроцентризма, гендерной поляризации и биологического эссенциализма. Их внедрение в дискурс культуры, общественные институты и психику людей приводит к формированию устойчивых представлений о фундаментальных различиях мужчин и женщин и естественном превосходстве мужского, а, следовательно, утверждает неравенство полов как норму [2, с. 33-35].

Все эти исследования подтверждают, что, несмотря на то, что биологические различия существуют, они не настолько важны, как те, которые создает социум.

Безусловно, это лишь небольшая часть работ, посвященных проблеме социальной природы пола, но даже эти примеры показывают, что возникновение гендерных исследований имело под собой серьезную теоретическую основу.

Таким образом, на возникновение гендерных исследований оказало влияние развитие социальных движений, прежде всего феминистского, а также данные таких наук, как история, философия, антропология, социология, психология, литература.

Все это стало причиной развития нового тендерного направления в этих науках.

И. Клецина так определяет сущность гендер-ного подхода: «Гендерный подход как теоретическое направление в общественных науках возникло в качестве оппозиции традиционным исследованиям отношений между полами, опирающихся на убежденность в необходимости и целесообразности дифференциации ролей, статусов, позиций мужчин и женщин в публичной и приватной сферах жизнедеятельности. Гендер-ный подход, разрабатываемый как критика упомянутых исследовательских установок, ориентирован на анализ систем доминирования и провозглашает идею равноправия независимо от половой принадлежности» [7].

Таким образом, сегодня гендерные исследования развиваются в различных областях научного знания, каждая из которых, безусловно, имеет свою специфику и опирается на достижения в этой области других наук. Гендерная психология является неотъемлемой частью этой системы знаний.

Библиографический список

1. Ахмедшина, Ф. От «истории женщин» к «гендерной истории». Новая концепция гендерной истории. / Ф. Ахмедшина, О. Шнырова, И. Школьников // Введение в теорию и практику гендерных отношений: сборник научных статей. - Ташкент, 2007. - с. 380-387

2. Бем, С. Л. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов [Текст] / С. Бем; перевод с англ. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 336 с.

3. Бовуар, де С. Второй пол [Текст]: в 2 т. / [общ. ред. и вступ. ст. С. Г. Айвазовой, коммент. М.В. Аристовой]. - М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. - 832 с.

4. Воронина, О. Феминизм и гендерное равенство [Текст] / О. Воронина. - М.: Эдиториал УРСС, 2003. -Гл. 2. - с. 33-70.

5. Горошко, Е. Гендерная проблематика в языкознании [Текст]: учебное пособие / под ред. И. А. Же-ребкиной // Введение в гендерные исследования: ч. 1 — Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - с. 508-543.

6. Здравомыслова, Е.А. Социальное конструирование гендера: феминистская теория [Текст] / Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина // Введение в гендер-ные исследования: учебное пособие / под ред. И. А. Жеребкиной ч. 1. — Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - с.147-174

7. Клецина, И. Гендерный подход в психологических исследованиях современных семейных отношений [Электронный ресурс] / Кафедра психологии человека РГПУ им. Герцена. - Режим доступа:

http://www.humanpsy.ru/klyotsina/gendernyj-podkhod-v-

psikhologicheskikh-issledovaniyakh-sovremennykh-

semejnykh-otnoshenij

8. Клецина, И. Гендерный подход в системе психологического образования [Текст] / И. Клецина // Гендерные исследования: Феминистская методология в социальных науках: материалы 2-й международной Летней школы по гендерным исследованиям (Фарос-1998). Харьков - ХЦГИ, 1998. - с. 61-77

9. Кон, И.С. Психология половых различий [Текст] / И.С. Кон // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я.Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - с. 210-214

10.Рубин, Г. Обмен женщинами [Текст] / Г. Рубин // Хрестоматия феминистских текстов: переводы / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной - СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 2000 - с. 89-139

11.Чистяков, В.В. Антрополого-методологические основы педагогики [Текст] / Чистяков, В.В.; изд. II-е, перераб. и доп. - Ярославль: изд-во РИКО-ЭКСПРЕСС, 2008. - 304 с.

12.Ярская-Смирнова, Е. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе [Текст]: учебное пособие под ред. И. А. Жеребкиной / Е. Ярская-Смирнова, // Введение в гендерные исследования: ч. 1.— Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - с.17-49

psikhologicheskikh-issledovaniyakh-sovremennykh-semejnykh-otnoshenij

8. Kletsina, I. Gendernyj podkhod v sisteme psi-khologicheskogo obrazovaniya [Tekst] / I. Kletsina // Gendernye issledovaniya: Feministskaya metodologiya v sotsial'nykh naukakh: materialy 2-j mezhdunarodnoj Let-nej shkoly po gendernym issledovaniyam (Faros-1998). KHar'kov - KHTSGI, 1998. - s. 61-77

9. Kon, I.S. Psikhologiya polovykh razlichij [Tekst] / I.S. Kon // Psikhologiya individual'nykh razlichij. KHres-tomatiya / pod red. YU.B. Gippenrejter i V.YA.Romanova. - M.: CHeRo, 2000. - s. 210-214

10. Rubin, G. Obmen zhenshhinami [Tekst] / G. Rubin // KHrestomatiya feministskikh tekstov: perevody / pod red. E. Zdravomyslovoj, А. Temkinoj - SPb.: Iz-datel'stvo «Dmitrij Bulanin», 2000 - s. 89-139

11. CHistyakov, V.V. Аntropologo-metodologicheskie osnovy pedagogiki [Tekst] / CHistyakov, V.V.; izd. II-e, pererab. i dop. - YAroslavl': izd-vo RIKO-EHKSPRESS, 2008. - 304 s.

12. YArskaya-Smirnova, E. Vozniknovenie i razvitie gendernykh issledovanij v SSHА i Zapadnoj Evrope [Tekst]: uchebnoe posobie pod red. I. А. ZHerebkinoj / E. YArskaya-Smirnova, // Vvedenie v gendernye issledovaniya: ch. 1.— KHar'kov: KHTSGI, 2001; SPb.: Аletejya, 2001. - s.17-49

Bibliograficheskij spisok

1. Аkhmedshina, F. Ot «istorii zhenshhin» k «gen-dernoj istorii». Novaya kontseptsiya gendernoj isto-rii. / F. Аkhmedshina, O. SHnyrova, I. SHkol'nikov // Vvedenie v teoriyu i praktiku gendernykh otnoshenij: sbornik nauchnykh statej. - Tashkent, 2007. - s. 380-387

2. Bem, S. L. Linzy gendera: Transformatsiya vzglyadov na problemu nera-venstva polov [Tekst] / S. Bem; perevod s angl. — M.: Rossijskaya politicheskaya ehntsiklopediya (ROSSPEHN), 2004. - 336 c.

3. Bovuar, de S. Vtoroj pol [Tekst]: v 2 t. / [obshh. red. i vstup. st. S. G. Аjvazovoj, komment. M.V. Аri-stovoj]. - M.: Progress; SPb.: Аletejya, 1997. - 832 s. 4. Voronina, O. Feminizm i gendernoe ravenstvo [Tekst] / O. Voronina. - M.: EHditorial URSS, 2003. - Gl. 2. - s. 33-70.

5. Goroshko, E. Gendernaya problematika v yazyko-znanii [Tekst]: uchebnoe posobie / pod red. I. A ZHe-rebkinoj // Vvedenie v gendernye issledovaniya: ch. 1 — KHar'kov: KHTSGI, 2001; SPb.: Аletejya, 2001. - s. 508-543.

6. Zdravomyslova, EA. Sotsial'noe konstruiro-vanie gendera: feministskaya teoriya [Tekst] / E.А. Zdravomyslova, А.А. Temkina // Vvedenie v gender-nye issledovaniya: uchebnoe posobie / pod red. I. А. ZHerebkinoj ch. 1. — KHar'kov: KHTSGI, 2001; SPb.: Аletejya, 2001. -s.147-174

7. Kletsina, I. Gendernyj podkhod v psikhologiche-skikh issledovaniyakh sovremennykh semejnykh otnoshenij [EHlektronnyj resurs] / Kafedra psikhologii che-loveka RGPU im. Gertsena. - Rezhim dostupa: http ://www.humanpsy.ru/klyotsina/gendernyj -podkhod-v-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.