Психологические науки
УДК 159.9
ГДЕ ПОСТАВИТЬ ЗАПЯТУЮ: «ИГРАТЬ НЕЛЬЗЯ ВЫБРАСЫВАТЬ»? (О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ДЕТСКИХ
ИГРУШЕК) Т.К. Штайц, Н.А. Гейдебрехт
Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация. В статье обсуждается проблема влияния современной игровой продукции на развитие ребенка. Представлено краткое описание методики экспертной оценки «Батарея семантических дифференциалов», разработанной К.Л.Лидиным, и позволяющей определить, развитию каких эмоциональных состояний способствует конкретная игрушка. На примере анализа отдельных образцов игрушек показано их вероятностное влияние на психологическое здоровье ребенка.
Ключевые слова: экспертная оценка, семантический дифференциал, психологическое здоровье, атараксия, невроз, игрушка, развитие ребенка.
WHERE TO PUT COMMA: «TO PLAY IMPOSSIBLE TO THROW OUT»? (ON PSYCHOLOGICAL ASSESSMENT OF CHILDREN'S TOYS) T.K Schtaiz, N.A. Geydebrekht Novosibirsk State Pedagogical University
Abstract. In article the problem of influence of modern game production on development of the child is discussed. The short description of the technique of the expert assessment «The battery of semantic differentials» developed by K.L. Lidin, and allowing to define what development of emotional states is promoted by a concrete toy is submitted. On the example of
the analysis of separate samples of toys their probabilistic influence on psychological health of the child is shown.
Keywords: expert assessment, semantic differential, psychological health, ataraksiya, neurosis, toy, development of the child.
В настоящее время в психологии является признанным факт того, что наряду с фольклорными средствами сопровождения развития ребенка в онтогенезе (Валитова И.Е., 2005; Кошенова М.И., Илющенко О.В., 2012), «одной из констант существования детства в его знаково-символической форме, является игрушка. Именно игра и игрушка представляют собой информативно нагруженные индикаторы эмоционального состояния ребёнка» [5, с. 116]. Особенно значительным влияние игрушки на ребёнка, взаимодействующего с ней, является период дошкольного возраста - 3-7 лет, когда игровая деятельность становится для детей ведущей. В эти годы всё психологическое развитие ребёнка строится через игру [3; 7; 12; 18]. Однако, если несколько десятилетий назад практически все игрушки и игровая атрибутика создавались с учётом направленности на развитие различных сторон личности ребенка, способствуя формированию у него определённых навыков, значимых, в том числе, и в контексте взросления, то в настоящее время, благодаря развитым технологиям, разнообразие предметов для игры значительно возрастает, хотя многие из них не только не способствуют развитию, но даже оказываются вредны для психологического мира ребёнка [1; 4; 9; 15]. «Не все игрушки и игровые материалы позволяют структурировать тип и степень детской экспрессии, нормализовать эмоциональную сферу ребёнка, амплифицировать коммуникативный потенциал» [5, с. 116].
В современной психолого-педагогической практике разработаны параметры оценки влияния конкретной игрушки на ребёнка, определения её развивающего потенциала или, наоборот, опасности [1; 15; 16]. В ряде отечественных
нормативных документов обозначены требования к детским играм и игрушкам, предложены критерии для осуществления экспертизы игровой продукции [17]. В России работает уникальный специализированный «Центр игры и игрушки», деятельность которого непосредственно направлена на оценку выпускающейся продукции в индустрии игрушек [22]. Довольно оригинальная методика анализа эмоционально-образных феноменов, к которым с полным основанием можно отнести игрушку, была предложена К.Л.Лидиным. Методика базируется на психосемантическом подходе, учитывающем модальности восприятия человека в их выражении через конкретные эмоции [13; 15]. Опираясь на заданное Декартом понимание категории «пространство», автор дифференцирует восемь базовых эмоций (рис.1).
отвращение
хаос страх .....А-.....__
-К'
низкая
стенично^ть
печаль
атараксия
/
стыд
/
/
/
высокая ! ст^ничность
\
.-V
упорядоченность вина
интерес -возбуждение
радость-гордость
Рисунок 1. Пространство эмоций
На основе психосемантического анализа К.Л.Лидин группирует перцептивные свойства образа, находящиеся в прямой взаимосвязи с каждой из базовых эмоций. Комплекс перцептивных элементов по каждой модальности
организован в виде батареи семантических дифференциалов. По мнению автора, «по каждой модальности достаточно использовать по три независимых дифференциала, причём модальности вкуса и запаха имеет смысл объединить в одну (одоральную) модальность, ввиду слабой развитости этих каналов восприятия у среднестатистического человека. В конечном виде батарея содержит пятнадцать независимых семантических дифференциалов» [15, с. 131].
В предлагаемой методике представлены четыре основных блока эмоций в их полярности: интерес-печаль, радость-отвращение, гнев-стыд, страх-вина. С точки зрения К.Л.Лидина, «любая эмоция, трактуемая в качестве характеристики информационного потока, приобретает патологичность в случае своего предельного усиления» [14, с. 105], о чем на рисунке 1 свидетельствует условная граница, отделяющая эмоциональные состояния от неврозов, обозначенная пунктирной линией.
При определении потенциала игрушки блоки эмоций представляют координатную плоскость, на которых фиксируются числовые значения. Для определения значения по осям в каждом блоке представлены комплексы семантических дифференциалов, объединенных в пять модальностей: визуальная, аудиальная, кинестетическая, тактильная и одоральная. Следует заметить, что низкие значения по осям свидетельствуют о недостаточном потенциале атараксивности8 игрушки, а очень высокие - о её негативном влиянии на психологическое развитие ребёнка, вплоть до актуализации (на подсознательном уровне) у него симптоматики невроза. В соответствии с базовыми эмоциями, К.Л.Лидин предлагает различать восемь неврозов, возникающих в связи с предельно интенсивными переживаниями отдельных эмоциональных состояний:
8 Атараксия - «наиболее здоровое эмоциональное состояние, проявляющееся в душевном покое, отказе от переживаний сильных и бурных эмоций (аффектов)» [14, с. 105].
тревожный (страх), экзистенциальный (отвращение) и обцессивно-компульсвный (вина) неврозы, неврастения (печаль), нарциссизм (радость-гордость), истерия (интерес-возбуждение) и фанатизм (гнев).
Очевидно, если игрушка с низкими значениями по осям окажется, скорее всего, неинтересна и даже бесполезна для ребёнка, то игрушка, обладающая чрезмерно высокими показателями, может стать психологически опасной, особенно в случаях, когда взаимодействующий с ней ребёнок: (а) имеет индивидуальную склонность к постоянному и интенсивному проявлению тех эмоций, на которые игрушка оказывает основное воздействие; (б) обладает выраженной предрасположенностью к невротическому состоянию.
Разработанная К.Л.Лидиным методика экспертной оценки позволяет определить, развитию каких эмоциональных состояний способствует та или иная игрушка. Однако для неё, как и любой другой методики, созданной в психосемантическом подходе, характерна определенная доля субъективности. Объективация итоговой оценки достигается за счет согласования оценок членов экспертной группы (не менее 3).
На основе использования батареи семантических дифференциалов был осуществлен анализ психологической семантики ряда наиболее популярной у современных детей игровой атрибутики.
Мягкая игрушка «Мишка Тедди» («Me to You»)
Мишка Тедди (Teddy bear) принадлежит к известной серии игрушек «Me to you» (Tatty Teddy), появившихся на рынке детских товаров в 1995 г. благодаря открыткам (поздравительным, с признаниями в любви и дружбе) Британской компании Carte Blanche, главным персонажем которых был серый плюшевый медвежонок с заплатками [25]. В 2008 году на полиграфической продукции компании начали появляться и другие звери, выполненные в той же
стилистике («My Blue Nose Friends»). Персонажи этой серии довольно быстро обрели популярность не только в Великобритании, но и по всему миру. Сегодня под брэндом компании Carte Blanche Greetings Ltd (торговые марки «Me to You», «My Blue Nose Friends», «Tatty Teddy») выпускается разнообразная атрибутика (открытки, одежда (кепки, футболки и пр.), воздушные шары, подушки и пледы, школьные принадлежности (рюкзаки, пеналы и пр.) рамки для фотографий, чашки, брелки и другие предметы обихода), а так же целая коллекция «культовых» игрушек-зверушек -друзей знаменитого Мишки, которые притягивают внимание и детей, и взрослых [26; 27].
Предметом нашего анализа выступил главный персонаж брэндовой серии игрушек - Мишка Тедди (рис. 2).
Игрушка-медвежонок в высоту составляет около 40 см., изготовлена из светло-серого плюша с длинным ворсом, имитирующим шерсть. Мишка имеет традиционные для коллекции «My Blue Nose Friends» голубой (синий) нос с расположенной на нём стразой, мелкие чёрные глазки и расположенные по телу «заплаты» [27]. Часть элементов игрушки оказываются противоположными характеристикам, обозначаемым В.С.Мухиной, которые, по её мнению, обусловливают привлекательность игрушки для ребёнка. Автор отмечает, что «укороченный овал лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза - такие признаки облика игрушки, которые вызывают у ребёнка прилив нежных чувств» [16, с. 129].
Одет Мишка Тедди в голубую шапочку и шарф с белыми помпонами. Даже при беглом взгляде игрушка производит довольно меланхоличное впечатление. Медвежонок изначально вызывает ассоциации с негативными эмоциями на их высоком уровне выраженности: печаль (тоска), потерянность, неприкаянность. И это не случайно.
История, которая стоит за созданием популярной серии, это - повествование об игрушке, которую выбросили за ненадобностью, и, хотя она снова обрела свой дом, пережитые трудности оставили на ней неизгладимый след. Это - и рассказ о пассивном ожидании, и беспомощной покорности своей судьбе, изменить которую может лишь другой человек [26]. Даже без дополнительных диагностико-аналитических средств достаточно информативно
фиксируются эмоциональные мотивы, «заложенные» в игрушку её создателями: одиночество, заброшенность, печаль, пассивность, тяжёлая душевная травма и беззащитность перед возможными трудностями. Кроме того, символическое значение образа медведя довольно противоречиво и трактуется как: «одинокий, хитрый, обладающий чудовищной силой» [10, с. 245]; «жестокая, примитивная сила» [19, с. 218]; знак опасности, которую представляют собой неконтролируемые сущности [24]; «плохой нрав, зло, грубость, жадность, греховность, а также сила, смелость, мужество, величие» [20, с. 337]; «стойкость, выносливость, но также жестокость, ярость, леность» [8, с. 170]; могущество, отвага, добродушие, доблесть, ярость [23].
Однако, Мишка Тедди практически не заключает в себе положительных качеств, зафиксированных в символике. Он не придаёт силы, не даёт защиты, несмотря на то, что игрушка, как переходной объект, должна защищать ребенка от страхов, ощущения одиночества, тревожности [3; 6]. Напротив, медвежонок сам остро нуждается в защите, но при этом неясно, что он может дать взамен. Серый цвет, преобладающий в Мишке Тедди, символизирует «пустоту и неразличимость, желание быть незаметным и скромным» [13, с. 65]. Усугубляет восприятие игрушки «сочетание серого с голубым, представляющее собой пересечение диффузных образов, которое вербализуется как следующее Я-высказывание: «Я скромен и незаметен, стараюсь не обращать на себя чьего-либо внимания, но мой интеллект активно изучает окружающий мир»» [13, с. 66].
При оценке игрушки с использованием методики К.Л.Лидина она набрала 3 балла по полюсу «радость-гордость», 13 - по полюсу «стыд», 35 - «печаль» и 36 -«отвращение». Как видим, область влияния Мишки Тедди
лежит, в основном, в плоскости «печаль - отвращение» (рис. 3)9.
Кроме преобладания в игрушке отрицательных эмоций, её воздействие на ребёнка, взаимодействующего с ней часто и подолгу, увеличивает риск возникновения у него невротических состояний, связанных с этими эмоциями: неврастении и экзистенциального невроза. Особенно это относится к детям с меланхолическим темпераментом, склонных глубоко переживать печаль и чувство одиночества.
Обсессивно-компульсивный невроз
Рисунок 3. Оценка игрушки «Мишка Тедди» в координатах пространства эмоций
С проективных позиций предельно информативен внешний вид анализируемой игрушки. Так, несмотря на общую тактильную привлекательность медвежонка
9 Идентичные показатели экспертной оценки этой игрушки и других вариаций мишек Тедди получены студентами, работающими в микрогруппах, на занятиях по дисциплине «Экспертная деятельность психолога в образовании» (по направлениям подготовки: 37.03.01 Психология (квалификация «бакалавр»), 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (профиль «Психология образования», квалификация «бакалавр»)), проводимых О.А. Белобрыкиной.
(изготовлен из мягкой ткани, приятной на ощупь; гибкий при манипулировании им), обращают на себя внимание многочисленные «заплаты», расположенные на его теле. В детской психологии показано, что:
1) «в общей линии эмоционального развития дошкольника особое место занимает формирование половой и телесной идентичности как залог соматического благополучия ребенка» [5, с. 116];
2) «в норме к 5 годам у ребенка должен сформироваться позитивный образ собственного тела» [5, с. 117];
3) игрушка выступает объектом идентификации [1; 7; 18], а в период непосредственного освоения собственного тела ребёнок наделяет игрушку особым статусом - она становится «особым переходным объектом, периодически составляющим содержание его внутреннего мира» [6, с. 232].
Очевидно, что расположение подобных элементов на игрушке может оказать деформирующее воздействие на физический «образ Я» в период формирования телесной идентичности ребёнка. Особенно обращает на себя внимание заплатка, расположенная на ступне лапы с надписью «Love» и изображением сердца. Её смысл, на наш взгляд, не только однозначно свидетельствует об отношении персонажа к чувству любви, но и указывает на возможную валентность эмоциональной направленности этого чувства10 (а так же, дружбы, привязанности, симпатии) при его проявлении ребенком (подростком, юношей) в период возрастной значимости такого типа межличностных отношений.
Как видим, Мишка Тедди внешне безобиден настолько, что может стать потенциально опасным психологически. Это - персонаж, который совершенно не способен существовать самостоятельно, без чужой опеки. Он пассивен, беспомощен, старается быть тихим и незаметным. В нём заложены печаль
10 По сути, и другие надписи (типа «Me То You»), расположенные на ступнях лап медвежонка, свидетельствуют о его готовности «растоптать» интимные чувства других, проявляемые ими, в том числе, и по отношению к самому персонажу.
и страдания, недоверие к окружающему миру. И именно эти качества он, в итоге, может передать своему владельцу -ребёнку.
Игрушка-брелок «ПЕТУШОК»
«Петушок» представляет собой брелок, выполненный в виде мягкой игрушки, размером около 12 см. (рис. 4).
Рисунок 4. Фото игрушки-брелка «Петушок»
Большая часть игрушки выполнена из гладкой ткани, покрытой выступающими наружу разноцветными нитями, которые, предположительно, служат подобием перьев.
Игрушка окрашена в яркие «кислотные» (не естественные, оказывающие раздражающее воздействие на орган зрения) цвета - розовый, жёлтый и оранжевый, «разбросанные» по телу в хаотическом порядке. Более сдержанными по тону являются оранжевые лапы, клюв и
красные гребешок с бородкой. Над клювом расположены трудно различимые чёрные глаза-бусины. На шее повязана зелёная клеёнчатая ленточка. Внешне игрушка выглядит очень броской и аляповатой. По внешнему виду «Петушка» игрушку можно счесть прямой противоположностью серому и печальному Мишке Тедди. Однако, степень её полезности для ребёнка требует соответствующей проверки.
Все показатели, выявленные по методике К.Л.Лидина, действительно оказываются в плоскости, противоположной той, в которой расположены значения Медвежонка. Причем, все числовые значения являются достаточно высокими: 41 -страх, 31 - гнев, 45 - интерес-возбуждение, 38 - радость-гордость (рис. 5).
Рисунок 5. Оценка игрушки-брелка «Петушок» в координатах пространства эмоций
Полученные данные свидетельствуют, что по сравнению с Мишкой Тедди, оказывающим достаточно сильное влияние на две эмоции, «Петушок» в потенциале
интенсивно воздействует сразу на четыре. К тому же, это эмоции, обладающие высокой стеничностью, активностью и, при этом, низкой упорядоченностью [13]. Психологический смысл полученных результатов состоит в том, что анализируемая игрушка способна вызывать у ребёнка достаточно сильное возбуждение, которое может быть как радостным, так и агрессивным. Соответственно, такая игровая атрибутика однозначно противопоказана детям, обладающим достаточно выраженным холерическим темпераментом, склонным к высокому уровню возбудимости и активности. У детей, не имеющих в потенциале подобных индивидуально-психологических черт, эта игрушка может актуализировать склонность к гипераффектации.
Цветовая гамма игрушки так же выполнена в цветах активности: красный - подвижность, агрессивность, сексуальность; жёлтый - открытость, готовность ярко демонстрировать свои эмоции (вполне возможно, что именно потенциальную для красного цвета агрессивность) окружающему миру; оранжевый - готовность к самопознанию, активный интерес к себе [13]. Примечательно, что схожей оказывается и символика образа. Петух - символ мужского начала, он воплощает в себе воинственность, горделивость (гордыня, высокомерие), спесь, похоть (плоская страсть, вожделение), самонадеянность, тщеславие, используется для обозначения собственности, и одновременно, бдительность, храбрость, надежность, покаяние, ясность ума, способность к критическому мышлению, предвидению (бдительность по отношению ко всякого рода злу) [10; 19; 20; 23]. Заметим, что по внешнему виду и динамичности данная игрушка больше ассоциируется с негативными символическими трактовками - высокомерие, спесь, тщеславие, сладострастие, похоть.
Итак, если «Мишка Тедди» отличается чрезмерной пассивностью, то «Петушок», напротив, чрезмерной активностью, причём активностью слабо упорядоченной, не
имеющей вектора. Возможно, эта игрушка в определённых обстоятельствах может помочь ребёнку, который оказался лишён возможности проявления собственной активности (например, когда активность при разных уровнях выражения ребёнком эмоциональной экспрессии, жестко табуируется взрослыми [2]), в сублимационной форме компенсировать её недостаток. Однако, при постоянном и длительном взаимодействии с подобной игрушкой, она в большей мере будет способствовать возникновению у ребёнка чрезмерной возбудимости, гиперактивности, хаотичности эмоций и снижению способности управлять ими.
Игрушка-подвеска «Тигрёнок»
Многие игрушки со специальными фиксирующими креплениями (присосками, клипсами, липучками, вариативными подвесными устройствами и пр.) изготовители рекомендуют для младенцев (начиная с 3 -х месяцев, а в отдельных случаях, с момента рождения) с целью развития мелкой моторики, координации движений рук, сенсорного восприятия (слуха, зрения, тактильных ощущений) и любознательности ребёнка.
«Тигрёнок» как раз и представляет собой игрушку с липучкой, которая крепится к его голове толстой золотистой верёвочкой (рис. 6). Размер игрушки - около 10 см. в высоту, причем довольно явно выражена диспропорциональность отдельных частей тела. Так, величина головы вместе с мордой значительно отличается от нормальных пропорций, превышая общий объем тела (в единстве с короткими лапками и куцым хвостом). Кроме того, несоразмерность наблюдается в значимых деталях - мелкие чёрные глазки-бусинки (практически теряющиеся на общем фоне), нос и уши одинакового размера.
Игрушка изготовлена из плюша с коротким ворсом, вызывающего приятные тактильные ощущения. Цвета игрушки сдержанные, преобладает светлый песочно-рыжеватый оттенок, уши и хвост имеют более тёмный
коричневый оттенок, тело покрыто узкими чёрными полосками. Одет «Тигрёнок» в полосатую бело-красную футболку.
Как и «Мишка Тедди», «Тигрёнок» отличается от параметров, обозначенных В.С.Мухиной для игрушки, пробуждающей у ребёнка тёплые чувства [16].
Рисунок 6. Фото игрушки-подвески «Тигренок»
Символически образ тигра так же имеет двоякую трактовку. Тигр - это «сила, свирепость, жестокость, гнев, красота и скорость» [19, с. 368]; «символ энергии, силы и таланта, мощи и кровожадности, благородства и счастья» [23, с. 905], «смелости, героизма, но также разрушения и
свирепости» [10, с. 416]. Он воплощает агрессию и защиту, величие и дикость, жизнь и смерть, зло и победу добра, ярость и воинскую доблесть, благородство [10; 20; 24]. «Тигры активны, храбры, отважны, они - энтузиасты, довольно изобретательны и щедры, но часто непослушны, упрямы, нетерпеливы, не идут на взаимные уступки, порой свирепы, безрассудны и непредсказуемы, особенно при общении; часто испытывают неуверенность в себе» [20, с. 473]. Однако, в анализируемой игрушке невозможно обнаружить ни позитивных, ни негативных характеристик символического образа. Сложно представить себе силу и свирепость, безрассудность и непредсказуемость, агрессивность и гнев у персонажа, втиснутого в полосатую маечку и обладающего большим мягким носом и неуклюжими лапками. Трудно приписать этому тигренку и наличие активности, храбрости, отважности, энтузиазма и других положительных качеств. И, хотя в игрушке преобладают тёплые цвета, присутствующие и в «Петушке», у «Тигрёнка» они приобретают оттенки, приглушённые до такой степени, что не способны вызвать хоть какой-либо эмоциональный отклик.
Примечательно, что на учебных занятиях, посвященных экспертной оценке игрушек, периодически кто-либо из студентов замечает, что подобные игрушки, как правило, не вызывают у детей особого интереса. И они фактически правы. Подтверждение этому мы находим в результатах оценки игрушки с использованием батареи семантических дифференциалов.
Заметим, если в предыдущих случаях при оценке игрушек были зафиксированы довольно высокие баллы по выраженности отдельных эмоций, то «Тигрёнок», имея тенденцию по векторам «гнев», «радость-гордость», «отвращение» и «стыд», ни по одному из них не набрал более пяти баллов (рис. 7).
В данном случае о наличии состояния атараксии говорить не приходится, так как игрушка не гармонизирует внутренний мир ребенка, а в целом оказывается неспособной вызвать у него хоть какой-либо эмоциональный отклик - ей просто нечем привлекать к себе его внимание. По своей сути, эта игрушка оказывается бесполезна и скучна для ребёнка.
Рисунок 7. Оценка подвесной игрушки «Тигрёнок» в координатах пространства эмоций
С психологических позиций игрушку «Тигрёнок» можно рассматривать как в целом нейтральный стимул и довольно безопасное средство, не оказывающее действенного влияния на развитие ребенка. Причем, даже суррогатный образ тигра (исходя из искаженных пропорций), позиционируемый в игрушке, не сможет отрицательно повлиять на формирование телесной идентичности ребенка вследствие того, что она вряд ли окажется в зоне его пристального внимания.
Мягкая игрушка «Пчёлка»
«Пчёлка» относится к категории мягких игрушек, небольшой по объему (И = 20 см.). Окрашена в жёлтые (разных оттенков) и чёрные цвета, имеет укрупнённую, по сравнению с телом, голову, на которой расположены широкие глаза, нос розового оттенка и улыбающийся рот. На макушке находятся усики, на спине размещены белые крылышки. Имеется небольшое жало, выполненное из ткани. Изготовлена игрушка из мягкой ворсистой ткани, приятной для тактильного контакта (рис. 8). По своему внешнему виду эта игрушка наиболее близка к характеристикам привлекательного для ребёнка образа игрушки-детёныша, обозначенным В.С.Мухиной [16].
Цвета данной игрушки являются достаточно насыщенными, чтобы привлекать внимание, но, в тоже время, остаются приятными для глаза, не превращаясь в чрезмерно яркие, как это было с «Петушком». Сочетание чёрного и жёлтого цветов является одновременно естественным для животного, образ которого передаёт игрушка, и при этом воспринимается как «благородное золото» [10; 19]. Доминирование желтого цвета, которое наблюдается в игрушке придает цветовому сочетанию следующий смысл: «Я весел, жизнерадостен и общителен, но способен и на тайные, внутренние переживания» [13, с. 87].
Символический образ пчелы чрезвычайно многопланов и воплощает в себе преимущественно положительные качества. «Пчела олицетворяет активность, трудолюбие, усердие, организаторские и творческие способности, чистоплотность, общительность, скромность,
одухотворенность, храбрость, мудрость, умеренность, сдержанность, самоотверженность, красноречие» [23, с. 796]. Она «символизирует усердие, благоразумие, бдительность, экономию и бережливость» [20, с. 353]. Пожалуй, можно сказать, что в анализируемой игрушке образ пчелы позиционируется практически без искажений.
Оценка игрушки по методике К.Л.Лидина показала расположение числовых значений в области положительных эмоций - интерес-возбуждение и радость-гордость (рис. 9), причем в пределах нормы показателей атараксии. Это свидетельствует, что, в отличие от «Петушка» и «Мишки Тедди», влияние этой игрушки будет не столь сильно, а, значит, «Пчёлка» способна вызывать у ребёнка интерес и положительные эмоции, при этом, не доводя его до чрезмерного возбуждения.
Как видим, не все игрушки, производимые современной игрушечной индустрией, оказываются одинаково полезными для ребёнка. Рассмотренные образцы подтверждают это положение. Причем, оценить, какое воздействие конкретная игрушка может оказать на внутренний мир ребёнка, на его психологическое состояние, гораздо сложнее, чем понять, будет ли она вредна для его физического здоровья или просто привлекательной для него. Сложно представить, чтобы родители перед покупкой новой игрушки своему ребёнку
Рисунок 9. Оценка мягкой игрушки «Пчёлка» в координатах пространства эмоций
пытались оценивать её по представленной (или какой-либо иной) методике, а психологическая экспертиза детских игрушек, даже закрепленная в нашей стране на законодательном уровне [17], практически не учитывает требований психологического соответствия (или делает это по формальным признакам). Но, даже без специальных методик, зная о существующей проблеме, можно
предпринять определенные меры, чтобы обезопасить ребёнка от потенциально вредоносной игрушечной продукции.
Подводя краткий итог, определенно можно утверждать, что выбор игрушки - это не тот выбор, который следует делать в спешке, покупая первое, на что «упадёт» взгляд, или подчиняясь веяниям моды и популярности различных брендов. Необходимо, чтобы перед покупкой игрушки взрослый внимательнее присмотрелся к ней, попытался понять, какая история может стоять за конкретной игрушкой, какие эмоциональные состояния она вызывает у взрослого человека (потенциального покупателя) и какие эмоции демонстрирует сама.
Чрезвычайно важно учитывать, что для ребёнка игрушка - один из самых значимых объектов в его жизни, оказывающих всестороннее влияние на его развитие, и, соответственно, только от выбора родителя будет зависеть, каким окажется это влияние. Этот аспект актуализирует важность психолого-педагогического просвещения [21] в повышении психологической культуры родителей и других взрослых (воспитателей, педагогов-предметников и др., наделенных социально-правовой ответственностью за развитие и воспитание подрастающего поколения), по вопросам сохранения психологического здоровья детей, создания полноценных условий и выбора безопасных средств обеспечения игровой деятельности ребёнка.
Список литературы
1. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в «игровой цивилизации». М.: Даниловский благовестник, 1999. 144 с.
2. Белобрыкина О.А. Специфика распознавания эмоций детьми старшего дошкольного возраста в зависимости от отношения матери к ребенку // Наука и образование: материалы IX Всероссийской конференции студентов,
аспирантов и молодых ученых. В 6 т. Т.5. Ч.1: Психология и педагогика. Томск: ИНЛ ТГПУ, 2005. С. 59-71.
3. Белобрыкина О.А. Роль игрушки в эмоциональном благополучии ребенка // Социально-педагогические, психологические и философские аспекты формирования личности в культуре современной России. Бирск: БирГСПА, 2006. С. 154-167.
4. Белобрыкина О.А. Игрушка как условие нормализации психологического здоровья ребенка // Психологическое здоровье как условие самореализации личности / Под ред. М.И.Кошеновой, В.М.Физикова. Омск: ОмГПУ, 2008 С.125-138
5. Белобрыкина О.А. Горшечникова Г.А., Чухрова М.Г. Профилактика психосоматических нарушений эмоционального генеза в дошкольном возрасте: превентивные возможности детской одежды // II Всероссийский фестиваль науки. XVI Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование», посвященная 110-летию ТГПУ (23-27 апреля 2012 г.): В 5 т. Т. III: Педагогика и психология. Ч. 2: Психология. Реклама. Связи с общественностью. Томск: ТГПУ, 2012. С.114-123.
6. Белобрыкина О.А. Ретроспектива проблемы семантики детской игрушки как психологического феномена // Сборник доклади от Годишна университетска научна конференция (Болгария, г. Велико Търново, 3-4 юли 2014 година). Т. 12: Научно направление «Педагогически и хуманитарни науки». Велико Търново: Издателски комплекс на НВУ «Васил Левски», 2014. С. 225-235.
7. Валитова И.Е. Проблемы содержания и функций игры современного ребенка дошкольного возраста // Забавы и гульш у культуры правядзення вольнага часу гарадскога насельнщтва: зб. Матэрыялау мiжнароднай навукова-практычнай канферэнцьп (Брэст, 1-3 красавца 2005 г.). Брэст: Выд-ва БрДУ, 2005. С.33-36.
8. Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: Индрик, 1997. С. 159-177.
9. Дорогова Е.В. Детские игрушки как одна из проблемных сфер для реализации прав детей на защиту здоровья и нравственного развития // Вопросы современной юриспруденции: Сб. ст. по материалам XLII междунар. науч.-практ. конф. № 10 (41). Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014. С. 38-42
10. Жюльен Н. Словарь символов. Иллюстрированный справочник. Челябинск: Урал Л.Т.Д., 2000. 500 с.
11. Кошенова М.И., Илющенко О.В. Колыбельная как средство социализации ребенка на ранних этапах онтогенеза // Социально-гуманитарные и экономические науки. XXI век : материалы (сборник статей участников) Всероссийской науч. -практ. конф.: к 10-летию филиала РГГУ в г. Магадане, ноябрь 2011 г. / сост. А.Ю.Волчков, К.А.Логун. Магадан: ИП Кацубина Т.В., 2012. С. 190-193.
12. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. 152 с.
13. Лидин К.Л. Психологические механизмы воздействия образа на эмоциональную сферу личности. -Иркутск: ИрГУ, 2004. 112 с.
14. Лидин К.Л. Психосемантическое исследование феномена зависти // Развитие человека в современном мире: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / под науч. ред. О.А.Белобрыкиной, О.А.Шамшиковой. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. С. 102111.
15. Лидин К.Л. К вопросу о психологической экспертизе игрушек (на примере куклы Барби) //Развитие человека в современном мире: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / под науч. ред. О.А.Белобрыкиной, О.А.Шамшиковой. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. С. 128-140.
16. Мухина В.С. Детская психология. М.: Книга по требованию, 2012. 272 с.
17. Приказ Минобразования РФ от 26 июня 2000 г. № 1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей» // Российское образование. Федеральный образовательный портал. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/data/d_00/1917.html (Дата обращения: 10.06.2016).
18. Смирнова Е.О. Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии. М.: Изд-во «Ломоносов», 2009. 224 с.
19. Тресиддер Дж. Словарь символов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. 448 с.
20. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, 1997. 512 с.
21. Чупров Л.Ф. Психолого-педагогическое просвещение в практической деятельности психолога // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2012. №1-1. С. 104-110.
22. Центр игры и игрушки. URL: http://www.psytoys.ru/ (Дата обращения: 10.06.2016).
23. Энциклопедия символов /сост. В.М.Рошаль. М.: ACT; СПб.: Сова, 2008. 1007 с.
24. Юнг К.Г. и др. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 2016. 352 с.
25. Carte Blanche. URL: http://carteblanchegreetings.com/ (Дата обращения: 26.10. 2016)
26. Official Carte Blanche. Me to You animated story. URL: https://youtu.be/wXHdHwBH3gQ (Дата обращения: 30.09.2016).
27. Tetty Teddy Toys - Tetty Teddy & My blue Nose Friends Website. URL: http://www.tattyteddytoys.com/ (Дата обращения: 26.10.2016).
References
1. Abramenkova V.V. Igry i igrushki nashih detej: zabava ili paguba? Sovremennyj rebenok v «igrovoj civilizacii». M.: Danilovskij blagovestnik, 1999. 144 s.
2. Belobrykina O.A. Specifika raspoznavanija jemocij det'mi starshego doshkol'nogo vozrasta v zavisimosti ot otnoshenija materi k rebenku // Nauka i obrazovanie: materialy IX Vserossijskoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh. V 6 t. T.5. Ch.1: Psihologija i pedagogika. Tomsk: INL TGPU, 2005. S. 59-71.
3. Belobrykina O.A. Rol' igrushki v jemocional'nom blagopoluchii rebenka // Social'no-pedagogicheskie, psihologicheskie i filosofskie aspekty formirovanija lichnosti v kul'ture sovremennoj Rossii. Birsk: BirGSPA, 2006. S. 154-167.
4. Belobrykina O.A. Igrushka kak uslovie normalizacii psihologicheskogo zdorov'ja rebenka // Psihologicheskoe zdorov'e kak uslovie samorealizacii lichnosti / Pod red. M.I.Koshenovoj, V.M.Fizikova. Omsk: OmGPU, 2008 S.125-138
5. Belobrykina O.A. Gorshechnikova G.A., Chuhrova M.G. Profilaktika psihosomaticheskih narushenij jemocional'nogo geneza v doshkol'nom vozraste: preventivnye vozmozhnosti detskoj odezhdy // II Vserossijskij festival' nauki. XVI Mezhdunarodnaja konferencija studentov, aspirantov i molodyh uchenyh «Nauka i obrazovanie», posvjashhennaja 110-letiju TGPU (23-27 aprelja 2012 g.): V 5 t. T. III: Pedagogika i psihologija. Ch. 2: Psihologija. Reklama. Svjazi s obshhestvennost'ju. Tomsk: TGPU, 2012. S.114-123.
6. Belobrykina O.A. Retrospektiva problemy semantiki detskoj igrushki kak psihologicheskogo fenomena // Sbornik dokladi ot Godishna universitetska nauchna konferencija (Bolgarija, g. Veliko T#rnovo, 3-4 juli 2014 godina). T. 12: Nauchno napravlenie «Pedagogicheski i humanitarni nauki». Veliko T#rnovo: Izdatelski kompleks na NVU «Vasil Levski», 2014. S. 225-235.
7. Valitova I.E. Problemy soderzhanija i funkcij igry sovremennogo rebenka doshkol'nogo vozrasta // Zabavy i gul'ni y kul'tury pravjadzennja vol'naga chasu garadskoga nasel'nictva: zb. Matjeryjalay mizhnarodnaj navukova-praktychnaj kanferjencyi (Brjest, 1-3 krasavika 2005 g.). Brjest: Vyd-va BrDU, 2005. S. 33-36.
8. Gura A.V. Simvolika zhivotnyh v slavjanskoj narodnoj tradicii. M.: Indrik, 1997. S. 159-177.
9. Dorogova E.V. Detskie igrushki kak odna iz problemnyh sfer dlja realizacii prav detej na zashhitu zdorov'ja i nravstvennogo razvitija // Voprosy sovremennoj jurisprudencii: Sb. st. po materialam XLII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. № 10 (41). Novosibirsk: Izd. «SibAK», 2014. S. 38-42
10. Zhjul'en N. Slovar' simvolov. Illjustrirovannyj spravochnik. Cheljabinsk: Ural L.T.D., 2000. 500 s.
11. Koshenova M.I., Iljushhenko O.V. Kolybel'naja kak sredstvo socializacii rebenka na rannih jetapah ontogeneza // Social'no-gumanitarnye i jekonomicheskie nauki. XXI vek: materialy (sbornik statej uchastnikov) Vserossijskoj nauch.-prakt. konf.: k 10-letiju filiala RGGU v g. Magadane, nojabr' 2011 g. / sost. A.Ju.Volchkov, K.A.Logun. Magadan: IP Kacubina T.V., 2012. S. 190-193.
12. Kravcova E.E. Psihologicheskie problemy gotovnosti detej k obucheniju v shkole. M.: Pedagogika, 1991. 152 s.
13. Lidin K.L. Psihologicheskie mehanizmy vozdejstvija obraza na jemocional'nuju sferu lichnosti. - Irkutsk: IrGU, 2004. 112 s.
14. Lidin K.L. Psihosemanticheskoe issledovanie fenomena zavisti // Razvitie cheloveka v sovremennom mire: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod nauch. red. O.A.Belobrykinoj, O.A.Shamshikovoj. Novosibirsk: Izd. NGPU, 2006. S. 102-111.
15. Lidin K.L. K voprosu o psihologicheskoj jekspertize igrushek (na primere kukly Barbi) //Razvitie cheloveka v sovremennom mire: Materialy Vserossijskoj nauchno-
prakticheskoj konferencii / pod nauch. red. O.A.Belobrykinoj, O.A.Shamshikovoj. Novosibirsk: Izd. NGPU, 2006. S. 128-140.
16. Muhina V.S. Detskaja psihologija. M.: Kniga po trebovaniju, 2012. 272 s.
17. Prikaz Minobrazovanija RF ot 26 ijunja 2000 g. № 1917 «Ob jekspertize nastol'nyh, komp'juternyh i inyh igr, igrushek i igrovyh sooruzhenij dlja detej» // Rossijskoe obrazovanie. Federal'nyj obrazovatel'nyj portal. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/data/d_00/1917.html (Data obrashhenija: 10.06.2016).
18. Smirnova E.O. Vo chto igrajut nashi deti? Igry i igrushki v zerkale psihologii. M.: Izd-vo «Lomonosov», 2009. 224 s.
19. Tresidder Dzh. Slovar' simvolov. M.: FAIR-PRESS, 2001. 448 s.
20. Foli D. Jenciklopedija znakov i simvolov. M.: Veche, 1997. 512 s.
21. Chuprov L.F. Psihologo-pedagogicheskoe prosveshhenie v prakticheskoj dejatel'nosti psihologa // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2012. №1-1. S. 104110.
22. Centr igry i igrushki. URL: http://www.psytoys.ru/ (Data obrashhenija: 10.06.2016).
23. Jenciklopedija simvolov /sost. V.M.Roshal'. M.: ACT; SPb.: Sova, 2008. 1007 s.
24. Jung K.G. i dr. Chelovek i ego simvoly. M.: Serebrjanye niti, 2016. 352 s.
25. Carte Blanche. URL: http://carteblanchegreetings.com/ (Data obrashhenija: 26.10. 2016).
26. Official Carte Blanche. Me to You animated story. URL: https://youtu.be/wXHdHwBH3gQ (Data obrashhenija: 30.09.2016).
27. Tetty Teddy Toys - Tetty Teddy & My blue Nose Friends Website. URL: http://www.tattyteddytoys.com/ (Data obrashhenija: 26.10.2016).