УДК 377
«ГАЗПРОМ-КЛАССЫ» КАК ФОРМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ НА ЯМАЛЕ
Г.А. Шайхутдинова, О.О. Яворский
Аннотация. В статье исследуются в общих чертах основные направления «погружения» в корпоративную культуру газовой отрасли на основе принципа преемственности в профильных «Газпром классах». Авторы показывают, как реализуется одна из основных целей проекта - создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы с учетом реальных потребностей градообразующих предприятий.
Ключевые слова: корпоративная культура, преемственность, кластерный подход, образовательный кластер, профильные «Газпром классы».
GAZPROM-KLASSY” AS THE FORM OF CONTINUOUS TRAINING FOR GAS INDUSTRY ON YAMAL
G. Shaykhutdinova, O. Yavorsky
Abstract. In article the main directions of introduction to corporate culture of gas industry are investigated on the basis of the principle of continuity in profile "Gazprom classes". Authors show how one of main objectives of the project is realized - creation of system of specialized preparation (profile training) in the senior classes of comprehensive school taking into account real requirements of the city-forming enterprises.
Keywords: corporate culture, continuity, cluster approach, educational cluster, profile "Gazprom classes".
Современное социально-экономическое развитие России тесно связано с развитием регионов, что в свою очередь актуализирует вопросы повышения качества подготовки рабочих кадров. Сегодня практически каждый регион нацелен на развитие тех отраслей народного хозяйства, которые способны в условиях санкционной политики ряда зарубежных стран, работать на повышение качества производимой продукции. ОАО «Газпром» является одним из важнейших участников российской экономики и процессов, происходящих на мировых энергетических рынках, одним из самых крупных работодателей и налогоплательщиков страны.
Газпром занимает ключевое место в развитии экономики современной России, являясь ведущей добывающей компанией, которая оказывает реальное влияние на развитие страны. Поэтому, от того какой будет кадровый потенциал и как он организует в будущем развитие компании зависит развитие отрасли в целом. Следовательно, газовая отрасль как высокотехнологичный сегмент рынка требует конкурентоспособного специалиста,
обладающего подготовленностью
международного класса, высочайшей пробы профессионализмом и устойчивой
компетентностью. Для получения такого результата образовательные организации профессионального образования активно
использует потенциал, заложенный в кластерной политике региона.
В рамках политики управления человеческими ресурсами в Газпроме реализована система непрерывного фирменного профессионального образования, которая функционирует с 1997 года. Система направлена на развитие профессиональных компетенций работников, получение новых
профессиональных навыков, подготовку к выполнению новых трудовых функций. Принцип непрерывности образования, заложенный в системе, означает постоянное совершенствование знаний и навыков работника, поддерживание необходимого уровня профессиональных компетенций в течение всей трудовой деятельности на основе преемственности и взаимосвязи программ основного и дополнительного
профессионального образования. В рамках Программы инновационного развития Газпрома до 2020 года разработана Концепция взаимодействия ОАО «Газпром» и его дочерних обществ с государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования. Данной программой определены девять опорных вузов и два вуза - специальных партнера ОАО «Газпром», с которыми заключены соглашения о сотрудничестве по различным направлениям. Тесное
взаимодействие с вузами-партнерами позволяет повысить уровень квалификации выпускников и
1
сократить срок профессиональной адаптации на производственных объектах компании.
Представители Газпрома участвуют в разработке учебных программ, учебнометодических материалов, в преподавательской деятельности, в выборе тематик дипломных работ, организуются практическая подготовка студентов и стажировки преподавателей вузов на производственных объектах Газпрома. Студентам предоставляется возможность участвовать в совместных с вузами научных разработках по заказу компании. Такое взаимодействие Газпрома с вузами позволяет сделать процесс обучения студентов практикоориентированным.
В целом система непрерывного профессионального образования позволяет решить вопрос подготовки современных кадров в соответствии с четкими требованиями к компетенциям специалистов, к их навыкам и знаниям. В рамках системы непрерывного образования ОАО «Газпром» активно развивает и профильное обучение, в том числе в г. Новый Уренгой на базе гимназии и СОШ «Земля родная». Данный проект профильных классов реализуется в рамках программы «Я выбираю специальность!», которая действует в ООО «Газпром добыча Ямбург» с 2010 года. Участие в ней подразумевает непрерывность общего среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования и обязательное поступление в профильные ВУЗы, определенные программой. В настоящее время это - Тюменский государственный нефтегазовый университет, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Российский государственный университет нефти и газа, Томский национальный политехнический университет.
После окончания «Газпром-класса» в случае поступления в профильный ВУЗ учащийся получает статус «целевой студент» и газодобывающие предприятия будут проводить дальнейшее сопровождение студента на протяжении всего срока его обучения. Заключительным этапом данного проекта и программы «Я выбираю специальность!» является трудоустройство в дочерние общества группы компаний ОАО «Газпром», в которые выпускник ВУЗа распределяется по окончании успешного обучения на основании решения конкурсной комиссии. Победителям программы гарантируется трудоустройство на рабочие профессии, либо должности инженеров и специалистов без категории.
«Газпром-классы» созданы для реализации важной стратегической задачи Газпрома:
формирование перспективного резерва из числа учащихся по востребованным специальностям дочерними обществами газовой отрасли. Существенной задачей для учителей «Газпром-классов» является определение оптимальных форм организации и проведения профориентационных мероприятий и
профильной подготовки учащихся в соответствии с требованиями и корпоративной культурой отрасли.
Одним из ключевых условий реализации данной задачи является внедрение принципа преемственности в подготовке специалиста в условиях образовательного кластера, на котором строится раннее профильное обучение. Его эффективность зависит не только от сопряжения профильных, общеобразовательных и
профессиональных образовательных программ различных уровней в образовательном кластере, которые находятся в преемственном соподчинении на основе сквозных образовательных программ, но и от того на сколько принцип преемственности будет реализован в процессе «погружения» учащихся в корпоративную культуру. Создаваемая модель преемственности в «Газпром-классах» реализуется в образовательном кластере, в условиях профессиональной образовательной среды для учащихся 10 - 11 классов, в которой они не только закрепляют свой профессиональный выбор, но и быстрее адаптируются, интегрируются в корпоративную культуру, как бы примеряя на себя те ценности культуры будущих специалистов, которые декларирует Газпром.
Проблеме преемственности в образовании в педагогической науке и практике уделено достаточно много внимания. Сущность преемственности, ее место и роль в целостном педагогическом процессе раскрываются в работах Б.Г. Ананьева, Ш.И. Ганелина, А.Н. Кухты, А.Г. Мороза, А.А. Кыверялга, Ю.А. Кустова, П.Н. Олейника, А.В. Батаршева, О.Ю. Пинаевой, А.В. Литвина, Л.А. Савинкова и др. Психолого-педагогические аспекты проблемы преемственности рассматривались Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.В. Брушлинским, А.Н. Леонтьевым и др. [1, с. 7-9].
Все подходы к определению преемственности в образовании и выявлению ее сущности свидетельствуют о многоаспектности и универсальности этого явления. Например, определение лишь одного аспекта преемственности в образовании -преемственность в обучении - не является достаточным. На наш взгляд, преемственность следует рассматривать как целостную систему,
2
где преемственность проявляет себя и в содержании обучения (цели, принципы, методы, технологии, отбор содержания для разных ступеней образования) и в профилизации, через стимулирование и мотивирование, погружение в корпоративную культуру, создание «ситуаций-образов» будущего специалиста, которые играют ключевую роль в становлении личности учащегося в целом. Преемственность через погружение в корпоративную культуру будет проходить эффективнее в кластерной образовательной среде.
Теоретическую основу для исследования образовательных кластеров в профессиональном образовании составляют работы Г.В. Мухаметзяновой, Е.А. Корчагина, Н.Б. Пугачевой, А.В. Леонтьева [2, с. 60]. В отличие от традиционной системы, кластерная модель создает основу для объединения знаний в рамках идентичных профессиональных направлений, образующих профиль, позволяет создать инновационную парадигму образования, направленную на управление знаниями, генерацию новых знаний и технологий, подготовку и развитие квалифицированных кадров [4, с. 12].
Профессиональное образование не может развиваться изолированно от тех структур, для которых оно готовит специалистов. А корпоративное образование - это механизм практической реализации обратной связи между промышленностью и образованием. Основная задача корпоративного образования состоит в подготовке профессиональных кадров для цепочки создания и трансферта новых технологий; привлечении средств
потенциальных работодателей и корпораций в систему профессионального образования [3, с. 78]. Суть корпоративного образования состоит в том, что работодатели принимают активное, в том числе и финансовое, участие в подготовке кадров.
Правильное понимание места и роли корпоративного образования — способствует расширению возможностей подготовки кадров для конкретных отраслей народного хозяйства. В этом случае содержание образования становится не стихийно складывающимся направлением взаимодействия всевозможных групп людей, а последовательно упорядоченным способом деятельности всех органов образования. Прежде всего, следует обратить внимание на те корпоративные ценности, которые транслирует компания. Например, основными корпоративными ценностями для сотрудников компании ОАО «Газпром» являются:
профессионализм - глубокое знание своей специальности, своевременное и качественное выполнение поставленных задач, постоянное совершенствование профессиональных знаний и умений;
инициативность - активность и самостоятельность работников в оптимизации производственного процесса;
бережливость - ответственный и бережный подход к использованию активов Общества, к собственному рабочему времени и рабочему времени других работников;
взаимное уважение - командный дух в работе, доверие, доброжелательность и сотрудничество в процессе решения поставленных задач;
открытость к диалогу - открытый и честный обмен информацией, готовность совместно выработать оптимальное решение;
преемственность - уважение к труду и опыту старших поколений, общение начинающих с ветеранами труда, профессиональное обучение и наставничество;
имидж - использование приемов и стратегий, направленных на создание позитивного мнения об Обществе.
Следует заметить, что на базе этих ценностей сформированы, разработаны, структурированы качества, выработку которых компания предъявляет к сотрудникам. Так Общество ценит в своих работниках:
• компетентность - глубокие и всесторонние знания по специальности; высокий профессионализм; умение строить отношения с партнерами и коллегами; владение смежными специальностями и наличие знаний в смежных областях;
• инициативность - способность
предлагать новые подходы и идеи; стремление к самосовершенствованию; способность и
готовность самостоятельно работать над повышением квалификации; творческий подход к работе; активность и самостоятельность мышления; готовность и способность брать на себя ответственность;
• личностные качества - честность, порядочность, искренность; доброжелательность в отношениях с коллегами; высокая внутренняя культура и самодисциплина; понимание специфики работы в Обществе и умение сохранять конфиденциальность информации;
• корпоративное поведение - преданность и лояльность Обществу; содействие формированию духа сплоченной команды; готовность оказать поддержку и прийти на помощь.
3
Именно эти ценности и качества положены в основу содержания программ и мероприятий, связанных с организацией «Газпром-классов». Содержание обучения в «Газпром-классе» строится следующим образом:
- учебный план гимназии и школы (3 ступень): выделение профильных предметов, которые необходимы для поступления в ВУЗы на специальности (физика, математика, химия, информатика);
- индивидуальные образовательные программы (ИОП);
- введение элективных предметов по направлениям профиля;
- проведение практических занятий на базе
Новоуренгойского техникума газовой
промышленности;
- приглашение преподавателей из ВУЗов страны нефтегазового профиля.
Проведенный анализ программ,
календарного плана дополнительного обучения и профориентационной работы в «Газпром-классах» инженерно-технического направления раскрывает основные направления погружения в корпоративную культуру, которые декларирует компания. Вот некоторые из них: например, преемственность - уважение к труду и опыту старших поколений, общение начинающих с ветеранами труда, профессиональное обучение и наставничество. Механизм реализации через проведение совместных мероприятий: спецкурс «Знакомство с отраслью», лекция «История газовой промышленности», презентация и экскурсии по Новоуренгойскому техникуму газовой промышленности, Ямальскому нефтегазовому институту, музею «История ООО «Газпром добыча Уренгой» организация и проведение викторины по истории газовой отрасли «Газовая летопись», закрепление кураторов за учащимися «Газпром-классов» из числа членов совета молодых специалистов и ученых и Общественного совета на основании подведения итогов анкетирования, знакомство кураторов с учащимися и др.
«Погружение» в профессию реализуется также через механизм проведения разнообразных совместных мероприятий: экскурсии на производственные объекты ООО «Газпром добыча Уренгой», посещение полярного круга «Один день на рабочем месте» -знакомство со специалистами
нефтедобывающих предприятий. Презентация специальностей (инженер-механик и др.), презентация Совета молодых специалистов и ученых ООО «Газпром добыча Ямбург» и Общественного совета по работе с молодежью ООО «Газпром добыча Уренгой», организация
совместных научно-исследовательских
проектов, где работу учащихся курируют наставники из числа молодых специалистов. Эта работа осуществляется по отдельному плану. План рассчитан на 2 учебных года. Исследовательская работа учащихся из «Газпром-классов» начинается в 10 классе. В 11 классе учащийся сможет продолжить разработку темы - принять участие в научно-практических мероприятиях, либо выбрать новое направление для исследований.
Реализация плана по вовлечению учащихся «Газпром-классы» в научно-исследовательскую деятельность и развития научно-технического творчества предусмотрена «двойным кураторством». На первом этапе в дочерних обществах разрабатываются (и адаптируются для школьной базы знаний) тематики будущих исследований, также закрепляются кураторы по направлениям (из числа участников Совета молодых специалистов).
На втором этапе в «Газпром-классах» проводятся семинары, лекции по основам научно-технической и рационализаторской деятельности. Цель занятий - заинтересовать учащихся в рационализаторской и инновационной деятельности, познакомить с алгоритмом самостоятельного научного исследования, рассказать об актуальных направлениях для изучения, тенденциях мировой науки. После выбора тематики исследований, учащихся представляют куратору из числа молодежи дочернего общества. За каждым «научным тандемом» закрепляют наставника от Неправительственного Фонда им И.М. Вернадского (который координирует научные изыскания и задаёт вектор исследованиям).
Куратор и школьник обсуждают цели, задачи исследований, разрабатывают план и структуру работы. В плановом порядке ежемесячно проходят общие семинары под контролем кураторов, на котором школьники докладывают о промежуточных результатах проделанной работы.
В конце учебного года, запланировано проведение конкурса проектов (обязательно присутствие кураторов от Союза молодых специалистов). Лучшие докладчики
рекомендуются для участия в молодежных научно-практических конференциях дочерних обществ (специальная секция для школьников), а также во Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. И.М. Вернадского и Участие в Международной молодежной научной конференции «Нефть и газ - 2015»
4
(Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина).
В 2015 году в проекте «Газпром-классы», в Новом Уренгое, созданном два года назад дочерними обществами ОАО «Газпром» ООО «Газпром добыча Ямбург» и ООО «Газпром добыча Уренгой» на базе Гимназии и СОШ «Земля родная», был проведен первый выпуск. Все выпускники «Газпром-класса» продолжают получать образование в ВУЗах страны - из 25 выпускников Гимназии 2015 года - все поступили на бюджет. Более (50%) 17 человек связали свой выбор с ВУЗами нефтегазового направления, т.е. выбрали те специальности, которые востребованы в ООО «Газпром добыча Ямбург» и будут продолжать обучение по профилю, реализуя ценности компании. Еще 25% выпускников выбрали техническое направление - горное или аэрокосмическое,
остальные связали судьбу с информационными технологиями в энергетическом секторе. На этом этапе проект реализован практически на 100%. На следующем этапе проекта дочерние компании курируют становление будущого специалиста.
Таким образом, применение принципа преемственности в отраслевом образовательном кластере «Газпром-классов» в г. Новый Уренгой обеспечивает условия для ранней ориентации на конкретную высококвалифицированную
профессиональную деятельность, ясные перспективы профессионального роста для наиболее талантливых и профессионально мотивированных молодых специалистов. Это способствует их раннему вовлечению в реальные производственные отношения и обеспечивает максимальную профессиональную отдачу.
Литература:
1. Афанасьева А.И. Исторический процесс и смена поколений / А.И. Афанасьева // Преемственность поколений как социологическая проблема / Под ред. Ю. Левады. - М.: Знание, 1973. - С. 7-9.
2. Мухаметзянова Г.В., Пугачева Н.Б. Кластерный подход к управлению профессиональным образованием. - Казань: ИПП ПО РАО. - С. 60.
3. Мухаметзянова Г.В. Вопросы общей и профессиональной педагогики. Избранные педагогические труды: В 3 -х т. - Казань: Магариф, 2005. - С. 78
4. Мухаметзянова Ф.Ш. Теоретические и практические аспекты профориентации учащейся молодежи в условиях научно-образовательного кластера / Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 4(1). - С. 10-14.
5. Шайхутдинова Г.А. Актуальные проблемы
профессионально-личностного становления
будущего специалиста / Шайхутдинова Г.А. // Казанский педагогический журнал. - 2010. - № 4. - С. 156-162.
Сведения об авторах:
Шайхутдинова Галия Айратовна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, ученый секретарь ФГБНУ «Институт проблем национальной и малокомплектной школы Российской академии образования», e-mail: [email protected]
Яворский Остап Олегович (г. Новый Уренгой, Россия), аспирант ФГБНУ «Институт проблем национальной и малокомплектной школы Российской академии образования».
Data about the authors:
G. Shaykhutdinova (Kazan, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor, scientific secretary of the Federal state budjet scientific institution “Institute of the problems of national and ungraded school of the Russian academy of education”, e-mail: [email protected]
O. Yavorsky (Novy Urengoy, Russia), postgraduate student of the Federal state budjet scientific institution “Institute of the problems of national and ungraded school of the Russian academy of education”.
5