Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 1. С. 170-181
Газетно-публицистические тексты как источник информации о технологии ведения
современной информационно-психологической войны Г.А. Копнина, А.П. Сковородников
УДК 81'42:81'38:81"27
ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ О ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ
Г.А. Копнина, А.П. Сковородников
В статье систематизированы наблюдения журналистов над технологией информационно-психологической войны против России, представленные на страницах современных газет. Приводятся высказывания журналистов о целях, объектах, мишенях и каналах, стратегиях и языковых средствах информационно-психологического воздействия на российское общество. Доказывается значимость газетной публицистики в противостоянии информационно-психологической войне. Сбор и систематизация наблюдений журналистов над способами ведения информационно-психологической войны дают материал не только для медиалингвистических исследований, но и для разработки такого нового речеведческого направления, как лингвистика информационно-психологической войны, включая ее стилистический аспект.
Ключевые слова и фразы: информационно-психологическая война; технология; мишени информационно-психологического воздействия; информационно-психологическое оружие.
JOURNALISTIC WRITING AS A RESOURCE OF INFORMATION WARFARE
TECHNOLOGIES
G.A. Kopnina, A.P. Skovorodnikov
In the article the author systematizes journalists' observations on technologies of information-psychological warfare against Russia, presented in the newspapers. The author cites the journalists' statements about the aims, objects, targets and channels, strategies and linguistic means of information-psychological influence on the Russian society. The paper proves the importance of newspaper journalism in stand-off of the information-psychological war. Gathering and systematization of journalists' observations on the means of conducting information-psychological warfare provides the material not only for media linguistic studies, but also for developing such new speech discipline as linguistics of information-psychological warfare, including its stylistic aspect. Keywords and phrases: information-psychological warfare; technology; targets of information-psychological influence; information-psychological weapon.
Наполеону Бонапарту приписывают высказывание «Я больше боюсь трех газет, чем ста тысяч штыков», свидетельствующее о той огромной роли, которую играют медиатексты в войне путем информационно-психологического воздействия на сознание людей. Современные газеты, наряду с другими СМИ, являются каналом для осуществления такого воздействия, а публикуемые в них тексты - не только оружием наступления в информационно-психологической войне против России, но и составляющими тех оборонительных операций, которые направлены на защиту России, ее суверенитета и национальных интересов. Многие журналисты являются «солдатами мирного фронта»
Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 1. С. 170-181
Газетно-публицистические тексты как источник информации о технологии ведения
современной информационно-психологической войны Г.А. Копнина, А.П. Сковородников
[Дементьева 2014: 16], тексты которых дают возможность судить о технологии ведения информационно-психологической войны против России как поднимающейся державы. Говорят даже о возможности выделения такого особого вида журналистской деятельности, как «разоблачение фейков», под которыми понимается ложная информация, инициирующая значимые политические решения и направленная на переформатирование общественного мнения в нужном актору войны направлении [Калмыков 2015].
Цель данной статьи - представить в систематизированном виде некоторые наблюдения журналистов над технологией информационно-психологического (по сути информационно-идеологического) воздействия на российское общество, опубликованные на страницах современных газет. Такие наблюдения могут не только оказать пользу лингвистам в изучении современной информационно-психологической войны против России, которая представляет собой лишь часть гибридной войны и «по своей интенсивности является беспрецедентной в XXI в.» [Комлева 2015: 21], но и помочь рядовым носителям языка противостоять осуществляемому психологическому насилию.
Перейдем к типам информации, которую можно почерпнуть из газетных текстов.
Информация о цели и задачах информационно-психологической войны.
Есть мнение, что современная информационно-психологическая война, которая осуществляется в сети Интернет, имеет предваряющий характер по отношению к «горячей войне» и что ее цель - настроить народ против действующей власти и тем самым получить его поддержку: «В современных условиях военный удар по России будет предвосхищен реализацией стратегии сетевых войн. То есть сначала будет установлен максимальный контроль над фрагментами Российского государства с помощью социальных сетей в интернете, сетевых сообществ, организованных религиозных, культурных, политических групп, которые настраиваются на работу против российской государственности.
Тогда сознание россиян будет сформировано таким образом, что все, что идет от Запада, воспринимается как исключительное благо, которому сопротивляться не надо, а нынешняя власть, политический режим никуда не годятся. Тогда может быть осуществлён прямой военный удар по России. Сетевые войны, которые ведутся против России сегодня, призваны сформировать общественное мнение именно таким образом» (ЛГ. 2013. № 50).
Публицист Вадим Бондарь пишет: «Сегодня в информационной войне против России используется весь опыт и приемы, наработанные предшественниками. Задач у этой войны три. Первая: демонизировать Россию, лично Путина и русских вообще, чтобы, с одной
Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 1. С. 170-181
Газетно-публицистические тексты как источник информации о технологии ведения
современной информационно-психологической войны Г.А. Копнина, А.П. Сковородников
стороны, консолидировать весь "цивилизованный" мир под отеческой рукой США, а с другой - представить нынешний курс нашей страны как неприемлемый, безжалостно сжечь мосты сотрудничества между Россией и Европой.
Вторая задача вытекает из первой. Русские, говорят нам, одумайтесь! Ваше руководство ведет вас не туда. За это весь цивилизованный мир будет вас всячески гнобить и ненавидеть. Вот вернетесь на путь истинный, которым шли в начале девяностых и были послушной игрушкой в руках Запада, - сразу все изменится в лучшую для вас сторону. <...> Эта задача преследует своей целью создание в стране питательного бульона для роста протестных настроений по отношению к тем, кто уводит страну от Западного проекта.
Третья задача - воздействие на российские элиты. Угроза сделать представителей этих амбициозных сообществ изгоями должна, предполагается, максимально быстро подавить их патриотизм» (Культура. 24.07.2014).
Вот еще одна точка зрения: «Нашу страну постепенно, не торопясь, втягивают в очень сложную структуру взаимосвязанных, взаимовлияющих "гибридных" войн. Причем — втягивают таким образом, чтобы нарастить критический уровень неопределенности в текущей государственной стратегии России, стимулировать критическое усиление антагонистических противоречий в основных центрах российского государственного управления. <...> Причем, парадоксальным образом, не наша страна является ключевой целью стратегов Четвертой Мировой войны. Но именно в результате победы над ней планируется перейти в принципиально новый исторический период» (Завтра. 2016. № 22).
Информация об объектах и мишенях информационно-психологического воздействия.
Объектом информационно-психологического воздействия является сознание человека и общества в целом, а мишенями - понятия и представления о таких связанных с объектом сторонах действительности, которые подвергаются односторонней негативной оценке и, соответственно, дискредитации.
Одной из мишеней в современной информационно-психологической войне является Русская православная церковь. Причину выбора такой мишени актором антироссийской войны блогер Д. Беляев объясняет так: «— У каждой информационной кампании есть заказчик. Давайте вспомним, как после признания результатов президентских выборов сразу же последовала атака на Русскую православную церковь. Почему? Ответ достаточно очевиден любому знающему историю человеку. Дело в том, что именно
Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 1. С. 170-181
Газетно-публицистические тексты как источник информации о технологии ведения
современной информационно-психологической войны Г.А. Копнина, А.П. Сковородников
православие лежит в основе русской цивилизации на протяжении вот уже 1025 лет. И вполне логично, что сегодня подхлёстываемые и финансируемые нашими недругами силы внутри страны в информационном поле и бьют точно по тем же ключевым местам, что и их предшественники» (ЛГ. 2014. № 40). Журналисты описывают целый ряд организационных операций, направленных против Русского Православия, например: "Пусси Райот" - эта атака на русское православие, породившая грандиозный всплеск русофобии, нанесла заметный урон репутации православной церкви (Завтра. 2013. № 30).
В качестве мишеней воздействия СМИ, вставших на сторону противника, была использована Олимпиада в Сочи. Александр Кондрашов замечает: «Травлю Олимпиады, развернутую в зарубежной прессе, распространяемые ложь и клевету президент назвал пережитками холодной войны. <...> Но "пережитки" по масштабам намного превзошли саму холодную войну и приобрели новые формы. Против России не просто ведется психологическая война, она ведется на ее территории, и на противной стороне выступают некоторые российские СМИ» (ЛГ. 2014. № 7). Александр Проханов подробно описывает те организационные мероприятия, которые были предприняты в этой войне нашими противниками. Это и «гомосексуальные скандалы, которые опять повесили на олимпийский флагшток, разговоры о том, что спортсмены гомосексуалисты, приехавшие на Олимпиаду, будут ошельмованы, арестованы российской властью», и «отказ нескольких ведущих политиков Америки и Европы посетить Олимпиаду, тем самым принизить её статус, бойкотировать её, выразить презрение к этому поднимающемуся русскому символу», и «слухи о появлении в Чёрном море кораблей 6-го американского флота с отрядом морских пехотинцев, которые якобы прибыли к берегам олимпийской страны, чтобы защитить американских спортсменов от гипотетических террористов», и попытки вызвать «страхи, опасения и фобии, говорящие о том, что Олимпиада станет объектом непрерывных террористических ударов», и «нескончаемые разговоры о том, что Олимпиада - это воровское гнездо, скопище разбойников, которые расхитили государственный бюджет»», и попытки внедрения в сознание народа мысли о том, что «олимпийские сооружения: ледовые дворцы, треки, горные трассы, - это непозволительная для России роскошь, и эти деньги надо потратить на благосостояние стариков и ветеранов». Он заключает: «Вокруг Олимпиады сложилась атмосфера недоброжелательности со стороны отечественных либералов. Они ищут любой повод, любой недочёт, любую погрешность в создании олимпийских сооружений и самой Олимпиады для того, чтобы ещё больше понизить
Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 1. С. 170-181
Газетно-публицистические тексты как источник информации о технологии ведения
современной информационно-психологической войны Г.А. Копнина, А.П. Сковородников
уровень олимпийских празднеств, отравить эти празднества, превратить русское олимпийское торжество в русское поражение» (Завтра. 2014. № 6).
Мишенью информационно-психологической войны служат праздники, связанные с историей России и символизирующие ее победы, например: «Парады, помпезность и пафос вызывают у либеральной интеллигенции какую-то особенную неприязнь. Пережить прославление советской или русской государственной мощи (а условность парада - это всегда триумф государства) либеральная интеллигенция не может. Она сразу начинает думать об интимном, вспоминать семейные обиды, пытается сформулировать накипевшее. Вот Борис Берман обрушился в преддверии праздника с критикой:
"Сегодня, стоя в глухой пробке по случаю репетиции парада, я пытался понять, когда началась моя нелюбовь к этим громыхающим фальшью действам... ".
Странно, что человек, близкий к миру искусства, делает вид, что не знает о существовании жанровых особенностей как таковых, о специфике действа под названием -военный парад» (ЛГ. 2013. № 20).
Из газет мы узнаем, что мишенями информационно-психологической войны, ведущейся против России, становятся ее выдающиеся исторические государственные деятели (Александр Невский, Иоанн IV Грозный, Петр I, Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов и многие др.), русский народ, его культура, литература и даже русский язык.
Информация о каналах информационно-психологического воздействия и используемых жанрах как информационно-психологическом оружии.
Общепризнанно, что мировоззрение формируется в значительной степени под влиянием СМИ (газет, радио, телевидения, Интернет), образования и литературы. Вот как об этом пишут журналисты.
Маринэ Восканян о сети Интернет как о пространстве и канале воздействия: «Ключевым фактором современных информационных войн является то, что основным пространством, где они разворачиваются, и одновременно главным инструментом этих процессов является Интернет». Она же об использовании жанра компьютерных игр: «Однако сегодня в ходе кампаний по информационному влиянию пользователям "подсовываются" уже "правильные" сюжеты даже в играх. <... > Пример деятельности "Games for Change" - игра "Darfur is Dying", где игрок должен играть за персонажа из числа беженцев, повстанцев, который скрывается или спасает свою семью от проправительственной милиции. Для усиления эффекта в игре используются
Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 1. С. 170-181
Газетно-публицистические тексты как источник информации о технологии ведения
современной информационно-психологической войны Г.А. Копнина, А.П. Сковородников
документальные видеовставки войны и массовых убийств в Судане. Принципиально важно то, что США в реальном Дарфуре поддерживают сторону африканских повстанцев, добиваясь смещения суданского правительства. Игрок не знает ситуации с конкуренцией между США и другими государствами за суданские нефтяные месторождения, не знает истории конфликта, его позиция заранее "задана". Тот факт, что со стороны правительственных войск действительно имели место массовые убийства мирного населения, делает его позицию морально оправданной. Создатели игры гордятся, что сподвигли многих игроков по всему миру вступить в реальные гуманитарные организации, поддерживающие дарфурских повстанцев» (Завтра. 2013. № 33).
Александр Андрюхин об использовании жанра учебника: «Здесь стоит упомянуть о соросовских учебниках, по которым учились в России более десяти лет. Результат можно наблюдать сегодня.
- Семь лет назад сотрудники РАН проводили среди студентов опрос, - рассказал мне политолог Александр Тарасов. - Оказалось, большинство стесняется, что они живут в России и принадлежат к русской нации. Практически все мечтали об эмиграции, а когда бывали за рубежом, скрывали, откуда они, и представлялись словаками, поляками, болгарами и даже румынами. Эти учебники воспитывали в русских чувство ущербности и вины.
В национальных республиках, по словам Тарасова, насаждались другие соросовские учебники, которые, напротив, порождали непомерную гордость за принадлежность к своему народу и ненависть ко всему русскому. В Татарстане, например, были учебники (их можно найти и сейчас) откровенно антирусской направленности, утверждающие, что русская нация и православная церковь существуют лишь потому, что этого захотела Золотая Орда. Однако русские, говорилось в таких учебниках, на великодушие ордынцев ответили неблагодарностью - политика Российской империи и Советского Союза в национальном вопросе была колонизаторской» (Культура. 2014. № 8).
Татьяна Шабаева о художественном произведении как информационно-психологическом оружии (фрагменты из рецензии на книгу Оксаны Забужко «Музей заброшенных секретов»): «И когда киевская студентка Анастасия Дмитрук с ясными глазами и истерическими нотками в голосе, обращаясь к народу России, выдаёт: "Вас так много - а жаль: безликие " - это не частное мнение незрелой студенточки. Она слышала это и от преподавателей; это совершенно серьёзное, продуманное мнение немалого числа украинской интеллигенции, выраженное в новой украинской литературе, целенаправленно
Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 1. С. 170-181
Газетно-публицистические тексты как источник информации о технологии ведения
современной информационно-психологической войны Г.А. Копнина, А.П. Сковородников
вплетаемое в национальный миф, зашиваемое в национальное сознание. В 2010 г. книга "Музей заброшенных секретов " была признана лучшей на Украине и благосклонно принята в Польше и Германии - в 2014 г. её идея высказана в лицо миллионам граждан России, спета литовскими европейцами: они жалеют, что нас так много, они заявляют, что не видят в нас людей, равных себе"; "Настало время посмотреть на антагониста. На дьявола рогатого, чудище стозевное, которое необходимо для любого мифа. <..> Советы, во-первых, не умеют сражаться, немцев они задавили трупами. А храбрую УПА вообще никогда не смогли бы победить, если бы не звериная жестокость, с какой пытали и вербовали провокаторов. Но при этом Советы сознают свою моральную слабость перед УПА и втайне завидуют украинским воинам. УПА спасала от голода всех украинцев - а советские сами устроили голод, но спасали только своих прислужников. Советы зверски насиловали и убивали женщин. Советы хотели заключить сепаратный мир с Гитлером и обещали ему сами уничтожить на своей территории всех евреев. Украинцев притесняли все и всегда, но Советы были самыми плохими, и жаль, что англичане с американцами предали Украину и не стали после Гитлера (более слабого, менее опасного) побеждать Сталина. Советы умели строить только тюрьмы и, придя во Львов, целенаправленно расстреляли по гимназическим спискам всех отличников. А ещё советские товарищи (видимо, в отличие от партизан УПА) не пользовались туалетной бумагой"; "Разумеется, писательница не выдаёт это в таком концентрированном виде, ведь она совсем не глупа. Но десятки характеризующих Советы чёрточек, от ужасающих до омерзительных, разбросаны по всему её семисотстраничному опусу. <...> Единой Украины нет, но уже есть национальный миф, объясняющий украинцам, кто их враг - единственный, не утративший своего злобного коварства и в XXI веке"» (ЛГ. 2014. № 25). Об использовании художественных текстов в качестве информационно-психологического оружия см. статьи А.А. Бернацкой: [Бернацкая 2016а, 20166].
Информационно-психологическая война осуществляется при помощи всех названных выше каналов и жанров, причем не только внероссийскими, но и внутрироссийскими акторами. Вот как об этом говорит Александр Кондрашов: «Против России не просто ведется психологическая война, она ведется на ее территории, и на противной стороне выступают некоторые российские СМИ» (ЛГ. 2014. № 7).
Анализ газетных текстов позволяет констатировать также следующее: 1) элементы информационно-психологической войны содержатся во всех типах газетных жанров: информационных, аналитических, художественно-публицистических; 2) наиболее
Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 1. С. 170-181
Газетно-публицистические тексты как источник информации о технологии ведения
современной информационно-психологической войны Г.А. Копнина, А.П. Сковородников
«приспособленными» для ведения информационно-психологической войны являются такие жанры, как памфлет, фельетон, сатирический комментарий, анекдот и некоторые другие малоформатные жанры (см. [Сковородников, Копнина 2016]).
Информация о стратегиях информационно-психологического нападения.
О стратегии разделения объекта с последующим уничтожением пишет Вадим Кирпичев в статье «За забором»: «Царства разделяют, когда готовят к ликвидации. Так громят армии противника. Рассекают на части, а потом добивают. Сходным образом производят разгром государств и цивилизаций»» (ЛГ. 2013. № 32). Так и в России, по его мнению, общество расколото на две части - бедные и богатые, граница между которыми огромна.
Одна из стратегий формирования общественного мнения - «очернение» истории страны. К сожалению, в России ее великое прошлое «всячески топтали в 90-е годы, - читаем в газете «Завтра», - И до сего дня этим занимаются такие теле-подмастерья, как Н. Сванидзе, Л. Млечин и их единомышленники среди историков, деятелей культуры и политики, прикрываясь "восстановлением исторической правды"»» (Завтра. 2013. № 51).
Р. Газенко в одном из интервью, посвященном проблеме «необъявленной агрессии», рассказывает журналисту и читателям о стратегии обезличивания народа: «От антропоцентрической модели мира мы на глазах переходим к эгоцентрической. В центре стоит среднестатистический безликий и бездушный "Я" с его оцифрованными потребностями потребления и развлечений. Финальная стадия нацелена на абсолютное обесчеловечивание большинства. Превращение его из человечества в популяцию. Потому что десоциализация личности - изъятие человека из контекста коллектива, нации, страны, человечества, - фактически превращает этого человека в организм, в биоединицу, которой очень легко управлять» (Завтра. 2014. № 9).
Анатолий Салуцкий о стратегии умолчания пишет так: «Только что снова напугали нас цифрами миллиардных утечек капитала из России, предрекая новые рекорды. Так же пужали весь минувший год, истошно вопили о «бегстве» капитала, считая его наивернейшим признаком приближения сумрачных времён. Но вдруг выяснилось -мимоходом, по случаю: утечка валюты вовсе не равнозначна бегству денег, это нормальный финансовый процесс, отражающий тягу россиян к зарубежным путешествиям, приобретение иностранных активов, вроде нефтяной Би-Пи, и прочее. Но главное-то в другом: оказалось, что по размаху прямых иностранных инвестиций в производство Россия в 2013-м заняла третье (!) место.
Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 1. С. 170-181
Газетно-публицистические тексты как источник информации о технологии ведения
современной информационно-психологической войны Г.А. Копнина, А.П. Сковородников
Такой результат сам по себе удивителен. Но еще сильнее поражает то, что об этом важнейшем факте СМИ упомянули мельком, бегущей телестрокой. Так же мимоходом, лишь в деловых изданиях, было сказано, что в 2013 году Россия, по Блумбергу, впервые вошла в число 50 стран, наиболее удобных для ведения бизнеса, поднявшись сразу на 13 позиций. А наша "прогрессивная общественность", либо не ведая об этих фактах, либо намеренно игнорируя их, продолжает в разгуле самобичевания на всех углах стонать о "конце России".
Возможно, это и впрямь привычка, даже страсть к упоению несчастьями. Но не исключен и некий политический заказ. Об этом приходится писать потому, что явились факты, говорящие о сгущении красок при угадывании завтрашнего российского дня. Наверняка читатели без запинки скажут, что в прошлом году ВВП страны вырос только на 1,4 процента, и будут правы; об этих невесёлых итогах трещали без умолку. Но многие ли ответят на вопрос о темпах роста передовых отраслей промышленности? Кто знает, что радиоэлектроника выросла в 2013-м сразу на 14 процентов, нефтехимия - на 12, военно-промышленный комплекс - на 10? Об этом докладывал депутатам Думы министр Мантуров. Но из его доклада широкой огласке предали лишь цифры о спаде - в металлургии, на транспорте, в торговле, лесной отрасли, в автомобилестроении.
Почему так? Это случайность или расчёт на то, чтобы породить в людях, по словам Блока, «вялую тоску»? А может, злую тоску, мысль о бесперспективности грядущей жизни в России? <...>
Эта пессимистическая волна, с головой накрывшая наше общественное мнение, мешает понять, что происходит на самом деле» (ЛГ. 2014. № 9).
Таким образом, из газет внимательный читатель может почерпнуть информацию о характерных для информационно-психологической войны стратегиях.
Информация о языковых средствах информационно-психологической войны.
Владислав Смирнов пишет: «Меняются времена, становятся другими, ещё более изощрёнными, методы и приёмы атак на самосознание россиян средствами языка. Парадигма холодной войны против России изменилась. На Трукля (персонаж рассказа С. Лема) охотятся изнутри! И воюют уже не "против" (большевиков, социализма, коммунизма...), а "за" (за ещё большую демократию, свободу, общечеловеческие ценности, права человека, "честные выборы" и т.д.)» (ЛГ. 2014. № 14). То есть идет борьба против одних идеологем и внедрение других, выгодных инициаторам информационно-психологической войны.
Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 1. С. 170-181
Газетно-публицистические тексты как источник информации о технологии ведения
современной информационно-психологической войны Г.А. Копнина, А.П. Сковородников
Читая газеты, анализируя тексты других видов СМИ, можно сделать обобщения в отношении основных языковых средств ведения информационно-психологической войны: специфических политических метафор и других тропов, эмоционально-оценочных эпитетов и предикатов, словесных ярлыков и усиливающих эти средства стилистических фигурах. Такого рода обобщения представляют интерес для медиалингвистики.
Наконец, информация о способах противостояния информационно-психологической войне.
В газетах прослеживается желание некоторых журналистов обозначить пути противодействия информационно-психологической войне против России. Так, в публикации Дениса Тукмакова «Схождение во ад» (Завтра. 2016. № 28) рассказывается о таком способе ведения необъявленной войны, как провоцирование пользователей Интернета на откровения, связанные с сексуальным насилием и максимальное раскручивание такого рода информации, целью которого является создание депрессивного состояния у максимального количества людей и условий для нарушения ими этических табу. Журналист пишет: «Ведь в таком аду, измельчавшем до ненавидящих друг друга жертв, невозможна никакая общественная жизнь, совместный труд, национальные интересы. Если погрузить в этот ад весь социум, то он не сможет не то что войну выиграть - страну сохранить. <... >
В этом смысле "Янебоюсьсказать" стало прямым вызовом "Бессмертному полку", когда огромное число людей с той же страстью делилось сокровенными семейными историями, но историями не бед - хотя, казалось бы, война же! - а подвигов.
Механизм тот же, но "с иным знаком"».
Далее в статье журналист пытается наметить пути противодействия такому организационному оружию:
«Что же противопоставить аду - кроме весьма разумной мысли просто подождать, пока поветрие схлынет само? Какую терапию?
Я подумал, что выходом могли бы стать столь же массовые рассказы о собственных детских подвигах. Кто-то предложит еще - о первой любви. О сильных и светлых поступках времен взросления. Тут подошли бы, кстати, и случаи отражения насилия. Прямо как с войной: важны акценты.
Чтобы это были не просто истории про "хорошие впечатления от детства" - иначе получится так же спорно, как с рассказами про "хороший / плохой СССР", а про минуты победы и преодоления себя, других, обстоятельств - то есть про самое счастливое, что осталось в нас от детства и греет до сих пор».
Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 1. С. 170-181
Газетно-публицистические тексты как источник информации о технологии ведения
современной информационно-психологической войны Г.А. Копнина, А.П. Сковородников
Думается, что мобилизовать можно как светлые периоды детства, так и любую героику наших дней, используя различные каналы СМИ, прежде всего Интернет.
Таким образом, современные газеты являются не только каналом негативного воздействия на россиян, через который осуществляется манипуляция их сознанием, но и источником сведений, позволяющих критически осмысливать способы ведения информационно-психологической войны и тем самым противостоять ей.
Список литературы
Бернацкая А.А. «ЖД» Д.Л. Быкова: информационно-психологическая война «против» или «за» Россию? // Экология языка и коммуникативная практика. 2016а. № 1. С. 212-238. URL: http://ecoling.sfu-kras.ru/wp-content/uploads/2016/05/Bernatskaya-A.A._1.pdf (дата обращения: 15.02.2017)
Бернацкая А.А. Симптомы информационно-психологической войны, или ЧЕМ ПАХНЕТ ПОКИНУТАЯ РОДИНА (на материале романа М П. Шишкина «Венерин волос») // Экология языка и коммуникативная практика. 2016б. № 1. С. 239-258. URL: http://ecoling.sfu-kras.ru/wp-content/uploads/2016/05/Bernatskaya-A.A. 2.pdf (дата обращения: 15.02.2017)
Дементьева К. В. Информационная война и социальная ответственность журналистов // Журналистский ежегодник. 2014. № 3. С. 14-16. URL: http://elibrary.ru/download/25556313.pdf (дата обращения: 15.02.2017)
Калмыков А. А. Информационные войны: современные реалии // Вестник электронных и печатных СМИ. 2015. № 1 (23). С. 81-100. URL: http://elibrary.ru/download/99584939.pdf (дата обращения: 15.02.2017)
Комлева Н. А. Войны сверхдержав: от «горячих» к гибридным // Вестник Московского государственного областного университета. 2015. № 1. С. 1-26. URL: http://elibrary.ru/download/96588418.pdf (дата обращения: 15.02.2017)
Сковородников А. П., Копнина Г. А. Лингвистика информационно-психологической войны: к обоснованию и определению понятия // Политическая лингвистика. 2016. Т. 1 (55). С. 42-50.
References
Bernatskaya A.A. «ZhD» D.L. Bykova: informatsionno-psikhologicheskayavoyna «protiv» ili «za» Rossiyu? ["ZHD" by D.L. Bykov: info-psychological war "against" or "for" Russia?]. Ekologiya yazyka i kommunikativnaya praktika. 2016a. № 1. Pp. 212-238. Available at: http://ecoling.sfu-kras.ru/wp-content/uploads/2016/05/Bernatskaya-A.A._1.pdf (accessed
15.02.2017)
Bernatskaya A.A. Simptomy informatsionno-psikhologicheskoy voyny, ili ChEM PAKhNET POKINUTAYa RODINA (na material romana M.P. Shishkina «Venerin volos»). [Symptoms of info-psychological war, or how the abandoned homeland smells (based on M.P. Shishkin's novel "Venus's hair")]. Ekologiya yazyka i kommunikativnaya praktika. 2016b. № 1. Pp. 239-258. Available at: http://ecoling.sfu-kras.ru/wp-content/uploads/2016/05/Bernatskaya-A.A._2.pdf (accessed 15.02.2017)
Dement'eva K.V. Informatsionnaya voyna i sotsial'naya otvetstvennost' zhurnalistov [Information war and social responsibility of journalists]. Zhurnalistskiy ezhegodnik.. 2014. № 3. Pp. 14-16. Available at: http://elibrary.ru/download/25556313.pdf (accessed 15.02.2017)
Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 1. С. 170-181
Газетно-публицистические тексты как источник информации о технологии ведения
современной информационно-психологической войны Г.А. Копнина, А.П. Сковородников
Kalmykov A.A. Informatsionnye voyny: sovremennye realii [Information wars: modern realia]. Vestnik elektronnykh i pechatnykh SMI. 2015. № 1 (23). Pp. 81-100. Available at L: http://elibrary.ru/download/99584939.pdf (accessed 15.02.2017)
Komleva N.A. Voyny sverkhderzhav: ot «goryachikh» k gibridnym [The wars of superpowers: from "hot" to hybrid]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. 2015. № 1. Pp. 1-26. Available at: http://elibrary.ru/download/96588418.pdf (accessed 15.02.2017)
Skovorodnikov A.P., Kopnina G.A. Lingvistika informatsionno-psikhologicheskoy voyny: k obosnovaniyu i opredeleniyu ponyatiya [Linguistics of information-psychological war: on substantiation and definition of the term]. Politicheskaya lingvistika. 2016. T. 1 (55). Pp. 42-50.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Копнина Галина Анатольевна, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации Сибирский федеральный университет Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 82а E-mail: gkopninaamail. ru
Сковородников Александр Петрович, доктор филологических наук, профессор-консультант кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации Сибирский федеральный университет Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 82а E-mail: skapnata mail. ru
ABOUT THE AUTHORS:
Kopnina Galina Anatol'evna, Doctor of Philology, Associate Professor of Department of Russian, Literature and Speech Communication
Siberian Federal University
82а Svobodny pr., Krasnoyarsk, 660041, Russia
E-mail: gkopnina@mail.ru
Skovorodnikov Aleksandr Petrovich, Doctor of Philology, Professor-Consultant of Department of Russian, Literature and Speech Communication
Siberian Federal University
82а Svobodny pr., Krasnoyarsk, 660041, Russia
E-mail: skapnat a mail.rii