УДК 712.03
В. Н. Смирнова
канд. филос. наук, доцент, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства E-mail: vesta_smimova@inbox.ru
Т. П. Гуляева
канд. культурологии, доцент, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства E-mail: guljaewa@mail.ru
Е. Ю. Куляева
канд. культурологии, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства E-mail: 020280@bk.ru
ГАЙД-ПАРК В ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ЛОНДОНА
Представлено прочтение текста Гайд-парка и анализ его интеграции в городское пространство современного Лондона на основе научных публикаций и иллюстративных источников в русле герменевтического подхода с применением коммуникативно-семиотического и аналитического методов.
Пейзажный Гайд-парк рассматривается как полифоническая структура, заключающая в себе следующие специфические черты социокультурного содержания: романтическая символика - водоемы, пешеходные дорожки, деревья, лиственные растения и цветники, многообразие птиц; искусственные формы: фонтаны («Мальчик и дельфин», «Радость жизни»), скамейки, прогулочные лодки и катамараны. Монументальная тема представлена сооружениями и памятниками различных стилей и исторического значения, среди которых Гайд-парк-корнер-скрин, Мраморная арка, Арка Веллингтона, галерея Серпентайн, Эпсли-хаус, композиционные центры, база для занятий конным спортом, памятник принцу Альберту, Памятник Королевской гвардии, фигура Ахиллеса, современные статуи «Спокойная вода» и «Хранительница». Театрализованность создают костюмированные конные прогулки, животные как символы земледельческой Англии и королевской охоты, сохранение стиля прежних времен (фонарь и стоячий почтовый ящик). Мотив английской церемониальности реализуется в национально-историческом контексте, жизни королевской и административной власти. Выделяется единый ландшафтный акцент озера Серпентайн. Общественно-политическая тема воплощена в «Уголке ораторов», «Дереве реформаторов», акциях протеста и демонстрациях, концертах, полицейском контроле. Мемориалы жертвам холокоста, 7/7, «Животные на войне», Мемориальный фонтан принцессы Дианы олицетворяют мотив памяти. В символике детской сказки - парковых дорожках, дереве Чекко Хьюлета, соревнованиях игрушечных яхт, памятнике Питеру Пэну прочитывается литературный мотив.
В реализации социокультурных функций Гайд-парк выступает как уникальный объект английской ландшафтной архитектуры и экокультуры, пространство импликации английской ментальности, знаковая система рекреационной семантики. Архитектурно-ландшафтный текст Гайд-парка контрастирует с пространством урбанистической среды современного Лондона, преображая и делая завершенным его облик.
Ключевые слова: Гайд-парк, Лондон, пейзажный парк, текст, мотив, символика, городское пространство
Для цитирования: Смирнова, В. Н. Гайд-парк в городском пространстве современного Лондона / В. Н. Смирнова, Т. П. Гуляева, Е. Ю. Куляева //Вестник культуры и искусств. - 2016. - № 4 (48). - С. 65-70.
Трудно переоценить роль природных локу-сов в экосистеме современного города, оживляющих и очеловечивающих индустриальный ландшафт. В данном контексте парковые зоны являются значимым направлением в урбанистическом проектировании мегаполисов и вы-
зывают заметный исследовательский интерес. В масштабном городском пространстве реализуется первостепенное предназначение парков, обозначенное Дж. Глэнси "places of play and relaxation for cities' inhabitants" (места для игры и отдыха городских жителей. - пер. В. С.) [9].
65
Предоставляя возможность общения человека с природой, улучшая качество воздуха, сохраняя на своей территории памятники архитектуры и садового искусства, парки способствуют повышению качества жизни городского населения.
Современная ландшафтная архитектура пейзажных парков Лондона интересна с точки зрения как планировки, так и внутреннего содержания. Представляется актуальным выявить специфику их социокультурного потенциала в аспекте интеграции в городское пространство современного Лондона на примере Гайд-парка.
Материалом исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов Ю. Н. Бровиной, М. В. Бобровой, Л. Н. Васильевой, Л. Н. Воронихиной, В. А. Горохова, Т. Г. Куликовой, Л. Б. Лунца, Ю. А. Моль, В. В. Овчинникова, Дж. Гленси, М. Хэдфилда, сведения энциклопедии «Британика», визуальные ресурсы глобальной сети, документальный фильм «Лондон. Сокровища Великобритании».
Герменевтический подход определил набор методов исследования: 1) коммуникативно-семиотический, представляющий множество значений элементов текста Гайд-парка; 2) аналитический, предполагающий изучение интеграции парка в городское пространство Лондона.
Отличительной чертой ландшафтной архитектуры современного Лондона является значительная садово-парковая территория (общей площадью 300 га) в центре города, где группу пейзажных парков представляет самый крупный Гайд-парк (площадь 160 га) с примыкающим регулярным Кенсингтон-гарденз (140 га), общая протяженность массива - 2,5 км, ширина - более километра [11].
Историко-событийный ряд предопределил динамику функционирования Гайд-парка. До норманнского завоевания он принадлежал Вестминстерскому аббатству; свое название получил от древней единицы измерения площади. С началом роспуска монастырей (1536 г.) Генрих VIII изъял его в казну, чтобы использовать для собственных охотничьих увеселений. Для публики он был открыт при Якове I, а при
Карле I стал излюбленным местом отдыха лондонцев.
История создания Гайд-парка свидетельствует о том, что планировку пейзажного Гайд-парка и Кенсингтонского сада спроектировал в 1730 г. Ч. Бриджмен. Проект современного внешнего вида парка был разработан в 1825 г. архитектором Д. Бертоном, заменившим стены парка решеткой и спроектировавшим несколько новых зданий и ворот. Дж. Ренни построил мост через Серпентайн. Гайд-парк был отделен от Кенсингтон-Гарденз новой дорогой для экипажей под названием Западная Дорога.
По выражению Ю. А. Моль, «основная концепция дизайна Гайд-парка - стремление к подражанию дикой, нетронутой человеком природе» [7]. Символика естественных форм природы передается через разнообразие существующих природных элементов, которое «органично дополняется искусственными насыпными холмами, диковинными клумбами, созданными человеком водоемами» [Там же]. Единый ландшафтный акцент образует полукилометровый Серпентайн, оттеняющий единство зеленых массивов, - искусственное озеро «змеиной» формы расположено в южной части парка и простирается на север, в Кенсингтон-ский сад.
Планировка Гайд-парка характеризуется большими открытыми пространствами. По утверждению Ю. Н. Бровиной и М. В. Бобровой, «парки Лондона не тенисты - солнце и без того нечасто радует англичан» [1]. Обширные поляны разделены группами деревьев. Редкие, сохраненные как естественные формы, деревья выступают в качестве символов мотива одиночества и национальной догматичности.
Романтическая символика Гайд-парка прочитывается в создании водоемов, пешеходных дорожек, деревьев, лиственных растений и цветников; в присутствии белок, диких уток, голубей и воробьев, белых лебедей на озере Серпентайн. Особое отношение к лебедям, считающимися королевскими птицами в Англии, объясняется почитанием символа власти монарха. Из искусственных форм романтические мотивы воплощают фонтаны («Мальчик и
66
дельфин», «Радость жизни»), скамейки, прогулочные лодки и катамараны.
Театрализованность в текст Гайд-парка вносит проложенная по всей территории аллея для верховой езды Роттен-Роу, по которой проезжают всадники в костюмах. Она стала первой в Лондоне дорогой с освещением, когда король Вильгельм III из-за опасности проезда ночью приказал установить 300 масляных ламп. Колорит земледельческой Англии воплощают пасущиеся на лужайках парка бараны. Символом королевской охоты являются олени. Эффект зрелищности создает геральдическое изображение на воротах единорога и льва, держателей герба Соединенного Королевства. В центре парка расположен полицейский участок со старомодным фонарем и красным стоячим почтовым ящиком в стиле прежних времен. Ю. А. Моль отмечает также построение ландшафта парка: «Каждый уголок парка отличается от соседнего: напоминает последовательно сменяющиеся картинки» [7].
Гайд-парк является выражением английской церемониальности. Прослеживается несколько контекстов его ритуалов: национально-исторические события и торжества, жизнь королевской и административной власти (фейерверк в честь окончания Наполеоновских войн в 1814 г., Великая Выставка в 1851 г., парады Конной гвардии, Серебряный юбилей пребывания королевы Елизаветы II на троне в 1977 г.). Национальная церемония и театрализованность раскрывают такую ментальную норму, как традиционализм: «консерватизм на почве уважения... английского образа жизни», «преемственность и незыблемость традиций» [8, с. 423].
Другим специфичным акцентом текста Гайд-парка является общественно-политический мотив, выраженный в знаменитом «Уголке ораторов». Здесь среди толпы выступают многочисленные ораторы и проповедники, где подчас каждый слушает лишь сам себя [6]. В этом прочитывается мотив одиночества индивида в современном Лондоне, что отмечено исследователем Л. Н. Васильевой [2, с. 48]. По выражению В. В. Овчинникова,
«Уголок ораторов» является символом «терпимости к вольнодумству», которую автор называет «позолоченной традицией Англии» [8, с. 356]. С 1872 г. существует право на свободную речь, исключая оскорбления королевы и членов королевской семьи. Историческая публичность Гайд-парка отражена в проведении маршей протеста, студенческих демонстраций и поп-концертов в борьбе за мир. В парке находится «Дерево реформаторов» -памятник дубу, который сгорел во время демонстрации Лиги реформаторов в защиту прав рабочих в 1866 г., отсюда и в наши дни начинаются различные акции. Охрану порядка осуществляют полицейские как пешие, так и на машинах, велосипедах и лошадях.
Монументальная символика Гайд-парка представлена следующими сооружениями: Главные ворота Гайд-парк-корнер-скрин - беломраморная колоннада с тремя арками и рельефами, воспроизводящими фриз Парфенона (привезен в Англию в 1801-1803 гг.); Мраморная арка (автор Дж. Нэш) с тремя проездами, колоннами и рельефами; Арка Веллингтона (автор Д. Бертон), посвященная победе Британии в наполеоновских войнах; ранее была украшена конной статуей выдающегося полководца Артура Уэлсли, замененной в 1912 г. бронзовой статуей богини Победы на колеснице.
Монументальный мотив также выражает памятник принцу Альберту - мужу королевы Виктории (проект Г. Скотта, 1863-1872 гг.). Пятиметровая бронзово-золоченая фигура принца расположена под каменным балдахином, украшенным мозаикой и готическим шпилем. Скульптурные группы по углам цоколя символизируют ремесла и науки. Памятник Королевской гвардии представлен в виде фигуры рыцаря, попирающего поверженного змея, олицетворяющего противников Англии в войнах 1914-1919 и 1939-1945 гг. В парке установлена фигура Ахиллеса (1822 г.) в честь Веллингтона, первое скульптурное изображение обнаженного человека в Лондоне.
Между Мраморной аркой и фонтанами располагаются две современные статуи: «Спокойная вода» (автор: Н. Фиддиан-Грин) в виде
67
огромной лошадиной головы и «Хранительница», статуя мистической крылатой кошки, защищающей своих детей (2015 г., автор: российский скульптор Д. Намдаков).
Стилевая полифония реализуется в Гайд-парке в форме таких архитектурных сооружений, как галерея Серпентайн, Эпсли-хаус, в котором размещен музей герцога Веллингтона, несколько композиционных центров и база для занятий конным спортом; их принадлежность к различным историческим эпохам и стилевая выразительность создают особый эмоционально-эстетический фон восприятия.
Мемориальный мотив текста Гайд-парка прочитывается в сооружениях типа Мемориал жертвам холокоста (1985 г.). Мемориал представляет собой два валуна, установленных на площадке, засыпанной гравием и окруженной березами. 7/7 Мемориал посвящен жертвам террористической атаки 7 июля 2005 г. Памятник состоит из 52 колонн из нержавеющей стали, символизирующих 52 жертвы взрыва в лондонском метро. Мемориальный фонтан принцессы Дианы (автор: К. Гастэфсон) на южном берегу озера Серпетайн, отрытый королевой Елизаветой II в 2004 г., стал важным памятным местом для лондонцев. Мемориал «Животные на войне» посвящен всем животным, которые были задействованы и погибли в британских и союзнических войсках в войнах и конфликтах.
В западной части Гайд-парка в Кенсингтон-гарденз прослеживается литературный мотив, в котором воплотилась символика детской сказки: парковые дорожки, дерево Чекко Хьюлетта, соревнования игрушечных яхт на Круглом пруду [3, с. 130]. Здесь и место действия героев сказки Д. Бэрри - бронзовый памятник Питеру Пэну (1912 г., скульптор: Дж. Фрэмптон).
Рассматривая место Гайд-парка в современной ландшафтной архитектуре Лондона, следует вписать его в текст английских зеленых форм, которые в концентрации крупных массивов в центре и их отсутствии на периферии рефлексируют «парадоксальность городской среды» [5, с. 166].
Текст Гайд-парка на фоне современного структурно-планировочного пространства Лондона вступает в контраст с урбанистическим пейзажем города. По выражению Т. Г. Куликовой, «...они есть два "бытия" в различных ритмах» [Там же, с. 165]. В ряду факторов, создающих контраст, следует отметить окружение парка комплексом жилой архитектуры, соседство с площадью Гайд-парк-корнер с напряженным движением транспорта, близость коммерческих и гражданских зданий, строительство небоскребов, интенсивный ритм жизни и высокую занятость городского населения, загрязненную атмосферу Лондона.
Согласно описанию В. А. Горохова и Л. Б. Лунца, Гайд-парк - это «парк для прогулок, пользующийся популярностью среди населения» [4, с. 124]. Многочисленные входы, большое количество дорог, пересекающих территорию парка во всех направлениях, множество тропинок и аллей для прогулок привлекают посетителей. В летние дни лондонцы отдыхают на траве прекрасных газонов, что является отражением культа семьи и досуга у англичан. Количество посетителей увеличивается здесь во время обеденного перерыва в магазинах и офисах района. Гайд-парк становится средой для исследования коммуникативных и психолингвистических критериев английского разговорного диалога с его признаками тривиальности коммуникации.
Гайд-парк - одно из излюбленных мест лондонцев для занятий физкультурой и спортом: теннисом и бегом, футболом и регби. Наряду с этим, ежегодно (уже более столетия, каждое Рождество) на летнем пляже озера Сер-пентайн собираются члены Клуба пловцов для заплыва на дистанцию 100 ярдов, что также демонстрирует культ спорта как ментальную особенность англичан.
Символизируя «легкие Лондона», Гайд-парк призван очистить атмосферу его центра, дать возможность погрузиться в прохладу зеленого оазиса среди «каменного рая». В этом контексте актуально высказывание М. Хэдфилда о значении экологии:
68
"Now it is recognized as a science by which the human race exists as a part only of a sequence of nature. Disturb it and a chain reaction takes place that is endless" (Сейчас это наука, которая доказала, что человечество существует лишь как часть цикла природы, нарушение которого приведет к безостановочной цепной реакции. - пер. В. С.) [10, с. 64]. В связи с данными фактами очевидна значительная экологическая роль Гайд-парка, способствующего нормальному функционированию социума мегаполиса.
Таким образом, восприятие организации зеленых форм Лондона на примере Гайд-парка показывает, что сохранение парковых зон остается одной из главных составляющих современной английской экокультуры. В реализации социокультурных функций Гайд-парк выступает как уникальный объект английской ландшафтной архитектуры, пространство импликации английской менталь-
ности, знаковая система рекреационной семантики, форма общественных взаимосвязей, универсальный центр англоязычной коммуникации. В полифонической структуре пейзажного текста Гайд-парка прочитываются такие специфические черты социокультурного содержания, как романтическая символика, монументальная тема, театрали-зованность, церемониальность, единый ландшафтный акцент озера Серпентайн, общественно-политический мотив, мемориальная и литературная темы.
Архитектурно-ландшафтное устройство рассматриваемого объекта контрастирует с пространством урбанистической среды современного Лондона, преображая и делая завершенным его облик. На примере Гайд-парка, исходя из эстетико-экологической позиции, следует сделать вывод о необходимости развития искусства пейзажного парка и в других крупных городах.
1. Бровина, Ю. Н. Гайд-парк [Электронный ресурс] / Ю. Н. Бровина, М. В. Боброва. - Режим доступа: http://www.argtu.ru/hyde-park. - Дата обращения: 25.04.2016.
2. Васильева, Л. Н. Альбион и тайна времени / Л. Н. Васильева // Избранные произведения: в 2 т. - Москва: Художественная литература, 1989. - Т. 2. - 607 с.
3. Воронихина, Л. Н. Лондон / Л. Н. Воронихина. - Лениград: Искусство, 1989. - 239 с.
4. Горохов, В. А. Парки мира / В. А. Горохов, Л. Б. Лунц. - Москва: Стройиздат, 1985. - 328 с.
5. Куликова, Т. Г. Диалог с архитектурным текстом Лондона / Т. Г. Куликова. - Пенза: ПГУАС, 2003. - 230 с.
6. Лондон. Сокровища Великобритании [Видеозапись] / реж. Майл Линдер // Коллекция «Золотой глобус». - Германия: Komplett-Media GmbH, 2008.
7. Моль, Ю. А. Гайд-парк - «зеленое сердце» Лондона [Электронный ресурс] / Ю. А. Моль. - Режим доступа: http: //www.mango-travel.ru/blog/articles16/gaid-park-zelenoe-serdtse-londona. - Дата обращения: 25.04.2016.
8. Овчинников, В. В. Корни дуба / В. В. Овчинников // Сакура и дуб. Впечатления и размышления о японцах и англичанах. - Москва: Совет. Россия, 1983. - С. 205-432.
9. Glancey J. The world's most beautiful parks [Electronic resource]. Available from: http://www.bbc.com/ culture/story/20141104-the-worlds-most-beautiful-parks (accessed: 07.05.2016). (InEng.).
10. Hadfield М. 2003. History of English Gardening. English Architecture. Ivianskaia I., comp. Мoscow: Vysshaya shkola. P. 59-64. (In Eng.).
11.Hyde Park, London, United Kingdom [Electronic resource]. Encyclopaedia Britannica Online. Available from: http:// global.britannica.com/place/Hyde-Park-London (accessed: 06.05.2016). (In Eng.).
Получено 31.05.2016
69
V. Smirnova T. Guliaeva E. Kulyaeva
Candidate of Philosophical Candidate of Culturology, Candidate of Culturology,
Sciences, Docent, Docent, Penza State University of
Penza State University of Penza State University of Architecture and Construction
Architecture and Construction Architecture and Construction E-mail: 020280@bk.ru
E-mail: vesta_smirnova@inbox.ru E-mail: guljaewa@mail.ru
HYDE PARK IN THE URBAN AREA OF MODERN LONDON
Abstract. This paper presents interpretation of Hyde Park text and the analysis of its integration into the urban area of modern London on base of scientific publications and illustrative sources in the course of hermeneuti-cal approach with use of communicative-semiotic and analytical methods.
The landscape Hyde Park is viewed as a polyphonic structure characterized by the following specific features of sociocultural content: romantic symbols - ponds, sidewalks, trees, deciduous plants and flower beds, the variety of birds; the artificial forms: fountains, benches, pleasure boats and catamarans. Monumental theme is presented with the architectural structures and monuments of different styles and historical meaning, among them the Hyde Park Corner Screen, the Marble Arch, Wellington Arch, Serpentine Gallery, Apsley House, compositional centers, horse riding base, Prince Albert monument, Cavalry Memorial, Achilles Statue, modern Still Water Horse Head Statue and She Guardian. Staginess is created with the costumed horseback riding, animals as the symbols of the farming England and the Royal hunt, preservation of the past times style. The English ceremony theme is implemented in the contexts: national-historical, Royalty and administrative power life. Common landscape accent of the Serpentine is obvious. The public-political theme is read in Speakers' Corner, Reformers' Tree, protest demonstrations, concerts, police control. Holocaust memorial, 7/7 Memorial, Diana, Princess of Wales' Memorial Fountain, "Animals in War" Memorial add to the memorial theme. The literary theme is shown in the children's fairy tale symbolism: park paths, Cecco Hewlett's tree, competitions of toy yachts, and the monument to Peter Pan.
In the implication of its sociocultural functions Hyde Park is a unique object of the English landscape architecture and ecoculture, the implication space of the English mentality, a sign system with recreational semantics. The architectural-landscape text of Hyde Park presents a contrast to the urban area of modern London transforming it and making its look complete.
Keywords: Hyde park, London, irregular park, text, theme, symbolism, urban area
For citing: Smirnova V., Guliaeva T., Kulyaeva E. 2016. Hyde park in the urban area of modern London. Culture and Arts Herald. No 4 (48): 65-70.
References
1. Brovina IU., Bobrova M. Gayd-park [Hyde park] [Electronic recourse]. Available from: http://www.argtu.ru/hyde-park (accessed: 25.04.2016). (In Russ.).
2. Vasileva L. 1989. Albion and the secret of mystery. Izbrannye proizvedeniya [Selected works]: in 2 vol. Moscow: Khudozhestvennaya literatura. Vol. 2. 607 p. (In Russ.).
3. Voronokhina L. 1989. London. Leningrad: Iskusstvo. 239 p. (In Russ.).
4. Gorokhov V., Lunts L. 1985. Parki mira [Parks of the world]. Moscow: Stroyizdat. 328 p. (In Russ.).
5. Kulikova T. 2003. Dialog s arkhitekturnym tekstom Londona [Dialogue with the architectural text of London]. Penza: Penza State University of Architecture and Construction. 230 p. (In Russ.).
6. London. Riches of Great Britain [Video]. 2008. Linder M., Director. "Gold globe" collection. Germany: Komplett-Media GmbH. (In Russ.).
7. Mol IU. Gayd-park - «zelenoe serdtse» Londona [Hyde Park is "green heart" of London] [Electronic recourse]. Available from: http: //www.mango-travel.ru/blog/articles16/gaid-park-zelenoe-serdtse-londona (accessed: 25.04.2016). (In Russ.).
8. Ovchinnikov V. 1983. The roots of oak. Sakura i dub. Vpechatleniya i razmyshleniya o yapontsakh i anglichanakh [Sakura and oak. Impressions and reflections about the Japanese and the British]. Moscow: Soviet Russia. P. 205-432. (In Russ.).
9. Glancey J. The world's most beautiful parks [Electronic resource]. Available from: http://www.bbc.com/ culture/story/20141104-the-worlds-most-beautiful-parks (accessed: 07.05.2016). (InEng.).
10. Hadfield M. 2003. History of English Gardening. English Architecture. Ivianskaia I., comp. Moscow: Vysshaya shkola. P. 59-64. (In Eng.).
11.Hyde Park, London, United Kingdom [Electronic resource]. Encyclopaedia Britannica Online. Available from: http://global.britannica.com/place/Hyde-Park-London (accessed: 06.05.2016). (InEng.).
Received 31.05.2016
70