Гармонизация законодательства о предпринимательской деятельности государств — участников Евразийского экономического союза и СНГ
АНДРЕЕВ ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ
Заведующий отделом гражданско-правовых и корпоративных исследований Российского государственного университета правосудия, главный научный сотрудник Института проблем безопасности СНГ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации
Аннотация: В статье рассмотрена проблема гармонизации законодательства об экономической, в том числе предпринимательской деятельности применительно к происходящему интеграционному процессу создания общего рынка в рамках ЕАЭС и СНГ. Высказаны предложения по целесообразности использования всего многообразия актов, составляющих право ЕАЭС.
Ключевые слова: СНГ, ЕАЭС, право ЕАЭС, гармонизация законодательства об экономической и предпринимательской деятельности.
Harmonisation of legislation on the business activities of the States Parties Eurasian Economic Union and CIS
ANDREEV VLADIMIR KONSTANTINOVICH
Head of the department of civil law and corporate studies of the Russian State University of justice, chief researcher at the Institute of CIS security problems, Doctor of Law, Professor, Honored Scientist of Russia
Abstract: the article considers the problem of harmonization of legislation on economic, including entrepreneurial activities in relation to the ongoing integration process of creating a common market within the EAEU and the CIS. Suggestions for the feasibility of using the variety of acts constituting the law of the EAEU.
Key words: CIS, EAEU, EAEU right, harmonization of legislation on economic and entrepreneurial activities
Правовые основания гармонизации гражданского законодательства государств — участников ЕАЭС и СНГ
Как известно, интеграционный процесс на постсоветском пространстве прошел несколько этапов, первым из которых является создание СНГ. В Договоре об Экономическом союзе, подписанном 24 сентября 1993 г.1 созданный Экономический союз рассматривался как совокупность нескольких интеграционных компонентов, включая свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; согласованную денежно-кредитную, бюджетную, налоговую, ценовую, внешнеэкономическую, таможенную и валютную политику; наличие общей статистической базы и, что следует подчеркнуть, гармонизированное хозяйственное законодательство Договаривающихся Сторон.
Построение Экономического союза должно было осуществляться поэтапно, начиная с межгосударственной (многосторонней) ассоциации свободной торговли, затем создания Таможенного союза, формирования общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, и на заключительном этапе - создания валютного (денежного) союза (ст. 4 Договора).
Как отмечается в литературе, эти и другие положения Договора о создании Экономического союза являлись своеобразной декларацией о намерениях и не накладывали жестких обязательств на его стороны2. В этой связи принимаемые меры по сближению правовых систем государств - участников СНГ не являлись достаточно эффективными.
Важнейшей мерой реализации провозглашенных задач по углублению экономического сотрудничества являлась гармонизация внутреннего законодательства об экономической, в том числе предпринимательской деятельности.
Соглашением стран СНГ от 9 октября 1992 г. «О принципах сближения хозяйственного законодательства государств - участников Содружества»3 были предусмотрены проведение работы по сближению законодательства о предприятиях и предпринимательской деятельности, порядок рассмотрения хозяйственных споров, законодательства о конкуренции.
Свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы диктуют необходимость гармонизации не только гражданского законодательства, но и законодательства о защите конкуренции, о государственно-частном партнерстве, инвестиционном законодательстве и др.
Дальнейшее углубление экономической интеграции привело к заключению Договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), подписанного в г. Астане 29 мая 2014 г.4
В п. 1 ст. 6 Договора определено, какие акты составляют право ЕАЭС: данный Договор; международные договоры в рамках Союза; международные договоры Союза с третьей стороной; решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках их полномочий, предусмотренных данным Договором и международными договорами в рамках Союза.
Таким образом, право ЕАЭС составляют не только международные договоры, но и акты наднационального характера, имеющие обязательный характер. Полномочиями по принятию обязательных решений наделена, в частности, Евразийская экономическая комиссия. Перечень
1 Договор стран СНГ «О создании Экономического союза» (подписан в г. Москве 24 сентября 1993 г.) // Бюллетень международных договоров. 1995. № 1.
2 Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование: монография / В.А. Жбанков, П.А. Калиниченко, С.Ю. Кашкин и др.; отв. ред. С.Ю. Кашкин. Москва: Проспект, 2015.
3 Бюллетень международных договоров. 1993. № 10.
4 Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16 января 2015 г.
сфер, в которых ЕЭК имеет право принимать решения, предусмотрен в ст. 3 ее Учредительного договора:
• таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
• таможенное администрирование;
• техническое регулирование;
• санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры;
• зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
• установление торговых режимов в отношении третьих стран;
• статистика внешней и взаимной торговли;
• макроэкономическая политика;
• конкурентная политика;
• промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
• энергетическая политика;
• естественные монополии;
• государственные и (или) муниципальные закупки;
• взаимная торговля услугами и инвестиции;
• транспорт и перевозки;
• валютная политика;
• охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг;
• трудовая миграция;
• финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг);
• иные сферы.
Данный Перечень свидетельствует о том, что ЕЭК принимает решения по наиболее важным экономическим вопросам, связанным с созданием отдельных общих рынков товаров, работ, услуг.
Сложный состав права ЕАЭС обусловливает необходимость решения проблемы выработки концепции и тенденций развития права ЕАЭС, определения эффективных форм права по регулированию предпринимательской и иной экономической деятельности.
Модельный Гражданский кодекс СНГ (Часть 1), принятый на Пятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств -участников СНГ 29 октября 1994 г.5, к настоящему времени не может выполнять функцию рекомендованного кодифицированного акта, поскольку устарел и не соответствует изменившимся социально-экономическим условиям экономического развития.
В Российской Федерации, как известно, происходит процесс обновления Гражданского кодекса, многие включенные в него законодательные новеллы позаимствованы из зарубежного законодательства. Между тем, в литературе отмечается, что не все вступившие в силу изменения были до конца продуманы и готовы к практической реализации. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений должно упорядочивать, развивать существующие отношения в гражданском обороте, а не создавать казусы, где законодательные новеллы не вписываются в уже действующую систему норм права6.
Реформа российского гражданского законодательства вызывает определенные сложности по гармонизации его с гражданским законода-
5 СПС «КонсультантПлюс».
6 Синицын С.А. Глава 6 «Развитие гражданского законодательства» // Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я., Абрамова А.И. и др. Научные концепции развития российского законодательства: монография / отв. ред. академик РАН, д. ю. н., проф. Т.Я. Хабриева, д. ю. н., проф. Ю.А.Тихомиров. 7-е изд. доп. и перераб. М.: ИД Юриспруденция, 2015.
тельством государств - участников ЕАЭС и СНГ. В этой связи стоит обратиться к историческому опыту развития российского законодательства и методологическим подходам известных русских ученых.
Интерес представляются высказывания Е.В. Васьковского относительно новых юридических явлений. Бывают случаи, отмечал ученый, «...когда приурочение нового юридического явления к существующей догматической системе не может быть сделано ни путем простого его подведения под готовые понятия, ни путем дополнения системы вновь выработанным понятием. Тогда возникает дилемма: нужно ли заново переделывать всю систему права или связать с нею новые юридические понятия искусственным образом». Первый способ является более правильным, но очень труден и неудобен в том отношении, что приходится перестраивать це-
лый ряд прочно установившихся и вошедших в общее употребление юридических понятий. Поэтому к нему следует прибегать, только когда накопится значительное число новых понятий, не согласующихся со старой системой. До тех же пор, пока они немногочисленны, можно довольствоваться вторым способом, заключающимся в том, чтобы привести новое понятие в согласие со старыми, умышленно и сознательно игнорируя существенные пункты различия между ними. Этот прием носит название догматической фикции и представляет заведомо неправильную конструкцию, даваемую юридическому явлению, с целью ввести его в существующую догматическую систему, не преобразуя ее»7. Данные методологические положения Е.В. Васьковского можно использовать для объяснения новых понятий и конструкций, внесенных в Гражданский кодекс РФ.
Нормы о предпринимательской деятельности в законодательстве государств — участников ЕАЭС и СНГ и тенденции их сближения
Настоятельная необходимость гармонизации гражданского законодательства государств -членов ЕАЭС И СНГ касается прежде всего основных категорий - организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности, основных договоров и договорных конструкций, правил об исполнении обязательств и самого понятия предпринимательской деятельности.
Следует отметить, что определение предпринимательской деятельности, данное в ст. 2 ГК РФ, не отражает всего богатства права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ). Это понятие используется в Уголовном кодексе РФ (глава 22 «Преступления в сфере экономической деятель-
ности»), Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности) для разграничения компетенции арбитражных судов и судов общей юрисдикции и т.д.
Конституционное право на свободу экономической деятельности несводимо, как предусмотрено в Гражданском кодексе РФ, к определению предпринимательской деятельности как самостоятельной, осуществляемой на свой риск, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Осуществление предпринимательской деятельности требует от государства установления гарантий
7 См.: Васьковский Е.В. Цивилистическая методология. Одесса, 1905. Ч. 1. Учение о толковании и применении гражданских законов. С. 345-346.
для занятия ею гражданами и юридическими лицами, для свободного использования имущества и частной инициативы для организации и ведения дела.
Свобода занятия предпринимательской деятельностью как неотчуждаемое право гражданина, признанное и гарантированное Конституцией РФ, получает развернутое регулирование в ряде отраслей права. Однако существо предпринимательской деятельности как отношений по производству товаров, оказанию услуг, выполнению работ, организация их перемещения в едином экономическом пространстве, выражает предпринимательскую деятельность как инструмент свободной экономической деятельности.
Статьи 8, 9, 34, 35, 36, 74 Конституции РФ дают достаточно оснований для выделения субъекта права в предпринимательской деятельности. Прежде всего он выступает в форме индивидуального предпринимателя и коллективного предпринимателя, юридического лица. Однако более обобщенные правосубъектные формы организации и осуществления предпринимательской деятельности (государственные корпорации, холдинговые компании, группы лиц, гражданско-правовые сообщества и т.п.) не получили полного завершения в виде субъекта предпринимательского права, а используются как правовые средства для регулирования отдельных сторон организации предпринимательской деятельности.
8 СЗ РФ. 2006. № 31 (часть 1). Ст. 3434.
9 СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.
На уровне первичного звена экономики осуществление предпринимательской деятельности имеет разнообразные организационно-правые формы правосубъектности, которые трудно «уместить» в конструкцию юридического лица. Казалось бы, имманентная существу предпринимательской деятельности коммерческая организация в специальных законах теряет свои конструктивные признаки. Так, в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в качестве хозяйствующего субъекта выступают индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую доход, и иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации8. А в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в качестве хозяйствующего субъекта выступают потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий), соответствующие определенным критериям9.
Гармонизация основных гражданско-правовых категорий, и прежде всего понятия предпринимательской деятельности, позволит обеспечить равенство конкурентных возможностей хозяйствующих субъектов государств - участников ЕАЭС и СНГ в создании общего рынка товаров, работ, услуг. В этой связи интерес представляет законодательное определение предпринимательской деятельности в Предпринимательском кодексе Республики Казахстан - новом кодифицированном акте, вступившем в силу с 1 января 2016 г. и Гражданском кодексе Республики Беларусь.
В Предпринимательском кодексе Республики Казахстан под предпринимательством понимается самостоятельная, инициативная деятельность граждан, оралманов и юридических лиц, направленная на получение чистого дохода путем использования имущества, производства, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, основанная на праве частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя (ст. 2).
В Предпринимательском кодексе Республики Казахстан не указывается на правоспособность и дееспособность граждан и оралманов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, а перечисляются в ст. 26-27 Кодекса права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности.
В отличие от Гражданского кодекса РФ в Предпринимательском кодексе Республики Казахстан выделяются категории предпринимателей в зависимости от среднегодовой численности работников и среднегодового дохода: субъекты малого предпринимательства, в том числе субъекты микропредпринимательства; субъекты среднего предпринимательства; субъекты крупного предпринимательства (ст. 24 Кодекса).
Более четко определена предпринимательская деятельность в ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь, под которой понимается самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг,
если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления. Предпринимательская деятельность отличается от ремесленной деятельности, которую осуществляют самостоятельно физические лица по изготовлению и реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг с применением ручного труда и инструмента, в том числе электрического, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам и направленная на удовлетворение бытовых потребностей граждан. При этом в Гражданском кодексе Республики Беларусь содержится перечень видов деятельности, не относящихся к предпринимательской деятельности, состоящий из 30 пунктов. Некоторые из входящих в данный перечень видов деятельности, признаются российским законодательством предпринимательской деятельностью. Не анализируя здесь расхождения между российским и белорусским законодательством, следует отметить, что пробельность либо неопределенность в регулировании отнесения тех или иных видов деятельности к предпринимательской или не предпринимательской является большим недостатком законодательства, порождающим неоднозначное понимание правоприменителями и различное толкование судебными органами и доктриной.
В определении индивидуальной предпринимательской деятельности гражданина без образования юридического лица в российском и белорусском гражданском законодательстве не имеется расхождений. Вместе с тем, в ст. 22 Гражданского кодекса Республики Беларусь
включено дополнительное положение о том, что количество физических лиц, привлекаемых индивидуальным предпринимателем на основании гражданско-правовых и (или) трудовых договоров для осуществления предпринимательской деятельности, а также количество имущества, используемого для этих целей, может быть ограничено законодательными актами, что представляется обоснованным.
Таким образом, ключевое понятие рыночной экономики предпринимательской деятельности нуждается, как представляется, в унификации в законодательстве государств - участников ЕАЭС.
Федеральным законом от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»10 в Кодекс включен целый ряд новелл, устанавливающих особенности исполнения и обеспечения исполнения обязательств, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также предпринимательских договоров.
Вместе с тем, предпринимательских договоров можно подразделить на три разряда:
• определенные в разделе IV ГК РФ «Отдельные виды обязательств»;
• содержащие элементы различных договоров (смешанные договоры);
• самостоятельные, определенные законами и иными правовыми актами, не входящими в систему ГК РФ, к которым по аналогии могут применяться правила аналогии закона к отдельным отношениям сторон (п. 2 ст. 421 ГК РФ).
Особенно важен третий разряд договоров, которыми изобилует предпринимательская практика.
В российском законодательстве установлены особые режимы осуществления предпринимательской деятельности, при которых исключается применение норм Гражданского кодекса РФ при заключении, изменении и прекращении соглашений.
Федеральным законом от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» установлен особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами11.
В Федеральном законе от 21 июля 2005 г. «О концессионных соглашениях» сформулировано понятие соглашения как особого вида предпринимательского обязательства. Его существо заключается в том, что концессионер обязуется за свой счет не только создать и (или) реконструировать определенное недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, но и «осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения»12. Концессионное соглашение в одноименном законе рассматривается как договор, содержащий элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. Правила Гражданского кодекса РФ о договорах, элементы которых содержатся в концессионных соглашениях, к отношениям сторон концессионного соглашения применяются, если иное не вытекает из Закона о концессионных соглашениях и существа концессионного соглашения. Значит, в этом виде предпринимательского обязательства нормы гражданского законодательства выступают как юридико-технический прием, применяемый
10 СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1412.
11 СЗ РФ. 2005. № 30 (часть 11). Ст. 3127.
12 СЗ РФ. 2005. № 30 (часть 11). Ст. 3126.
с целью экономии правовых норм к договору, не однотипному гражданско-правовому. Не случайно названный закон рассматривается как важнейший инструмент реализации принципа государственно-частного партнерства.
Значимость заключаемых с публично-правовыми образованиями соглашений (договоров) постоянно возрастает, и в условиях образования общего рынка и развития технологических и кооперационных связей предпринимателей государств - участников ЕАЭС и СНГ необходима гармонизация внутреннего законодательства в этой части.
В качестве положительного опыта следует отметить, что Предпринимательский кодекс Республики Казахстан систематизирует в одном акте такие законы как «О крестьянском или фермерском хозяйстве», «Об инвестициях», «О частном предпринимательстве», «О конкуренции», «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности»,
которые с принятием Кодекса признаны утратившими силу. Правовое регулирование различных видов предпринимательской деятельности, государственных требований и контроля в едином кодифицированном акте позволяет обеспечить цельность и согласованность регулирования.
Грандиозные задачи по созданию общего рынка товаров, работ, услуг в ЕАЭС и СНГ требуют значительных усилий по выработке концепции, определения основных направлений совершенствования правового регулирования и способов их реализации. Разработка модельных кодексов и законов весьма полезна в целях сближения правовых систем. Вместе с тем, с образованием ЕАЭС уровень экономической интеграции значительно повысился, что предполагает и применение новых наднациональных механизмов, в том числе принятия обязательных к применению актов Евразийской экономической комиссии по тем направлениям экономической деятельности, которые способствуют созданию общих рынков товаров, работ, услуг.
Нормативно-правовые акты и литература:
1. Договор стран СНГ «О создании Экономического союза» (подписан в г. Москве 24 сентября 1993 г.) // Бюллетень международных договоров. 1995. № 1.
2. Соглашение стран СНГ от 9 октября 1992г. «О принципах сближения хозяйственного законодательства государств - участников Содружества» // Бюллетень международных договоров. 1993. № 10.
3. Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), подписанного в г. Астане 29 мая 2014 г. // Официальный интернет-портал правовой информации / http://www.pravo.gov.ru, 16.01.2015.
4. Модельный Гражданский кодекс СНГ. Часть 1, принятый на Пятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ 29 октября 1994г. // СПС «КонсультантПлюс».
5. Гражданский кодекс Республики Беларусь // СПС «КонсультантПлюс».
6. Предпринимательский кодекс Республики Казахстан // СПС «КонсультантПлюс».
7. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // СЗ РФ. 2006. № 31 (часть 1). Ст. 3434.
8. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст.4006.
9. Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1412.
10. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 30 (часть 11). Ст. 3127.
11. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. «О концессионных соглашениях» // СЗ РФ. 2005. № 30 (часть 11). Ст. 3126.
12. Васьковский Е.В. Цивилистическая методология. Одесса, 1905. Часть 1. Учение о толковании и применении гражданских законов. С. 345-346.
13. Синицын С.А. Глава 6 «Развитие гражданского законодательства» // Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я., Абрамова А.И. и др. Научные концепции развития российского законодательства: монография / отв. ред. академик РАН, д. ю. н., проф. Т.Я. Хабриева, д. ю. н., проф. Ю.А.Тихомиров. 7-е изд. доп. и перераб. М.: ИД Юриспруденция, 2015.