250 ООО 200 ООО 150 000 100 ООО 50 ООО
/ ^ ^ ^ ^ ^ ^ # /
Область оптимистического сценария Область исссимистичсскою сценария —•—Валовая добавленная стоимость сельского хозяйства, млн руб —•—Точечный прогноз
—•— Нижняя граница доверительного интервала •— Верхняя граница доверительного интервала
Рисунок 8 - Результаты прогноза ВДС в сельском хозяйстве Ставропольского края
(Составлено авторами)
В случае реализации пессимистического сценария валовая добавленная стоимость в отрасли достигнет к концу прогнозного периода 133 253 млн руб., (снижение составит 0,08 п. п.).
Полученные нами результаты для оптимистического сценария прогнозирования, свидетельствуют о том, что валовая добавленная стоимость в сельском хозяйстве к 2028 г. составит 215 626 млн руб. При таком варианте, прирост составит 0,48 п. п.
Проведенный анализ социально-экономического развития Ставропольского края позволил выявить следующие позитивные тенденции: рост объема валового регионального продукта, увеличение численности населения, значительный прирост инвестиций и сальдированного финансового результата. В регионе активно реализуются инвестиционные проекты, создаются рабочие места, снижается безработица.
Источники:
1. Аварский Н. Д., Федотенкова О. А., Парушина Н. В., Проняева Л. И. Оценка влияния управленческих решений на экономическую безопасность сельскохозяйственной организации // Экономика сельского хозяйства России. 2017. № 8. С. 2-8.
2. Мельников А. Б., Коток Н. Ю. Теоретические аспекты обеспечения продовольственной безопасности России // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2020. № 85. С. 30-36.
3. Мельников А.Б., Трысячный В.И., Широв П. Н. Оценка ресурсно-производственного потенциала агропромышленного комплекса в системе обеспечения экономической безопасности // Финансовая экономика. 2019. № 3. С. 267-270.
4. Отчёт о Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года за 2021 год. Официальный сайт министерства экономического развития Ставропольского края. - Режим доступа: https://stavmvest.ru/work/sub-59/?ysclid=li316040y5723551089
5. Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сб. / Росстат. - М., 2021. - 1112 с.
6. Семенова, Е. И. Рейтинговая оценка социально-экономической эффективности регионов / Е. И. Семенова // Экономика сельского хозяйства России. -2020. - № 2. - С. 36-41.
7. Татуев А. А., Г. М. Попов Глобальные основы сбалансированного регионального развития современной России // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2022. № 12. С. 351-354.
8. Терновых К. С., Авдеев Е. В. Теоретические аспекты формирования государственных стратегий развития // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2021. № 1(64). С. 166-174.
9. Трысячный В. И. Государственное стимулирование инвестиционной активности как фактор обеспечения продовольственной безопасности // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 2(84). С. 193-196.
EDN: LBKFQT
Го Юнчао - аспирант, Смоленский государственный университет, Смоленск, Россия, [email protected],
Guo Yongchao - post-graduate student, Smolensk state university, Khabarovsk, Russia.
ГАРМОНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ДИСБАЛАНСОВ КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КИТАЯ HARMONIZATION OF REGIONAL IMBALANCES AS A STRATEGIC DIRECTION OF CHINA'S ECONOMICDEVELOPMENT
Аннотация. В данной статье проанализирована территориальная дифференциация социально-экономического развития и пространственной организации производства в Китае, проявившиеся дисбалансы в региональном развитии национальной экономики и их экономические последствия; обозначены исторические, геополитические, социокультурные и иные особенности регионального развития, приведшие к их формированию. Отдельное внимание уделено эволюции системы гармонизации региональных дисбалансов китайской экономической системы во время перехода от плановой к рыночной экономике и проведения системных экономических реформ. Представленные направления и инструменты стратегии регионального развития Китая, такие как административно -экономическое районирование, поддержка развития сельского хозяйства и сельских регионов, стимулирование урбанизации и др., позволяют оценить достигнутые результаты данного процесса, его роль в концепции формирования экономики «двойной циркуляции», являющейся основой стратегического планирования развития современной экономики Китая.
Abstract. This article analyzes the territorial differentiation of socio-economic development and notes the organization of production in China, the imbalances in the observed development of the national economy and their consequences; definitions historical, geopolitical, socio-cultural and socio-cultural features of development that led to their formation. Particular attention is paid to the development of a system for harmonizing the imbalance of the Chinese economic system during the transition from a planned to a market economy and the implementation of systemic economic reforms.
The presented directions and tools of China's regional development strategy, such as administrative and economic zoning, support for the development of agriculture and rural areas, stimulation of urbanization, etc., allow us to evaluate the achieved results of this process, its role in the concept of forming a "double circulation" economy, which is the basis strategic planning for the development of China's modern economy.
Ключевые слова. Экономика Китая, региональные дисбалансы развития, экономические регионы, стратегия регионального развития, сглаживание диспропорций развития.
Keywords. Chinese economy, regional development imbalances, economic regions, regional development strategy, smoothing development imbalances.
Неравномерность регионального экономического развития стала одной из ярких и характерных черт современной китайской экономики. Одновременно она является проблемой и определенным тормозом для развития экономической системы страны, демонстрирующей высокие и достаточно стабильные в исторической ре-
троспективе темпы экономического роста. Это позволяет говорить о том, что преодоление этой проблемы содержит в себе значительный потенциал дальнейшего ускорения экономического развития и усиления внутреннего и внешнего потенциала страны в непростых условиях современного турбулентного периода развития мировой экономической системы, в которой КНР занимает все более значимое место, расширяя ареал своего влияния и распространения сферы своих интересов.
Неравномерное распределение ресурсов и факторов производства, по причинам естественного и организационно-институционального характера, и связанная с этим диспропорциональность регионального развития имеет мультипликативный эффект и ведет к увеличению регионального социально-экономического расслоения населения и увеличению коэффициента Джинни, выделению приоритетных зон проживания, разрыву инвестиционной привлекательности регионов и другим последствиям, формирующим, таким образом, экономические, социальные, культурные и иные эффекты, пагубно сказывающиеся на жизни страны в целом.
Китай, являясь самой населенной страной мира, с численностью населения около 1 млрд. 412 млн. человек (2023 г., по данным Национального бюро статистики Китая (NBS)), занимая по территории третье место в мире, изначально самым естественным образом, а впоследствии - под влиянием множества социально-экономических, политических и институциональных факторов (разнообразие физико-географических и климатических зон, рельефов и ландшафтных зон, условия и этапы освоения территорий, господство философских идей и духовных парадигм, традиционность и почитание национального наследия, длительные периоды военного и политического противостояния и многие другие) приобрел такую специфическую черту как разнородность территориальной структуры регионального развития и представление экономической системы Китая как алгебраической суммы неоднородных специфически развивающихся региональных экономических подсистем. Что в свою очередь поставило перед правительством вопрос выработки региональной политики, осмысления ее целей и выбора инструментов и институтов реализации.
Задачи, стоящие перед КНР на каждом из исторических этапов развития определяли приоритеты ее регионального развития, смена которых вела к смещению акцентов государственного регулирования по распределению и перераспределению ресурсов, факторов производства, финансовых потоков на те или иные регионы страны. В Китае практически всегда существовала и сейчас четко просматривается явно выраженная территориальная дифференциация социально-экономического развития и пространственной организации производства, хотя преодоление резких диспропорций территориального развития была и остаётся одной из важнейших задач экономической политики государства.
Выгодное географическое положение прибрежных регионов, способствовавшее налаживанию связей с другими государствами, развитию торговли, появлению инфраструктуры, привлечению инвестиций, стремлению населения к проживанию в данных регионах сформировали преимущества восточных регионов по отношению к западным и центрально расположенным регионам.
Политика районирования, ставшая одним из основных инструментов нивелирования региональных дисбалансов, с одной стороны была направлена на выравнивание диспропорций развития, а с другой - на снижение рисков со стороны внешнего мира, что не всегда это сглаживание предусматривало. С одной стороны, выравнивание региональных диспропорций предполагало создание взаимосвязанного, сложно-подчиненного, единоцелевого и координируемого комплекса хозяйствования, охватывающего всю территорию страны, в надежде на синергетиче-ский территориальный эффект, который должен был повысить эффективность производства за счет формирования и развития внутристранового разделения труда, сокращения трансакционных издержек, более рационального сочетания факторов производства. С целью выравнивания территориального развития были применены такие инструменты регионального экономического регулирования как приоритетное инвестирование в западные и центральные внутриконтинентальные районы, финансовая помощь и перераспределение части получаемых доходов восточных регионов на финансирование промышленного развития обозначенных регионов, развитие инфраструктуры и включение этих регионов в существующие и формирующиеся промышленные кластеры.
Стоимостная оценка произведенной промышленной продукции основных приморских городов в 1952 г. составила около двух третей от общего объема выпущенной промышленной продукции КНР. Так в провинции Ляонин (административный центр - Шэньян) этот показатель составил 4,53 млрд. юаней, в провинции Шаньдун (административный центр - город Цзинань) - более 2 млрд юаней, в Шанхае - 915 млн юаней, а, для сравнения, в провинции Нинся - 20 млн юаней, в провинции Ганьсу - 242 млн юаней [1]. В связи с этим уже с первой пятилетки правительство утвердило комплексную стратегию развития регионов вместе с программой приоритетного развития внутренних регионов.
Важное значение и социально-экономические последствия имела проводимая политика административного и экономического районирования. Уже в период первой пятилетки (1953-1957 гг.), одной из целей которой и было повышение равномерности территориального развития Китая, северо-восточный район, Дунбэй, стал абсолютным лидером по получению государственных инвестиций, адаптировав около 25 % для создания инфраструктуры региона. Еще одним ярким примером реализации региональной политики сглаживания диспропорций стало размещение во внутренних районах Китай 472 из 694 промышленных объектов, введенных в эксплуатацию за этот период [1].
С другой стороны, необходимо было предусмотреть возможность, и, следовательно, создать условия для развития региональных хозяйственных комплексов замкнутого типа, способных к самостоятельному местному
обеспечивающему воспроизводству в условиях военной напряженности и конфликтов, учет которых как фактора потенциального влияния требовала сложившаяся международная обстановка. А данный факт также следовал в ключе необходимости развития центральных и западных регионов, даже за счет снижения темпов и эффективности развития восточных.
Немаловажное значение имело и теоретико-философское видение Коммунистической партии Китая, марксистская и социалистическая парадигма, предполагающая диалектико-материалистический подход к общественному производству и развитию общества, согласно которому «основу общественных отношений составляют отношения, возникающие при производстве материальных благ», а следовательно более равномерное распределение объектов производства может способствовать гармонизации развития общества и общественных отношений, что отвечало традиционным взглядам китайского общества и признанной системе ценностей.
Принятие решения о размещении производительных сил и промышленной инфраструктуры должно включать определение параметров и принципов их рассредоточения по территории страны с учетом ее природно-климатических, ландшафтно-географических, социально-экономических, национально-демографических, культурных, стратегических и других условий, скорректированных на факторы внешней среды, но с обязательным учетом геополитических и геоэкономических интересов и условий.
В соответствии с этим решением, имевшим важное значение для последующего развития, стал выбор критерия районирования: 1) деление по принципу системы геоландшафтных и климатических условий, историко-культурных систем, сложившейся системы внутристранового разделения труда и специфики производства и т. д., предполагавший выделение десяти районов; 2) построение системы экономического синергетического взаимодействия, так называемого «экономического кооперирования», которое должно было объединить более развитые регионы с менее развитыми и отстающими для формирования у последних условий для ускоренного развития, в соответствии с которым предполагалось выделение семи экономических районов. Выбор был сделан в сторону второго варианта, закрепив следующие районы экономического кооперирования, с входящими в состав административными единицами: 1) Северный (Пекин, Тяньцзинь, Хэбэй, Шаньси, Внутренняя Монголия); 2) Северо-Западный (Шэньси, Ганьсу, Нинся, Цинхай, Синьцзян); 3) Северо-Восточный (включающий Ляонин, Цзилинь, Хэйлунцзян); 4) Восточный (Шанхай, Цзянсу, Чжэцзян, Фуцзянь, Шаньдун, Аньхой, Цзянси); 5) Юго-Западный (Сычуань, Чунцин, Юньнань, Гуйчжоу, Тибет); 6) Южный (Гуандун, Гуанси, Хайнань); 7) Центральный (Хэнань, Хунань, Хубэй), с последующим объединением Центрального и Южного районов кооперирования в единый Центрально-Южный район. Такая структура шести районов просуществовала до 1965 г., оказав влияние на развитие всей страны и ее составляющих.
Обострение военно-политической обстановки в начале 60-х годов ХХ в. привело к переориентация на развитие и перемещение промышленности во внутренние регионы с целью стратегического тылового укрепления на случай ведения военных оборонительных действий и создания крепкого оборонного комплекса, что стало стратегической целью периода третьей и четвертой пятилеток (1966-1975 гг.), что предопределило усиленное государственное финансирование внутренних районов и перенос на их территорию ряда промышленных предприятий из приморских восточных регионов, что позволило индустриализировать экономику провинций Хэнань, Хубэй, Хунань и в юго-западной части Китая и в целом смягчить территориальные диспропорции развития Китая, но, конечно же, не решив эту проблему полностью.
Из выделенных за период 1953 по 1980 гг. государственных средств на создание инфраструктурных объектов Китая, внутренние регионы страны получили порядка 55 %, от пятилетки к пятилетке эта доля увеличивалась, в третьей (1966-1970 гг.) составила 64,7 % (63,121 млрд юаней), 472 из 694 новых промышленных объектов с объёмом капитальных вложений свыше 100 тыс. юаней были построены во внутренней части страны [6].
Планомерное перекраивание внутренних административных и экономических границ районов, смена их количества способствовало созданию и развитию транспортной, экономической и социальной инфраструктуры, ее постепенному взаимопереплетению и сращиванию, что также влияло на сглаживание территориальных дисбалансов развития.
Гармонизация территориальных дисбалансов экономического развития территорий КНР, ставшее главным стратегическим направлением внутренней экономической политики периода 50-70-х гг. XX в., имела определенный экономический эффект и положительный целевой результат, но при этом привела к некоторому снижению общей эффективности развития страны и появлению разницы уже в темпах развития регионов, при этом смещаясь уже в сторону центральных и западных районов, в ущерб восточным.
Кардинальное изменение принципов и целей внешнеэкономического и внешнеполитического курса Китая, произошедшего в 80-х годах ХХ в. заставило по-новому расставить и государственные приоритеты развития территорий, поставить во главу угла вопросы повышения эффективности функционирования экономической системы страны, ранее уступавшие по важности вопросам сглаживания территориальных дисбалансов. Отчасти это было подкреплено и тем, что за счет усилий предыдущего периода произошло относительное усиление экономики внутренних регионов и некоторое сглаживание их региональных диспропорций развития.
Третий пленум ЦК КПК 11 созыва, состоявшийся в 1978 г., определил главные направления дальнейшей работы правительства, ориентируясь на развитие рыночной экономики социалистического типа, повышение открытости внешней политики и ориентации на мировой рынок. Реформы, начавшиеся в этот период, были направлены на формирование и интенсивное развитие промышленно-индустриального комплекса, являющегося
фундаментом экономики, к тому же обладающего выраженной экспортной ориентацией и конкурентоспособностью на мировом рынке. Это, в свою очередь, определило приоритетность развития восточных районов, имеющих объективные предпосылки и условия для реализации поставленных целей: сформированную индустриальную базу, значительный экспортный потенциал, развитую и адаптированную инфраструктуру и др. В реформенный период промышленное производство стало переноситься в приморские районы в целях сокращения издержек, усиления и обновления индустриальной базы, повышения эффективности в целом. Государственное финансирование тоже было перераспределено в приоритетную сторону востока страны. В период реализации шестого пятилетнего плана (1981-1985 гг.) на восточные приморские районы было распределено 47,7 % от общей суммы всех государственных инвестиций (увеличение составило 5,5 %) и 51,5 % от всего объема средств, выделяемых бюджетом на реновацию и реконструкцию [1]. Политика их приоритетного развития поддерживалась и в дальнейшем.
Активно изучая международный опыт, с середины 80-х гг. ХХ в. в Китае реализуют территориальное деление с учётом специфики внутристранового разделения труда. В ходе трех последующих пятилеток (19862000 гг.) экономическое районирование реализовывалось путем выделения трёх поясов: Восточного, Центрального и Западного, с закреплением за каждым своих целей, задач и соответствующих программ развития. Была определена специализация Восточного пояса на наукоёмких, экспортоориентированных отраслях, Центрального пояса - на энергетической и химической отраслях, Западного пояса - сельское хозяйство, добывающая промышленность.
В дальнейшем, несмотря на дифференцированный подход к поддержке развития регионов и приоритетному вниманию к локомотивным восточным регионам, правительство сохранило действие инструментов, направленных на выравнивание территориальных дисбалансов, таких как существующее до настоящего времени перераспределение средств от наиболее экономически развитых к слаборазвитым регионам, дотации, проекты специального финансирования и т.д.
Пространственно-экономическая диспропорциональность китайской экономики, ставшая её характерной чертой, имеет свои сильные и слабые стороны проявления и влияния на общий ход развития страны, в разное время по-разному оцениваемые правящим руководством в зависимости от текущей политической и социально -экономической ситуации, влияния внешних факторов, места и роли Китая в мировом сообществе и его целевых ориентиров развития страны и экономики.
Доклад Всемирного банка о мировом развитии (2009) «Новый взгляд на экономическую географию» содержит тезис, что успешное развитие стран и их регионов базируется на триединстве условий территориальных изменений, поощрение которых обеспечит основу для экономического роста территорий: 1) возрастание экономической плотности и мобильности населения, проявляющиеся в росте городов; 2) сокращение расстояний по мере того, как работники и бизнес мигрируют ближе к узлам высокой экономической плотности; 3) снижение степени разобщенности по мере того, как страны повышают проницаемость своих экономических границ и выходят на мировые рынки [2].
Прошедший в 2012 году 18-ый Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая закрепил в качестве стратегического направления развития формирование среднего класса в обществе, укрепление его позиций и искоренение абсолютной бедности среди всего населения страны как стремление к построению модернизированной социалистической державы, заявленной как цель к столетию КНР. Одним из инструментов этой политики стало возрождение сельских районов в Китае. Объявленные товарищем Си Цзиньпином ключевые «три сельских вопроса» (вопросы сельского хозяйства, сельских районов и крестьян) стали одним из приоритетов в развитии национальной экономики. К 20-му съезду КПК, который прошел в 2022 году, проведена большая работа в данном направлении, которая имеет значимые результаты. В деле развития сельского хозяйства осуществляется его модернизация, строительство деревень нового типа дали толчок структурным сдвигам и повышению эффективности деятельности сельских регионов, повышается качество и уровень жизни крестьян. Об этом свидетельствуют следующие факты: 1) увеличение в 2021 году располагаемого дохода сельских жителей на душу населения, составил 18 931 юаней (более чем вдвое выше показателя 2012 г.); 2) полный охват городских и сельских жителей базовым пенсионным страхованием; 3) создание и функционирование единой городской и сельской системы базового медицинского страхования; 4) победа над бедностью: 98,99 млн бедных сельских жителей и 832 уезда и 128 тыс. деревень покинули списки бедных [3]. Для сглаживания региональных дисбалансов и диспропорций развития сельских и урбанизированных регионов отмечается необходимость развития разноуровневой сельской логистики, в том числе создание соответствующей инфраструктуры и привлечения технологических решений логистической отрасли в сельскую местность КНР [4].
Продолжительное существование значимых различий в стратегиях развития городских и сельских территорий не могли не сказаться не только на формировании социально-экономических противоречий в обществе, но и на углублении территориальных дисбалансов аграрно-ориентированных и промышленно-индустриальных районов [5]. В том числе и для преодоления этой проблемы в настоящее время реализуется стратегия возрождения сельских районов, которой уделяется большое внимание и на ее реализацию направлены силы и средства китайского правительства. Основными задачами при этом являются: модернизация и инновационное развитие сельского хозяйства и сельских районов, улучшение качества жизни и повышение доходов сельского населения, повышение количества и качества производимой продукции. Их реализация среди прочих эффектов должна способство-
вать и развитию следующего направления и снимать некоторые противоречия, которые при этом формируются, поскольку урбанизация отчасти тоже способствует углублению территориальных дисбалансов развития.
Урбанизация, как стратегическое направление развития и государственно стимулируемый процесс, развивается уже в течение нескольких десятилетий и в настоящее время интенсифицируется. Коэффициент урбанизации может увеличиться с 60 % в 2020 г. до 65 % в 2025 г. и 75 %. к 2030 году [7]. Активное развитие «Зоны Большого залива», начатое в 2011г. и получившее особое развитие в период 2017-2019 гг., нацелено на экономическую и финансовую интеграцию крупных городов провинции Гуандун и специальных административных районов Гонконг и Макао, а также призвано укрепить территориальную целостность страны. План четырнадцатой пятилетки, наряду с инновационным развитием внутренних сельских регионов предполагает интенсивное развитие регионов-мегаполисов путем миграции сельского населения в крупные прибрежные города пяти кластеров. Район Большого залива, регион Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй, район Средней реки и дельты реки Янцзы и Чэнду-Чунцин призваны создать развивающуюся зону взаимодействия Китая и мировой экономики. Государственные инвестиции направляются в создание транспортной (железнодорожной, автомобильной) инфраструктуры и обеспечения качественной мобильной связи, в т.ч. сетей 5G, технологий интеллектуальных сетей и больших данных.
Несбалансированное внутренне социально-экономическое развитие и региональные диспропорции признаны в качестве одной из важнейших угроз для формирования экономики «двойной циркуляции», ставшей ключевой темой стратегического планирования развития современной экономики Китая [4]. Данная стратегия предполагает развитие национальной экономической системы на основе сочетания «внутренней циркуляции» -реализации внутренних источников роста через стимулирование внутреннего спроса, и «внешней циркуляции» - реализации внешних источников роста за счет международного сотрудничества и максимизация полезности от реализации внутренних абсолютных и сравнительных преимуществ в торговле на внешнем рынке, при условии соблюдения приоритетности выгоды для Китая от экспортно-импортных отношений. При этом необходимо отметить, что в условиях относительного замедления темпов экономического роста, нестабильности макроэкономической среды, усложнения и обострения внешнеполитической ситуации, первичной все же является внутренняя циркуляция, а это значит, что ключевым в настоящее время является укрепление внутренней силы экономики, повышение ее самообеспечения и усиление обороноспособности. А это определяет актуализацию вопросов выстраивания более эффективных связей между регионально-отраслевыми комплексами внутри страны, в первую очередь - добывающей и перерабатывающей отраслей, формирование и укрепление производственно -сбытовых внутристрановых цепочек, как с помощью внутренних государственных инвестиций, так и за счет привлечения иностранных инвестиций.
Источники:
1. Александрова М.В., Коханова В.С. Особенности экономического районирования в КНР (1949-1990 годы) // Восточная Азия: факты и аналитика. 2020. № 4. С. 6-20.
2. Доклад о мировом развитии — 2009. «Новый взгляд на экономическую географию». Обзор [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/ de-velopment/surveys/docs/worlddev2009.pdf (дата обращения 25.02.2023).
3. Ду Девень. Всестороннее продвижение возрождения сельских районов. Доклад Чрезвычайного и Полномочного Посла Китайской Народной Республики в Кыргызской Республике // Китай за последние 10 лет Публичная дипломатия 09.09.2022. URL: http://kg.china-embassy.gov.cn/rus/ggwj/202209/t20220924_10770780.htm (дата обращения 16.03.2023).
4. Кашин В.Б., Пятачкова А.С., Смирнова В.А., Литвинов А.А., Поташев Н.А. Китайские эксперты о новом пятилетнем плане КНР. Аналитическая записка. Март 2021// URL: https://cceis.hse.ru/data/2021/03/29/1386510407 (дата обращения 12.05.2023).
5. Макеева С.Б. Причины, эволюция и последствия неравномерного регионального развития КНР в современный период истории: обзор подходов и практик в китайской науке // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2021. Т. 13. № 2. С. 177-188.
6. Чубаров И.Г. Госпрограммы регионального развития КНР в историческом контексте // Восточная Азия: факты и аналитика. 2020. № 4. С. 21-33.
7. Flinn Н., Grant J., Kwan E., Mallett D., Siu M, Haidi T. and Jian Z. China's 14th Five-Year Plan: a blueprint for growth in complex times [Электронный ресурс]// URL: https://www.lexology.com/library/detail. aspx?g=50083c2e-9e68-4b80-b075-07f20334429f (дата обращения 15.06.2023).
EDN: LWCXCM
В.В. Говдя - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета, Заслуженный деятель науки Кубани, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
V.V. Govdya - doctor of economics, professor, head of the accounting department, Honored scientist of Kuban, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
Ж.В. Дегальцева - к.э.н., профессор кафедры бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
Zh.V. Degaltseva - candidate of economic sciences, professor of accounting department, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.
АМОРТИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ DEPRECIATION OF FIXED ASSETS: PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM
Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы бухгалтерского учета объектов основных средств, раскрыто влияние требований федерального стандарта по бухгалтерскому учету на формирование государственной амортизационной политики. В работе приведены итоги ретроспективного анализа эволюции научной бухгалтерской мысли по проблемам начисления амортизации по объектам основных средств, целевому их использованию. Авторы статьи доказывают, что амортизация вместо источника финансирования воспроизводства основных средств превратилась в источник финансирования собственных оборотных средств. На примере передовых аграрных формирований Краснодарского края предложены основные направления совершенствования способов начисления амортизации, учета и повышении ее роли в финансировании воспроизводственных процессов, направленных на обеспечение прорывного роста производительности труда.
Abstract. This article discusses the problems of accounting of fixed assets, reveals the impact of the requirements of the federal accounting standard on the formation of the state depreciation policy. The paper presents the results of a retrospective analysis of the evolution of scientific accounting thinking on the problems of depreciation on fixed assets, their intended use. The authors of the article prove that depreciation, instead of a source of financing the reproduction of fixed assets, has turned