ГАРМОНИЗАЦИЯ ЛАНДШАФТНОГО ОБЪЕКТА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ДРЕВЕСНО-КУСТАРНИКОВЫХ ГРУПП
Рунова Е.М., Крамская Н.В. (ГОУ ВПО «БрГУ», г. Братск, РФ)
In this work we considered aesthetic assessment of tree-shrub groups in the urban environment
Зеленые насаждения являются эффективными средствами для улучшения санитарно-гигиенических и эстетических условий в ландшафтной архитектуре. Гармоничная организация естественного ландшафта предполагает внесение преобразований, предназначенных для формирования среды жизнедеятельности человека, и создания разнообразия декоративных средств художественных композиций.
Наиболее благоприятное функционально-пространственное проектирование озеленения зависит от многих условий. Система мероприятий по созданию, сохранению, использованию зеленых насаждений предусматривает и продуманное построение, размещение древесно-кустарниковых групп. Это придает посадкам необходимую естественность.
По составу пород группы подразделяют на чистые и смешанные. По величине различают малые группы (3-5 растений), средние (7-15) и крупные (более 15). Деревья в группах размещаются произвольно, а кустарники играют вспомогательную роль.
Пропорциональность растительных группировок, их расположение, состав и вертикальное оформление должны выражать определенную закономерность и эстетический порядок. Хорошо подобранная, правильно размещенная и биологически сочетающаяся растительность усиливает художественную ценность оформляемого садово-паркового пространства.
Содержание и композиция зеленых насаждений должны стремиться к их визуальной устойчивости. Этого можно достичь, выстраивая группы древесно-кустарниковых насаждений с учетом размера, плотности, цвета и формы, а также учитывая с какого расстояния, композиция будет восприниматься.
Преобладание типовой застройки городского ландшафта и сведение к минимуму его озеленения нивелировало представление об индивидуальности, художественно-декоративной целостности и положительном восприятии древес-но-кустарниковых групп. В связи с этим возникает острая необходимость в организации озеленения, улучшении санитарно-гигиенических и эстетических условий урбоэкосистемы. Поэтому наиболее востребованным становится обращение к проблемам преобразования пространства ландшафтной архитектуры, и получение относительных и абсолютных формул создания, формирования древесно-кустарниковых групп в садово-парковом произведении.
Четкие пропорции, когда каждый элемент растительной группы композиционно выверен и согласован с окружающей средой с учетом высоты, объема, расстояния между насаждениями определяют целесообразность, гармоничную завершенность эстетического объекта формирования среды.
Художественно-декоративный принцип создания растительных композиций достигается оптимальным сочетанием древесно-кустарниковых биогрупп в единстве с местностью и окружающими сооружениями.
Группа является основным элементом озеленительных построений, конструкцией садово-парковой объемной архитектуры при пейзажной и регулярной планировке.
Назначение древесно-кустарниковых групп разнообразно. Они создают акценты, доминанты, передний и средний план пейзажа, рисуют силуэт сада, расчленяют парковое пространство, оформляют поляны, разнообразят и обогащают край массива.
В зависимости от расстояния от точки обзора, с которой открываются основные виды, группа должна обладать либо выразительным силуэтом, видимым с дальних расстояний, либо более тонкими нюансами цвета и фактуры листьев и ствола, читаемыми с близких расстояний. В разных ситуациях должен учитываться характер фона, на который проектируется группа.
Число групп, их размер надо подбирать с учетом размера поляны и высоты окружающих массивов. Расстояния между деревьями в группах принимают от 1,5—2 м (при первоначальной посадке с последующим разреживанием) до 3—4 м (крупновозрастная растительность). Минимальное число деревьев в группе — три, максимальное - девять, определяется как предел величины группы. Когда композиция парка включает большое число групп, то их рекомендуется проектировать однопородными, чтобы избежать пестроты композиции. Если же небольшое число отдельных групп, то такие группы необходимо создавать из двух-трех пород.
Проектирование древесно-кустарниковой группы начинается с определения ее смыслового содержания: для чего она необходима, и какое должна производить эмоциональное, психологическое воздействие. После этого определяется величина, форма, видовой состав биогруппы.
Деревья и кустарники подбираются и размещаются, прежде всего, по признакам биологической совместимости. Необходимы такие породы, которые в данном климате, на данном участке будут хорошо развиваться и не будут антагонистичны между собой.
Группа есть сочетание древесных растений одной или нескольких пород, расположенных изолированно на открытом пространстве, с диаметром проекции крон в поперечнике не более 25 м для малого лесопарка, 50 м — для среднего и 80 м — для большого лесопарка.
Существуют схемы древесно-кустарниковых групп, благоприятных по своему композиционному проектированию. Они отражают выразительный облик декоративной растительности по всему периметру кругового обхода относительно точки обзора.
У группы должно быть ядро, определенная точка акцента - это одно или несколько деревьев, отличающихся от общей массы составляющих группу экземпляров своим внешним обликом. Размещать древесно-кустарниковую растительность надо так, чтобы мощные высокорослые, наиболее интересные по декоративным характеристикам породы были в центре и не закрывали деревьев
второй и третьей величины, являющихся отделкой группы и обычно располагающихся ступенчато, подчеркивая образующиеся выступы. Не совсем выразительные по своим декоративным качествам деревья можно расположить фоном. Кустарники делают композицию группы более законченной, дополняя ее окраской листьев и ветвей, а также цветами. По нижнему рубежу древесно-кустарниковой группы хорошим вариантом формирования является опушка. Лучше, если края групп будут неровными и выступающими.
Разрывы между деревьями и кустарниками должны быть значительными. Примерные расстояния между деревьями в группах, с расчетом на разрастание деревьев:
Между деревьями первой величины одного вида 3—6 м
Между разными деревьями первой величины 4—8 м
Между деревьями первой и второй величины 4—8 м
Между деревьями второй и третьей величины 1—4 м
Между деревьями первой величины и кустарниками 3—5 м
Между деревьями второй или третьей величины и кустарниками 1 —4
м.
Формируя группы по количеству, необходимо отметить, что обычно оно нечетное, что способствует формированию наиболее интересных, выразительных вариантов обзора. Но и из четного числа деревьев и кустарников можно создать свободную естественную композицию, в зависимости от подбора составляющих. Группы могут быть симметричными и ассиметричными. Асси-метричное расположение позволяет обыграть наиболее декоративные, яркие качества растительности с разных точек восприятия, раскрывая каждый раз новые варианты древесно-кустарниковой композиции. Если, к примеру, высажено 9 деревьев квадратом, то, при осмотре этой симметричной группы, всегда будет виден фасад трех деревьев, а если эта группа вытянута в сторону, то она становится не просто ассиметричной, но и многоликой - с трех различных точек видны три непохожие древесные группы.
Наиболее распространены группы из трех деревьев, которые строятся по принципу неравнобедренного треугольника, за счет этого равнозначно воспри-нимаясь со всех сторон. В группах из четырех экземпляров деревья высаживаются по углам разностороннего четырехугольника. Из пяти экземпляров - по углам неправильного четырехугольника и одно дерево внутри на некотором удалении от центра. Увеличение группы рекомендуется осуществлять за счет применения кустарников.
При проектировании группы не должно быть трех и более деревьев в ряд и расстояния между деревьями не должны быть одинаковыми, против света должны восприниматься в своей основе группы, а не массивы.
Важная задача при формировании биогрупп заключается в том, чтобы максимально раскрыть достоинства растительного материала, организовав для него наилучшее место, благоприятные сочетания и обеспечив наиболее выгодные условия произрастания.
Литература
1.Рубцов Л.И. Проектирование садов и парков: Учеб. Пособие для техникумов. - 3-е изд., доп. И перераб. - М.: Стройиздат, 1979. - 184 с.
2. Крижановская Н.Я. Основы ландшафтного дизайна/ Н.Я. Крижановская. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 204.
3.Сычев А.В. Ландшафтная архитектура: Учеб. Пособие для вузов/ А.В. Сычева. - 2-е изд., испр. - М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век», 2004. - 87с.
4.Гостев В.Ф., Юскевич Н.Н. Проектирование садов и парков: Учебник для техникумов. - М.: Стройиздат, 1991. - 340с.