Научная статья на тему 'ГАРМОНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И НОРМОСТЕНИЗАЦИЯ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ'

ГАРМОНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И НОРМОСТЕНИЗАЦИЯ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
213
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ГАРМОНИЧНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / CHILDREN / PHYSIQUE / PHYSICAL ACTIVITY / HARMONIOUS PHYSICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Орлова Ирина Игоревна, Осипов Александр Юрьевич, Карачинцева Наталья Владимировна, Клепцова Татьяна Николаевна, Лепилина Татьяна Викторовна

Введение: выявлены значимые отклонения в развитии гармоничного телосложения у детей дошкольного возраста. Значительная часть детей 5-6 лет имеют астеничный тип телосложения и являются ретардантами. Цель исследования - поиск эффективных средств физического воспитания детей 5-6 лет, способствующих гармоничному физическому развитию и нормостенизации телосложения. Методы и организация исследования: участники - мальчики (n=45) в возрасте 5-6 лет. В период исследования (11 месяцев) дети были распределены на 2 приблизительно равные группы. Еженедельный объем занятий физическими упражнениями у всех детей составлял 100-120 минут. Группа 1 (n=23) практиковала гимнастику, танцы и подвижные игры. Группа 2 (n=22) использовала упражнения, связанные с развитием пояса верхних конечностей, гимнастику и танцы. Тип телосложения детей определялся по индексу Rees-Eisenck. Статистический анализ результатов выполнен с помощью SPSS12 и критерия Пирсона (хи-квадрат). Результаты: в конце периода исследований обнаружено значимое (p <0.05) преимущество по признаку диаметра плеч у мальчиков группы 2. Данный признак указывает на более высокий процент мальчиков имеющих нормостенический или гиперстенический тип телосложения. Выявлена достоверная (p <0.05) динамика изменения признаков типа телосложения у мальчиков группы 1 от нормостенического к астеническому типу. Выводы: регулярное использование определенных двигательных упражнений, оказывающих воздействие на пояс верхних конечностей, способствует гармонизации и нормостенизации телосложения у детей дошкольного возраста (5-6 лет).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Орлова Ирина Игоревна, Осипов Александр Юрьевич, Карачинцева Наталья Владимировна, Клепцова Татьяна Николаевна, Лепилина Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARMONIZATION OFPHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSIQUE NORMOSTENIZATION OF CHILDREN 5-6 AGED

Introduction: The significant deviations in the harmonious physique development among the pre-school children have been revealed. The significant part of the children aged 5-6 years old have asthenic physique and are retardants. The aim of the study - the search for the effective means of physical education for children 5-6 aged, contributing to the harmonious physical development and physique normos-tenization. Methods and organization of the study: participants - boys (n=45) 5-6 aged. During the study period (11 months), all children were divided into 2 approximately equal groups. All boys' weekly volume of physical exercises - 100-120 minutes. Group 1 (n=23) practiced gymnastics, dancing and motor games. Group 2 (n=22) used motor exercises related of the upper limbs belt development, gymnastics and dancing. The children body type was determined by the Rees - Eisenck index. Statistical analysis of the results was performed using SPSS12 and the Pearson test (chi-square). Results: at the study end, a significant (p<0.05) advantage was found in terms of the diameter of the shoulders in the children' group 2. This sign indicates a higher percentage of boys with the normosthenic or hypersthenic body type. Significant (p<0.05) dynamics of body type changes in the children' group 1 from the normosthenic to asthenic type was revealed. Conclusions: regular use of certain physical exercises that affect the belt of the upper extremities contributes to the physique normalization and harmonization in preschool children (5-6 aged).

Текст научной работы на тему «ГАРМОНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И НОРМОСТЕНИЗАЦИЯ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ»

ture, sport and health, No. 33, рр. 80-83.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.06.2020

УДК 796.011

ГАРМОНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И НОРМОСТЕНИЗАЦИЯ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ Ирина Игоревна Орлова, кандидат медицинских наук, старший преподаватель, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого; Александр Юрьевич Осипов, кандидат педагогических наук, доцент, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, Сибирский федеральный университет, Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел России, Красноярск; Наталья Владимировна Карачинцева, кандидат медицинских наук, доцент, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого; Татьяна Николаевна Клепцова, доцент, Татьяна Викторовна Лепилина, доцент, Сибирский государственный университет науки и технологий им.

акад. М. Ф. Решетнева, Красноярск

Аннотация

Введение: выявлены значимые отклонения в развитии гармоничного телосложения у детей дошкольного возраста. Значительная часть детей 5-6 лет имеют астеничный тип телосложения и являются ретардантами. Цель исследования - поиск эффективных средств физического воспитания детей 5-6 лет, способствующих гармоничному физическому развитию и нормостенизации телосложения. Методы и организация исследования: участники - мальчики (n=45) в возрасте 5-6 лет. В период исследования (11 месяцев) дети были распределены на 2 приблизительно равные группы. Еженедельный объем занятий физическими упражнениями у всех детей составлял 100-120 минут. Группа 1 (n=23) практиковала гимнастику, танцы и подвижные игры. Группа 2 (n=22) использовала упражнения, связанные с развитием пояса верхних конечностей, гимнастику и танцы. Тип телосложения детей определялся по индексу Rees-Eisenck. Статистический анализ результатов выполнен с помощью SPSS12 и критерия Пирсона (хи-квадрат). Результаты: в конце периода исследований обнаружено значимое (p <0.05) преимущество по признаку диаметра плеч у мальчиков группы 2. Данный признак указывает на более высокий процент мальчиков имеющих нормостенический или гиперстенический тип телосложения. Выявлена достоверная (p <0.05) динамика изменения признаков типа телосложения у мальчиков группы 1 от нормостенического к астеническому типу. Выводы: регулярное использование определенных двигательных упражнений, оказывающих воздействие на пояс верхних конечностей, способствует гармонизации и нормостенизации телосложения у детей дошкольного возраста (5-6 лет).

Ключевые слова: дети, телосложение, физическая активность, гармоничное физическое развитие.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p282-286

HARMONIZATION OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSIQUE NORMOSTENIZATION OF CHILDREN 5-6 AGED Irina Igorevna Orlova, the candidate of medical sciences, senior teacher Voyno-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Aleksander Yurievich Osipov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voyno-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University; Siberian Federal University, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affair of the Russia, Krasnoyarsk; Natalya Vladimirovna Karachintseva, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Voyno-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University; Tatyana Nikolaevna Kleptsova, the senior lecturer, Tatyana Viktorovna Lepilina, the senior lecturer, Reshetnev Siberian State University Science of Technology, Krasnoyarsk

Abstract

Introduction: The significant deviations in the harmonious physique development among the preschool children have been revealed. The significant part of the children aged 5-6 years old have asthenic physique and are retardants. The aim of the study - the search for the effective means of physical education for children 5-6 aged, contributing to the harmonious physical development and physique normos-tenization. Methods and organization of the study: participants - boys (n=45) 5-6 aged. During the study period (11 months), all children were divided into 2 approximately equal groups. All boys' weekly volume of physical exercises - 100-120 minutes. Group 1 (n=23) practiced gymnastics, dancing and motor games. Group 2 (n=22) used motor exercises related of the upper limbs belt development, gymnastics and dancing. The children body type was determined by the Rees - Eisenck index. Statistical analysis of the results was performed using SPSS12 and the Pearson test (chi-square). Results: at the study end, a significant (p<0.05) advantage was found in terms of the diameter of the shoulders in the children' group 2. This sign indicates a higher percentage of boys with the normosthenic or hypersthenic body type. Significant (p<0.05) dynamics of body type changes in the children' group 1 from the normosthenic to asthenic type was revealed. Conclusions: regular use of certain physical exercises that affect the belt of the upper extremities contributes to the physique normalization and harmonization in preschool children (5-6 aged).

Keywords: children, physique, physical activity, harmonious physical development.

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что современное дошкольное образование детей должно иметь направленность на развитие устойчивых когнитивных, физических и психоэмоциональных способностей организма. Основной целью данного образовательного периода многие специалисты называют гармоничное (физическое, интеллектуальное, психоэмоциональное) развитие ребенка, в том числе и за счет правильно организованной физической активности [4].

Зарубежные эксперты указывают, что объем и структура физической активности оказывают критическое влияние на рост и физическое развитие детей дошкольного возраста [6] и имеют прочную связь с академическими достижениями детей в начальных классах школы [3]. Иностранные специалисты озабочены в первую очередь решением проблем роста риска развития ожирения у детей дошкольного возраста [5; 7]. Для успешного решения данной проблемы ученые рекомендуют значительно увеличить уровень повседневной двигательной активности детей [6; 8]. Научные исследования отечественных специалистов свидетельствуют о негативной динамике снижения ряда показателей физического развития и здоровья детей дошкольного возраста [1]. В частности, выявлены значимые отклонения в развитии телосложения у детей в возрасте 4-7 лет [2].

Анализ научной литературы определил основную цель исследования авторов статьи: поиск эффективных средств физического воспитания мальчиков 5-6 лет, способствующих нормостенизации телосложения и гармоничному физическому развитию в указанном возрасте. Авторы предположили, что достижению цели исследования будет способствовать регулярное использование определенных двигательных упражнений, оказывающих значимое воздействие на пояс верхних конечностей, в практике физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Участники исследования: относительно здоровые мальчики (n=45) в возрасте 5.16±0.22 лет, посещавшие два дошкольных образовательных учреждения в г. Красноярске. На момент начала исследований все дети имели приблизительно схожие показатели физического развития и антропометрии. Заключение локального комитета по этике КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого и информированное согласие от родителей всех детей на проведение исследования было получено.

Общий период исследований составил около 11 месяцев (март 2019 - январь 2020). Дети были разделены на две равные группы случайным методом. Все мальчики посещали занятия по физическому воспитанию в объеме 100-120 минут в неделю (3 занятия по 35-

40 минут). Дети из группы 1 (п=23) занимались гимнастикой, танцами и подвижными играми. У детей группы 2 (п=22) в структуру каждого занятия были включены упражнения, связанные с передвижениями по лесенкам, перекладинам, брусьям, кольцам и другим тренажерным устройствам, позволяющим детям развивать двигательные способности и пояс верхних конечностей в игровой форме (передвижения на скорость, вис на одной или обеих руках на время и т.д.). Высота данных устройств составляла от 80 до 210 см. Часть устройств имела поручни различной ширины хвата: от 20 до 90 см. Объем упражнений постепенно увеличивался: первые два месяца занятий - 10 минут; третий и четвертый месяцы - 15 минут; последующие месяцы - 20 минут. Остальное время дети группы 2 занимались гимнастическими упражнениями, танцами или подвижными играми.

Типы телосложения всех исследуемых детей были определены по индексу КееБ-Е1Бепск. Мы измеряли показатели роста, веса, диаметра плеч (ДП) и поперечного диаметра грудной клетки (ПДГК) всех детей в начале и в конце исследования. Индекс массы тела (ИМТ) был определен по формуле Кетле. Статистическая обработка данных и анализ результатов исследования выполнены с использованием программы 8Р8812 и критерия Пирсона (хи-квадрат).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В начале исследования (март 2019 г.) показатели физического развития и телосложения детей, принимавших участие в исследовании, не имели существенных различий. В конце исследования (январь 2020 г.) было выявлено статистически (р <0.05) достоверное различие в группах по признаку ДП, в пользу детей из группы 2. Более высокие показатели ДП позволяют сделать вывод о более высоком проценте детей с признаками нор-мостенического (мезоморфного) и гиперстенического (брахиморфного) типа телосложения в группе 2. Показатели ИМТ у детей обеих групп были в пределах нормы, рекомендованной ВОЗ. Показатели индекса ЯееБ^Бепск свидетельствуют о преобладании детей с нормостеническим типом телосложения в обеих исследовательских группах. Выявлена динамика постепенного достоверного (р <0.05) изменения типа телосложения у детей группы 1, от нормостенического (мезоморфного) к астеническому типу. В группе 2 показатели индекса ЯееБ^Бепск в периоде исследований не имеют существенных различий. Основные результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика показателей физического развития и оценка типов телосложения детей - участников исследования_

Показатели Март - 2019 г. Январь - 2020 г.

Группа 1 (п=23) Группа 2 (п=22) Группа 1 (п=23) Группа 2 (п=22)

Рост (см) 112.43±5.26 112.65±5.22 118.82±6.34 119.29±5.16

Вес (кг) 17.62±3.39 17.44±3.12 21.76±3.41 22.09±3.28

ДП (см) 21.67±1.42 21.49±1.33 22.62±1.27 23.46±1.17*

ПДГК 18.23±3.16 18.27±3.22 19.16±3.32 19.52±3.24

Яеей^йепск 102.79±5.43 102.75±4.26 103.63±5.48* 102.54±4.29

ИМТ 13.55±0.18 13.53±0.19 15.31±0.16 15.54±0.12

Примечание. Достоверность различий результатов: * - р<0.05.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ литературы выявил некоторое расхождение в направлениях научных исследований зарубежных и отечественных специалистов в области физического воспитания детей дошкольного возраста. Зарубежные специалисты сосредоточили усилия на поиске эффективных способов устранения риска развития ожирения у детей. Отечественные ученые озабочены недостатком гармоничного физического развития значительной части детей дошкольного возраста. Исследования выявили возможность значимого (р <0.05) увеличения количества детей, имеющих признаки нормостенического типа телосложения при использовании в практике физического воспитания, определен-

ных двигательных упражнений, способствующих развитию пояса верхних конечностей ребенка. Выявлено, что недостаток подобных упражнений в практике физического воспитания приводит к преобладанию признаков астенического типа телосложения у детей дошкольного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нормостенизация телосложения мальчиков 6-7 лет на занятиях по физическому воспитанию в детских образовательных учреждениях / И.И. Орлова, А.Ю. Осипов, Л.В. Синдеева, Р.С. Наговицын // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 9. - С. 37.

2. Орлова, И.И. Влияние кинезиологических методик физического воспитания на физическое и биологическое развитие детей 4-7 лет / И.И. Орлова // Здоровье и образование в XXI веке. - 2017. - № 10. - С. 310-312.

3. Influence of a physical education plan on psychomotor development profiles of preschool children / H. Costa, C. Abelairas-Gomez, V. Arufe-Giraldez [et al.]. - D0I:10.14198/jhse.2015.101.11 // Journal of Human Sport and Exercise. - 2015. - № 10. - P. 126-140.

4. Psychomotor limitations of overweight and obese five-year-old children: Influence of body mass indices on motor, perceptual, and social-emotional skills / P. Madrona, S. Martinez, N. Saez [et al.]. -D0I:10.3390/ijerph16030427 // International Journal of Environmental Research and Public Health. -2019. - № 16. - P. 427.

5. Morano, M. Multimodal-lifestyle interventions for overweight and obese children: a summary of results / M. Morano, A. Rago, G. Raiola. - D0I:10.7752/jpes.2019.s5287 // Journal of Physical Education and Sport. - 2019. - № 19 (Supplement issue 5). - P. 1933-1936.

6. Physical condition of pupils of pre-school educational establishments of different types / N. Moskalenko, V. Savchenko, A. Polyakova [et al.]. - D0I:10.15561/26649837.2020.0205 // Pedagogy of Physical Culture and Sports. - 2020. - № 24 (2). - P. 77-84.

7. Relation between percent body fat and fundamental motor skills in pre-school children age 36 years / M. Musalek, J. Kokstejn, P. Papez [et al.] // Sport Mont. - 2017. - № 2. - P. 9-13.

8. Prerequisites for the physical development of preschool children for the realization of the tasks of physical education / V. Pasichnyk, M. Pityn, V. Melnyk [et al.]. - D0I:10.16926/par.2018.06.16 // Physical Activity Review. - 2018. - № 6. - P. 117-126.

REFERENCES

1. 0rlova, I.I., 0sipov, A.Yu., Sindeeva, L.V. and Nagovitsyn, R.S. (2019). "Standardization of physique of 6-7 year-old males at physical education classes in children's educational institutions", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 37.

2. 0rlova I.I. (2017), "Kinesiology methods in physical education affect physical and biological development of children 4-7 years", Health and Education Millennium, No. 10, pp. 310-312.

3. Costa, H., Abelairas-Gomez, C., Arufe-Giraldez, V., Pazos, C. and Barcala Furelos, R. (2015), "Influence of a physical education plan on psychomotor development profiles of preschool children", Journal of Human Sport and Exercise, No. 10, pp. 126-140, D0I:10.14198/jhse.2015.101.11.

4. Madrona, P., Martinez, S., Saez, N. and 0rdonez, X. (2019), "Psychomotor limitations of overweight and obese five-year-old children: Influence of body mass indices on motor, perceptual, and social-emotional skills", International Journal of Environmental Research and Public Health, No. 16, pp. 427, D0I:10.3390/ijerph16030427.

5. Morano, M., Rago, A., and Raiola, G. (2019), "Multimodal-lifestyle interventions for overweight and obese children: a summary of results", Journal of Physical Education and Sport, No. 19 (Supplement issue 5), pp. 1933-1936, D0I:10.7752/jpes.2019.s5287.

6. Moskalenko, N., Savchenko, V., Polyakova, A., Mikitchik, 0., Mitova, 0., et al. (2020), "Physical condition of pupils of pre-school educational establishments of different types", Pedagogy of Physical Culture and Sports, No. 24 (2), pp. 77-84, D0I:10.15561/26649837.2020.0205.

7. Musalek, M., Kokstejn, J., Papez, P., Jirovec, J. and Honsova, S. (2017), "Relation between percent body fat and fundamental motor skills in pre-school children age 3-6 years", Sport Mont, No. 15 (2), pp. 9-13.

8. Pasichnyk, V., Pityn, M., Melnyk, V., Karatnyk, I., Hakman, A. and Galan, Y. (2018), "Prerequisites for the physical development of preschool children for the realization of the tasks of physical education", Physical Activity Review, No. 6, pp. 117-126, D0I:10.16926/par.2018.06.16.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.06.2020

УДК 796.011.2

РАССМОТРЕНИЕ ТЕЛЕСНОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ НАУЧНЫХ

ПОДХОДАХ

Владимир Анатольевич Пегов, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Аннотация

В статье проведён критический анализ существующих научных подходов к вопросам телесного воспитания детей. Все подходы систематизированы в соответствии с четырьмя видами актуализации телесно-двигательного опыта человека: физически-материальный, живой, проодушевлён-ный, одухотворённый. Так медико-биологический подход рассматривает тело в его физических и жизненных проявлениях; биомеханический (кинезиологический) - в жизненных и душевных проявлениях; психологический - в собственно психических; культуролого-гуманистический - в социально-психологических и духовных аспектах; философско-антропологический - в целостном осуществлении. Несмотря на различия в анализируемых подходах на теоретическим уровне, в практических рекомендациях, как правило, обнаруживается нечто стереотипное, задаваемое некритическим использованием устоявшихся в научном обиходе понятий «физическая культура» и «физическое воспитание». Именно традиционное содержание представлений о данных явлениях приводит к нивелированию практических начинаний, инициированных сторонниками того или иного научного подхода.

Ключевые слова: научные подходы, телесное воспитание, телесность, тело, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p286-289

CONSIDERATION OF BODY EDUCATION IN VARIOUS SCIENTIFIC

APPROACHES

Vladimir Anatolyevich Pegov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Abstract

The article provides the critical analysis of the existing scientific approaches to the issues of body education of children. All approaches are systematized in accordance with four types of actualization of the human body-motor experience: the physical-material, living, animate, and spiritualized. Thus, the medico-biological approach considers the body in its physical and life manifestations; biomechanical (kinesio-logical) - in life and soul manifestations; psychological - in the actual mental; cultural-humanistic - in socio-psychological and spiritual aspects; philosophical and anthropological - in a holistic implementation. Despite the differences in the analyzed approaches at the theoretical level, in practical recommendations, as a rule, something stereotypical is found, set by the uncritical use of the concepts "physical culture" and "physical education" that are well established in scientific usage. It is the traditional content of the ideas about these phenomena that leads to the leveling of practical initiatives initiated by supporters of a particular scientific approach.

Keywords: scientific approaches, body education, corporality, body, physical culture.

ВВЕДЕНИЕ

Существующие научные подходы к телесному воспитанию необходимо рассмотреть критически с педагогической позиции. Это определяется тем, что, зачастую, представители того или иного подхода утрированно детерминированы в своих взглядах на тело и телесность человека как раз спецификой этих подходов, при этом некритически

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.