Экономическая наука современной России
№ 4, 2004 г.
Гармония производства
© Б.Н. Порфирьев, СЮ. Шевченко, ВВ. Щербаков, 2004
Рецензия на книгу Клевлина А.И., Моисеевой Н.К. Организация гармоничного производства (теория и практика). Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2003. - 360 с.
Рецензируемая книга вызывает интерес, по крайней мере, по двум причинам. Одна из них лежит на поверхности и связана с названием этого издания, ключевым словосочетанием в котором выступает «гармоничное производство». Другая причина глубже и обусловлена капитальным характером работы, которая, очевидно, выходит за декларированные рамки учебного пособия и является, скорее, монографией, которая с полным на то правом может быть использована в качестве указанного пособия.
Название книги не очень привычно для специалистов по теории управления, экономике предприятия; общему, прикладному и инновационному менеджменту, или в области коммерции и логистики, к которым принадлежат и авторы рецензии и для которых более привычны термины «гибкое» или «мобильное» производство, «адаптивная система управления производством». Это побуждает к уточнению категории «гармоничное производство». Дополнительный импульс этому придает то обстоятельство, что в специальных экономических изданиях, доступных читателю1, указанный термин вообще отсутствует.
Пытаясь осмыслить позицию авторов книги и отталкиваясь от энциклопедического толкования понятия гармонии2, мы исходили из того, что организация производства как область экономических знаний в относительно меньшей степени подверглась ревизии в связи с проведением радикальных общественно-экономичес-ких реформ в России. В то же время, речь не идет о незыблемости неких истин ранее существовавшей системы организации производства, тем более, что даже во времена «развитого социализма» указанная система на практике широко заимствовала зарубежный опыт организации поточного производства, проектирования типов производств, организации вспомогательных и обслуживающих процессов и т.п. Как представляется, из этой же позиции исходили и А.И. Клевлин и Н.К. Моисеева, когда приступали к творческому переосмыслению проблемы способа организации производства.
В этой попытке авторы книги пошли по пути создания своеобразного интерфейса между естественнонаучным, эволюционным развитием теории организации и практическими методами, которые существуют или находятся в ста-
1 См.: Большой экономический словарь. / Ред. А.Н. Азрилиян . Изд. 2-е доп. и переработанное. - М.: Институт новой экономики, 1997; Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь. / Французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология. В 2-х т. Пер. с франц. - М.: Международные отношения, 1994.
2 Гармония (греч. harmonio - связь, стройность, соразмерность) - соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. См.: Большой энциклопедический словарь. Изд. 2-е, переработанное и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2002, с. 252-253.
Гармония производства
153
дии становления на отечественных и зарубежных предприятиях (с. 7). В свою очередь, это потребовало изучения и переосмысления складывающихся и меняющихся экономических условий, прежде всего понимания специфики современного облика и будущего образа предприятия (имущественного комплекса), на базе которого и организуется производство.
Новые подходы к формированию предприятия (точнее, организации) авторы связывают с развитием виртуальной экономики, которая является модифицированной формой рыночной экономики и имеет отличные от традиционной формы рыночной экономики базовые параметры. По мнению авторов, в недалеком будущем виртуальное предприятие, использующее все преимущества знаний и компетентности узких специалистов в цепочке ценностей, станет явью. Таким предприятиям удастся добиться максимальной эффективности бизнес-служб -участников бизнес-процессов - лишь после перестройки базовых бизнес-процессов и ГГ-ин-фраструктуры в соответствии с развивающимся логистическим направлением - аутсорсингом. Эта ключевая подвижка, в свою очередь, должна привести к радикальным изменениям в модели функционирования организации, когда на смену иерархии придут сети, функциональная специализация уступит место горизонтальной интеграции и интеллектуальному сотрудничеству, а интеллектуальные активы станут более предпочтительными по сравнению с материальными и финансовыми и т.д. (с. 91, 95).
В рамках данной новой модели организации производства становится объективно востребованной идея связности, которая заложена в понятии гармонии. Она выражается в новой задаче менеджмента - обеспечение командного функционирования и развития в людях командного профессионализма, значительно увеличивающего эффект от деятельности, которая, по мнению авторов, и определяет необходимость создания концепции гармоничного производства.
В соответствии с этой концепцией «производство может считаться гармоничным, если
основано на оптимальных пропорциях использования факторов производства, логистических и маркетинговых взаимосвязях и солидарной ответственности всех элементов цепочек ценностей за конкурентоспособность продукции при совместном участии партнеров в процессе развития системы в условиях изменяющейся внешней среды» (с. 66).
Для достижения такого состояния производства требуется реализация семи принципиальных условий. В том числе: гармония производства и рынка с окружающей средой; гармония стабильности и изменений; гармония качества и стоимости элементов и процессов (потоков); гармония основных и обеспечивающих функций и соответствующих им элементов структуры системы (гармония функций, структуры и связей), кроме того, гармония между управляющими и управляемыми звеньями; гармония человеческих отношений (между трудом и менеджментом); гармония интересов и стимулов (с. 100-101).
При ее практическом осуществлении концепция гармоничного производства предполагает рост деловой активности предприятия, в том числе в таких важных сферах как инновационный менеджмент, где возможности указан- о> ного роста представляются наиболее масштаб- | ными. Главным образом, принципиальное из- 1 менение самой модели функционирования про- Я изводства является управленческим нововведе- 1 нием. В рамках этой модели, но уже в эксплуа- 8 тационном режиме, предстоит отладка дискрет- 1 но-непрерывного процесса освоения новых 8
ю
продуктовых и технологических инноваций на ®
основе экономической диагностики проблем §
конкурентоспособности предприятия с выхо- §,
дом на обоснование проектов ее инновационно- чз
го обеспечения, организацию научно-техничес- §
кой подготовки производства. Инновационная *
способность производства, а также связность 2
производства со сбытом (на выходе) и со снаб- ^
жением (на входе) создают объективные пред- *
посылки для проектирования комплексных ин- § новаций в обеспечение того самого командного
154
Порфирьев Б.Н., Шевченко С.Ю., Щербаков ВВ.
функционирования, которое предусматривает концепция гармоничного производства.
Активность в организации коммерции и логистики приобретает особое значение в связи с тем, что именно она прокладывает путь в обеспечении перехода к гармоничному производству. Для этого, однако, сфера снабженческой и сбытовой деятельности предприятия как задающая ритм производства должна быть подвергнута серьезной структурно-функциональной трансформации на принципах реинжиниринга. Это необходимая инновационная мера в обеспечении главной управленческой инновации, реализация которой должна оптимизировать схему взаимодействия партнеров, в том числе с применением аутсорсинга. Благодаря ей также должны выстраиваться интегрированные логистические сети, а в решении задач организации материальных и финансовых потоков - широко применяться информационные технологии.
Отмечая несомненные достоинства рецензируемой работы и конструктивность концепции гармоничного производства нельзя, вместе с тем, не отметить некоторую противоречивость выбора производства автомобилей в качестве основной иллюстрации. С одной стороны, не вызывает сомнений, что именно в этой отрасли (пионере управленческих инноваций со времен Тейлора) происходят качественные изменения
на основе применения наукоемких технологий, которые активно подвигают системные инновации, корреспондирующиеся с ранее перечисленными условиями или постулатами гармоничного производства. С другой стороны, полномасштабная реализация этих процессов, характерная для западного производства, всерьез и надолго задержалась в отечественном автоп-роме, в котором доминируют тенденции другого рода и который пока далек от «нормального» (не говоря уже о гармоничном) производства. Представляется, что в этом отношении авторы книги - больше оптимисты, чем реалисты, что, возможно, и справедливо, учитывая, что речь идет о будущем, а не о настоящем.
В целом, книга А.И. Клевлина и Н.К. Моисеевой представляет несомненный интерес не только для специалистов и тех, кто пока учится и связывает свою будущую работу с профессией менеджера организации и маркетингом, специальностями, рекомендованными Советом учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента. Она может быть полезной гораздо более широкой аудитории и будущих, и современных активно действующих специалистов-управлен-цев, серьезно заинтересованных в повышении своего профессионально-квалификационного уровня.