Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2013
Презентация научных работ - Лауреатов Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2012 года, проводимого Фондом развития отечественного образования
Банникова И.И.
ГАРМОНИЯ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА ЭПОХИ БАРОККО: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 073100 «МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
«Знания стилевых особенностей никогда не связывают исполнителя, а, напротив, окрыляют его», считал выдающийся пианист и педагог К.Н. Игумнов. Задача воспитания стилевой культуры музыканта-исполнителя особо актуальна для профессиональной направленности музыкально-теоретических дисциплин. В учебном пособии «Гармония и музыкальная форма эпохи барокко» всесторонне рассматривается музыкальный стиль XVII-первой половины XVIII вв. Для современного музыканта, воспитанного на изучении классико-романтической музыки, эпоха барокко таит в себе множество утерянных и «нечитаемых» сегодня образных смыслов, своеобразных приемов композиторской техники. «В поисках утраченного смысла» - так назвал свое исследование творчества И.С. Баха, величайшего композитора эпохи барокко, Р.Э. Берченко [1], и эта фраза должна стать ключевой для взгляда на эпоху, как с точки зрения ученого, так и музыканта-педагога, музыканта-исполнителя. Музыкальный стиль барокко рассматривается в данном пособии с точки зрения специфики его содержания, а стилевые особенности на уровне организации гармонии и формы - как его смысловые элементы. Именно такой ракурс, на наш взгляд, будет способствовать формированию у студентов профессионального, обоснованного подхода к стилевому исполнению произведений данной эпохи.
Структура учебного пособия содержит три главы.
В первой главе «Музыкальный стиль эпохи барокко» как стилеобразующие рассмотрены основные художественные и эстетические идеи эпохи: инвен-торство, теория аффектов, словарь музыкально-риторических фигур, особенности претворения категорий пространства, времени и движения в музыке. Проявления индивидуального стиля композитора в эпоху барокко показаны на примере сопоставительной характеристики И.С. Баха и Г.Ф. Генделя.
Вторая глава «Гармония эпохи барокко» посвящена анализу особенностей гармонического стиля в связи с художественными идеями эпохи. Рассмотрены специфические формы музыкального склада, проявление черт модальности и становление классической тональности, характерные черты аккордики и формирование функциональной гармонической системы. Отдельная характеристика дана технике basso continue. Особое внимание обращено на два полюса барокко: с одной стороны, идеи свободы и дерзости эксперимента - на примере «гармоничес-
29
ISNN 1029-3388
ких странностей» индивидуального стиля музыки Д. Скарлатти, с другой, идеи порядка - на примере «Учения о гармонии» Ж.-Ф. Рамо.
В третьей главе «Музыкальные формы эпохи барокко» специфические черты формообразования также рассматриваются в связи с художественными особенностями стиля барокко. Знания о закономерностях классических форм, которые студенты получают, пройдя базовый курс музыкальной формы, помогает рассматривать некоторые формы барокко как «предтечи» будущих классических композиций. В характеристике других форм барокко сделан акцент на их специфичности для музыки своей эпохи: это период типа развертывания, барочная двухчастная, форма bar, концертная форма, вариации на basso ostinato. Отдельный раздел главы посвящен типичным циклическим формам барокко, таким как, концерт, соната, сюита, прелюдия и фуга. Пособие снабжено нотными примерами, практическими и исследовательскими и творческими заданиями по изучению стилевых закономерностей эпохи барокко.
Библиографический список
1. Берченко Р.Э. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире». М.: Издательский дом «Классика XXI», 2005. 372 с.
2. Дьячкова Л.С. Г армония в западноевропейской музыке (IX - начало XX века): учебное пособие. М.: РАМ им. Г несиных, 2009. 232 с.
3. Кудряшов А.Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII-XX вв.: учебное пособие. Серия: Учебники для вузов. Специальная литература. СПб.: Лань, 2006. 432 с.
4. Кюрегян Т. С. Форма в музыке XVII-XX веков - изд. 2-е, исправл. М.: Композитор, 2003. 312 с.
30