4. Denisenko V. Administrative activities of the Interior. — Moscow, 2002.
5. Commentary to the code of administrative offences (itemized) with itemized materials. — Moscow,
2011.
6. Pivchenko V. Excitation of an administrative case: Thesis. ... Candidate. jur. Science. — Omsk, 2005.
7. Popov L., Studenikina M. Administrative Law. — Moscow, 2008.
8. Sasykov, T. Issues of the Administrative Jurisdiction of the Interior: Dis. ... Candidate. jur. Science.
— Moscow, 2005.
9. The State of law in the Russian Federation and the main results of the activities of internal affairs
and internal security troops in 2010 / White Papers MVD. — Moscow, 2011.
10. Tsukanov N. The Theory and Practice of proceedings on administrative violations carried out by bodies of internal affairs: Author. Dis. ... Dr. jur. Science. — Chelyabinsk, 2011.
1 См.: Цуканов Н. Н. Теория и практика производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого органами внутренних дел: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Челябинск, 2011. С. 3; Головко В. В. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел в области дорожного движения: автореф. дис. ... докт юрид. наук. М., 2008. С. 3.
2 См.: Сведения о работе участковых уполномоченных полиции ГУ МВД по Алтайскому краю, по административной практике за 12 месяцев 2010 г.
3 См.: Сасыков Т. П. Проблемы административной юрисдикции органов внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 132.
4 См.: Масленников М. Я. Административно-юрисдикционный процесс. Воронеж, 1990. С. 17.
5 См.: Шергин А. П. Административная юрисдикция. М., 1979. С. 90.
6 См.: Бахрах Д. Н. Административная ответственность. М., 1999. С. 69.
7 См.: Коренев А. П. Административное право России. М., 2000. С. 239.
8 См.: Пивченко Ю. В. Возбуждение дела об административном правонарушении: Дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2005. С. 23.
9 См.: Кураков В. С., Павлова Е. В. Стадии производства по делам об административных правонарушениях / / Административнопроцессуальное право: Курс лекций. М.: ЦОКР МВД России, 2009. С. 246.
10 См.: Васильев Ф. П. Процессуальность в административной ответственности. М., 2001. С. 216.
11 См.: Цуканов Н. Н. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях в деятельности милиции. Красноярск, 2005. С. 13.
12 См.: Денисенко В. В., Позднышов А. К., Михайлов А. А. Административная юрисдикция органов внутренних дел: Учебник. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. С. 72.
13 См.: Бахрах Д. Н., Ренов Э. Н. Административная ответственность по российскому законодательству. М.: 2004. С. 120; Попов Л. Л., Студеникина М. С. Административное право. М.: Норма, 2008. С. 837.
14 См.: Головко В. В. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел в области дорожного движения: Дис. ... докт. юрид. наук. Омск, 2008. С. 215.
15 См.: Манохин В. М., Адушкин Ю. С., Багишаев 3. А. Российское административное право. М., 1996. С. 194.
16 См.: Толковый словарь Ожегова онлайн. / http://slovarozhegova.ru/word.phpPwordid =21345 (дата обращения 13 мая 2011 года).
17 См.: Пивченко Ю. В. Указ. соч. С. 52.
18 См.: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) с постатейными материалами. / 3-е изд., перераб. и доп. М.: Книжный мир, 2011. С. 791.
19 См.: Кураков В. С., Павлова Е. В. Указ. соч. С. 247.
20 См.: Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2010 году: Аналитические материалы МВД РФ. М., 2011. С. 56.
21 См.: Попов Л. Л. Указ. соч. С. 841.
22 См.: Бахрах Д. Н. Административное право: учебник. 3-е изд., пересмотр. и доп. М.: Норма, 2008. С. 731.
23 См.: Головко В. В. Указ. соч. С. 220.
24 См.: Застрожная О. К. Советский административный процесс. Воронеж: 1985. С. 85.
25 См.: Масленников М. Я. Указ. соч. С. 56.
26 См.: Пивченко Ю. В. Указ. соч. С. 106.
УДК 342.7 Ю.В. Смирнова*
Гарантии реализации гражданами конституционного права на жилище в Российской Федерации
В статье раскрывается понятие гарантий реализации конституционного права на жилище. Особое внимание уделено исследованию прямых и косвенных гарантий реализации права на приобретение жилого помещения. Автор приводит примеры указанных гарантий и анализирует существующие проблемы в их реализации.
Ключевые слова: Российская Федерация, право на жилище, гарантии реализации права, прямые и косвенные гарантии, субсидия, ипотека.
* Смирнова, Юлия Викторовна, соискатель кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России, старший лаборант кафедры информационной безопасности и математических методов. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198302, Санкт-Петербург, ул. Морской Пехоты, д. 4, кв. 51. Тел.: 753-07-38. E-mail: [email protected].
* Smirnova, Julia Viktorovna, applicant for PhD at the department of constitutional and international law at the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the senior laboratory assistant at the department of information security and mathematical methods. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198302 St.-Petersburg, Morskoi Pekhoty, 4, ap. 51. Ph.: 753-07-38. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 17 марта 2011 года.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
Y.V. Smirnova*. Guarantees of realization of a constitutional right to housing by citizens of the Russian Federation. This article describes concept of guarantees of realization of a constitutional right to housing. Special attention is given to research of direct and indirect guarantees of realization of the right to premises. The author results examples of the specified guarantees and analyzes existing problems in their realization.
Keywords: the Russian Federation, right to housing, guarantees of realization of the right, direct and indirect guarantees, the grant, the mortgage.
Практическая реализация конституционных прав и свобод личности неразрывно связана с проблемой их гарантированности. Под гарантиями прав и свобод личности понимают систему условий, средств и способов (экономических, политических, социальных, юридических), обеспечивающих каждому человеку правовые возможности для реализации его прав и свобод и получивших в законодательстве закрепление на самых различных уровнях (международном, внутригосударственном, региональном)1.
Под гарантиямиреализации конституционного права на жилище автор предлагает понимать совокупность правовых норм, регламентирующих порядок реализации гражданами своего права на жилище, а также права на его защиту в случае нарушения и охрану со стороны государства от противоправных действий органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, либо их бездействия, противоречащего нормам Конституции РФ, законам и международным стандартам.
Известно, что среди гарантий реализации права на приобретение жилого помещения следует выделить прямые и косвенные гарантии. При этом под прямыми гарантиями следует понимать гарантии, заключающиеся в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по обеспечению граждан жилыми помещениями путем предоставления жилых помещений непосредственно в пользование по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, либо безвозмездного предоставления денежных средств за счет соответствующих бюджетов для строительства или приобретения в собственность жилых помещений. Помимо непосредственно предоставления права пользования социальным или специализированным жильем, прямыми гарантиями государства по реализации конституционного права на приобретение достаточного жилища следует признать предоставление определенным категориям граждан целевых субсидий за счет средств бюджета на приобретение или строительство жилья.
В свою очередь, косвенные гарантии направлены на содействие самостоятельной реализации каждым своего права на жилище. Указанные гарантии могут касаться как создания общих условий, способствующих реализации конституционного права на жилище, так и быть направленными на содействие конкретным лицам в реализации их конституционного права на жилище. К общим условиям можно отнести установление мер, направленных на развитие жилищного строительства и рынка жилья, устранение неоправданных административных барьеров в данной сфере, установление определенных налоговых льгот для хозяйствующих субъектов, участвующих в жилищном строительстве, и для лиц, приобретающих жилье, и т.п.2
Рассмотрим конкретные гарантии (как прямые, так и косвенные) реализации конституционного права на приобретение жилья.
Прямые гарантии реализации конституционного права на жилище направлены на отдельные категории граждан, такие как малоимущие, нуждающиеся в жилище, ветераны, инвалиды, лица, страдающие определенными болезнями, и проч., а также на тех граждан, в чьих профессиональных услугах заинтересовано государство, напр., военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел.
Юридическими гарантиями обеспечения реализации права малоимущих на жилище выступают нормы жилищного законодательства, четко и детально закрепляющие понятия «малоимущий гражданин» и «малоимущая семья», перечень иных категорий граждан, имеющих право на льготное получение жилья; понятие нуждаемости в жилище и порядок признания граждан нуждающимися в жилище; твердые нормы жилой площади, в соответствии с которыми удовлетворяется жилищная потребность граждан, принадлежащих к рассматриваемой категории лиц; четкий порядок реализации права на льготное жилье каждой категорией граждан, включая все доступные средства и способы осуществления такого права, в т.ч. и перечень жилищных фондов, из которых выделяется жилая площадь; социально-правовые гарантии, на основании которых предоставляется льготное жилье, и т.д.
Большинство указанных гарантий уже закреплены в жилищном законодательстве. Так, в соответствии с жилищным законодательством, как малоимущие определяются граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Таким гражданам предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в установленном ЖК РФ порядке (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).
Рассмотрим такую гарантию со стороны государства в реализации конституционного права на жилище, как право граждан воспользоваться специализированными жилыми помещениями.
В зависимости от целей назначения к специализированному жилищному фонду относят следующие объекты (ч. 1 ст. 92 Жилищного Кодекса РФ):
- служебные жилые помещения;
- жилые помещения в общежитиях;
- жилые помещения маневренного фонда;
- жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;
- жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;
- жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;
- жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения
допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (утв. Постановлением Правительства РФ № 42 от 26 января 2006 г.)3.
Еще одной основной гарантией реализации конституционного права на жилище в РФ является предоставление государством субсидий. Законодательное определение субсидий содержится в ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»4, в которой указано, что субсидия — это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг. Но это понятие не носит универсального характера и не может использоваться для характеристики всех видов субсидий, предусмотренных современным законодательством о социальном обеспечении.
Более точным , на наш взгляд, является такое определение субсидии: «Социальная выплата, предоставляемая на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджетных средств, предназначенная строго для использования в целях, установленных в законе».
Как определяет Жилищный кодекс РФ, субсидирование является одной из форм обеспечения условий для реализации права на жилище и предполагает использование бюджетных и иных, не запрещенных законом источников денежных средств, для улучшения жилищных условий граждан (ст. 2 ЖК РФ). Причем, исходя из понятия субсидии, содержащегося в Бюджетном кодексе РФ (ст. 6 БК РФ), субсидия предполагает долевое финансирование целевых расходов.
В зависимости от уровня власти, предоставляющей субсидии в жилищной сфере, и уровня бюджетного финансирования можно выделить федеральные, региональные и муниципальные субсидии. Современное российское законодательство о социальном обеспечении предусматривает три вида субсидий:
- субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
- субсидии на приобретение жилья;
- субсидии безработным гражданам для создания собственного бизнеса5.
Остановимся на втором из указанных видов субсидий. Субсидии на приобретение жилья
предоставляются на основании Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей»; ст. 53 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»; ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и других нормативно-правовых актов.
Рассмотрим характерные черты, присущие субсидиям на приобретение и строительство жилья:
- как и любые другие бюджетные субсидии, они предоставляются на безвозмездной и
безвозвратной основе за счет средств бюджета соответствующего уровня. Субсидия может быть возвращена только в случае ее нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, либо в случаях ее неиспользования в установленные сроки (ст. 78 Бюджетного кодекса РФ)6;
- жилищные субсидии предоставляются строго определенному кругу лиц (военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, подлежащим увольнению с военной службы, и приравненным к ним лицам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий; участникам последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшим в результате этих аварий и приравненным к ним лицам, ставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г.; молодым семьям; гражданам, признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенным территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящим в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в получении жилых помещений; гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей);
- не менее важен и такой признак, как очередность предоставления жилищных субсидий. Жилищные субсидии, как правило, предоставляются в зависимости от срока обращения гражданина
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (50) 2011
7
и очередности7;
- размер жилищных субсидий ограничен. Субсидии обычно предоставляются в размере от 5 до 70% от стоимости жилья с учетом социальной нормы площади жилья из расчета 18 кв.м общей площади на одного человека для семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв.м общей площади на семью из двух человек и 33 кв.м на одиноко проживающего человека (ст. 5 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», ст. 3 Закона Тюменской области «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета»8);
- право граждан на получение жилищных субсидий подтверждается государственными жилищными сертификатами — именными документами, подтверждающими право граждан на получение жилищных субсидий, которые могут использоваться только на приобретение (строительство) жилья, либо свидетельствами. Указанные документы выдаются на основании решений уполномоченных органов власти о том, что заявитель отвечает установленным требованиям и очередности9;
- жилищные субсидии предоставляются на приобретение либо строительство жилья. В целях получения средств лицо заключает договор банковского счета, на который перечисляются средства субсидии. С указанного счета средства могут быть перечислены лишь на оплату приобретаемого объекта (объектов) жилой недвижимости либо для создания объекта индивидуального жилищного строительства, который должен отвечать установленным санитарным и техническим требованиям и быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Дополнительно условиями получения субсидии может быть предусмотрено, что приобретаемое жилье должно находиться на территории того субъекта Российской Федерации, который выделяет средства для оплаты субсидий либо включает семью в список претендентов для участия в Программе. Жилищные субсидии могут направляться на уплату первоначального взноса либо расходов по созданию объекта индивидуального жилищного строительства при получении кредита или займа (ипотечного жилищного кредита или займа), на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства либо в счет оплаты последнего паевого взноса в жилищном накопительном кооперативе, в котором лицу уже приобретено жилое помещение10;
- одним из принципов субсидирования является однократность в получении субсидии за счет средств соответствующего бюджета.
В некоторых случаях допускается предоставление дополнительных жилищных субсидий. Например, молодой семье — участнице подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» при рождении (усыновлении) одного ребенка предоставляется дополнительная субсидия за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета в размере не менее 5% расчетной стоимости жилья.
Исходя из вышеизложенного, субсидии на приобретение и строительство жилья можно определить как денежные средства, выделяемые на безвозмездной основе установленным в нормативных правовых актах категориям граждан за счет средств соответствующих бюджетов для частичной оплаты расходов граждан по приобретению либо строительству жилья. Субсидирование — это процесс предоставления субсидий. Представляется целесообразным принятие всеми субъектами Российской Федерации подобных нормативных актов либо отдельных правовых норм, в которых нужно
предусмотреть широкий круг лиц, имеющих право на получение субсидий на приобретение и
11
строительство жилья11.
По нашему мнению , государству необходимо уделять больше внимания развитию косвенных гарантий реализации конституционного права на жилище. Среди них особый интерес вызывают долгосрочные ипотечные кредиты с низкими процентными ставками, призванные дать возможность реализовать свое конституционное право на жилище большинству трудоспособных граждан в нашей стране, особенно молодым семьям, а также так называемая «социальная ипотека», содержание и основной смысл которой заключаются в том, что граждане со средним достатком в 5-6 тыс. рублей на каждого члена семьи смогут реально получить кредит, где половина процентов за пользование заемными средствами будет выплачена из средств бюджета12.
В федеральном законодательстве отсутствует определение ипотечного кредитования. Можно найти лишь определение договора ипотеки как соглашения, по которому залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны — залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
В последнее время в России предпринимаются существенные шаги по формированию правового регулирования отношений по ипотечному кредитованию. Основные документы такого рода — Гражданский кодекс РФ (§ 3 гл. 23 ГК РФ «Залог»), Закон РФ от 29 мая 1992 г. № 2872-1 «О залоге» и Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Федеральный
закон от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» регулирует оборот ипотечных ценных бумаг, включая вопросы исполнения обязательств по ним.
В результате принятия Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительноипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» отдельную регламентацию получила накопительно-ипотечная система для военнослужащих. В ст. 3 указанного Закона дано следующее определение накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих: «Совокупность правовых, экономических и организационных отношений, направленных на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение». Реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством (ст. 4 указанного Закона);
- формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья;
- предоставления целевого жилищного займа;
- выплаты по решению федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующему федеральному органу исполнительной власти, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования)13.
Что касается ипотечного кредитования в нашей стране в целом, то ситуация складывается не самая благоприятная. Об этом свидетельствуют и статистические данные Центрального Банка РФ, анализ которых показывает целый ряд проблем:
- сокращение количества кредитных организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты (см. табл. 1).
Таблица 1
Количество кредитных организаций — участников рынка жилищного (ипотечного жилищного) кредитования14.
Количество Количество Количество Количество
действующих кредитных кредитных кредитных
кредитных организации, организации, организации,
организаций предоставляющих предоставляющ приобретающих
жилищные их ипотечные права требования
кредиты жилищные кредиты по ипотечным жилищным кредитам
2009 г.
1.01 1 108 729 602 108
1.07 1 083 695 571 110
2010 г.
1.01 1 058 699 584 117
1.07 1 038 690 586 120
Как видно из представленной таблицы, количество действующих кредитных организаций с 1 января 2009 г. по 1 января 2010 г. сократилось на 50 единиц, также неизменно сокращается и число кредитных организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты. Связано это прежде всего с возникновением финансового кризиса, который в большей степени затронул банковскую сферу. Следствием этого может стать снижение конкуренции между банками, что приведет к возникновению невыгодных условий для приобретения жилья по ипотеке. Тем не менее в указанный период происходит рост количества кредитных организаций, приобретающих права требования по ипотечным жилищным кредитам, что, несомненно, указывает на некоторое улучшение банковской системы;
- высокая процентная ставка по ипотеке. Неоднократно органами государственной власти высказывались предложения о снижении процентной ставки по ипотечным кредитам до 8—8,5%15, тем не менее сейчас эта ставка достигает в среднем 14%, что существенно снижает спрос на ипотеку;
- недостаточный совокупный доход семьи. К сожалению, в нашей стране сложилась практика двойной системы оплаты труда человека: когда выдается так называемая «белая» и «черная/серая»
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (50) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (50) 2011
заработная плата. Как правило, официальный доход работающего во много раз ниже дохода «в конверте», а для банка, выдающего ипотечные кредиты, важны доходы, подтвержденные справкой по форме 2-НДФЛ или 3-НДФЛ. Поэтому многие из тех, кто реально мог бы выплачивать ипотечный кредит, просто не в состоянии даже подать заявку на его оформление. Это, во-первых, а во-вторых, в нашей стране большое количество людей получают такую небольшую заработную плату, которая не позволяет им купить квартиру по ипотеке и в то же время у них, например, нет оснований считаться по закону малоимущими, а дополнительная жилая площадь необходима. Таким образом, получается, что в настоящее время кредит могут взять люди среднего класса с высоким официальным доходом либо бизнесмены, которые и так могли бы купить квартиру, но не желают изымать деньги из оборота. Подтверждением сказанного может служить то, что в России очень небольшой процент строящихся квартир составляют квартиры эконом-класса, в основном же предлагаются квартиры бизнес- или премиум-класса для категории людей, которые могут себе это позволить.
Также среди косвенных гарантий реализации права на жилище следует выделить существование жилищного налогового вычета. Согласно ст. 220 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики — покупатели жилья или осуществляющие строительство жилья (участвующих в нем), имеют право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них. Это означает, что право на имущественный налоговый вычет в сумме, израсходованной на строительство либо покупку квартиры (дома) на территории России ипотечный заемщик имеет точно такое же, как и человек, приобретший жилье единовременно без привлечения сторонней финансовой помощи. И в том, и в другом случае вычет будет предоставлен местной налоговой инспекцией только при условии того, что владелец квартиры имеет доходы, облагаемые подоходным налогом по ставке 13%. Особенностью «ипотечного вычета» является тот факт, что в данном случае он будет включать в себя и сумму, потраченную на покупку или строительство жилья и сумму процентов по ипотечному кредиту, что в целом будет составлять немалые деньги и служить дополнительной гарантией со стороны государства.
Итак, среди наиболее важных гарантий реализации права на жилище можно выделить прямые (предоставление жилых помещений по договору социального найма, договору найма специализированного помещения, предоставление целевых субсидий на приобретение жилья) и косвенные гарантии (развитие долгосрочной ипотеки, установление определенных налоговых льгот для лиц, участвующих в жилищном строительстве и для лиц, приобретающих жилье и т.д.). Заметим, что эти гарантии неразрывно связаны с общими гарантиями реализации конституционного права на жилище, главными из которых, по нашему мнению, являются материально-экономические. Это та база, благодаря которой конституционное право человека на жилище вообще может быть реализовано. Только исходя из своих экономических возможностей, государство может реально гарантировать реализацию гражданами конституционного права на жилище. В этой связи применительно к гарантиям реализации права на получение достаточного жилья приоритет должен быть отдан косвенным гарантиям как более отвечающим направленности современной социальной политики России, а также ее экономическим возможностям.
Список литературы
1. Федеральный закон от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» // Российская газета.
— 2002. — № 207. — 31 октября.
2. Федеральный закон РФ от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной
помощи» // Российская газета. — 1999. — № 142. — 23 июля.
3. Богатырев, В. Н. Ипотечное кредитование и конституционное право российских граждан на жилище // Нотариальный вестник. — 2009. — № 3.
4. Гусева, Т. С. Субсидии как вид социальных выплат в системе социального обеспечения
России // Российская юстиция. — 2010. — № 6.
5. Карбашов, В. Е., Шанхаев, С. В. Правовой режим служебного жилого помещения: проблемы правового регулирования и правоприменения // Право в Вооруженных силах. — 2010. — № 3.
6. Миронова, А. В. Право на жилище: механизм его реализации : материалы научной конференции «Конституционные права и обязанности личности» : сборник статей. — М., 2007.
7. Орлова, О. В. Социально-правовой механизм реализации и защиты прав и свобод личности в гражданском обществе // Государство и право. — 2008. — № 7.
8. Субсидирование граждан на покупку или строительство жилья как способ реализации права граждан на жилище [Электронный документ] // Сайт «Юридический центр адвокатов Москвы».
— Режим доступа: http://www.portal-law.ru/inceklopedia/dsfsfsf_sfdsfjsklfdsf/. (Дата обращения: 30.05.2011 г.).
9. Количество кредитных организаций — участников рынка жилищного (ипотечного
жилищного) кредитования (данные Центрального Банка РФ) [Электронный документ] / / Сайт «Центральный банк Российской Федерации». Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/
print.aspx?file=ipoteka/3-1.htm. (Дата обращения: 30.05.2011 г.).
10. Ротко, С. В., Тимошенко, А. А. Жилищные сертификаты как инвестиционные ценные бумаги
— бумаги особого рода или особый вид облигаций? / / Юрист. — 2008. — № 2.
11. Савин, М. Г. Особенности осуществления военнослужащими права на жилище // Военноюридический журнал. — 2010. — № 1.
Literature
1. The federal act, October, 25 th, 2002. № 125-FZ «About housing grants for the citizens leaving the Far North regions and districts equal to them» // Russian newspaper. — № 207. — 31.10.2002.
2. The federal act of the Russian Federation, July, 17th, 1999. № 178-FZ «About the state social help» / / the Russian newspaper. — № 142. — 23.07. — 1999.
3. Bogatyryov, V. N. Mortgage crediting and constitutional right of the Russian citizens to housing // Notaries bulletin. — 2009. — № 3.
4. Guseva, T. S. Grant as a kind of social payments in system of social maintenance of Russia // Russian justice. — 2010. — № 6.
5. Karbashov, V. E., Shanhaev, S. V. Legal regime of office premises: problems of legal regulation and law-enforcement // Law in armed forces. — 2010. — № 3.
6. Mironova, A. V. Right to housing: the mechanism of its realization // Materials of scientific conference «Constitutional rights and duties of a person». The collection of articles. — Moscow, 2007.
7. Orbva, O. V. Socio-legal mechanism of realization and protection of the rights and personal freedoms in a civil society / / State and Law. — Moscow, 2008. — № 7.
8. On materials of the article «Subsidizing citizens for habitation purchase or constructing as a way of realization of the right of citizens to dwelling» / / the Internet resource: http://www.portal-law.ru/inceklopedia/ dsfsfsf_sfdsfjsklfdsf/.
9. According to the data of the Central Bank of the Russian Federation / / the Internet resource: http:/ /www.cbr.ru/statistics/print.aspx? file=ipoteka/3-1.htm>.
10. Rotko, S. V., Timoshenko, D. A. Housing certificates as investment securities — certificates of a special type of bonds? / / Lawyer. — 2008. — № 2.
11. Savin, I. G. Feature of realization by military men of a right to housing // Military-legal magazine.
— 2010. - № 1.
1 Орлова О.В. Социально-правовой механизм реализации и защиты прав и свобод личности в гражданском обществе // Государство и право. 2008. № 7. С. 72.
2 Миронова А.В. Право на жилище: механизм его реализации / / Материалы научной конференции «Конституционные права и обязанности личности». Сб. статей. М., 2007. С. 116.
3 Карбашов В.Е., Шанхаев С.В. Правовой режим служебного жилого помещения: проблемы правового регулирования и правоприменения / / Право в Вооруженных силах. 2010. № З. С. 58.
4 Федеральный закон РФ от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Российская газета. 1999.
№ 142. 2З июля.
5 Гусева Т.С. Субсидии как вид социальных выплат в системе социального обеспечения России // Российская юстиция. 2010. № б. С. 58-59.
6 Там же. С. 58.
7 Там же. С. 58-60.
8 Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях граждан, выезжающих из районов
Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» // Российская газета. 2002. № 207. З1 октября.
9 Ротко С.В., Тимошенко Д.А. Жилищные сертификаты как инвестиционные ценные бумаги — бумаги особого рода или особый вид облигаций? / / Юрист. 2008. № 2. С. 29-З0.
10 См.: Субсидирование граждан на покупку или строительство жилья как способ реализации права граждан на жилище
[Электронный документ] // Сайт «Юридический центр адвокатов Москвы». Режим доступа: http://www.portal-law.ru/mceklopedia/
dsfsfsf_sfdsfjsklfdsf/. (Дата обращения: З0.05.2011 г.).
11 Там же.
12 Богатырев В.Н. Ипотечное кредитование и конституционное право российских граждан на жилище // Нотариальный вестник. 2009. № З. С. 18.
13 Савин И.Г. Особенности осуществления военнослужащими права на жилище // Военно-юридический журнал. 2010. №
1. С. 7.
14 Количество кредитных организаций — участников рынка жилищного (ипотечного жилищного) кредитования (данные
Центрального Банка РФ) [Электронный документ] // Сайт «Центральный банк Российской Федерации». Режим доступа: http://
www.cbr.ru/statlstlcs/prmt.aspx?flle = lpoteka/3-1.htm. (Дата обращения: З0.05.2011 г.).
15 См., напр., ежегодное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ (10 мая 2006 г.).
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011