УДК 342.734
ГАРАНТИИ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настепанина старший преподаватель кафедры административного и уголовного права, Анастасия Орловский филиал Российской академии народного хозяйства и Анатольевна государственной службы при Президенте РФ
(302028, Россия, г. Орел, пр. Победы, 5 а) E-mail: [email protected].
Аннотация
Автором проанализировано действующее законодательство в области защиты прав граждан на охрану здоровья. В статье рассмотрены самые эффективные на практике способы восстановления нарушенных прав граждан, как пациентов, получающих медицинские услуги, и сделаны выводы о том, что в действительности судебный способ восстановления нарушенных прав пациентов является самым действенным. Однако в настоящее время не сформирована достаточно полная правовая основа для реализации данных гарантий. Таким образом, из-за отсутствия необходимых (прямых) норм законодательства, которые закрепляют возможность защиты прав на охрану здоровья, является, по мнению автора, большим пробелом в правовом регулировании данной сферы, что ослабевает ее эффективность.
Ключевые слова: конституционное право на охрану здоровья граждан, государственный контроль медицинских услуг, принципы охраны здоровья граждан, юридические гарантии на охрану здоровья и медицинскую помощь, обязательное медицинское страхование, законодательно для реализации прав пациентов.
Право на охрану здоровья является одним из социальных прав человека и гражданина, потому что здоровье - это благо, которое неотрывно связано с человеком [1. С. 386]. Государство, в лице компетентных органов, призвано охранять конституционные права граждан в различных сферах жизнедеятельности, а особенно должны соблюдаться все необходимые условия при оказании медицинской помощи, потому что здоровье нации, это гарантия будущего всей страны. В настоящее время, помимо самого гражданина и государства, общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан. Следовательно, в данном праве наиболее четко проявляется мера взаимной свободы и ответственности личности и государства, согласование личных и общественных интересов.
Статья 41 Конституции РФ гласит, что право на охрану здоровья закрепляется за каждым. Иностранным гражданам, которые находятся на территории РФ, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами. Лица без гражданства, которые постоянно проживают в РФ и беженцы, пользуются правом на охрану здоровья с российскими гражданами на одном уровне, если иное не предусмотрено международными договорами. Это право дает государству обязанность охранять здоровье людей (ст. 7 Конституции РФ).
В РФ реализуется контроль со стороны государства, т.е. государственный контроль охраны здоровья, который выявляет гуманистический характер демократического государства.
Этому праву соответствует обязанность государства охранять здоровье своих граждан (ст. 7 Конституции РФ). Независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ) Конституция РФ гласит, что право на охрану здоровья закреплено за каждым, и означает, что оно гарантировано реализует гражданам охрану здоровья. Гражданам Российской Федерации, нахо-
дящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации [2. С. 63].
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается состояние полного физического, духовного и социального благополучия [3].
Регулирование здоровья как ценности, охраняемой Конституцией РФ, являются:
- универсальность и фундаментальность ввиду повышенного интереса общества в сохранении здоровья;
- здоровье как благо, которое высоко ценится каждым гражданином, обществом, государством;
- государство наряду с обществом должны гарантировать с помощью необходимых ресурсов планирование проведения мер по укреплению и сохранению здоровья.
Нормативное закрепление конституционной ценности права на охрану здоровья проявляется в регулятивном воздействии указанного права, определенности юридических гарантий указанного права и уровней их обеспечения, балансе конституционных ценностей, в ценностном содержании правовых норм, направленных на упорядочение конституционно значимых отношений по охране здоровья граждан и населения в целом [4. С. 10].
Статья 2 Закона об основах законодательства 1993 г. закрепила принципы охраны здоровья граждан [5]. Однако данные принципы в основном имели отсылочный характер и не могли получить своей реализации в нормативно правовом акте. Однако уже в ст. 4 Закона об основах охраны здоровья они подробно раскрываются и в большей степени детализируются.
Таким образом, к основным принципам охраны здоровья отнесены [6]:
- соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
- приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
- приоритет охраны здоровья детей;
- социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
- ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
- доступность и качество медицинской помощи;
- недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
- приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
- соблюдение врачебной тайны.
Чтобы гарантировать реализацию данных принципов, в РФ действуют системы государственного, муниципального и частного здравоохранения. Граждане, обладающие статусом пациента, а именно лица, которые могут пользоваться медицинскими услугами, не оплачивают данный вид деятельности, отнесенной перечнем Министерства здравоохранения Российской Федерации к базовым услугам [7].
Оплачивают оказание медицинских услуг своим работникам предприятия, учреждения и организации, только при условии, что были заключены договоры с государственными и муниципальными медицинскими учреждениями о медицинском обслуживании своих сотрудников.
Иностранные граждане и лица без гражданства на территории РФ получают медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях только на возмездной основе. Также лица, обратившиеся в частные лечебно-профилактические учреждения, реализуют свое право на получение медицинской помощи только за плату, при этом данные учреждения осуществляют свою деятельность только за счет собственных доходов.
Для прочности конституционного строя и эффективного осуществления государством своей деятельности, обязательно должны поставляться гарантии, чтобы конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ могли реализовываться как самый важный элемент в этой системе.
Первостепенную роль в обеспечении прав и свобод человека играют юридические гарантии, которые нашли свое отражение в праве и обеспечивающие непосредственно процесс реализации права. Они включают все правовые средства, посредством которых происходит реализация и защита прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с субъектом и способом, создающим механизм осуществления права на охрану здоровья и медицинскую помощь, юридические гарантии данного права могут подразделятся на [8. С. 53]:
- гарантии, закрепленные в Конституции РФ;
- гарантии, закрепленные в законах и иных нормативных актах;
- гарантии судебной защиты;
- гарантии, обеспеченные деятельностью органов прокуратуры;
- деятельность уполномоченного по правам человека.
Конституционная защита права граждан на охрану здоровья включает в себя превентивные меры, которые служат целью для реализации, обеспечения и неприкосновенности данного права, санкционированные самой Конституцией РФ, т.е. носят регулятивный характер.
В статьях 45, 46, 47, 48 и других действующей Конституции Российской Федерации содержатся охранительные юридические нормы, направленные на защиту прав и свобод личности. Так, Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45).
Это правило обязывает государство различными правовыми формами и средствами обеспечивать защиту прав и свобод и регулировать их (схема 1).
Схема 1
Способы реализации юридических гарантий гражданами в сфере здравоохранения
Судебная форма Внесудебная форма
Применение процессуальных положений (оформление исков и судебные разбирательства) Внутриведомственные разбирательства (рассмотрение споров администрацией учреждения). Вневедомственные разбирательства (участие в разрешении споров страховых медицинских организаций)
Так, для судебной защиты интересов необходимо финансирование, а так же знание и умение применения процессуальных положений, связанных с оформлением исков и судебным разбирательством. При рассмотрении споров, связанных со здравоохранением, немалое значение имеет специализация в вопросах, касающихся фактических взаимоотношений сторон. Поэтому, на наш взгляд, следовало бы создать специализированные третейские суды, которые были бы компетентны в решении вопросов именно этой сферы.
Защита права на охрану здоровья во внесудебном порядке предусматривает возможность обращения граждан для реализации юридических гарантий на любом этапе обращения ими за медицинской помощью. Рассмотрение претензий в этой форме может осуществляться в двух формах: внутриведомственном и вневедомственном. Ведомственная форма осуществляется при рассмотрении администрацией учреждения здравоохранения на клинико-экспертной комиссии по
изучению летальных исходов. Вневедомственная - на уровне страховой медицинской организации, фонда обязательственного медицинского страхования и др. [9. С. 115].
Схема 2
Виды досудебных способов восстановления нарушенных конституционных прав граждан в сфере здравоохранения
Обращение в органы прокуратуры В соответствии с федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»
Обращение в общественные организации и иные негосударственные институты В соответствии с уставными целями таких организаций и институтов
Обращение в органы системы обязательного медицинского страхования В соответствии с федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации
Обращение в органы прокуратуры, по нашему мнению, является самым эффективным и приносящим результат возмещения нарушенных прав граждан, так как в соответствии с федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории России [10].
Участие общественных организаций и иных негосударственных учреждений имеют не малую роль по восстановлению нарушенных прав граждан в сфере медицинского обслуживания на этапе досудебной защиты. Такие организации и учреждения могут:
- представлять интересы граждан, защищать их права в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
- выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей;
- вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В настоящее время самым эффективным и действенным способом защиты прав пациентов,
все более часто становится, обращение в органы системы обязательного медицинского страхования. Любой гражданин может восстановить нарушенные права при получении медицинской помощи, посредствам назначения экспертизы для выявления качества оказываемой помощи медицинским учреждением для выявления нарушений при оказании медицинской помощи, а так же определить своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степень достижения запланированного результата. Указанный способ регулируется нормами закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации [11].
Практика показывает малый процент использования гражданами пациентами внесудебной защиты своих конституционных прав на охрану здоровья. Гражданин может реализовать свою возможность восстановления своих конституционных прав на охрану здоровья через институт уполномоченного по правам человека в РФ.
Для осуществления государством своих охранительных и правозащитных функций, в лице специализированных лечебных учреждений и квалифицированных лиц, в этой области, необходимо восполнить пробел в законодательстве, чтобы пациенты могли воспользоваться в полной мере своими правами на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Недостатком правовых средств, которые закреплены законодательно для реализации прав пациентов на охрану здоровья и медицинскую помощь является частая не способность осуществлять свою охранительную, правозащитную функцию.
На наш взгляд, в действительности судебный способ восстановления нарушенных прав пациентов является самым эффективным, однако на практике не сформирована достаточно полная правовая основа для реализации прав граждан на получение качественных и квалифицированных медицинских услуг.
Таким образом, обязательным является принятие нормативно правовой системы защиты медицинских прав, а так же использование профессиональных способов и методов сотрудничества врачей и граждан, которым оказываются медицинские услуги в специализированных лечебно-профилактических учреждениях.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что учитывая ряд недостатков системы здравоохранения РФ, необходимо:
- принять необходимые стандарты для оказания медицинских услуг, в которых должен быть обязательный перечень лечебно-диагностических процедур и лекарств, а также с минимальными требованиями и условиями оказания медицинской помощи;
- ужесточить ответственность медицинских работников за причинение смерти вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей;
- систематизировать и закрепить на законодательном уровне защиту прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь по средствам принятия специализированного закона, включающем все возможные формы досудебной и судебной защиты исследуемых прав.
В реалии, наличие недостатков, а именно отсутствие необходимых (прямых) норм законодательства, которые закрепляют возможность защиты прав на охрану здоровья, является большим пробелом в правовом регулировании данной сферы, что ослабевает ее эффективность. Это говорит о том, что государство в не должной мере выполняет функцию защиты граждан-пациентов от отрицательных последствий.
Литература
1. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В. Д. Карповича. - М.: Юрайт-М, Новая правовая культура, 2002.
2. Головистикова А. Н. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь // Адвокат, № 1, 2007.
3. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (Принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946) [Электронный ресурс] / СПС КонсультантПлюс // URL: http://base.consultant.ru/.
4. Колоцей И. А. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь как конституционная ценность: Ав-тореф. дисс. ... канд. наук. - М., 2010.
5. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1) (ред. от 07.12.2011) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318; СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7362. (утратил силу).
6. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
7. Об утверждении базового (отраслевого) перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств (препаратов) для медицинского применения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения: Приказ Минздрава России от 30.12.2014 № 962 [Электронный ресурс] / СПС КонсультантПлюс // URL: http://base.consultant.ru/.
8. Кирилловых А. А. Охрана здоровья граждан: современные законодательные ориентиры // Законодательство и экономика, № 4, 2012.
9. Антоненко А. Ф. Конституционное право граждан на медицинскую помощь: содержание и проблемы реализации: Дис. ... докт. юрид. наук. - Владивосток, 2006.
10. Тимофеев И. В. Внесудебные формы защиты конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации // Вестник БГУ, № 2, 2014.
11. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 29.12.2015 № 389-Ф3) // СЗ РФ. 2010. № 49. Ст. 6422.
Nastepanina Anastasiya Anatolevna, Senior Lecturer of the Department of Administrative and Criminal
Law, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.
(5a, Victory Boulevard, Orel, 302028, Russian Federation) E-mail: [email protected].
GUARANTEES AND WAYS TO PROTECT CITIZENS' RIGHTS ON HEALTH PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract
The author analyzes the current legislation on the protection of citizens' rights to health care. The article discusses the most effective ways in practice to restore the violated rights of citizens as patients receiving health service, and it is concluded that in fact the judicial way to restore the patients' rights is the most effective. However, nowadays a complete legal framework has not been formed yet to implement the guarantees. Thus, due to the lack of (direct) legal norms that reinforce the possibility of protection of health rights, there is a large gap in the legal regulation of this sphere, which weakens its efficiency, in the author's opinion.
Keywords: constitutional right to the protection of public health, state control of health service, principles ofpublic health protection, legal guarantees for the protection of health and medical care, compulsory health insurance, law for the implementation of the patients' rights.