Научная статья на тему 'Гарантии и содержание конституционного права на образование в конституциях зарубежных государств'

Гарантии и содержание конституционного права на образование в конституциях зарубежных государств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
481
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / CONSTITUTIONAL RIGHT TO EDUCATION / HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS / CONTENT OF EDUCATION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петросян Том Эдвардович

Статья посвящена переосмыслению содержания и природы конституционного права на образование. Автор исследует нормы конституций нескольких десятков государств мира, закрепляющих императивы и гарантии конституционного права на образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Guarantees and content of the constitutional right to education in the constitutions of the foreign states

Article is devoted to rethinking the content and nature of the constitutional right to education. The author explores the norms of the Constitution several foreign states, fixing the constitutional imperatives and guarantees of the right to education.

Текст научной работы на тему «Гарантии и содержание конституционного права на образование в конституциях зарубежных государств»

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗА РУБЕЖОМ

ГАРАНТИИ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В КОНСТИТУЦИЯХ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ

Т.Э. Петросян

Кафедра правового обеспечения государственной и муниципальной службы Международный институт государственной службы и управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606

Статья посвящена переосмыслению содержания и природы конституционного права на образование. Автор исследует нормы конституций нескольких десятков государств мира, закрепляющих императивы и гарантии конституционного права на образование.

Ключевые слова: конституционное право на образование, права и свободы человека, содержание образования, образование.

Как говорилось в п. 1 Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1750 (2006) «Школьное образование в целях всестороннего развития», «основная задача школ заключается в том, чтобы обеспечить всестороннее развитие учащихся, дать им возможность приспосабливаться к многоликому быстро изменяющемуся миру. Через свою основную функцию, а именно передачу знаний, школы должны также помочь сохранить и улучшить здоровье учащихся, а также пропагандировать здоровый образ жизни и универсальные ценности» [12].

Тем более это актуально с точки зрения оценки потенциала вступившего в силу совсем недавно и действующего ныне Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» [11], к которому было немало нареканий со стороны экспертного сообщества именно в недостаточности обеспечивающих гарантий конституционного права на образование [9; 10].

Современные дискуссии о роли образования в культурной интеграции подрастающего поколения в национальную, общегосударственную и мировую культуру, в сохранении и развитии языковых культур народов и их национально-культурной идентичности определяют необходимость возвращения к вопросу о содержании конституционного права на образование, его переосмысления.

Конституционное право на образование становилось предметом исследований, в том числе диссертационных, в последние годы многократно. Однако полновесной картины конституционно-правовой природы, ретроспективной, современной и перспективной онтологии этого фундаментального права человека до сих пор не было создано с должной степенью научной проработки.

Конституционно-правовое исследование указанного права требует обращения к обширному спектру источников, прежде всего — конституций различных государств мира (при достаточной объемности выборки таких норм).

Как правило, право на образование в том или ином виде закрепляется конституциями большинства государств мира, при этом, как минимум, начальное образование является бесплатным, зачастую обязательным, а в некоторых государствах устанавливается обязанность граждан получать образование того или иного уровня.

Перед нами не стояла задача полной выборки всех норм из упоминаемых в статье конституций зарубежных государств, задача была иная - отыскать структурные элементы и референтные гарантии конституционного права на образование, снабдив их необходимыми примерами в таких зарубежных конституциях.

Проведенный сравнительно правовой анализ позволил выделить нижеследующие основные группы конституционных норм, референтных к исследуемому предмету (конституционному праву на образование):

- прямое закрепление конституционного права на образование (ч. 1 ст. 27 Конституции Испании от 27.12.1978 [7. С. 56]; § 3 ст. 24 Конституции Бельгии от 17.02.1994 [6. С. 344]; ст. 34 Конституции Италии от 1947 г. [7. С. 109]; ст. 26 Конституции Японии от 03.05.1947 [2. С. 1025]; ч. 1 ст. 74 Конституции Португалии от 02.04.1976 [7. С. 772]; ст. 71 Политической конституции Гватемалы от 1985 года [3. С. 171]; ст. 19 и 46 Конституция Китайской Народной Республики от 04.12.1982 [2. С. 237]; ст. 67 Политической Конституции Колумбии от 06.07.1991 [5. С. 565]; ст. 6 и 205 Конституции Бразилии от 05.10.1988 [5. С. 130, 249]; ст. 102 Конституции Венесуэлы от 30.12.1999 [5. С. 334-335]; ст. 20 Конституции Андорры [6. С. 231];

- гарантии бесплатности и (соответствующие им) требования обязательности школьного (или полного или основного) образования (ч. 4 ст. 27 Конституции Испании от 27.12.1978 [7. С. 56]; ст. 34 Конституции Италии от 1947 г. [7. С. 109]; § 3 ст. 24 Конституции Бельгии от 17.02.1994 [6. С. 344]; ст. 26 Конституции Японии от 03.05.1947 [2. С. 1025]; ч. 2 ст. 62 Союзной Конституции Швейцарии от 18.04.1999 [8. С. 547]; ч. 4 и 5 ст. 3 Конституции Мексики от 31.01.1917 [3. С. 461-462]; ст. 78 Конституции Коста-Рики от 07.11.1949 [3. С. 412]; ст. 8 Конституции Доминиканской Республики от 25.07.2002 [4. С. 509]; п. 10 ст. 19 Политической Конституции Чили от 21.10.1980 [5. С. 1012-1013]; ст. 19 и 46 Конституция Китайской Народной Республики от 04.12.1982 [2. С. 237]; ст. 71 и 74 Политической конституции Гватемалы от 1985 года [3. С. 171]; ст. 67 Политической Конституции Колумбии от 06.07.1991 [5. С. 565] (правда, указано, что «допустимо взимание платы за обучение с лиц, которые в состоянии его

оплачивать»); ст. 20 Конституции Иордании от 01.01.1952 [1. С. 157] (бесплатное - в государственных школах); ст. 17 Конституции Объединенных Арабских Эмиратов [1. С. 426]; ст. 17 Политической Конституции Перу [5. С. 793]; п. «Ь» ст. 39 и ст. 51 Конституция Кубы от 24.02.1976 [4. С. 559]; ст. 5 Конституции Аргентины от 22.08.1994 [5. С. 15]; ст. 6 и 205 Конституции Бразилии от 05.10.1988 [5. С. 130, 249]; ст. 102 Конституции Венесуэлы от 30.12.1999 [5. С. 334-335]; ч. 3 ст. 3 и ст. 30 Конституции Ирана от 24.10.1979 [1. С. 241, 246]);

- отражение телеологической (целевой) нагрузки закрепления нормы о праве на образование и целей самого образования (ч. 2 ст. 27 Конституции Испании от 27.12.1978: «всестороннее развитие человеческой личности» [7. С. 56]; ч. 1 ст. 3 Конституции Мексики от 31.01.1917 [3. С. 461-462]: «гармоничное развитие всех способностей человека, привитие ему любви к Родине...»; п. 10 ст. 19 Политической Конституции Чили от 21.10.1980 [5. С. 1012-1013]: «всестороннее развитие личности на разных этапах жизни»; ст. 67 Политической Конституции Колумбии от 06.07.1991 [5. С. 565]; ст. 13 Политической Конституции Перу [5. С. 792]: «всестороннее развитие человеческой личности»; ст. 102 Конституции Венесуэлы от 30.12.1999 [5. С. 334-335]; ст. 151 и 154 Конституции Гондураса от 11.01.1982 [3. С. 265]);

- гарантии прав родителей на выбор религиозного и морального воспитания в соответствии с их собственными убеждениями, гарантии прав на получение религиозного (согласно выбору родителей) или, по выбору, этического образования в школе (ч. 3 ст. 27 Конституции Испании от 27.12.1978 [7. С. 56]; § 1 и 3 ст. 24 Конституции Бельгии от 17.02.1994 [6. С. 344]; ст. 20 Конституции Андорры [6. С. 231]; ч. 2 и 3 ст. 7 Конституции ФРГ [6. С. 581];

- гарантии доступности и открытости образования (ст. 34 Конституции Италии от 1947 г. [7. С. 109]; ст. 8 Конституции Доминиканской Республики от 25.07.2002 [4. С. 509]; ст. 123 Конституции Гондураса от 11.01.1982 [3. С. 258];

- гарантии дополнительной поддержки государством особо одаренных, способных лиц в их образовании (ст. 34 Конституции Италии от 1947 г. [7. С. 109];

- гарантии прав родителей на свободный выбор образования для своих детей (§ 1 ст. 24 Конституции Бельгии от 17.02.1994 [6. С. 344]; ст. 13 Политической Конституции Перу [5. С. 792]; ст. 20 Конституции Андорры [6. С. 231]);

- гарантии идеологической и политической нейтральности и светскости образования (§ 1 ст. 24 Конституции Бельгии от 17.02.1994 [6. С. 344]; ч. 1 ст. 3 Конституции Мексики от 31.01.1917 [3. С. 461-462];

- гарантии равенства обучающихся перед Законом и запрет дискриминации в образовании (§ 4 ст. 24 Конституции Бельгии от 17.02.1994 [6. С. 345]; ч. 1 ст. 74 Конституции Португалии от 02.04.1976 [7. С. 772]; п. «с» ч. 2 ст. 3 Конституции Мексики от 31.01.1917 [3. С. 461-462]; ст. 6 Конституции Иордании от 01.01.1952 [1. С. 155]; ст. 103 Конституции Венесуэлы от 30.12.1999 [5. С. 334335]);

- гарантии учета в образовании индивидуальных способностей обучающихся (§ 4 ст. 24 Конституции Бельгии от 17.02.1994 [6. С. 345]; ст. 26 Консти-

туции Японии от 03.05.1947 [2. С. 1025]; п. «ё» ч. 2 ст. 74 Конституции Португалии от 02.04.1976 [7. С. 772]; п. 10 ст. 19 Политической Конституции Чили от 21.10.1980 [5. С. 1012-1013]; ч. 3 ст. 19 Конституция Китайской Народной Республики от 04.12.1982 [2. С. 237]; ст. 51 Конституция Кубы от 24.02.1976 [4. С. 563]; ст. 103 Конституции Венесуэлы от 30.12.1999 [5. С. 334-335]);

- гарантии учета в образовании индивидуальных ограниченных возможностей обучающихся (инвалидов и др.) (п. и «И» ч. 2 ст. 74 Конституции Португалии от 02.04.1976 [7. С. 772]; ст. 74 Политической конституции Гватемалы от 1985 года [3. С. 171]);

- гарантии права на непрерывность образования (п. «с» ч. 2 ст. 74 Конституции Португалии от 02.04.1976 [7. С. 772]; ст. 103 Конституции Венесуэлы от 30.12.1999 [5. С. 334-335]);

- гарантии права на получение высшего образования (по конкурсу бесплатно) (ст. 17 Конституции Объединенных Арабских Эмиратов [1. С. 426]; ст. 19 и 46 Конституция Китайской Народной Республики от 04.12.1982 [2. С. 237]; ст. 17 Политической Конституции Перу [5. С. 793]; ч. 3 ст. 3 Конституции Ирана от 24.10.1979 [1. С. 241]);

- гарантии защиты национальной и языковой идентичности в образовании (п. «1» и «И» ч. 2 ст. 74 Конституции Португалии от 02.04.1976 [7. С. 772]; п. «Ь» ч. 2 ст. 3 Конституции Мексики от 31.01.1917 [3. С. 461-462]);

- гарантии автономности университетов (ч. 7 ст. 3 Конституции Мексики от 31.01.1917 [3. С. 461-462]; ст. 27 Политической Конституции Колумбии от 06.07.1991 [5. С. 551]);

- гарантии права на содержание образования (п. «Ь» и «с» ч. 2 ст. 3 Конституции Мексики от 31.01.1917 [3. С. 461-462]; ст. 67 Политической Конституции Колумбии от 06.07.1991 [5. С. 565]).

Произведенный анализ зарубежных конституций показывает гетерогенность доктринального осмысления и позиционирования конституционным законодателем в различных государствах места и значения конституционного права на образование в общем объеме конституционных прав и свобод человека и в объеме культурных прав человека, соответственно, разнятся и способы и меры детализации закрепления в конституциях императивов и гарантий конституционного права на образование. Проделанная работа инструментально обеспечивает возможность осмысления и формулирования внутренней структуры конституционного права на образование, обоснованно позиционируя таковое как сложноструктурное и внутренне неоднородное.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Конституции государств Азии: в 3 т. / под ред. Т.Я. Хабриевой. — Т. 1: Западная Азия.

- М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве

РФ; Норма, 2010.

[2] Конституции государств Азии: в 3 т. / под ред. Т.Я. Хабриевой. — Т. 3: Дальний Восток. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ: Норма, 2010.

[3] Конституции государств Америки: в 3 т. / под ред. Т.Я. Хабриевой. — Т. 1: Северная и Центральная Америка. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2006.

[4] Конституции государств Америки: в 3 т. / под ред. Т.Я. Хабриевой. — Т. 2: Карибский регион. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2006.

[5] Конституции государств Америки: в 3 т. / под ред. Т.Я. Хабриевой. — Т. 3: Южная Америка. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2006.

[6] Конституции государств Европы: в 3 т. / под ред. Л. А. Окунькова. — Т. 1. — М.: Норма, 2001.

[7] Конституции государств Европы: в 3 т. / под ред. Л. А. Окунькова. — Т. 2. — М.: Норма, 2001.

[8] Конституции государств Европы: в 3 т. / под ред. Л. А. Окунькова. — Т. 3. — М.: Норма, 2001.

[9] Понкин И.В., Кузнецов М.Н., Богатырев А.Г. «Законопроект пока не отвечает ожиданиям...» // Юрист вуза. — 2012. — № 7. — С. 14-31.

[10] Понкин И.В., Кузнецов М.Н., Богатырев А.Г. Трасса для летящего в пропасть образования // Национальный контроль. — 2013. — № 4-5. — С. 52-56.

[11] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2012. — № 53 (ч. 1). — Ст. 7598.

[12] Recommendation of the Parliamentary Assembly of the Council of Europe «Education for balanced development in school», 29.05.2006 № 1750. URL: http://assembly.coe.int.

GUARANTEES AND CONTENT OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT TO EDUCATION IN THE CONSTITUTIONS OF THE FOREIGN STATES

T.E. Petrosyan

The Department of Legal Support of State and Municipal Service International Institute of Public Administration and Management Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

84, Vernadskiy av., Moscow, Russia, 119606

Article is devoted to rethinking the content and nature of the constitutional right to education. The author explores the norms of the Constitution several foreign states, fixing the constitutional imperatives and guarantees of the right to education.

Key words: constitutional right to education, human rights and freedoms, content of education, education.

REFERENCES

[1] Konstitucii gosudarstv Azii: V 3 t. T. 1. — Мoscow: Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation; Norma, 2010.

[2] Konstitucii gosudarstv Azii: V 3 t. T. 3. — Мoscow: Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation; Norma, 2010.

[3] Konstitucii gosudarstv Ameriki: V 3 t. T. 1. — Мoscow: Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, 2006.

[4] Konstitucii gosudarstv Ameriki: V 3 t. T. 2. — Мoscow: Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, 2006.

[5] Konstitucii gosudarstv Ameriki: V 3 t. T. 3. — Мoscow: Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, 2006.

[6] Konstitucii gosudarstv Evropy: V 3 t. T. 1. — Мoscow: Norma, 2001.

[7] Konstitucii gosudarstv Evropy: V 3 t. T. 2. — Мoscow: Norma, 2001.

[8] Konstitucii gosudarstv Evropy: V 3 t. T. 3. — Мoscow: Norma, 2001.

[9] Ponkin I.V., Kuznetsov M.N., Bogatyrev A.G. Zakonoproekt poka ne otvechaet ozhidani-jam...» // Jurist vuza. — 2012. — № 7. — P. 14-31.

[10] Ponkin I.V., Kuznetsov M.N., Bogatyrev A.G. «Trassa dlja letjashhego v propast' obra-zovanija // Nacional'nyj kontrol. — 2013. — № 4-5. — P. 52-56.

[11] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // Collection of Laws of the Russian Federation. — 2012. — № 53 (part. 1). — St. 7598.

[12] Recommendation of the Parliamentary Assembly of the Council of Europe «Education for balanced development in school», 29.05.2006 № 1750. URL: http://assembly.coe.int.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.