Бухгалтерский учет в бюджетных Accounting in Budgetary
и некоммерческих организациях 5 (2017) 10-16 and Non-Profit Organizations
ISSN 2311-9411 (Online) Учет и отчетность бюджетных учреждений
ISSN 2079-6714 (Print)
ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ*
Гульнара Ильсуровна АЛЕКСЕЕВА
кандидат экономических наук, доцент Департамента учета, анализа и аудита, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация
История статьи:
Принята 30.01.2017 Одобрена 15.02.2017
Ключевые слова: гарантии, компенсации, средняя заработная плата, государственные обязанности, общественные обязанности
Аннотация
Предмет. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работникам, исполняющим государственные или общественные обязанности, предоставляются определенные гарантии и компенсации. В связи с этим у работодателей возникает ряд вопросов, ответы на которые даны в представленной статье.
Цели. Рассмотрение гарантий, предоставляемых работникам организации при исполнении ими государственных и общественных обязанностей, и раскрытие особенностей расчета и выплаты компенсации указанным сотрудникам.
Методология. В статье применялись методы наблюдения, анализа и синтеза. Результаты и выводы. Рассмотрены гарантии, предоставляемые работникам организации при исполнении ими государственных и общественных обязанностей, и раскрыты особенности расчета и выплаты компенсации указанным сотрудникам.
Область применения результатов. Представленная в статье информация может применяться в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе в высших учебных заведениях.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017
При расчете среднего заработка премии учитываются, если они установлены за труд и их выплата предусмотрена локальным нормативным актом (например, положением о премировании) в соответствии с условиями премирования. Премии, не обусловленные трудовым вкладом (к юбилеям, к отпуску и т.п.), при исчислении среднего заработка не учитываются (табл. 2, 3).
Размер премии, учитываемой пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде, рассчитывается следующим образом:
Размер премии, учитываемой пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде = = Размер начисленной премии : Количество рабочих дней в расчетном периоде х Количество дней, отработанных работником в расчетном периоде.
Следует принимать во внимание, что в соответствии с Положением № 922 при расчете среднего заработка учитывается повышение тарифных ставок (окладов) в отношении всех работников организации (всех работников структурного подразделения), если это повышение произошло после начала расчетного периода и до окончания периода, подлежащего оплате по среднему заработку.
*Окончание. Начало см. в журнале «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях». 2017. № 4.
Повышение учитывается независимо от того, было оно одинаковым для всех работников организации (структурного подразделения) или различалось по категориям работников.
При повышении тарифных ставок (окладов) необходимо корректировать следующие выплаты:
— тарифная ставка (оклад);
— премии, доплаты, надбавки, установленные к тарифной ставке, окладу в фиксированных размерах, то есть в процентах (например, 40% от оклада) или в размере, кратном окладу (например, доплата к окладу в двойном размере).
Не следует корректировать при повышении тарифных ставок (окладов):
— премии, доплаты, надбавки, установленные в диапазоне значений (например, от 10 до 40% оклада или в кратном размере от 1 до 5 окладов);
— премии, доплаты, надбавки, установленные в абсолютном размере (например, 1 000 руб.).
Согласно Положению № 922 при увеличении только тарифных ставок, окладов рассчитывается коэффициент повышения:
Коэффициент повышения = Тарифная ставка (оклад) после повышения : Тарифная ставка (оклад) до повышения.
В случае, когда повышение тарифных ставок (окладов) сопровождалось изменениями в системе оплаты труда - одни надбавки (доплаты, премии) отменены, а другие введены - следует рассчитывать сводный коэффициент повышения [26].
Чтобы сводный коэффициент отражал итоговое увеличение заработной платы, при его расчете должны соблюдаться следующие условия:
— повышение тарифных ставок, окладов сопровождалось изменением перечня только ежемесячных выплат, предусмотренных системой оплаты труда, и (или) увеличением размера ранее установленных выплат. При увеличении размера и (или) изменении состава выплат, установленных за период более месяца (например, за квартал), сводный коэффициент повышения рассчитывать не нужно;
— ежемесячные выплаты установлены в фиксированных размерах. Выплаты, установленные в диапазоне значений, в расчете сводного коэффициента не участвуют.
Сводный коэффициент повышения = Сумма тарифной ставки (оклада) и ежемесячных доплат (надбавок, премий) после повышения, за исключением установленных в диапазоне значений : Сумма тарифной ставки (оклада) и ежемесячных доплат (надбавок, премий) до повышения, за исключением установленных в диапазоне значений.
П о р я д о к п р и м е н е н и я п о в ы ш а ю щ е г о коэффициента зависит от того, в какой момент произошло повышение зарплаты:
а) повышение произошло в расчетном периоде -такая ситуация возникает, когда у работника период исполнения государственных или общественных обязанностей в январе 2017 г., а повышение окладов - с 01.09.2016. Выплаты работнику необходимо увеличить на коэффициент повышения с начала расчетного периода до месяца повышения;
б) повышение произошло после расчетного периода, но до наступления периода, в течение которого за работником сохраняется средний заработок - такая ситуация возникает, когда у работника период исполнения государственных или общественных обязанностей в феврале 2017 г., а повышение окладов - с 01.02.2017. В этом случае на коэффициент увеличиваются
выплаты в пользу работника за весь расчетный период.
в) повышение произошло во время периода, подлежащего оплате по среднему заработку -такая ситуация возникает, когда у работника период исполнения государственных или общественных обязанностей приходится на промежуток с 09.01.2017 по 28.02.2017, а повышение окладов - с 01.02.2017. В данном случае проиндексировать на коэффициент повышения следует не выплаты работнику в расчетном периоде, а часть уже рассчитанного среднего заработка с момента повышения зарплаты до окончания периода, подлежащего оплате.
Если средний заработок был выплачен работнику до повышения, то после повышения необходимо рассчитать средний заработок с учетом этого повышения и доплатить разницу работнику.
Поскольку средний месячный заработок работника, полностью отработавшего норму рабочего времени в расчетном периоде, не может быть меньше федерального минимального размера оплаты труда (МРОТ), то при исчислении среднего заработка работников, месячная зарплата которых установлена на уровне МРОТ, необходимо сравнивать средний заработок с федеральным МРОТ.
Для этого следует:
• рассчитать средний дневной заработок работника;
• исчислить средний месячный заработок работника для сравнения с МРОТ;
• сравнить средний месячный заработок работника за расчетный период с федеральным МРОТ, действующим в период оплаты по среднему заработку:
1) средний месячный заработок работника за расчетный период больше или равен МРОТ -выплаты работнику рассчитываются исходя из среднего дневного заработка работника;
2) средний месячный заработок работника за расчетный период меньше МРОТ - выплаты работнику необходимо увеличить до МРОТ.
В случае, если в течение периода, подлежащего оплате по среднему заработку, МРОТ увеличился, сравнение проводится отдельно за период до повышения и за период после повышения МРОТ;
• рассчитать сумму доплаты до федерального МРОТ.
Налог на доходы физических лиц
Все не облагаемые налогом выплаты, начисленные в пользу работника, перечислены в ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации налог не начисляется на вознаграждения донорам, доходы граждан, призванных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту прохождения военных сборов.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит разъяснений по вопросу обложения НДФЛ среднего заработка, сохраняемого за призванным на военные сборы.
По данному вопросу существуют две точки зрения:
1) официальная позиция заключается в том, что средний заработок, выплачиваемый за время нахождения на военных сборах, является доходом налогоплательщика. В перечне доходов, освобождаемых от НДФЛ (ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации), он не значится, поэтому с него нужно заплатить налог. Поскольку средний заработок работникам, исполняющим воинские обязанности, выплачивается по месту работы, то, по мнению Минфина России, предприятие не может воспользоваться нормами п. 29 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации [31]. Значит, суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам по месту постоянной работы на время призыва на военные сборы, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Аналогичные выводы содержат письма Минфина России от 26.07.2006 № 03-05-0104/227, от 21.02.2005 № 03-05-01-04/42, письмо ФНС России от 19.04.2007 № 04-1-02/310@;
2) есть решение суда и работа автора, в которых указывается, что данные выплаты являются компенсационными и не облагаются НДФЛ. Например, в постановлении ФАС Уральского округа от 17.05.2005 № Ф09-2076/05-С2 по делу № А07-29941/04 суд указал, что выплаты среднего заработка работникам за периоды их
пребывания на военных сборах являются компенсационными согласно ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации и не облагаются НДФЛ в силу п. 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации [24].
На взгляд автора, выплачиваемая работнику сумма - это установленная законодательством компенсация, которая выплачивается работнику в связи с его призывом на военные сборы. Это следует из ч. 2 ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 26 Положения о проведении военных сборов, Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704. На этом основании в соответствии с п. 1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации ее можно не облагать НДФЛ.
Учитывая изложенное, если работодатель принимает решение не начислять НДФЛ на эту выплату, он должен быть готов к необходимости отстаивать свою правоту в суде.
Страховые взносы
В соответствии со ст. 420 гл. 34 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций и индивидуальных предпринимателей, -производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, «признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования» [2].
Выплаты в пользу физических лиц производятся работодателем [2]:
1) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
2) по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;
3) по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о
предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.
В составе выплат и вознаграждений, указанных в ст. 422 Налогового кодекса Российской Федерации, в п. 14 указаны лишь «суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими ... в связи с исполнением обязанностей военной службы» [2]. Средний заработок, сохраняемый на время нахождения работающего гражданина на военных сборах, указанный перечень не содержит. В период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются. Таким образом, нет достаточных оснований не облагать взносами выплаты работникам во время военных сборов, тем более что эти расходы работодателю должны быть компенсированы в составе финансового обеспечения военных сборов.
Кроме того, как следует из постановления АС ЗСО от 27.07.2015 № Ф04-19983/2015, представители военкомата посчитали, что выплаты среднего заработка работникам, призванным на военные сборы, являются по своей сути компенсацией, которая не связана с выполнением работниками трудовых обязанностей по трудовому договору с работодателем, производится за счет средств федерального бюджета и поэтому не должна облагаться страховыми взносами. Суд с этим не согласился [25].
Таким образом, средний заработок в период прохождения военных сборов облагается страховыми взносами.
Расходы на выплату среднего заработка, сохраняемого на время выполнения работником государственных и (или) общественных обязанностей, для целей налогообложения прибыли
В соответствии с п. 6 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам на оплату труда для целей налогообложения прибыли относятся суммы начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого в период выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей.
Если законодательством установлено, что оплата среднего заработка в период выполнения работником государственной обязанности осуществляется работодателем, то такие суммы учитываются в расходах организации. Если выплату производит непосредственно государственный орган (общественное объединение) и работодатель ничего не выплачивал работнику, то расходов у работодателя не возникает.
Когда суммы, выплаченные организацией работнику, впоследствии возмещаются из бюджета (например, работник находился на военных сборах), начисленный средний заработок учитывается в расходах на оплату труда, а при получении возмещения из бюджета - во внереализационных доходах, поскольку данный вид поступлений не указан в перечне необлагаемых доходов, указанных в ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации. Аналогичное мнение изложено в письме Минфина России от 21.07.2010 № 03-03-06/1/473.
Таким образом, в случаях, когда работодатель сталкивается с ситуацией исполнения работником государственной и общественной обязанности, он должен четко следовать требованиям законодательства в части гарантий и компенсаций указанным сотрудникам.
Таблица 2
Учет премий при расчете среднего заработка
Вид премии Количество премий, учитываемых за 12-месячный расчетный период При каком условии учитываются
Ежемесячная Не более 12 премий за один показатель (условие) премирования Если премии начислены в расчетном периоде
Квартальная Не более 4 премий за один показатель (условие) премирования
Полугодовая Не более 2 премий за один показатель (условие) премирования
Годовая Не более 1 премии за один показатель (условие) премирования Если премия начислена за прошлый календарный год - независимо от того, попал момент начисления в расчетный период или нет
Источник: [36]
Таблица 3
Размер учитываемой премии
Ситуация Расчетный период отработан полностью Расчетный период отработан не полностью
Рабочий период полностью входит в расчетный Рабочий период полностью или частично не входит в расчетный
Премия начислена с учетом фактической отработки в рабочем периоде Учитывается полностью Учитывается полностью Учитывается пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде
Премия начислена без учета фактической отработки в рабочем периоде - Учитывается пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде
Источник: [36]
Список литературы
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ.
5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ.
6. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ.
7. Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 30.05.2001 № 70-ФЗ.
8. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ.
9. О статусе члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ.
10. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ.
11. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ.
12. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ.
13. О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ.
14. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ.
15. Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 30.05.2001 № 70-ФЗ.
16. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 16.09.2003 № 131-ФЗ.
17. О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации: Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ.
18. О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 27.12.2005 № 196-ФЗ.
19. Об Общественной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ.
20. О донорстве крови и ее компонентов: Федеральный закон от 20.07.2012 № 125-ФЗ.
21. О федеральном бюджете на 2016 год: Федеральный закон от 14.12.2015 № 359-ФЗ.
22. О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона «О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: Федеральный закон от 06.04.2015 № 68-ФЗ.
23. О некоторых вопросах, связанных с участием арбитражных заседателей в осуществлении правосудия: постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.2010 № 38.
24. Постановление ФАС Уральского округа от 17.05.2005 № Ф09-2076/05-С2 по делу № А07-29941/04.
25. Постановление АС ЗСО от 27.07.2015 № Ф04-19983/2015.
26. Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы: утверждено постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.
27. Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации: утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 № 1240.
28. Положение о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля: утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.1999 № 298.
29. Письмо Минфина России от 21.02.2005 № 03-05-01-04/42.
30. Письмо Минфина России от 26.07.2006 № 03-05-01-04/227.
31. Письмо Минфина России от 10.11.2009 № 03-04-05-02/13.
32. Письмо ФНС России от 19.04.2007 № 04-1-02/310@.
33. Петров А.Я. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей // Адвокат. 2015. № 2. С. 15-20.
34. Симонов В.И. Реализация права на гарантии и компенсации: трудоправовой аспект. М.: Инфра-М, 2013.
35. Ситников Е.Г., Сенаторова Н.В. Трудовая деятельность: гарантии и компенсации. Вып. 8. М., Редакция «Российской газеты», 2016.
36. Шаповал Е.А. Средний заработок: правила и алгоритмы // Главная книга. 2015. № 15.