Научная статья на тему 'Г. Шнаси «Моим основным предметом преподавания является физика»'

Г. Шнаси «Моим основным предметом преподавания является физика» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г. Ибрагимов (Шнаси) / национальная педагогика / история / химия / физика / педология / медресе / джадидизм. / G. Ibragimov (Shnasi) / national pedagogy / history / chemistry / physics / pedology / madrasah / Jadidism.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галиуллина Диляра Магзумовна

В статье рассматривается ранее неизвестное личное дело преподавателя Восточного педагогического института Габдуллы Сабировича Ибрагимова (Шнаси, 1885-1938 гг.). Он является одним из первых авторов учебников по естественнонаучным предметам (химия, физика, биология) для татарских медресе, а затем и советских школ. Г. Ибрагимов известен, прежде всего, как школьный учитель, однако после революции 1917 г. он преподавал во многих вузах Казани. Дело небольшое, всего пять страниц, оно содержит документы за 1930-1933 гг. Обнаруженные материалы раскрывают малоизвестные страницы жизни Г. Шнаси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

G. Shnasi “My main subject of teaching is physics”

The article examines the previously unknown personal file of Gabdulla Sabirovich Ibragimov, a teacher at the Oriental Pedagogical Institute (Shnasi, 1885-1938). He is one of the first authors of textbooks on natural science subjects (chemistry, physics, biology) for Tatar madrassas, and then Soviet schools. G. Ibragimov is known primarily as a school teacher, However, after the revolution of 1917, he taught at many universities in Kazan. The case is small, only five pages, it contains documents for the years 1930-1933. The discovered materials reveal little-known pages of G. Shnasi’s life.

Текст научной работы на тему «Г. Шнаси «Моим основным предметом преподавания является физика»»

УДК 821.512+930.25

Г. Шнаси «Моим основным предметом преподавания является физика»

Д. М. Галиуллина,

Казанский федеральный университет, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация

G. Shnasi "My main subject of teaching is physics"

D. M. Galiullina,

Kazan Federal University, Kazan, the Rebuplic of Tatarstan, the Russian Federasion

Аннотация

В статье рассматривается ранее неизвестное личное дело преподавателя Восточного педагогического института Габдуллы Саби-ровича Ибрагимова (Шнаси, 1885-1938 гг.). Он является одним из первых авторов учебников по естественнонаучным предметам (химия, физика, биология) для татарских медресе, а затем и советских школ. Г. Ибрагимов известен, прежде всего, как школьный учитель, однако после революции 1917 г. он преподавал во многих вузах Казани. Дело небольшое, всего пять страниц, оно содержит документы за 1930-1933 гг. Обнаруженные материалы раскрывают малоизвестные страницы жизни Г. Шнаси.

Abstract

The article examines the previously unknown personal file of Gabdulla Sabirovich Ibragimov, a teacher at the Oriental Pedagogical Institute (Shnasi, 1885-1938). He is one of the first authors of textbooks on natural science subjects (chemistry, physics, biology) for Tatar madrassas, and then Soviet schools. G. Ibragimov is known primarily as a school teacher, However, after the revolution of 1917, he taught at many universities in Kazan. The case is small, only five pages, it contains documents for the years 1930-1933. The discovered materials reveal little-known pages of G. Shnasi's life.

Ключевые слова

Г. Ибрагимов (Шнаси), национальная педагогика, история, химия, физика, педология, медресе, джадидизм.

Keywords

G. Ibragimov (Shnasi), national pedagogy, history, chemistry, physics, pedology, madrasah, Jadidism.

Октябрьские события 1917 г. внесли кардинальные изменения во все сферы жизни народов России, в значительной степени затронули образование, науку и культуру. Основные программные требования большевиков в области народного образования были изложены В. И. Лениным в «Материалах по пересмотру партийной программы» еще в июне 1917 г. Здесь, в частности, признавалось право населения получать образование на родном языке. 28 сентября 1918 г.

Представители фракции «тупракчылар» (территориалисты) в Миллэт Меджлиси.

Г. Ибрагимов (Шнаси) (второй ряд первый справа). Уфа, 1917 г. Электронный ресурс.

Режим доступа: https://clck.ru/3DVR67

Representatives of the Tuprakchylar faction (territorialists) in the Millet Mejlis. G. Ibragimov (Shnasi) (second row, first from the right). Ufa, 1917. Electronic resource. Access mode:

https://clck.ru/3DVR67

государственная комиссия по просвещению, рассмотрев вопрос о национальной школе, отметила, что «в силу принципа самоопределения национальностей, каждая нация имеет право создавать свою школу с преподаванием всех предметов на родном языке». Татарские школы стали формироваться на основании постановления Наркомпроса РСФСР «О школах нерусских народов республики» (от 18 октября 1918 г.) и постановления Наркомпроса РСФСР «О школах национальных меньшинств» (от 31 октября 1918 г.), предоставивших учащимся всех национальностей право обучения на родном языке в школах I и II ступени1. В этой ситуации остро встал вопрос об учебниках для национальных школ. Особенно тяжело было преподавателям естественных предметов. До революции не во всех джадидских школах был набор предметов естественнонаучного цикла. Преподавателям приходилось начинать с нуля. Поэтому важно отметить вклад в развитие национальной педагогики Г. Ибрагимова (Шнаси)*. Он по праву считается автором первых учебников по химии, физике, биологии на татарском языке. Первый учебник по химии «Мохтасар химия» (Краткая химия) был опубликован в 1910-1912 гг. При создании учебного пособия Г. Ибрагимов (Шнаси) использовал французский учебник, опирался на русские и турецкие издания2. До революции он считался одним из лучших учебных пособий на татарском языке по естественнонаучным предметам. В 1933 г. учебники Г. Шнаси

* Автор более 50 работ, педагог и общественный деятель родился в Троицке, закончил гимназию в Константинополе, учился там же в университете на факультете естествознания. В Турции получил псевдоним «Шнаси», в переводе с персидского «знаток, специалист».

Труды Г. Ибрагимова (Шнаси). Из фондов Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского К(П)ФУ.

The works of G. Ibragimov (Shnasi). From the funds of the National Bank named after N. I. Lobachevsky to Kazan Federal University.

были изъяты из учебных заведений в связи с унификацией школьных учебников. По решению ЦК ВКП(б) «об учебниках для начальных и средних школ» предусматривалось использование в национальных школах только переводных учебников с русского языка. Учебные пособия Г. Шнаси широко использовались в учебных заведениях Поволжья, Урала и Сибири. Также они были переведены на казахский, узбекский, башкирский, таджикский языки3 Поэтому, особенно интересным является его личное дело, обнаруженное в фондах кафедры отечественной истории и архивоведения Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета4.

Открывает дело заявление Г. Шнаси на татарском языке в дирекцию Восточного педагогического института (ВПИ) с просьбой принять в качестве преподавателя физики в отделение агробиологии на 1931/1932 учебный год5. Личное дело содержит документы за 1930-1933 гг., расположенные не в хронологической последовательности. В начале представлены документы за 1931 г., а затем 1930 г. Последний документ 1933 г. - расписка о получении из канцелярии ВПИ отзыва о работе Г. Шнаси в Татарском коммунистическом университете (ТКУ)6. В это же время он руководил кафедрой физики в Татарском институте повышения квалификации педагогов и уже имел солидный педагогический стаж. Преподавательскую деятельность он начал еще в 1908 г. в уфимском медресе «Галия», где проработал до 1918 г. Привлекает внимание заявление Г. Ибрагимова (Шнаси) директору института Г. Г. Кудаярову (Ходаяров), где он излагает круг своих научных интересов и прилагает список трудов. Как пишет сам автор, учился в «Константинопольском университете, но не окончил», кроме татарского и русского он хорошо знал турецкий и свободно пользовался литературой на французском и арабском языках7.

После революции 1917 г. Г. Шнаси заинтересовался биологией и природоведением. Как он пишет: «вопросами: появление жизни на земле, есть ли душа, происхождение мира, борьба со старостью, омоложение, смерть и оживление, происхождение животных и человека, наследственность и др.»8. Известны его брошюры небольшого формата, написанные понятным и доступным языком9. В 1920-е гг. увлекался педологией, являлся «научным сотрудником кабинета педологии» и занимался «экспериментальной психологией»10. Педология претендовала на звание комплексной науки о ребенке, была ориентирована на всестороннее изучение детства в различных социальных условиях. Такого рода исследования были популярны в этот период, однако в 1936 г. педология в СССР была объявлена лженаукой, и исследования в этой области свернули11. Трагические события конца 1930-х гг. прервали жизнь и научную деятельность талантливого ученого и педагога.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Сальникова А. А., Галиуллина Д. М. Татарская «Алифба». Национальный букварь в мульти-культурном пространстве (конец XIX - начало XXI вв.) - М., 2014. - С. 91.

2. Мифтахова Н. Ш. Химия буенча татар телендэге беренче китаплар авторы // Фэнни Татарстан. - 2005. - № 1/2. - Б. 12.

3. Муртазина Л. Р. Научно-педагогическая деятельность Габдуллы Сабировича Шнаси (1885-1938) // Вестник ТГПУ - 2016. - № 8 (173). - С. 122.

4. Личное дело долгое время хранилось вместе с делами Х. Такташа, А. Кутуя и др. Эти материалы уже были опубликованы (см.: Малышева С. Ю. «Студенческое дело Такташа» // Гасыр-лар авазы - Эхо веков. - 2011. - № 3. - С. 114-123; Галиуллина Д. М. Адель Кутуй: «Прошу Вас, зачислить меня студентом историко-словесного отделения ВПИ» (к 120-летию со дня рождения) // Гасырлар авазы - Эхо веков Echo of centuries. - 2023. - № 3. - С. 103-110).

5. Кафедра отечественной истории и архивоведения КФУ, ф. Восточно-Педагогический институт в г. Казани, оп. Канцелярия, д. 91, л. 5.

6. Там же, л. 4 об.

7. Там же, л. 4.

8. Там же.

9. Г. Шнаси. Yлем hэм терелу. Казан: Тат. дэYЛэт нэшрияты басмасы, 1928. - 42 б.; Çnasi G. Denja^q ]ага1иь. - Qazan: Tatizdat, 1930 . - 75 b. h. б.

10. Кафедра отечественной истории и архивоведения КФУ, ф. Восточно-Педагогический институт в г. Казани, оп. Канцелярия, д. 91, л. 4.

11. Сальникова А. А. Российское детство в ХХ веке: История, теория и практика исследования. - М., 2007. - С. 21.

№ 1. Заявление Г. Шнаси в дирекцию Восточно-педагогического института*

31 августа 1931 г. г. Казань

Прошу передать мне курсы по физике в I и II семестре на агро-биологическом отделении Восточно-педагогического института. Сейчас преподаю в Т[атарском] коммунистическом] у[ниверситете] физику. В Татарском институте повышения квалификации веду квалификацию по физике. Педагогический стаж 23 года. Список работ по физике и по другим предметам указан в анкете. Г. Шнаси.

Кафедра отечественной истории и архивоведения КФУУ ф. Восточно-педагогический институт в г. Казани, оп. Канцелярия, д. 91, л. 1

* Документ в переводе на русский язык с татарского.

Заявление Г. Шнаси в дирекцию Восточно-педагогического института. 31 августа

1931 г. Кафедра отечественной истории и архивоведения КФУ, ф. Восточно-педагогический

институт в г. Казани, оп. Канцелярия, д. 91, л. 1.

Application of G. Shnasi to the Directorate of the Oriental Pedagogical Instituteж. August 31, 1931.

Department of National History and Archival Science, Kazan Federal University, fund East Pedagogical Institute in Kazan, series Chancellery, file 91, p. 1.

№ 2. Заявление преподавателя физики Татарского коммунистического университета и руководителя кафедры физики Татарского института повышения квалификации педагогов А. Шнаси* директору Восточно-педагогического института т. Кудаярову

12 марта 1930 г.

Я, с осени 1929 года являюсь научным сотрудником кабинета педологии и за время своей работы сумел познакомиться со многими приборами психологии и педологии и получил опыт обращаться с ними. Я думаю, что до конца этого учебного года сумею познакомиться со всеми приборами в достаточной степени.

После октябрьской революции наряду с преподаванием физики, интересовался биологией, в частности вопросами: появления жизни на земле, есть ли душа, происхождение мира, борьба со старостью, омоложение, происхождение животных и человека, наследственность и др. И, в результате изучения вышеуказанных вопросов пришлось заниматься психологией.

Изучение экспериментальной психологии носило, главным образом, теоретический характер (из книжных и журнальных материалов), т. е. без практических приборов. Поэтому, для непосредственного ознакомления с приборами и опытами

* Так в документе.

по экспериментальной психологии начал в педологическом кабинете ВПИ. Эта глубокая практика под руководством опытного профессора Красикова дает мне широкую возможность продолжить свою долголетнюю работу путем пользования необходимых приборов и опытов. Что же касается моей постоянной работы при кафедре педологии, то она невозможна по следующим соображениям:

1. Моим основным предметом преподавания является физика и по ней имею 22-х летнюю преподавательскую практику;

2. Имею своих трудов - учебников по физике для школ повышенного типа и педтехникумов.

Для меня более всего желательно вести постоянную научную работу при кафедре физики, но вместе с тем, не отрываясь от связи с кабинетом психологии. Принимая во внимание все вышеизложенное, прошу зачислить меня, при кафедре физики. При чем сообщаю, что в этом учебном году я ознакомлюсь с программами физики и с постановкой физического кабинета, а с начала будущего учебного года сумею вести практическую работу со студентами.

Сведения о себе:

1. Пед[агогический] стаж - 22 года.

2. Член Союза - 1919 г.

3. Общественная нагрузка - Председатель естественной секции Пед[агогического] общества, член президиума Пед[агогического] общества и союза безбожников, читаю лекции и доклады в рабочих аудиториях.

4. Знание иностранных языков - свободно пользуюсь литературой на французском и арабском языках, хорошо владею турецким языком.

5. Труды:

1. Учебник по физике в 3-х частях - I, II, III в 20 печатных листов;

2. Учебник по физике в 3-х частях на узбекском языке 35 печатных листов;

3. Учебник по физике. Совместный труд с тов. Муштариевым - теплота, магнетизм, электричество, звук и свет написаны мною;

4. Краткая химия 1 и 2 части;

5. Фан тадрис (педагогика);

6. Уроки естествознания I и II части;

7. Биология и она переведена на таджикский язык;

8. Уроки по естествознанию I часть на башкирском языке;

9. Происхождение мира - издавалась на татарском, узбекском, таджикском и башкирском языках;

10. История земли - тоже издавалась на всех этих языках;

11. Происхождение животных и человека - тоже;

12. Появление жизни - тоже;

13. Есть ли душа - на узбекском и татарском языках;

14. Борьба со старостью и омоложение - тоже;

15. Смерть и оживление - тоже;

16. Краткая биология - тоже;

17. Наследственность (готовиться к печати);

18. История педагогики и воспитания (перевод);

19. Борьба человека с природой (перевод);

20. Много журнальных статей.

Шнаси.

Кафедра отечественной истории и архивоведения КФУ ф. Восточно-педагогический институт в г. Казани, оп. Канцелярия, д. 91, л. 4-4 об. Рукопись.

Список литературы

Мифтахова Н. Ш. Химия буенча татар телендэге беренче китаплар авторы // Фэнни Татарстан. - 2005. - № 1/2. - Б. 9-16.

Муртазина Л. Р. Габдулла Шнаси (1885-1938) - табигать фэннэре буенча дэреслеклэр авторы // Тюркологические исследования. - 2018. - Т. 1. - № 4. - Б. 107-115.

Муртазина Л. Р. Научно-педагогическая деятельность Габдуллы Сабировича Шнаси (1885-1938) // Вестник ТГПУ - 2016. - № 8 (173). - С. 121-123.

Рэхимкулова М. Педагог hэм ж;эмгыять эшлеклесе // Совет мэктэбе. - 1985. - № 2. - Б. 58. Сальникова А. А. Российское детство в ХХ веке: История, теория и практика исследования. - М.: Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина, 2007. - 256 с.

Сальникова А. А., Галиуллина Д. М. Татарская «Алифба». Национальный букварь в муль-тикультурном пространстве (конец XIX - начало XXI вв.). - М.: НПБ им. К. Д. Ушинского, 2014. - 260 с.

References

Miftahova N. Sh. Himiya buencha tatar telendage berenche kitaplar avtory [The author of the first textbooks on chemistry in the Tatar language]. IN: Fanni Tatarstan, 2005, no. 1/2, pp. 9-16.

Murtazina L. R. Gabdulla Shnasi (1885-1938) - tabigat fannare buencha daresleklar avtory [Gabdulla Shnasi (1885-1938) - author of textbooks on natural history]. IN: Tyarkologicheskie issledovaniya, 2018, vol. 1, no. 4, pp. 107-115.

Murtazina L. R. Nauchno-pedagogicheskaya deyatelnost Gabdully Sabirovicha Shnasi (18851938) [Scientific and pedagogical activity ofGabdulla Sabirovich Shnasi (1885-1938)]. IN: Vestnik TGPU, 2016, no. 8 (173), pp. 121-123.

Rahimkulova M. Pedagog ham zhamgyyat eshleklese [Teacher and public figure]. IN: Sovet maktabe, 1985, no. 2, p. 58.

Salnikova A. A. Rossiyskoe detsvo v XX veke: Istoriya, teoriya i praktika issledovaniya [Russian childhood in the twentieth century: History, theory and practice of research]. Kazan: Kazanskiy gosudarstvennyy universitet im. V. I. Ulyanova-Lenina publ., 2007, 256 p.

Salnikova A. A., Galiullina D. M. Tatarskaya "Alifba". Natsionalnyy bukbar v multikulturnom prostranstve (konets XIX - nachalo XXI vv.) [Tatarskaya "Alifba". Natsionalnyy bukbar v multikulturnom prostranstve (konets XIX - nachalo XXI vv.)]. Moscow: NPB im. K. D. Ushinskogo publ., 2014, 260 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторе

Галиуллина Диляра Магзумовна, кандидат исторических наук, доцент Казанского федерального университета, e-mail: [email protected]

About the author

Dilyara M. Galiullina, Cand. Sc. (History), Associate Professor Kazan Federal University, e-mail: [email protected]

В редакцию статья поступила 25.03.2024, опубликована:

Галиуллина Д. М. Г. Шнаси «Моим основным предметом преподавания является физика» // Гасырлар авазы - Эхо веков Echo of centuries. - 2024. - № 2. - C. 169-175.

Submitted on 25.03.2024, published:

Galiullina D. M. G. Shnasi "Moim osnovnympredmetomprepodavaniyayavlyaetsya fizika" [G. Shnasi "My main subject of teaching is physics"]. IN: Gasyrlar avazy - Eho vekov [Echo of centuries], 2024, no. 2, pp. 169-175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.