2011 История №2(14)
УДК 13.51.09
Т.В. Родионова
Г.Н. ПОТАНИН И МУЗЕЙ ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОТДЕЛА ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
Раскрывается роль Г.Н. Потанина в деятельности Иркутского музея, в организации выставки буддийской культуры в 1888-1889 гг.
Ключевые слова: Г.Н. Потанин, музейное дело, Иркутский музей.
Деятельность Г.Н. Потанина характеризуется многообразием исследовательских интересов, часть которых, например музейное дело, изучена недостаточно. В литературе имеются краткие упоминания об участии Г.Н. Потанина в пополнении музейных фондов в Иркутске [1—7], однако этот важный сюжет требует более тщательного изучения. Первые научные контакты Г.Н. Потанина с Иркутским музеем были установлены в начале 1880-х гг. Дело в том, что этот музей, созданный еще в 1782 г., а в 1854 г. переданный в Сибирское отделение Императорского Русского географического общества (с 1877 г. - ВосточноСибирский отдел Географического общества), сильно пострадал во время городского пожара 1879 г. Была утрачена библиотека (около 10 тыс. томов) и более 22 тыс. музейных предметов [2. С. 126-128; 3. С. 224]. В 1882 г. состоялась закладка нового здания музея, в ноябре 1883 г. оно было готово к размещению в нем музейных коллекций [8. С. 50, 80]. В первый год после открытия в фонды Иркутского музея поступило около 1 тыс. предметов, в том числе и из экспедиций Г.Н. Потанина [5]. Так, в 1884 г. Г.Н. Потанин отправил из Тяньцзиня в адрес музея ящик весом в 2 пуда с ботаническими и зоологическими сборами [8. С. 104], а в одном из писем иркутскому купцу-меценату В.П. Сукачеву сообщал, что передает в Иркутский музей коллекцию растений, собранную в Монголии [9. С. 229]. Известно также, что Г. Н. Потанин подарил Иркутскому музею орнитологическую коллекцию, созданную в китайской провинции Гань-су [1. Стб. 573; 6], коллекцию образцов китайских пищевых продуктов [4], предметы буддийского богослужения [7].
Одновременно Г.Н. Потанин привлекал материалы других собирателей. Он обращался с просьбами присылать в Иркутск «все, что можно» к своим друзьям и коллегам - к руководителю Минусинского городского музея Н. М. Мартьянову и старшему хранителю Зоологического музея Акаде-
мии наук С.М. Герценштейну [10. С. 79-81]. Переписывался с А.В. Адриановым, который высказывал желание передать в Иркутск этнографические, антропологические и археологические предметы, в частности, две тунгусские лодки и «остяцкую нарту» [11. С.120]. В октябре 1886 г. ГН. Потанин прибыл в Иркутск, завершив 3-летнюю экспедицию по Китаю, в Иркутском музее были организованы его выступления с сообщениями о результатах путешествия. В марте 1887 г. он был избран правителем дел Восточно-Сибирского отдела Географического общества и одновременно, вплоть до 1890 г., возглавлял музей общества [8. С.140, 143, 146, 150].
Став руководителем Иркутского музея,
Г.Н. Потанин, по свидетельству современного исследователя, установил «постоянную научноисследовательскую связь с туземным населением, главным образом, якутами, бурятами и тунгусами», активизировал собирательскую работу, организовал поступление предметов бытового и религиозного характера [12]. Он разработал программу сбора сведений о сибирском шаманстве [13], развернул обработку фондов, в содружестве с членом Императорского Русского географического общества, священником И.А. Подгорбунским начал издание каталогов [14]. Одновременно Г.Н. Потанин участвовал в организации первой крупной выставки для публики.
Выставка «инородческой культуры» планировалась в музее весной 1888 г.: в постоянную экспозицию предполагалось добавить новые предметы, привезенные В. В. Птицыным из поездки в Кяхту, а также организовать платные экскурсии [15. 17 апр.]. Однако из-за нехватки времени для организации выставки и недостаточного количества предметов, отражавших культуру буддистов, открытие выставки было перенесено с весны на рождественские праздники. Ближе к назначенному времени, в ноябре 1888 г., начались регулярные заседания Восточно-Сибирского отдела Географического общества по поводу организации выстав-
Т.В. Родионова
92 -----------------------------------------------------------------
ки. В газете «Восточное обозрение» стали появляться сообщения о подготовке выставки, о том, что предметы для нее обещали предоставить не только исследователи-путешественники, но и другие граждане Иркутска [15. 13 нояб.]. Такие публикации можно рассматривать как свидетельство растущего интереса горожан к готовящейся выставке и к музею в целом.
Наконец, 28 декабря 1888 г. состоялось открытие буддийской выставки, на котором присутствовал восточно-сибирский генерал-губернатор граф
A. П. Игнатьев и другие представители администра-
ции, что, несомненно, указывало на важность данного мероприятия. Экскурсии проводили сам Г. Н. Потанин и его ближайший сотрудник
И.А. Подгорбунский [16. 1 янв.].
Важно отметить, что к открытию выставки ее организаторы подготовили и издали каталог, в котором указывались размеры экспонируемых предметов, давалось их краткое описание [17]. Судя по каталогу, в первом отделе выставки рассказывалось о возникновении и сущности буддизма, были представлены модели буддийских храмов, отдельные части культовых сооружений. Во втором отделе экспонировались священные изображения и статуи, третий отдел демонстрировал предметы богослужения. В заключительном отделе выставки была показана домашняя обстановка буддийских лам с помощью таких музейных предметов, как божница, священные картины, бараньи лопатки со священными текстами. В экспозиции присутствовали незавершенная статуя из картона, которую изготавливал один из буддийских священнослужителей, а также принадлежавшие ламам хирургические инструменты, набор доз с лекарствами и кошельки из-под лекарств. Кроме врачевания, ламы занимались также перепиской и печатанием книг, поэтому на выставке были представлены плитка для растирания туши, клише с изображениями святых, а также священные книги.
В целом буддийская выставка включала 315 экспонатов, из них 20 предметов поступили в дар от Г.Н. Потанина. По сведениям газеты «Восточное обозрение», организацией выставки своими дарами или непосредственным участием занимались также такие видные жители Иркутска, как
B.Л. Приклонский, В.В. Птицын, Н.И. Витков-ский, Д.И. Першин [16. 2 янв.].
Буддийская выставка работала в Иркутском музее около трех недель, до 15 января 1889 г., ее осмотрели 574 взрослых посетителя и 100 детей. В иркутской периодике особо отмечалось, что выставку посетили такие важные лица, как иркутский архиепископ Вениамин, ректор Иркутской духовной се-
минарии и кафедральный протоиерей [16. 22 янв.]. Эти данные - явное свидетельство того, что выставка была интересна и для лиц, интересовавшихся религиозной тематикой, и для рядовых горожан, получивших на ней новую любопытную информацию. В фондах Иркутского областного краеведческого музея до сих пор хранится несколько фотографий, сделанных во время работы выставки [7].
Нужно сказать, что и позже, когда Г.Н. Потанин отошел от руководства музеем Географического общества, он по-прежнему с большим интересом относился к нему [18. С. 41]. И закономерно, что время работы Г.Н. Потанина в Иркутском музее современными исследователями характеризуется как одно из самых плодотворных в его жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. [Черемных Г.И.]. Музеи // Сибирская советская энциклопедия. [Новосибирск]: Зап.-Сиб. отделение ОГИЗ, 1932. Т. 3. Стб. 572-577.
2. Хороших П.П. Исторический очерк музея ВосточноСибирского отдела Русского географического общества (1854-1920) // 75-летие Восточно-Сибирского отдела Государственного русского географического общества. 1851-1926. Иркутск, 1926. С. 126-128.
3. СиринаА.А. Иркутский областной краеведческий музей // Российская музейная энциклопедия: В 2 т. Т.1: А-М. М.: Прогресс, Рипол классик, 2001. С. 224-225.
4. Снытко Л.Н. В.П. Сукачев - председатель ВСОРГО (Из архива А.Д. Фатьянова) // Краеведческие записки. Иркутск, 2001. Вып. 8. Электронный ресурс: Режим доступа http://museum.irkutsk.ru/ru/page/articles1.html. 12.08.2010.
5. Колесник Л.М., Пушкина Т.Л., Свинин В.В. ВСОРГО и музейное дело в Иркутске // Краеведческие записки. Иркутск, 2001. Вып. 8. Электронный ресурс. Режим доступа http:// mu-seum.irkutsk.ru/ru/page/articles1.html, 12.08.2010.
6. Виньковская О.П., ТарасоваЕ.В. Серия выставок «Исследователи-естествоиспытатели Сибири» в отделе природы Иркутского областного краеведческого музея // Краеведческие записки. Иркутск, 2005. Вып. 12. Электронный ресурс. Режим доступа: http://museum. irkutsk.ru/ ru/page/articles5.html,
12.08.2010.
7. Манушкина Е.Г. Фотографии Н.А. Чарушина в фондах ИОКМ // Краеведческие записки. Иркутск, 2007. Вып. 14. Электронный ресурс. Режим доступа: http:// museum. irkutsk. ru/ru/page/articles7.html, 12.08.2010.
8. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 18811901 гг. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1993. 544 с.
9. Письма Г.Н. Потанина / Гл. ред. Ю.П. Козлов. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1989. Т. 3. 296 с.
10. Письма Г.Н. Потанина / Гл. ред. Ю.П. Козлов. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1990. Т. 4. 428 с.
11. АдриановА.В. «Дорогой Григорий Николаевич...»: Письма Г.Н. Потанину / Сост. Н.В. Васенькин. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. 288 с.
12. Чернявская О. А. Коллекция онгонов в фондах ИОКМ и история ее формирования // Краеведческие записки. Иркутск, 2005. Вып. 12. Электронный ресурс: Режим доступа http://museum.irkutsk.ru/ru/page/articles5.html, 12.08.2010.
13. Потанин Г.Н. Программа для собирания сведений о сибирском шаманстве. Иркутск, 1888. 5 с.
14. Каталог музея Восточно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества / Сост. И. Подгор-бунский. Г. Потанин. Иркутск, 1888. 59 с.
15. Восточное обозрение. Иркутск, 1888.
16. Восточное обозрение. Иркутск, 1889.
17. Подгорбунский И.А., Потанин Г.Н.: Каталог выставки предметов внешней обстановки жизни лам. Иркутск, 1ВВВ. 76 с.
1В. Письма Г.Н. Потанина / Гл. ред. Ю.П. Козлов. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1991. Т. 5. 272 с.