Научная статья на тему 'Г. Д. Гребенщиков в дореволюционной литературе Алтая (к проблеме становления регионального литературного процесса)'

Г. Д. Гребенщиков в дореволюционной литературе Алтая (к проблеме становления регионального литературного процесса) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
503
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Г. Д. Гребенщиков в дореволюционной литературе Алтая (к проблеме становления регионального литературного процесса)»

Черняева Т.Г.

(Барнаул)

Г.Д. ГРЕБЕНЩИКОВ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ АЛТАЯ (к проблеме становления регионального литературного процесса)

Изучение региональной литературы Сибири имеет в XX в. глубокую научную традицию. Начиная с 1920-х гг., в работах М.К. Азадовского, Б.Жеребцова, Л.Клейнборта и др. были сделаны серьезные попытки определить границы и значение термина "областная литература", рассмотреть художественные открытия сибирской литературы, исследовать творчество отдельных писателей-сибиряков. На новом этапе научного освоения сибирской литературы (конец 1960-х - 1980-е гг.) [1] значительно расширяется круг рассматриваемых явлений, вводятся в научный оборот новые имена; в серии сборников статей, посвященных литературной критике Сибири, исследуется региональный литературный процесс в его отражении на страницах местной периодической печати, в оценках местных критиков [2]. Вместе с тем изучение сибирской литературы и критики следует продолжать как в теоретико-типологическом, так и в историко-литературном аспектах. На наш взгляд, важным на сегодняшнем этапе представляется дифференциация столь обширного явления, как "сибирская литература", уточнение закономерностей, общих тенденций развития - на конкретном материале, в частности, на материале литературы Алтая.

Нам представляется возможным говорить о пространстве Алтая как особом "топосе", исходя из особенностей его исторического развития и природной уникальности. Будучи царской "вотчиной", Алтай не знал крепостничества, в том его виде, как центральная Россия; в отличие от других областей Сибири, долгое время не был и каторжным краем; только в последние десятилетия XIX в. здесь появились политические ссыльные. Обладая неповторимой по красоте природой, плодородными землями, судоходными реками, полезными ископаемыми, край манил своими богатствами путешественников, ученых-естествоиспытателей, раскольников; крестьян-переселенцев.

Первоначальный этап формирования в литературе образа Алтая связан, прежде всего, с документальными жанрами - путевыми записками и очерками. "Литература путешествий" исследователей природного мира Алтая (В.В.Радлов, А.Брем, В.В.Сапожников и др.) закладывала основу для понимания края как уникального природного феномена. В сатирических очерках И.А.Кучевского "Не столь отдаленные места Сибири" подчеркиваются экзотика сибирского быта, демократизм, щедрость и искренность сибиряков, в отличие от приезжих "российских прохвостов" - чиновников и специалистов горного дала. Автор сатирически преувеличивает роскошь Барнаула и на его фоне создает гротескный образ барнаульского горного инженера, не гнушающегося никакими способами для своего личного обогащения. В очерках об Алтае Н.М.Ядринцева лирически окрашенное восхищение автора роскошной природой алтайских предгорий оттеняет драматические картины жизни российских крестьян-песеселенцев, чувствующих себя неуютно на этой богатой земле из-за притеснений, чинимых официальными властями. В то же время бытовавшая на Алтае общерусская фольклорная традиция, складывавшиеся в местных условиях жанры горнозаводского фольклора преобразуют мир реальных социальных противоречий в легенды о беглецах-богатырях; в среде бежавших на Аптай раскольников и скрывающихся от непосильного гнета горнозаводских рабочих культивируется миф о праведной земле Беловодье. Таким образом, постепенно в фольклоре и литературе, главным образом, в произведениях путешественников или писателей, временно связанных с Алтаем, намечаются разные аспекты алтайского топоса: природный, выступающей то в подчеркнуто суровом и враждебном человеку облике, то в неповторимо прекрасном и сказочно богатом растительностью и природными ископаемыми; социальный, в котором сталкиваются в

драматически остром конфликте интересы; сословий (крестьян, чиновников, горнорабочих и заводского начальства, как, например, в романе Л.П.Блюммера "На Алтае"); легендарномифологический (миф о Беловодье) документальное и отчасти художественное воплощение регионального антуража отдельных произведениях писателей половины XIX в. еще не дает основания говорить о формировании местной литературной жизни.

В первые десятилетия XX в. в сибирскую литературу приходит новое поколение патриотически настроенных писателей и публицистов, как правило, уроженцев Сибири, наследовавших идеологию старших областников - Н.М. Ядринцева и Г.Н. Потанина. Литературная и общественно-культурная жизнь Сибири предреволюционных десятилетий сосредоточилась на страницах местной газетной и (реже) журнальной прессы, как об этом в своей монографии В.Л. Трушкин [3]. На Алтае местная журналистки возникла позднее, чем в других городах Сибири. С 1911 г. литературные силы Алтая группируются в лучшей дореволюционной газете "Жизнь Алтая", "внепартийной, прогрессивной общественной и литературной газете", и себя определяла. Литературный отдел занимал большое место среди других рубрик, причем редакторы газеты уделяли особое внимание публикациям произведений местных авторов, а также рецензиям и критическим разборам их творчества. Так, например, в течение трех лет в газете регулярно выходила серия статей " Современные сибирские писатели": о творчестве Георгия Вяткина ("Жизнь Алтая". 1911, №275), о поэтах: Иване Тачалове ("Жизнь Алтая". 1912, № 8) и Петре Драверте ("Жизнь Алтая". 1912, № 72), рецензия П.А. Казанского на первый том рассказов и повестей Г.Д. Гребенщикова "В просторах Сибири" ("Жизнь Алтая". 1913, №5). Большим событием в литературной жизни Алтая стал выход в свет в 1914 г в Петербурге "Алтайского альманаха", задуманного как бесплатное приложение к газете "Жизнь Алтая". В своем предисловии к альманаху инициатор этого издания Г.Д. Гребенщиков определял его цели: "Во-первых, дать нашим читателям живое представление с малоизвестном Алтайском крае по возможности в художественных образах и, во-вторых, объединить местные литературные и художественные силы в форме книги" [4]. Сборник составили стихотворения А.Пиотровского, К. Порфирьева (П.А.Казанского), И.Тачалова, И. Модзалевского; рассказы и повести А. Семенова, С. Исакова, В.Бахметьева, В.Шишкова. Г. Гребенщиков как редактор открывал сборник предисловием и большим историко-этнографическим очерком "Алтайская Русь" и завершал его стихотворением "На высоте". "Алтайский альманах" был оформлен местными художниками Г. Гуркиным и И. Вандакуровым.

История Алтая, его уникальная природа, населяющие его народы, наконец, его творческая интеллигенция предстали со страниц "Алтайского альманаха" как свидетельство активной литературной жизни далекой от культурных центров окраинной территории. Важно подчеркнуть, что на страницах газеты "Жизнь Алтая" и в "Алтайском альманахе", благодаря целенаправленным усилиям местных литераторов, произошло объединение различных граней алтайского "голоса", речь не идет здесь о художественном уровне, об эстетической значимости поэзии и прозы "Алтайского альманаха" - эта проблема требует отдельного рассмотрения. Принципиально значимо другое: стремление если не к синтезу, то к суммированию отдельных сторон, составляющих целое - образ Алтая, что является закономерным этапом становления мастного литературного процесса. В то же время образ Алтая, представленный в "Алтайском альманахе", обладал определенной замкнутостью; цель издания, как уже было сказано, сводилась к тому, чтобы дать представление о "малоизвестном" Алтайском крае, показать его уникальность, отличие от других "топосов". Однако литература Алтая, на наш взгляд, в предреволюционные годы сумела подняться на иную ступень своего развития. Художественное и идеологическое самопознание алтайского "голоса" было продолжено и углублено посредством сопоставления Алтая как части национального целого - с Россией, ее историей, ее литературными традициями. Нам представляется, что особую роль в этом процессе сыграл Г.Д. Гребенщиков.

Годы, проведенные Г.Д. Гребенщиковым на Алтае, бесспорно, стали кульминацией в дореволюционной биографии писателя, уроженца нашего края. Начиная с лета 1910 г.,

Гребенщиков занимался изучением Алтая как природного феномена, этнографическими исследованиями быта алтайских старообрядцев; результатом его экспедиций стали очерковые произведения: цикл географо-исторических очерков "В уголках Алтая"

("Тюдрала", "В Убинских порогах", "Басаргинский водопад", "Рахмановские ключи" и т.д.), литературно-этнографический очерк "Река Уба и убинские люди", а также историкоэтнографический очерк "Алтайская Русь". На конкретном материале собственных наблюдений писатель приходит к выводам обобщенно-исторического масштаба. Алтай как средоточие различных этнических, культурных, экономических укладов (инородцы-аборигены, старожилы-раскольники, крестьяне - переселенцы из центра России) дает основания для глубоких размышлений о соотношении различных типов культуры, о природе прогресса и цивилизации, рассматривая алтайское старообрядчество в историческом аспекте. Гребенщиков стремится понять истоки тех мифологических представлений, которые оформились в легенду о Беловодье. Итак, Гребенщиков познает Алтай как путешественник, ученый, исследователь. Другая, не менее значимая не только в масштабах его писательской биографии, но и в аспекте становления литературного процесса Алтая в целом сторона его деятельности - его участие в алтайской журналистике. Без сомнения, здесь ему принадлежит выдающаяся роль. Как редактор "Жизни Алтая" в 1912-1913 гг. Г.Д. Гребенщиков сумел развить заложенные его предшественниками в первый год издания газеты традиции. Он выступал на страницах "Жизни Алтая" как писатель - со своими новыми рассказами и повестями, как обозреватель местной театральной и концертной жизни, как литературный критик, как автор репортажей из зала суда и т.д. Наиболее значительное газетное выступление Г.Д. Гребенщикова - цикл корреспонденции "Письма к друзьям". В эпистолярной форме в нем представлено путешествие писателя из сибирской провинциальной глуши в Петербург. Повторяя в своей последовательности маршрут путешествия автора, цикл связывает отдельные фрагменты не только эпической идеей пространственного перемещения, но и идеей сопоставления Сибири и столицы. Столица и провинция не выглядят в восприятии Г.Д. Гребенщикова как два неравноценных и абсолютно противопоставленных культурных пространства: образ провинции включает в себя не только природные описания поздней осени и зимы, но и срез разнообразной культурной жизни губернского Томска - открытие Дома науки, творчество томского художника М.Щеглова, известного и в столичных художественных кругах, литературные вечера у Г.Н.Потанина и В.Я.Шишкова, у профессора университета Б.П.Вейнберга. Будучи в Петербурге, автор ощущает себя представителем молодой сибирской культуры, о которой так мало известно столичным литераторам. Значение цикла "Письма к друзьям" пронизывает идея консолидации .культурных сил провинции.

Наконец, а художественном творчестве Г.Д.Гребенщикоаз Алтай предстает в синтезе отмеченных ранее сторон (природной, социальной, легендарно-мифологической), а также в драматическом конфликте этнических трупп, находящихся на разных этапах исторического развития, в динамике сменяющих друг друга на протяжении нескольких столетий потоков переселенцев из России (осколки Московской боярской Руси - раскольники; рабочие-"бергалы" XVIII в.; российские крестьяне начала нынешнего века). В творчестве писателя заметно не только стремление к циклизации очерковых произведений, но и к созданию сборников рассказов и повестей ("В просторах Сибири", "Степь да небо"), наконец, его дореволюционное творчество завершается замыслом романа "Чураевы", который он заканчивает уже в эмиграции.

К сожалению, до сих пор творчество Г.Д.Гребенщикова недостаточно изучено, его произведения мало известны и широкому читателю, и филологам-исследователям. Между тем, необходимо более внимательное отношение к этому несправедливо забытому на родине писателю, настало время уточнить оценки как дореволюционной критики, видевшей в Гребенщикове только "вдумчивого, правдивого бытописателя", "влюбленного в Сибирь", так и литературоведов советской эпохи, порицавших Гребенщикова за сглаживание социальных противоречий. На наш взгляд, это поможет глубже понять и процесс становления

региональной литературы Алтая, давшей в XX веке русской литературе В.М.Шукшина. Примечания

1. Предпринимается издание многотомного "Литературного наследства Сибири" (Новосибирск; 1989-1988), готовится к изданию и выходит в начале 1950-х гг. коллективная монография "Очерки литературы Сибири": В 2 Т. Новосибирск; 1982 (в работах Н.Н.Яновского, Ю.С. Постнова, Е.А.Куклиной, Л.П.Якимовой и др. исследователей).

2. Традиции и тенденции развития литературной критики Сибири. Новосибирск, 1989. Среди работ последних лет необходимо отметить многочисленные публикации красноярского ученого Б.А. Чмыхало, в которых проблема регионализма осмысливается в целостном контексте истории русской литературы - как неотъемлемый фактор национального историко-литературного процесса. Особое внимание исследователь уделяет историческому пути развития региональной сибирской литературы на протяжении XVIII - начала XX вв., а также "потенциально" зрелому этапу начала XX в. (см.: Чмыхало Б. А. Молодая Сибирь. Красноярск, 1992).

3. Трушкин В.П. Пути и судьбы: литературная жизнь Сибири 1900-1920-х гг. Иркутск, 1985.

4. Алтайский альманах. 1914.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.