УДК 316.62
А. И. Ветерков
Футбольные фанаты современной России: анализ социокультурного феномена
В статье исследуется актуальное и проблемное на сегодняшний момент явление - существование в нашем обществе одного из направлений современной молодежной субкультуры, каковым являются футбольные фанаты. Рассматривается история российского фанатского движения, современное его состояние и социальная роль в жизни общества.
Ключевые слова: субкультура, футбольные фанаты, фан-движение, околофутбольная жизнь, фанатские группировки, фирмы, футбольные хулиганы, ультрас.
А. I. Veterkov
Football Fans in Modern Russia: the Analysis of the Social and Cultural Phenomenon
In the given article is investigated an urgent and problem phenomenon - existence in our society one of the directions of a modern youth subculture that football fans are. Is regarded the history of the Russian fan movement, its modern status and its social role in the life of our society.
Keywords: subculture, football fans, the fan movement, around football life, fan groupings, companies, football hooligans, ultras.
Сообщества футбольных фанатов - одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Многие формы поддержки команд болельщиками сложились еще в 1930-е гг., когда футбол был любительским в полном смысле слова и футболисты работали в трудовых коллективах (иначе говоря - в среде своих болельщиков). Позже, по мере профессионализации футбола в России, возникла современная практика организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах. В этих формах любительской активности сообщество фанатов автономно от поддерживаемой команды.
Фанатская субкультура пришла в СССР из Западной Европы, ее источником и эталоном выступила Великобритания, где традиция активной поддержки (в самых разнообразных формах) любимого футбольного клуба, собственно, и зародилась. Пионером в России выступила молодежь Москвы и Ленинграда, наиболее восприимчивая к инонациональным заимствованиям. В 1980-е гг. фан-движение развивалось лишь в крупных городах СССР. В 1990-х гг. футбольный фанатизм широко распространился по всем российским регионам, но по массовости и, соответственно, по влиянию с Москвой и Санкт-Петербургом сравниться никто не мог. За четверть века фанатская субкультура России выработала необходимые традиции,
© Ветерков А. И., 2011
ритуалы, сленг и стереотипы поведения, чтобы существовать в последние годы уже как достаточно обособленная подсистема общества, как сформировавшийся социальный организм.
Исследования по молодежной субкультуре, в том числе и по футбольному фанатскому движению в России, активно проводятся в нашей стране, однако в них нет единого подхода к рассматриваемому феномену. Разделы по молодежной субкультуре выделяются в изданиях учебного характера. Специально этому вопросу посвящена объемная монография С. И. Левиковой [1], опубликовавшей в последние годы немало работ по данной проблематике. В учебнике под редакцией В. Т. Лисовского параграф «Молодежная субкультура в современной России» написан З. В. Сике-вич. Обращает на себя внимание то, что здесь под молодежной субкультурой понимается «культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов» [2, с. 335]. По мнению автора, молодежная субкультура - характеристика именно целого поколения, существует некое субкультурное «ядро», которое присуще в той или иной мере всему молодому поколению. Надо думать, эта точка зрения имеет немало сторонников, о чем свидетельствует, например, воспроизведение цитированных положений З. В. Си-кевич в учебном пособии Ю. Г. Волкова, В. И. До-
бренькова «Социология молодежи»[3, с. 165]. В дальнейшем позиция авторов по этому вопросу не изменилась, о чем говорят более поздние публикации [4].
Особенностью молодежи как социокультурной группы является не только опора на окружающую действительность, общественное мнение и мнение окружения. По мнению российского исследователя О. И. Карпухина, «культурная идентификация у молодежи носит транзитный, переходный характер, когда идентичность не опирается на ближайшую среду, а ищет в меняющемся социуме новые формы» [5].
Вестернизация российского общества привела к формированию особых черт в молодежной субкультуре, базирующихся на западных ценностях, но культивированных на российской почве. Мы можем заключить, что сегодня в большей мере идет потребление культуры в ее массовом воспроизводстве, а основными «продуктами потребления» выступают западные «произведения искусства» [6]. Фанатская субкультура является одним из основных проявлений вестернизации сначала советского, а потом и российского общества.
Обратимся к краткой истории зарождения футбольного фанатского движения в России. Несмотря на гонения со стороны советских властей, в 1979 г. появился первый, хотя и неофициальный клуб болельщиков московского «Спартака» [7]. Однако следует отметить, что в начале первого круга чемпионата СССР по футболу 1978 г. на матче с участием ленинградского «Зенита» и московского «Спартака» присутствовала достаточно внушительная группа поддержки столичной команды, члены которой поразили остальных болельщиков своими красно-белыми одеждами домашнего изготовления, а также обилием флагов ДСО «Спартак». Та же картина открылась взорам болельщиков клубов, противостоявших «Спартаку » в 1977 г., когда эта команда играла в первой лиге союзного чемпионата. Сформированный для того, чтобы помогать своим членам решать проблемы, этот клуб являлся своего рода оплотом и защитой для столичных фанатов. А она была просто необходима, так как во многих крупных и малых городах Советского Союза московские фанаты очень часто становились объектом атак со стороны местной молодежи. Провинциальная милиция в ходе подобных инцидентов продолжала исполнять роль стороннего наблюдателя.
Всплеск фанатской субкультуры в СССР принято датировать периодом поздней перестройки. Демократические перемены в обществе привели к
тому, что футбольные фанаты вышли из полуподпольного положения. Освободившись от давления властей, они получили возможность свободно осуществлять то, что хотели. Для многих это означало возможность перенимать различные футбольные традиции и подражать хулиганской фан-культуре, получившей наибольшее развитие в Англии.
К концу 1994 г. практически у каждого крупного футбольного клуба России появились свои группировки, однако конфликты между ними были нечастыми и скоротечными, не говоря уже о сравнительно небольшом количестве их участников. Но уже весной 1995 г. более 200 человек из числа «Ред-Блю Уорриорз» (ЦСКА) и «Флинтс Крю» («Спартак») приняли участие в драке, произошедшей незадолго до начала матча этих команд. В наши дни, когда милиция заняла крайне жесткую позицию по отношению к фанатам, они, дабы не привлекать к себе лишнего внимания со стороны властей, стали осторожными и скрытными, приняв на вооружение тактику, характерную для Англии. Русские фанаты стали перенимать опыт английских хулиганов и в других областях деятельности. Часть из них оделась в одежду от всемирно известных спортивных брендов "Nike" и "Umbro", другая предпочла более традиционные для хулиганской среды марки "Lacoste", "Fred Perry" и "Ben Sherman", спровоцировав стремительный рост числа футбольных фирм, которые стали чувствовать, что их движение начинает приобретать индивидуальность [8].
Любопытно отметить, что в России стали появляться группы так называемых «карланов». Под руководством взрослых «наставников» эти подростки «воспитывались» для уличных драк и быстро завоевывали себе репутацию бесстрашных бойцов, особенно в стычках с милицией, которую все фанаты без исключения считали злейшим своим врагом.
Не следует считать, что фанатские футбольные группировки крайне аморфны, объединяют индивидов в некую экспрессивную активную толпу, нацеленную на деструктивизм. Футбольные фанаты - это абсолютно разные люди, с различной системой ценностей. Напомним, что состав участников фан-движения остается принципиально другим, нежели в странах Западной Европы. Фан-движения на Западе объединяют людей, средний возраст которых около 26-40 лет, уже твердо стоящих на ногах. Средний возраст российских фанатов 15-25 лет. К наиболее радикальным членам фан-движения относят «хулиганов», цель которых
Футбольные фанаты современной России: анализ социокультурного феномена
147
- далеко не футбол, а «околофутбольная» жизнь, насыщенная драками с «хулиганами» соперничающих команд (что не мешает им иметь вполне дружеские отношения) и с органами правопорядка. Главная задача футбольных «ультрас» заключается в поддержке своих команд с помощью шумовых и визуальных технологий, однако, как отмечают российские журналисты, «от англичан по большому счету у нас взяли разве что манеру одеваться да драться. А вот петь, как английские фанаты, у нас так и не научились» [9]. Наиболее мирная часть фанатов - так называемые «шарфи-сты», люди, активно поддерживающие свой клуб, но гораздо реже выезжающие на матчи в другие города. В основном это преданные болельщики клуба, не участвующие в массовых драках, в возрасте старше 25 лет и имеющие устойчивый социальный статус. Также выделяют «кузьмичей» (простых любителей футбола), но к фан-культуре эти люди не имеют никакого отношения.
«Хулиганы» и «ультрас» неплохо организованы, представляют реальную силу (во время беспорядков на футбольных матчах хорошо экипированный ОМОН нередко занимает выжидательную позицию и не вмешивается, дабы не допустить эскалации конфликта). Эту силу стараются использовать политики с различных полюсов политического спектра. Даже сформировался миф о том, что существуют политические движения, которые могут манипулировать целыми фанатскими «фирмами» (так называются объединения футбольных фанатов). Такой миф возник в результате того, что в 1990-х гг. и в начале XXI в. к футбольным фанатам примыкали представители другой молодежной субкультуры - скинхеды. Однако исследования показали, что среди фанатов нет какой-либо политической определенности, единства, и даже в серьезных группировках, где жесткая дисциплина, весьма большие разногласия и много самостоятельных лидеров.
Политические силы стремятся выйти на контакт с лидерами движений, пока не очень успешно. Так, на футбольные фанатские группировки постоянно пытались и пытаются до сих пор выйти представители проправительственных сил [10], активно работает среди фанатов Всероссийское объединение болельщиков (ВОБ) - организация, целью которой является «борьба с терроризмом, расизмом, шовинизмом и экстремизмом в молодежной среде» [11], оппозиционные силы [12].
Анализ такого субкультурного феномена в современной России, как «футбольные фанаты», приводит нас к пониманию того, что в российской
социальной практике укоренились те стороны общинного взаимодействия молодежи, которые в советское время реализовывались в деятельности комсомола. Утеря этого института социализации по соображениям политического характера не была восполнена на уровне обыденности, что вызывает определенную неудовлетворенность и поиск новых форм коллективности.
Образ футбольных фанатов крайне стереоти-пизирован, но чаще всего эта стереотипизация со знаком минус. В обществе существует расхожее мнение, что это некое сборище необразованных и невоспитанных подростков, агрессивных и увлекающихся алкоголем. А между тем это целый мир, не всегда понятный обывателю, но очень интересный тем, кто внутри этого мира живет. Фанаты, как и сам футбол, меняются, развиваются и совершенствуются, в каждой стране по-своему. Выбранный у нас в начале пути английский стиль, подразумевающий отстаивание своих позиций и на стадионе, и за его пределами, лишь задал направление.
Примечания
1. Левикова С. И. Неформальная молодежная субкультура. - М. , 2010.
2. Социология молодежи : учебник / отв. ред. В. Т. Лисовский. - СПб. , 1996. - С. 335.
3. Волков Ю. Г., Добреньков В. И. , и др. Социология молодежи : учеб. пособие. - Ростов н/Д , 2001.
4. См. , например: Лисовский В. Т. Социальные изменения в молодежной среде // Библиотека РГИУ, 2005.
5. Карпухин О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Библиотека РГИУ, 2003.
6. Полтараднева Е. В., Куруленко Е. А. Особенности социокультурной идентификации подростков в современном российском обществе // Вестник Самарского ГУ. - 2001. - № 3.
7. Бримсон Д. Фанаты: триумфальное шествие футбольных хулиганов по Европе. - СПб. , 2008.
8. Там же.
9. Покачуев А., Кадочкина С., Торина А. Футбольные болельщики в России: кто они и за что сражаются? // Московский комсомолец. - 2008. - 7 октября.
10. Бурдаков М. Восстание Спартака // Профиль: еженедельный журнал. - 2010. - № 48. - 27 декабря.
11. В ВОБ подчеркнули: болельщики непричастны к беспорядкам на Манежной площади // Спорт-Экспресс. - 2010. - 13 декабря.
12. Буданов Г. Фанаты - это оппозиция власти ОМОНА // Новая газета. - 2006. - 16 марта.