The functioning of the railways.
Diversification of transport services Fokeyeva M. (Russian Federation) Функционирование железных дорог.
Диверсификация транспортных услуг Фокеева М. М. (Российская Федерация)
Фокеева Мария Михайловна / Fokeyeva Maria — магистрант, кафедра экономической теории и национальной экономики, экономический факультет, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, г. Саратов
Аннотация: в статье рассматриваются процессы формирования
эффективности железнодорожных предприятий и закономерности функционирования транспортной отрасли на примере территориальных филиалов ОАО «РЖД» и их структурных подразделений (далее — СП.).
Abstract: the article analyzes the processes of formation the efficiency of railway and the laws of the transport sector as an example of territorial branches of «Russian Railways» and structural units.
Ключевые слова: анализ, экономика, железная дорога, диверсификация,
транспортные услуги.
Keywords: analysis, economics, railway, diversification, transport services.
Эффективное функционирование железнодорожного транспорта РФ играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, способствует созданию условий для обеспечения лидерства России в изменяющейся мировой экономической системе.
Железнодорожная отрасль является капиталоёмкой, на её долю приходится около 15% всех основных средств производства в российской экономике и почти 10% инвестиций в основной капитал. Транспортная составляющая заложена в стоимость практически любой продукции, отчего вопрос правильного и грамотного развития железнодорожного транспорта — одно из важнейших условий обеспечения экономической безопасности страны и устойчивого роста промышленного производства.
Железные дороги России являются второй по величине транспортной системой мира (7%), уступая по общей длине эксплуатационных путей лишь США. РФ в настоящее время осуществляет более 20% грузооборота и 15% пассажирооборота всех железных дорог мира.
Железные дороги органично интегрированы в единую транспортную систему РФ. Во взаимодействии с другими видами транспорта они обеспечивают потребности населения, экономики и государства в перевозках.
Объект исследования — территориальные филиалы ОАО «РЖД» и их структурные подразделения (далее — СП).
Предмет исследования — процессы формирования эффективности железнодорожных предприятий и закономерности функционирования транспортной отрасли.
Практическая значимость заключается в том, что применение на практике результатов исследования данной темы позволит выделить наиболее эффективные направления диверсификации железнодорожных предприятий для повышения качества своей деятельности.
22
В связи с глобальными изменениями в мировой экономике и финансово -экономическим кризисом поменялся рыночный статус производителей и потребителей продукции транспортного машиностроения, поставщиков и потребителей железнодорожных транспортных услуг.
В этих условиях необходимо реформировать работу на рынке, перейти к максимальному привлечению всех потенциальных клиентов, реализовать меры по созданию клиентоориентированного бизнеса. При этом нужно не ограничиваться работой на российском рынке перевозок, а выходить на рынки стран СНГ и других участников «Пространства 1520». ОАО «РЖД» уже налажено сотрудничество с консультантами зарубежных компаний, которые имеют наибольший опыт внедрения систем Управления Доходностью в железнодорожной отрасли — Общества «Sabre Holdings», «JDA Software Group» и «Lufthansa Consulting».
Одной из важнейших задач стратегического развития железнодорожной транспортной компании является диверсификация бизнеса, предполагающая распределение усилий по различным направлениям деятельности. Формируя диверсифицированный бизнес -портфель (например, добавляя в перевозочный процесс новые виды грузов), железнодорожная компания, с одной стороны, снижает риск получения нулевой рентабельности бизнеса, с другой — увеличивает прибыль и сокращает срок возврата инвестиций. Как правило, устойчивость бизнеса достигается путём нахождения баланса между максимальным значением прибыли и минимальным показателем риска [1, с.8].
Диверсификацию на транспорте можно осуществлять по трём направлениям:
1. горизонтальном — производство товаров и оказание услуг, схожих с продукцией основной деятельности (сдача помещений и складов в аренду, вагонов под временные гостиницы и т. п.)
2. концентрическом — организация работ и услуг, не связанных с перевозками, но для клиентов транспорта (гостиницы на вокзалах, стоянки автомобилей пассажиров и т.п.)
3. конгломератном — производство товаров и оказание услуг, отличающихся от основной деятельности, посторонним организациям и населению (изготовление мебели, товаров народного потребления, садовых домиков, строительство, ремонтные услуги и т.п.)
Это позволит заработать дополнительные доходы, особенно при спаде объёмов перевозок.
Рыночное пространство, обусловленное усилением конкуренции, выдвигает определенные требования к компаниям, функционирующим в нём.
Можно отметить, что рынок транспортных услуг должен быть способным удовлетворять запросы в определенном объёме и качестве оказываемого сервиса и соответствовать определенным критериям.
Первый критерий связан с сопряженностью скорости развития рыночной инфраструктуры с темпами прогрессивных изменений на рынке транспортных услуг.
Второй критерий — анализ спроса на различные логистические услуги, а также системное изучение тенденций развития спроса на сервис в области грузоперевозок на железнодорожном транспорте.
Третий критерий — группы услуг ввиду своей неоднородности и специфики требуют соответствующего технического обеспечения.
Четвертый критерий — переход к стадии многосторонней диверсификации видов услуг, в том числе с применением аутсорсинга.
Пятый критерий — постоянное повышение качества предоставляемых логистических услуг, на базе изменяющихся потребностей рынка для более полного удовлетворения запросов потребителей [ 6, с.8].
23
Основными целями освоения альтернативных видов деятельности являются: экономическое выживание предприятий и получение дополнительных доходов, загрузка простаивающих производственных мощностей, трудоустройство временно незанятых работников основного производства и др.
Особенностью применения диверсификации является то, что снижаются риски при распределении капитала между различными видами деятельности на транспорте (перевозки, ремонт, строительство). При этом, как правило, диверсификация деятельности характерна для фазы роста жизненного цикла предприятия.
Большинство транспортных предприятий предоставляют свою территорию, здания, сооружения, свободные площади, полосы отвода и участки земли для размещения рекламы, сдают в аренду. Такой вид деятельности является диверсификацией производства.
Диверсификация инвестиций может быть представлена в виде организации новых СП, дочерних и зависимых обществ (далее — ДЗО), участие в акционерных обществах (не связанных с перевозочной деятельностью).
Диверсификация является элементом устойчивого развития в экономике, на который влияет ряд факторов, определяющий физическую способность к экономическому росту. Диверсификации производства объясняется необходимостью поиска новых форм и видов деятельности, которые повысят конкурентоспособность транспортного сектора экономики.
Одна из эффективных форм диверсификационной деятельности — создание многофункциональных конгломератов и железнодорожных компаний, в состав которых входят сеть гостиниц, курортов, магазинов и т.д.
Диверсификация деятельности должна вывести финансовый результат ОАО «РЖД» на более высокий уровень по сравнению с моделью исключительно инфраструктурной компании.
В 2014 году компания приложила усилия по привлечению дополнительной грузовой базы, в том числе вследствие переключения с других видов транспорта, что дало ощутимый результат. Порядка 4 млн.т. переориентировано на железные дороги. Так же удалось заработать около 1 млрд. руб. за счёт оказания новых транспортно-логистических услуг.
На полигоне деятельности Красноярского филиала ОАО «Первая грузовая компания» (далее — ОАО «ПГК») — крупнейшего оператора грузовых железнодорожных перевозок — активно развиваются крупные индустриальные проекты, среди которых алюминиевый завод и лесопромышленный комплекс в Богучанах. Начавшаяся разработка новых месторождений угля в республике Хакасия удвоит добычу твёрдого топлива в два раза — с 15 до 30 млн.т. в год. Это позволяет операторской компании рассчитывать на увеличение грузовой базы в регионе и, как следствие, на рост объёмов перевозок [ 5, с.8].
В зоне деятельности Приволжского филиала ОАО «ПГК» расположены три нефтеперерабатывающих завода: Аксарайский газоперерабатывающий завод, «Лукойл-Волгограднефтепереработка» и Саратовский нефтеперерабатывающий завод.
Сформировалась общая тенденция, связанная с низким спросом на уголь на внутреннем рынке, причина которой в сокращении потребления твёрдого топлива предприятиями ТЭК и ЖКХ из-за тёплой погоды. Для минимизации потерь филиалы ОАО «ПГК» начали диверсификацию с целью привлечь как можно больше массовых грузов. В результате филиалы увеличили объёмы перевозок зерна в два раза, промышленного сырья — в три раза.
В роли дополнительных сервисных услуг выступает активное сотрудничество с экспедиторскими компаниями, для того, чтобы они предлагали вагоны компании клиентам. Взаимодействие с крупными экспедиторскими фирмами выгодно не
24
только в ценовом отношении, т.к. вагоны имеются на каждой станции, плюсами становятся диспетчерское обслуживание и контроль за грузом в пути следования.
В целях повышения качества и эффективности использования подвижного состава и более чёткого позиционирования на рынке пассажирских перевозок дальнего следования, необходимо проводить программу унификации вагонного парка. Данная программа позволит высвободить часть вагонов, которые задействованы в настоящее время в качестве «горячего» резерва. Благодаря объединению составов в единый оборот, сократится время отстоя вагонов на станциях формирования и оборота составов, т.е. более интенсивно используется вагонный парк.
Литература
1. Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции: Пер. с англ. — М.: Инфра-М, 2011. 213-216с.
2. Строков М.М. Моделирование портфеля перевозимых грузов железнодорожной транспортной компании // Бюллетень транспортной информации. 2011. № 2.
3. Богомазов Д.Г., Хусаинов Ф.И. Методика структурного анализа доходности железнодорожных грузовых перевозок // Бюллетень транспортной информации. 2009. № 4.
4. Деловой журнал «РЖД-партнёр». 2015. № 4.
5. Деловой журнал «РЖД-партнёр». 2014. № 16.
6. Бондаренко В.А., Гузенко А.В., Гузенко Н.В. Вопросы диверсификации логистических услуг на транспорте: акцент на удовлетворение потребителя / Концепт. — 2014. — Спецвыпуск № 17.
7. Гузенко Н. В. Развитие рынка операторских услуг на железнодорожном транспорте: проблемы и перспективы // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - № 340.
8. Модели управления железными дорогами // Железные дороги мира. - 2002. -№ 11.
25