УДК 338.001.36+334.012
Т. В. Сумская
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия
E-mail: [email protected]
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ТЕХНОПОЛИСОВ И ТЕХНОПАРКОВ ЗА РУБЕЖОМ
И УРОКИ ДЛЯ РОССИИ *
Предпосылки создания научных парков
Последняя треть ХХ столетия ознаменовалась бурными событиями в жизни общества. Произошла целая серия технологических и фундаментальных открытий в области электроники, радиофизики, оптоэлектроники и лазерной техники, современного материаловедения, химии и катализа, авиации и космонавтики. Развитие информационных технологий, микро- и наноэлектроники породило производство новых продуктов с наукоемкими технологиями в основе, за счет которых происходит экономическое развитие в последние годы. Это означает, что появилась фактическая конкуренция научного знания и технического совершенствования производства, стало экономически более выгодным развивать производство на базе новых научных идей, нежели на базе самой современной, но «сегодняшней» техники. В результате изменилось взаимодействие науки с производством: раньше техника и производство развивались в основном путем накопления эмпирического опыта, теперь - на основе науки, в виде наукоемких технологий, в которых способ производства конечного продукта включает в себя многочисленные вспомогательные производства, использующие новейшие технологии [1].
Для наукоемких отраслей характерны высокие темпы научно-технического прогресса. Например, в ключевой области современного НТП - микроэлектронике - скорость накопления опыта характеризуется ежегодным удвоением сложности и объема выпуска интегральных схем при 30%-м снижении издержек и цен. В этих условиях отставание чревато не только потерей позиций в данной отрасли, но и безнадежным отставанием отраслей, где широко применяется электроника - в таких отраслях, как лазеры, авиастроение, отдельные виды машиностроения и др.
Скорость появления новых изобретений и совершенно новых направлений исследований, которые иногда становятся самостоятельными отраслями научного знания, способствует увеличению скорости морального износа уже имеющейся техники и технологии. Следующее за этим обесценение постоянного капитала вызывает значительный рост издержек, падение конкурентоспособности. Поэтому у производителей высок интерес к научным знаниям, они заинтересованы в контактах с наукой. Кроме того, наукоемкие технологии не представляют собой изолированные, обособленные потоки. В целом ряде случаев они связаны и обогащают друг друга. Но для их комплексного использования необходимы фундаментальные разработки, открывающие новые сферы применения новейших процессов, принципов, идей.
За последние 15-20 лет развитые страны накопили значительный опыт организации инновационной деятельности. Возникли различные формы внедрения научных разработок в производство, ведь сами по себе технологии никому не нужны, если нет их практического использования: технологическая кооперация, межстрановой технологический трансферт, территориальные научно-промышленные комплексы. Рассмотрим особенности организации производства при формировании технопарков и технополисов.
Технопарк - это агломерация наукоемких фирм, группирующихся вокруг крупного университета, института, лаборатории. Основная задача парка - сокращение сроков внедрения научных идей в практику. Парки располагают специальной инфраструктурой (здания, сооружения, телекоммуникации), которая наряду с определенными налоговыми льготами предоставляется новым наукоемким фирмам. Технополисами называют научно-
* Работа выполнена при финансовой поддержке Молодежного гранта СО РАН «Факторы и механизмы инновационного развития Новосибирской области: социально-экономический анализ» (проект № 142).
1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2007. Том 7, выпуск 1 © Т. В. Сумская, 2007
производственные городки, которые размещаются поблизости от крупного промышленного центра. Идея строительства технополисов возникла в Японии в начале 80-х гг.
Первый вузовский технопарк появился в 1947 г. в Бостоне (США). Десятилетний опыт работы этого первого, а также появившихся вслед за ним других технопарков был столь успешным, что начиная с семидесятых годов число технопарков начало стремительно расти.
Спецификой научного парка являются научные, конструкторские и технологические разработки, связанные с высокими технологиями. Организация деятельности в подобных образованиях осуществляется следующим образом. Автор идеи представляет администрации технопарка свой проект, написанный в виде бизнес-плана. Если проект одобряется, то с автором заключается контракт обычно на 2-3 года, и автор становится клиентом технопарка. Ему предоставляют «ячейку» - производственный модуль технопарка, где он и работает. Клиенты технопарков пользуются телекоммуникационными услугами, бухгалтерией, консультациями управленцев, юристов и т. п. Для оплаты этих услуг и других расходов, связанных с выполнением проекта, клиенты получают от технопарка кредит (иногда его предоставляют банки или заинтересованные фирмы). Это входит в перечень сервисных услуг технопарка. Данный сервис становится эффективным и начинает приносить доход технопарку (а значит, и вузу или научному центру, обычно учреждающему технопарк), когда проекты будут наиболее эффективными и прибыльными [2].
Несмотря на значительные различия в экономических условиях разных стран имеется одна универсальная причина появления технопарков в вузах. Эта причина кроется в том, что для обеспечения наиболее благоприятных условий для развития вузы создают многоканальные системы финансирования своей деятельности. Первой основной компонентой этой системы является государственное (федеральное) финансирование учебной и научной деятельности. Вторая - это пополнение бюджета вуза за счет ведения научных исследований. Третья компонента - за счет ведения образовательной деятельности на коммерческой основе (коммерческий прием, различные образовательные услуги). Четвертая компонента - за счет производственной деятельности технического вуза (технопарк). Пятая - по международным связям, за счет финансирования по международным программам, спонсорская помощь и т. д.
Основные типы научных парков
«Научные парки» - формы интеграции науки с промышленностью - относятся к разряду территориальных научно-промышленных комплексов. В развитии «научных парков» четко прослеживаются два этапа: 60-е гг., когда возникло большинство «научных парков» на их «родине» - в США - и появились зачаточные формы в западно-европейских странах - Великобритании, Франции, ФРГ. В 80-е гг., с начала которых стало формироваться второе поколение «научных парков» в США и Западной Европе, появились «научные парки» и в странах, где их раньше не было (Японии и других азиатских странах), многообразие «парков» пополнилось новыми их разновидностями [1]. «Научные парки» можно условно свести к двум типам - технопарки и технополисы.
Рассмотрим модель технопарков. В США и Великобритании в настоящее время выделяются три типа технопарков:
• научно-технологические парки;
• «исследовательские парки», отличающиеся от первых тем, что в их рамках новшества разрабатываются только до стадии технического прототипа;
• «инкубаторы» (в США) и инновационные центры (в Великобритании и Западной Европе), в рамках которых университеты «дают приют» вновь возникающим компаниям, предоставляя им за относительно умеренную арендную плату землю, помещения, доступ к лабораторному оборудованию и услугам.
Крупнейший из технопарков США - Стэнфордский (Силиконовая долина). Он расположен на землях университета, сдаваемых в аренду сроком на 51 год «высокотехнологичным» компаниям, взаимодействующим с университетом: здесь преподают много инженеров-иссле-дователей. Парк был объявлен заполненным в 1981 г. - 80 компаний и 26 тыс. занятых. Среди компаний - три главных учреждения геологической службы США, гиганты электроники (IBM, Hewlett Packard), аэрокосмические компании («Локхид»), химические и биотехнологические [2].
С начала 80-х гг. в западно-европейских странах получила распространение новая для этих стран разновидность технопарков, ориентированная на нужды мелких «высокотехнологичных» предприятий, - инновационные центры, сходные с американскими «инкубаторами». Их задача - соединять идеи и изобретения с капиталом и предпринимателями, привлекать общественные и частные фонды, чтобы обеспечить «стартовый период» новым внедренческим компаниям [1]. Функции инновационных центров охватывают различные стадии инновационного процесса, в особенности стимулирование перехода от экспериментального производства к коммерческому освоению новой продукции.
Для этого не всегда требуется создание новых компаний. Часто инновационные центры оказывают исследователям-предпринимателям помощь в продаже лицензии на новый продукт уже действующим производителям. Ряд инновационных центров находится в ведении местных властей, а более крупные входят в Европейскую сеть с базой в Брюсселе. Она объединяет около 40 инновационных центров. Связывая инновационные центры разных стран, Европейская сеть облегчает фирмам межстрановую торговлю технологиями.
Японская модель «научных парков», называемых технополисами, в отличие от технопарков предполагает строительство совершенно новых городов, сосредотачивающих научные исследования в передовых и пионерных отраслях, и наукоемкое промышленное производство.
В Японии в 1983 г. Министерством международной торговли и промышленности (МВТП) был принят проект «Технополис» по созданию промышленных парков по аналогии со Стэн-фордским университетом в США и Кембриджским - в Великобритании. В значительной степени прообразами технополисов стали технопарки США.
Толчком к формированию концепции японских технополисов послужили трудности, которые переживала страна после второго энергетического шока, произошедшего в 1979 г. Тяжелая промышленность Японии находилась в депрессивном состоянии, а традиционная политика МВТП уже не давала результатов. Мелкие предприятия, на которых было занято 90 % рабочей силы, терпели банкротство.
Новые явления в экономике Японии начала 80-х гг. (структурная перестройка, направленная на ликвидацию сложившихся территориально-отраслевых диспропорций, переход к преимущественно интенсивной модели экономического роста на основе использования достижений НТП, софтизация и сервизация экономики и др.) вынудили правительство кардинально пересмотреть многие стратегические направления своей политики и сделать фактор НТП одним из ключевых не только в общеэкономических, но и в региональных планах [3].
Идея создания технополисов возникла у японцев под влиянием изучения практики функционирования аналогичного производственного городка в Силиконовой долине, недалеко от г. Сан-Франциско на базе Стенфордского университета (штат Калифорния). Здесь в середине 70-х гг. группа крупных американских электронных фирм при поддержке федеральной и местной администрации создала крупный современный комплекс по разработке и производству сверхбольших интегральных схем. В ходе разработки концепции технополисов японские специалисты активно изучали зарубежную практику строительства и функционирования технопарков, в том числе Академгородка под Новосибирском.
Основой каждого технополиса является так называемый инкубатор новых технологий (или научный центр). Технологический инкубатор в промышленности представляет собой прием, используемый правительством для становления предприятий, оказывающих ключевое влияние на рост венчурных производств и развитие технологий. В разных странах понятие «инкубатор» имеет несколько разные оттенки. Например, в США - это крупные фирмы, которые помогают мелким предприятиям встать на ноги. В Японии - это небольшие (как правило, венчурные) фирмы, которые способны очень быстро разрабатывать новые проекты.
Технополис - особая форма пространственной организации производительных сил, имеющая целью создание базы быстрого развития наукоемких отраслей промышленности, которые впоследствии должны дать импульс прогрессивному росту экономики определенных регионов и экономики страны в целом [4]. Иными словами, от технополиса импульс роста должен передаваться на определенную территорию (хинтерланд) и затем на развитие экономики страны в целом. Таким образом, технополисы - это форма территориальной организации хозяйства, в основе которой лежит научный центр, выступающий в роли «инкубатора» новых идей. Эти идеи подхватываются в дальнейшем опытными предприятиями «пояса вне-
дрения», которые воплощают их в готовые изделия, разрабатывают технологию его производства. Далее эта технология передается на крупные промышленные предприятия. Преимущества подобного соединения - в быстром внедрении в жизнь научных достижений.
Конечная цель политики технополисов заключается в создании условий для быстрого развития наукоемких отраслей промышленности, которые должны обеспечить экономический рост не только определенного региона, но и страны в целом. Создание технополисов нацелено на образование кардинально новых по структуре городов, отвечающих всем требованиям развития науки, техники и промышленного производства.
По сути, разработка концепции технополисов в Японии означала использование принципов поляризованного развития, но на качественно ином, современном уровне. Имея сходные с предыдущими региональными программами цели - «разгрузка» районов сверхконцентрации промышленности (прежде всего, Тихоокеанского промышленного пояса), привлечение капитала и производственных мощностей в провинцию, проект «Технополис» принципиально отличается от них по методам реализации поставленных задач [3]. Назначение технополисов состоит в том, чтобы:
адаптировать существующую производственную структуру регионов к более гибкому реагированию на появление технологических новшеств, иначе говоря:
• повысить долю наукоемких отраслей промышленности;
• стимулировать развитие научно-исследовательских организаций, работающих в интересах этих отраслей;
• стимулировать развитие учебных заведений, готовящих специалистов для них;
стимулировать социально-экономическое развитие в относительно отсталых регионах
через активизацию деятельности высокотехнологичных производств на территории данных регионов;
разгрузить крупные городские агломерации (прежде всего, Токийскую и Осакскую) путем вывода за их пределы большей части наукоемких производств;
помочь мелким и средним компаниям (в основном тем, которые располагаются вне основных индустриальных зон) повысить их техническую оснащенность и конкурентоспособность продукции.
Реализация создания технополисов осуществляется через установление на региональном уровне тесного контакта между тремя силами или основными участниками процесса формирования технополиса: местными органами власти, местным научным потенциалом и частным капиталом. Интеграция этих трех сил необходима для проведения совместной политики комплексного развития регионов.
Основные требования к проведению политики технополисов сводятся к следующему [4]:
1. Программа развития каждого технополиса должна быть составной частью единой государственной программы социально-экономического развития страны. Таким образом, обеспечивается согласование интересов государства и региона.
2. Обязательный учет в процессе промышленного производства новейших достижений науки и техники, т. е. фактор НТП определяет экономический рост.
3. Подготовка специалистов должна осуществляться силами местного университета или колледжа. Другими словами, для размещения технополиса выбирается такой пункт (город), в котором имеется хотя бы один вуз.
Большая часть элементов стратегии регионального развития по созданию технополисов сводится к формированию промышленных комплексов, включающих наиболее наукоемкие производства современной индустрии. Таким образом, в основе каждого технополиса лежит промышленный комплекс, ориентированный на новейшие технологии, т. е. включающий наиболее наукоемкие отрасли современной индустрии - электронику, биотехнику, робототехнику, производство новых материалов и т. д.
Каждый промышленный комплекс, в свою очередь, должен опираться на две основы: научно-исследовательский центр и развитую инфраструктуру.
Научно-исследовательский центр призван определять новые направления развития науки и техники (прогнозировать НТП), разрабатывать и внедрять в производство новые технологии, осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов.
Инфраструктура должна обеспечивать эффективную производственную и научноисследовательскую деятельность, продвижение идей до готовой продукции и продукции - до
потребителя. Упор при этом делается на высокоскоростные виды транспорта. Их преимущества состоят в том, что продукция наукоемких отраслей, которые должны развиваться в технополисах, значительно компактнее в расчете на единицу стоимости, и соответственно доля транспортных расходов в стоимости продукции ниже. Кроме того, наукоемкие производства не так зависят от подвоза больших масс сырья, как отрасли тяжелой и химической промышленности. В то же время решающее значение приобретают скорость и своевременность доставки сырья и готовой продукции.
То, что концепция технополисов зародилась и получила широкое развитие именно в Японии, объясняется, на наш взгляд, теми принципами, которыми руководствуются в данной стране при проведении региональной политики. Действительно, в Японии выбор технополисов в качестве центров регионального развития обусловлен следующими обстоятельствами.
1. Считается, что необходимым условием развития производства является ресурсосбережение. Политика ресурсосбережения невозможна без всестороннего учета фактора НТП.
2. В Японии ограничены земельные ресурсы. В условиях же земельного дефицита выгодно строительство мелких и средних предприятий. Технополисы как территориальнопроизводственное сочетание, в основе которого лежат наукоемкие производства, позволяют учитывать ограниченность земельных ресурсов.
3. Промышленные центры небольших масштабов (какими являются технополисы) могут полностью обеспечиваться на месте водой, электроэнергией, рабочей силой и т. п., так как объем потребления сравнительно невелик. Кроме того, при небольших масштабах промышленных комплексов легче и эффективнее решать проблемы охраны окружающей среды.
4. Продукция отраслей высоких технологий транспортабельна за счет наличия хорошо отлаженной национальной транспортной сети, в том числе высокоскоростных железных дорог на всей территории Японии (средняя скорость - 160-200 км/ч), а также за счет невысокой стоимости перевозки грузов.
Таким образом, технополисы создаются для развития экологически безвредных, энерго- и материалосберегающих, территориально компактных производств, которые характеризуются одновременно и меньшей капиталоемкостью, и более быстрым оборотом капитала.
В Японии технополисы приняты за основу государственной региональной политики. В целом можно отметить ряд особенностей японского варианта технополиса [4].
1. Идея технополисов зародилась в период, когда произошел переход от высоких и сверхвысоких темпов экономического роста к стабилизации темпов экономического роста (80-е гг.) и возникла необходимость (для экономического оживления) качественно изменить структуру хозяйства. Технополисы и дают такую возможность.
2. Выполнение проекта технополиса полностью возлагается на местные органы власти, которые самостоятельно выбирают путь развития, решают вопросы создания инфраструктуры, размещения предприятий частных компаний и т. д.
3. Каждый технополис ориентирован на создание и развитие новых промышленных центров на базе «технологий ХХ1 века».
4. При реализации проектов технополисов приоритет в развитии отдается предприятиям мелких и средних размеров, что позволяет экономике быстро реагировать на любые проявления НТП.
5. Изменение роли вузов в освоении регионов: они будут не только готовить инженернотехнические и научно-исследовательские кадры для высокотехнологичных отраслей промышленности и производств, но и проводить совместные с промышленностью исследования. Это должно повысить технологический уровень предприятий регионов, где расположены технополисы, формировать там элементы «мягкой инфраструктуры».
6. Еще одна особенность проекта «Технополис» заключается в том, что в отличие от предыдущих региональных программ, нацеленных почти исключительно на развитие производственной сферы, большое значение придается строительству социальной инфраструктуры, в частности воплощению в технополисах передовых идей градостроительства, сочетанию красивой архитектуры с природной средой, местных традиций с бытовым комфортом.
Японский проект был нацелен на создание нескольких новых моделей городков внутри местной метропольной области с передовой промышленностью и наукой (с населением около 50 тыс. чел. на территории не более 1 тыс. га, из которых 500-700 га отводится под застройку). Они должны быть расположены примерно в 30 мин. езды от местных городских
центров. Создание технополисов планировалось, прежде всего, в относительно отсталых районах страны, на периферии Тихоокеанского промышленного пояса с целью создать благоприятные предпосылки для активизации в этих местах хозяйственной деятельности, для широкого привлечения частного капитала. Первоначально предполагалось создание 7-8 технополисов. Однако местные органы власти, региональные экономические организации и частный капитал проявили самый живой интерес к реализации концепции технополисов (40 из 47 префектур заявили о своем желании участвовать в проекте «Технополис»). Поэтому было решено увеличить их число.
В качестве критериев отбора регионов для размещения технополисов являлись: наличие предпосылок для привлечения и развития отраслей, которые в дальнейшем могут определять лицо технополиса и окружающего его района; возможность создания всей необходимой научно-исследовательской базы; способность выполнять НИОКР в кооперации с промышленностью, университетами и правительством; наличие конкретного плана создания приемлемых условий жизни в технополисе.
Следует особо подчеркнуть, что принятие концепции технополисов за основу региональной политики сопровождалось в Японии и законодательным закреплением этого факта, т. е. установлением правового механизма регулирования процесса разработки и реализации проекта технополиса. Закон о технополисах был принят в Японии в 1983 г. Согласно этому закону для каждого технополиса должен разрабатываться соответствующий план. Подготовка такого плана осуществляется местными органами власти того региона, на территории которого предполагается размещение того или иного технополиса.
В плане технополиса должны быть четко определены: географические размеры технополиса (площадь, отводимая под технополис, не должна превышать 1 тыс. га); конкретные цели развития промышленного комплекса, ориентированного на применение новейших технологий; основные показатели долгосрочного планирования строительства и эксплуатации производственной и социально-бытовой инфраструктуры, в том числе важнейших путей сообщения; порядок финансирования частных предприятий, размещение которых необходимо для промышленного развития данного региона.
Таким образом, общими требованиями для каждого технополиса являются следующие: невысокая степень территориальной концентрации производства и населения; город такого типа, который сможет стать промышленным центром; наличие хотя бы одного высшего учебного заведения (университета или колледжа), в учебную программу которого должны быть включены курсы по изучению развития наукоемких отраслей различных специализаций; достаточно развитая транспортная сеть, наличие транспортных узлов и аэропортов.
В соответствии с этим, при оценке каждого проекта создания технополиса анализируются следующие вопросы:
• может ли на данной территории быть основан технополис;
• соответствует ли данный план развития технополиса основным направлениям национального развития;
• даст ли реализация данного плана наибольший эффект именно на этой территории?
После того как план технополиса формально утвержден, центральное правительство всячески содействует строящемуся технополису. Например, создает требуемые производственные мощности, финансируя частные предприятия, формирует инфраструктуру, необходимую для развития технополиса. Наряду с этим, содействие со стороны государства в создании технополиса может также осуществляться через освобождение (законодательного органа, занимающегося проблемой создания технополиса) от выплат или через введение индивидуального налогообложения на более благоприятных условиях. Возможны и другие меры.
Создание технополиса охватывает длительный период времени и проходит в четыре этапа: подготовительный этап; создание базовой инфраструктуры; развитие технополиса; коммерческий этап.
Меры государственного регулирования по созданию технополисов можно разделить на две группы [5]: меры регулирования, используемые федеральными органами и меры регулирования, используемые региональными органами власти.
Меры регулирования, используемые федеральнными органами, включают такие меры прямого регулирования: утверждение специализации и программы создания технополиса; финансовое участие в создании базовой инфраструктуры технополиса; финансирование на-
циональных научно-технических программ по разработке ключевых видов наукоемкой продукции и технологии; предоставление специальных займов под конкретные научнотехнические проекты, возврат которых происходит только в случае коммерческого успеха новой технологии или продукции; размещение государственных научно-исследовательских лабораторий в технополисе; частичное финансирование фундаментальных исследований в университетах и других научно-исследовательских организациях технополиса; финансовая поддержка приоритетных новых производств, предоставление им целевых займов; размещение государственных (в том числе военных) заказов и обеспечение массовых закупок и др.
К мерам косвенного регулирования относятся: стимулирование НИОКР (т. е. специальные налоговые льготы, ускоренная амортизация фондов, льготная аренда государственных фондов и др.); стимулирование инновационной деятельности, а именно частичное освобождение от налогов рискового бизнеса, образование необлагаемых налогами страховых резервных фондов, предоставление субсидий и пр.; свободный доступ к оборудованию и патентам, находящимися в государственной собственности; создание государственных консультационных, информационных и др. обслуживающих центров и служб; оказание помощи в подготовке и переподготовке персонала; обеспечение договоренности с частными банками о предоставлении организациям и предприятиям технополиса льготных кредитов; содействие объединению исследователей и производителей в союзы и ассоциации, заключению между ними договоров о совместных научно-технических проектах и различных соглашений; принятие временных льгот в законодательстве (ограничение антимонопольного законодательства, защита внутреннего рынка, рынка новой наукоемкой продукции и пр.).
Основной тенденцией в современной политике государственного регулирования процессов создания и функционирования технополисов в развитых странах считается постепенная замена мер прямого (в том числе финансового) регулирования косвенными методами, стимулирование частных финансовых вложений в технополис при сокращении доли государственных вложений.
Для японской экономики характерна еще и тенденция к постепенному сокращению государственного регулирования и расширению управления на местах региональными органами власти. В планировании и строительстве технополисов основная роль, как уже отмечалось, отводится местным властям. Например, префектуры и города разрабатывают программы создания технополисов и выделяют до 2/3 финансовых средств на их строительство. Объясняется это тем, что на местах виднее, как и что следует делать. Центральные органы должны заниматься стратегическими и структурными вопросами, разработкой мер по поддержанию системы НИОКР и наукоемких производств в экономике.
Меры регулирования, используемые региональными органами власти, предусматривают такие меры прямого регулирования, как разработка и реализация программы создания технополиса; финансирование строительства базовой инфраструктуры (в том числе транспортной и информационной сетей); финансирование приоритетных направлений НТП, ключевых для региона научно-технических проектов; создание консультативных и финансовых региональных центров, центров технического руководства, некоммерческих организаций по переобучению специалистов.
Мерами косвенного регулирования, используемыми региональными властями, являются предоставление льгот по местным налогам; установление низких цен на землю и недвижимость научно-техническим и промышленным компаниям в технополисе, на аренду фондов, находящихся в региональной собственности, скидок на используемую компаниями электроэнергию; выделение кредитов и установление налоговых льгот приоритетным для технополиса видам научно-технической и промышленной деятельности, компаниям, переходящим к новой специализации; предоставление кредитов под низкие проценты компаниям, расположенным в технополисе; создание региональных фондов содействия переспециализации, развития приоритетных направлений научной и промышленной деятельности, венчурным фирмам, перемещению специалистов, компаний и капиталов из других районов; обеспечение равного доступа к использованию общих структур технополиса; оказание технической, информационной, консультативной и других видов помощи в региональных информационных, консультативных и финансовых центрах, центрах технического руководства.
Правительство финансирует проект «Технополис» в основном косвенно. Из центрального бюджета на нужды технополисов ежегодно выделяется лишь около 1,5 млрд иен. В то же время «Закон о технополисах» предусматривает для участников проекта довольно сущест-
венные налоговые и кредитные льготы, направленные на поощрение предпринимательской и научно-исследовательской деятельности в технополисах. Так, на 5 лет с начала реализации программы для предприятий высокой технологии введена система ускоренной амортизации, которая позволяет компаниям списывать в первый год до 30 % стоимости оборудования и 15 % стоимости зданий и сооружений. Кроме того, на первые 5 лет в технополисах снижаются на 30 % налог на новые инвестиции в оборудование и на 15 % - налог на здания и сооружения. Предусмотрено также полное или частичное освобождение от налога на основной капитал оборудования для НИОКР. Разрешается включать в графу «убытки» компаний бюджеты новых юридических лиц.
Специальная финансовая помощь оказывается мелким и средним фирмам, участвующим в программе. Корпорация финансирования мелких и средних компаний предоставляет им займы на льготных условиях - из расчета 2,7 % годовых при сроке погашения 15 лет. Причем, если в обычных условиях получатели займа должны образовывать группы не менее чем из 20 фирм, то в данном случае этот ценз снижен вдвое. По подсчетам МВТП, средняя стоимость строительства одного технополиса равна примерно 550 млрд иен (2,4 млрд долл.).
На основе анализа основных направлений планов их развития можно сделать следующие выводы.
1. Все технополисы основаны около существующих «старых» городов в качестве городов-спутников, причем некоторые технополисы являются спутниками парных городов или даже целых агломераций городов.
2. Благодаря «старому» городу на первом же этапе создания технополиса город-спутник может обладать достаточно высоким уровнем социально-бытовых условий. Такое соседство позволяет значительно снизить затраты, связанные с формированием инфраструктуры. Кроме того, в крупных городах размещаются штаб-квартиры компаний, способных использовать в своей производственной деятельности высокие технологии.
3. Каждый технополис имеет на своей территории один университет или колледж.
4. Каждый технополис уникален. Промышленные комплексы каждого из них имеют свои особенности, свою ориентацию в развитии и т. д.
Средняя численность населения технополиса составляет около полумиллиона человек (от 200 тыс. чел. - технополис Нагаока до 1,2 млн чел. - технополис Киби-коген). В целом успех технополисов как формы пространственной организации производства свидетельствует, по крайней мере, о том, что важная роль в управлении экономическим развитием страны должна принадлежать государству (в лице соответствующих органов управления).
Эффективное формирование технополисов невозможно без внешней поддержки, т. е. без участия государства (в частности, путем разработки соответствующих государственных региональных программ). Японцы поняли, что Силиконовая Долина не смогла бы появиться, не будь крупномасштабных программ Министерства обороны США и НАСА. При этом ограничение сферы воздействия центра на хозяйственную жизнь регионов означало в Японии одновременное усиление его информационных, координирующих функций.
Заканчивая характеристику технополисов, хотелось бы отметить, что после принятия в Японии Закона о технополисах в 1983 г. уже в декабре 1984 г. Правительством Японии были утверждены программы развития 14 технополисов: Нагаока, Тояма, Хамамацу, Хиросима, Убэ, Кумамото, Кэнхоку-Кунидзаки, Миядзаки, Кокубу-Хоято, Акита, Уцуномия, Хакодатэ, Киби-когэн, Курумэ-Тосу. Однако, поскольку МВТП предусмотрело возможность увеличения их числа, к февралю 1987 г. последнее достигло 20, а к лету 1988 г. - 25. Целевым годом завершения проекта «Технополис» был определен 1990-й г. Однако развитие технополисов продолжается и за пределами этого срока. В настоящее время в Японии в рамках проекта «Технополис» действуют 26 технополисов [4].
Организационные инновации имеют не меньшее значение, чем технологические. Япония продемонстрировала смену форм заимствования передовых идей из-за рубежа, по многим направлениям лидирует в международном технологическом соревновании и начала импорт институциональных и социальных структур. К данным направлениям следует отнести авиастроение, производство ракетно-космической техники и аппаратуры для космических исследований, производство оптических приборов и волокон, медицинской электронной аппаратуры, промышленных роботов, интегральных схем, ЭВМ и др., т. е. это именно те отрасли, которые развивались в технополисах.
Проблемы создания научных парков в России
В 1990 г. Правительство РСФСР приняло разработанную Министерством экономики программу «Технопарки России», рассчитанную на 5 лет. Цель ее в том, чтобы резко повысить отдачу от тех разработок наших научно-технических вузов, которые накопились за советский период. Правительство выделило целевое финансирование вузам на создание технопарков [2], но настолько незначительное, что это не дало результаты
В силу специфической цели правительственной программы и намеченные в ее рамках технопарки существенно отличаются от тех, что существуют в цивилизованном мире. Кроме того, в 1993 г., когда распад наукоградов стал стремительным, были предприняты первые попытки разработки концепции превращения наукоградов в технопарки. Проведенные экспресс-обследования показали, что в таких наукоградах, как Фрязино, Дубна и Калининград, уже существовали все необходимые условия для создания технопарков. Однако это были не более чем концепции, поскольку реально технопарк может быть создан лишь тогда, когда решены проблемы финансирования и межведомственного взаимодействия.
Технопарки по своей идее, как они были задуманы около полувека назад, и по тому, как они сейчас наиболее быстрыми темпами развиваются в США (где технопарков больше всего - около 150) - совсем не то, что делается у нас. В отличие от нашей практики, где технопарки являются, в сущности, еще одним факультетом вуза или лабораторией завода, призванной лишь способствовать внедрению разработок своих специалистов, на Западе они имеют значительную свободу от учредителей, не навязывающих технопаркам не только конкретных клиентов, но даже и направления работы. Европейские и американские технопарки руководствуются теми же принципами, что и любая самостоятельная коммерческая фирма, - экономической эффективностью. И выбирают клиентов соответственно. Если российская практика не выйдет за свои нынешние узкие рамки структур, лишь обслуживающих потребности учредителей, то наши перспективы в этом смысле представляются достаточно скромными [2].
В Петербурге есть несколько технопарков, организованных при крупных вузах. Такое происхождение нормально и естественно. Плохо то, что они не имеют своего юридического лица, не имеют права приглашать по контракту в качестве клиентов людей с улицы. Даже в лучших технопарках, таких как, например, технопарк Электротехнического университета (бывший ЛЭТИ), все клиенты -профессора, доценты, завлабы этого же вуза, который посредством технопарка пытается помочь им реализовать свои замечательные идеи. Благородная по сути, подобная установка ограничивает технопарк в маневре, сильно сдерживает его развитие. Если это еще можно было понять на раннем этапе, в период становления, то в перспективе такая политика представляется ошибочной. Технопарк должен управляться администрацией, одной из функций которой является отбор проектов.
В нашей стране не были созданы механизмы стимулирования технологического прогресса, что обусловило нарастающее отставание от развитых стран. В России в 90-х гг. XX в. в условиях инфляции цены на новую технику росли значительно быстрее, чем производительность этой техники, что вызывает неуклонное снижение экономического эффекта от ее применения. Главная же проблема в том, что новая техника стоит дороже, чем низкоквалифицированная рабочая сила, и дорожает значительно быстрее. При таком положении дел модернизация становится невыгодной, поскольку предприятия не использующие достижения научно-технического прогресса, имеют более низкие издержки и, следовательно, лучшие индивидуальные условия производства. Малопроизводительный, но низко оплачиваемый труд успешно конкурирует с передовой техникой. Именно необходимость замещать машины живым трудом стала основной причиной падения рыночного спроса предприятий на новейшие наукоемкие средства производства. К этому надо добавить резкое снижение объемов финансирования НИОКР со стороны государства и «утечку мозгов» за границу. Разрушается, таким образом, научный потенциал России.
Отсутствие жестких планов, норм производства, необходимость повышения производительности труда и выпуска конкурентноспособной продукции привели к поиску путей выхода из кризиса. Научно-исследовательские организации из-за недостатка финансирования, в поисках потребителей результатов своих разработок, ищут контакты с производящей сферой - главного потребителя научно-технической информации.
Ключевыми проблемами технопарков и инкубаторов бизнеса в России является отсутствие надежной правовой базы их создания и развития (хотя сами понятия и признаки технопарков, концепция и технология их создания уже выработаны), недостаточность материально-технической и финансовой поддержки со стороны государства и, конечно, отсутствие квалифицированных кадров.
Важным фактором развития сектора высоких технологий в мировой экономике является становление и совершенствование систем технопарков и технополисов. Для полноценного функционирования этих образований требуется активное участие государства в их создании и поддержании. Необходимо образование специальных фондов, кредитующих рискованные научно-технические проекты, создание консультационных структур, помогающих инновационным фирмам находить и вести дела с иностранными партнерами. Целесообразно также формирование специальных баз данных по вновь возникающим проектам, которые смогли бы помочь покупателю и продавцу найти друг друга.
В настоящее время в сфере высоких технологий возникли три крупнейших центра - триада США, Япония, Западная Европа, между которыми ведется основная конкурентная борьба, стимулирующая прогресс в экономике. В России системно проработанная целостная государственная научно-техническая политика, охватывающая науку, технологию, образование, внедрение и научно-технологическую модернизацию производства, не сформировалась. Системная проработка государственной научно-технической политики должна охватывать:
• поддержку и стимулирование науки, отечественных высоких и наукоемких технологий;
• трансфер технологий;
• расширение научно-технического кадрового потенциала;
• политику информатизации;
• развитие научных элит, поддержку статуса науки и ученых;
• концепцию бюджета науки, различные формы финансирования;
• социальные проблемы: престижность, социальные гарантии, статус ученых, отношение с обществом;
• основы региональной научно-технологической политики;
• создание новых организационных форм и взаимодействие с производством, новые формы - технополисы, технограды, технопарки, инкубаторы и т. п.
Технопарки являются важным элементом современной экономики. Их можно рассматривать с нескольких точек зрения [2].
Во-первых, технопарк - одно из наивысших поколений свободных экономических зон, на территории которой усиленно идет разработка наукоемкой продукции, формируются новые кадры, технико-внедренческие зоны, с этой стороны технопарк отвечает требованиям соответствия основным процессам, происходящим в мировой экономике.
Во-вторых, наука дает стимул развитию бизнеса, главным образом малого, что позволяет говорить о технопарках, как о форме поддержки малого предпринимательства, развитие которого позволяет выйти на качественно новую ступень общественного воспроизводства.
В-третьих, именно в технопарках наука получает финансовые и прочие дополнительные возможности для ведения фундаментальных и прикладных изысканий, тем самым наука получает большую независимость от государства.
В связи с этим технопарки являются привлекательной формой внедрения инноваций в производство. Таким образом, процесс зарождения и развития технопарков не должен обойти Россию с ее достаточно сложной экономической ситуацией. Одним из способов выхода из сложившегося кризиса является опора на отечественную науку и наукоемкое производство. В связи с этим технопарки могут сыграть одну из важнейших ролей в этом процессе.
Не исключено, что со временем технополисы начнут действовать и в нашей стране. В условиях России рассматривается один из возможных вариантов научно-производственного комплекса - это соединение идеи технополиса и свободной экономической зоны (СЭЗ). От СЭЗ в ее традиционном виде такой «международный технополис» отличается тем, что иностранный капитал должен привлекаться прежде всего не в сферу производства и торговли, а в совместные научные исследования и разработки. НИОКР должны проводиться целенаправленно и в конкретной узкой области с тем, чтобы получить быстрый коммерческий результат.
Возможен и другой путь - участие иностранных партнеров на стадии внедрения результатов отечественных исследований и разработок (т. е. организация совместного опытного производства), а также в налаживании коммерческого выпуска продукции с выходом как на внешний, так и на внутренний рынок. Иными словами, такой технополис сам разрабатывает свои идеи, а не привлекает готовые зарубежные технологии.
Применительно к условиям России следует учитывать один из важных уроков японских технополисов, состоящий в том, что, выбирая цель создания будущего технополиса, необходимо твердо определиться, что в данный момент важнее: «спасать» старые предприятия или помогать новым, возрождать народные промыслы или поднимать сельское хозяйство, иначе говоря - выстроить четкую систему приоритетов. В противном случае можно прогнозировать отсутствие результатов по любому из направлений.
Еще один важный урок японских технополисов связан с проблемой подготовки специалистов. Даже в Японии, где разрыв в социально-бытовых условиях между столицей и периферией невелик, не удалось привлечь из больших городов в периферийные районы высококлассных специалистов в области высоких технологий, организации производства, маркетинга.
Поэтому необходимы усилия, чтобы:
• удержать в родных местах выпускников местных вузов;
• организовать систему подготовки кадров специально для технополисов;
• попробовать хотя бы в местных масштабах взяться за перестройку системы образования, начиная со средней школы, нацелив ее на воспитание творчески мыслящих личностей.
Технополисы тем самым помогают решить насущную социальную проблему «утечки мозгов» из периферийных районов.
В целом использование зарубежного опыта в условиях России затрудняется прежде всего в связи с низким техническим уровнем производства, а также из-за подготовки кадров по отдельным элементам научно-технического цикла и низкого уровня коммерциализации (товарности) научно-технической деятельности.
Японский опыт формирования программ технополисов свидетельствует о том, что такие программы должны быть гибкими и гарантировать регионам сохранение индивидуальности и полную самостоятельность; условие лишь одно - технополис должен способствовать преобразованию местной экономики. Периферийные регионы могут обеспечить себе стабильное будущее, лишь опираясь на собственные силы.
Список литературы
1. Белорусов А., Вовченко В. Перспективы развития мирового рынка высоких технологий // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2002. № 2.
2. Откуда взялись технопарки // Инновационный портал уральского федерального округа: http://www.invur.ru
3. Тимонина Л. И. Япония: опыт регионального развития. М.: Наука, 1992. 125 с.
4. Бурматова О. П. Территориальная организация населения: Учеб.-метод. комплекс. Новосибирск: СибАГС, 2001. 120 с.
5. Евсеенко А. В., Зверев В. С., Унтура Г. А. Процессы регионального научно-технического развития. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1993. 220 с.
Материал поступил в редколлегию 08.11.2006