Научная статья
УДК 339:338.439.02
doi: 10.47576/2949-1908.2024.44.56.024
функционирование продовольственного рынка при реализации политики импортозамещения в контексте маркетинговой деятельности: мировой опыт
кириллова наталья владимировна
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени М. Туган-Барановского («ДОННУЭТ»), Донецк, ДНР, Россия, natala_kirillova@mail. ru
Аннотация. В статье сделан обзор результатов реализации некоторыми регионами мира политики, направленной на импортозамещение. Рассмотрены подходы различных правительств, их видение мер, направленных на достижение результата в данном вопросе. Проанализирована эффективность применяемых на государственном уровне стратегий. Сделан акцент на причинах положительных и отрицательных результатов, полученных разными регионами мира, в реализации политики импортозамещения. Особо подчеркнута роль маркетинговой деятельности предприятий при реализации программ по импортозамещению, осуществляющих свою работу на продовольственном рынке.
Ключевые слова: импортозамещение; продовольственный рынок; маркетинговая деятельность; конкурентоспособность; мировой опыт.
Для цитирования: Кириллова Н. В. Функционирование продовольственного рынка при реализации политики импортозамещения в контексте маркетинговой деятельности: мировой опыт // Прикладные экономические исследования. - 2024. - № S 2. - С. 175-182. https://doi.org/10.47576/2949-1908.2024.44.56.024.
Original article
functioning of the food market when
IMPLEMENTING IMPoRT SuBSTITuTioN PoLicY IN
the context of marketing activities: global experience
Kirillova Natalia V.
Mikhail Tugan-Baranovsky Donetsk National University of Economics and Trade (DONNUET), Donetsk, DPR, Russia, [email protected]
Abstract. The article provides an overview of the results of the implementation of import substitution policies by some regions of the world. The approaches of various governments and their vision of measures aimed at achieving results in this matter are considered. The effectiveness of strategies applied at the state level is analyzed. The emphasis is placed on the reasons for the positive and negative results obtained by different regions of the world in the implementation of import substitution
policy. The role of marketing activities of enterprises in the implementation of import substitution programs operating in the food market is particularly emphasized.
Keywords: import substitution; food market; marketing activities; competitiveness; world experience.
For citation: Kirillova N. V. Functioning of the food market when implementing import substitution policy in the context of marketing activities: global experience. Applied economic research, 2024, no. S 2, pp. 175-182. https://doi. org/10.47576/2949-1908.2024.44.56.024.
Идея замещения импорта не является чем-то исключительным и новым как для России, так и других государств мира. В различные отрезки времени, у разных стран возникали проблемы с обеспечением продовольственной безопасности, прежде всего из-за низкой самообеспеченности жизненно необходимыми товарами, к которым в первую очередь относят продовольственные товары. Для недопущения подобных ситуаций, правительствами различных стран проводилась и проводится политика, направленная на сокращение импорта и развитие собственного производства.
Однако, стоит сказать, что импортозаме-щение, это не только запрет на ввоз в страну продукции иностранного производства. В первую очередь, импортозамещение служит определенным катализатором экономического роста страны, преследуя такую цель, как стимуляция роста отечественных производств и повышение их конкурентоспособности не только на внутренних, но и на внешних рынках, путем создания инновационных высокотехнологичных производств. Эти меры позволяют добиться самообеспеченности необходимыми продуктами питания, увеличить экспортный потенциал, быть менее зависимыми от зарубежных технологий, тем самым снижая политическое и экономическое давление недружественных стран [1]. Следуя данной логике, мы разграничиваем понятия протекционизма и импортозамеще-ния.
Особо стоит отметить роль маркетинга при эффективной реализации политики импор-тозамещения, предполагающего специальные исследования продовольственного рынка для организации оптимальных условий производственной и товарно-сбытовой деятельности [10]. Успешно реализуемая марке-
тинговая стратегия предприятий способствует стабильному социально-экономическому состоянию государства, путем удовлетворения потребностей широких слоев населения, действуя в одном ключе с государственной стратегией импортозамещения, подстраиваясь и дополняя ее. В частности, хорошо действует модель, при которой регулирование внешней и внутренней торговли государством, организованная поставка импорта, учитывает интересы предприятий, осуществляющих свою деятельность на продовольственном рынке, помогая производителю более эффективно осуществлять маркетинговое планирование, достигать финансовой стабильности и развития.
Маркетинг на продовольственном рынке служит объединяющим звеном, осуществляя все услуги, связанные с потоками продовольствия от производителя к потребителю, соединяя их интересы. Стоит отметить, что система маркетинга является комплексной структурой различных каналов информации, посредников и маркетинговой деятельности, связанные с производством, распределением и обменом продуктов производства. Такая система постоянно находится под влиянием развития технологий, законов, социальных устоев общества, ресурсов.
В современных условиях экономической нестабильности проблема использования стратегического подхода в управлении предприятиями приобретает особое значение. Для современной предпринимательской деятельности характерна высокая степень конкуренции на рынке, что требует от предприятий уделять особое внимание обеспечению своей конкурентоспособности, имеющую решающее значение для выживания и успеха. Конкурентоспособность определяется как способность предприятия пищевой промыш-
ленности стратегически позиционировать себя, превосходить конкурентов и неизменно превосходить ожидания потребителей.
Участвуя в программах государства по импортозамещению, конкурентоспособность предприятий базируется на микс-маркетинге - производство, продвижение, цена, сбыт, учитывая спрос потребителя. При этом, важно помнить о том, что пищевые предприятия являются и производителями продовольственных товаров, и потребителями, закупая сельскохозяйственное сырье и ингредиенты. Продвижение товаров на продовольственном рынке осуществляется по каналам сбыта в розничной и оптовой торговле.
Поэтому, маркетинговая деятельность предприятий на продовольственном рынке в условиях импортозамещения, строится на решении следующих первоочередных задач: исследование рынка для изучения спроса, изучение товарного ассортимента и ценовой политики, совершенствование товарно-сбытовой политики и реализация разработанных мер по удовлетворению спроса потребителей.
В условиях импортозамещения исследование помогает понять, какие позиции недостаточно представлены на продовольственном рынке, а какие в избытке. Соответственно, предприятию стоит пересмотреть номенклатуру выпускаемой продукции. На уровне государства исследование рынка и спроса отображает положение дел в отраслях промышленности, дающие возможности понять, какие предприятия требуют государственной поддержки, модернизации, инвестирования, внедрение инноваций и др., при необходимо -сти, вводя запрет на поставки аналогичной импортной продукции;
С введением продуктового эмбарго, ассортимент многих групп продовольственных товаров значительно сузился. Но, отечественные производители, опираясь на программы импортозамещения и эффективно осуществляя маркетинговую деятельность, получили возможность, определив свой сегмент рынка, занять освободившиеся ниши. Ценовая политика при этом, будет строится исходя из того, насколько производство будет обеспечено отечественным сырьем -полностью или частично.
Маркетинговая деятельность направлена
на получение максимальной прибыли предприятием. С точки зрения государственной политики импортозамещения, успешное производство не просто насыщает внутренний рынок, а стремиться занять определенные позиции на мировом рынке, т.е. стать экспор -тоориентированным.
Повысить эффективность маркетинговой деятельности в условиях импортозаме-щения, можно только реализуя комплексно маркетинговую стратегию предприятий, в которой взаимодействуют службы маркетинга предприятия с производством, научными и инновационными разработками. Развитие и внедрение маркетингового механизма управления непосредственно связан с использованием резервов экономии, а также финансовых и всех других видов ресурсов. Стоит отметить, что масштабы маркетинговой деятельности предприятий на продовольственном рынке могут носить локальный, региональный и глобальный характер.
Необходимость отказа или существенного снижения зависимости страны от импортной составляющей в России обсуждался много лет. Одной из столпов национальной безопасности страны в целом, является продовольственная безопасность, выраженная в низком уровне зависимости страны от импортного продовольствия. Продовольственная безопасность при этом подразумевает не только стабильное и достаточное производство продуктов питания за счет собственных мощностей, но и их доступность населению [2].
отметим, что дестабилизация текущей обстановки на мировом рынке, приводит к росту нестабильности и внутреннего продовольственного рынка. Например, неурожаи способствуют или резкому повышению цен на продукцию, или прекращению поставок, при определенных условиях создавая возможности для ценового, политического или экономического давления странами-производителями на страны-импортеры [3]. Поэтому трудно переоценить значимость, для развития продовольственного рынка реализуемой предприятиями маркетинговой деятельности и проводимой государством политики импортозамещения.
С этой точки зрения, интересен опыт других стран, в той или иной степени проводившие политику импортозамещения, используя
разные подходы и инструменты реализации.
Импортозамещающую политику различных стран, ее особенности, проблемы, итоги реализации исследуют многие ученые и каждый предлагает свои подходы к трактованию понятия «импортозамещение». По мнению авторов, если рассматривать импортозаме-щение как стратегию развития продовольственного рынка, то основная идея заключается в насыщении национального рынка товарами отечественных производителей в результате увеличения их конкурентоспособности, путем вытеснения импортных, тем самым напрямую снижая критическую зависимость от импортных поставок. Данная стратегия направлена не только на бесперебойное присутствие товаров на продовольственном рынке страны в достаточном количестве, но и способствует развитию экономики страны в целом. Изучая современные подходы политики импортозамещения, можно выделить ключевые направления.
Первое связано с ростом выпуска конкурентоспособной продукции отечественными производителями, ориентированной как на внутренний, так и внешний рынки. В этом случае эффект достигается за счет привлечения инвестиций, ведения эффективной маркетинговой деятельности предприятий, модернизации производств, повышения компетенций трудовых кадров и др. [4]
Второе направление предполагает рост производства внутри страны путем ограничения импорта определенных видов товара. В этом случае, огромное значение отводится точечной поддержке государством определенных отраслей, агропромышленных и перерабатывающих предприятий, функционирующих на продовольственном рынке. Как правило, они не имеют зарубежных инвестиций, возможностей всеобъемлющей модернизации и внедрения инноваций.
Сущность и фундаментальные основы им-портозамещения заложены в трудах А. Круге -ра, Р. Вейда, У. Тейта, Дж. Шихана, Я. Литтла, М. Скотта, Р Пребиша, П Зингера, А. Хирш-мана, У. Паленсона и работах отечественных ученых П. Кадочникова, А. Кнобеля, В. Оболенского, Н. Волчковой и др. В трудах Л. Жилиной, В. Кондрашиной, Д. Ушкаловой, А. Строгановой сделан промежуточный обзор результатов импортозамещения в России.
Анализ мировой практики, а также ана-
лиз стратегий маркетинговой деятельности предприятий, действовавших на продовольственном рынке в период реализации мер по импортозамещению, позволяет изучить их опыт и, проанализировав успешные подходы, взять на вооружение наиболее эффективные.
Некоторые страны Латинской Америки проводили мероприятия по импортозамеще-нию еще с 1930-х вплоть до 1980-х гг. Экономика находилась не просто в кризисе, а в упадке. Поэтому, необходимость проведения импортозамещающей политики давно назрела. Среди причин исследователи выделяют отсутствие достаточного количества иностранной валюты для оплаты импорта, необходимость защиты многих отраслей от иностранной конкуренции, низкий темп развития внутреннего производства, что предопределяет отсутствие новых производств и предприятий, и, как итог, рабочих мест.
На этом этапе многие правительства стран региона выбрали инструментом стабилизации национальных рынков таможенно-тарифное регулирование. Венесуэла, Уругвай, Чили благодаря такой стратегии достигли незначительных результатов. Мексика, Бразилия, Аргентина добились более значимой эффективности от предпринятых действий, применяя вместе с таможенно-тарифным регулированием нетарифные методы государственной поддержки: выделение субсидий, введение налоговых льгот, инвестиции в государственные предприятия, выдачу дешевых кредитов, но на недостаточном уровне. При этом снизились квоты на ввоз импорта, банки держали фиксированный курс местной валюты. Создав в 1960 году Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли (ALALC), регион отчасти решил вопросы стимулирования товарооборота [5]. С 1981 года организация переименована в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции. Отмечается, что главный упор, страны региона сделали на тарифное регулирование и пошлины на импорт товаров. Тем самым, они достигли снижения цен на продукцию внутреннего производства, отмечая положительное действие данных мер на экономику. Наблюдался небольшой рост национальных отраслей, увеличилось количество рабочих мест, снизилось острая зависимость от импорта, произошла стабилизация платежного баланса.
Но при реализации такой политики имелось и много минусов. Производители так и не смогли создать и реализовать продуманную маркетинговую стратегию, направленную не на получение выгодных условий работы в краткосрочной перспективе, а с прицелом на долгосрочный период. Маркетинговая деятельность предприятий сводилась, в основном, к товарно-сбытовой деятельности, т.е. потребителю предлагался тот товар и по той цене, который на данный момент было выгодно реализовывать конкретному производству. Тарифное регулирование и пошлины способствовали тому, что особых маркетинговых мероприятий не требовалось, даже низкокачественный товар продавался, а иногда и по завышенной цене, так как производители были полностью защищенным от конкуренции извне государством. Поэтому, маркетинговая стратегия предприятий, работающих на продовольственном рынке различных стран Латинской Америки не предусматривала траты на рекламу, развитие служб доставки, модернизацию предприятий уличной торговли продуктами питания и др. Также, существовала проблема небольшого выбора товаров, производители не спешили расширять и обновлять ассортиментную линейку, в маркетинговых стратегиях отсутствовало планирование на разработку товара, инновационную деятельность, внедрение цифровых технологий, совершенствование рекламы и продвижение новых видов товаров. В результате, производства, сосредоточенные на продовольственном рынке региона, оставаясь на плаву благодаря протекционистским мерам поддержки своих государств в период импортозамещения, так и не смогли создать конкурентные преимущества своей продукции и выйти на мировой рынок. С конца 80-х снижение торговых барьеров, финансовый кризис, неконкурентоспособность национальных предприятий на мировом рынке, выступили определенными барьерами и способствовали отказу латиноамериканских стран от дальнейшего проведения политики импортозамещения.
Сегодня можно наблюдать реализацию в более ограниченной форме импортозамещающих мероприятий в регионе. Связано это с ростом региональной торговли в рамках блока МЕРКОСУР, создающего возможности для проведения политики импортозамеще-
ния [6]. Она сосредоточена точечно на стратегических отраслях, таких как производство специфичных продуктов питания (например, производство кофе), фармацевтике и направлена на повышение конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке, что также требует от предприятий осуществлять более эффективную маркетинговую деятельность.
Восточноазиатский регион выбрал совершенно противоположную модель импорто-замещения. Гонконг, Корея, Китай, Тайвань и др. в отличие от стран латинской Америки посчитали, что увеличение экспортного потенциала даст более эффективный результат, чем политика протекционизма. Сначала, реализуя задачи первого этапа, эти страны приступили к диверсификации позиций товаров пищевой промышленности по географическому, а также товарному признаку. Следующий этап, связан с выходом за рамки замкнутого внутреннего рынка на мировые, т.е. создали все условия для экономики, ориентированной на экспорт. Для эффективной работы предприятий, работающих на продовольственном рынке региона в условиях импортозамещения, постоянно совершенствовалась законодательная база, регулируя данный процесс, в результате чего создавались налоговые преференции, осуществлялся возврат таможенных пошлин, вливались инвестиции в образование и научно-исследовательскую работу, с целью повышения конкурентоспособности своих отраслей промышленности на региональном и мировом рынках. Маркетинговая деятельность предприятий под влиянием реализуемых правительственных мер тоже претерпевала изменения. В погоне за увеличением конкурентных преимуществ своих товаров производители в своих маркетинговых стратегиях учитывали объемы внутреннего и внешнего рынков, анализируя их потенциал в своей торгово-сбытовой деятельности, тщательно подходили к выстраиванию ценовой политики и продвижению товаров, на жалея средств на рекламу. Многие промышленные предприятия региона объединялись, справедливо отмечая, что завоевывать мировой продовольственный рынок крупным объединениям легче экономически. В результате реализуемых маркетинговых подходов возникали экспортно-промышленные кластеры,
работа которых и на национальном, и на мировом продовольственном рынках принесла отличный результат.
Опираясь на результат, сравнивая эти две модели импортозамещения, можно отметить их изначальное отличие в целях и ориентирах как государственной политики импортозамещения, так и маркетинговой деятельности предприятий-участников регионального продовольственного рынка. Латиноамериканская модель импортозамещения была ориентирована прежде всего на защиту внутреннего рынка с последующим его развитием, в то время как восточноазиатская, главным приоритетом своей модели видела выход в достижении определенного главенствующего положения на внешнем рынке, тем самым толкая вперед и развитие своей экономики.
Во многих колониях Британии и Франции африканского континента также прибегали к некоторым инструментам импортозамеще-ния, пытаясь добиться экономического роста. В 1927 году были созданы общие рынки Восточной и Центральной Африки, преследующие цель защиты национальных производителей от конкуренции извне, в основном, за счет общих торговых тарифов. В этот период наблюдался рост крупных корпораций, чаще всего с участием государства, в рамках импортозамещения получающие контроль над оптовыми и розничными предприятиями, ориентированными на экспорт и импорт. Рост региональной торговли в рамках таких блоков, как ЭКОВАС, создал наибольшие возможности для импортозамещения [7]. Модель импортозамещения, применяемая в Африке, имела некоторые отличия от моделей в Латинской Америке и Восточной Азии. Государственная поддержка предоставлялась не целенаправленно и имела низкую эффективность. Внутренний рынок отличался ограниченным потенциалом, снижая возможности для развития отечественных отраслей промышленности. Самая большая проблема наблюдалась в зависимости колоний от экспорта сырья, ставя их в уязвимое положение, особенно если говорить о вола-тильности мировых цен на товары, имеющие сырьевую направленность. Плавным недостатком маркетинговой деятельности предприятий, осуществляющих свою деятельность на продовольственном рынке региона,
было отсутствие ориентиров на производство товаров с высокой добавленной стоимостью, и торговля носила явную сырьевую направленность.
Страны Северной Америки играли и играют достаточно важную роль в мировой экономике, поэтому импортозамещение не является для них приоритетом. При этом, некоторые страны региона часто вводят ограничения на интеллектуальные права и легальный параллельный импорт. Например, в США, если посмотреть на практику, интересы национального рынка доминируют над правами авторов и правообладателей, поэтому, при необходимости легко могут быть ограничены [8]. США активно развивают такие процессы, переосмыслив глобальные цепочки поставок, как бэкшоринг - возврат в свою юрисдикцию производств и решоринг - возврат производственных мощностей, которые работали в странах с более низкими издержками производства. Особенно власти США сейчас используют решоринг, обещая предприятиям много преимуществ, например, инвестиции и доступ к новым технологиям и инновациям. Такие меры в условиях санкци-онных мер и использования протекционизма, имеют достаточно спорный результат. Перенос предприятий может увеличить затраты на электроэнергию, вложения на модернизацию, рабочую силу, закупку оборудования. Поэтому, при планировании маркетинговой деятельности на продовольственном рынке, предприятиям стоит тщательно взвесить положительные и отрицательные моменты.
Стоит сказать о том, что реализация политики импортозамещения несет в себе немало рисков, ставя под угрозу эффективное функционирования продовольственного рынка. Самые значимые: государственные меры поддержки дают определенную защиту не очень эффективным производствам. Вместе с непродуманной маркетинговой деятельностью, такие предприятия не способствуют росту национальной экономики, а являются балластом. Наряду с этим, могут возникать проблемы роста цен из-за отсутствия конкуренции, возрастает угроза возникновения торговых конфликтов. Например, Аргентина, проводя импортозамещающую политику, хотя и добилась на первом этапе неплохого роста промышленности, не получила прорывного роста экономики, впоследствии решая
проблемы, связанные с уровнем инвестиций и инноваций, низкой конкуренцией и высоких цен на отечественные товары при отсутствии должного качества. Довольно большие проблемы экономического характера возникли у Нигерии и Венесуэлы. Используя стратегию протекционизма, эти страны не учли национальные особенности: отсутствие развитой инфраструктуры, высокая коррупция, достаточно низкий уровень технологий. Конечно, при отсутствии внятной экономической политики государства, предприятиям тяжело реализовывать маркетинговую деятельность даже на национальных продовольственных рынках, не говоря о мировом.
Тем не менее есть и примеры успеха и отличной реализации политики импортозаме-щения. Как было ранее сказано, в Китае государство на протяжении многих лет не просто поддерживало внутреннего производителя, но и активно привлекало инвестиции, создавало научные-исследовательские центры, что вылилось в конкурентоспособность местных производителей на мировом продовольственном рынке [9].
Индия добилась значительных успехов, применяя стратегию импортозамещения в сельскохозяйственной отрасли, снизив зави-
симость от импорта, несмотря на огромную численность населения [11].
Подводя некоторый итог, по мнению авторов, стоит отметить, что при такой огромной степени координации в мировой системе разделения труда, политика протекционизма по защите неконкурентоспособных отраслей и предприятий на продовольственном рынке, становится не драйвером для их развития, а препятствием. Поэтому, целесообразно импортозамещающую политику в отношении некоторых отраслей сочетать с политикой открытого доступа на рынок товаров зарубежных производителей.
Также, рассматривая маркетинговые стратегии предприятий, работающих на продовольственном рынке в условиях импорто-замещения, можно сказать, что они должны учитывать законодательные нормы в стране. Другими словами, основная идея маркетинговой стратегии должна соответствовать законодательству страны. Кроме того, она должна учитывать меры по снижению рисков и оптимизации ресурсов. Это поможет предприятиям в долгосрочной перспективе эффективно преодолевать трудности и получить максимальную прибыль.
Описок источников
1. Готовский А. В. Вклад импортозамещения в экономический рост России // Вопросы экономики. 2021. № 4. С. 58-78.
2. Власов В. А. Продовольственная безопасность как политико-правовой феномен // Аграрное и земельное право. 2012. № 8. С. 120-124.
3. Семенова Н. Н. Обоснование продовольственной безопасности как важнейшего государственного приоритета // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 37. С. 69-75.
4. Караваева И. В., Лев М. Ю. Государственное управления в сфере национальной безопасности: актуальные проблемы экономической безопасности современной России (по итогам проведения международной научно-практической конференции «VI Сенчаговские чтения: Экономическая безопасность России в новой реальности») // Экономическая безопасность. 2022. № 3. С. 1109-1143.
5. Костюнина Г. М. Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция. М. : РОССПЭН, 2002 (ППП Тип. Наука). 206 с.
6. General Background on Regional Trade Agreements in Latin America. ECLAC, 2003.
7. Импортозамещение в промышленном производстве региона: теоретические и прикладные аспекты. 2015. № 3. С. 163-164.
8. Импортозамещение и параллельный импорт в различных регионах мира: экономико-правовой анализ. URL: https://www.zarubejom.ru/articles/importozameshchenie-i-parallelnyy-import/ (дата обращения 14.11.2024).
9. Лев М. Ю. Ценообразование в Китае в период проведения реформ и кризисных ситуациях: нормативно-правовой аспект // Вестник Академии. 2014. № 3. С. 149-155.
10. Лукьянчук Е. В. Импортозамещение: зарубежный опыт. URL: http://www.apteka.ua/ article/79186 (дата обращения 14.11.2024).
11. Фальцман В. К. Критические точки политики импортозамещения // Российское предпринимательство. 2015. № 2(272). С. 241-262.
References
1. Gotovsky A.V. The contribution of import substitution to Russia's economic growth. Economic issues. 2021. No. 4. Pp. 58-78.
2. Vlasov V. A. Food security as a political and legal phenomenon. Agrarian and Land law. 2012. No. 8. Pp. 120-124.
3. Semenova N. N. Substantiation of food security as the most important state priority. National interests: priorities and security. 2011. No. 37. Pp. 69-75.
4. Karavaeva I. V., Lev M. Y. Public administration in the field of national security: actual problems of economic security in modern Russia (based on the results of the international scientific and practical conference "VI Senchag readings: Economic security of Russia in a new reality"). Economic security. 2022. No. 3. Pp. 1109-1143.
5. Kostyunina G. M. Asia-Pacific economic integration. Moscow : ROSSPEN, 2002 (SPP. Tip. Nauka). 206 p.
6. General Background on Regional Trade Agreements in Latin America. ECLAC, 2003.
7. Import substitution in the industrial production of the region: theoretical and applied aspects. 2015. No. 3. Pp. 163-164.
8. Import substitution and parallel imports in various regions of the world: an economic and legal analysis. URL: https://www.zarubejom.ru/articles/importozameshchenie-i-parallelnyy-import / (accessed 11/14/2024).
9. Lev M. Y. Pricing in China during the period of reforms and crisis situations: the regulatory aspect. Bulletin of the Academy. 2014. No. 3. Pp. 149-155.
10. Lukyanchuk E. V. Import substitution: foreign experience. URL: http://www.apteka.ua/ article/79186 (accessed 11/14/2024).
11. Faltsman V. K. Critical points of import substitution policy. Russian entrepreneurship. 2015. No. 2(272). Pp. 241-262.
Сведения об авторе
КИРИЛЛОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА - старший преподаватель кафедры технологии и организации производства продуктов питания имени А. Ф. Коршуновой, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени М. Туган-Барановского («ДОН-НУЭТ»), Донецк, ДН^ Pоссия, [email protected]
Information about the author
KIRILLOVA NATALIA V. - Senior Lecturer at the Korshunova A.F. Department of Technology and Organization of Food Production named after A.F. Korshunova, Mikhail Tugan-Baranovsky Donetsk National University of Economics and Trade (DONNUET), Donetsk, DPR, Russia, [email protected]