Научная статья на тему 'Функционирование лексемы “LOL” в языке современного русскоязычного школьника'

Функционирование лексемы “LOL” в языке современного русскоязычного школьника Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
210
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лексема / «LOL» / «KEK» / русский язык / функционирование. / lexeme / "LOL" / "KEK" / Russian / functioning.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нехвядович М. С.

Цель работы – комплексный анализ функционирования лексемы “LOL” в речи современного русскоязычного школьника. Методы и объекты исследования: для достижения заявленной цели использовался метод изучения словарных дефиниций, контекстуального анализ лексемы, метод опроса респондентов. Результаты: необходимость создания специального языка обусловлена экстралингвистическими факторами. Результаты ассоциативного эксперимента показали, что участники опроса предлагают три варианта реакций на слово-стимул. Анализ анкет позволил разделить контексты, составленные школьниками, на четыре группы. Выводы: результаты проведенного ассоциативного эксперимента, а также опрос респондентов позволяют сделать вывод о том, что в языке современных подростков-школьников активно функционирует слово «LOL», которое употребляется преимущественно в значении «смешной случай. Кроме того, в ходе опроса было выявлено, что наряду с данным словом в словарном запасе подростков-школьников существует и другое заимствованное слово «KEK», которое приближенно по значению к интересующему нас слову, но также имеет и другие коннотации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functioning of the “LOL " lexeme in the language of a modern Russian-speaking schoolchilditle

The purpose of the work is a comprehensive analysis of the functioning of the lexeme ";LOL" in the speech of a modern Russian-speaking schoolchild. Methods and objects of research: to achieve the stated goal, author used the method of studying dictionary definitions, contextual analysis of the lexeme, and the method of interviewing respondents. Results: the need to create a special language is due to extralinguistic factors. The results of the Association experiment showed that the survey participants offer three possible responses to the stimulus word. The analysis of the questionnaires allowed us to divide the contexts compiled by students into four groups. Conclusions: the results of author’s associative experiment, as well as a survey of respondents, allow us to conclude that the word ";LOL" is actively used in the language of modern adolescent schoolchildren, which is used mainly in the meaning of "funny case. In addition, during the survey, author founds that along with this word in the vocabulary of adolescent schoolchildren, there is another borrowed word ";KEK", which is close in meaning to the word we are interested in, but also has other connotations.

Текст научной работы на тему «Функционирование лексемы “LOL” в языке современного русскоязычного школьника»

<МР У M

молодёжной науки ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Функционирование лексемы "LOL" в языке современного русскоязычного школьника

Нехвядович М. С.,

[email protected]

ФГБОУВО «Алтайский государственный университет» (г. Барнаул, Россия)

УДК 8П.161.Г276

Аннотация. Цель работы - комплексный анализ функционирования лексемы "LOL" в речи современного русскоязычного школьника. Методы и объекты исследования: для достижения заявленной цели использовался метод изучения словарных дефиниций, контекстуального анализ лексемы, метод опроса респондентов. Результаты: необходимость создания специального языка обусловлена экстралингвистическими факторами. Результаты ассоциативного эксперимента показали, что участники опроса предлагают три варианта реакций на слово-стимул. Анализ анкет позволил разделить контексты, составленные школьниками, на четыре группы. Выводы: результаты проведенного ассоциативного эксперимента, а также опрос респондентов позволяют сделать вывод о том, что в языке современных подростков-школьников активно функционирует слово «LOL», которое употребляется преимущественно в значении «смешной случай. Кроме того, в ходе опроса было выявлено, что наряду с данным словом в словарном запасе подростков-школьников существует и другое заимствованное слово «КЕК», которое приближенно по значению к интересующему нас слову, но также имеет и другие коннотации.

Ключевые слова: лексема, «LOL», «КЕК», русский язык, функционирование.

Functioning of the "LOL " lexeme in the language of a modern Russian-speaking schoolchilditle

Nekhvyadovich M.S.,

[email protected]

Altai State University, (Barnaul, Russia)

UDC 8П.161.Г276

Annotation. The purpose of the work is a comprehensive analysis of the functioning of the lexeme "LOL" in the speech of a modern Russian-speaking schoolchild. Methods and objects of research: to achieve the stated goal, author used the method of studying dictionary definitions, contextual analysis of the lexeme, and the method of interviewing respondents. Results: the need to create a special language is due to extralinguistic factors. The results of the Association experiment showed that the survey participants offer three possible responses to the stimulus word. The analysis of the questionnaires allowed us to divide the contexts compiled by students into four groups. Conclusions: the results of author's associative experiment, as well as a survey of respondents, allow us to conclude that the word "LOL" is actively used in the language of modern adolescent schoolchildren, which is used mainly in the meaning of

Ф®Р У м

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

"funny case. In addition, during the survey, author founds that along with this word in the vocabulary of adolescent schoolchildren, there is another borrowed word "KEK", which is close in meaning to the word we are interested in, but also has other connotations.

Keywords: lexeme, "LOL", "KEK", Russian, functioning.

Введение

Объектом изучения в рамках школьной программы является современный русский литературный язык. Причем школьники часто заблуждаются, полагая, что «литературный» язык - это язык литературы, тот язык, на котором написаны художественные произведения. На самом деле, литературный язык - форма исторического существования национального языка, принимаемая его носителями за образцовую, исторически сложившаяся система общеупотребительных языковых элементов, речевых средств, прошедших длительную культурную обработку в текстах (письменных и устных) авторитетных мастеров слова, в устном общении образованных носителей национального языка [2, с. 204].

Основными признаками существования литературного языка считаются, во-первых, традиционность и письменная фиксация, во-вторых, гибкая стабильность, в-третьих, разветвленная полифункциональная система стилей, в-четвертых, общеобязательность норм и их кодификация.

Литературный язык используют в повседневной речи русские люди: это язык, на котором мы говорим в школе, в магазине, в общественном транспорте. За пределами литературного языка находятся все диалектные и жаргонные его проявления.

Диалект (от греч dialektos- разговор, говор, наречие) - разновидность языка, являющаяся средством общения коллектива, объединенного территориально и социально, в частности профессионально [2, с. 107]. В отличие от литературного языка, диалект ограничен территориально и функционально, существует только в устной форме.

Жаргон (франц. jargon) - социальная разновидность речи, характеризующаяся, в отличие от общенародного языка, специфической (нередко экспрессивно переосмысленной) лексикой и фразеологией, а также особым использованием словообразовательных средств [2, с. 123].

Жаргон является принадлежностью относительно открытых социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью интересов, привычек, занятий, социального положения. Например, жаргон моряков, летчиков, спортсменов, учащихся, актеров и т.д.

Сленг (англ. slang) - 1. то же, что жаргон. 2. совокупность жаргонизмов, составляющих слой разговорной лексики, отражающей грубовато-фамильярное, иногда юмористическое отношение к предмету речи. Употребляется преимущественно в условиях непринужденного общения. Сленг состоит из слов и фразеологизмов, которые возникли и первоначально употреблялись в отдельных социальных группах, и отражает ценностную ориентацию этих групп. Став общеупотребительными, эти слова часто сохраняют эмоционально-оценочный характер, хотя «знак» оценки может измениться (первоначально среди артистов «халтура» - «приработок»).

Необходимость создания специального языка обусловлена экстралингвистическими факторами. По мнению исследователей, изучающих язык молодежи, подростки занимают особое социальное положение: они уже не хотят быть детьми, но и взрослыми им рано ещё становится. По словам Левикова С.И.: «Отличительной особенностью данной социальной страты является то, что её представители еще свободны от обязанностей взрослых людей и при этом у них много свободного времени (которое, как предполагает общество, они должны тратить на собственное обучение, но не всегда так бывает» [1, с. 169]. Поэтому появляются общности, функционирующие в современной России чаще всего в формате социальных сетей, в которых

Ф®Р У м

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

подростки объединяются по интересам, по возрасту, по социальному положению и т.п. При этом, конечно же, создается и свой языковой код. В качестве причины появления своего языкового кода можно обозначить следующие.

Во-первых, желание ограничить свой круг общения, чтобы в случае необходимости взрослые не смогли понять то, о чем говорят их дети. Во-вторых, быть на пике моды, использование в своей речи новомодных заимствованных словечек является в среде молодежи востребованным. В-третьих, освоить некий языковой код, который станет своеобразным «пропуском» в закрытую группу.

Судьба выражений из молодежного сленга бывает разной. Чаще всего по мере взросления референтной группы слова выходят из активного оборота, попадают в пассивный словарный запас. Но возможны и другие пути развития. Сленговые слова могут существовать в своем «внелитературном» виде в течение многих лет, в течение жизни нескольких поколей. Например, такие слова, как «стебаться», «кайфовать» существуют уже на протяжении многих лет в своей сленговой форме и, скорее всего, останутся в речи русских людей ещё на долгие годы. Отмечаются также случаи, когда сленговые слова попадают в литературный язык и уже не воспринимаются носителями языка как сленговые. Так, к примеру, сленговыми были следующие слова «стушеваться» (в значении «застесняться»), «острить» (в значении «шутить») и другие.

Пути пополнения молодежного сленга разнообразны, одним из популярных на сегодняшний день способов пополнения является использование заимствованной лексики. В конце XX -начале XXI вв. лингвисты отмечали так называемый неологический бум, вызванный прежде всего активизацией заимствований из английского языка. Нельзя утверждать, что такой бум иноязычных заимствований возник только в этот период времени. Русский язык всегда заимствовал слова из других языков. Например, в эпоху царствования Петра Великого активны были заимствования из немецкого и голландского языков, в XIX веке русское дворянство использовало в своей речи французские слова. Привлечение в русскую речь слов из английского языка - закономерный процесс развития языка и общества.

Актуальность темы определяется активным использованием лексемы "LOL" в речи современных русскоязычных школьников. Причем эта речь социальных сетей, смс-общения как основного способа общения молодежи.

Цель работы - комплексный анализ функционирования лексемы "LOL" в языке современной русскоязычной молодежи.

Задачи исследования:

1. определить предполагаемые причины использования лексемы "LOL" в языке современной русскоязычной молодежи;

2. описать этимологию лексемы "LOL" и значение, в котором она используется в языке современной русскоязычной молодежи;

3. проследить контекстуальные реализации данной лексемы;

4. проанализировать результаты опроса учащихся МБОУ «Гимназия №22» на предмет выявления актуального значения.

Методы исследования: для достижения заявленной цели использовались метод изучения словарных дефиниций, контекстуального анализ лексемы, метод опроса респондентов.

Основная часть

В данной статье мы остановимся на анализе лексемы "LOL", которая сейчас активно используется в речи молодых людей в возрасте 12 - 14 лет. Причем эта речь социальных сетей, смс-общения, основного способа общения молодежи.

Закономерно, что в действующих русскоязычных словарях иноязычной лексики данная лексема не отмечается. В случае её перехода в литературный язык она будет отражена в

Ф®Р У м

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

нормативных словарях русского языка, но не исключено, что претерпит определенные изменения.

В 2011 году это выражение было зафиксировано в Оксфордском словаре, LOL lotsofluck / laughingoutloud, т.е. отмечаются два значения «много удачи / смеющийся вслух».

На официальном сайте Кембриджа данное слово LOL трактуется следующим образом «internet abbreviation for laughing out loud: used when you think something is very funny».

Лол - интернет-сокращение от "смеяться вслух": используемый, когда Вы думаете, что что-то очень забавно.

Таким образом, LOL - это аббревиатура-акроним выражения «Laughing Out Loud», которая дословно переводится с английского как «смеяться вслух». По данным свободной энциклопедии, термин используется в сетевом общении для выражения смеха в письменной форме.

Для того, чтобы выявить смысловой объем лексемы, был проведен опрос учащихся МОУ «Гимназия №22» (г. Барнаул, Россия) в возрасте 12 - 14 лет. Для проведения опроса была разработана анкета. Анкета включала следующие вопросы:

1. укажите, пожалуйста, свой пол и возраст;

2. запишите, пожалуйста, первое, что придет Вам в голову после прочтения следующих слов: школа, LOL, занятие;

3. составьте, пожалуйста, предложения со следующими словами: школа, LOL, занятие;

4. используете ли Вы в своей речи слово LOL?

5. в какой речи Вы чаще всего используете слово LOL?

В опросе приняли участие 70 школьников, из них 33 человека мужского пола, 32 человека мужского пола, 5 человек отказали указать пол. Возраст участников опроса следующий: 12 лет (4 человек), 13 лет (53 человека), 14 лет (8 человек), 5 человек отказали указать свой возраст.

Экспериментальные методы широко применяются практически во всех областях науки. Любой эксперимент является созданием условий с целью проверки какой-либо гипотезы. Заслуга обоснования возможностей применения эксперимента в лингвистике принадлежит Л.В. Щербе [4, c. 52-57].

Наиболее разработанным апробированным методом признается ассоциативный эксперимент. Среди основных преимуществ изучения ассоциаций, полученных экспериментальным путем, называются следующие:

1. Они дают результаты не избирательного, а действительно массового эксперимента. Из-за простоты и удобства применения ассоциативный эксперимент может проводиться с большими группами испытуемых одновременно. Очевидно, что ассоциативные поля у каждого человека свои. Актуализация той или иной связи может зависеть от возраста, географических условий, профессии человека, т.д. Но, благодаря массовому охвату, совершенно ясно, что, «каковы бы ни были индивидуальные особенности всех испытуемых, общая тенденция «пробьётся», хотя бы в наиболее частых ответах» [3, c. 57].

2. Легко поддаются статистической обработке.

3. Соотнесены с семантической структурой словарного состава языка (точнее, словарного запаса носителей языка). Таким образом, ассоциативный эксперимент даёт возможность получить информацию относительно «психологических эквивалентов семантических полей и вскрыть объективно существующие в психике носителя языка семантические связи слов» [ 1, с.

13].

Результаты ассоциативного эксперимента показали, что участники опроса предлагают три варианта реакций на слово-стимул.

Первая группа реакций «смех» составляет 58%: «что-то смешное, мем», «смеяться громко», «смешно» (9 раз), «слово, которое употребляют подростки», «смешной смайлик», «ржу не магу» (сохранена авторская орфография), «громкий смех», «смеюсь громко в слух» (сохранена

Ф®Р У м

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

авторская орфография), «смешной человек / смех», «смех» (5 раз), «сарказм», «что-то смешное, необычное, мем», «ха-ха-ха», «если вам написали LOL, значит ваш собеседник смеется», «ржунимагу» (2 раза), «laughing out loud» (3 раза)

Во вторую группу реакций мы включили реакции-синонимы кек, реакции данной группы составляют 27%.

В третьей группе реакции «league of legends» 15%.

Результаты анализа контекстуальных реализаций. Контекстуальные реализации слова помогут понять, в каком значении используют это слово современные молодые люди.

Анализ анкет позволил разделить контексты, составленные школьниками, на четыре группы:

В первую группу (38%) мы отнесли контексты, в которых опрашиваемые пытаются растолковать значение данного слова, акцентируется значение «смешно».

«Это когда вам смешно», «выражение эмоций, обычно смеха, называют словом lol», «LOL обозначает "Ржу не могу"», «смех», «сокращение от слова "laughing out loud"», «слово, которое можно добавить, если произошло что-то смешное / забавное», «американская аббривиатура в переводе означающая громкий смех» (сохранены авторская орфография и пунктуация), «это краткое описание смеха», «Ну ты, лол», «это слово, обозначающее смех», «обозначает, что тебе смешно», «lol, этак смешно», «лол, ты очень клево пошутил», «сегодня Аня рассказала мне смешной анекдот, вот lol».

Вторую группу (26%) составили контексты, в которых опрашиваемые проявляют лингвистическую саморефлексию, в основном оценивают лексему с точки зрения сферы употребления.

«Несмешное слово-паразит, которое некоторые люди используют на автомате»; «самое частое слово которое используют обезьяны» (сохранена авторская пунктуация), «слово, которое каждый человек произносит», «самое важное слово в разговорной речи», «бессмысленное слово, которое обозначает удевление» (сохранена авторская орфография), «очень странное слово», «я не использую это слово», «это слово бесполезно в разговорной речи».

Третью группу (25%) составили контексты, в которых фигурирует синоним интересующей нас лексемы KEK. Кек - это ироничный (зачастую недобрый, злорадный, издевательский) смех. Кеком могут назвать и человека, который попал в смешное (или глупое) положение (опять же с оттенком издевки). По сути КЕК является синонимом слова LOL, но обозначает смех немного позлее и поехиднее. Если LOL - это аналог смеющегося смайлика, то КЕК - это чаще всего насмешка.

«КЕК новый мем, ты КЕК», «это кек», «кек», «лолкеклокелокелокек», «кек».

В четвертую группу (11%) были включены контексты, в которых представлена другая расшифровка аббревиатуры LOL.

«Пошли играть в LOL», «league of legends» (встречается 3 раза), бесплатная онлайн игра, это игра.

Таким образом, представленные контексты подтверждают тот факт, что подростки в возрасте 12 - 13 лет в своей повседневной речи активно используют слово LOL. Причем контекстуальный анализ показал, что в речи опрашиваемых функционирует и другое слово со схожим значением.

Заключение

Описание результатов опроса. Участникам опроса было задано два вопроса. На первый из них «Используете ли Вы в своей речи слово LOL?» были получены следующие ответы.

Да, часто - 2%;

Да, но редко - 59%;

Нет, не знаю такого слова - 5%;

Нет, но знаю такое слово - 34%.

Ф®Р У м

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На второй вопрос «В какой речи Вы чаще всего используете слово LOL?» были получены следующие ответы.

- в устной - 24%;

- в письменной - 16%;

- и в устной, и в письменной - 33%;

- другое - 27%. В последнем случае представлены ответы «я не использую его», «нигде» (3 раза), «никогда», «ни в какой речи не использую», «редко в устной, и никогда в письменной», «в соц. сетях и разговорной с друзьями», «я вообще незнаю что это за слово» (сохранены авторская орфография и пунктуация), «в вк», «не пользуюсь».

Результаты проведенного ассоциативного эксперимента, а также опрос респондентов позволяют сделать вывод о том, что в языке современных подростков-школьников активно функционирует слово «LOL», которое употребляется преимущественно в значении «смешной случай.

Кроме того, в ходе опроса было выявлено, что наряду с данным словом в словарном запасе подростков-школьников существует и другое заимствованное слово «КЕК», которое приближенно по значению к интересующему нас слову, но также имеет и другие коннотации.

Перспективы исследования видятся нам в том, чтобы расширить границы изучения лексем, функционирующих в языке современной молодежи.

Библиографический список

1. Левикова, С. И. Молодежный сленг как своеобразный способ вербализации бытия // Бытие и язык. Новосибирск, 2004. С. 167-173.

2. Леонтьев, А. А. Общие сведения об ассоциациях и ассоциативных нормах // Словарь ассоциативных норм русского языка. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 5-16.

3. Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М.: Большая росс. энциклопедия; Дрофа, 1997. 703 с.

4. Щерба, Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // История советского языкознания: Хрестоматия. М.: Наука, 1988. С. 52-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.