Научная статья на тему 'Функциональный подход к определению структуры национальных инновационных систем'

Функциональный подход к определению структуры национальных инновационных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
372
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ЭФФЕКТИВНОСТЬ НИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смелова Ольга Владимировна

Проанализированы существующие модели структуры национальных инновационных систем. Предложен авторский метод определения границ и структуры национальной инновационной системы на базе применения функционального подхода. Функция по осуществлению инновационной деятельности принята за основную для всех инновационных систем и на этой основе выделены три принципиальных функциональных уровня инновационных систем, критерием отнесения к которым выбрана глубина связи функции с инновационным процессом как таковым. Полученная в результате возможность четкого определения границ инновационных систем и классификации их функций позволяет повысить эффективность диагностирования существующих проблем и улучшить качество и точность инструментов стимулирования национальных инновационных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональный подход к определению структуры национальных инновационных систем»

МШ1ЕСИО

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

УДК 330.34 ББК 65.011

О.В. Смелова

функциональный подход к определению структуры национальных инновационных систем

Проанализированы существующие модели структуры национальных инновационных систем. Предложен авторский метод определения границ и структуры национальной инновационной системы на базе применения функционального подхода. Функция по осуществлению инновационной деятельности принята за основную для всех инновационных систем и на этой основе выделены три принципиальных функциональных уровня инновационных систем, критерием отнесения к которым выбрана глубина связи функции с инновационным процессом как таковым. Полученная в результате возможность четкого определения границ инновационных систем и классификации их функций позволяет повысить эффективность диагностирования существующих проблем и улучшить качество и точность инструментов стимулирования национальных инновационных систем.

Ключевые слова:

инновационное развитие, модернизация, национальная инновационная система, функциональный подход, эффективность НИС.

"ЧТ

о

О

Ключевые положения теории национальных инновационных систем (НИС) были сформулированы около двадцати лет назад [7, с. 12-43; 10, с. 4-25; 12, с. 746-750]. С момента зарождения теория НИС параллельно развивалась и в кругах академической науки и в реальной общественно-политической практике. Благодаря этому в настоящий момент постулатами теории НИС широко оперируют и ученые и политики. При этом теория национальных инновационных систем сохраняет свою изначальную открытость. По многим принципиальным для НИС вопросам среди теоретиков до сих пор не выработано единого мнения. В частности, теория не дает однозначных рекомендаций по определению структуры и границ национальных инновационных систем. Подобная дискус-сионность теории НИС усложняет задачу ее потенциальных «пользователей», так как отсутствие однозначного понимания структуры инновационной системы страны затрудняет оценку ее эффективности, анализ показателей ее деятельности, а также формулировку рекомендаций по ее усовершенствованию. По этой причине авторы, развивающие в своих исследованиях теоретическую и методологическую

сторону теории НИС, предпринимают попытки по устранению данного пробела и формулируют собственные подходы к определению структуры национальных инновационных систем. Из них наибольшего внимания, на наш взгляд, заслуживают подходы, предлагаемые Чарльзом Эдквис-том и Джорджем Ниоси1.

Подход Эдквиста основан на двух принципиальных позициях: во-первых, исследователь выделяет в составе НИС организации и институты2, а также их взаимодействия; во-вторых, особенности НИС как таковой не позволяют однозначно обрисовывать границы системы [2, с. 187].

При определении структуры НИС Ч. Эдквист предлагает характеризовать весь возможный набор социальных, экономических, организационных, институциональных и политических факторов, которые оказывают влияние на возникновение, распространение и использование инноваций в конкретном государстве. При этом ни один из факторов, потенциально имеющий возможность оказывать влияние на инновации, не может быть априори исключен из анализа. Практический вариант реализации данного подхода предполагает осуществление последовательного

анализа НИС по отдельности, выделяя детерминанты конкретных групп инноваций [2; с. 188-189].

Таким образом, по мнению Чарльза Эдквиста, определение структуры конкретной инновационной системы должно происходить методом рассмотрения НИС сквозь призму ее принципиальных функций и детерминант инновационного процесса данной инновационной системы.

В соответствии с видением Джорджа Ниоси, в структуру НИС входят коммерческие фирмы, осуществляющие инновационную деятельность. Они составляют ядро национальной инновационной системы. Помимо инновационных компаний, в состав НИС входят организации, косвенно и напрямую влияющие на инновационную деятельность компаний. Органы государственного управления играют одну из ключевых ролей среди этих организаций, в том числе, обеспечивает институциональную инфраструктуру для инновационной деятельности, осуществляет финансирование исследований. Указанные элементы инновационной системы объединяет набор взаимосвязей, способствующих обеспечению инновационной деятельности в рамках НИС [11, с. 214-215].

Подходы к определению структуры национальной инновационной системы, представленные Эдквистом и Ниоси были сформулированы исследователями в качестве попыток усовершенствования подходов основателей теории, которые казались Эдквисту и Ниоси недостаточно четкими. Далее обратимся к определению структуры НИС Б.-А. Лундвалла, одного из основателей теории, сформулированному на этапе расцвета теории3.

Лундвалл предлагает метод определения структуры НИС посредствам выделения в ней «ядра» и «широких настроек». «Ядро инновационной системы это - фирмы, их взаимодействия с другими фирмами и инфраструктурой знаний» [5; с. 109]. Для того, чтобы объяснить причины различий между НИС отдельных стран, необходимо ввести в анализ и «широкие настройки НИС, включающие национальную систему образования, рынки труда, финансовые рынки, права на интеллектуальную собственность, конкуренцию на продуктовых рынках и режимы благосостояния» [5; с. 109]. Исследователи инновационных систем должны самостоятельно определяться с составом широких настроек, исходя из целей собственных исследований.

Б.-А. Лундвалл предлагает четыре этапа анализа НИС. В начале анализа

инновационной системы страны необходимо рассмотреть фирмы с точки зрения организации их инновационной деятельности, а также способов формирования конкурентных преимуществ. На следующем этапе анализа НИС необходимо рассмотреть взаимодействия, происходящие между фирмами, а также взаимодействие фирм с инфраструктурой знаний. Примерами межфирменного взаимодействия могут быть конкуренция, кооперация, образование сетевых отношений. Третий этап анализа предполагает расширение круга рассматриваемых процессов. На данном этапе анализа НИС исследователь должен обратиться к особенностям деятельности и взаимодействия фирм. Детерминантами данного взаимодействия являются национальная система образования, финансовые рынки, рынки труда, особенности прав интеллектуальной собственности. Различия в результативности деятельности НИС отдельных стран могут также быть объяснены действием приведенных детерминант инновационного развития. И, наконец, на четвертом этапе, рассмотренные ранее особенности организации фирм и межфирменного взаимодействия могут быть использованы для объяснения специализации и особенностей функционирования НИС.

По результатам анализа литературы, посвященной теоретическим аспектам НИС, мы можем утверждать, что указанные модели являются основными для теории. Они предоставляют исследователю определенный логически обоснованный и завершенный метод выделения границ исследуемой инновационной системы. Далее мы представим собственную модель структуры инновационной структуры государства, позволяющую более точно сформулировать в дальнейшем методы диагностики и стимулирования развития НИС.

В качестве основного подхода для формирования модели структуры национальной инновационной системы мы примем функциональный подход. Выбор данного подхода обоснован такими принципиальными свойствами инновационных систем как эволюционность, кумулятивность, зависимость от прошлых состояний. Инновационные системы не являются статичными структурами: все НИС проходят определенные стадии жизненного цикла, такие как рождение, развитие, рост, упадок и перерождение. Состав НИС может варьироваться в зависимости от того, на какой стадии развития находится система. Использование акторного подхода

о

О

для описания структуры системы, обладающей подобными свойствами, может быть недостаточно эффективно, так как необходимо будет рассматривать множество частных случаев институционального строения конкретных экономик. Выделив определенную группу элементов, всегда необходимо будет анализировать, какие изменения с ней происходят в зависимости от динамики жизненного цикла НИС. Использование функционального подхода будет способствовать преодолению приведенных сложностей анализа структуры НИС, обоснованных ее природой.

Основной функцией НИС является осуществление инновационной деятельности. В нашем понимании инновационная деятельность подразумевает не только процесс разработки инновационного продукта или процесса, но и его вывод на потребительский рынок, коммерциализацию.

Какие процессы НИС должна поддерживать для осуществления инновационной деятельности? Для упрощения анализа мы предлагаем разделить функции национальных инновационных систем на три группы. Критерием отнесения к той или иной группе будет являться глубина связи функции с инновационным процессом как таковым. Первую группу функций НИС мы назовем функциональным ядром НИС. Фактически, эти функции мы будем считать системообразующими для инновационной системы страны, они связаны с инновационными процессами на наиболее глубоком уровне. В состав функционального ядра мы включаем следующие функции:

1) внутренняя координация взаимодействия инновационных агентов;

2) способствование синергетическому эффекту от взаимодействия инновационных агентов;

3) обеспечение динамичной смены принципов системной интеграции агентов в диапазоне от осознанного государственного управления до самоорганизации;

4) исследование технологических, продуктовых и процессных потребностей рынка, а также изучение возможности формирования новых рынков;

5) анализ обратной связи инновационной деятельности.

От качества реализации данных процессов напрямую зависит эффективность работы всей национальной инновационной системы страны в целом. Внутренняя координация и взаимодействие между инновационными агентами способствуют снижению рисков инновационной деятель-

ности и создает стимулы для компаний к осуществлению крупных инновационных проектов. Положительный эффект от внедрения инновационного продукта или процесса затрагивает в таком случае не только непосредственного инноватора, но и его партнеров. Процесс инновации также будет происходить быстрее в случае наличия устойчивой координации действий компаний. При этом также происходит и процесс технологического развития государства.

Эволюционная смена принципов осознанной организации деятельности НИС принципами самоорганизации и наоборот, является принципиальным условием успешного функционирования инновационной системы любого государства. Подобная динамичность - это отражение внутренней способности инновационной системы реагировать как на динамику внутренних стратегических задач страны, так и на изменения во внешней мировой конъюнктуре.

Процесс коммерциализации результатов инновационной деятельности является частью инновационного процесса. Возможность получения прибыли от реализации продукта инновационной деятельности присутствует только в случае наличия спроса на данный продукт. Поэтому инновационные организации должны обладать пониманием и видением окружающего их мира, в особенности потребностей, предъявляемых другими организациями. При этом инноваторы не должны ограничиваться анализом лишь уже существующих потребностей и возможностей расширения уже функционирующих рынков. Следование научным трендам, а также анализ возможностей формирования новых отраслевых рынков или значительного преобразования существующих, должны являться неотъемлемыми свойствами инновационных организаций. Анализ обратной связи инновационной деятельности, в свою очередь, - еще одна неотъемлемая действий, которые должны осуществляться эффективными инновационными организациями. Инновационная деятельность является нелинейным процессом, предполагающим неоднократное взаимодействие между участвующими в ней субъектами. Успех коммерциализации и продвижения продукта инновационных разработок зависит от того, насколько успешно и эффективно инноватор будет воспринимать сигналы, поступающие от рынка.

второй уровень функций национальной инновационной системы призван обес-

печивать успешный ход инновационной деятельности, формируя материальные и нематериальные ресурсы и инфраструктуру для ее осуществления. В состав данной группы входят следующие функции НИС:

1) обеспечение доступа инновационных агентов к финансовым ресурсам;

2) обеспечение инновационных агентов компетенциями, необходимыми для осуществления инновационной деятельности (например, квалифицированные специалисты, доступ к базам знаний и возможность их использования);

3) создание специальной инфраструктуры для инновационных организаций (например, технопарки, бизнес-инкубаторы);

4) создание необходимой правовой инфраструктуры для защиты результатов инновационной деятельности.

Функции второго уровня также как и функциональное ядро НИС оказывают непосредственное влияние на способность инновационной системы к осуществлению инновационной деятельности. Однако глубина влияния большинства функций второго уровня на инновационный процесс меньше, чем у функционального ядра. Указанные функции экзогенны по отношению к инновационному процессу. В случае ограниченности финансовых ресурсов, недостатка кадрового потенциала, отсутствия благоприятных материальных и физических условий для инноваций, осуществление инновационной деятельности может быть затруднено. Однако это не будет являться настолько критическими для работы инновационной системы, как, например, отсутствие координации инноваторов.

Основная задача третьего уровня функций НИС - формирование общего направления развития инновационной системы и создание общих благоприятных условий для инноваций. В состав третьего уровня функций НИС мы можем включить:

1) определение приоритетных направлений развития промышленной политики, а также стратегических задач академических исследований;

2) создание положительной среды в обществе, способствующей осуществлению инновационной деятельности;

3) популяризация идеи о значении инновационной деятельности для экономического развития страны.

Третий уровень функций национальной инновационной системы связан с самой инновационной деятельностью на наименее глубоком уровне (по сравнении с предыдущими функциями), однако для

работы инновационной системы страны данные функции имеют принципиальное значение. Задача НИС любого государства - организация и осуществление инновационной деятельности. Однако инновации не должны рассматриваться в качестве самоцели. Инновационная деятельность должна способствовать экономическому и технологическому развитию страны, повышению благосостояния общества. Четко сформулированные приоритеты и задачи инновационного развития важны для повышения эффективности данного процесса. Положительная среда для инноваций, а также популяризация идеи о значении инноваций для общества также имеют высокое значение для эффективности работы инновационной системы. В состав инновационной среды входят неформализованные правила поведения и взаимодействия участников инновационного процесса, а также их отношение к инновационной деятельности, основанные на исторически сложившихся устоях предпринимательской деятельности данного региона. Среда включает также и потребителей инновационной продукции. Потребители предъявляют спрос на существующие продукты, предоставляют свои неудовлетворенные потребности инновационным компаниям в качестве «возможного полигона» для их деятельности. Учитывая, что все указанные элементы среды непосредственно участвуют в инновационном процессе, деятельность по стимулированию их инновационной активности будет иметь непосредственное влияние на работу инновационной системы в целом.

Таким образом, представленная функциональная модель структуры НИС может быть использована при осуществлении анализа и диагностики работы инновационной системы страны, а также в формулировке возможных подходов к повышению качества и результативности ее работы. Модель с достаточной четкостью определяет круг принципиальных функций, которые должны осуществлять организации и институты в составе НИС. Модель содержит в себе классификацию функций НИС, в зависимости от глубины связи данных функций с инновационным процессом как таковым. Использование данного классификационного принципа позволяет исследователю оценить значение той или иной функции и агентов, ответственных за ее реализацию. Для определения структуры инновационной системы анализируемой страны исследователю необходимо будет

о

О

дать ответ, какие организации и институ- ми, а функции третьего уровня призваны

ты ответственны за реализацию указан- способствовать реализации функций двух

ных функций НИС на момент анализа. предыдущих уровней, формирующих со-

Благодаря использованию функцио- ответствующие условия для наиболее эф-

нального подхода, представленная модель фективной инновационной деятельнос-

структуры НИС отличается от ранее опи- ти. Используя данную модель структуры

санных моделей Лундвалла и Ниоси, и не- НИС, исследователь будет иметь возмож-

сколько схожа с моделью Эдквиста. Объ- ность вначале четко определить, неэф-

единяющей чертой всех моделей является фективность реализации функций какого

их открытость, возможность гибкого опе- уровня снижает качество работы НИС. За-

рирования и включения в исследование тем, в зависимости от полученного резуль-

элементов, необходимых в которых опре- тата, он сможет разработать возможные

деляется поставленными целями анализа. способы разрешения исследуемой пробле-

Предложенная нами модель имеет четкую мы. При этом в анализе будут учтены при-

организацию, что выгодно отличает ее от нципиальные особенности исследуемой

прочих моделей. функции, а также особенности организа-

Функции первого уровня, функцио- ций и институтов, реализующих данную

нальное ядро НИС, наиболее принципи- функцию в рамках исследуемой иннова-

альны для успешности функционирования ционной системы. Подобная возможность

инновационной системы страны, так как четкой классификации функций НИС

непосредственно связаны с возможностью позволяет повысить эффективность диа-

ведения инновационной деятельности. гностирования существующих проблем

Функции второго уровня призваны обес- в работе инновационных систем, и, соот-

печить инноваторов необходимыми мате- ветственно, улучшить качество и точность

риальными и нематериальными ресурса- инструментов стимулирования НИС.

Список литературы:

[1] Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия.- М.: Экс-мо, 2008. - 864 с.

[2] Edquist С. Systems of Innovation: Perspectives and Challenges // The Oxford Handbook Of Innovation -New York, 2005. - P. 181-208.

[3] Edquist С. Systems of Innovation: Technologies, Institutions and Ogranizations. - London: PINTER, 1997. - 432 p.

[4] Johnson A. Functions in Innovation System Approaches // Danish Research Unit for Industrial Dynamics. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.druid.dk/conferences/nw/paper1/a_johnson.pdf (20.12.2013)

[5] Lundvall B.-Е. National Innovation Systems - Analytical Concept and Development Tool // Industry and Innovation. - 2007, № 14:1. - P. 95-119.

[6] Lundvall, B.-Е. National Innovation System: Analytical Focusing Device and Policy Learning Tool // ITPS, Swedish Institute for Growth Policy Studies. - 2007. - Working paper R2007:004. 59 p.

[7] Lundvall B.-Е. National Systems of Innovation. Towards a Theory of Innovation an Interactive Learning.-London: Anthem Press, 2010. - 404 p.

[8] Lundvall B.-Е., Johnson B., Andersen E.S., Dalum B. National Systems of Production, Innovation and Competence Building // Research Policy. - 2002, № 31. - P. 213-231.

[9] Lundvall B.-Е., Joseph K.J., Chaminade C., Vang J. Handbook of Innovation Systems and Developing Countries. Building Domestic Capabilities in a Global Setting. - Cheltenham: Edvard Elgar, 2009. - 395 р.

[10] Nelson R. National Innovation Systems: A Comparative Analysis. - New York: Oxford University Press, 1993. - 560 p.

[11] Niosi J., Saviotti P., Bellon B., Crow M. National Systems of Innovation: In Search of a Workable Concept // Technology in Society. - 1993, № 15. - P. 207-227.

[12] Sharif N. Emergence and development of the National Innovation Systems concept // Research Policy. - 2006, № 35. - P. 745-766.

1 Оба указанных исследователя занимаются развитием теории НИС с момента начала ее распространения в рядах академической науки. Оба исследователя имеют совместные публикации с основателями теории НИС, фиксирующие результаты их совместной работы в рамках международных исследовательских групп.

2 Институты, в работе Эдквиста, - это правила игры между организациями в классическом понимании данного термина, предложенном Дугласом Нортом.

3 Причиной того, что мы рассматриваем только подход Лундвалла, является то, что Фримен и Нельсон не осуществляли столь подробный теоретический анализ структуры НИС, как Лундвалл. Работы Нельсона и Фримена начала 90-х годов ХХ века, являются, скорее, примерами практического исследования с помощью теории НИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.