Научная статья на тему 'Функциональный критерий оценки технического уровня карьерных автосамосвалов'

Функциональный критерий оценки технического уровня карьерных автосамосвалов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
341
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Воронов Юрий Евгеньевич, Буянкин Алексей Владимирович

Разработан функциональный критерий для безэкспертной оценки технического уровня карьерных автосамосвалов, позволяющий количественно оценивать их техническое совершенство, сравнивать их между собой, выявлять основные направления повышения технического уровня проектируемых машин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Воронов Юрий Евгеньевич, Буянкин Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональный критерий оценки технического уровня карьерных автосамосвалов»

ГОРНЫЕ МАШИНЫ И КОМПЛЕКСЫ

УДК 622.23.055.52 Ю.Е. Воронов, А.В. Буянкин ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ КАРЬЕРНЫХ АВТОСАМОСВАЛОВ

В настоящее время для оценки и сравнения горных машин различного назначения широкое применение получила методика безэкспертной оценки качества [1]. Методика, основываясь на фундаментальных принципах квалиметрии, позволяет количественно оценивать технический уровень и качество функционально однородных машин разных типов, типоразмеров и конструктивных исполнений на основе функционального критерия, определяющего ее основное назначение. Такие функциональные критерии уже разработаны для экскаваторов, механизированных крепей, добычных комбайнов, бурового оборудования для подземных и открытых горных работ. Для карьерных автосамосвалов таких разработок нет.

Поскольку качество автосамосвала может проявиться только в процессе выполнения им своей функции в соответствии с назначением - при транспортировании горной массы (вскрышных пород или полезного ископаемого), имеющей определенные физико-

механические свойства, - автосамосвал нельзя рассматривать в отрыве от перевозимой им горной массы. При этом необходимо учитывать и особенности автосамосвала как транспортирующей машины.

Особенностью транспортирующих машин является то, что они непосредственно не воздействуют на перевозимый груз (с точки зрения перевода его в другое состояние, что характерно, например, для породораз-

рушающих и выемочных машин

- угольных комбайнов, экскаваторов, буровых станков), выполняя только функцию перемещения груза в пространстве, но взаимодействуют дополнительно с опорной поверхностью (дорогой).

Основной целью оценки качества взаимодействия автосамосвалов с транспортируемой горной массой и дорогой, как элементов общей системы транспортирования, является

установление того, насколько эффективно каждый из них выполняет свою функцию в конкретных условиях. Для такой оценки необходимо иметь функциональный критерий взаимодействия элементов системы «автосамосвал - горная масса - дорога» с учетом ограничений, накладываемых окружающей средой.

С точки зрения взаимодействия основным назначением автосамосвала является обеспечение высокой производительности перевозок, основным свойством горной массы и дороги - способность сопротивляться перемещению автомобиля. Окружающая среда при этом ограничивает максимально эффективное использование автосамосвала. Параметром автосамосвала, в наибольшей степени определяющим эффективность транспортирования горной массы, является его производительность; в качестве главного параметра горной массы и дороги, в наибольшей степени характеризующего их способность сопротивляться транспортированию, может быть названа

удельная энергия транспортирования.

Произведение указанных главных параметров для автосамосвала, горной массы и дороги и составит функциональный критерий оценки качества карьерных автосамосвалов:

X = Ж П, (1)

где П - производительность автосамосвала; Ж - удельная энергия транспортирования горной массы.

Удельная энергия транспортирования представляет собой минимально необходимые затраты энергии на перемещение 1 т горной массы по дороге данного профиля протяженностью 1 км, должна полностью определяться физико-

механическими свойствами транспортируемой горной массы, характеристиками опорной поверхности (дороги) и ее реакцией на воздействие автосамосвала и не зависеть от его типа, модели и конструктивного исполнения. Поэтому при сравнении между собой автосамосвалов с различной областью применения (рудовозы, углевозы), удельная энергия транспортирования будет играть роль масштабного фактора, который ставит в один ряд все автосамосвалы, позволяя сравнивать их технический уровень и качество.

Удельную энергию транспортирования горной массы можно определить из следующих соображений. В общем случае работа, необходимая для перемещения горной массы определенного веса и объема по дороге данного профиля и со-

стояния на определенное расстояние, будет равна разности работ, затрачиваемых автосамосвалом на движение с грузом и на движение порожнего автомобиля. Эта работа совершается за счет силы тяги автосамосвала и направлена на преодоление сил сопротивления движению. Сила тяги, которую может реализовать автомобиль, определяется характеристиками его двигателя и трансмиссии и не зависит от наличия или отсутствия в кузове груза. Сила сопротивления движению автосамосвала прямо зависит от его загрузки. Поэтому имеем:

А = (¥сгр - ¥с°р) Ь, (2)

где А - работа транспортирования горной массы, т . км; ¥сгр, ¥сп°р - сила общего дорожного сопротивления движению груженого и порожнего автосамосвала соответственно, т; Ь - расстояние перевозки, км.

Силы общего дорожного сопротивления движению груженого и порожнего автосамосвала можно определить по формулам:

РСР = Щгр (Оа + Огр); (3)

^ = Щп°р Оа, (4)

где Щгр, Щп°р - коэффициент общего дорожного сопротивления движению автосамосвала с грузом и без груза соответственно; Оа - собственный вес

автосамосвала, т; Огр - вес горной массы в кузове, т.

Вес горной массы в кузове зависит от его вместимости, плотности горной массы, степени ее разрыхления и по величине может быть меньше, нежели номинальная грузоподъемность автосамосвала. Однако при

оценке технического уровня, характеризующего техническое совершенство автосамосвала, а не качество его эксплуатации, в расчетах в качестве Огр следует принимать номинальную грузоподъемность автосамосвала, записанную в его технической характеристике.

Коэффициент общего дорожного сопротивления в об-

щем случае может быть определен по формуле:

/ = fc Cos а ± Sin а, (5) где fc - коэффициент сопротивления качению автомобиля по дороге; а - угол подъема (спуска) трассы.

Если угол подъема (спуска) трассы выразить через уклон i, получим:

/ = fc ±i . (6) 4l + i2

В выражениях (5) и (6) знак «+» свидетельствует о движении на подъем, знак «-» - на спуск. Для большинства карьеров движение на подъем характерно для груженого автосамосвала, под уклон - для порожнего. Обратная ситуация имеет место лишь для нагорных карьеров.

Подставляя выражение (6) в зависимость (2) с учетом (3) и (4), после преобразований получим:

А = -GrpL= [fc + i(2km +1)],

Jl+i2

(7)

где km = Ga / Огр - коэффициент тары автосамосвала, характеризующий соотношение собственного веса автосамосвала и его грузоподъемности.

Для того, чтобы определить удельную энергию перемещения груза, полученное выражение необходимо отнести к величине ОгрЬ, характеризующей транспортную работу автосамосвала без учета влияния на него окружающей среды (дорожных условий, профиля трассы).

W = fc +i( 2km +1) (8) ' .

Из формулы (8) видно, что удельная энергия транспортирования зависит только от вида, профиля и состояния дороги (fc, i) и соотношения собственного веса автосамосвала Ga и его грузоподъемности Огр, характеризующих реакцию дороги на воздействие автосамосвала.

В случае, когда уклон трассы отсутствует (i = 0), удельная

энергия транспортирования становится численно равной коэффициенту сопротивления качению автосамосвала, то есть

Ж = /с. (9)

В зависимости от того, какая производительность будет использована в формуле (1), полученный функциональный критерий может быть использован для оценки технического уровня автосамосвалов или уровня качества их эксплуатации.

Для сравнения существующих автосамосвалов между собой и при проектировании новой техники при расчете функционального критерия (1) следует использовать формулу для определения расчетно-

теоретической производительности.

Производительность автосамосвала можно определить по формуле:

Пт Огр Уср.т-, (10)

где Усрт - среднетехническая скорость движения автосамосвала по маршруту, км/ч.

Скорость движения автосамосвала является основным регулируемым параметром его работы, определяющим производительность, топливную экономичность, долговечность (износ шин, узлов, агрегатов). Рациональная скорость движения - это такая скорость, при которой обеспечивается максимально возможная в данных условиях производительность. А это осуществимо лишь при наибольшей скорости автосамосвала при условии соблюдения правил безопасности [2].

Маршрут движения автосамосвала можно укрупненно разбить на четыре участка:

- движение груженого автомобиля из карьера глубиной Н вверх по уклону Г;

- движение груженого автосамосвала по горизонтальному участку (от карьера до отвала или склада) протяженностью Ьг;

- движение порожнего автосамосвала по горизонтальному участку от отвала (склада) до

карьера (расстояние Ьг);

- движение порожнего автосамосвала в карьер вниз по уклону Г на глубину Н.

Естественно, скорости движения на всех участках маршрута будут различными. Поскольку нас интересуют максимально возможные скорости движения автосамосвала на каждом из участков маршрута, то их мы и будем определять, имея в виду, что рассчитанные таким образом скорости не могут быть выше максимальной скорости автосамосвала, заложенной при его проектировании и записанной в его технической характеристике, то есть

— Утах. (11)

Тогда среднетехническая скорость автосамосвала согласно [2] может быть определена как:

2(Ьг + НлЦ+Т2)

уср.т

[Ьг (Угр-г+Уп°р.г)+

Угр.гУп°р.г

н4 1 + Г-2 (^рн

п°р.н

-)],

Угр.нУп°р.н

(12)

где Угр.н , Угр.г - максимальные скорости движения груженого автосамосвала на наклонном и горизонтальном участках маршрута соответственно, км/ч;

- то же, для по-

п°р.н >

п°р. г

рожнего автосамосвала, км/ч.

Скорости движения будем определять из уравнения тягового баланса:

¥т >¥с, (13)

где ¥т - тяговое усилие, реализуемое в месте контакта ведущих колес с дорогой, т; ¥с -сила сопротивления движению, т.

При этом считаем, что сила сцепления колес с дорогой достаточна для того, чтобы данное тяговое усилие было реализовано.

Тяговое усилие ¥т при полном использовании мощности двигателя автомобиля определится по известной формуле

[3]:

¥т = 0,028^, (14)

где Ыдв - мощность двигателя автосамосвала, кВт; V - скорость движения, км/ч.

Сила сопротивления движению груженого автосамосвала на наклонном участке (из карьера вверх по уклону) в соответствии с (3) и (6) составляет:

0,056Ыдв

Ргрм =

.н = /с +Г

л/1+Г2

(Оа + Огр ),

(15)

а порожнего (в карьер вниз по уклону) -

¥п°р н = {с -1 Оа. (16) л/1 + Г2

Соответственно, силы сопротивления движению на горизонтальном участке:

- для груженого автосамосвала:

¥сгрг = Л(Оа + Огр); (17)

- для порожнего автосамосвала:

¥сп°рг = /с Оа. (18)

Подставляя выражения (1518) и (14) в (13) и решая их относительно скоростей, получим следующие зависимости.

Для движения груженого автосамосвала:

- на горизонтальном участке:

г — 0’028Ндв—, (19)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ггр.г

- на наклонном участке:

0,028 ^л/1 + Г2 (20)

Угр ——----------^---------.(20)

грн (/с + Г)(Оа + Огр )

Для порожнего автомобиля:

- на горизонтальном участ-

ке:

Уп°р .г —

0,028 Nдв . (21)

/сОа ’

- на наклонном участке:

у — 0,02^дв^1 + г2 (22) п°рН — (/с - Г)Оа .

Если ограничения (11) отсутствуют, то подстановка (1922) в (12) даст следующее выражение для среднетехнической скорости автосамосвала на маршруте:

уср.т

О

гр

(Ьг + Н^1 + Г2 )

/с(2к т +1)( Н + ГЬг ) + ГН’

(23)

и для производительности автосамосвала:

Пт =

0,056Nдв (I

(Ьг + Нл11 + Г2 )

ГН + /с(2кт + 1)(ГЬг + Н)

(24)

Так как сравнение технического уровня автосамосвалов должно осуществляться при одинаковых условиях (Ьг, Н, Г, /с) [1], то, принимая для простоты Ьг = 0, получим:

п = 0,056Nдв^11 +(25)

т Г + /с(2кт +1).

Подставив это выражение и выражение для удельной энергии транспортирования (8) в формулу (1), получим зависимость для определения функционального критерия оценки технического уровня карьерных автосамосвалов (кВт):

х=005™дв /жМ.

(26)

Как видно из выражения (26), значение функционального критерия для карьерных автосамосвалов при прочих равных условиях (/ , Г) полностью определяется мощностью первичного двигателя автосамосвала Nдв и соотношением собственного веса автомобиля и его грузоподъемности (кт = Оа / Огр).

Обозначив в (26) соотношение /с / Г как коэффициент весомости элементов дорожного сопротивления кс , получим

выражение:

кс + (2кт + 1)

в 1 + кс(2кт + 1)

(27)

которое свидетельствует о том, что функциональный критерий X зависит не от коэффициентов сопротивления качению автосамосвала /с и уклона Г в от-

X = 0,056Nдt

х

дельности, а от их соотношения

/с / Г (Г //с).

Из выражения (26) следует также, что при нулевом уклоне (Г = 0) функциональный критерий становится равным

X = 0,0561^дв , (28)

2кт +1 и, следовательно, зависит только от мощности двигателя ав-

томобиля ^в и коэффициента тары кт и не зависит от дорожных условий /с.

Функциональный критерий в виде (26) или (27) позволяет количественно оценить выполнение автосамосвалом своей функции и может быть использован при комплексной оценке технического уровня карьерных

автосамосвалов. Функциональный критерий в виде (28), поскольку он не учитывает уклонов трассы, характерных для работы карьерного автотранспорта, может быть использован для оценки технического уровня грузового автотранспорта общего пользования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. С°л°дГ.И. О квалиметрии. - М.: МГИ, 1991. - 94 с.

2. Казарез А.Н., Кулеш°в А.А. Эксплуатация карьерных автосамосвалов с электромеханической трансмиссией. - М.: Недра, 1988. - 264 с.

3. Литвин°в А.С., Фар°бин Н.Е. Автомобиль: Теория эксплуатационных свойств. - М.: Машиностроение, 1989. - 240 с.

УДК 622.23.055.52

Ю.Е. Воронов, А.В. Буянкин ОБОСНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЭКСПЛУАТАЦИИ КАРЬЕРНЫХ АВТОСАМОСВАЛОВ

В последние годы для оценки качества горных машин широкое распространение получила методика безэкспертной оценки на основе функционального критерия [1]. Эта методика использована для оценки качества экскаваторов, шахтных транспортных и выемочных машин, гидравлических крепей, бурового оборудования для подземных и открытых работ. Интерпретации методики на карьерные автосамосвалы до настоящего времени не произведено.

Одним из важнейших этапов методики является обоснование необходимой и достаточной номенклатуры показателей качества. Именно в этом вопросе наблюдается наибольший разнобой в подходах, эмпиризм, что приводит, в конечном счете, к искаженным оценкам.

Номенклатура показателей, характеризующих качество эксплуатации карьерных автосамосвалов, должна устанавливаться, прежде всего, в зависимости от выбранного критерия.

Функциональный критерий,

в соответствии с [1], характеризует эффективность выполнения автосамосвалами своих функций в конкретных условиях эксплуатации. Система техникоэксплуатационных показателей, рекомендуемая для оценки уровня использования автосамосвалов и результатов их работы, а также для целей планирования, включает количественные (интенсивного использования) и качественные (экстенсивного использования) показатели [2].

К показателям интенсивного использования, характеризующими транспортную работу по перемещению горной массы, относят следующие.

1. Инвентарное (среднесписочное) число автомобилей Асп. Среднесписочное число автомобилей составляют технически исправные автомобили, готовые к эксплуатации, автомобили, находящиеся в техническом обслуживании и ремонте, и автомобили, предназначенные к списанию.

Среднесписочное количество автомобилей в конкретном

автохозяйстве определяется за определенный период (месяц, год) с учетом поступления в течение этого периода новых автомобилей и исключения из списочного парка автомобилей по разным причинам.

2. Количество автомобиле-дней пребывания в автохозяйстве АДк за определенный период определяется среднесписочным числом автомобилей (показатель 1) и продолжительностью рассматриваемого периода.

3. Количество автомобиле-дней пребывания в работе АДэ представляяет собой количество автомобиле-дней пребывания а автохозяйстве (показатель 2) за вычетом автомобиле-дней простоя (выходные и праздничные дня, периоды бездорожья во время снежных заносов и осенне-весенней распутицы и др.).

4. Количество автомобиле-

тонно-дней пребывания в автохозяйстве АТДк зависит от

количества автомобиле-дней

пребывания в автохозяйстве (показатель 2) и средней грузоподъемности среднесписочного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.