Научная статья на тему 'Функциональные роли отдельных производителей в металлургии и результаты их производственно-экономической деятельности'

Функциональные роли отдельных производителей в металлургии и результаты их производственно-экономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буданов Игорь Анатольевич

Попытки объяснить существующие диспропорции в развитии металлургического комплекса с помощью традиционных методов экономического анализа, как правило, завершаются только констатацией наличия противоречий. Для выработки способов разрешения противоречий необходим специальный инструментарий исследования межотраслевых взаимосвязей. Предложенный в работе подход основан на исследовании системы взаимосвязей, направленных на удовлетворение конечного спроса, экономических потребностей общества. Центральное место в анализе занимает процесс формирования и распределения доходов между основными участниками, обеспечивающими удовлетворение потребности экономики в стальных трубах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional Roles of Separate Manufacturers in Metallurgy and Results of Their Productive and Economic Activity

Attempts to explain existing disproportions in development of metallurgical complex by means of traditional methods of economic analysis, as a rule, come to the end only with ascertaining of presence of contradictions. Special toolkit of interindustry research interrelations is necessary for ways of conflicts resolution development. Approach offered in article is based on research of interrelations system directed on satisfaction of a final demand, economic needs of a society. Central place in the analysis borrows the process of formation and distribution of incomes between the basic participants providing satisfaction of need of economy in steel pipes.

Текст научной работы на тему «Функциональные роли отдельных производителей в металлургии и результаты их производственно-экономической деятельности»

ОТРАСЛЕВЫЕ РЫНКИ

иЪуданов

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РОЛИ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В МЕТАЛЛУРГИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При позитивных обобщающих показателях экономической динамики металлургического комплекса в период 1998-2004 гг. ситуация в его подотраслях достаточно противоречива. К числу основных противоречий относятся:

• высокий уровень и продолжающийся рост экспорта продукции внутриотраслевого назначения при наличии в стране резервов мощностей по выпуску конечных видов металлопродукции;

• отсутствие увеличения спроса на металл внутри страны и изменений в структуре распределения металлопродукции по отдельным подотраслям;

• несоответствие в динамики производственных и финансовых показателей предприятий. Рост выпуска товарной продукции в 2003-2004 гг. более чем на 90% обусловлен ростом цен и только на 5-6% связан с увеличением производства продукции в натуральном выражении.

Объяснения данных противоречий, как правило, сводятся к факторам, не являющимися предметом специального экономического анализа. В качестве причин негативных явлений указываются: конфликт корпоративных интересов, проблемы формирования экономической среды в России, недостатки действующего законодательства и государственного регулирования и т.д. [1]. Данные объяснения, основанные не на анализе факторов, реально влияющих на процессы, а на гипотезах о возможности изменения ситуации при помощи новых инструментов, мало конструктивны в процессе принятия управленческих решений.

Для оценки существующей в металлургическом комплексе ситуации необходимы новые подходы (методический инструментарий), адекватные комплексному, межотраслевому характеру проблем. В качестве объекта исследования должен рассматриваться весь процесс производ-

ства и реализации металлопродукции. Предметом анализа является уровень формирования и распределения добавленной стоимости среди основных участников данного процесса как важнейший фактор, определяющий ситуацию в рыночных условиях.

Методология исследования в рамках данного подхода подробно изложена в специальной литературе [2, 3]. В ее основе - представление о процессе удовлетворения общественных потребностей в рамках взаимосвязанной последовательности действий, устойчивость которых сохраняется на протяжении длительного периода времени. При этом состав участников, формирующих цепочку накопления стоимости товара (ЦНС), и принципы получения и распределения дохода заложены в самой системе и носят объективный характер.

Общая схема исследования представлена на рис. 1. Алгоритм исследования ЦНС включает выделение основной цепочки, проведение расчетов накопленной стоимости (НС), выявление ключевых факторов успеха (КФУ), анализ рентных отношений и барьеров входа в ЦНС, оценку распределения добавленной стоимости (ДС), выявление резервов повышения эффективности ЦНС, оценки специфики управления, роли государства в управлении и другие этапы, определенные задачами исследования.

Рис. 1. Логическая схема исследования

Более подробно содержание отдельных блоков на рис. 1 может быть охарактеризовано следующим образом.

1. Характеристика бизнеса: общее положение и специфика связей; основные цепочки НС; распределение стоимости в рамках входа-выхода (таблица).

2. Характеристика рынка: сегменты и динамика рынка; ключевые характеристики (качество, сортамент, стандарт).

3. Характеристика производителей, обеспечивающих доступ на рынок: конкурентоспособность; условия выхода на рынок (интегрированные структуры, оптовое звено и т.п.); требования потребителей, рента и барьеры входа в цепочку.

4. Анализ эффективности отдельных звеньев цепочки: сравнительный анализ между звеньями разных цепочек и стадий внутри цепочки; динамика изменения эффективности; предпосылки и ограничения на изменения уровня ДС основных участников ЦНС.

5. Анализ действующей системы управления в ЦНС: специфические факторы; корпоративная организация; фактор государственного регулирования; перспективы развития и модернизации.

Металлургическое производство достаточно удобный объект для исследования процессов накопления стоимости металлопродукции по следующим причинам:

• имеет место достаточно жесткая технологическая последовательность переработки металла [4];

• каждый этап переработки металла обеспечивается деятельностью ограниченного количества ведущих производителей;

• основные звенья и этапы производства и реализации металлопродукции контролируются крупными интегрированными компаниями.

Специализация металлургического производства позволяет отслеживать связь конкретной цепочки с соответствующим сегментом рынка металлопродукции.

Наличие четко определенной системы связей, структуры производителей и ярко выраженных производственно-технологических взаимосвязей значительно облегчает процесс проведения анализа формирования и распределения ДС. В число основных задач анализа входит:

• определение возможности и условий вхождения в цепочку производственных отношений и выхода на рынок продукции;

• оценка влияния барьеров входа в единый процесс накопления стоимости на экономические характеристики производителей;

• сравнительный анализ отдельных стадий переработки металлопродукции по мере продвижения к конечному потребителю.

В экономике России за период 1990-2004 гг. произошло значительное перераспределение ДС между отраслями и отдельными производителями. Об этом свидетельствуют динамика цен по отраслям и изменение соотношения цен на металлопродукцию по отдельным ее видам (табл. 1).

Процессы перераспределения ДС в России, как правило, объясняются приведением внутренних цен в соответствие с мировым уровнем или результатом взаимодействия спроса и предложения на рынке [1]. Данные об уровне и динамике цен показывают, что в настоящее время ценовые пропорции в России значительно отличаются от мировых соотношений. В рамках сопряженных технологических процессов рента-

бельность предприятий значительно варьируется. Участниками единой цепочки могут быть как сверхдоходные, так и убыточные предприятия.

Таблица 1

Изменение соотношения цен на металлопродукцию в 1991-2003 гг.

№ Звено цепочки накопления стоимости 1991 г., руб./т 2003 г., руб./т Рост цен за период, раз Соотношение цен к уровню проката, %

1991 г. 2003 г.

1 Руда железная (товарная) 26,91 269 10,00 5 3

2 Окатыши железорудные 45,38 726 16,00 9 8

3 Чугун 245,65 4805 19,56 50 51

4 Прокат готовый 491,52 9385 19,09 100 100

5 Заготовка трубная 424,4 6709 15,81 86 71

6 Прокат листовой 490,3 9863 20,12 100 105

7 Штрипсы листовые 340,46 8730 25,64 69 93

8 Сталь листовая оцинкованная 801,31 15918 19,86 163 170

9 Профили гнутые 509,07 11063 21,73 104 118

10 Трубы стальные 658,51 14600 22,17 134 156

Оценки на основе ценовых пропорций представляют собой только первый шаг в анализе эффективности процесса накопления стоимости. На уровень цен непосредственное влияние оказывают государственная (в отраслях монополистах) и корпоративная ценовые политики. При этом оценка эффективности участника цепочки не может быть проведена только исходя из показателей прибыли (рентабельности), так как предприятия существенно различаются по уровню заработной платы, амортизационным отчислениям.

Рынки металлопродукции в значительной степени оказываются в зависимости от государственной внешнеторговой политики и других мер государственного управления (лицензирования деятельности, системы недропользования, экологической и антимонопольной политик и т.д.), ограничивающих конкурентные отношения.

Методология анализа ЦНС предполагает выбор точки входа и построение на ее основе системы значимых связей. В данном случае наиболее интересным являются конечные стадии металлургического производства (трубное, метизное, выпуск изделий дальнейшего передела). Данные производства, обладая потенциалом восстановительного роста (свободными мощностями) и рынком сбыта, после периода достаточно бурного роста 1999-2001 гг. в 2002-2004 гг. резко сократили темпы прироста, по отдельным видам металлопродукции отмечается и сокращение объемов производства. Причины данной ситуации, в том числе экономического характера, несомненно, представляют интерес для оценки перспективного роста в экономике России. Поэтому, в качестве исходной точки анализа была выбрана трубная промышленность.

Российская трубная промышленность является одной из крупнейших в мире (около 10% мирового производства). В РФ более 100 предприятий и специализированных участков, притом, что на 7 предприятиях сосредоточено более 80% выпускаемого объема труб. В 2004 г. производство стальных труб составило 6 млн. т, т. е. возросло по сравнению с уровнем 1998 г. в 2,2 раза. На мировой рынок направлено около 20% произведенных труб, при этом около 15% внутреннего потребления труб в России удовлетворялось за счет импорта. Производственные мощности оцениваются примерно в 15 млн. т, что составляет 23-24% от всего мирового потенциала трубного производства. Производители трубной продукции объединены в интегрированные структуры (Объединенная металлургическая компания, Трубная металлургическая компания, Группа «Челябинский трубопрокатный завод») с собственной сырьевой базой и сбытовой сетью, каждая из которых контролирует 25-30% рынка. Ведущие производители трубной продукции или сырья для их производства внесены в федеральный или региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%.

Трубная промышленность входит в состав черной металлургии, которая включает также широкий круг производств и предприятий, задействованных в выпуске металла. Подотраслевая структура металлургии и основные потоки ресурсов и продукции представлены на рис. 2, а также см. рис. 3.

Рис. 2. Схема основных звеньев ЦНС производства труб

Выпуску труб предшествуют стадии металлургического передела, начиная с добычи природного сырья. Трубное производство ориентировано на придание металлу формы, необходимой потребителям. Это -принципиальное отличие от базовых производств в металлургии (горнорудного, агломерационного, коксохимического и ломозаготовительного - поставщики второго уровня) и непосредственно металлургических производств (доменного, сталеплавильного и прокатного - поставщики первого уровня), обеспечивающих получение металла с определенными физико-химическими свойствами для внутриотраслевых процессов. Трубные предприятия используют в качестве ресурсной основы для производства штрипс, трубную заготовку и листовой прокат (поставки первого уровня).

Основными потребителями труб являются строительные организации, предприятия машиностроения и металлоторгующие организации (потребители первого уровня). Конечным назначением трубной продукции является обеспечение функционирования компаний ТЭК, трубопроводной системы страны (трубопроводный транспорт, сфера ЖКХ), развитие и поддержание основных фондов практически во всех отраслях экономики (потребители второго уровня).

На функционирование ЦНС трубной промышленности активное влияние оказывают конкурирующие потоки, связанные с импортом труб, использованием альтернативных материалов и видов металлопродукции.

Непосредственным конкурентом отечественной трубной промышленности являются поставщики труб по импорту. Россия на протяжении длительного периода была нетто-импортером труб. В 2001-2002 гг. наступил перелом в негативной тенденции преобладания импорта труб над их экспортом. Импорт труб в 2002 г. снизился по отношению к 2001 г. на 31% и составил 720 тыс. т, а в 2003-2004 гг. - менее 1 млн. т. Сохранение поставок труб из Германии, Италии, Японии, Австрии и др. стран объясняется отставанием отечественного производства. Неоднократные экспертизы импорта труб показывали возможности их замещения отечественным производством только после существенной модернизации мощностей. Рост производства труб в 1999-2003 г., был достигнут при значительном, более чем в 3,5 раза, увеличении поставок труб на экспорт. Для этого российскими производителями трубной продукции были созданы зарубежные представительства, осуществлялась подготовка к участию в международных тендерах, проводилась сертификация труб по международным стандартам.

Конкурирующие звенья в рамках общей ЦНС металлургической промышленности, определяемые переработкой природных ресурсов, связаны с выпуском других видов металлопродукции (проката, метизов, продуктов промежуточного передела). Об изменении роли труб в формообразовании металла достаточно полное представление дает показатель доли выпуска труб в общем объеме производства труб и проката в стране. Доля труб в общем объеме производства труб и проката в стране в 1990 г. составляла 15,7% и к концу 90-х годов снизалась до 5-6%. В 2004 г. она составила 10,2%, что соответствует уровню данного показателя 50-х годов и в 1,5 раза ниже уровня стран ЕС.

Конкурирующие ЦНС, альтернативные потреблению стальных труб на рынке, связаны с реализации трубной продукции из других видов материалов (пластмасс, цветных металлов, асбестоцемента и т.д.) (рис. 3).

Конкуренция между различными видами конструкционных материалов оказывает значительное влияние на рынок стальных труб. Это отражается на динамике производства и потребления труб, прежде всего, сделанных из чугуна, пластмассы, асбесто-цемента, железобетона,

цветных металлов и стекла. Отражением процессов конкуренции на рынке ресурсов и уровня эффективности использования металлопродукции служит структура потребления различных конструкционных материалов в обрабатывающей промышленности. В России, имеющей только около 3% трубопроводов из пластмасс, доля в потреблении труб из пластмасс в настоящее время увеличилась до 25-30% по сравнению с 5% в 1990 г. В то время как доля пластиковых труб в общей протяженности всех трубопроводов США, ЕС, Японии составляет около 60%.

Трубы Продукци функциональн я близко ого назн и н и О Г 1- сЗ

Из стали Из пластмасс Из цветных металлов Неметал- лические Сварные конструкции Отливки Штамповки

Сварные бесшовные

ТБД НКТ ВПТ ОТ ДР

КОНЕЧНЫЙ СПРОС

Рис. 3. Основные ЦНС, альтернативные производству труб

Анализ ЦНС показывает, что система производства и потребления стальных труб носит устойчивый (воспроизводимый) характер, определяемый народнохозяйственным спросом, наличием ресурсов и производственных мощностей для его удовлетворения. Ситуация в трубной промышленности определяется состоянием и поведением металлургических комбинатов (поставщиков материалов и заготовки), масштабами инвестиционной активности и финансовым состоянием отраслей-потребителей. Наиболее важным элементом функционирования ЦНС является наличие надежного рынка сбыта трубной продукции.

Конечное потребление и общенациональные факторы спроса (потребители второго и последующих уровней). Производители труб ориентированы преимущественно на внутренний рынок, что создает предпосылки для роста производства в отрасли в условиях экономического роста в России. Факторы постепенного расширения внутреннего спроса на продукцию трубных заводов следующие: физическое состоя-

ние трубопроводных систем России; реформа жилищно-коммунального хозяйства; отработка действующих месторождений нефти и газа. Роль секторов экономики, предъявляющих спрос на трубы, очевидно, имеет общенародное значение. Отметим только ряд из них: экспорт энергетических ресурсов (трубы для магистральных трубопроводов); газификация и энергообеспечение территории России (трубы для трубопроводных сетей); электрификация (котлостроение и замена энергоустановок); геолого-разведочные работы (бурильные и обсадные трубы) и т.д.

Ситуация с народнохозяйственным спросом и потреблением (второго и последующих порядков) труб в экономике России достаточно устойчивая. В настоящее время удельное потребление труб в расчете на единицу ВВП в России примерно на порядок превосходит аналогичные показатели для США и стран ЕС. Это обусловлено территориальным фактором и отраслевой структурой экономики. Обеспечение страны трубами имеет стратегическое, общегосударственное значение, так как решает проблему независимости от импортных поставок таких труб, обеспечивая экономическую и энергетическую безопасность страны.

Трансформация народнохозяйственного спроса в текущее потребление труб требует анализа рынка трубной продукции. На рынке стальных труб следует отметить сложные процессы, оказывающие влияние на изменение видового состава производства. Следствием требований потребителей к продукции трубной промышленности является разнообразие сортамента, включающего около 30 тыс. профилеразмеров из сотен марок стали. От труб, используемых в медицинской промышленности, до труб, используемых при создании оборонной техники и при строительстве шахт.

Сегментация рынка труб (потребители первого уровня). Основные направления реализации труб на внутренний рынок включают поставки в ТЭК и на транспорт (около 60%), в машиностроение (30%), на нужды промышленного строительства и в коммунальное хозяйство. Каждый из сегментов рынка труб обладает индивидуальными особенностями, которые следует учитывать при анализе (табл. 2).

Таблица 2

Специфические особенности сегментов рынка трубной продукции

Характеристики рынка Трубы для ТЭК и транспорта Трубы для машиностроения Трубы для РЭН и ЖКХ

Концентрация потребителей Концентрация производителей Устойчивость спроса Конкуренция с импортом Требования к качеству Доходность производства Высокая Высокая Циклический Высокая Высокие Высокая Умеренная Высокая Устойчивый Умеренная Высокие Высокая Низкая Низкая Стабильный Низкая Низкие Низкая

1. Рынок труб нефтепроводного сортамента представлен спросом как непосредственно нефтегазодобывающих компаний, так и строительных организаций. Данный рынок достаточно узок по кругу поставщиков (как правило, крупных производителей) и кругу потребителей (нефтяных и газовых компаний), а наличие высоких барьеров входа подразумевает некоторую стабильность предложения и потребления. В связи с возросшим объемом работ по бурению и обустройству скважин, замене большого количества изношенных труб и строительством новых участков нефте- и газопроводов следует ожидать увеличение спроса на внутреннем рынке на стальные высококачественные трубы, используемые при добыче и транспортировке нефти и газа. Рынок труб практически полностью зависит от состояния и развития магистральных трубопроводов. При реализации крупных проектов строительства нефтегазопроводов спрос на трубы резко увеличивается, а после их завершения столь же стремительно снижается. В 2001 г. спрос на трубы большого диаметра вырос на 38%, но в 2002 г. произошло сокращение спроса, очередной подъем 2003 г. сменился спадом 2004 г., вызванным снижением инвестиционной активности в ТЭК (табл. 3).

Таблица 3

Изменение ввода в действие мощностей, определяющих динамику спроса и потребления стальных труб

Показатель 2003 г. 2004 г. Спад, раз

Скважины, ед.

нефтяные 3004 2467 1,22

газовые 206 39 5,28

Нефтепроводы магистральные, км 1417 205,9 6,88

Газопроводы магистральные и отво-

ды от них, км 1754,8 896,9 1,96

В настоящее время производство труб диаметром 1420 мм в России освоено только на ОАО «Волжский трубный завод», однако, в перспективе ожидается дальнейшее расширение предложения труб за счет реализации новых проектов на Волжском трубном заводе, Выксунском металлургическом заводе, Челябинском трубопрокатном заводе. В соответствии с требованиями заказчиков, выпуск труб с заводским изоляционным покрытием составляет около 50% от всего объема продукции.

2. Рынок горячекатаных бесшовных труб характеризуется относительно большим числом участников-потребителей. Данный сегмент рынка наиболее устойчив, и потребление такого рода труб находится на стабильно высоком уровне. По ряду сортаментных позиций бесшовных труб отечественные производственные мощности близки к насыщению, обеспечивая при этом покрытие внутреннего потребления только на 70-

75%. На рынке ощущается дефицит предложения высококачественных труб со специальными свойствами. Так, традиционные виды труб при работе в агрессивной среде служат 2-3 года, в то время как трубы с покрытием - 6-7 лет, но их доля в общем объеме производства крайне мала (менее 15%). В настоящее время данный сектор производства труб характеризуется наивысшей рентабельностью, и несколькими российскими предприятиями заявлены инвестиционные программы по увеличению отечественного производства труб данных групп.

3. На рынке электросварных труб представлено большое количество производителей, имеющих трубоэлектросварочные станы. Это способствует конкурентной борьбе за потребителя между отечественными производителями, что выражается в относительно невысоком уровне цен и рентабельности производства. Рынок насыщен полностью, предложение превышает спрос и, как следствие, - минимальное присутствие импорта (поставки в пределах 80-100 тыс. т в год). Данный сегмент -основное место работы трейдеров, у которых достаточно сильные позиции в регионах (складские запасы, сервисные центры и т.п.). Рынок труб общего назначения развивается достаточно активно, но при этом сектор водогазопроводных труб постепенно сужается вследствие появления большого количества товаров-заменителей - стеклопластиковых и полиэтиленовых труб, спрос на которые растет, относительно уменьшая долю стальных труб в общем объеме продаж.

4. Система обеспечения взаимодействия производства и потребления труб в настоящее время только формируется. Основой функционирования пока является система прямых договоров. Рыночный сектор торговли трубной продукцией 90-х годов отличался низкой эффективностью (высокими трансакционными издержками), что в определенном смысле ограничивало его расширение. Складские запасы металла, оборотные ресурсы металла в 90-е годы сократились более чем в 10 раз. В нынешнем десятилетии наблюдается значительное улучшение системы реализации металлопродукции в рамках трубных компаний. В частности, объем продаж металла коммерческими структурами составил в 2003 г. 1,8 млн. т (26% в общем объеме производства труб). Реализация осуществляется преимущественно через специализированные сбытовые подразделения интегрированных трубных компаний. Так Торговый дом ТМК обслуживает потребителей в РФ и странах СНГ (напрямую и через филиальную сеть) и использует уполномоченные зарубежные компании для экспорта. На каждом трубном заводе компании действует филиал Торгового Дома, наделенный функциями работы с мелкими потребителями труб и металлоторгующими организациями, а также контроля за отгрузкой. Таким образом, имеет место единая сбытовая политика компании, использующая конкурентные преимущества отдельных заводов, оптимизацию транспортных потоков и другие элементы управления логи-

стикой поставок. Как правило, независимые металлоторгующие организации обеспечивают региональные потребности в трубах общего назначения, составляющих относительно небольшую долю в общем объеме выпуска труб в России.

Специализация большинства производителей на определенном сортаменте приводит к отсутствию мобильности предложения труб на рынке. Основной объем производства (свыше 70%) по товарным группам сосредоточен на 2-3 предприятиях, как правило, интегрированных в рамках единой компании. Поэтому, несмотря на то, что мощности трубной промышленности более чем в 2 раза превышают объемы текущего спроса, ситуация на основных сегментах рынка трубной продукции далека от конкурентной. Это следствие как барьеров, установленных сопряженными участниками цепочки (качество), так и ключевых факторов успеха (цена), формируемых производителями трубной продукции.

При оценках положения в трубном производстве следует понимать, что это только одно из звеньев цепочки взаимодействий (ЦНС), в которой присутствуют такие ключевые игроки, как интегрированные металлургические компании, крупные компании ТЭК и органы государственной власти. По природе барьеров входа следует выделять следующие ограничения:

• внешние;

• принятые в действующей системе (ЦНС);

• обусловленные спецификой данного вида производства (качество продукции, затраты капитала и т.д.).

Внешние барьеры. Регулирование рынка трубной продукции происходит при активном участии государства. Следствием экзогенных (установленных правительствами) барьеров входа на российский рынок и барьеров выхода на рынки других государств становятся специфические факторы, влияющие на развитие трубной промышленности. Так, следствием барьеров входа на рынок трубной продукции, являются ограничения на создание аналогичных производств, из-за высокого уровня инвестиционных рисков, связанных с действующей государственной политикой.

1. Барьеры входа на российский рынок для иностранных поставщиков труб регулируются в рамках внешнеторговой политики государства, включающей тарифные (пошлины) и нетарифные ограничения. Так, барьеры установлены, прежде всего, в отношении производителей Украины. При экспорте металла на многие рынки необходимо получение разрешения правительства (в рамках установленных квот).

2. Барьеры входа в экспортно-ориентированные ЦНС трубной промышленности зависят от политики иностранных государств. Доступ к рынку конечной металлопродукции в большинстве индустриальноразвитых стран мира ограничен. Данные сегменты мирового рынка предоставлены, прежде всего, внутренним производителям. Рост эффек-

тивности экспорта металла, т.е. перевод экспортной продукции на новые высокотехнологичные сегменты мирового рынка металлопродукции, представляется крайне сложной задачей.

В этих условиях у отечественных предприятий появляется возможность для стимулирования роста внутренних цен на трубную продукцию (до уровня мировых с корректировкой на затраты иностранных производителей на реализацию труб (транспортировку) и преодоление барьера входа (таможенные платежи)). Одновременно растет риск вхождения в рынок (в случае отмены или снижения барьеров входа, установленных государством). В результате, если для предприятий нефтегазового комплекса повышенные цены на трубы не играют решающей роли, то негативные последствия для потребления труб в машиностроении и ЖКХ очевидны. Спрос предъявляется на дешевую, но низкокачественную продукцию, способствующую экономии затрат у потребителей труб первого уровня, но вызывающие повышенные эксплуатационные затраты у потребителей второго уровня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внутренние барьеры, действующие в системе. Изменения на рынке труб и в структуре трубной промышленности России, произошедшие в последние годы, способствовали повышению барьеров входа на рынок. Бизнес в рамках трубной промышленности за последние годы интегрировался, что уменьшило конкуренцию между производителями. Действие конкурентной среды проявляется на рынках продукции аналогичного функционального назначения и в сфере внешнеторговых процессов. На роль ведущего звена (лидера) в настоящее время выходят холдинговые структуры, построенные по продуктовому принципу. В частности, централизация сбыта труб через торговые дома интегрированных компаний (ОМК, ТМК, ЧТПЗ), заключение долгосрочных договоров с поставщиками штрипса и трубной заготовки, с одной стороны, упростили задачу комплексного обеспечения потребителей в трубах различного сортамента, а, с другой - это резко уменьшило конкуренцию между производителями за потребителя. Фактически рынок монополизирован по секторам и видам деятельности (как производственной, так и торговой). Сложившаяся система управления имеет ограниченные возможности и потребности в модернизации. Для многих проектов это означало резкое снижение их инвестиционной привлекательности, ограничение способов получения сторонних финансовых ресурсов для осуществления модернизации производства. Это объективный результат построения квази-монопольных (не по форме, а по сути) отношений в России.

Специфические барьеры, определенные особенностями производства. Специфические барьеры входа на рынок достаточно высоки и разнообразны (для производителей это затраты капитала, поиск квалифицированной рабочей силы, налаживание отношений с потребителями и т.д.). Попытки их преодоления были отмечены неоднократно.

• На простых сегментах рынка с минимальными барьерами входа произошло значительное увеличение числа участников. Это было характерно для производства водопроводных труб (количество участков по их производству оценивается числом более 100). Организация нового конкурентоспособного производства не предполагает значительных затрат и входит в планы многих компаний, имеющих связи с поставщиками сырья и потребителями труб (определяющими КФУ на данном сегменте рынка). Это способствует усилению конкуренции на отечественном рынке по относительно дешевой низкокачественной продукции.

• Реализация новых проектов на сегменте высокотехнологичных видов труб связана с высокими инвестиционными затратами, обусловленными требованиями качества и проблемами формирования ЦНС, т.е. выстраивания отношений с поставщиками материалов и потребителями продукции. Ввиду высокого барьера входа на данный сегмент рынка, осуществление проектов происходит в рамках действующих крупных трубных заводов. При этом эффективность проекта, как правило, определяет монопольный потребитель (Газпром, Транснефть и т.д.). Для рынка с доминирующей позицией потребителя характерна реализация проектов направленных только на импортозамещение. Как правило, качество поставляемой продукции проверяется технической экспертизой и оценивается в процессе опытной эксплуатации. Так «ЮКОС» в конце 2003 - начале 2004 г. отбраковал около 40% труб, поставляемых Таганрогским МЗ, и около 80% труб, поставляемых Северсталью.

Таким образом, изменение барьеров входа в ЦНС под влиянием экзогенных и эндогенных факторов не могло не отразится на изменении рентных составляющих доходов участников цепочки и на процессах совершенствования бизнеса (табл. 4).

В числе ведущих факторов, определяющих доходность бизнеса, следует отметить наличие устойчивого сырьевого обеспечения производства. Трубные заводы обеспечены собственными материалами в среднем на 27%, при этом на многих заводах отсутствует металлургическое производство, что делает их полностью зависимыми от поставок металла.

Трубные предприятия являются крупнейшими потребителями металла на внутреннем рынке, их доля в общем объеме потребления составляет около 20% и имеет тенденцию к росту. Поставки металла осуществляются в достаточно крупных объемах, отличаются стабильностью. Следствием наличия производственной специализации являются долгосрочные кооперационные связи между предприятиями металлургического комплекса. Затраты на исходные материалы, используемые при производстве труб, составляют в издержках трубных заводов около

60%. По различным видам труб затраты на металлургические полуфабрикаты составляют от 60 до 85% в общем объеме материальных затрат. В первые годы XXI в. наблюдалась согласованная ценовая политика металлургических комбинатов и трубных заводов. Это привело к установлению высоких цен на отечественном рынке и способствовало снижению конкурентоспособности трубной продукции, прежде всего, по отношению к дешевой продукции из стран СНГ.

Таблица 4

Соотношения уровня цен на различных сегментах рынка стальных труб

№ Вид продукции 1991 г., руб. 2003 г., руб. Рост цен за период, раз Соотношение цен к среднему уровню, %

1991 г. 2003 г.

1 Трубы стальные 658,51 14600 22,17 100 100

2 Для ТЭК

2.1 Трубы бурильные 1669,64 57580 34,49 254 394

2.2 Трубы сварные больших диаметров 559,85 19848 35,45 85 136

2.3 Трубы обсадные 768,22 17859 23,25 117 122

2.4 Трубы э/с нефтепроводные (114-480) 502,46 12034 23,95 76 82

2.5 Трубы нефтепроводные бесшовные 719,89 11962 16,62 109 82

3 Для машиностроения

3.1 Трубы тонкостенные бесшовные 3250,32 35780 11,01 494 245

3.2 Трубы тянутые 849,19 15849 18,66 129 109

3.3 Трубы катаные для котлов 795,75 16521 20,76 121 113

3.4 Трубы катаные общего назначения 601,95 19853 32,98 91 136

4 Для ЖКХ и строительства

4.1 Трубы сварные водогазопроводные 490,04 12588 25,69 74 86

4.2 Трубы электросварные (до 114 мм) 554,09 10874 19,62 84 74

Существует различие в динамике выпуска труб на заводах, обладающих собственными сталеплавильными мощностями, и на предприятия, оснащенных только агрегатами по производству труб. О роли ресурсного обеспечения свидетельствуют высокая загрузка мощностей на трубных заводах, обладающих металлургическим производством, и опережающий рост выпуска труб на металлургических предприятиях. Трубные производства создаются при металлургических комбинатах (ЗСМК, КМК) и заводах (Новосибирский МЗ). НТМК планирует реализовать проект создания трубопрокатного производства. Следует отметить тенденцию увеличения доли мелких производителей в производстве труб. При этом их «малый» характер определяется объемами производства, а не рыночным статусом. Наблюдается рост производства труб со стороны производителей, для которых этот вид деятельности не является основным (профильным), в частности, металлургических комбинатов и предприятий, входящих в состав энергетических компаний. Достаточно высокие барьеры входа в ЦНС не оставляют места в бизнесе действительно малым самостоятельным трубным заводам. Кроме того,

наличие свободных мощностей на специализированных предприятиях определяется незавершенностью процессов формирования ЦНС трубного производства в России.

Конкурентоспособность трубной продукции зависит от системы распределения ДС в рамках металлургического комплекса, что определяется, прежде всего, внутриотраслевыми ценовыми пропорциями. Соотнесение результатов деятельности трубной промышленности с деятельностью других участников ЦНС предполагает проведение исследования распределения НС в цепочке производства и потребления стальных труб.

При анализе накопленной стоимости в трубной промышленности следует учитывать особенности отношений, вызванных спецификой металлургического производства. Сфера деятельности экономических механизмов в металлургии ограничена специфическими особенностями отрасли (полунепрерывным характером производства, системой кооперационных связей). Экономика металлургических предприятий (ввиду производственно-технологических особенностей) должна строиться на устойчивости долгосрочных взаимовыгодных связей, а не только на текущей рыночной конъюнктуре. Основные материальные потоки предприятий черной металлургии существуют в условиях олигопольных отношений и отличаются стабильностью (не подвержены изменениям во внешней среде под влиянием экономических факторов). Если принцип максимизации эффективности текущего сбыта металла становится определяющим для отдельной стадии металлургического производства, то в стратегическом плане это приводит к значительным потерям в результате разрушения ЦНС. Следствием сохранения ресурсных ограничений в стране является продолжение диктата производителей, позволяющего металлургическим комбинатам получать прибыль. Игнорирование данной особенности может привести к неправильным выводам об эффективности отдельных видов деятельности. В металлургии отмечается высокая стабильность отдельных технологических параметров (норм расхода), объяснимых спецификой доминирующих в металлургии технологических процессов. Технологическая последовательность производства определяет не только набор факторов, оказывающих влияние на технико-экономические показатели производства труб, но, ввиду наличия различных институциональных условий организации процессов, и уровень формирования и распределения ДС.

О распределении НС в цепочке можно получить представление исходя из структуры и динамики цен на отдельные виды металлопродукции, а также по показателям рентабельности специализированных на отдельных видах металлопродукции предприятий. Источниками дополнительных доходов в трубной промышленности выступает качество производимой продукции, использование современных технологий производства и контроля, выполнение специальных требований потребителя. Однако их удельный вес в общем объеме полученной прибыли, как правило, не превышает 10-15%. Результаты анализа показывают, что экономическая ситуация на предприятиях определяется не только их технологической спецификой и продуктовой направленностью. Эффективность производства во многом зависит от места предприятия и выполняемых им функций в общей ЦНС.

К числу основных источников формирования дохода при существующих в экономике России условиях следует отнести рентные составляющие прибыли. Они включают непосредственную природную ренту, рентный доход, получаемый в рамках системы государственной поддержки экономики, и доходы от использования труда и капитала по заниженной относительно мирового уровня стоимости.

Анализ ресурсной ренты. Данный анализ предполагает оценку дохода от использования природных ресурсов в ЦНС и ее распределение по звеньям. Наличие и величина ресурсной ренты определяется характером месторождений железной руды и уровнем затрат по их разработке. В России существует значительная дифференциация месторождений по содержанию полезного компонента, условиям добычи и доставки к месту переработки. При этом действующий механизм изъятия природной ренты государством игнорирует данные особенности, что приводит к образованию доходов у компаний-пользователей. Наличие интегрированных металлургических компаний определяет процесс распределения ренты между участниками бизнеса в рамках ЦНС. Наличие ренты отражается не только на величине прибыли, но и на общем объеме ДС, в уровне заработной платы, амортизационных отчислениях и налоговых платежах.

Анализ рентных доходов от государственной поддержки. Проблема российской экономики, как экономики со значительным государственным участием, определяет специфическую форму получения доходов от потребления ресурсов по ценам значительно более низким чем на мировом рынке. Универсальный характер оказания мер государственной поддержки на основе цен и тарифов в секторах экономики, контролируемых государством (энерготарифы, транспортные тарифы, коммунальные платежи и т. д.) предполагает определенный уровень дополнительных доходов не только по сравнению с зарубежными производителями, но и в рамках отечественной экономики. Как уже отмечалось, трубные заводы приобретают металлопродукцию по ценам мирового рынка, т.е. основная величина рентных доходов от государственной поддержки, сформированная на более ранних стадиях переработки сырья, до них не доходит.

Анализ рентных доходов на труд и капитал. Величина средней заработной платы в трубной промышленности ниже, чем в сопряженных отраслях, но превышает средний уровень оплаты труда в промышленности. Это позволяет сделать вывод, что доходность труда отражает реалии российской экономики. Уровень рентных доходов на капитал можно оценить по величине прибыли на капитал (по активам предприятия, по чистым активам, по инвестициям в основной капитал, по величине амортизации). По данному параметру предприятия трубной промышленности значительно уступают металлургическим и энергетическим компаниям, но находятся примерно на одном уровне с предприятиями машиностроения и организациями ЖКХ. Следствием данной ситуации становится различие в уровне инвестиционной активности в разных секторах ЦНС трубной промышленности. При равной доле данных секторов на рынке труб инвестиции в производства, ориентированные на продукцию для ТЭК, на порядок превышают инвестиции в модернизацию производства труб для машиностроения.

Сравнительный анализ рентных доходов в ЦНС показывает, что величина суммарной прибыли, формируемой в рамках отдельных звеньев цепочки, значительно ниже рентных доходов, получаемых от системы государственной поддержки, от заниженной (по сравнению с уровнем других стран) стоимости рабочей силы и используемого капитала (уровню амортизации). Рентные составляющие доходов, независящие от деятельности компаний, в силу существующей монопольной ситуации на рынке и в силу институциональных факторов сосредоточены на промежуточных стадиях ЦНС. Это искажает ценовые пропорции в экономике России по сравнению с параметрами других стран. Величина рентных составляющих значительно превышает потенциал мобилизации резервов роста эффективности производства (кратные отличия в ценах при нескольких процентах отклонений по нормам расхода). Это позволяет сделать вывод, что в рамках процессов глобализации ЦНС трубного производства в существующем виде оказывается неконкурентоспособной на мировом рынке. Нормализация отношений в ЦНС предполагает значительное перераспределение доходов между звеньями ЦНС и повышение эффективности процессов использования труда и капитала.

О высокой эффективности ЦНС в целом свидетельствует десятикратная разница в уровне первоначальных затрат и конечного результата, но доходы аккумулируются в промежуточных звеньях переработки ресурсов, а не стимулируют конечный спрос. Барьеры входа в ЦНС с учетом факторов риска необоснованно высоки. Они - следствие государственной политики. Вопрос не в самом факте необходимости государственной поддержки, а в методах ее предоставления и ее уровне, лишающем компании мотивации процессов модернизации. Источником прибыли в ЦНС являются недополученные доходы государства, работников и недооценка ранее осуществленных затрат капитала (амортизации). Большинство звеньев и видов деятельности в ЦНС служат для трансляции доходов в управленческие структуры, что имеет как положительные, так и отрицательные последствия. В этих условиях происходит не развитие свободы рыночных отношений, а формирование монопольных структур, устанавливающих барьеры и ограничивающих доступ на рынок новых участников.

Экономические характеристики производства указывают на особенности распределения дохода в рамках ЦНС, определяющие эффективность отдельных предприятий (табл. 5).

Качественный и количественный анализ, учитывающий особенности заводов, их различия по уровню технологий и качеству продукции, показывает, что специфика предприятий (индивидуальные издержки производства, сортамент продукции, территориальная отдаленность предприятий) оказывает минимальное влияние на уровень доходности, определяемый условиями их функционирования в ЦНС (табл. 6).

Таблица 5

Соотношение добавленной стоимости на одного занятого по предприятиям в декабре 2003 г., руб.

Показатели добавленной стоимости Металлургические комбинаты Спец. стали Трубные заводы

ММК Север- сталь ЗСМК ОЭМК Ме- чел ВМЗ ТМЗ

Заработная плата с ЕСН Амортизация Валовая прибыль Итого ДС 11867 6675 81973 105262 16208 6075 66251 88534 14659 3042 13699 31400 13455 4530 -87 17898 9188 3012 2500 14700 8951,8 1084 1012 11048 9423 2095 -2445 9073

Таблица 6

Дифференциация уровня добавленной стоимости по предприятиям трубной промышленности в расчете на одного занятого и тонну продукции в 2003 г. (в целом за год), тыс. руб.

Предприятия ДС в расчете Примечание*

на человека на т труб

Выксунский МЗ** 245,7 (230) 4,7 (2,2) СПП, трубы для ТЭК, маши-

Челябинский ТПЗ 268,1 3,1 ностроения, строительства СПП, трубы для ТЭК и маши-

Волжский ТЗ 197,3 2,8 ностроения СПП, трубы для ТЭК и маши-

Синарский ТЗ Северский ТЗ 187,6 169,4 4.1 3.1 ностроения СПП, трубы для ТЭК Отсутствует СПП, трубы для ТЭК

Таганрогский МЗ Первоуральский НТЗ 162,1 118,8 3.6 2.7 СПП, трубы для ТЭК и ЖКХ Отсутствует СПП, трубы для машиностроения

* Наличие собственного сталеплавильного производства (СПП) и специализация трубной продукции. ** Доля труб в общем объеме продукции Выксунского ТЗ составляет примерно 50%.

1. Сопоставление уровня ДС трубных заводов и основных поставщиков сырья и материалов указывает на наличие существенной разницы как по уровню заработной платы, так и по уровню прибыли в расчете на одного занятого. Наличие существенной разницы в уровне ДС между основными производителями металла (поставщиками сырья и материалов) объясняется спецификой производимой продукции. Производитель массового проката (Северсталь) имеет значительно больше прибыли в расчете на одного работника чем производители высококачественной продукции (Мечел и ОЭМК). При этом можно отметить, что да-

же убыточный ОЭМК обеспечивает уровень заработной платы на предприятии в 1,5 раза выше чем трубные компании.

2. Дифференциация дохода по трубным заводам определяется моментом вхождения в ЦНС (со стадии сталеплавильного или с собственного трубного производства). Предприятия, обладающие собственными сталеплавильными мощностями, имеют относительно больший доход (на 15-20%) в расчете на одного занятого и на тонну выпускаемых труб. Кроме того, есть различия в уровне доходности трубной продукции по сегментам рынка. Доходность производства бесшовных труб для ТЭК в 1,5 раза выше доходности производства сварных водогазопроводных труб, используемых в ЖКХ и строительстве; доходность поставок труб отечественным потребителям, как правило, превосходит доходность экспортных поставок.

3. При относительно небольшом разрыве в уровне заработной платы (с начислениями) и величине фондовооруженности работников имеет место принципиальная разница в прибыльности предприятий. В целом это приводит к почти 10-кратному разрыву в уровне ДС, приходящейся на одного занятого на предприятиях металлургии и на ТМЗ. Особо отметим, что в отличие от топливно-энергетических компаний, где сверхприбыль изымается государством, металлургические и трубные предприятия находятся под действием единообразных налоговых режимов.

4. Технический уровень производства оказывает слабое влияние на величину ДС предприятий. Заметны различия в уровне амортизационных отчислений трубных и металлургических предприятий. В данном случае имеет место явная недооценка стоимости основных фондов предприятия. Так Волжский ТЗ, одно из самых современных предприятий, заметно уступает по уровню амортизационных отчислений не только металлургическим, но и другим трубным заводам. Заниженные тарифы на ресурсы, контролируемые государством, лишаю конкурентных преимуществ предприятия, обладающие наименее ресурсоемким производством. В результате даже 2-кратная разница в уровне энергоемкости производства между предприятиями практически не отражается на экономических результатах их работы (доля энергетической составляющей в себестоимости не превышает 6%, т.е. в 2 раза ниже, чем на самых современных западных предприятиях).

5. Наиболее сложно оценить уровень участия в распределении доходов ЦНС трубной промышленности управляющих компаний. Их роль состоит в обеспечении благоприятных внешних условий для осуществления производственной деятельности на предприятии. В частности, Трубная металлургическая компания осуществляет важнейшие функции по закупке сырья (имея долгосрочные контракты с Евразхолдингом и другими предприятиями уральского региона), сбыту продукции (несмотря на то, что предприятия работают по прямым договорам, в их заключении ак-

тивное участие принимает Торговый Дом ТМК). Данную деятельность управляющие компании осуществляют не безвозмездно. Ориентировочные оценки указывают, что управляющие компании выступают в качестве «центра доходов». Они аккумулируют финансовые средства трубных предприятий (около 10% от объема реализации) и направляют их на реализацию инвестиционных проектов. Это сказывается на величине прибыли предприятий, а, следовательно, и на величине ДС трубного производства.

Анализ ЦНС трубной промышленности РФ показал, что решающее влияние на ЦНС оказывает государственная политика и система институционального устройства бизнеса. В этих условиях факторы нижестоящего уровня - конкурентоспособность продукции, качество технологий, система инновационного развития не имеют (и не могут иметь) влияния на уровень эффективности ЦНС. В трубной промышленности существует ситуация, которую можно определить как одновременный диктат и поставщика, и потребителя. Это следствие высокого уровня влияния в российской экономике металлургических и энергетических компаний. Кроме того, с середины 90-х годов на ситуацию в отрасли активное влияние оказывают процессы стратегического характера, вызванные влиянием интеграционных процессов (конкурирующие поставки стальных труб по импорту) и инновационных процессов (поставки труб из полимеров). В этих условиях для выживания предприятий требовалось комплексное изменение бизнеса, т.е. проведение модернизации на всех стадиях и звеньях процессов. С этой точки зрения, последние пять лет можно охарактеризовать как период восстановительного роста на основе модернизации, прежде всего, институциональной структуры российской трубной промышленности, включая:

• установление долгосрочных контрактов с поставщиками трубной заготовки, штрипса и с крупнейшими потребителями;

• интеграцию трубных заводов в единые компании, специализированные по продуктовому принципу с общими сетями сбыта и финансового обеспечения производства.

Экономической предпосылкой для совершенствования производственной структуры является рост требований потребителей к сортаменту труб и их качеству, а также к уровню оказания услуг при выполнении заказов (по комплексности поставок, их срокам и т.д.). Сохраняют свое значение и требования по экономичности использования ресурсов и к уровню цен на производимую продукцию. При этом, если качество удовлетворения требований потребителей определяет уровень доходности производства, то конкурентоспособность отрасли на рынке ресурсов становится основой выживания бизнеса. На первый план в настоящее время выходят вопросы оптимизации ресурсопотребления. Этим определяется необходимость совершенствования технологической структу-

ры производства, обеспечения рациональности производственной структуры заводов.

1. Одним из основных условий эффективного развития трубной промышленности является решение проблем ресурсного обеспечения, т.е. расширение функций трубных компаний в ЦНС. Для этого необходимо укрепление договорных отношений с поставщиками штрипса и трубной заготовки. В рамках программ модернизации должно быть обеспечено параллельное совершенствование сортамента и качества выпускаемой продукции, переход к реализации совместных инвестиционных проектов. Расширение собственной ресурсной базы на основе реконструкции действующих сталеплавильных и прокатных мощностей обеспечивает переход от потребления дорогостоящих полупродуктов металлургического производства к использованию металлолома, ресурсы которого в настоящее время избыточны для внутрироссийского рынка.

2. Расширение сортамента и повышение качества отечественной продукции предполагает приспособление действующего производственного аппарата предприятий к ситуации на рынке труб. Наиболее эффективны мероприятия по развитию производства продукции для уже сложившихся секторов потребления труб. В рамках процесса импортоза-мещения осуществлены и продолжают реализовываться проекты по выпуску труб с защитными покрытиями (Выксунский МЗ, Челябинский ТПЗ, Первоуральский НТЗ и др.), выпуску труб дюймового ряда, используемых в международных проектах освоения шельфовых зон и т.п. В рамках наращивания экспорта существенно увеличены поставки в страны СНГ, Ближнего Востока и на европейский рынок. Вместе с тем, следует учитывать, что потенциал импортозамещения крайне ограничен, а экспортные поставки сдерживаются сильной конкуренцией на мировом рынке, в том числе на основе системы нетарифных ограничений на локальных рынках.

3. Главное условие поддержания конкурентоспособности на российском рынке - относительно более низкая цена продукции, по сравнению с поставками по импорту. Существуют важные факторы, ограничивающие возможности трубной промышленности поддерживать низкие цены. Анализ показывает, что по уровню ДС трубная промышленность значительно уступает предшествующим стадиям производства. Кажущийся парадоксальным, исходя из мирового опыта, вывод о низкой эффективности производства конечной продукции по сравнению с добычей и переработкой первичных ресурсов, отражает реалии отечественной экономики.

Проблема ценовой конкурентоспособности отечественной трубной продукции непосредственно связана с проблемой эффективности использования труб особенно в машиностроении и строительстве. Определяющей становится консервация процессов развития в рамках ЦНС: потребление дешевых низкокачественных труб приводит к созданию трубопроводных систем низкого технического уровня, что вызывает в

дальнейшем повышенный спрос на трубы. Проблема не может быть решена в рамках действующих хозяйственных отношений, так как она является следствием государственной политики. Закупки труб осуществляют организации, контролируемые государственными органами в соответствии с ныне действующими стандартами. Экономический ущерб также компенсируется государственными структурами. В результате участники бизнеса получают доход от низкой эффективности системы. Реформирование системы ЖКХ должно предусматривать не только изменение организационной структуры ведения бизнеса, но и изменение требований к системам жизнеобеспечения населения.

Именно нерешенностью глобальных проблем укрепления ЦНС производства труб можно объяснить относительно невысокий уровень инвестиционной активности в отрасли в 2002-2004 гг. Степень износа основных фондов крупных и средних трубных заводов находится на уровне 60%. Учитывая возрастную структуру оборудования российских трубных заводов, можно признать, что все они без исключения нуждаются в серьезной модернизации производства. Об этом свидетельствует и низкий уровень сертификации продукции по стандартам западных государств (около 25% производимых труб). Таким образом, проблема обновления производственных фондов актуальна на данный момент для всех предприятий и, как правило, инвестиционные потребности предприятий значительно превышают их инвестиционные возможности.

Вместе с тем, существующая ситуация требует изменений и эти изменения должны быть инициированы системой государственного управления.

Для доступа к ЦНС в трубной промышленности должны быть снижены барьеры входа. Прежде всего, необходимо усиление контроля над металлургическими и трубными компаниями со стороны антимонопольных структур в целях предотвращения диктата производителя на рынке.

Для повышения роли инновационных факторов развития должны быть резко уменьшены источники рентных доходов, не связанных с результатами деятельности компаний. Необходимо создание стимулов к модернизации производства и выпуску новой продукции. Для этого требуется проведение экспертизы систем стандартизации, обеспечивающей ограничение доступа на рынок дешевых низкокачественных труб.

Учитывая роль ЦНС трубной промышленности, в экономике должны быть осуществлены меры косвенного государственного воздействия на управление ЦНС. В частности, создание нормативной базы для установления стабильных отношений между участниками ЦНС на основе долгосрочных договоров.

Одной из ключевых задач экономической политики может стать трансформация мотиваций в рамках ЦНС. Изменение лидерства в ЦНС, повышение статуса производственного звена и звена НИОКР предпола-

гается за счет усиления роли процессов капитализации бизнеса, в том числе на основе ускоренного развития фондового рынка.

Литература и информационные источники

1. Материалы парламентских слушаний «Проблемы законодательного регулирования ценообразования в черной металлургии и смежных отраслях промышленности». М., апрель, 2004.

2. Porter M.E. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. N.-Y.: The Free Press. 1985.

3. Kaplinsky R. Spreading the gains from globalization: What can be learned from value chain analysis // Journal of Development Studies. Vol. 37, № 2, 2000.

4. Буданов И А. Черная металлургия в экономике России. М.: МАКС Пресс, 2002.

5. Социально-экономическое положение России. М.: Госкомстат России, 2003-2004.

Список сокращений

ЦНС - цепочка накопления стоимости;

ДС - добавленная стоимость;

КФУ - ключевые факторы успеха;

МК - металлургический комбинат;

МЗ - металлургический завод;

ТЗ - трубный завод;

ТД - торговый дом;

ММК - ОАО Магнитогорский металлургический комбинат; Северсталь - ОАО Северсталь Череповецкий металлургический комбинат;

ОЭМК - ОАО Оскольский электрометаллургический комбинат; Мечел -Челябинский металлургический комбинат;

ЗСМК - ОАО Западносибирский металлургический комбинат;

ТМК - трубная металлургическая компания;

ОМК - объединенная металлургическая компания;

ВТЗ - ОАО Волжский трубный завод;

ВМЗ - ОАО Выксунский металлургический завод;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПНТЗ - ОАО Первоуральский новотрубный завод;

СТЗ - ОАО Северский трубный завод;

СИНТЗ - ОАО Синарский трубный завод;

ТМЗ - ОАО Таганрогский металлургический завод;

ЧТПЗ - ОАО Челябинский трубопрокатный завод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.