Научная статья на тему 'Функциональные резервы организма девушек специальной медицинской группы'

Функциональные резервы организма девушек специальной медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
специальная медицинская группа / физическая культура / студенты / кардиореспираторная система / функциональные резервы организма. / special medical group / physical culture / students / cardiorespiratory system / body functional reserves.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Мажитова Э. Х., Петина Э. Ш.

Эксперимент был проведен в 2022–2023 учебном году в Астраханском государственном медицинском университете с учащимися (девушки в возрасте 18-19 лет), отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ) по состояния здоровья. Цель исследования – изучение влияния занятий физической культурой в СМГ на функциональные резервы организма девушек. Материалы. Материалом для исследования послужила комплексная антропометрическая и физиометрическая оценка участников: измерение роста в стоячем положении, массы тела, расчет индекса массы тела, а также измерение частоты дыхания (ЧД), частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолического (САД) и диастолического (ДАД) артериального давления, расчет пульсового давления (ПД) и оценку жизненной емкости легких (ЖЕЛ) на основе данных спирометрии. Методы исследования. Оценку резерва кардиореспираторной системы проводили по функциональным пробам Генче, Штанге и Руффье с последующим подсчетом индекса резерва. Результаты. К концу года исследования показали положительные изменения в работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем. У всех девушек уменьшилась ЧСС и ЧД, что отразилось на средних показателях; у пяти человек ЧСС в покое превышала норму; ЧД выше 20 наблюдалось лишь у одной. Следует отметить, что при первичном исследовании отклонения САД от нормы были разнонаправленными, но к концу года они приблизились к установленным нормам. Кроме того, у участников исследования существенно увеличилась ЖЕЛ, улучшились результаты функциональных проб, однако не достигали нижней границы нормы. Коэффициент Руффье оставался на уровне, оцененном как «плохо», тем не менее наблюдалась очевидная тенденция к его уменьшению. Заключение. Было выявлено, что после года занятий состояние студенток существенно улучшилось: изученные показатели приблизились или достигли уровня физиологической нормы. Научная новизна. Научная новизна исследования состоит в формировании положительной мотивации студентов к физической активности, которое влияет на организацию учебного процесса. Практическая значимость. Специальные упражнения, направленные на восстановление длины и тонуса мышц, а также дыхательные упражнения А.Н. Стрельниковой усилили оздоровительный эффект и расширили функциональные резервы организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Мажитова Э. Х., Петина Э. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional reserves of the body of girls of a special medical group

The experiment was conducted in the 2022-2023 academic year at Astrakhan State Medical University with students (girls aged 18-19 years) assigned to a special medical group (SMG) for health status. The purpose of the study is to study the effect of physical education in SMG on the functional reserves of the girls' body. Materials. The material for the study was a comprehensive anthropometric and physiometric assessment of participants: measurement of height in a standing position, body weight, calculation of body mass index, as well as measurement of respiratory rate (BH), heart rate (HR), systolic (SAD) and diastolic (DAD) blood pressure, calculation of pulse pressure (PD) and assessment of the vital capacity of the lungs (VEL) based on spirometry data. Research methods. The assessment of the reserve of the cardiorespiratory system was carried out using functional samples of Genche, Barbell and Rouffier, followed by calculation of the reserve index. Results. By the end of the year, studies showed positive changes in the cardiovascular and respiratory systems. Heart rate and BH decreased in all girls, which affected the average; in five people, the resting heart rate exceeded the norm; BH above 20 was observed in only one. It should be noted that in the initial study, deviations from the SAD norm were multidirectional, but by the end of the year they approached the established norms. In addition, the participants of the study significantly increased their blood pressure, improved the results of functional tests, but did not reach the lower limit of the norm. The Rouffier coefficient remained at the level rated as "bad", nevertheless, there was an obvious tendency to decrease it. Conclusion. It was revealed that after a year of classes, the condition of the students improved significantly: the studied indicators approached or reached the level of physiological norm. Scientific novelty. The scientific novelty of the research consists in the formation of positive motivation of students for physical activity, which affects the organization of the educational process. Practical significance. Special exercises aimed at restoring muscle length and tone, as well as breathing exercises by A.N. Strelnikova, enhanced the healing effect and expanded the functional reserves of the body.

Текст научной работы на тему «Функциональные резервы организма девушек специальной медицинской группы»

УДК: 612.8-053.81:615.825

Функциональные резервы организма девушек специальной

медицинской группы

Мажитова Э.Х. *, Петин Э.Ш.

Астраханский государственный медицинский университет

г. Астрахань, Россия ORCID: 0009-0003-6873-9485, [email protected]* ORCID: 0000-0002-2802-4309, [email protected]

Аннотация: Эксперимент был проведен в 2022-2023 учебном году в Астраханском государственном медицинском университете с учащимися (девушки в возрасте 18 -19 лет), отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ) по состояния здоровья. Цель исследования - изучение влияния занятий физической культурой в СМГ на функциональные резервы организма девушек. Материалы. Материалом для исследования послужила комплексная антропометрическая и физиометрическая оценка участников: измерение роста в стоячем положении, массы тела, расчет индекса массы тела, а также измерение частоты дыхания (ЧД), частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолического (САД) и диастолического (ДАД) артериального давления, расчет пульсового давления (ПД) и оценку жизненной емкости легких (ЖЕЛ) на основе данных спирометрии. Методы исследования. Оценку резерва кардиореспираторной системы проводили по функциональным пробам Генче, Штанге и Руффье с последующим подсчетом индекса резерва. Результаты. К концу года исследования показали положительные изменения в работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем. У всех девушек уменьшилась ЧСС и ЧД, что отразилось на средних показателях; у пяти человек ЧСС в покое превышала норму; ЧД выше 20 наблюдалось лишь у одной. Следует отметить, что при первичном исследовании отклонения САД от нормы были разнонаправленными, но к концу года они приблизились к установленным нормам. Кроме того, у участников исследования существенно увеличилась ЖЕЛ, улучшились результаты функциональных проб, однако не достигали нижней границы нормы. Коэффициент Руффье оставался на уровне, оцененном как «плохо», тем не менее наблюдалась очевидная тенденция к его уменьшению. Заключение. Было выявлено, что после года занятий состояние студенток существенно улучшилось: изученные показатели приблизились или достигли уровня физиологической нормы. Научная новизна. Научная новизна исследования состоит в формировании положительной мотивации студентов к физической активности, которое влияет на организацию учебного процесса. Практическая значимость. Специальные упражнения, направленные на восстановление длины и тонуса мышц, а также дыхательные упражнения А.Н. Стрельниковой усилили оздоровительный эффект и расширили функциональные резервы организма.

Ключевые слова: специальная медицинская группа, физическая культура, студенты, кардиореспираторная система, функциональные резервы организма.

Для цитирования: Мажитова Э.Х.*, Петина Э.Ш. Функциональные резервы организма девушек специальной медицинской группы. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(4): .

Functional reserves of the body of girls of a special medical group

Eleonora Kh. Mazhitova *, лElmira Sh. Petina

Astrakhan State Medical University Astrakhan, Russia ORCID: 0009-0003-6873-9485, [email protected] *

ORCID: 0000-0002-2802-4309, [email protected]

Abstract: The experiment was conducted in the 2022-2023 academic year at Astrakhan State Medical University with students (girls aged 18-19 years) assigned to a special medical group (SMG) for health status. The purpose of the study is to study the effect of physical education in SMG on the functional reserves of the girls' body. Materials. The material for the study was a comprehensive anthropometric and physiometric assessment of participants: measurement of height in a standing position, body weight, calculation of body mass index, as well as measurement of respiratory rate (BH), heart rate (HR), systolic (SAD) and diastolic (DAD) blood pressure, calculation of pulse pressure (PD) and assessment of the vital capacity of the lungs (VEL) based on spirometry data. Research methods. The assessment of the reserve of the cardiorespiratory system was carried out using functional samples of Genche, Barbell and Rouffier, followed by calculation of the reserve index. Results. By the end of the year, studies showed positive changes in the cardiovascular and respiratory systems. Heart rate and BH decreased in all girls, which affected the average; in five people, the resting heart rate exceeded the norm; BH above 20 was observed in only one. It should be noted that in the initial study, deviations from the SAD norm were multidirectional, but by the end of the year they approached the established norms. In addition, the participants of the study significantly increased their blood pressure, improved the results of functional tests, but did not reach the lower limit of the norm. The Rouffier coefficient remained at the level rated as "bad", nevertheless, there was an obvious tendency to decrease it. Conclusion. It was revealed that after a year of classes, the condition of the students improved significantly: the studied indicators approached or reached the level of physiological norm. Scientific novelty. The scientific novelty of the research consists in the formation of positive motivation of students for physical activity, which affects the organization of the educational process. Practical significance. Special exercises aimed at restoring muscle length and tone, as well as breathing exercises by A.N. Strelnikova, enhanced the healing effect and expanded the functional reserves of the body.

Keywords: special medical group, physical culture, students, cardiorespiratory system, body functional reserves.

For citation: Eleonora Kh. Mazhitova*, Elmira Sh. Petina. Functional reserves of the body of girls of a special medical group. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(4): .

Введение

В современном мире одним из ключевых аспектов, стоящих перед обществом и требующих особого внимания является забота о здоровье человека. Национальный проект «Демография», реализуемый в России с 2019 года, охватывает различные сферы общественной жизни, включая заботу о здоровье и создание условий для занятий физической культурой. Проект осуществляет ряд федеральных программ, а также «Укрепление общественного здоровья» и «Спорт - норма жизни» [1, 2]. Особый интерес уделяется вовлечению пожилых людей в здоровый образ жизни и мотивацию физической активности в зрелом возрасте [3].

Формирование положительной мотивации студентов к физической активности является главным условием, которое влияет на организацию учебного процесса. Ученые считают, что студенты мало времени уделяют своему физическому здоровью и не

занимаются физическими упражнениями. Из - за этого у них низкая выносливость, они быстро устают, их сердечно-сосудистая и дыхательная система нестабильна, что приводит к гипокинезии и гиподинамии [4, 5].

На сегодняшний день, студенты, не полностью освобожденные от занятий по физической культуре и имеющие ограничения в физической нагрузке, относятся к специальной медицинской группе (СМГ). Существуют вполне доступные упражнения, которые помогут расширить функциональные возможности студентов и укрепить общее состояние организма.

Цель исследования - изучение влияния занятий физической культурой у студентов, отнесенных к СМГ, на функциональные резервы организма.

Методика исследования. Исследование проведено в 2022-2023 учебном году в Астраханском государственном медицинском университете с учащимися (девушки в возрасте 18-19 лет), отнесенных к СМГ по состояния здоровья. Исключением стало наличие медицинских противопоказаний к занятиям физической культурой, либо отказ участвовать в исследовании. Все девушки имели слабую или среднюю степень миопии, у девяти студенток нарушена осанка во фронтальной и сагиттальной плоскости, у восьми - шейно-грудной сколиоз 1-й степени, у трех - сколиоз 2-й степени. У девушек со сколиозом отмечалось уплощение сводов стоп, у четверых - продольное плоскостопие. Занятия по физической культуре проводились два раза по два часа в неделю.

На занятиях проводилась комплексная антропометрическая и физиометрическая оценка участников: измерение роста в стоячем положении, массы тела, расчет индекса массы тела, а также измерение частоты дыхания (ЧД), частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолического (САД) и диастолического (ДАД) артериального давления, расчет пульсового давления (ПД) и оценка жизненной емкости легких (ЖЕЛ) на основе данных спирометрии. Оценку резерва кардиореспираторной системы проводили по функциональным пробам Генче, Штанге и Руффье с последующим подсчетом индекса резерва [6-9].

В исследовании использовали специальные упражнения, направленные на восстановление длины и тонуса мышц. В начале занятий проводили дыхательные упражнения А.Н. Стрельниковой, чтобы усилить оздоровительный эффект и расширить функциональные резервы организма. Заключительная часть занятий посвящена гимнастике для глаз, так как имеется миопия у всех участников. Каждой студентке были подобраны индивидуально три упражнения, направленные на исправление осанки в соответствии с ее особенностями [10].

Результаты исследования обрабатывали с помощью программы Statistica версии 10.0. Значимость различий показателей группы в начале и в конце учебного года оценивали по Т-критерию Вилкоксона. Статистически значимым считали при р<0,05.

Результаты исследования и их обсуждение. Исследование показало, что в начале учебного года у трех девушек индекс массы тела была в пределах нормы (38-41): у одной повысился (45), у остальных не достигали нормы (28-35). У двенадцати студенток ЧСС достигала выше 90 ударов в минуту, у остальных она приблизилась к верхней границе нормы; САД у восьми человек составило от 120 до 129 мм.рт.ст., у двенадцати не превысило 120 мм.рт.ст.; ДАД колебалось в пределах 60-84 мм.рт.ст.; у шестнадцати участниц было отмечено превышение верхней границы нормы по ЧД, а у остальных соответствовала приблизительно 21 дыхательным циклам в минуту; ЖЕЛ у 19 студенток не достигла 2 л, лишь у одной составляла 2,1 л (рис. 1).

Результаты дыхательной пробы Штанге и Генче показали низкую устойчивость организма к гипоксии. В пробе Руффье не проявили нормотоническую реакцию, индекс Руффье у всех оказался не менее 10. В результате, при первичном обследовании был выявлен низкий функциональный резерв студенток. (рис. 2).

140 120 100 80 60 40 20 0

Начало года Конец года

□ ЧСС ШСАД ПДАД НПД ЕЗЧД Н ЖЕЛ Рис. 1. Антропометрические и физиометрические показатели девушек в начале и в конце

учебного года, N = 20

Примечание: ЧСС - частота сердечных сокращений, АД - артериальное давление, САД -систолическое артериальное давление, ДАД - диастолическое артериальное давление, ПД - пульсовое давления, ЧД - частота дыхания, ЖЕЛ - жизненная емкость легких; Р -достоверность различий средних величин на начало и конец года.

Функциональные пробы

#

40 -

30 -

20 -

10 -

0 -

Начало года Конец года

э Штанге ^ Генче '■■■■■ ИР

Рис. 2. Показатели кардиореспираторной системы девушек в начале и в конце учебного

года, N = 20

Примечание: Р - достоверность различий средних величин на начало и конец года.

В начале года физические упражнения с низкой интенсивностью составляли всего лишь 50%, а общая продолжительность занятий приблизилась к 100%. Особое внимание было уделено анализу упражнений и правильному их выполнению. На начало октября получилось увеличить интенсивность физических нагрузок до 65-70%, а к концу года она достигала 90%. Все студентки с удовольствием посещали занятия и не пропускали их без уважительной причины.

К концу года исследования показали положительные изменения в работе сердечнососудистой и дыхательной систем. У всех девушек уменьшилась ЧСС и ЧД, что отразилось на средних показателях; у пяти человек ЧСС в покое превышала норму; ЧД выше 20 наблюдалось лишь у одной. Следует отметить, что при первичном исследовании отклонения САД от нормы были разнонаправленными, но к концу года они приблизились к установленным нормам (рис. 1).

Кроме того, у участников исследования существенно увеличилась ЖЕЛ, улучшились результаты функциональных проб, однако не достигали нижней границы нормы. Коэффициент Руффье оставался на уровне, оцененном как «плохо», тем не менее наблюдалась очевидная тенденция к его уменьшению. Следует отметить, что количественные изменения невелики, однако они являются статистически значимыми (р<0,05) (рис. 2).

Заключение

Проведенное исследование показало, что студенты СМГ имеют очень низкие функциональные резервы организма, что выражалось в высокой ЧСС, недостаточной ЖЕЛ и низких показателях функциональных проб. Несмотря на то, что первичное обследование показало низкие функциональные резервы кардиореспираторной системы, нагрузку на них увеличивали постепенно. Выявилось, что после года занятий состояние обучающихся существенно улучшилось: изученные показатели приблизились или достигли уровня физиологической нормы.

Список литературы

1. Гордеев К.С., Жидков А.А., Закунова Е.Д., Анисимова А.Е. Анализ факторов, влияющих на демографическую ситуацию в России. Современные научные исследования и инновации. 2019; 5: 73-76.

2. Соколов С.С. Статистический анализ демографической ситуации в России. Актуальные вопросы совершенствования бухгалтерского учета, статистики и налогообложения организаций: Материалы VIII международной научно-практической конференции. Тамбов. 2019: 172-177.

3. Каширина А.О., Балчугов В.А. Повышение функциональных резервов организма, как путь сохранения здоровья пожилых людей и обеспечение активного долголетия. Современные подходы к оптимизации процесса физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровления населения: Материалы XXI Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород. 2022: 647-654.

4. Пац Н.В., Станевич А.С. Двигательный режим и некоторые показатели сердечно-сосудистой системы студентов медицинского вуза. Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. 2020; 2: 15-19.

5. Милашечкина Е.А., Джандарова Т.И., Куницына Е.И. Адаптационные возможности организма студенток специальной медицинской группы, имеющих нарушения сердечно-сосудистой системы. Человек. Спорт. Медицина. 2018; 48(1): 123-129.

6. Мажитова Э.Х., Петин Д.Э., Петина Э.Ш. Функциональные возможности студентов специальной медицинской группы в процессе занятий физической культурой. Современные вопросы биомедицины. 2024; 8(1): 277-282.

7. Доронцев А.В. Показатели физической подготовленности и уровень функциональных резервов у первокурсников Астраханского государственного медицинского университета. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017; 5(147): 34-37.

8. Куликова С.В. Оценка функциональных резервов организма студентов по результатам пробы Мартине - Кушелевского. Физическая культура, спорт, наука и образование. 2017: 357-361.

9. Павлов И.Д. , Евдокимов И.М. Роль функциональных резервов организма студентов при адаптации к физическим нагрузкам. Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики: Материалы XVII Международной научно-практической конференции. Ставрополь. 2020: 80-84.

10. Карабанова О.Н., Озеров А.А., Миронов А.Г. Оздоровительная направленность как важнейший принцип технологии физкультурно-спортивной деятельности. Проблемы современного педагогического образования. 2019; 62-2: 105-107.

References

1. Gordeev K.S., Zhidkov A.A, Zakunova E.D., Anisimova A.E. Analysis of the factors influencing the démographie situation in Russia. Sovremennye nauchnye issledovaniya I innovacii. 2019; 5: 73-76 [In Russ.].

2. Sokolov S. S. Statistical analysis of the demographic situation in Russia. Aktual'nye voprosy sovershenstvovaniya buhgalterskogo ucheta, statistiki I nalogooblozheniya organizacij: Materialy VIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Topical issues of improving accounting, statistics and taxation of organizations: materials of the VIII International scientific and practical conference. Tambov. 2019: 172-177 [In Russ.].

3. Kashirina A. O., Balchugov V. A. Increasing the functional reserves of the body as a way to preserve the health of the elderly and ensure active longevity. Sovremennye podhody k optimizacii processa fizicheskogo vospitaniya, sportivnoj trenirovki I ozdorovleniya naseleniya: Materialy XXI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Modern approaches to optimizing the process of physical education, sports training and health improvement of the population. Materials of the XXI International Scientific and Practical Conference]. Nizhny Novgorod. 2022: 647-654 [In Russ.].

4. Pats N.V., Stanevich A.S. Motor mode and some indicators of the cardiovascular system of medical university students. Nauchno-sportivnyj vestnik Urala I Sibiri. 2020; 2: 15-19 [In Russ.].

5. Milashechkina E.A., Dzhandarova T.I., Kunitsyna E.I. Adaptive capabilities of the body of students of a special medical group with disorders of the cardiovascular system. Chelovek. Sport. Medicina = Human. Sport. Medicine. 2018; 48(1): 123-129 [In Russ., In Engl.].

6. Mazhitova E.Kh., Petin D.E., Petina E.Sh. Functional capabilities of students of a special medical group in the process of physical education. Sovremennye voprosy biomediciny. 2024; 8(1): 277-282 [In Russ.].

7. Dorontsev A.V. Indicators of physical fitness and the level of functional reserves among first-year students of Astrakhan State Medical University. Uchenye zapiski universitieta imeni P.F. Lesgafta. 2017; 5(147): 34-37 [In Russ.].

8. Kulikova S.V. Assessment of the functional reserves of the students' body based on the results of the Martinet - Kushelevsky test. Fizicheskaya kul'tura, sport, nauka I obrazovanie. 2017; 1: 357-361 [In Russ.].

9. Pavlov I.D., Evdokimov I.M. The role of functional reserves of the body of students in adapting to physical exertion. Fizicheskaya kul'tura I sport: integraciya nauki I praktiki: Materialy XVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Physical culture and sport: Integration of science and practice. Proceedings of the XVII International Conference]. Stavropol. 2020: 80-84 [In Russ.].

10. Karabanova O.N., Ozerov A.A., Mironov A.G. Wellness orientation as the most important principle of the technology of physical culture and sports activities. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; 62(2): 105-107 [In Russ.].

Статья поступила в редакцию: 06.11.2024

Мажитова Элеонора Хамидуллаевна - преподаватель, Астраханский государственный медицинский университет, 414000, Россия, г. Астрахань, ул. Бакинская, дом 121, e-mail: eleonora23rufat01@mail. ru

Петина Эльмира Шамильевна - преподаватель, Астраханский государственный медицинский университет, 414000, Россия, г. Астрахань, ул. Бакинская, дом 121, e-mail: elmira-petina66@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.