УДК 351.741 ББК 63
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАК ПРЕДМЕТ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ОВД
ГЕОРГИЙ ВАРТАНОВИЧ ГИОЕВ,
кандидат военных наук, доцент, доцент кафедры финансово-хозяйственной деятельности, Санкт-Петербургского университета МВД России E-mail: [email protected].
Научная специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством Рецензент: кандидат экономических наук Е.Н.Бардулин
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются понятие, функции, назначение функциональных показателей, взаимосвязь функций и потребностей тыла ОВД. Раскрывается формальный комплекс тыловых функций, регламентированный действующими нормативно-правовыми актами МВД России. Проведены детализация и ранжирование функций по принципу иерархии потребностей сотрудника ОВД. Дается развернутая характеристика принципиальной схемы тылового обеспечения по степени необходимости в ресурсах для основных функций тыла ОВД.
Ключевые слова: функция, потребность, показатели, ранжирование, тыловое обеспечение, управление тылом
Annotation. The article discusses the concept of functions, function indices, correlation functions and requirements behind the police Department. Formal reveals the complex logistics functions are regulated by normative and legal acts of the MIA of Russia. Conducted drill and ranking functions on the principle of hierarchy of needs, the police Department officer. Given the detailed characteristic of circuit diagram logistical support according to the degree of need for resources to core functions behind the police Department.
Keywords: function, need, indicators, ranking, logistics, management rear
Люди привыкли при объяснении своих действий исходить из своего мышления, а не из своих потребностей.
Фридрих Энгельс [1]
Функциональные показатели (количество, содержание и степень регламентированности функций) также выступают предметом стратегии организационных изменений.
Назначение функциональных показателей - обеспечить успешное выполнение принятой стратегии и связанных с ней целей и задач в количественном и качественном отношениях.
Количество функций устанавливается в зависимости от целей, задач и потенциала будущей либо существующей структуры управления тылом. Количество функций для структуры управления практически то же само, что и диапазон управления («норма управляемости») для отдельного руководителя: опытным (расчетным) путем подтвержденное число направлений деятельности, с одной стороны, отвечающих предназначению данной структуры, а с другой, - числовое выражение возможностей органа управления обеспечивать управляемость подчиненных подразделений.
Качественная наполняемость функций определяется емкостью необходимых операций, выполняемых сотрудниками (работниками, исполнителями), для получения удовлетворительного результата.
Рассмотрим смысл понятия «функция», сложившийся к настоящему времени.
Под термином «функция» (лат. &псйо - совершение, исполнение, осуществление, выполнение) понимается «обязанность, круг деятельности». Другая точка зрения (Е. Никитин) видит функцию как «способ поведения, присущий какому-либо объекту и способствующий сохранению существования этого объекта или той системы, в которую он входит в качестве элемента» [2]. Имеется и третья точка зрения, рассматривающая функцию в математическом смысле как «отношение зависимости двух изменяющихся величин (переменных) или группы величин, характеризующихся тем, что изменение одной величины имеет следствием изменение другой, т.е. каждой величине одной группы всегда определенным образом подчиняется каждая (или многие) величина другой группы» [3].
Введенный в научный оборот Лейбницем термин «функция» по мере своего распространения в различных областях человеческой деятельности приобрел практическую ценность в теории познания Кассирера,
трансформировался у него в инструмент функционального подхода, превратившись в итоге, фундаментальной категорией науки. В его понимании задачей познания является «изучение взаимоотношений между объектами, т.е. установление зависимостей (функций), позволяющих осуществлять закономерный переход в ряду объектов от одного к другому».
Таким образом, стратегия организационных изменений предполагает изменение функциональных параметров, во-первых, «отвечающих» за круг деятельности органа управления тылом и его подразделений; во-вторых, отражающих степень зависимости уровней управления тыла между собой и между тылом и руководством ОВД и, в-третьих, определяющих жизнеспособность, востребованность и, в итоге, эффективность как самого подразделения тыла, так и ОВД в целом.
Круг деятельности органа управления тылом и его подразделений в МВД строго регламентирован соответствующими нормативно-правовыми актами:
• в Центральном аппарате министерства - Указом Президента России от 1 марта 2011 г. № 248 [4] сформировано структурное подразделение под названием «Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению», объем функций которого, в свою очередь, был определен приказом МВД России от 24 июня 2011 г. № 722; [5]
• на региональном уровне - приказом МВД России от 28 сентября 1998 г. № 604 «Об организационно-штатных вопросах по органам материально-технического и военного снабжения МВД России» определены функции окружного управления материально-технического и военного снабжения МВД России и военной базы (склада) МВД России (ОУМТС);
• на территориальном уровне - приказом МВД России от 30 марта 2012 г. № 218 «Об утверждении Устава федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения главного управления министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области»» и приказом МВД России от 21 апреля 2011 г. № 222 «Об утверждении типового Положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне», в которых зафиксированы предмет и виды деятельности соответствующих тыловых структур.
Благодаря индуктивному методу, приложенному к анализу положения о Департаменте по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России от 24 июня 2011 г. № 722, был выведен в «первом приближении» формальный комплекс тыловых функций [5]:
1) организация государственных закупок,
2) материально-техническое обеспечение,
3) медицинское обеспечение,
4) санаторно-курортное обеспечение,
5) жилищное обеспечение,
6) геральдическое обеспечение,
7) метрологическое обеспечение,
8) метрологический надзор,
9) строительство,
10) реконструкция и капитальный ремонт,
11) строительный контроль,
12) территориальное планирование,
13) пожарный надзор.
Из вышеперечисленных новыми, ранее не выделяемыми, функциями можно считать закупочную, геральдическую и метрологическую. Сам факт их появления свидетельствует о тенденции к расширению функционального спектра, составные части которого, конечно, не формируются сами по себе и не существуют изолировано друг от друга.
Каждая тыловая функция играет свою роль в вопросе обеспечения подразделений ОВД всем необходимым, а все вместе тесно переплетаются между собой. Такое переплетение носит целостный характер и нацелено на удовлетворение установленных законодательно потребностей подразделений ОВД. В связке функция - потребность понятие «потребность» является конституирующим компонентом. Раскроем сущность термина «потребность».
Потребность как термин одни авторитетные источники определяют как «надобность, нужду в чём-нибудь, требующую удовлетворения» [6] (С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, А. Пьерон, В.И. Ковалев, В.А. Ядов, Л.И. Божович); вторые - как зависимость от конкретных условий существования (В.А. Василенко, Б.И. Додо-нов); третьи - как отношение между субъектом и миром (Д.А. Леонтьев); четвертые - как отсутствие блага (В.С. Магун); пятые - как отклонение от уровня адаптации, некоторой реальности, внутренней или внешней, от сложившихся ожиданий относительно этой реальности (Д.К. Мак-Клелланд); шестые - как состояние (И.А, Джидарьян, В.Н. Мясищев, К. Обуховский); седьмые - как динамическое состояние (активность) (К. Левин), которое возникает у человека при осуществлении какого-либо намерения или действия [7] и т.д.
Наиболее точным можно считать определение потребности, выраженное Кавериным С.Б., как «субъективное отношение личности (к явлениям и объектам окружающей среды), в котором переживается противоречие ... между наличными и необходимыми ресурсами жизнедеятельности..., выступающее источником активности» [8].
Однако, изменения функциональных параметров, если действительно стремиться к прогрессивным переменам, не могут проводиться без учета объективных запросов личности сотрудника, необходимых для поддержания основ жизнедеятельности его организма.
Под запросами личности сотрудника понимается комплекс человеческих потребностей, которые составляют базу его нормального существования. Перечень таких потребностей с античных времен до настоящего времени основательно изучен, но ещё далек до своего исчерпания. К этому перечню, исходя из различных классификаций, относят: «абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
отложенными, положительные и отрицательные, прямые и косвенные, общие и особенные, беспрерывные и прерывистые, постоянные и временные, обычные и чрезвычайные, настоящие и будущие, индивидуальные и коллективные, частные и государственные» [9]. По другой классификации (А. Маслоу) все потребности, разбитые на первичные и вторичные группы, рассматриваются в триединстве биологических, социальных и идеальных (духовных) потребностей. Существует классификация, по которой все потребности подразделяются на потребности сохранения (нужды) и потребности развития (роста) и т.д.
Из более, чем 140 человеческих потребностей по Мюррею [10], интерес для данного исследования представляют, главным образом, биологические (они же материальные, физиологические, органические) потребности. Это объясняется тем, что именно биологические потребности обеспечивают человеку его «индивидуальное и видовое» существование. Без удовлетворения потребности в еде, воде, сне, отправлении естественных надобностей, жилище и одежде, в благоприятной температуре и влажности воздуха, а также в подержании здоровья и безопасности не может обойтись ни одно живое существо. Следовательно, и сотрудник ОВД с физической точки зрения обладает тем же без исключения комплектом стандартных биологических потребностей, т.е. потребностей, удовлетворение которых в ходе исполнения им своих функциональных обязанностей и должно являться смыслом и содержанием деятельности органов управления тылом. Перефразируя слова А.Маршалла, можно утверждать, что «человек-сотрудник является главным фактором и единственной целью тылового обеспечения» [11].
В таком случае необходима разработка или проект новой схемы тылового обеспечения с детализацией и ранжированием функций, в основание которых можно положить иерархию потребностей сотрудника ОВД. При её построении надлежит учесть следующие принципы:
1) каждая функция формируется каждой потребностью;
2) каждый вид обеспечения формируется каждой функцией;
3) каждая служба формируется каждым видом обеспечения.
Схематично процесс тылового обеспечения может примерно строиться в виде четырехзвенной цепочки:
потребность
функция
вид обеспечения
• служба
Потребность (первое звено) в этой последовательности выполняет роль инициирующего импульса, запуская процесс формирования функции или функционального комплекса тыла (второе звено). Итогом работы функционального комплекса является создание обособленного вида тылового обеспечения (третье звено). Инструментом реализации целей и задач функционального комплекса тыла по конкретному виду
обеспечения становится целостная система однородных подразделений, объединенная между собой устойчивыми линейными отношениями (четвертое звено).
Можно выделить два аспекта направленности данного процесса обеспечения: направленность на объект управления и направленность на субъект управления. Отсюда потребности «сотрудника обеспечиваемого» порождают субъект-объектные отношения, а потребности «сотрудника обеспечивающего» - субъект-субъектные отношения.
Приоритетность направленности процесса обеспечения не должна вызывать особых проблем в связи с тем, что «производство благ», как правило, на первом этапе предполагает «кредитование», т.е. обеспечение условий для такого «производства благ». Следовательно, если привести данные отношения к начальной точке отсчета, то результирующий вектор процесса обеспечения должен быть направлен, в первую очередь, на самообеспечение сил и средств тыла и только потом фиксируется в направлении обеспечения сотрудников ОВД. Значит, потребности «сотрудника обеспечивающего» и, соответственно, субъект-субъектные отношения в сочетании с потребностями «сотрудника обеспечиваемого» и, соответственно, субъект-объектными отношениями есть безусловный приоритет тылового обеспечения в целом.
Реалистичное понимание выше обозначенного тезиса предполагает исключение вульгарного подхода, представляющего такой приоритет с его крайней позиции, при котором направленность процесса обеспечения на субъект-субъектные отношения или «на себя» выглядит исключительно «ради себя» как самоцель деятельности тыла. При правильном понимании приоритета направленности процесса обеспечения на субъект-субъектные отношения указанный подход означает диалектический случай взаимодействия двух процессов, когда на этапе их зрелости и достигнутого качества и полноты удовлетворенности потребностей на уровне субъект-субъектных отношений происходит естественный переток энергии процесса обеспечения на удовлетворение потребностей отношений уже субъект-объектного уровня.
Отношения субъект-объектного уровня в процессе тылового обеспечения успешно складываются и развиваются в зависимости от принадлежности объекта управления к тому или иному классу необходимости в определенных ресурсах. Ранжирование потребностей по классам необходимости (1-й, 2-й и 3-й) способствует установлению служб, видов обеспечения и функций, имеющих решающее влияние на создание и поддержание благоприятных условий работы отдельного сотрудника или функционирования подразделений ОВД в целом.
Принципиальная схема тылового обеспечения для основных функций тыла ОВД по линии «потребность - функция - вид обеспечения - служба тыла» с учетом трёхступенчатого ранжирования «по необходимости» структурно может выглядеть следующим образом (табл.):
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Таблица.
Принципиальная схема тылового обеспечения ОВД
Виды Службы обеспечения
\ потребностей функций обеспечения полное сокращ.
1-ой необходимости (биологические) вода, еда питание (котловое, сухой паёк) материальное продовольственное продовольственная ПС
обмундирование (одежда, обувь, головной убор); гигиена экипировка, стирка, помывка вещевое (банно-прачечное) вещевая ВС
сон, отправление естественных надобностей, жилище предоставление служебного (собственного) жилья квартирно-эксплуатационное, коммунальное квартирно-эксплуатационная КЭС
здоровье лечение медицинское медицинская МедС
безопасность предупреждение и тушение пожаров пожарная безопасность пожарная ОПБ
2-ой необходимости (технические) перемещение людей и грузов перевозка (авто-, авиа-, ж/д, , водным и трубопроводным транспортом) материально-техническое транспортное (автотехническое, инженерно-аэродромное, аэродромно-техническое и др.) транспортная ТрС
топливо, масла, спецжидкости заправка горючим, маслами, спецжиждкостями горюче-смазочная ГСМ
быт торговля торгово-бытовое договорная ТБО
деньги денежное довольствие финансово-экономическое финансовая ФинС
служебные собаки, лошади содержание, кормление, лечение ветеринарное ветеринарная ВетС
3-ой необходимости (социальные) знания, умения, навыки обучение социальное тыловое образование - -
Данные, размещенные в таблице, позволяют сделать вывод, что тыловое обеспечение сотрудника (подразделения) следует ранжировать как минимум на 3 уровня - по степени необходимости в ресурсах. При этом безусловный приоритет должен быть отдан материальному обеспечению (удовлетворению биологических потребностей), следующий - материально-техническому обеспечению (удовлетворению технических потребностей) и в 3-ю очередь - социальному обеспечению (удовлетворению социальных потребностей).
Таким образом, основные функции тыла ОВД, их качественная наполняемость по существу определяется емкостью необходимых операций, выполняемых сотрудниками для получения удовлетворительного результата. Зафиксировано место линейной локализации функции в схеме тылового обеспечении ОВД: «потребность - функция - вид обеспечения - служба тыла». Ранжирование потребностей по классам необходимости (1-й, 2-й и 3-й) способствует эффективной реализации стратегии организационных изменений в ОВД.
Литература
1. Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: 1934. / URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/engels_dialektika/ (дата обращения:: 15 декабря 2015 г.).
2. Философская энциклопедия. [Электронный ресурс] URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3632/ ФУНКЦИЯ#sel=10:33,10:35;10:40,10:42 (дата обращения: 10 января 2016 г.).
3. Философский энциклопедический словарь / Ред. кол.: С.С. Аверницев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1989. С. 719.
4. Указ Президента России от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 9 января 2016 г.). [Электронный ресурс] URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 10 января 2016 г.).
5. Приказ МВД России от 24 июня 2011 г. № 722 «Об утверждении положения о Департаменте по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 10 января 2016 г.).
6. Толковый словарь Ожегова. URL: http://enc-dic. com/ozhegov/Potrebnost-25696.html (дата обращения: 10 января 2016 г.).
7. Школа развития Дмитрия Сонина. URL: http:// www.tisam.ru/modules/news/article.php?storyid=3175 (дата обращения: 18 декабря 2015 г.).
8. Каверин С.Б. Мотивация труда. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. - 224 с. URL: http:// psytolerance.info/psyinfo.php?id=1366033267 (дата обращения: 18 декабря 2015 г.).
9. Hermann Staatswirtschaftliche Untersuchungen (см. Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Изда-тельство: «Прогресс», 1993. 594 с.)
10. Аверин В.А. Психология личности. СПб.: Издательство «Питер», 2008. URL: http://psibook.com/ books/25/027.html (дата обращения: 10 декабря 2015 г.).
11. Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Издательство: «Прогресс», 1993. 594 с.
References
1. Jengel's F. Dialektika prirody. M.: 1934. / URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/engels_dialektika/ (data obrashhenija 15.02.2015).
2. Filosofskaja jenciklopedija. [Jelektronnyj resurs] URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3632/ FUNKCUa#sel=10:33,10:35;10:40,10:42 (data obrashhenija 10.01.2016).
3. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar' / Red. kol.: S.S. Aver-nicev, Je.A. Arab-Ogly, L.F. Il'ichev i dr. 2-e izd. _M.: Sov. Jenciklope-dija, 1989. - S. 719.
4. Ukaz Prezidenta Rossii ot 1 marta 2011 g.
№ 248 «Voprosy Mi-nisterstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii» [Jelektronnyj resurs] URL: http://www. consultant.ru (data obrashhenija 9.01.2016). [Jelektronnyj re-surs] URL: http://www.consultant.ru (data obrashhenija 10.01.2016).
5. Prikaz MVD Rossii ot 24 ijunja 2011 g. № 722 «Ob utverzhdenii polozhenija o Departamente po material'no-tehnicheskomu i medicinskomu obespecheniju Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii» [Jelek-tronnyj resurs] URL: http://www.consultant.ru (data obrashhenija 10.01.2016).
6. Tolkovyj slovar' Ozhegova. URL: http://enc-dic. com/ozhegov/Potrebnost-25696.html (data obrashhenija 10.01.2016).
7. Shkola razvitija Dmitrija Sonina. URL: http://www. tisam.ru/modules/news/article.php?storyid=3175 (data obrashhenija 18.12.2015).
8. Kaverin S.B. Motivacija truda. M.: Izd-vo «Institut psiholo-gii RAN», 1998. - 224 s. URL: http://psytolerance. info/psyinfo.php?id=1366033267 (data obrashhenija 18.12.2015).
9. Hermann Staatswirtschaftliche Untersuchungen (sm. Marshall A. Principy jekonomicheskoj nauki. M.: Izda-tel'stvo: «Progress», 1993.- 594 s.)
10. Averin V.A. Psihologija lichnosti. SPb.: Izdatel'stvo «Pi-ter», 2008. URL: http://psibook.com/books/25/027. html (data obrashhenija 10.12.2015).
11. Marshall A. Principy jekonomicheskoj nauki. M.: Izdatel'stvo: «Progress», 1993.- 594 s.
Таможенное
ПРАВО
Таможенное право. 6-е изд., перераб. и доп. Учебник // Под ред. Н.Д. Эриашвили, Изд-во ЮНИТИ, 2016.
Учебник состоит из трех разделов: «Общие положения», «Таможенная деятельность» и «Обеспечение законности деятельности таможенных органов».
В новом издании учтены изменения в законодательстве, а также решения Конституционного Суда РФ и иных государственных судебных органов по состоянию на 1 марта 2015 г.
Для студентов (курсантов) высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и «Таможенное дело», юристов, а также для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных и иных органов.