Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ'

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
телевидение для детей / телевизионная передача / аудитория / видеоконтент / телевещание / функции / television for children / television program / audience / video content / broadcasting / functions

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Валентина Вениаминовна Кихтан

Статья посвящена рассмотрению контента на телевизионных каналах для детей на современном этапе. Цель представленной работы заключается в анализе функций журналистики в российских программах на телеканалах для детей. В соответствии с поставленной целью был определен ряд задач: рассмотреть научные работы и исследования, посвященные телевещанию для детей; описать теоретический и практический опыт функционирования детского телевидения; составить классификацию современных программ для детей и проанализировать контент современных программ для детей на российском телевидении. Эмпирической базой исследования послужили сайты каналов для детей «Карусель», «Детский мир», «СТС Kids» и «Радость моя» в период с 2020 по 2023 гг. Для создания классификации программ для детей на российском телевидении также использовались проекты телеканалов, которые не являются специализированно детскими. Всего было проанализировано семьдесят телепередач и десять анимационных фильмов для детей. Также сделан акцент на том, что существуют термин «детское телевидение» и «телевидение для детей», которые в научном медиадискурсе часто путают. В данной работе использован термин «телевидение для детей», так как под ним подразумеваются телевизионные программы, созданные взрослыми для детей. Было установлено, что 12 % передач осуществляют вещание утром, 62 % – днем и 26 % – вечером. Проанализировав ряд работ, посвященных изучению детского телевидения, сделан вывод о том, что передачи на таких каналах, в первую очередь, должны реализовывать образовательную функцию. Эмпирическая база позволила определить, что телеканалы «Карусель», «Детский мир» и «СТС Кids» в большей степени стараются реализовать развлекательную функцию журналистики, а телеканал «Радость моя» видит своей основной задачей формирование системы ценностей у детей и в своих передачах реализует в первую очередь воспитательную и образовательную функции журналистики, транслируя в эфире циклы программ, посвященные изучению школьных дисциплин: истории, химии, географии, природоведения, музыки, математики, словесности, русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL FEATURES OF MODERN TELEVISION FOR CHILDREN

The article is devoted to the consideration of content on television channels for children at the present stage. The purpose of the presented work is to analyze the functions of journalism in Russian programs on TV channels for children. In accordance with this goal, a number of tasks were defined: to review scientific works and research on television broadcasting for children; to describe the theoretical and practical experience of children’s television; to classify modern programs for children and analyze the content of modern programs for children on Russian television. The empirical basis of the study was the websites of the channels for children «Carousel», «Detsky Mir», «CTC Kids» and «My Joy» in the period from 2020 to 2023. To create a classification of programs for children on Russian television, projects of TV channels that are not specialized for children were also used. In total, seventy TV shows and ten animated films for children were analyzed. The emphasis is also placed on the fact that there are terms «children’s television» and «television for children», which are often confused in the scientific media discourse. In this paper, the term «television for children» is used, since it means television programs created by adults for children. It was found that 12 % of broadcasts are broadcast in the morning, 62 % in the afternoon and 26 % in the evening. After analyzing a number of works devoted to the study of children’s television, it was concluded that broadcasts on such channels, first of all, should implement an educational function. The empirical base allowed us to determine that the TV channels «Karusel», «Detsky Mir» and «CTC Kids» are more trying to realize the entertainment function of journalism, and the TV channel «My Joy» sees as its main task the formation of a value system among children and in its broadcasts implements primarily the educational and educational functions of journalism, broadcasting in There are cycles of programs dedicated to the study of school subjects: history, chemistry, geography, natural sciences, music, mathematics, literature, Russian language.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»

Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 3 (53). С. 60-66 elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print). Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2024;3(53): 60-66. elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print).

Научная статья УДК 070

DOI 10.47475/2070-0695-2024-53-3-60-66 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ Валентина Вениаминовна Кихтан

ФГБОУ ДПО «Академия медиаиндустрии», Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению контента на телевизионных каналах для детей на современном этапе. Цель представленной работы заключается в анализе функций журналистики в российских программах на телеканалах для детей. В соответствии с поставленной целью был определен ряд задач: рассмотреть научные работы и исследования, посвященные телевещанию для детей; описать теоретический и практический опыт функционирования детского телевидения; составить классификацию современных программ для детей и проанализировать контент современных программ для детей на российском телевидении.

Эмпирической базой исследования послужили сайты каналов для детей «Карусель», «Детский мир», «СТС Kids» и «Радость моя» в период с 2020 по 2023 гг. Для создания классификации программ для детей на российском телевидении также использовались проекты телеканалов, которые не являются специализированно детскими. Всего было проанализировано семьдесят телепередач и десять анимационных фильмов для детей.

Также сделан акцент на том, что существуют термин «детское телевидение» и «телевидение для детей», которые в научном медиадискурсе часто путают. В данной работе использован термин «телевидение для детей», так как под ним подразумеваются телевизионные программы, созданные взрослыми для детей. Было установлено, что 12 % передач осуществляют вещание утром, 62 % - днем и 26 % - вечером. Проанализировав ряд работ, посвященных изучению детского телевидения, сделан вывод о том, что передачи на таких каналах, в первую очередь, должны реализовывать образовательную функцию. Эмпирическая база позволила определить, что телеканалы «Карусель», «Детский мир» и «СТС Kids» в большей степени стараются реализовать развлекательную функцию журналистики, а телеканал «Радость моя» видит своей основной задачей формирование системы ценностей у детей и в своих передачах реализует в первую очередь воспитательную и образовательную функции журналистики, транслируя в эфире циклы программ, посвященные изучению школьных дисциплин: истории, химии, географии, природоведения, музыки, математики, словесности, русского языка.

Ключевые слова: телевидение для детей, телевизионная передача, аудитория, видеоконтент, телевещание, функции

Для цитирования: Кихтан В. В. Функциональные особенности современного телевидения для детей // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 3 (53). С. 60-66. doi: 10.47475/2070-0695-2024-53-3-60-66

Original article

FUNCTIONAL FEATURES OF MODERN TELEVISION FOR CHILDREN Valentina V. Kikhtan

FSBEI DPO «Academy of Media Industry», Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The article is devoted to the consideration of content on television channels for children at the present stage. The purpose of the presented work is to analyze the functions of journalism in Russian programs on TV channels for children. In accordance with this goal, a number of tasks were defined: to review scientific works and research on television broadcasting for children; to describe the theoretical and practical experience of children's television; to classify modern programs for children and analyze the content of modern programs for children on Russian television.

The empirical basis of the study was the websites of the channels for children «Carousel», «Detsky Mir», «CTC Kids» and «My Joy» in the period from 2020 to 2023. To create a classification of programs for children on Russian television, projects of TV channels that are not specialized for children were also used. In total, seventy TV shows and ten animated films for children were analyzed.

The emphasis is also placed on the fact that there are terms «children's television» and «television for children», which are often confused in the scientific media discourse. In this paper, the term «television for children» is used, since it means television programs created by adults for children. It was found that 12 % of broadcasts are broadcast in the morning, 62 % in the afternoon and 26 % in the evening.

After analyzing a number of works devoted to the study of children's television, it was concluded that broadcasts on such channels, first of all, should implement an educational function.

The empirical base allowed us to determine that the TV channels «Karusel», «Detsky Mir» and «CTC Kids» are more trying to realize the entertainment function of journalism, and the TV channel «My Joy» sees as its main task the formation of a value system among children and in its broadcasts implements primarily the educational and educational functions of journalism, broadcasting in There are cycles of programs dedicated to the study of school subjects: history, chemistry, geography, natural sciences, music, mathematics, literature, Russian language.

Key words: television for children, television program, audience, video content, broadcasting, functions

For citation: Kikhtan V. V. (2024). Functional features of modern television for children. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 3(53): 60-66. (In Russ). doi: 10.47475/2070-0695-2024-53-3-60-66

Постановка проблемы

На сегодняшний день дети проводят много времени перед экранами телевизоров, планшетов, смартфонов и компьютеров. В связи с этим возникает необходимость изучения функциональных особенностей телевидения для детей. Это поможет понять, какие передачи и программы наиболее полезны для развития ребенка, а какие могут навредить его здоровью и психическому состоянию, что поможет создать качественное телевидение для детей, которое будет учитывать их интересы и потребности.

Интересно, что в научных исследованиях существует отличие между «детским телевидением» и «телевидением для детей». Оно заключается в том, что «детское телевидение - это ТВ, созданное при участии детей в качестве авторов, ведущих, актеров или участников. Телевидение для детей создано взрослыми для детей с учетом особенностей этой аудитории (Мыгаль 2016: 420). В данной работе нас интересуют именно телевизионные программы, созданные взрослыми для детей, их жанровые характеристики и социальные функции.

Немало исследований посвящено и роли телевидения в социальных процессах. Так, В. П. Коломиец в одной из своих работ отстаивает позицию сохранения телевещания как феномена несмотря на явный отток аудитории к цифровым платформам (Коломиец 2021: 623).

К. В. Громова отмечала: «Одной из главных и первых основных функций, которая должна учитываться при построении любой передачи, предназначенной для любой детской возрастной группы, мы считаем образовательную. Телепередачи образовательного характера нацелены в первую очередь на обучение, служат вспомогательным инструментом в получении дополнительных, более углубленных знаний» (Громова 2015: 99).

Исследователь А. Г. Когатько утверждает, что наиболее важной функцией телевидения для детей является его социализирующая и воспитательная функции. Телевидение должно транслировать позитивные образцы поведения, образовывать и развивать, и уже после - развлекать (Когатько 2007: 124).

Хочется отметить, что первой передачей для детей называют программу «С новым годом!», которая вышла в эфир 2 января 1939 года (Винокурова 2021: 550).

На сегодняшний день телевидение как агент социализации подрастающего поколения связан с модернизацией и трансформационными процессами в обществе, в отличие от семьи и школы, в которых для социализации ребенку предлагаются традиционные и устойчивые модели поведения и мировоззрения (Куддусова 2019: 217). Этот потенциал телевидения можно и нужно применять в формировании у детей навыка обращения со случайной и противоречивой информацией, общения с телевизионной реальностью. Напомним, что функции телевидения - информационная, культурно-просветительская, интегративная, социально-педагогическая (управленческая), организаторская, образовательная, рекреативная (Филимонова 2021: 117).

На экране необходимо создавать конструктивные, работающие, безопасные модели поведения, активные способы получения образования, позитивные формы проведения досуга. Через привлекательных героев возможно формирование культуры здорового образа жизни, а также понимание важности формирования коммуникативных навыков (Гайнутдинова, Нуриева 2022: 56).

Очевидно, что программы для детей и подростков должны осуществлять социализирующую функцию и для этого транслировать образцы поведения, одобряемые в обществе, а также здоровые модели семьи и стратегий профессионального становления.

В течение ХХ века отечественное телевидение для детей представило достаточно разнообразную палитру жанровых форм: телевыступления, тележурналы, очерки, кинозарисовки, научно-познавательные олимпиады и викторины. Существовали циклы телепередач, например, развивающие «Умелые руки», в

ходе которых показывали технологии изготовления папье-маше и проводили конкурс на имя для куклы (дети должны были написать об этом письмо в редакцию) (Губарь 2020: 30).

Особенности передач на телевидении позволяют осуществлять градацию не только по возрасту, но и по времени. Утренние и вечерние телепостановки для детей («Будильник» и «Спокойной ночи, малыши») подобны современным ситкомам (Коханая 2021: 101).

Научно-популярные и художественно-публицистические передачи - это передачи о спорте, об изобразительном искусстве, о детском кино, о фотографии, о музыке. Телевизионная журналистика для детей использовала различные формы и жанры в подаче научного материала; документально-игровую многосерийную пьесу и документально-игровой очерк, журнал, иллюстрированное выступление, беседу. Благодаря этому детское телевидение становилось не только научным, но и популярным (Спирина, Сушков 2021: 279).

Всегда актуальным вопросом остаются особенности образования и функционирования жанров. Телевизионная журналистика выделяет традиционно такие группы жанров, как информационные (заметка, интервью, репортаж, отчет); аналитические (передача, комментарий, беседа, обозрение, ток-шоу); документально-художественные (очерк, зарисовка, эссе, документальный фильм) (Родионова 2023: 105).

На сегодняшний день передачи для детей можно классифицировать по следующим признакам: по месту в сетке вещания (утренние, вечерние, дневные); по тематике (кулинарные, научные, о животных и природе, юмористические, талант шоу, о безопасном поведении, музыкальные, научно-познавательные); по возрасту (до 3-6 лет, 6-12 лет, 12-18 лет); по жанру (видеоуроки, телевикторины, талант-шоу, телепостановки, скетчи, интервью) (Мельник, Губайдуллина 2021: 66-78).

В данной работе для анализа были выбраны следующие российские телеканалы: «Карусель», «Детский мир», «Радость моя» и «СТС Kids». Для отбора были использованы следующие характеристики: продолжительность функционирования (например, телеканал «Карусель» на постсоветском этапе начал работать одним из первых); жанрово-тематическое разнообразие (значительная часть детских каналов сосредотачивается на анимации и не транслирует образовательные, развивающие передачи); миссия (смысл существования телеканала).

Результаты проведенного исследования

Начнем анализ с телеканала «Карусель». Это государственный федеральный телевизионный канал для детей и юношества. (Поезжаева 2015: 51). Примечательной особенностью телеканала является то, что редакторы формируют сетку вещания с учетом дифференциации аудитории по возрастному признаку (Валиуллина 2012: 40).

Особый интерес на данном канале вызывает телепередача «Давайте рисовать!», которая знакомит детей с направлениями изобразительного искусства и работами известных художников. Выпуски «Давайте рисовать» построены по следующему принципу: обзор творчества одного из художников, мастер-класс по созданию рисунка в определенной технике и обсуждение рисунков, которые зрители присылают в редакцию.

Также сетка вещания канала составлена с учетом времени, в которое аудитория будет смотреть передачи. Для дошкольников и детей младшего школьного возраста существует проект «С добрым утром, малыши» и «Чик-зарядка».

Объединением традиций семейного воспитания, содержания школьного образования, педагогических усилий и политики государства в отношении детского телевещания на канале занимается передача «Один против всех» - увлекательная интеллектуальная игра, где ребенок отвечает на вопросы из разных областей знания, будь то школьная программа или знания, полученные самостоятельно (Валиуллина 2012: 42).

Обратимся к контенту на телеканале «Детский мир», который возник в результате социологического опроса, проводимого телекомпанией «НТВ-Плюс» и фондом «Общественное мнение» в 1997 году.

Сегодня сетка вещания «Детского мира» включает мультфильмы и мультсериалы. В списке известные «Смешарики», «Фиксики», «Грузовичок Лева», «Возвращение блудного попугая» для младшего детского возраста. Мультсериал «Богатырята» рассказывает о подростках, которые должны охранять свой мир от потустороннего зла. Канал знакомит зрителей не только с современной отечественной анимацией, но и с советскими мультфильмами.

Также канал «Детский мир» имеет сайт, где прописана миссия канала: «создание благоприятной развивающей среды для детей и их родителей» и аудитория: дети в возрасте 0-4 года - 39 %, от 18 до 24 лет - 8 % всех зрителей (https://www.detskiymir.tv/).

Далее рассмотрим сетку вещания телеканала «СТС kids». Слоган канала: «Канал для детей, которыми занимаются» (https://ctckids.ru/).

В оформлении сайта «СТС» заметны отсылки к школе. Например, вкладка «Телепрограмма» звучит как «Расписание» (школьных занятий), а сериал «Развлечеба», как заявлено в описании проекта, помогает разобраться в школьных предметах интересно и весело с помощью главного героя Кубокота (https://ctckids.ru/).

Проекты телеканала называются «шоу», которые разделяются на группы «развлечеба» и «увлечеба». К первой группе относится вышеупомянутый сериал с Кубокотом, профориентационная программа «Профипорт», научно-познавательный сериал «Шоу профессора Бинокса», мультсериал о жизни животных «Братья Кратт: Зов природы», детективный мультсериал «Лекси и Лотти», современный детский аналог космической оперы «Джерри и космический десант», интерактивный сериал «Книга джунглей: сафари», информационно-познавательные передачи «Обо всем» и «А ты знаешь?». Ко второй группе относятся «Шоу Насти и Вовы», программа о представителях творческих профессий: блогерах, музыкантах, актерах, режиссерах и т. д. «Лаб-шоу» предлагает юным зрителям понаблюдать за научными экспериментами. Сериал «Ограбление по-зверски» создан в формате деловой игры: инсценировано ограбление известнейших экспонатов известнейших музеев мира, и в процессе раскрытия преступления главными героями зрители узнают много интересных фактов.

Специфика телеканала «Радость моя» в «приверженности православным традициям» (https://www. radostmoya.ru/). Целевая аудитория канала - семья и дети, миссия в развитии и образовании, социализации через систему ценностей православия. Еще одна особенность канала в большом количестве авторских проектов, с разнообразием которых можно ознакомиться на сайте. Проекты в количестве 142 штуки распределены по тематическим группам: образовательные программы, детские познавательные программы, программы для семейного просмотра, анимационные фильмы, программы о культуре, художественные фильмы, просветительские программы, публицистические программы, музыкальные программы и документальные фильмы.

Образовательные передачи на канале включают в себя циклы программ, посвященные изучению школьных дисциплин: истории, химии, географии, природоведения, музыки, математики, словесности, русского языка. А познавательные программы включают циклы передач о разных видах деятельности, например, «Азбука цирка», «История одной вещи», «Мультстрана» (о мультипликации), «По секрету всему свету» (телевизионные ответы на вопросы), телеэнциклопедия «Сто чудес света». Например, программа «Остров открытий» является духовно-просветительской передачей, игровым познавательным «телесериалом» (на сайте жанр указан в кавычках) о детях-жителях старинной деревни Остров, которые в процессе общения обращаются за советом к местному священнику. В программе появляются анимированные эпизоды из Ветхого Завета.

Еще одна программа в эфире телеканала «Радость моя» для семейного просмотра «А у нас сегодня гость!». В программе используется оригинальный прием - дети, не видя гостя, по голосу представляют его портрет, стараются предугадать ответы на вопросы ведущего. Иногда «угадывания» просто фантастически совпадают с реальностью. Также в сетке вещания данного канала присутствуют такие программы, как «Домашний очаг», «Неравнодушный разговор», «Непрофессионалы» (программа создана в жанре репортажа о людях, чье мастерство не уступает мастерству известных профессионалов).

Отметим, что на телеканале в первую очередь стараются сформировать систему ценностей у детей, а затем уже их развлечь. Программы этого канала в виду своей специфики могут быть менее популярными и массовыми, чем те, где качество визуала и развлекательный компонент на первом месте. Тем не менее по качеству содержания программ, профессиональному подходу к жанровому разнообразию и реализации социальных функций, на наш взгляд, телеканал «Радость моя» - достойная альтернатива телеканалам развлекательного характера.

Далее была составлена таблица, в которой классифицированы телевизионные программы для детей (см. Таблицу 1). Отметим, что в классификацию попали программы не только из сетки вещания рассматриваемых выше телеканалов, но и передачи на каналах, которые не специализируются на производстве детского контента.

Таблица 1

Классификация телепередач для детей на российских телеканалах

№ п\п Тип передачи Примеры передач Телеканал

утренние «С добрым утром, малыши!» «Веселое диноутро!» «Карусель»

по дневные (после школы) «Шоу Насти и Вовы» «Навигатор» «СТС Kids «Карусель»

1. времени вечерние «Спокойной ночи, малыши!» «Россия Культура» (с понедельника по четверг), «Карусель» (ежедневно)

дошкольники и младшие школьники «Ювик с планеты Ю» «Обо всем на свете» «Детский мир» «СТС Kids»

2. по возрасту средний школьный возраст Грамотные истории «Радость моя»

старшие школьники «Новый уровень» «Радость моя»

изобразительное искусство «Давайте рисовать!» «Карусель»

компьютерные игры «Cybernet» «Детский мир»

техника «Машины-помощники» «Чудо техники «Детский мир «НТВ»

спорт «Пляс-класс» «Карусель»

по тематике танцы «Ты супер! Танцы» «Карусель»

3. научно-познавательно е «Лабораториум» «Галилео» «Карусель» «СТС»

кулинарное «Маша и шеф» «Пятница»

театр «Театр Бериляки» «Карусель»

животные «Хочу собаку!» «Карусель»

кинематограф «Идем в кино!» «Карусель»

семейные «Домашний очаг» «Радость моя»

музеи «Наш Пушкинский» «Радость моя»

развивающая «Абракадабра» «Детский мир»

по функции информационная «Ориентиры» «Радость моя»

4. развлекательная «Детский КВН» «СТС»

образовательная «Академия занимательных наук» «Радость моя»

шоу талантов «Танцы. Дети» «Голос. Дети» «ТНТ» «Первый канал»

шоу «Лаб-шоу» «СТС Kids»

ток-шоу «Ориентиры» «Радость моя»

телеэкскурсия «Моя Третьяковка» «Радость моя»

5. по жанру мастер-класс «Давайте рисовать!» «Маша и шеф» «Абракадабра» «Карусель» «ТНТ» «Детский мир»

репортаж «По секрету всему свету» «Пройти сто дорог» «Радость моя» «Радость моя»

Выводы

Итак, анализ передач по указанным в Таблице критериям показал, что 12 % из всех передач осуществляют вещание утром, 62 % - днем и 26 % - вечером. Следовательно, наиболее активное потребление контента у детей происходит днем. 62 % передач, которые подходят для конкретно возрастной категории детей, приходится на дошкольников и младший школьный возраст. Установлено, что передач для среднего школьного возраста и старших школьников гораздо меньше, подобные программы присутствуют на канале «Радость моя», который специализируется на просветительском контенте на морально-этические и даже философские темы.

Тематический спектр передач широкий: в таблице указаны часто встречающиеся тематические направления, которые формируются относительно будущих профессиональных интересов и увлечений детей.

Жанровая характеристика в большинстве случаев тяготеет к развлекательному элементу. Об этом свидетельствует присутствие элемента «шоу». Репортажи, информационные обзоры, скетчи, анимационные вставки, мастер-классы, интервью включены в состав развлекательной постановки «Шоу Насти и Вовы», «Навигатор», «Ювик с планеты Ю», «Веселое диноутро» и т. д.

Таким образом, анализ телевизионного контента для детей на каналах «Карусель», «Детский мир», «Мульт», «Радость моя» и «СТС Kids» показал, что они в большей степени реализуют такие функции, как развлекательные, воспитательные, образовательные и информационные. Однако в большей степени реализует образовательную и воспитательную функции телеканал «Радость моя».

Список источников

Валиуллина В. И. Детские передачи: специфика подачи на телеканалах «Бибигон» и «Карусель» // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2012. № 9-1. С. 39-42.

Винокурова Ю. А. Телевизионные СМИ для детей и подростков на отечественном телевидении // Молодой ученый. 2021. № 48 (390). С. 548-550.

Гайнутдинова А. Х., Нуриева А. Р. Влияние телевидения и средств массовой информации на агрессивность детей дошкольного возраста // Вопросы педагогики. 2022. № 4-2. С. 56-59.

Громова К. В. Трансформация функций российского телевидения при производстве медиапродукта для детской аудитории // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2015. № 1. С. 99-106.

Губарь Д. В. Специфика производства контента на детском научно-популярном телеканале «О!» // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26, № 2 (197). С. 29-34. https://www.doi.Org/10.15826/izv1.2020.26.2.027.

Когатько А. Г. История отечественного телевидения для детей (на примере программ для дошкольников, младших и средних школьников) // Вестник СПбГУ Язык и литература. 2007. № 1-I. С. 124-130.

Коломиец В. П. Mediatization of the media as industrial transformation // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2021. № 4. С. 623-630.

Коханая О. Е. Отечественные телевизионные программы с участием детей: проблемы медиакоммуникации // МедиаVектор. 2021. № 2. С. 100-105.

Куддусова Р. Роль телевидения в воспитании детей // Вестник Таджикского национального университета. Серия филологических наук. 2019. № 2. С. 317-320.

Мельник М. В., Губайдуллина Л. Ф. Сетевой проект «Детское телевидение»: детский сад - телекомпания «Злат-ТВ» // Детский сад от А до Я. 2021. № 5 (113). С. 66-78.

Мыгаль М. Детское телевидение в контексте современной культуры // Science Time. 2016. № 2 (26). С. 420-427.

Родионова А. А. Проблемы детского телевещания в России // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2023. Т. 14, № 5 (62). С. 105-108.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поезжаева Ю. А. Сравнительный анализ детских обучающих программ на отечественном и зарубежном телевидении (на примере каналов «Карусель» и «Tiji») // Медиасреда. 2015. № 10. С. 49-54.

Спирина М. Л., Сушков А. В. Медиаобразование как фактор формирования медиакультуры // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-4. С. 278-280.

Филимонова Н. Ю. Детское телевидение как форма работы с родителями // Научно-методический журнал Поиск. 2021. № 1 (74). С. 117-118.

References

Valiullina, V. I. (2012). Detskie peredachi: spetsifika podachi na telekanalakh «Bibigon» i «Karusel'» [Children's programs: the specifics of the presentation on the TV channels «Bibigon» and «Carousel»]. IntellektuaVnyypotentsialXXI veka: stupenipoznaniya, 9-1. 39-42. (In Russ.).

Vinokurova, Yu. A. (2021). Televizionnye SMI dlya detey i podrostkov na otechestvennom televidenii [Television media for children and adolescents on domestic television]. Molodoy uchenyy, 48 (390). 548-550. (In Russ.).

Gainutdinova, A. H. & Nurieva, A. R. (2022). Vliyanie televideniya i sredstv massovoy informatsii na agressivnost' detey doshkol'nogo vozrasta [The influence of television and mass media on the aggressiveness of preschool children]. Voprosy pedagogiki,

4-2. 56-59. (In Russ.).

Gromova, K. V. (2015). Transformatsiya funktsiy rossiyskogo televideniya pri proizvodstve mediaprodukta dlya detskoy auditorii [Transformation of the functions of Russian television in the production of media products for children's audience]. Vestnik RUDN. Series: Literary studies, journalism, 1. 99-106. (In Russ.).

Gubar, D. V. (2020). Spetsifika proizvodstva kontenta na detskom nauchno-populyarnom telekanale «О!» [The specifics of content production on the children's popular science TV channel «Oh!»]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Series 1: Problems of education, .science and culture. Vol. 26, 2 (197). 29-34. https://www.doi.org/10.15826/izv1.2020.26.2.027. (In Russ.).

Kogatko, A. G. (2007). Istoriya otechestvennogo televideniya dlya detey (na primere programm dlya doshkol'nikov, mladshikh i srednikh shkol'nikov) [The history of domestic television for children (using the example of programs for preschoolers, primary and secondary school children)]. Vestnik SPbGU. Language and literature, 1-I. 124-130. (In Russ.).

Kolomiets, V. P. (2021). Mediatization of the media as industrial transformation [Mediatization of the media as industrial transformation]. Vestnik RUDN. Series: Literary studies, journalism, 4. 623-630. (In Russ.).

Kohanaya, O. E. (2021). Otechestvennye televizionnye programmy s uchastiem detey: problemy mediakommunikatsii [Domestic television programs with the participation of children: problems of media communication]. MediaVektor, 2. 100-105. (In Russ.).

Kuddusova, R. (2019). Rol' televideniya v vospitanii detey [The role of television in the upbringing of children]. Vestnik Tadzhikskogo natsional'nogo universiteta. A series of philological sciences, 2. 317-320. (In Russ.).

Melnik, M. V. & Gubaidullina, L. F. (2021). Setevoy proekt «Detskoe televidenie»: detskiy sad - telekompaniya «Zlat-TV» [Network project "Children's television": kindergarten - TV company "Zlat-TV"]. Detskiy sadotA do Ya, 5 (113). 66-78. (In Russ.).

Mygal, M. (2016). Detskoe televidenie v kontekste sovremennoy kul'tury [Children's television in the context of modern culture]. Science Time, 2 (26). 420-427. (In Russ.).

Rodionova, A. A. (2023). Problemy detskogo televeshchaniya v Rossii [Problems of children's television broadcasting in Russia]. Nauchnye trudy Severo-Zapadnogo instituta upravleniyaRANKhiGS, Vol. 14, 5 (62). 105-108. (In Russ.).

Poezhaeva, Yu. A. (2015). Sravnitel'nyy analiz detskikh obuchayushchikh programm na otechestvennom i zarubezhnom televidenii (na primere kanalov «Karusel'» i «Tiji») [Comparative analysis of children's educational programs on domestic and foreign television (on the example of the channels «Carousel» and «Tiji»)]. Mediasreda, 10. 49-54. (In Russ.).

Spirina, M. L. & Sushkov, A. V. (2021). Mediaobrazovanie kak faktor formirovaniya mediakul'tury [Media education as a factor in the formation of media culture]. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya, 71-4. 278-280. (In Russ.).

Filimonova, N. Y. (2021). Detskoe televidenie kak forma raboty s roditelyami [Children's television as a form of work with parents]. Nauchno-metodicheskiy zhurnalPoisk, 1 (74). 117-118. (In Russ.).

Информация об авторе

В. В. Кихтан - доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры телевидения и радиовещания

Information about the author

Valentina V. Kikhtan - PhD, Associate Professor, Professor of the Department of Television and Radio Broadcasting

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 20.06.2024; одобрена после рецензирования 05.09.2024; принята к публикации 09.10.2024.

The article was submitted 20.06.2024; approved after reviewing 05.09.2024; accepted for publication 09.10.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.