НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Аэромеханика и прочность, поддержание летной годности ВС
УДК 629.7.083
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ
С.А. ДРАЗДОВ, И.Г. КИРПИЧЕВ
По заказу редакционной коллегии Статья представлена доктором технических наук, профессором Шапкиным В.С.
Приводятся результаты функционального тестирования информационно-управляющих систем, используемых в авиапредприятиях Г А
В настоящее время в авиапредприятиях гражданской авиации РФ достаточно широко используются информационно-управляющие системы технического обслуживания и ремонта авиационной техники (ИУС ТОиР АТ). Наиболее распространенными среди них являются: ЭРЛАН-1;
РУСЛАН;
ТРИАДА;
ЭРЛАН-2.
ИУС ТОиР АТ представляют собой мощное интеллектуальное средство поддержки и контроля эксплуатации компонентов ВС. Потенциал этих систем достаточно высок и, в целом, позволяет решать поставленные перед ними производственно-технические задачи. Однако, ввиду того, что в процессе их разработки ставились частные задачи, решаемые конкретными подразделениями и отдельными специалистами авиапредприятий, в настоящее время в РФ мы имеем совокупность несвязанных информационно-управляющих систем, отвечающих отдельным требованиям, целям и задачам авиапредприятий, частично соответствующих требованиям стандартов ИПИ-технологий, обеспечивающих решение отдельных частных задач авиапредприятий без реализации основного принципа безопасной эксплуатации АТ - контроля за компонентом ВС на всех этапах его жизненного цикла.
В целях изучения проблемы возможности формирования единого информационного пространства в сфере технической эксплуатации авиационной техники на базе (или с использованием) информационных ресурсов и функциональных возможностей ИУС авиапредприятий ГА были сформулированы качественные критерии оценки соответствия ИУС.
Представленные ниже критерии основаны на требованиях и рекомендациях действующих нормативно-технических документов в области информационного обеспечения процессов сопровождения технической эксплуатации авиационной техники(ТЭ АТ), а также нормативных документах, определяющих требования и рекомендации по разработке и построению информационных систем.
Критерии оценки соответствия ИУС:
1. Возможность использования ИУС в качестве автоматизированной системы управления технологическими и производственными процессами (АСУ ТПП) ТОиР АТ.
2. Возможность использования электронных формуляров (паспортов) компонентов ВС в качестве доказательной документации при контроле летной годности ВС (полнота, объективность, актуальность информации).
3. Возможность включения ИУС в информационно-аналитическую систему мониторинга летной годности ВС.
4. Возможность автоматизированного формирования доказательной документации при декларировании летной годности ВС на этапах увеличения ресурсов, сертификации (инспекти-
ровании) экземпляра ВС и переводе А и КИ на эксплуатацию по состоянию, а также других процедур в области технической эксплуатации АТ (ТЭАТ).
5. Возможность оценки заявленных функциональных возможностей ИУС в их практической реализации.
6. Соответствие стандартам ИПИ-технологий.
В соответствии с тест-программой, разработанной на основе изложенных выше критериев оценки соответствия специалистами НЦ ПЛГ ВС ГосНИИ ГА, было проведено функциональное тестирование ИУС ТОиР АТ на 11 авиапредприятиях РФ (табл. 1).
Таблица 1
Анализ использования функциональных модулей в авиапредприятиях (Данные о функциях АТБ реально охваченных используемыми ИУС)
Функции АТБ в соответствии с НТЭРАТ ГА-93
Наименование авиакомпании Используемая ИУ С Учет изделий АТ е о ■ и а оси ь & * оое « Н ЕҐ О И ш Я ¿у С ете Н ц ю Т н о о к Подготовка производства Материальнотехническое обеспечение Оперативное ТО Периодическое ТО Планирование использования ВС Диспетчеризация производства
Аэрофлот Руслан +
Уральские авиалинии Руслан +
ЮТэйр Руслан +
БАЛ Эрлан + + +
Калиниград- авиа Эрлан +
Дальавиа Эрлан +
Алроса Эрлан +
Полет Триада +
ГТК Россия Триада +
Когалымавиа Триада + +
Комиинтер- авиа Триада +
В целом по результатам проведенной работы можно отметить следующее.
Все протестированные ИУС ТОиР (табл. 2) построены по модульному принципу в соответствии с ГОСТ Р 50596-93 «Система информационно-управляющая для обеспечения технической эксплуатации воздушных судов» и включают в себя комплексы задач, а именно: учет изделий АТ;
технолого-конструкторское обеспечение; подготовку производства; материально-производственное обеспечение; разработку и внедрение новых методов ТОиР; оперативное ТО; периодическое ТО; планирование использования ВС; диспетчеризацию производственных процессов.
Таблица 2
Тест-программа оценки ИУС
Продолжение табл. 2
1 2 3 4 5
1 Учет изделий АТ
Ведение электронных паспортов КВС Даты выпуска последнего ремонта и даты начала отсчета назначенного и межремонтного срока службы Даты начала отсчета сроков службы С.Н.Э. (П.П.Р.) могут значительно отличаться от даты выпуска (ремонта) агрегата.
Текущие значения назначенных и межремонтных ресурсов и сроков службы При ТЭР: должны быть указаны все предусмотренные виды ресурсов и сроков службы. При ТЭС: должно быть указано значение назначенного ресурса (назначенного срока службы. При ТЭО: не должно быть никаких ресурсов Если представленные в эл. паспорте текущие значения ресурсов отличаются от значений, указанных в разделе «ресурсы», сроки службы и хранения бумажного паспорта, должно быть указано основание для изменения ресурсов
Движение изделия в эксплуатации На примере КВС, давно введенных в БД ИУС и переходивших за это время с борта на борт, распечатать «Историю» движения КВС (когда, по какой причине, при каких наработках и с каких ВС снимался и на какие устанавливался)
Ремонты и выполнение работ по бюллетеням и указаниям На примере КВС, давно введенных в БД ИУС и проходивших за это время ТО, продление ресурсов, доработки и ремонты распечатать «Историю» выполнения работ на данном КВС.
Продолжение табл. 2
1 2 3 4 5
Аутентичность Завод-изготовитель; номера печатей ПЗ и ОТК Рем-завод (при наличии); № и дата исх. ответа на запрос на подтверждение аутентичности данного КВС, результаты оценки аутентичности
Текущие значения наработок КВС Летные часы, посадки, циклы, запуски
Статус пономер-ного документа Паспорт, дубликат, этикетка, формуляр, не паспортизируемый КВС
Поставщик КВС Наименование поставщика КВС, разрешительный документ на поставку
Метод эксплуатации КВС ТЭР, ТЭС, ТЭО, ресурсные бюллетени
2 Технолого- конструкторское обеспечение Регламенты ТО АТ в виде набора инструкций для автоматического взаимодействия с электронными паспортами (формулярами) изделий АТ; Распечатка записи регламента ТО: Пункт регламента, периодичность выполнения, условия выполнения
Действующие руководящие документы по ТО и Р, не входящие в регламент ТО (бюллетени, указания, решения, акты и т.д.) Распечатка записи документа по ТО и Р: Документ-основание, дата ввода в действие, краткое содержание, периодичность выполнения, условия выполнения.
Распечатка «Журнала» учета выполнения действующих руководящих документов по ТО и Р АТ
3 Подготовка производства Система учета КВС, не установленных на ВС Распечатка формы (отчета) о ресурсном состоянии агрегатов, месту и контрольным срокам их нахождения (склад, расходная кладовая, лаборатория А и РЭО и т.д.) Распечатка формы (отчета) по не-снижаемому запасу агрегатов
4 Материальнотехническое обеспечение Система заявки КВС и учета их на складах Распечатка годовой заявки КВС. Распечатка формы (отчета) о ресурсном состоянии агрегатов, месту и контрольным срокам их нахождения на складах
5 Разработка и внедрение новых ме- Система эксплуатации КВС по Распечатка отчетов по методам эксплуатации КВС (ТЭР, ТЭС,
Продолжение табл. 2
1 2 3 4 5
тодов ТО и Р техническому состоянию ТЭО) Распечатка отчета о надежности КВС в соответствии с требованиями разработчика ВС
6 Обеспечение оперативного и периодического ТО Система формирования производственных заданий и индивидуальных пооперационных ведомостей на основании электронных паспортов изделий АТ, регламента ТО и действующих руководящих документов по ТО и Р, не входящих в регламент ТО Распечатка титульного листа производственного задания. Распечатка индивидуальной пооперационной ведомости
7 Планирование использования ВС План использования ВС Распечатка плана ТО, распечатка расписания полетов, распечатка недельного плана полетов
8 Диспетчеризация производственных процессов Диспетчерский график использования ВС (текущее состояние парка) Распечатка диспетчерского графика использования ВС в соответствии с Прил.1.10 НТЭРАТ ГА-93
9 Обеспечение полноты, достоверности и целостности информации Система входного и логического контроля информации и верификации информации, поступающей в БД из разных подразделений авиапредприятия Просить краткое описание механизма, не позволяющего произвольно изменять состояние изделий АТ, введенных в БД ИУ С (проверка причин съемки агрегатов с ВС, проверка правильности ввода наработок ВС, выдача информации, обладающей критичностью)
10 Информационный обмен с внешними базами данных Система формирования и обработки обменных файлов Просить сбросить на дискету сформированный обменный файл
Реализация указанных подсистем в ИУС авиапредприятий облегчает труд специалистов и руководителей разных уровней, занятых в планировании производственной деятельности, подготовке производства и формировании производственных заданий и выходных документов для конкретных цехов и отделов. Однако такие ИУС не реализуют основные принципы функционирования АСУ ТПП. Иначе говоря, не обеспечивают завершенный цикл автоматизации процесса управления производством, а именно: автоматизированного формирования производственных заданий и выходных документов для управления производством в результате автома-
тического взаимодействия электронной эксплуатационной технической документации (ЭЭТД), электронных формуляров (паспортов) компонентов ВС (ЭП) и электронной нормативнотехнической информации (ЭНТИ).
Опыт эксплуатации вышеуказанных ИУ С в течение двух и более лет, а также анализ работы функциональных модулей ИУС, показывает, что в авиакомпаниях реально функционируют модули учета изделий АТ на ВС и, в редких случаях, модуль материально-производственного обеспечения (табл. 1).
Структурность, объективность и доступность данных об экземпляре ВС определяют, в конечном итоге, эффективность системы контроля летной годности в целом и технической эксплуатации ВС в частности. Поэтому, с точки зрения, решения задач поддержания летной годности ВС при функциональном тестировании были отмечены следующие общие недостатки:
1. Электронные формуляры (паспорта) Основных и комплектующих изделий АТ: Представлено только текущее техническое и ресурсное состояние изделий.
Отсутствуют разделы:
Движение изделия в эксплуатации;
Ремонты и доработки, выполненные в процессе эксплуатации;
Эл.формуляр самолета, двигателя:
Отсутствуют максимальные ресурсы (сроки службы).
Эл.паспорт агрегата:
Отсутствует поле «Статус» пономерного документа (оригинал, дубликат);
Отсутствуют даты начала отсчета сроков службы С.Н.Э. (П.П.Р.). Они могут значительно отличаться от даты выпуска (ремонта) агрегата;
Отсутствует поле «Поставщик агрегата».
2. Справочник агрегатов:
Отсутствует информация о взаимозаменяемости и комплектности установки.
3. Типовая ЭТД:
Не представлены регламенты ТО АТ в виде набора инструкций для автоматического взаимодействия с электронными формулярами изделий АТ;
Не представлена информация о действующих руководящих документах по ТО и Р АТ (бюллетени, решения, указания, листы технических решений и т.п.).
4. Неисправности АТ:
Форма учета неисправностей не связана с электронными формулярами (паспортами).
5. Выходные формы, результирующие работу информационной системы:
Не представлены выходные документы, требующие сложной комплексной обработки информации, хранящейся в БД, а именно:
суточное производственное задание на ТО ВС с титульными листами для каждого ВС с учетом формулярных данных ВС, двигателей и КИ;
индивидуальные пооперационные ведомости с учетом формулярных данных ВС, двигателей и КИ;
расчет неснижаемых запасов КИ;
расчет показателей надежности для обеспечения ТЭС в соответствии с требованиями разработчика и т.п.
7. Обеспечение полноты, достоверности и целостности информации:
Не представлены механизмы входного и логического контроля информации и верификации информации, поступающей в БД из разных источников.
8. Информационный обмен с внешними базами данных:
Не представлен интерфейс обмена информацией с базами данных разработчика, изготовителя, поставщика, смежников и отраслевой базы данных.
В настоящее время на основе материалов анализа ИУС, проведенных специалистами Гос-НИИ ГА на ряде авиапредприятий, разработчики ИУС (в частности, «Руслан», «Эрлан») начали
модернизацию своих систем, ориентированную на интеграцию в единое информационное пространство и требования по информационному взаимодействию, которые были сформулированы и выставлены НЦ ПЛГ ВС ГосНИИ ГА. Следует отметить, что процесс формирования требований и разработки критериев к ИУС в настоящее время продолжается.
Выводы
1. Потенциал действующих в гражданской авиации информационно-управляющих систем весьма высок и позволяет решать поставленные перед ними задачи по организации и управлению производственными процессами авиапредприятия, однако не все они соответствуют стандартам ИПИ-технологий.
2. Представленные информационно-управляющие системы могут быть использованы в виде отдельных функциональных модулей при решении задач поддержания летной годности ВС.
3. Разработка и внедрение информационно-аналитической системы мониторинга летной годности ВС и формирование единого информационного пространства в области ТЭАТ предполагает разработку и внедрение общих методик, алгоритмов и технологий обработки данных. Это объективно определяет необходимость реинжиниринга существующих ИУС с позиции новых требований, определяемых процессами развития информационных технологий, с одной стороны, и требованиями по контролю летной годности ВС и обеспечения эффективности процессов технической эксплуатации АТ, с другой стороны.
AVIATION ENTERPRISES INFORMATION-MANAGING SYSTEMS FUNCTIONAL TESTING
Drazdov C.A, Kirpichev I.G.
It is presenting the results of civil aviation information-managing systems functional testing.
Сведения об авторах
Кирпичев Игорь Геннадьевич, 1960 г.р., окончил МИИГА (1986), кандидат технических наук, начальник отдела Научного центра по поддержанию летной годности воздушных судов ГосНИИ ГА, эксперт Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса России, эксперт Межгосударственного авиационного комитета, автор 20 научных работ, область научных интересов - информационные системы, организация и сервисное сопровождение эксплуатации воздушных судов.
Драздов Сергей Александрович, 1951 г.р., окончил РКИИГА (1978), начальник группы Научного центра по поддержанию летной годности воздушных судов ГосНИИ ГА, автор 3 научных работ, область научных интересов - информационные системы, организация и сервисное сопровождение эксплуатации воздушных судов.