Научная статья на тему 'Функциональное развитие мозга, познавательная деятельность и обучение в предшкольном и младшем школьном возрасте'

Функциональное развитие мозга, познавательная деятельность и обучение в предшкольном и младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2008
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональное развитие мозга, познавательная деятельность и обучение в предшкольном и младшем школьном возрасте»

Mangina C.A. and Beuzeron-Mangina J. H. 2009. Similarities and differences between learning abilities, «pure» learning disabilities, «pure» ADHD and comorbid ADHD with learning disabilities. International Journal of Psychophysiology (in press).

Mangina C.A. and Sokolov E. N. 2006. Neuronal plasticity in memory and learning abilities: Theoretical position and selective review. International Journal of Psychophysiology 60: (3): 203-214

Mangina, C.A., Beuzeron-Mangina, J.H., Grizenko, N. and Guillft, J.M. 1998. Endogenous event-related brain potentials, bilateral electrodermal activity and «Analytical-Specific Perception» (Mangina-Test) in learning disabled pre-adolescents with severe behavioral disorders. International Journal of Psychophysiology, 30: 31.

Mangina, C.A., Beuzeron-Mangina, .H. and Grizenko, N. 2000., Event-related brain potentials, bilateral electrodermal activity and Mangina-Test performance in learning disabled / ADHD pre-adolescents with severe behavioral disorders as compared to age-matched normal controls. International Journal of Psychophysiology, 37: 71-85.

Mangina, C.A., Beuzeron-Mangina,.H, Ricciardi, E., Pietrini P., Chiarenza G. A., Casarotto S. 2008 a. Neural correlates of «analytical-specific visual perception» as investigated by the Mangina-Test: A functional magnetic resonance imaging study in young healthy adults. International Journal of Psychophysiology 69: 146-147.

Mangina, C.A., Beuzeron-Mangina,.H,., Casarotto S., Chiarenza G. A., Pietrini P., Ricciardi, E. 2008 b. Modulation of specific brain activity by very subtle geometrical perceptual relationships of the Mangina-Test: A functional magnetic resonance imaging study in young healthy adults. International Journal of Psychophysiology 69: 147.

Mangina, C.A., Beuzeron-Mangina,.H, Ricciardi, E., Pietrini P., Chiarenza G. A., Casarotto S. 2009 a. Neural correlates of «analytical-specific visual perception» and degree of task difficulty as investigated by the Mangina-Test: A functional magnetic resonance imaging study in young healthy adults. International Journal of Psychophysiology (in press)

Mangina, C.A., Beuzeron-Mangina,.H,., Casarotto S., Chiarenza G. A., Pietrini P., Ricciardi, E. 2009b. Modulation of specific brain activity by the perceptual analysis of very subtle geometrical relationships of the Mangina-Test stimuli: A functional magnetic resonance imaging investigation in young healthy adults. International Journal of Psychophysiology (in press).

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МОЗГА, ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБУЧЕНИЕ В ПРЕДШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Безруких М.М.

Институт возрастной физиологии РАО, Москва, Россия

[email protected]

Последние десятилетия являются периодом повышенного интереса к изучению мозга ребенка, интереса к его развитию, функционированию, особенностям мозговой

организации различных видов познавательной деятельности и нейрофизиологическим механизмам проблем обучения. Познавательная деятельность обеспечивается системой функционально-специализированных и взаимодействующих структур мозга. Постепенность и гетерохронность их созревания в онтогенезе определяют особенность и возможности реализации когнитивных процессов на разных этапах развития. В многолетних междисциплинарных (нейроморфологических, нейрофизиологических, нейропсихологических и психофизиологических) исследованиях, проведенных в Институте возрастной физиологии РАО, установлено, что по мере прогрессивного структурно-функционального созревания мозга и формирования внутри-корковых связей изменяются степень и характер участия различных зон коры в обеспечении когнитивных процессов: зрительного восприятия, внимания, вербальной деятельности, произвольной организации деятельности, программирования движений и т.п. (Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л: Наука, 1990; Физиология развития ребенка //ред. Безруких М.М., Фарбер Д.А. М: От А до Я, 2000; Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка//ред. Фарбер Д.А., Безруких М.М. М-В: МППС, 2009 и др.). Комплексные морфологические, нейрофизиологические и психофизиологические исследования позволили выделить основные факторы функционального созревания мозга, определяющие познавательное развитие: морфофункциональное созревание нейронного аппарата коры; развитие функциональных связей между областями коры; морфо-функциональное созревание регуляторных структур мозга с ведущей ролью развития высших центров регуляции - лобной коры. В процессе онтогенеза - от периода ново-рожденности до 17 лет - выявлены периоды наиболее существенных качественных изменений функциональной организации мозга при реализации этих процессов. Одним из таких периодов является предшкольный и младший школьный возраст. Это период активного развития функциональных связей между различными областями коры, определяющих специфику участия различных зон правого и левого полушарий мозга в обеспечении когнитивной деятельности и период формирования избирательных функциональных систем обработки информации и организации деятельности в соответствии с конкретной задачей. Возрастные и индивидуальные особенности мозговой организации информационных процессов, внимания и произвольной деятельности в младшем школьном возрасте в значительной мере определяются степенью функциональной зрелости фронто-таламической регуляторной системы. Качественные возрастные перестройки в функционировании мозга ребенка в старшем предшкольном и младшем школьном возрасте характеризуется существенными индивидуальными различиями в темпах созревания коры и регуляторных систем, которые не только определяют специфику и эффективность разных видов познавательной деятельности, но и оказывают дифференцированное влияние на формирование школьно-значимых функций и успешность обучения. Анализ возрастной динамика функциональной организации мозга в процессе восприятия, внимания, вербальной и двигательной деятельности позволил определить сенситивные и критические периоды возрастного развития познавательных функций, выделить индивидуальные особенности их развития и определить причины трудностей обучения и условия эффективной организации учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.